Кружковая работа

Петрова Александра Владимировна

Кружковая деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 47 «Ёлочка»  

Принято:                                                  Согласовано:                      Утверждено:

Совет педагогов МБДОУ                   Зам.зав.  МБДОУ           Заведующая МБДОУ

 детского сада №47 «Ёлочка»           детский сад № 47          детского сада №47 «Ёлочка»  

Протокол №                                         «Ёлочка»                         Орлова В.Л.

От « _____»_____20___г.                     Сальникова О.Г.              ___________________

                                                              __________________

 

Рабочая программа

По художественному творчеству

«Волшебные салфетки»

Для детей 2 младшей группы

___один год______ _  

 (срок реализации программы)

Составитель:

Петрова Александра Владимировна

воспитатель МБДОУ детского сада №47 «Ёлочка»

   г.Улан-Удэ, 2021 год

 Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
                                                   

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
                                                                         

  Другими словами,: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                             

 Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравним (лёгкость обработки, минимум инструментов). Работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна, а так, же дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

 Удивительно интересный и податливый материал - бумажные салфетки. Он доступен для ребёнка и позволяет открыть новые возможности в развитии мелкой моторики. Аппликация и художественное конструирование с использованием бумажных салфеток могут быть: предметными, сюжетными, и декоративными. В процессе работы ребёнок знакомится с разными приёмами обработки салфеток: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием и др. Занятия с использованием бумажных салфеток повышают самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, способствуют развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, развития мелкой моторики руки.

Аппликация – это способ работы с цветными кусочками бумажных салфеток. Аппликация развивает конструкторское мышление – собирать целое из кусочков.

Торцевание – этот вид бумажного творчества необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе, на пластилине, на пенопласте.

Жгутики – бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в жгутики, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Все эти техники помогают в развитии детского творчества:

· Эстетического вкуса и художественного воображения;

· Развивают тактильные ощущения и моторику;

· Помогают в изучении цветов и форм;

· Ребёнок узнает на практике слово «технология» – ведь чтобы получить результат нужно сначала потрудиться и сделать определенные действия – нарезать цветные квадратики ножницами, скатать комочки, намазать клеем, приклеить в определенное место и т. д.

Цели и задачи программы:

Развитие у детей мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей в процессе использования различных техник работы с бумажной салфеткой

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умения следовать устным инструкциям;

-Обучать различным приёмам и поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;

- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;

-Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;

Развивающие:

-Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, пространственного мышления, способности к творчеству;

-Развитие художественного вкуса;

-Развитие навыков апплицирования и конструирования;

-Развитие уверенности в своих способностях;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к работе с бумажными салфетками;

- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.

-Воспитание внимательного отношения к близким людям (подарки родным)

Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Содержание программы.

Содержание программы предполагает развитие творческих способностей детей по принципу от простого к сложному, и разделена поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;

 1 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков из целой салфетки).

2 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации).

 3 – «Жгутики» (приём скручивания бумажных полосок)

1.Развитие творческих способностей детей.

2. Проявление   интереса к изготовлению поделок из бумажных салфеток.

3. Владение различными приёмами работы с бумажными салфетками.

4.Развитие   умелости рук, мелкая моторика, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

презентации детских работ родителям (сотрудникам);

Форма образовательной работы:

Кружок «Волшебные салфетки».  Курс подготовки по бумажной пластике в течение года для детей дошкольного возраста.  Для разработки занятий учитываются психологические особенности возрастной группы.

Расписание кружка строится в форме НОД с возрастными требованиями из расчёта 1 раз неделю во второй половине дня в группе. Продолжительность занятия: 15 минут – 2 младшая группа группа. Общее количество учебных занятий в год – 33. НОД строится из трёх частей: вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала. Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помощь, индивидуальная работа. Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Формы и методы, используемые на занятиях:

-Загадка, беседа, художественное слово;

-рассматривание иллюстраций;

-показ образца выполнения приёмов и последовательности работы.

Материал к занятию:

-бумажные салфетки разного цвета, цветной картон, белая бумага, клей ПВА, кисточки для клея

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Тематический план 2021-2022 уч. год

 

Октябрь

Тема

Содержание работы, цель.

Материал

Кол-во занятий

1.

«Знакомство с салфетками»

Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д).  Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик.

Салфетки разных цветов

1

2.

 

Скатывание комочков из салфеток

Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток.

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

 Салфетки разных цветов

1

3.

Осеннее дерево

Закреплять умение ритмично располагать «комочки»

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

Продолжать формировать умение работать сообща на одном листе;

Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей, салфетки, листы бумаги-картона, осенние листочки

1

4.

 Веточка рябины

 Продолжать закреплять учить детей скатывать салфетки в комочек;

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Развивать целостное восприятие, переключение внимания, память;

Воспитывать усидчивость, терпение

Листы бумаги А3, с нарисованными веточками рябины,  бумажные салфетки, клей  

1

Ноябрь

5.

«Мимоза»

Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу.

        

бумага, разноцветные салфетки, клей , иллюстрация с изображением мимозы

1

6.

 «Барашек»

Приём скатывания  комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации. Закрепить умение работать с ножницами.

бумага, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация с изображением барашка

1

7.

«Открытка для мамы»

(День Матери)

(коллективная работа)

Повторить знания о сезонных изменениях в природе (осень, листопад, дождик и солнышко);

Продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону;

Упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке);

Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Картон  А3, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация вазы с цветами.

1

8

Скатывание комочков из салфеток

Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток.

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

Салфетки разных цветов

1


Декабрь

9.

«Зимнее дерево»

Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность.

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей иллюстрация с изображением дерева

1

10.

«Новогодняя ёлочка»

Совершенствовать умение в скатывании комочков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции 

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей иллюстрация с изображением елочки

1

11.

«Зайка в зимнем лесу»

Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа;

Формировать умение включаться в игровую ситуацию;

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе;

Закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа.

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, иллюстрация с изображением зайчика

1

12.

«Елочка»

Учить детей создавать образ елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета);

Продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»;

Развивать наглядно – образное мышление, переключение внимания

Вовлекать детей в сотворчество с педагогом создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток)

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация с изображением елочки

1

Январь

13.

«Снегири»

Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества.

Лист бумаги с изображением снегирей на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, иллюстрации с изображением снегирей,

1

14.

«Рыбки в аквариуме»

Коллективная работа

Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбокиспользуя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность.

Картон разноцветные салфетки, клей, иллюстрация аквариума с рыбками, изображение аквариума

1

15.

«Зимний лес»

(коллективная работа)

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, закреплять признаки зимы;

Закреплять умение сминать салфетки в «комочки»;

Учить приклеивать «комочки» по контуру, приклеивая их, рядом друг с другом;

Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, изображение деревьев.

1

16.

«Снеговик»

По контуру

 Вызвать интерес к изображению снеговика;

Развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображение, наблюдательность;

Развивать внимание, память, наглядно – образное мышление

Воспитывать у детей целенаправленность, аккуратность.

 Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей, салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери снеговика».

1

Февраль

17.

«Дангина - принцесса Белого месяца»

Коллективная работа

Закрепить умения детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить на подготовленную основу. Поощрять детей работать сообща.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, силуэт с изображением принцессы

1

19.

«Валентинки»

Закреплять умение скатывать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Развивать целостное восприятие и восприятие цвета

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Бумага, разноцветные салфетки, клей, силуэт с изображением Валентинок

1

20.

«Кораблик»

(патриотическое воспитание)

Активизировать речь детей, повторяя разные виды военного транспорта;

Продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу;

Развивать распределение внимания, мышление (сравнение), память;

Воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к выполненной работе

Цветная бумага с изображением корабля, разноцветные салфетки, клей

1

21.

«Звезда»

Формировать красные комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Учить наблюдать за работой воспитателя при оформлении звездочки;

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Листы картона с изображением звезды, салфетки, клей, иллюстрация «Звездочка»

1

Март

22.

«Волшебное дерево»

Учить моделировать образ дерева. Упражнять в использовании приема работы цветных кусочков   салфеток. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Листы картона, салфетки, иллюстрация дерева

1

23.

 «Солнышко»

По контуру

Развивать чувство формы;

Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности;

Создавать радостное настроение, желание играть вместе с воспитателем.

Картон на каждого ребенка (нарисован контур солнышка), салфетки желтого цвета, зеркало (для солнечных зайчиков), клей, музыкальное сопровождение.

1

24.

«Букет Сирени»

Вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем;

Закреплять умение располагать комочки по указанным кружочкам на сложной форме (силуэте букета)

Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Развивать восприятие цвета, воображение;

Создавать радостное настроение детям

Силуэты букета, разноцветные салфетки, клей, искусственные и живые цветы

25.

«Поздравительная открытка для мамы»

Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности;

Развивать чувство формы и композиции;

Воспитывать чувство заботы о маме.

 Силуэты букета (форма зеленого цвета), разноцветные салфетки, клей, искусственные и живые цветы

1

Апрель

26.

 «Первые цветы»

 Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета;

Развивать восприятие цвета, память, распределение внимания

Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру

Картон на каждого ребенка (нарисован контур с цветами), разноцветные салфетки, клей, цветы, изображения цветов, музыкальное сопровождение.

1

27.

 «Веточка с листочками»

 Учить выделять основные признаки сезона (солнышко греет, травка и листочки распускаются, птички поют и радуются весне);

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Учить составлять композицию по образу (веточке в вазе);

Развивать восприятие цвета, воображение

Листы бумаги для детей, с нарисованными веточками, зеленые бумажные салфетки, клей, веточки в вазе с распустившимися листочками для рассматривания.

1

28.

«Ракета»

(День Космонавтики)

Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Развивать целостное восприятие и восприятие цвета

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности

Картон с изображением ракеты на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, изображение ракеты

1

29.

«Ромашка»

(День Семьи)

(Пасхальное яйцо)

Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета;

Развивать целостность восприятия, воображение, память;

Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру

Цветная бумага, разноцветные салфетки, клей, искусственные цветы-ромашки,

1

Май

30.

 «Воздушные шарики»

По контуру и внутри

 Упражнять в раскатывании комочков из бумажных салфеток;

Учить наклеивать комочки по контуру и внутри шарика (закрашивание);

Закреплять знания и называния цвета и формы;

Развивать восприятие, устойчивость внимания, логическое мышление;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

 

Листы картона с нарисованными на нем шариками (контур), разноцветные салфетки (синие, желтые, зеленые, красные), клей, воздушные шарики разных цветов и размеров.

1

31.

«Гвоздика»

Ко Дню Победы

Учить наклеивать комочки

Закреплять знания и называния цвета и формы;

Развивать восприятие цвета, переключение внимания;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, силуэт с нарисованными гвоздиками.

1

32.

«День защиты детей»

(Коллективная работа

(к 1 июня)

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы;

Развивать наглядно – образное мышление, память, распределение внимания;

Закреплять разнообразные умения детей.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей

1

33.

«Скатывание комочков из салфеток

Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток.

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

Салфетки разных цветов

1

 

Используемая литература:

«Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.

 «Изобразительная деятельность в детском саду» 2 младшая  группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.

«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.

 «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 47 «Ёлочка»  

Принято:                                                 Согласовано:                      Утверждено:

Совет педагогов МБДОУ                   Зам.зав.  МБДОУ           Заведующий МБДОУ

 детского сада №47 «Ёлочка»       детский сад № 47          детского сада №47 «Ёлочка»  

Протокол №                                        «Ёлочка»                         Орлова В.Л.

От « _____»_____20___г.                     Сальникова О.Г.              ___________________

                                                              __________________

Рабочая программа по дополнительному образованию

 кружок «Цветоводство»

                                                  подготовительная группа

______один год______ _  

 (срок реализации программы)

Составитель:

Петрова Александра Владимировна

воспитатель МБДОУ детского сада №47 «Ёлочка»

Бурятия г. Улан-Удэ

Улан-Удэ 2022 год

Пояснительная записка

Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде. Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух. Одним из путей воспитания у дошкольников любви к природе, своему краю, дому, является приобщение дошкольников к изучению природы Кружок юных цветоводов «Комнатное цветоводство» играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников. Дошкольники изучают основные комнатные растения, их названия, экологические факторы их жизни и правильный уход за ними. Комнатные растения находят самое разностороннее применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и различных семейств, поэтому они являются незаменимыми объектами в работе кружка. Работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение в жизни человека.

Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.

Программа кружка юных цветоводов рассчитана на дошкольный возраст от 6-7 лет. Занятия по программе проводятся один раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия 20-25 минут. Количество участников –10 детей.

Срок реализации программы - 1 год.

Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.

Цель программы: воспитывать у учащихся любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.

 Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
1. Формирование дополнительных знаний о комнатных растениях.

2. Формирование познавательного интереса, при сборе дополнительной информации о растениях.

3. Приобретение экспериментальных, практических умений и навыков в работе с комнатными растениями.

4. Воспитание бережного отношения к природе.

5. Развитие эстетического вкуса, умения ценить красоту в себе и окружающем мире.

6. Развитие познавательного интереса у дошкольников.

7. Развитие умения работать с дополнительными источниками информации

Дошкольники должны знать:

- основные факторы среды обитания растений;

- виды комнатных растений;

- приемы размножения и выращивания комнатных растений;

- вредителей комнатных растений.

Должны уметь:

- провести посадку растения;

- ухаживать за комнатными растениями;

Список детей:

Перспективное планирование кружка «Цветоводство»

Тема занятий

Цели и задачи занятий

Формы и методы

Количество занятий

1

Общие сведения о комнатных растениях

Рассказать детям о том, что большинство комнатных растений-выходцы из тропических стран, жарких пустынь. Познакомить с правилами содержания, прививать любовь к живой природе.

Беседа. Рассматривание иллюстраций комнатных растений.

1

2

Уход за комнатными растениями:

  1. Поливка
  2. Опрыскивание
  3. Мытье
  4. рыхление

Привитие детям навыков по выращиванию и уходу за растениями, развитие наблюдательности, способствовать эстетическому воспитанию детей, поддерживать интерес к уходу за растениями, расширять кругозор ребенка.

Беседа. Практическая работа.

1

3

Осмотр уголка природы.

Закрепить умения детей различать объекты уголка природы, уточнить знания о способах ухода за ними (частота поливки растений, место по отношению к свету)

Беседа. Практическая работа.

1

4

Беседа о труде дежурных в уголке природы.

Отметить изменения в состоянии комнатных растений (прекратился рост, цветение, познакомить с новыми способами ухода, вызвать чувство ответственности за состоянием растений.

Беседа. Практическая работа.

1

5

Перевалка и пересадка комнатных растений

Прививать детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивать наблюдательность, эстетический вкус, прививать трудовые навыки.

Практическая работа.

4

6

Рассматривание комнатное растение (герань душистая)

Закрепить знания о том, что в уголке природы находятся разные комнатные растения, за которыми по-разному надо ухаживать, закрепить представления об особенностях внешнего строения герани.

Практическая работа.

1

7

Аппликация из засушенных цветов.

Учить детей составлять различные композиции из засушенных цветов, воспитывать эстетический вкус.

Практическая работа.

1

8

Борьба с вредителями растений.

Развивать наблюдательность, учить выявлять болезненное растение и своевременно применять меры по борьбе с вредителями.

Беседа.

1

9

Размножение комнатных растений

  1. черенками
  2. луковицами
  3. отпрысками
  4. корневищами

Познакомить со способами размножения комнатных растений, вызывать желание вырастить красивое растение в подарок.

Практическая работа.

4

10

Рассматривание комнатных растений (колеус и алоэ)

Научить различать и узнавать алоэ, познакомить с особенностями ухода, закрепить особенности внешнего вида и ухода за колеусом и алоэ, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к ним.

1

11

Рассматривание кактусов

Уточнить известные детям способы ухода за комнатными растениями, познакомить с новыми способами уборки пыли, воспитывать интерес детей по уходу за цветами.

Беседа.

Практическая работа.

1

12

Посев и посадка семян для выращивания рассады (настурция, георгины)

Закреплять представление о том, что растения выращивают из семян, упражнять детей в навыках посева и посадки. Дать знания о том, что растения, которым надо больше времени для роста, высаживают рассадой.

Практическая работа.

4

13

Посев цветочных семян для рассады (львиный зев, анютины глазки)

Закреплять представления детей о том, что семена сажают в землю, поливают, их них вырастают растения, знакомить с приемами посадки, вызывать интерес.

Практическая работа

4

14

Экскурсия в парк

Рассматривание первоцветов

Учить различать растения по величине, листьям, цветку.

Уточнить представления о том, что там, где расцвели первоцветы, создались условия, необходимые для роста растений. Воспитывать бережное отношение к природе.

2

15

Работа на участке по высадке рассады цветов.

Формировать навыки посадки рассады, вызвать интерес к выращиванию растений.

Практическая работа

6

16

Рассматривание клумбы с цветами.

Учить видеть характерные особенности цветов (цвет, запах, форму листьев), воспитывать бережное отношение к природе.

1

Литература

Ганичкина О. Любимые домашние цветы. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 112с.

Д-р Д.Г.Хессайон Все о комнатных растениях. – М.: «Кладезь-Букс», 2003. – 256с.

Дятченко Т.И. Растения на балконе и террасе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 184с.

Комнатные растения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 672с.

Родина В.А. Цветоводство в школе. – М.: Учпедгиз, 1955. – 144с. (http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml)

Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2007. – 319с.

Степура А.В., Степура М.Ю. Комнатные растения. Практическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2004. – 368с.

Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                          детский сад №47 «Ёлочка»

Принят на заседании                                                                               Утверждаю                                                  педагогического совета                                                                           Заведующий МБДОУ                                      протокол № ____                                                                                     детский сад № 47 «Ёлочка»                      от «___»____________20 __ г.                                                               __________В.Л. Орлова                          

«Юные патриоты»

Рабочая программа                                                                                                   образовательной студии                                                                                                                по нравственно- патриотическому воспитанию                                                                детей старшей и подготовительной групп                                                                                   на 2023-2024 учебный год

                                                                                                                                                                         

                                                         Составили:    

                                                                                    Воспитатель Исаенко В.К.                    

                                                                                          Воспитатель Мясникова А.М.                

                                                                                    Воспитатель Петрова А.В.

Г. Улан – Удэ

2023 г.

Расписание работы

Образовательная студия работает в течение учебного года (сентябрь- май включительно), один раз в неделю. План образовательной студии рассчитан на год. Количество детей, посещающих образовательную студию «Юные патриоты» - 30 человек. Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Пояснительная записка

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьёй приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают своё развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Программа образовательной студии – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Занятия образовательной студии направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы:

Создание системы работы по формированию нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко- национальных и природных особенностей родного края.

Задачи:

* Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).

* Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;

* Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

* Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

* Расширение представлений детей о России, ее столице.

* Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

* Побуждать детей к выполнению общественно- значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

* Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.

* Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

*Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

* Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом.

* Расширятся знания и представления о труде разных профессий; дети имеют посильные трудовые обязанности дома и в детском саду, несут ответственность за их выполнение.

* Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;

* Сформируется интерес к народным традициям и промыслам;

* Расширятся представления о России, о месте проживания. Дети знают символику России и Бурятии, достопримечательности, испытывают чувство гордости за свой город.

* Дети знают кто такие семейские и казаки, знакомы с их бытом.

* Дети знают традиции, старинные забавы, игры, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.

* Сформируются чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;

* Дети будут проявлять чувство уважения и заботу к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;

* Дети полюбят природу родного края, научатся любоваться природой и будут бережно относиться к ней.

Учебный план на 2023-2024 учебный год.

I БЛОК: «Человек и общество»

Сентябрь    

1. Определение первичного уровня знаний детей. Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

2. Беседа с детьми на тему «Моя семья» (создание родословного древа)

Цель: формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, о заботе и поддержке.

3. Беседы на тему «Страна вежливости»

Цель: воспитывать культуру общения, правила хорошего тона, таких как вежливость и приветливость. Просмотр презентаций, мультфильмов.

4. «Что такое дружба?» Беседы, разбор ситуаций. Продуктивная деятельность.

Цель: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них

II БЛОК: «Моя страна – Россия»

Октябрь

1. Беседа о России. Просмотр презентации «Москва - столица России»

Цель: развивать чувства патриотизма, формировать представления о Родине, о главном городе нашей страны, в которой мы живём. Рассматривание альбома «Достопримечательности Москвы» Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы, историей возникновения города. Государственные символы.  Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, гимне. Нетрадиционное изготовление «Флаг России».

Цель: сформировать уважительное отношение к государственным символам, помочь запомнить флаг России.

    2. Рассматривание презентации «Народы России»

Цель: познакомить детей с народами, проживающими в нашей стране, их культурой и народными особенностями.

  1.  Народы, проживающие в Бурятии. Цель: познакомить детей с народами, проживающими в нашей республике, их культурой. Познакомить с понятием «малая Родина», символикой Бурятии, города Улан- Удэ. Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах Бурятии – гербе, флаге, гимне.
  2.  «Моя улица». Беседа.  Цель: формировать интерес к малой Родине, улицам, жилым домам.  Воображаемая прогулка по поселку Забайкальский, по достопримечательностям г. Улан – Удэ.  Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку, городу.

 

III БЛОК: «Народная культура и традиции»

Ноябрь

1. Беседа на тему «Как жили люди в старину»

Цель: познакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе.  Прививать чувство любви к родной деревне. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.

  1. Дать представления о русской избе. Презентация «Русская изба». Знакомство с бытом, кухонной утварью и др.  Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне. Экскурсия в мини- музей.
  2. Русская печь. (место русской печи в избе, поговорки, пословицы, частушки)
  3. Продуктивная деятельность: шаньги (соленое тесто).

Декабрь 

  1. Знакомство с обрядовыми праздниками на Руси (Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала). Вековые традиции и обычаи.
  2. «Святки на Руси». Просмотр мультфильма, презентации. Разучивание колядок.

3.-4. Подготовка к развлечению «Зимние святки». Разучивание русских народных игр, народных песен, колядок. Театрализация.

Январь

  1. Проведение развлечения «Зимние святки».
  2.  Русский фольклор. Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре.

3.- 4. «Мастера – золотые руки».   Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, толерантное отношение к традициям русского народа. Знакомство с русскими народными промыслами. Экскурсии в мини- музеи ДОУ.

Февраль

1.-3.  «Семейские в гостях у ребят». Тематические занятия и беседы по темам: «Одежда и украшения старообрядцев», «Кухня семейских», «Праздники старообрядцев». Презентации, видеофрагменты выступлений семейских Тарбагатайского района.

4. Развлечение

   

Март

1. Досуг «Госпожа честная Масленица…»

Цель: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленицы. Просмотр презентации, мультфильма., разучивание масленичных игр.

2. «Народная игрушка: кукла – самоделка»

Цель: познакомить с народной куклой – самоделкой, способами изготовления этой куклы. Продуктивная деятельность: изготовление куклы – оберега.

3.-4. «Путешествие в прошлое одежды»

Цель: познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека. Рассматривание альбома «Эх лапти мои, лапти липовые…».  Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении).

Апрель

IV БЛОК «Великая Победа»

1-4. Беседа «Добро и зло. Мир и война»

Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; раскрыть сущность полярных понятий «Добро и зло. Мир и война». Показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Формировать основы патриотизма.

Прослушивание музыки: «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева), «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача). Тренинг эмоций. Просмотр мультфильма «Мальчиш- Кибальчиш». «Дети войны» Цель: воспитывать уважение к подвигам тех лет, к детям – героям, которые сражались во имя победы

Лепка барельефов «Звезда», «Самолёт», «Танк» (Цель: продолжать развивать навыки лепки барельефа – изображение пластилина на плоский поверхности).

Май

1. Беседа «Праздник – День Победы»

Цель: дать детям представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.

2. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)

Цель: воспитывать чувство благодарности ветеранам и защитникам нашей Родины за Победу!

3. Великая Отечественная война в изобразительном искусстве и фотографии. Цель: подвести детей к восприятию Великой Отечественной войны, героев войны через картины и фотографии.

4. Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…»

Цель: воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за свой народ, победивший врага.

План взаимодействия с родителями

мероприятия

срок

1

Групповые родительские собрания. Анкетирование и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей.

сентябрь

2

Оформление семейного древа, герба семьи.

сентябрь

3

Консультация для родителей «Воспитание маленького патриота»

октябрь

4

Изготовление макета «Моя улица»

октябрь

5

Оформление памяток для родителей на тему патриотического воспитания

ноябрь

6

Изготовление атрибутов, масок, костюмов к «Зимним святкам»

декабрь

7

Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»

Декабрь, январь, февраль

8

Пополнение мини- музея «Народные промыслы»

февраль

9

Посещение музея в городе.

март

10

Акция «Посади растение»

Апрель-май

11

Рисунки «Дети - ветеранам».

май

12

Родительская помощь в оформлении и пополнении патриотических центров в детском саду.

В течение года

Список использованной литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2005.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М.: Мозаика Синтез, 2005.

4. Города России. – М.: «Ридерз Дайджест», 2006.

5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 5-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.

7. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна (в двух частях) / Н. М, Липская. – М.: Эксмо, 2016.

8. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М.: 2009.

9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М.: Мозаика Синтез, 2004

10. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.

11. Подрезова, Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». – М.: «Айрис Пресс», 2008.

12. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».

13. Журнал «Дошкольное воспитание»

14. Интернет-ресурсы.