Классное руководство

cheeky Вашему вниманию предлагаются разработки внеклассных мероприятий
"День влюбленных"
Диспут на тему "Мода и здоровье"
Интеллектуально-деятельностная игра "Дорогой доброты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Den_vlyublennyh.doc31 КБ
Microsoft Office document icon Disput.doc78.5 КБ
Microsoft Office document icon Doroga_dobroty115 КБ

Предварительный просмотр:

               

Конкурсная программа ко Дню Влюбленных

  1 ведущий:    Говорят в народе: примечай будни, а праздники сами придут. И то верно - праздников всё больше и больше. Например, День святого Валентина. Сначала был в диковинку,  а теперь совсем наш стал.

     2 ведущий: Предание гласит, что 14 февраля 269 года в Древнем Риме был казнён священник по имени Валентин, освящавший узами брака солдат, которым запрещалось жениться. Поэтому 14 февраля стало и день памяти о святом, и праздником всех влюблённых.

     1 вед.: Сердца в этот день начинают по-особенному биться.

-Да, любовь не пожар, а загорится – не потушишь. И не надо!

А теперь конкурсная программа!

Приглашаются по одной паре от каждого класса

( девочка и мальчик) Судить конкурсы будет жюри.

Итак, 1 конкурс «Найди свою половинку»

Мальчики получают сердечко. Из предложенных сердечек нужно выбрать сердечко с женским именем, составляющим известную пару с именем мальчика и подарить это сердечко партнерше.

2 конкурс «Свидание»

Вы сейчас попробуете назначить свидание своим возлюбленным. Станьте напротив друг друга на большом расстоянии. Свидание назначить пантомимой, говорить запрещено. Мальчики назначают свидание, девочки угадывают, когда и где им назначено свидание.

Понедельник, в 7 вечера, у кинотеатра.

Среда, в 9 вечера, на вокзале.

Суббота, в 6 вечера, в кафе.

Пятница, в 3 часа дня, у аптеки.

Вторник, в 12 часов дня, у памятника.

Воскресенье, в 9 часов утра, у фонтана.

3 конкурс «Разбитое сердце»

К сожалению, бывает, что любовь заканчивается разбитым сердцем. Но нам бы не хотелось, чтобы кто-нибудь из вас сегодня огорчался. Поэтому мы предлагаем вам сложить разбитое сердце. Каждой паре вручается по конверту, в них – разрезанные сердечки. Кто быстрее соберет.

4 конкурс «Ожерелье для любимой»

Самым желанным подарком для женщины считается дорогое украшение. Мы предлагаем мальчикам самим сделать такое украшение. Каждому будет выдано по 15 скрепок. У кого получится быстрее, тот и победит.

5 конкурс «Ласковые слова»

Я предлагаю парам встать друг напротив друга. Сначала говорит ласковое слово мальчик своей партнерше, а потом девочка ему отвечает. Повторять слова нельзя,  говорить быстро. Судьи решат, какая пара назовет больше слов и окажется самой ласковой в отношении друг к другу.

6 конкурс «Любимой милые черты»

Просим посмотреть пары друг на друга. Затем, встав друг к друга спиной, надо ответить на вопросы о внешности вашей партнерши.

  1. Какого цвета у нее глаза?
  2. Когда она улыбается, у нее есть ямочки на щеках?
  3. У нее есть заколка на волосах?
  4. Какого цвета у нее волосы?
  5. У нее обувь на каблуках или нет?
  6. У нее есть колечко на пальце?

7 конкурс «Танцевальный»

Пары должны исполнить танец с яблоком между лбами. Кто дольше протанцует, тот и выиграл.

Жюри подводит итоги конкурса. Какая же пара сегодня была самой лучшей?



Предварительный просмотр:

Диспут по теме: "Мода и здоровье"

Цель: выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой.

Задачи - убедить подростков в важности нравственно-гигиениче ского поведения;

- способствовать влиянию на подростков с целью избавления их от негативных стерео типов поведения.

Вопросы для обсуждения (учитель может выбрать наи более важные для этого коллектива):

  1. тату;
  2. пирсинг;
  3. короткие юбки, открытые пупки;
  4. без шапки на мороз;
  5. «фигура модели»;
  6. пищевые добавки и здоровье.

Ход диспута

I. Вступительное слово учителя

- Молодежь просто одержима модой. Девушки и юноши готовы терпеть любые неудобства, лишь бы «быть на высоте» в обществе ровесников, которые, если что засмеют или изгонят из престижной компании. Современные средства массовой информации навязывают молодежи модные тенденции, во многом негативно влияющие на здоровье. Веяния моды: тату, пирсинг, «фигура модели» -захватывают подрастающее поколение, желающее во всем подражать своим ку мирам и лидерам. А родители очень беспокоятся за здоровье своих детей. Они мучительно ищут способ заставить ребенка носить шапку или отказаться от пирсинга. Нам, родителям и учителям, необходимо привить подросткам навыки нравственно-гигиенического поведения и объяснить им, что мода - явление капризное, она быстро проходит, а вот наше здоровье остается с нами до конца жизни. О том, какие опасности для здоровья несут современные веяния моды, поговорим на сегодняшнем собрании.

В настоящее время молодежь относится к модным течениям бо лее чем положительно, не задумываясь над тем, а нужно ли все это. Должна ли мода затмевать здравый смысл? С целью выяснения отно шения к разным аспектам проблемы было проведено анкетирование учащихся. Большинство из них не знают о серьезных последствиях для здоровья, связанных с этими увлечениями.

(Далее идет анализ ответов ребят на вопросы анкеты.)

Анкета для учащихся

  1.  Как вы относитесь к татуировке и пирсингу? (Положительно, отрицательно; нужное подчеркнуть)
  2.  Есть татуировка у вас? (Да, нет; нужное подчеркнуть)
  3.  Есть ли у вас пирсинг? (Да, нет; нужное подчеркнуть)
  4.  Если у вас нет ни того, ни другого, то хотите ли вы в будущем иметь татуировку или пирсинг? (Да, нет; в случае положительного ответа подчеркнуть, что из названного вы хотели бы иметь)
  5.  Вы хотели бы иметь пирсинг или татуировку, но вам запрещают родители? (Да, нет; нужное подчеркнуть)
  6.  Вы обязательно сделаете пирсинг или тату при достижении 18 лет? (Да, нет; нужное подчеркнуть)
  7.  Что на ваш взгляд чаще делают? (Тату, пирсинг; нужное подчерк нуть)
  8.  При этом делают чаще сами или пользуясь услугами салонов, друзей? (Нужное подчеркнуть)
  9.  Знаете ли вы историю пирсинга и татуировки? (Да, нет; нужное подчеркнуть)
  1.  Вам было бы интересно узнать о возникновении пирсинга и татуировки? (Да, нет; нужное подчеркнуть)
  2.  Считаете ли вы, что это увлечение может быть опасно для здо ровья? (Да, нет; нужное подчеркнуть)
  3.  Какие последствия для здоровья, по вашему мнению, могут возникнуть в связи с этим модным увлечением? (Перечислить.)

II.        Обзор модных тенденций и их влияния на здоровье

Тату

Широкое распространение среди молодежи получило нанесе ние на тело рисунков, выполненных в одном или нескольких цветах - татуировка. Татуировка представляет собой внедрение в кожу невыводимых, нестираемых пигментов с целью создания на теле текста или изображения.

История татуировки насчитывает 60 тыс. лет, она наносилась еще в Древнем Египте. Найденным мумиям было 4 тыс. лет, но рисунки на них различимы. В первобытном обществе древние люди изображали на своем теле рисунки, указывающие на принадлежность к племени, роду, социальный статус и якобы обладающие магической силой. С татуировкой были связаны так называемые «переходные обряды»: посвящение юношей в мужчин, переселение в загробный мир. Тату ировки наделялись магическими свойствами защиты воинов в бою, охраны стариков от болезней и т. д. Узоры мужчин являлись посто янной боевой окраской, показателем доблести и воинственности. По женским татуировкам можно было узнать, замужем ли женщина и сколько у нее детей.

В некоторых случаях татуировка считалась наказанием. В Японии преступникам наносили на лоб иероглиф ИНУ - «собака». Во времена первой мировой войны буквой D метили дезертиров, а в Германии выбивали номера жертвам концлагерей.

С распространением христианства обычай нанесения тату практи чески угас. В XIXв. татуировка была привилегией моряков, горняков, литейщиков, использовавших ее как символ братства, солидарности, верности традициям. Начало XX в. было отмечено большим всплеском моды на тату, ей увлекались даже аристократы. К середине столетия происходит почти полное забвение этого модного течения.

В современном обществе тату становится частью мировой ин дустрии красоты, атрибутом молодежной моды. Татуировка давно не имеет той плохой репутации, которая у нее была в прошлом. Тем не менее, человек должен хорошо подумать и решить для себя, нужна ли она ему, т. к. нанесенное на тело изображение останется с ним на всю жизнь. Вкусы и пристрастия быстро меняются, мода проходит, поэтому не стоит спешить украшать себя татуировкой. Удалить ее сложно, хотя современная наука и разработала методики выведения посредством лазера, но даже их применение позволяет сделать это далеко не всегда.

- Каково влияние тату на здоровье человека? Тату с исполь зованием хны, ставшие особенно популярным в последнее время, крайне опасны. Причем не сама хна, а краска, в состав которой она вхо дит. Краситель содержит очень сильный аллерген, и у многих людей может вызвать пожизненную аллергию на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, а также на содержащие такой же краситель одежду и тени для век. Были случаи, когда у казалось бы, здоровых подростков после нанесения тату развивалась бронхиальная астма. Кроме того, частицы краски попадают в лимфатические сосуды, а по ним - в лимфатические узлы, которые становятся похожими на за битую грязью ливневую канализацию и перестают выполнять свою защитную иммунологическую функцию.

Сведение татуировки облегчения не принесет, т. к. частицы краски, попавшие в лимфатические узлы, успевают сделать свое черное дело. В результате снижения иммунитета возникают герпес, гнойничковые заболевания кожи, активируется вирус, вызывающий появление па пиллом. Могут появиться цистит, заболевания почек.

При нанесении татуировки у кустарей есть вероятность получить гепатит и ВИЧ-инфекцию. То, что кто-то ходит с ног до головы в татуировках - «и ничего» (типичный аргумент подростков) - не повод для успокоения. Во-первых, неизвестно, насколько им «ничего». Во-вто рых, все люди разные - одни крепче, другие слабее. Никто не знает, где его уязвимое место.

Пирсинг

-        Таким же древним, как татуировка, является искусство пирсинга - прокалывание различных частей тела. Сейчас проколотым пупком или губой никого не удивишь. На самом деле он имеет тысячелетнюю историю. В древнем Египте фараоны и члены их семей в проколотый пупок или ухо вставляли золотые пирсы, инкрустированные драго ценными камнями - знак богатства и могущества. В Индии женщины прокалывали крыло носа после замужества, а мужчины - язык в знак обета хранить молчание.

В Средние века пирсинг встретил яростное сопротивление со сто роны церкви. Даже женщины перестали носить серьги. Прокалывание языка использовалось лишь как наказание за лжесвидетельство. В течение долгих лет в Европе сохранялось отрицательное отношение к пирсингу. Его считали знаком отщепенцев, которым не было места в приличном обществе. Пирсингом «клеймили» тех, кто не заслужи вал уважения и доверия: цыган, преступников, врагов христианской морали.

Но мир изменчив! И в XVI—XVII вв. пирсинг вновь приобретает популярность. Моду на него ввели французы, и европейская ари стократия вновь стала украшать себя бриллиантовыми серьгами.

Глобальная молодежная эпидемия пирсинга грянула в конце XX века и распространилась повсеместно. Основную роль в этом сыграла музыкальная культура. Многие певцы, стараясь выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность, делали пирсы. Сотни тысяч фанатов последовали примеру своих кумиров. Сейчас вопрос о том, куда вставлять украшение - личное дело каждого, его фантазии и эстетического вкуса.

-        Теперь о влиянии пирсинга на здоровье человека. Пирсинг
опасен инфекционным воспалением на месте прокола, кровотечением. Вырывание сережки и образование больших шрамов и руб цов - довольно частые явления. Пробивая бровь, можно повредить лицевой нерв, и лицо исказит судорога. Серьга в языке может вы  звать его частичное онемение. Были случаи, когда пирсинг языка становился причиной абсцесса мозга - локализованного гнойного образования. Вызывает это воспаление обычная бактерия, которая
живет в ротовой полости каждого. Полностью стерилизовать ротовую
полость невозможно, и при прокалывании языка угроза инфекции
существует всегда. Кольцо в губе или языке может повредить десну и вызвать дробление и разрушение зубов, чрезмерное выделение слюны, ее непроизвольное истечение изо рта, нарушение речи, за труднение пережевывания и глотания пищи, скопление бактерий и неприятный запах изо рта даже в том случае, если специалист по пир сингу использует стерильный инструмент. К примеру, одна женщина проколола себе язык, «он распух, как воздушный шар», невозможно было ни есть, ни говорить. Дело в том, что под языком проходят два крупных сосуда, и если их задеть, большая кровопотеря неизбежна. Кроме того, если пирсер-самозванец не угадает с местом прокола, может быть повреждена мышца языка.

Никогда не покупайте украшения сами - его вам поможет подоб рать специалист, учитывая размер и предъявив гигиенический сер тификат. Такой документ вряд ли вам продемонстрируют в палатках и магазинах, торгующих модными аксессуарами.

По мнению врачей, прокалывать хрящ в носу или в ухе опаснее, чем делать отверстие в мочке уха. В бюллетене американской акаде мии пластической и восстановительной хирургии лица говорится: «Сильное беспокойство вызывает то, что люди проделывают много численные отверстия в верхней части уха: в случае серьезной инфек ции эту часть ушной раковины можно полностью потерять. Опасность представляют и заклепки в нос, т. к. инфекция в этой области может затронуть кровеносные сосуды и распространиться в мозг. В идеале пирсинг должен ограничиваться мочкой уха».

Установка «тоннеля» - это процедура, при которой в мочке уха создается отверстие диаметром в несколько миллиметров. Если под росток когда-нибудь захочет снять украшение, уши останутся изу родованными. «Тоннель» - пожалуй, единственный вид пирсинга, который оставляет о себе память на всю жизнь.

Все вышеупомянутое - еще не самое страшное. Если технология стерилизации нарушена, то, казалось бы, невинный пирсинг может привести к таким смертельно опасным заболеваниям, как СПИД, гепатит В и С, заражение крови, столбняк. Пирсинг категорически противопоказан людям с заболеваниями крови, с системными бо лезнями внутренних органов (почек, легких, сердца), с кожными за болеваниями (экзема, псориаз, фурункулез). Противопоказаниями служат снижение иммунитета, диабет, замедленное заживление ран, аллергия на металлы.

- Несмотря на все предостережения медиков, пирсинг пользует ся популярностью среди подрастающего поколения. С каждым годом проблема становится все более злободневной. В разных странах к пирсингу относятся настороженно: во Франции, Швейцарии он не легализован, в Нидерландах и Англии изданы законы, запрещающие пирсинг и тату для подростков моложе 16 лет.

Без шапки на мороз

  1. Молодежь всегда была подвержена моде, а мода бывает разной и зачастую неудобной. То серьга в пупке, то низкие, буквально спа дающие на ходу брюки, то стринги... Сейчас пришла тоже неудобная, может быть даже вредная мода ходить без шапки. И дети яростно борются с родителями, которые, с их точки зрения, отстали от жизни. «Подумаешь холодно, зато круто!» Подросток, уступая требованиям родителей, выйдет из квартиры в шапке, а из подъезда выскочит уже без нее. Поэтому остается только взывать к разуму.
  2. Чем опасно охлаждение головы? Наиболее чувствительны к холоду уши. Именно они первыми отмораживаются и болят. Густые длинные волосы для них недостаточная защита. И, кроме того, даже пышная шевелюра не может сдержать ледяной ветер, от которого в ушах чувствуется острая боль. Бывает, что когда ребенок входит в теплое здание школы с замерзшей головой, ему становиться очень больно - сказывается контраст температур. Учиться в таком состоянии крайне тяжело.

Также страдает носоглотка. Слуховые проходы, слизистые носа, глоточные миндалины находятся очень близко друг от друга. Если вос палился какой-то другой орган, инфекция тут же переходит и на все остальные. В результате может возникнуть острый отит, ангина или насморк, осложненный гайморитом. А если у человека имеется еще хронический очаг инфекции, например, хронический тонзиллит (воспаление миндалин), то при охлаждении головы может возникнуть обострение, сопровождающееся высокой температурой.

А как влияет холод на волосы? При низких температурах возника ет спазм сосудов кожи головы и вследствие этого нарушается питание волосяных фолликулов. Это может грозить выпадением волос.

Переохлаждение головы может спровоцировать невралгию ли цевого и троичного нервов. Дело в том, что от холода сужаются сосуды на поверхности головы и кровоснабжение нервов нарушается. Если пострадает лицевой нерв, у человека может перекосить половину лица. А если воспалится троичный нерв, боль будет очень сильной, «стреляющей».

И все же гулять в мороз бес шапки не так опасно, как, например, ходить с голой спиной, когда брюки сидят низко, а свитер короткий. Вот это действительно может иметь ужасные последствия вплоть до бесплодия.

Что же делать маме, у которой мерзнет ребенок, принося себя в жертву «красоте»? Надо отказаться от всех насильственных методов воспитания: не заставлять, не угрожать, не ругаться, не навязывать свою точку зрения. Следует признать, что ребенок - личность и име ет право выбора. В конце концов, мерзнет его голова! Поговорите с ребенком об этом как с взрослым, возьмите у него интервью, не давая ничему оценку: «Когда ты впервые принял решение ходить зи мой без шапки? Что повлияло на твое решение? Какие чувства ты испытываешь, когда идешь по морозу без шапки? Есть ли в природе шапка, которая может тебе подойти?».

Можете так же поделиться своими чувствами, как вы ходили зи мой без шапки, и посмотреть, разделяет ли он их. Если вы не ходили, рискните! Выйдите с ним вдвоем без шапки и по дороге обсудите свои впечатления. Расскажите, как вам холодно, как у вас болят уши, спросите, не чувствует ли он того же? Потом скажите: «Больше не могу!» - и наденьте шапку. А дальше расскажите ему, как вам сразу стало тепло и приятно, когда вы защитили свои уши от ветра. Только не ждите, что он сразу с вами согласится. Однако эту беседе он обя зательно обдумает и, может быть, примет какое-то решение. Ведь вы же теперь уважаете его решения, а значит, отпала необходимость вам что-то доказывать.

У старшеклассников могут быть кумиры, и уж точно есть люди, которых они уважают. Так вот, если такой человек покажется на го ризонте в шапке, изо всех сил привлекайте к нему внимание своего ребенка: «Смотри! Какой он красивый! Как ему идет шапка!». Если есть возможность достать фотографию кумира ребенка в шапке, это будет замечательно.

Вспомните Карнеги. Если вы готовы признаться, что были непра вы, то и ребенку легче будет признаться, что он неправ. В споре не бывает победителей, поэтому желательно вообще избегать споров. Свои высказывания лучше начинать со слов: «Возможно, я ошибаюсь, но...». И разумеется, детей и подростков надо внимательно слушать, тогда и они будут слушать вас.

«Фигура модели»

- Обычно девочки подросткового возраста набирают немного веса. Это связано с половым развитием и считается вполне естест венным. Но насмешки сверстников, желание быть взрослыми и красивыми, похожими на моделей, приводит к тому, что в ущерб здоровью подростки начинают голодать или сидеть на диете.

Вот таблица норм физического развития подростков.

Девочки

Возраст

Рост                                         Вес

13 лет

142-156                                       35-47

14 лет

148-160                                        37-51

Мальчики

Возраст

Рост

Вес

13 лет

139-153

30-43

14 лет

145-161

33-49

Среди девочек становится модным быть очень худыми. Иногда желание иметь «фигуру модели» заходит слишком далеко. Подростки не знают, когда следует прекратить сидеть на диете. Они восприни мают себя толстыми, хотя на самом деле они очень худые. Это может привести к состоянию, которое называется анорексия невроза, когда девочки доводят себя голоданием почти до смерти. Голодание, или использование слабительных, или попытка вызвать рвоту после при ема пищи - опасны. Можно довести организм до полного отсутствия аппетита, что приводит к разрушительным последствиям: нарушается обмен веществ в организме, прекращаются менструации, происходит истощение нервной системы, подавляется эндокринная система.

Родители в таком случае должны прийти на помощь как можно раньше и разъяснить, чем грозит голодание растущему организму. Надо идти на любые компромиссы, чтобы сохранить здоровье ре бенка.

Пищевые добавки и здоровье

Проблема питания школьников очень актуальна. С развитием пищевой индустрии и с помощью рекламы среди детей стали очень популярны чипсы, кока-кола, фанта, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, которые содержат вредные для растущего организма пищевые добавки. Неправильное питание, употребление химикатов, включенных в пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья школьников. Второе место у учащихся среди приобретенных заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта.

Пищевые добавки - это вещества, которые вводят в продукты пи тания для придания им вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки. В современных супермаркетах нас привлекает обилие красиво . пакованных банок и коробок с индексом «Е», означающим, что про дукт содержит пищевую добавку. Это консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. На сегодняшний день число пищевых добавок составляет 500. Сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо учитывать всем покупателям, а особенно родителям, заботящимся о здоровье своих детей.

-        Правила здорового питания должны прививаться ребенку в
семье. Какие они?

  1.  Питайтесь регулярно, избегайте есть между приемами пищи сладости и напитки, это поможет сбросить вес и сберечь зубы.
  2.  Включайте в меню разнообразную пищу, которая позволит удовлетворить все потребности организма.
  3.  Откажитесь от переработанных или консервированных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушенка).
  4.  Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
  5.  Не покупайте продукты с неестественной яркой окраской и с длительным сроком хранения.
  6.  Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
  7.  Избегайте подкрашенных газированных напитков, пейте све жеприготовленные соки, компоты.
  8.  Не употребляйте лапшу и супы в пакетиках, готовьте сами.

III. Заключение

-        Мода - это образ жизни в настоящий исторический момент Она касается каждого человека и всех сторон его жизни - от формы каблука до литературы, от аромата духов до архитектуры. Но надо не забывать, что не все, что модно - полезно для здоровья. Некоторые увлечения, продиктованные модой, могут быть вредными и опасными для жизни.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

«Дорогой доброты»

Методическая разработка

«Урока благотворительности»

Подготовила:

классный руководитель 8 «В» класса

Вартанян Марина Анатольевна

2013 год

Цель:   способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:

  1. Расширить представления  обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла,  раскрыть понятия «благотворительность»,  «меценат»;
  2. Познакомить  с идеями и историей благотворительности и меценатства в  России;

Форма проведения мероприятия – интеллектуально-деятельностная игра.

Оборудование:   компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  музыкальные записи:  песня «Дорогою Добра»  (из к/ф "Маленькй Мук",  Энтина Ю., Минкова М.),  музыка Флярковского  А. «Будьте добры»;   толковый словарь Ожегова С.И.

Ход мероприятия

Эпиграф на доске:

Что такое счастье?

Соучастье в  добрых человеческих делах.

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

(Звучит запись песни «Дорогою Добра»  из к/ф "Маленькй Мук", Энтин Ю., Минков М.)

-Добрый день, ребята! Обхватите правой рукой запястье левой руки. Под большим пальцем вы почувствуете толчки. Это – пульс. Так бьётся наше сердце. Иногда говорят «доброе сердце». Как же возникает в человеческом сердце это чудесное светлое свойство – доброта, помогающая жить людям, творить, делать жизнь прекрасной? Лев Николаевич Толстой сказал: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Сейчас мы поговорим о таких людях.

II этап урока.   «Основной»

Учитель:

-Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как “доброта”, “милосердие”, “ благотворительность ”. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам.

1 ученик.

Если кому-то поможет
Твоя доброта, и улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.

2 ученик.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда
Добро – творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От дорого добро,
От злого зло родиться.
Добро, сколь ни было оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
                                         (Низами Г.)

3 ученик.

Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас состраданье,
Пока живем, мечтаем, буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.

Учитель:

Истоки  благотворительности  просматриваются в очень отдаленных от нас временах.

В словаре Ожегова дается следующее определение слов “благотворительность” и “меценат”  Благотворительность  - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями.  Меценат – богатый покровитель наук и искусства.

Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю.

Выступление 1-й группы учеников:

Тема «История благотворительности в России»

-Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю и её началом  принято считать 988 год – дату Крещения Руси.  При всех монастырях раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, приюты, школы для сирот, библиотеки. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия.

-Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выделял суммы на выкуп русичей из плена.

- Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей – сирот. - - Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся.

-  Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов.

-  императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

-Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие.

-Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны для обороны страны было собрано 200 миллионов рублей.

-7 июня 1995 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Выступление 2-й группы учеников:

Тема «Великие меценаты»

- Третьяковская галерея носит имя своего основателя – московского купца Павла Михайловича Третьякова. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие картины русских художников, работы старых русских мастеров, иконы, поддерживал передвижников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая в 1881 году стала свободна для посещения. В 1892 году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Павел Михайлович отказался от дворянства, которое ему хотел пожаловать царь после такого бесценного дара. Он гордился тем, что он – купец, и принял только звание "Почетный гражданин Москвы". Он бескорыстно помогал нуждающимся художникам, им были установлены стипендии в коммерческих училищах. Коллекция его младшего брата – Сергея Михайловича Третьякова – предпринимателя, общественного деятеля, собирателя западноевропейской живописи, также была завещана Москве, и после его смерти более тридцати лет была выставлена в двух залах Третьяковской галереи. С 1925 года она находится в Музее изящных искусств.

- Среди меценатов рода Морозовых хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Умная и волевая женщина, мать пятерых детей, была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре. Морозова стала одной из первых, кто поддерживал женские курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила в Москве ремесленное училище, начальную школу, была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц: психиатрической клиники, которой присвоила имя умершего супруга и Ракового института на Девичьем поле, переименованного потом в Онкологический институт имени П.А. Герцена.

- Представителями известной московской купеческой семьи Бахрушиных только за 20 лет, было пожертвовано на нужды городского самоуправления около 4 млн. рублей. Причем только строительство больницы на Сокольническом поле для неизлечимых больных обошлось почти в 500 тыс. рублей. Число подобных примеров можно множить и множить.

Выступление 3-й группы учеников:

Тема «Что же такое "русское меценатство»

- В России благотворительность, связанная воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию и соблюдение главной заповеди Христа: "Да любите друг друга". Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ Божий, становился "христолюбцем". Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которым она приносилась, потому, как две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорыстии – "Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое, не требуй назад". Русская благотворительность основывалась и на бесславии – "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне"

Выступление 4-й группы учеников:

Тема «Благотворительность в наши дни»

- А что мы знаем о современной благотворительности? Существует много благотворительных фондов, которые организовывают и оказывают помощь нуждающимся людям.

В современной России с новой силой звучат слова «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». В наше время распространены благотворительные концерты, денежные пожертвования на строительство школ,  церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. Благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты эстрады, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов.

Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям, имеющим инвалидность.

Чулпан Хаматова – известная актриса спасает жизни детей, больных раком. Ее фонд «Подари жизнь» известен не только в России, но и за рубежом.

Примеров очень много. Эти люди помогают немощным и больным, создают больницы и приюты, покупают лекарства и еду. Они собирают книги и картины, а затем открывают библиотеки и музеи, даря произведения искусства обществу. Эти люди делают мир лучше, добрее, красивее. Они не ждут благодарностей и почестей. Они часто остаются неизвестными. А награда для них  знать, что в мире с их помощью кому-то стало легче жить.

III этап урока.    «Игровой»

  1. Учитель: 

- На экране – перечень личностных качеств. Читаем качество. Если оно соответствует качествам человека, от которого можно ожидать благотворительности, вы делаете два радостных хлопка в ладоши, если не соответствует – два раза возмущённо топаете ногами. Выполняем задание стоя. (Выполнение задания совмещено с физминуткой.)

Слова: лицемерие, бескорыстие, зависть, доброта, жадность, честность, эгоизм, гуманность, хитрость, сострадание, благородство, милосердие. (По ходу работы ненужные качества стираем)

2) Учитель:

-Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

(Ответы детей).

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Кто добро творит, того бог отблагодарит.
  • Добрые умирают, да дела их живут.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Делай другим добро - будешь и сам без беды.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • За добрые дела добром платят.
  • Давайте разберем пословицы о добре. Как вы их понимаете?
  • Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

-В пословицах выражена мудрость народа и мыль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

3) Учитель:

- Ребята! На нашем пути препятствие - нам встретились незнакомые слова.  Что же они обозначают? Подумайте в парах и соедините в таблице слово с  его значением. Если нужно, то проверьте себя по толковому словарю.

Словарная работа с использованием толковых словарей  Ожегова С.И. Работая в паре, дети самостоятельно находят вариант соединения слова и его значения, затем проверяют ответ по словарю.

Слова

Значения слов

1.

Акция-

богатый покровитель наук и искусств, материально  их поддерживающий (чаще всего,  безвозмездно).

2.

Благотворительность-

сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам.

3.

Меценат-

любовь к родине.

4.

Милосердие-

оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

5.

Патриотизм-

действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Ответ: в словаре Ожегова С.И.  даются следующие определения:

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Благотворительность-оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Меценат-богатый покровитель наук и искусств, материально  их поддерживающий (чаще всего,  безвозмездно).

Милосердие – сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам.

Патриотизм-любовь к родине.

4) Учитель:

-Ребята, а какие  добрые дела вы  можете делать, чтобы помочь другим?

Дети представляют мини-проекты «Твори добро!»

Методические  комментарии

Во время подготовительной  работы дети получают задания по группам:

  1. Подумайте  и ответьте на вопросы:
  1. Кому может быть нужна наша помощь,  кому не хватает вашей доброты и участия?
  2. Чем вы можем помочь другим людям?
  3. Что вы сделаете доброго в первую очередь?
  4. Какие добрые дела уже сделаны?

5) Учитель:

-Ребята! Какими качествами должен обладать человек, способный оказать помощь нуждающимся. (Дети отвечают: доброта,  милосердие, человечность, внимание, сострадание,  благородство, патриотизм, уважение, великодушие,  миролюбие).

-А каких слов, обозначающих качества характера благотворителя,  здесь не может быть?

(Бессердечность, вспыльчивость, злорадство, эгоизм, хвастовство, грубость,  скупость, ложь, зависть).

-Благотворитель-это человек, обладающий богатым внутренним миром.

IV этап урока.    «Итоговый»

Учитель:

-Наша встреча подошла к концу и в заключении позвольте прочитать стихи:

Красиво жить – не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире доброту умножил

Трудом и помощью – тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой.

Благотворительность – территория свободы, место на которой хватит всем. Не запрещайте себе делать добро, любите друг друга.

Не стоит думать, что благотворительность заключается только в том, чтобы помочь кому-то деньгами. Денежная помощь, конечно, одна из значительных форм помощи, но нельзя забывать о том, что больные и нищие люди часто нуждаются в простом участии, искреннем внимании, добром слове.

Мы должны учиться быть внимательными и заботливыми по отношению к своим родителям, друзьям, и просто к тем, кто встречается на нашем жизненном пути.

Я благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые слова, умные мысли, за творческое отношение к работе.