ТРИЗ

Материал по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet3.docx164.61 КБ
Файл triz.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №322 «Морозко»

Подготовила: воспитатель Смирнова О.А.

«Технология ТРИЗ в детском саду»

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

  • это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
  • это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Методы ТРИЗ

  • Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
  • Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
  • Метод фокальных объектов.  Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
  • Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. 
  • Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
  • Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей
  • Метод ММЧ

(моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

  • Мышление по аналогииТак как аналогия –  это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
  • Типовые приёмы фантазирования(ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Мини-музей «Волшебство в чемодане»

Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду

Игры по технике ТРИЗ, средства ИКТ, различные способы рисования, исследовательская деятельность, речевое творчество и сочинительство – вот далеко не полный перечень педагогических технологий, которые применимы при работе с мини-музеем «Волшебство в чемодане».

Атрибуты музея «Волшебство в чемодане»:

  1. Волшебные предметы: волшебная палочка, волшебное зеркало, дудочка-самогудочка, шапка-невидимка, блюдечко с каемочкой и яблочком, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, цветочек аленький, травы лечебные, зелье волшебное, волшебная горошина, молодильное яблочко, волшебное перо, меч-кладенец, ковёр-самолёт, волшебное кольцо, золотой ключик, волшебный клубочек.
  2. Картотеки дидактических игр к атрибутам музея «Волшебство в чемодане».
  3. Стихи- описания к экспонатам музея.
  4. Картотека опытов для исследовательской деятельности при создании «волшебного зелья».
  5. Загадки о сказочных предметах.
  6. Картотека заклинаний.
  7. Фонотека мелодий для дудочки-самогудочки.
  8. Набор иллюстраций по всем лексическим темам.
  9. Радужный парашют

Дидактические пособия: «Волшебные подушки», «Радужные гусенички», 

«Радужный парашют» (создание условий для двигательной активности детей)

Цели: развивать у дошкольников тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам; развивать тактильную чувствительность; научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений; развивать основы цветовосприятия.

В игры входят: 7 цветных радужных подушек с различным наполнением, горошина, кукла-принцесса, 2 радужных гусеницы на липучках, «Радужный парашют», демонстрационный материал по лексическим темам.

Методические рекомендации:

Вариант 1. Предложить ребенку на ощупь определить наполнение подушки, в которую педагог помещает пуговицы, крупу, бобы, горох, каштаны, синтепон, пластмассовые шарики, описать, что там находится, описать свои ощущения, отгадать или загадать загадку.

Вариант 2. «Сложи по цветам радуги»

Вариант 3.  «Сложи от самой маленькой до самой большой»

Вариант 4. «Слепи-разлепи»

Вариант 5. «Тёплый цвет – холодный цвет»

Вариант 6. «Что бывает такого цвета?»

Вариант 7.  «Помоги гусеничке собраться по цветам радуги»

Вариант 8. «Маленькая-большая»

Вариант 9. «Радужный парашют» 

Многофункциональное пособие позволяет проводить дидактические и подвижные игры. Парашют можно использовать для закрепления лексических тем. В ходе игры, дети, двигаясь по цветному маршруту, закрепляют название цветов, математический счет, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с окружающим миром.

ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей  в контексте с требованием ФГОСТ ДО»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

•        Тип проекта: творческий ;

•        Участники проекта: педагоги, дети, родители.

•        Длительность: долгосрочный (один год 2021-2022)

•        Форма представления: презентация, статья.

Актуальность проекта

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

•        Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС ДО - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, развитым нестандартным видением мира, раскрепощенным мышлением.

Работая в коррекционном детском саду, стараюсь внедрять инновационные технологии , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности каждого ребенка.

Проблема: не просто развитие фантазии и воображения у детей, а умение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Гипотеза: я предполагаю, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии, что в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Ожидаемые результаты в работе с детьми

•        Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

•        обладает развитым воображением;

•        ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

•        ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и

 сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

•        склонен наблюдать, экспериментировать

Ожидаемые результаты в работе с родителями

•        У родителей должен повыситься уровень знаний по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии детей;

•        Родители овладеют умениями создавать условия для развития творческой личности ребенка.

Цель: раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством ТРИЗ – технологии.

Задачи:        формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

•        вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности;

•        учить самостоятельно добывать информацию через поисковую деятельность;

•        поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру;

•        развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы;

воспитывать у детей интерес к процессу познания;

воспитывать умение работать в коллективе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка;

Новизна: использование нетрадиционной формы работы, которая ставит ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Реализация проекта осуществлена в три этапа: 

1 этап – организационный

Содержание этапа

1. Анкетирование родителей.

Цель: изучение осведомленности родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также готовность к освоению новых методов развития детей.

2. Организация и проведение родительского собрания.

Цель собрания: создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе

Задачи: повысить интерес родителей к развитию познавательной активности детей посредством ТРИЗ-технологий;

активизировать родителей на приобретение и изготовление пособий ТРИЗ своими руками.

3. Сбор и обработка подобранной информации по ТРИЗ

Цель: создание методической копилки дидактических игр и методов ТРИЗ для развития познавательной активности дошкольников.

2 этап – практический

Содержание этапа

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы.

2. Разработка и изготовление вспомогательных пособий

3. Апробация изготовленных пособий на практике в работе с детьми.

3 этап - презентация проекта

План мероприятий по реализации поставленных задач

Ресурсы:

•        интернет-ресурсы;

Продукт проекта:

 Вспомогательная копилка методических пособий по ТРИЗ, которые я успешно использую в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности дошкольников:

•        наглядный и демонстрационный материал по темам на бумажном и электронном носителе с кратким описанием, с подборкой художественной литературы;

•        дидактические игры;

•        методические комплекты «Круги Луллия», «Сказочные домики» «Домики по темам», «Волшебный цветок».

Критерии эффективности

•        заинтересованность родителей в результате проделанной совместной работы;

•        проявление интереса дошкольников к использованию пособий в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности;

•        использование пособий коллегами в образовательной деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты

•        копилка пособий ТРИЗ для развития познавательных способностей дошкольников;

•        повышение интереса родителей к развитию познавательной активности детей;

•        активное взаимодействие в системе «педагог-родитель-ребенок» ;

•        преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Задача: собрать методический материал, необходимый для создания учебных ТРИЗ-пособий и дидактических игр по развитию познавательной активности

  1. Изучить специальную методическую литературу по использованию ТРИЗ в ДОУ.
  2. Выбрать методы и подходы к реализации проекта.

воспитатель.

В течение года

Задача: систематизировать отобранный материал по определенным темам, в соответствии с календарно-тематическим планированием

  1. Распределить подготовленный материал по отдельным папкам в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ
  2. Пополнять копилку новыми методическими пособиями и дидактическими играми по ТРИЗ.

воспитатель

Сентябрь 2020 год

В течение года

Задача: создать условия для привлечения родителей к проектной деятельности

  1. Провести анкетирование родителей с целью изучения осведомленности родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также готовности к освоению новых методов развития детей.
  2. Разработать и провести групповое родительское собрание, с целью привлечения родителей к проблеме развития познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.
  3. Подготовить и провести мастер-класс «Игра для ребенка своими руками»
  4. Привлечь родителей к изготовлению методических пособий по ТРИЗ.
  5. Запланировать и провести конкурсы для родителей по теме «Игра с использованием ТРИЗ», материалы которых можно будет использовать в проекте.

Воспитатель

В течение года

Задача: преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы

  1. Подготовить демонстрационный, игровой обучающий материал в уголке «Центр ТРИЗ».

Воспитатели группы

Октябрь,

в течение года

Задача: разработать и изготовить учебные пособия разных видов

  1. Разработать и изготовить:
  • наглядный материал в соответствии с планом ознакомления дошкольников с ТРИЗ технологиями;
  • картотеку дидактических игр
  • методический комплект «Круги Лилия» и другой материал

Воспитатели группы,

родители

В течение года

Задача: апробировать изготовленные пособия на практике в работе с детьми

  1. Применять изготовленные пособия в работе с детьми, с целью определения их практической значимости и устранения недочетов.

Воспитатели группы

В течение года,

однократно

Список литературы

  1. Белоусова Л. Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.
  4. Гин С. И. ТРИЗ-педагогика для малышей. КТК Галактика, 2018.
  5. Дыбина О. В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  6. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  7. Жихар О. П. ОТСМ – ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
  8. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ- педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ- педагогики. Саратов, 2004.
  9. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитиетворческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
  10. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  11. Михайлова З.А. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Детство-Пресс, 2012.
  12. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» АРКТИ, 2017.