3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях, методических объединениях

  1.   "Особенности организации дистанционного обучения в образовательной организации"- Школьное методическое объединение, МБОУ СОШ № 16
  2.  "Создание мотивации интереса изучения английского языка на основе лингвострановедческого аспекта преподавания в средней школе"-Школьное методическое объединение, МБОУ СОШ № 16-
  3. "Мнемотехника: как быстро выучить иностранный язык"Школьное методическое объединение, МБОУ СОШ № 16
  4.  "Специфика преподавания английского языка с учётом ФГОС(мотод теневого чтения)"-Школьное методическое объединение, МБОУ СОШ № 16
  5.  "Организация учебно- исследовательской и проекной деятельности в условиях реализации ФГОС"-Школьное методическое объединение, МБОУ СОШ № 16

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации дистанционного обучения в образовательной организации

Актуальность темы данной работы заключается в том, что современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы .  Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется. Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии. Перед системой образования встает глобальная проблема — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения. В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.

Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в образовании. Уже много лет широко распространено заочное обучение, давно обучает нас и верный друг — телевидение. Но на заре 21 века — века информационных технологий — с появлением сети Интернет дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень.  

1. Концепция  дистанционного обучения

Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия "дистанционное обучение" (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию.

Наиболее приемлемым определением понятия "дистанционное обучение" является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: "это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".

Е.С. Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ "Об образовании" дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.

2. Средства и методы дистанционного обучения

Исследования показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.

3. Дидактические особенности и структура дистанционных учебных курсов

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным : 

  • более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;

         максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;

         наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;

         мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения;

         особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.

Главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ ДО.



Предварительный просмотр:

Создание мотивации интереса изучения английского языка на основе лингвострановедческого аспекта преподавания в старших классах


Эффективность самостоятельной речевой деятельности у учащихся во многом определяется наличием у них интереса и мотивов к изучению того или иного иностранного языка. Обычно учащиеся всех возрастов проявляют интерес к жизни в зарубежных странах. Я считаю, что с этим и нужно связывать возможность повышения эффективности учебно-речевой деятельности на уроке.

Аспект методики, где исследуются различные приемы ознакомления учащихся с новой для них культурой зарубежной страны, называется лингвострановедением.

Лингвострановедческий подход при обучении иностранным языкам заслуживает в настоящее время все большее признание среди учителей – практиков и является одним из эффективных средств повышения мотивации интереса к изучению иностранного языка.

На современном этапе обучения иностранным языкам предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности содержания обучения за счет использования познавательно – страноведческого (лингвострановедческого) подхода к отбору и организации учебного материала. Иностранный язык усваивается в тесной связи с историей и культурой страны изучаемого языка.

Лингвострановедческий подход актуален для любого этапа обучения. Использование лингвострановедческой информации способствует усваиванию школьниками элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.

Учащиеся с большим интересом относятся к истории, культуре, искусству, обычаям, традициям, взглядам на жизнь, убеждениям, формам проведения досуга, увлечениям сверстников. Факты, которые привлекают внимание учащихся и запоминаются ими, определяются, конечно, их возрастными особенностями и индивидуальными интересами и способностями. В целом, у учащихся есть огромное желание поближе познакомиться с реалиями изучаемой страны.

Что  способствует реальному представлению учащихся о стране изучаемого языка? Это материалы, с которыми реально в повседневной жизни сталкивается англичанин или американец в своей стране: афиши, объявления, программы кино или телевидения, названия улиц, станций метро, магазинов, схемы, карты, меню ресторанов, кафе. Такие материалы отражают естественную языковую среду, создают и поддерживают мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

Важная задача преподавателя – это способствовать формированию в сознании учащихся образа сверстника, представителя страны изучаемого языка. Учащиеся стремятся понять его отношение к миру, образ мыслей, системы ценностных ориентаций и стереотипов поведения в разных жизненных ситуациях. Процесс овладения иностранным языком становится творческим процессом.

Учащиеся «открывают» для себя страну изучаемого языка и людей, говорящих на этом языке. Лингвострановедение, как аспект обучения включает широкий спектр лексических единиц. Для изучения такого количества лексики выделяют несколько аспектов информации на уроках по каждой из страноведческих тем:

Урок I. Общая информация. Географическое положение.

Урок II.Физическая география. Работа с картой.

Урок III. Население. Города. Языки.

Урок IV. Экономика. Промышленность.

Урок V. Политическая система страны.

Урок VI. Образование и культура.

Основная цель при изучении страноведческого материала – это формирование лексических навыков у учащихся, необходимых для разговора. Для достижения этой цели применяются различные методы и приемы отработки лексики на уроке.

Разнообразие конкретных фактов удачно сочетается с единообразием языкового материала: словосочетаний, грамматических структур, оборотов речи, терминов. Они необходимы для построения даже не сложного иноязычного высказывания на страноведческую тему. Повторяемость языковых структур из урока в урок позволяет систематизировать и закреплять материал.

Регулярная отработка этих фраз позволяет добиться элементарного (репродуктивного) владения английской лексикой в рамках той или иной страноведческой темы.

Одной из форм является вопросно-ответная работа на уроке: ответить на ряд вопросов, используя необходимый лексический запас слов и выражений.

При формировании навыка владения лексикой на данном этапе работы, необходимо осуществлять дифференцированный подход работы к учащимся. Слабым учащимся следует предложить менее сложные для понимания вопросы, требующие менее сложные ответы. Это позволит слабым учащимся отработать необходимые лексические единицы и позволит им полноправно участвовать в работе на уроке.

Для отработки и систематизации навыка разговорной речи по страноведческой теме на следующем этапе урока можно предложить учащимся задания такого характера, как «закончите следующие предложения», «согласитесь или не согласитесь с утверждением», «вставьте пропущенные слова в предложения», «подберите синонимы или антонимы к словам». Сильным учащимся надлежит еще повторить все предложения сначала до конца. Следующее задание перевести предложения с английского на русский язык, а затем наоборот.

Такие задания и упражнения позволяют закрепить у учащихся знания лексики по страноведческой теме для дальнейшего использования в диалогической речи, как переходном этапе к монологической речи.

Аудирование – это еще один этап подготовки к монологической речи. Для аудирования  выбирается небольшой текст, содержащий интересную для учащихся информацию, часто дополнительную. Аудировать тексты можно с аудио или видео пленки, а также с чтения вслух.

При изучении той или иной темы страноведческого характера, можно  брать за основу печатный текст, содержащий фактический материал по теме и все те лексические и грамматические единицы, которые отрабатываются с учащимися.

Развитию навыка монологической речи по страноведческой теме способствуют упражнения: описать то, что изображено на картинке (изображение какой-либо достопримечательности); составить рассказ по аналогии с прослушанным; составить рассказ на пословицу; придумать коллективный рассказ.

Одним из достоинств лингвострановедческого подхода является то, что лучше всего он реализуется в ролевых и проблемных играх. Использование игр на уроке, при отработке страноведческой темы, позволяет вызвать интерес к теме, мотивацию к ее изучению, способствовать к закреплению в памяти учащихся языкового материала, активизировать учебную и творческую деятельность.

Необходимо организовывать  процесс обучения страноведческих тем таким образом, чтобы сведения по истории, экологии, культуре страны получили постоянное практическое использование в речи учащихся.

Таким образом, создается органичная система коммуникативных навыков и умений, которая обеспечивает ситуативное поведение учащихся при изучении страноведческой темы.



Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники

при обучении английскому языку

Освоение новой лексики – это один из самых трудоемких процессов в изучении любого иностранного языка. Чтобы запоминать новые слова, нужна хорошая память. К большому сожалению, не все дети наделены способностью быстро схватывать и запоминать незнакомые для них слова. Постепенно это приводит к тому, что у детей пропадает желание заниматься дальше, а учебные материалы составлены так, что изучению лексики много времени не отводится. Вышеуказанная проблема даёт возможность использовать на уроках английского языка такой прием, как мнемоника или мнемотехника. Понятия «мнемоника», «мнемотехника» являются синонимами и обозначают один и тот же процесс – запоминание. Этот метод предполагает запоминание новых слов путем ассоциаций и творческого мышления, а также рассматривает процесс изучения языка в целом. Применение данного приема является вспомогательным средством при изучении английского языка. Благодаря такому приему дети не только учатся быстро запоминать новую лексику, но и активно развивают работу мозга в целом.

  1. Что такое мнемотехника

Мнемотехника или мнемоника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. ep Мнемоническое ep запоминание ep похоже ep на ep образное ep конспектирование: ep запоминается ep самое ep важное ep и ep в ep виде ep зрительных ep образов. ep Мнемоника ep вполне ep может ep заменить ep традиционные ep бумажные ep шпаргалки. ep Но ep в ep отличие ep от ep них, ep мнемонические ep «шпаргалки» ep — ep невидимые, ep и ep могут ep сохраняться ep в ep памяти ep и ep быть ep полезными ep пожизненно. ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep  eМнемоническое ep запоминание ep состоит ep из ep следующих ep  ep этапов: ep кодирование ep в ep образы, ep запоминание ep (соединение ep двух ep образов), ep запоминание ep последовательности, ep закрепление ep в ep памяти.

2.Приемы ep запоминания

 ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep Освоение ep словарного ep запаса ep предусматривает ep прохождение ep трех ep уровней:

  1. Правильное ep произношение ep слов ep на ep английском ep языке ep и ep перевод ep их ep по ep памяти ep на ep русский ep язык ep (уровень ep знания) ep 
  2. Перевод ep с ep русского ep языка ep на ep английский ep слов ep в ep том ep же ep порядке, ep что ep и ep с ep английского ep на ep русский ep (уровень ep умения) ep 
  3. Воспроизведение ep английских ep слов ep наизусть, ep как ep таблицу ep умножения ep (уровень ep навыка) ep 

 ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep В ep научной ep литературе ep описывается ep много ep приемов ep запоминания. ep Вот основные:

  • Образование ep смысловых ep фраз ep из ep начальных ep букв ep запоминаемой ep информации
  • Рифмизация
  • Запоминание ep длинных ep терминов ep или ep иностранных ep слов ep с ep помощью ep созвучных
  • Нахождение ep ярких ep необычных ep ассоциаций ep (картинки, ep фразы), ep которые ep соединяются ep с ep запоминаемой ep информацией
  • Метод ep Цицерона ep на ep пространственное ep воображение
  • Метод ep Айвазовского ep основан ep на ep тренировке ep зрительной ep памяти
  • Методы ep запоминания ep цифр: ep 
  • закономерности
  • знакомые ep числа

 ep  ep  ep  ep  ep  ep  ep При ep изучении ep иностранных ep языков ep важное ep  ep место ep среди ep прочих ep занимает ep  ep метод ep фонетических ep ассоциаций. ep Суть ep метода ep заключается ep в ep подборе ep созвучных ep слов ep к ep запоминаемому ep иностранному ep слову ep из ep слов ep родного ep языка. ep Например, ep слову ep fish ep [fi∫] ep – ep РЫБА ep созвучно ep русское ep слово ep ФИШка. ep 

 ep 3.Как ep запомнить ep слово

Для ep того, ep чтобы ep лучше ep запомнить ep английские ep слова ep методами ep фонетических ep и ep последовательных ep ассоциаций, ep надо, ep прежде ep всего: ep 

1. ep Правильно, ep желательно ep вслух, ep прочитать ep английское ep слово, ep сконцентрировав ep внимание ep на ep его ep звучании, ep а ep не ep написании. ep Лучше ep прочитать ep его ep 2-3 ep раза. ep 

2. ep Затем ep прочитать ep перевод ep и ep предложенную ep звуковую ep ассоциацию, ep данную ep в ep сюжете. ep Для ep того ep чтобы ep звуковая ep ассоциация ep “не ep терялась”, ep она ep и ep дается ep вместе ep с ep переводом ep в ep едином ep сюжете. ep Есть ep слова, ep с ep которым ep у ep всех ep людей ep возникают ep стереотипные ep ассоциации, ep например ep buy ep |БАЙ ep |- ep Бай ep купил ep бамбук. ep Если ep ассоциация ep или ep сюжет ep покажется ep вам ep неудачным, ep можете ep придумать ep свою ep ассоциацию ep или ep сюжет.

3. ep Дальше ep можно ep использовать ep метод ep оживления, ep т.е. ep постарайтесь ep ярко ep представить ep картинку ep /бай ep идёт ep по ep базару/, ep услышать ep хруст ep денег ep и ep звон ep монет ep (метод ep соощущений) ep  ep или ep же ep превратить ep картинку ep в ep фильм, ep оказавшись ep его ep участником ep (метод ep вхождения), ep /вы ep тоже ep стоите ep рядом ep с ep баем ep и ep покупаете ep бамбук/. ep  ep Психологи ep отмечают, ep что ep чем ep комичней ep и ep необычней ep ситуация, ep тем ep лучше ep срабатывает ep непроизвольная ep память, ep и ep полученная ep таким ep образом ep информация, ep дольше ep хранится ep в ep долговременной ep памяти.

4. ep Созвучие ep тоже ep необходимо ep прочитать ep вслух, ep прежде ep всего, ep из-за ep того, ep что ep написанное ep русское ep слово ep может ep меньше ep походить ep на ep английское, ep чем ep тоже ep слово, ep но ep произнесенное ep вслух. ep 

ep  Заключение

 ep  epep При ep обучении ep мнемоническими ep методами ep важно ep апеллировать ep к ep личному ep опыту ep учащихся, ep к ep их ep чувствам ep и ep эмоциям. ep Даже ep при ep использовании ep существующих ep пособий ep необходимо ep давать ep учащимся ep большую ep свободу ep в ep составлении ep визуально-логических ep цепочек ep для ep запоминания ep лексического ep материала, ep поскольку ep такой ep личностно ep окрашенный ep материал ep по ep всем ep законам ep психологии ep запоминается ep прочнее ep и ep хранится ep в ep памяти ep дольше. ep Поиск ep изобразительных ep и ep звуковых ep ассоциаций ep способствует ep развитию ep визуального ep мышления. ep Кроме ep того, ep развитие ep эйдетической ep памяти, ep умение ep оперировать ep визуальными ep образами ep помогает ep решать ep не ep только ep проблемы, ep связанные ep с ep запоминанием ep слов, ep то ep есть ep является ep эффективным ep не ep только ep в ep процессе ep обучения ep иностранным ep языкам, ep но ep и ep в ep решении ep задач ep из ep смежных ep областей ep (точные ep науки, ep научная ep деятельность ep в ep целом, ep бизнес ep и ep пр.), ep и ep даже ep вопросов, ep с ep которыми ep мы ep сталкиваемся ep в ep повседневной ep жизни, ep а ep также ep стимулирует ep познавательную ep активность ep и ep повышает ep общий ep интеллектуальный ep уровень ep развития ep обучающихся. ep 



Предварительный просмотр:

Специфика преподавания английского языка с учётом ФГОС (метод теневого чтения).

Отработка восприятия на слух разговорного иностранного языка.

Разговор на любом языке, в том числе, иностранном, имеет 3 составляющие:

1 – умение нормально говорить (быстро и правильно формулировать свою мысль)

2 – использование слов, фраз и выражений, базовой грамматики и т.п.

3– понимание на слух. Предположим, вы увидели представителя той страны, язык которой вы изучаете. Вы преодолели свой страх и стеснительность, подошли к нему, задали вопрос, он вас понял и ответил. А вы его не поняли. На этом разговор, конечно, оборвется.

Для того чтобы уметь общаться на иностранном языке необходимо не только знать слова и уметь выстроить их в нужной последовательности. Главная проблема заключается в том, как понимать на слух разговорную речь.

Для решения этой проблемы наиболее эффективным методом является просмотр фильмов и сериалов на изучаемом языке (без субтитров).

Наиболее полезно начинать занятия с просмотра сюжета на 15–20 секунд. Его нужно прослушать много раз. В итоге вы или поймете все, что сказали актеры, тогда можно переходить к следующему сюжету, или не поймете ничего, тогда нужно посмотреть перевод в субтитрах. Основываясь на переводе воссоздать текст, произнесенный актерами и записать его в тетрадь. Если в нем встречаются незнакомые слова или грамматические формы, то разобрать их. Потом текст нужно несколько раз прочитать самостоятельно, а затем одновременно с актерами, чтобы закрепить материал.

При многократном прослушивании текста на иностранном языке,ухо начинает улавливать и различать звуки, которые они говорят, и из общей массы, будут выделяться отдельные слова и фразы.

Оптимальное время занятия – 20 минут каждый день.

 Методика теневого чтения

Теневое чтение – это методика отработки правильного произношения на иностранном языке.

Для того чтобы начать осваивать эту методику необходимо иметь

текст и аудио одновременно, поскольку одной из техник будет – слушать и

повторять. Нужно иметь либо аудиокнигу с текстом, либо подкаст со сценарием. Подкаст – это запись передачи. Например, сюжет можно найти на сайте BBC, а ссылка будет в описании к этому видео, которую можно скачать.

Когда материал подготовлен, нужно взять первую реплику или маленький диалог и выполнить первый этап – слушать и читать. Очень важно прослушать текст 5–10 раз, чтобы понять, какое там произношение,интонация, скорость, ударение, а затем постараться повторить их. Нужно постараться читать с той же интонацией, как говорят в подкасте, без запинок, красиво, с той же интонацией, с тем же произношением.

Когда этот этап отработан, можно перейти к следующему – чтение текста одновременно с носителем языка. Поскольку голос диктора, который вы будете слышать одновременно с вашим, будет вас сбивать, то нужно хорошо предварительно отработать первый этап. Чтение вместе с диктором нужно отработать до такой степени, чтобы произносить текст одновременно с ним. И как бы стать его тенью. Нужно полностью скопировать его произношение, скорость, интонацию и ударение. В конечном счете, это приведет к тому, что вы будете говорить как он. Но для того, чтобы этого достичь, нужно прочитать текст вместе с диктором несколько десятков раз.

Следующим шагом для освоения технологии теневого чтения будет запись своего чтения на аудио носитель. После этого очень важно послушать себя со стороны. Несмотря на то, что голос вам не понравится, нужно услышать свое чтение, свой голос со стороны. Это позволит вам заметить все ваши ошибки в интонации, произношении, скорости, ударении и т.д.

И последним этапом освоения технологии теневого чтения будет сравнение своей записи с оригиналом. Это даст вам возможность почувствовать свои ошибки и понять, что нужно подкорректировать.

Если сравнение покажет, что текст отработан вами плохо, то нужно вновь проделать все предыдущие шаги до тех пор, пока результат не будет достигнут. И это упражнение с небольшими кусочками текста нужно проделывать каждый день несколько недель подряд.

Освоение технологии теневого чтения требует очень кропотливой работы и большого количества времени, но приведет к тому, что ваше произношение будет правильным.

Если прослушать свои первоначальные записи после месяца тренировки по технологии теневого чтения, то вы сами услышите, что произношение улучшилось в несколько раз. Поскольку произношение – это физический навык, а поскольку мы тренируем наш артикуляционный аппарат, то умение постепенно придет с практикой



Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

 В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников должно уделяться первостепенное внимание как со стороны педагогов, так и со стороны администрации школы. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.

Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса. Необходимо сразу же после создания Программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, являющейся составной частью (метапредметной подпрограммой) основной образовательной программы школы, продумать алгоритм действий и администрации школы, и педагогического коллектива по реализации данной программы в практической деятельности учреждения. Организационно-методическое обеспечение программы должно стать одной из основных задач администрации образовательного учреждения.

 Обязательными административными шагами должны стать следующие действия: -        разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, внесение изменений в должностные инструкции учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;

-        заключение соглашений, договоров о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;

-        организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, студий, клубов, научных обществ, конкурсов, ученических конференций, фестивалей, т. е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;

 -        создание условий для поощрения активных, творческих учеников и педагогов; -        создание условий для практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы и/или других организаций; -        поиск инвестиций для инновационных разработок учащихся; -        обучение всех педагогов методам и формам педагогического сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся через систему внутришкольных семинаров, групповых и индивидуальных консультаций и тренингов, мастер-классов педагогов-новаторов;

 -        информирование обучающихся (начиная с пятых классов) и их родителей (законных представителей) о необходимости подготовки и защиты итогового проекта за курс основной школы;

-        введение системы мини-проектов в учебно-тематическое планирование учителей-предметников и в планирование работы кружков, клубов, студий, объединений дополнительного образования;

-        проведение экспертизы и утверждение тем проектов и исследовательских работ; -        разработка циклограммы работы над проектом для педагогов и учеников; -        организация работы проблемно-творческой группы по созданию памяток / рекомендаций по работе над проектом и его защитой, дневников самоконтроля ученика-исследователя, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседования с руководителем проекта;

-        разработка простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; создание экспертных карт проекта; -        закрепление за каждым учащимся своего руководителя: учителя-предметника или руководителя кружка, студии, клуба;

 -        мониторинг процесса подготовки проектов;

-        организация защиты проектов;

 -        разработка диагностического инструментария по оценке уровня сформированности навыков проектной деятельности у обучающихся;

-        организация психологического сопровождения проектной деятельности (консультационная и коррекционная помощь психологов и тренинги по тайм-менеджменту для обучающихся).

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся прежде всего необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Научное руководство требует от учителя поддержки определённого научного уровня, ориентированности на результат и инновационную направленность исследований и проектных разработок обучающихся. С методической точки зрения от учителя — руководителя проекта требуется специальная предварительная подготовка, имеющая отношение не столько к предмету и его содержанию, а в большей степени к методической грамотности учителя, его владению набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы.

 В отношении методической подготовки учителя акцент делается на следующих аспектах: -        владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом;

-        применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом, и контроль соблюдения всех этапов деятельности. Алгоритм деятельности руководителя проекта должен включать в себя следующие обязательные элементы:

-        обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска;

-        разработка банка проблемных заданий, каталога тем проектных и исследовательских работ;

-        корректировка календарно-тематического планирования по предмету/курсу с учётом проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

 -        корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы ученика с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации проекта / исследования;

 -        предложение выбора тем проектных работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбрать; -        подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на научно-методическом совете школы;

 -        формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов; -        определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом;

 -        организация и проведение предзащиты проектов и учебных исследований; -        помощь ученику/ученикам в определение формы защиты проекта: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе проектов, размещение проекта на сайте школы или другом образовательном ресурсе и т. д.; -        подготовка необходимой документации для защиты проекта: отзыва руководителя, рецензии на проект, заполненной экспертной карты проекта;

 -        организация защиты проекта.

 Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.