Внеклассные мероприятия

cheekyЗдесь собраны разработки внеклассных мероприятий по физике:
"Посвящение в юные физики"  для учащихся 7 класса
"Занимательные опыты" для учащихся 8 класса
"Физический поединок" для учащихся 9 класса
"Физика в твоей профессии" для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Posvyashchenie_v_yunye_fiziki.doc177.5 КБ
Microsoft Office document icon fizich._poedinok.doc45 КБ
Microsoft Office document icon zanimatelnye_opyty.doc141.5 КБ
Microsoft Office document icon fizika_v_moey_professii.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Посвящение в юные физики»

Цели и задачи мероприятия:

  1. обобщить и систематизировать знания по предмету, формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
  2. повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
  3. развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество, терпение по отношению к слабому ученику;
  4. необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям; создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.

Подготовительный этап

  1. Класс разбивается на команды по пять человек. Назначаются капитаны из более сильных учеников. Помощники учителя выбираются из старшеклассников – магистры (2-3 человека).
  2. Оформление класса, медали “юным физикам”, как отличительный знак и как памятный символ об уроке.
  3. В отдельном конверте собраны задания этапа “Сообразилки”, круги красного и синего цвета, фломастеры, ручки, черновики (по количеству команд), ромашка для 6 этапа.

Оборудование: фломастеры (4 цвета), мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, часы песочные, стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, листы чистой бумаги, стаканы (4 шт), шарики пластмассовые.

Ход урока

Урок начинается с представления и приветствия команд, знакомства с магистрами – учащимися 9-го класса.

Учитель. Сегодня наш урок мы назвали “Посвящение в юные физики”. И проведут его магистры физических наук. Это звание они получили за неиссякаемый интерес к познаниям и, конечно же, за свое усердие в постижении столь трудной науки – физики. Это сейчас они магистры, а когда-то они тоже были юными. А вы, ребята, достойны звания юных физиков?

Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!…
Знание физики жить помогает,
Она как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику узнает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Звание “физики” носить Вы хотите?
Эй, мудрецы, скорее вы их посвятите…

1 этап. “Узнай явление”

По картинкам узнать явление (1 балл) и объяснить его (3 балла) – 5-8 мин.

         

2 этап. “Веришь – не веришь” (за правильный ответ – 1 балл) – 5 мин.

Магистр зачитывает утверждения, если команда согласна, то поднимает круг красного цвета, если нет – синего.  

  1. Динамометр – прибор для измерения силы.
  2. Миллиметр – сотая часть метра.
  3. Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
  4. Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
  5. Линейка – прибор для измерения объема жидкости.
  6. Измерительный цилиндр называется мензуркой.
  7. Единица измерения плотности – м3.
  8. Роса – вид осадков, приводящих к потеплению.
  9. Париж – город Франции, и здесь хранится эталон килограмма.
  10. Прибор для измерения атмосферного давления – Барометр
  11. Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени.
  12. Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется растворением
  13. Газ – вещество, сохраняющее и форму, и объем.
  14. М.В. Ломоносов – впервые разработал атомно-молекулярное учение.
  15. Конденсация – процесс перехода из парообразного состояния в жидкое
  16. Сила – физическая величина, которая измеряется в ньютонах
  17. Солнце – источник жизни на Земле.
  18. Первый человек, вышедший в открытый космос. – Ю.А. Гагарин
  19. Самое твердое вещество. – Алмаз. 
  20. Сила тяжести – причина уменьшения скорости тела.

3 этап. Найди правильную дорогу (5 мин).

Команды получают одинаковые карточки. Стрелками необходимо соединить обозначение физической величины с её единицей и названием. (5 баллов).

S  

Н/кг

Сила

V

м

Скорость

S

с

Высота

t

Н

Путь

U

м3

Масса

F

кг

Время

m

м/с

Объем

h

м2

Сила, с которой Земля притягивает тело массой 1 кг

g

м

Площадь

4 этап. “Найди общее” (2 мин.)

На столе предметы сложены в две кучки. Найдите общий признак для каждой кучки. (2 балла)

  1. Мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, часы песочные
  2. Стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.

                (1. Измерительные приборы, 2. Вещество – стекло).

5 этап. Экспериментальные задания “Сообразилки” (15 мин.)

Всем командам дается по 4 одинаковых задания. Каждая должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их. За каждое правильное решение даются “Ум”-ы, оговоренные в условии задачи.

  1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5 баллов).
    Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.
  2. Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками (3 балла).
    Оборудование: стакан, картонка размером с открытку, монета.
  3. Используя данное оборудование, поместите шарик в стаканчик, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. (3 балла).
    Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.
  4. В стеклянном сосуде, наполненном водой, плавает картофелина, целиком погружённая в воду. Используя данное оборудование, не касаясь руками картофелины, сделайте так, чтобы она всплыла.
    Оборудование: стакан с водой, картофель, соль.

Варианты решения

1.

  1. Листок сгибают гармошкой с шириной ребра 2 клеточки (1 см).
  2. От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и скручивают в рулончик. Три рулончика ставят на торцы, а на них – стакан с водой.
  3. От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и делают из нее кольцо. На кольцо ставят стакан. Диаметр кольца подбирают экспериментально.

2. Резким щелчком по картонке, выбить ее из-под монеты. По инерции монета окажется в стакане.

3.

  1. Шарик “зачерпывают” резким движением, держа стакан за дно.
  2. Накрывают шарик стаканчиком, приводят стаканчик в быстрое вращательное движение, а затем резко перевертывают.

4. Насыпьте в сосуд соль. Выталкивающая сила, действующая на картофелину, увеличится.

Если осталось время, то каждой команде дается право вытянуть вопрос из “ромашки”. Вопросы взяты из книги “нешкольные задачи по физике” Бориса Заходера.

6 этап. “Нешкольные задачи по физике” (3 мин.)

  1. Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик – стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове?
  2. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
  3. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?
  4. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?
  5. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
  6. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  7. Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?
  8. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
  9. Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответы

  1. Конечно, физик!
  2. Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.
  3. Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
  4. Нет, не воздух. Воздух – вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может. Если что-то не имеет формы и объема – оно не физическое тело, а черт знает что.
  5. Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
  6. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
  7. Мел не сплошной – между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух, и пузырьки выныривают. А дедушкины зубы тут ни при чем – пузырьки зубов не боятся.
  8. Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
  9. Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.

Подведение итогов (5 мин.)

Магистры. Сегодня на уроке мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не всё знающие. У вас есть прекрасная возможность познать законы природы и стать магистрами как мы. Вы достойны звания “Юных физиков”.

Клятва юных физиков

Клянусь я Галилеем и Ньютоном
Всегда урок по физике учить
И быть в учении упорным.
Клянусь!
Клянусь законом Бойля-Мариотта,
С азартом сложные вопросы раскрывать
И буду свой велосипед изобретать.
Клянусь!
Клянусь я гравитацией земною
Достичь того, чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!

Клятва учителя

Я клянусь их обучать,
И быть сим отрокам я как родная мать,
Искать ответы на вопросы буду помогать,
И двойками не буду засыпать...
Любовь к науке в них я заложу,
И в жизнь их мудрецами отпущу...
Клянусь!

Всем членам команды, получившей наибольшее количество “Ум”-ов, а также активные учащиеся, получившие “наибольшую симпатию” магистров, в журнал выставляются пятерки.

Литература

  1. В.И. Елькин, Н.И. Будина. “Юный физик” Физика № 45/ 98
  2. Дженис Ван Клив. 200 экспериментов. М: “Издательство “АСТ-ПРЕСС”, 1993



Предварительный просмотр:

Физический поединок для уч-ся 9 класса.

                                                                    …Ум заключается не только в знании, но

                                                                                    и в умении прилагать знание на деле.

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                     Аристотель                                  

Цели:

  1. В развлекательной форме повторить физические термины (понятия).
  2. Воспитание познавательного интереса к изучению физики.
  3. Развитие умений осуществлять взаимосотрудничество.

Оборудование: комплекты карточек с записью физических величин, “ромашка” с вопросами, цветные мелки, листы с биографией ученых.

Для опытов: свеча, спички, бумажная кастрюля, стакан с водой, игла, прямоугольник из папиросной бумаги.

На доске прикреплены портреты ученых: М.В.Ломоносов, А.Эйнштейн, Г.Галилей, И.Ньютон, Архимед.

Предварительная подготовка: формируются две команды по четыре человека из учащихся 9 класса. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды, девиз, подготовить физический опыт с последующим объяснением (нагревание воды в бумажной кастрюле, таинственная вертушка).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

  1. Представление команд.
  2. Разминка.
  3. Конкурс теоретиков.
  4. Конкурс искателей.
  5. Конкурс волшебников.
  6. Конкурс историков.
  7. Конкурс “наша жизнь - театр”.
  8. Конкурс “физические величины”.

Подведение итогов.

Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Вводное слово: Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Физика-это фундаментальные исследования. Но в изучении физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат. Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы, о людях делавших историю, о будущем науки и техники. Итак, начнем наш поединок.

1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.

2.РАЗМИНКА.

Отвечайте быстро. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ два балла.

  1. Что легче: пуд железа или пуд сена? (Вес одинаков.)
  2. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из- за низкого атмосферного давления).
  3. На дворе мороз стоит,
    Под ногами снег скрипит,
    Почему скрипит ? Скажите? ( Кристаллическая структура воды разрушается, что сопровождаются характерными звуками).
  4. Зимним днём расселись гости
    Всюду в комнате моей
    Окна быстро запотели
    Почему? Скажи скорей. (На окнах конденсируется вода).

3. КОНКУРС ТЕОРЕТИКОВ.

На доске вывешиваются портреты великих ученых. Необходимо записать имена этих ученых и чем известен этот человек. Предлагаются следующие ученые: Г.Галилей, Архимед, И. Ньютон.

1. Галилео Галилей изготовил первый телескоп, с его помощью открыл 4 спутника Юпитера, горы на Луне, пятна на Солнце. Им вервые был сформулирован закон инерции.

2. Архимед написал трактаты «О равновесии плоских фигур» и «О плавающих телах». Сформулировал условия плавания тел.

3. Исаак Ньютон сформулировал 3 основных закона механики, закон всемирного тяготения.

4 КОНКУРС ИСКАТЕЛЕЙ.

На цветке-“ромашке” заданы задачи. Отрывая лепесток, читайте условие и давайте ответ, за каждую правильную задачу 2 балла.

  1. Слышит ли пилот самолёта, летящего со сверхзвуковой скоростью, шум двигателей, расположенных на крыльях? (Да. Звук передаётся через металлические конструкции самолета.)
  2. В самые сухие и жаркие дни пчёлы на верхних стенках в улье “развешивают” капельки воды. Каково их назначение? (При испарение воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается.)
  3. Какой тряпкой скорее соберёшь лужу с пола – сухой или влажной? (Влажной.)
  4. Зачем кастрюлю закрывают крышкой? (Чтобы горячей пар не уносил тепло.)
  5. Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 130 С., а в русской бане – вдвое меньше ? (В сауне очень сухой воздух. В русской бане пар влажный, испарение слабое.)
  6. Что является источником энергии при работе мышц человека? (Органические вещества (углеводы, жиры, белки ). В клетках они подвергаются распаду и окислению, в результате чего освобождаются скрытые в них энергия.)
  7. Чем объяснить, что иногда человек, случайно схватившийся за оголенный электрический провод, бывает не в силах оторвать от него руку? (Электрический ток, проходя по мышцам руки, вызывает их сокращение и рука крепко схватывает провод.)
  8. Какой человек будет лучше видеть предметы под водой – страдающий близорукостью или дальнозоркостью? (Близорукий человек будет видеть несколько лучше, т.к. вода ослабевает преломляющую силу глаза.)

5.КОНКУРС ВОЛШЕБНИКОВ.

Команды по очереди показывают опыт. Команда соперница должна дать объяснение увиденного явления. За правильный ответ два балла.

Опыт 1. Нагревание воды в бумажной кастрюле.

Опыт 2. Таинственная вертушка.

 6.КОНКУРС ИСТОРИКОВ.

Клод Леви–Стросс, французский антрополог говорил: “Ученый - это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.”

Вам предлагается факты из биографии некоторых знаменитых физиков тысячелетия. Команда, которая первой правильно назовет имя того о ком идет речь, получает три балла.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Родился 19 ноября 1711 г. В деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в творчестве ученого занимали работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физики и химии, представленные в то время в Академию, были значительными.

Исаак Ньютон.

Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военачальнику А.Д. Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным.

В 1695 г. Он получил должность смотрителя монетного двора Великобритании, а через четыре года директора.

Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения.

Галилео Галилей

Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета ; затем работал преподавателем математики, был придворным философом. Он умер в 1642 г., а почти через 100 лет - в 1737 г. прах ученого, согласно его завещанию, был перенесён во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело.

Лишь спустя почти три с половиной столетия после его кончины Папа Римский Иоанн Павел II выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви были напрасны: он был прав. Он первым применил телескоп для астрономических исследований, открыл спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры.

Альберт Эйнштейн.

Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял, роль эксперта в патентном бюро Берна.

Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования и открытия законов фотоэффекта. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.

Этот ученый – один из основоположников современной физики, создатель обшей теории пространства – времени – тяготения.

7. КОНКУРС “НАША ЖИЗНЬ - ТЕАТР»”.

Команды получают следующее задание: в карточке написано явление, с помощью мимики, жестов, инсценировки учащиеся должны показать это явление. Другая команда должна угадать явление. Побеждает та команда, у которой это получится оригинальней и точнее.

Примерные задания:  трение; инерция.

 8.КОНКУРС “ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ”.

По очереди называть физические величины, не повторяясь, в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая последней назовёт физическую величину и зарабатывает два балла.

Жюри объявляет итоги физического поединка. Награждение команд дипломами.

Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни. Спасибо за участие.

ЛИТЕРАТУРА:1)Газета “ФИЗИКА” № 41;19/2000г.;  2)“Занимательная физика” том 1. Я.И.Перельман. Москва “Наука” 1986 г.; 3) Журнал “ ФИЗИКА В ШКОЛЕ” № 8\ 2000г.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1»

Внеклассное мероприятие по физике

для 8-х классов

"Занимательные опыты"

(в рамках проведения недели физики и информатики)

                                             

                                              Подготовила:

                                                          учитель физики и информатики

                                                          МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

                                                          Вартанян Марина Анатольевна

       

 п. Волоконовка, 2019 г.

Цели мероприятия: 

  • развивать познавательный интерес, интерес к физике;
  • развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания  в новой ситуации;
  • приучать детей к доброжелательному общению

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки  по физике.

Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Опыт 4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать  к рейке и столу.

 Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

Опыт 6

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)

Опыт 7

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 9 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Опыт 10 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

Опыт 11 «Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

 Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:

1.                       Что растет вниз вершиной? (сосулька)

2.                       В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3.                       Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4.                       С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)

5.                       Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

 Опыт 13 «Картофельные весы»

Оборудование:  штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

 Опыт 14 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Подведение итогов. – Итак, наше мероприятие подошло к концу. Я благодарю вас за активное участие.
Оглашаются полученные оценки.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1»

Внеклассное мероприятие по физике

для 10-11-х классов

"Физика в твоей профессии"

(в рамках проведения недели физики и информатики)

Описание: fizika17

                                                         

                                              Подготовила:

                                                          учитель физики и информатики

                                                          МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

                                                          Вартанян Марина Анатольевна

       

 п. Волоконовка, 2019 г.

Цели мероприятия: 

 - формировать познавательный интерес к физике, показать значение физики в выборе будущей профессии;

- содействовать профильному и профессиональному самоопределению подростков;

- формировать профессиональные интересы, склонности к определенным видам деятельности;

- развивать познавательный интерес обучающихся;  интеллектуальные и творческие способности; умение использовать знания в  практической деятельности;

- развивать коммуникативные способности  и умения работать в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальное сопровождение, два воздушных шарика, два пластиковых стаканчика.

Форма проведения: игра-соревнование.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель:  

– Добрый день, дорогие друзья. В мире очень много разных профессий, и каждая интересна по-своему. Кем стать, какую профессию выбрать?  Это вопрос задаёт себе каждый школьник.  Я надеюсь, что в выборе профессии вам в какой-то мере поможет и сегодняшний урок.

Физика – фундаментальная наука. Физические законы и явления лежат в основе практически всех сфер деятельности человека. Сегодня требуются не просто специалисты,  а профессионалы своего дела. Люди, способные не только выполнять определенную работу, но и подходить к ней творчески, понимать суть технологических процессов. Цель нашего урока: показать какое большое значение  имеет физика в выборе будущей профессии.

Эпиграфом к сегодняшнему мероприятию, я выбрала строки Владимира Маяковского:

Книгу переворошив,

намотай себе на ус –

все работы хороши,

выбирай на вкус!

Мы проведем наше мероприятие в форме деловой игры. В которой будут участвовать две команды: «Юноши» и «Девушки».  Попросим наших гостей взять на себя обязанности жюри. А болельщиков попросим быть активными помощниками для команд.

Первый этап «Все профессии нужны, все профессии важны!».

Командам задаются вопросы. Верный ответ оценивается 1 баллом.

Физика в профессии повара.

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

  1. Почему ручки сковород и кастрюль делают из дерева или пластмассы?

                                     ( Дерево и пластмасса являются плохими  

                                     проводниками тепла, а металл – хорошим. Чтобы

                                     не обжечься) 

  1. Какое явление подсказывает нам, что мы зашли в кондитерский магазин, если нам закрыть глаза?

                                   (явление диффузии)

  1. С какой целью в стакан кладут ложечку, когда наливают кипяток?                        

                 (Металлическая ложечка – прекрасный проводник тепла. Она  

                 поглощает большое количество теплоты, которое должно

                 быть сообщено стеклу стакана. Поэтому стакан с

                 ложечкой нагревается не так быстро и сильно.)

  1. Почему чай в чашке обычно остывает быстрее, чем в стакане?

                   ( Обычно чашки имеют больший диаметр, чем стакан,  

                     поэтому испарение жидкости в них происходит с большей

                     поверхности. В результате жидкость остывает быстрее)

  1. Почему хороший повар пользуется острым ножом?

                 (Острой нож имеет меньшую площадь и, соответственно,  

                 давление, создаваемое рукой, увеличивается и легче разрушает

                  материал)

  1. Почему, когда электроплиту включают в сеть, ее спираль быстрее накаляется докрасна, а провода, подводящие напряжение, не нагреваются заметно?

 (Провода обладают малым сопротивлением прохождению тока, а спираль изготовлена из специального сплава, который имеет большое удельное сопротивление. Преодоление этого сопротивления способствует выделению большого количества тепла, которое накаляет спираль электроплитки)

  1. Почему банка с холодной водой, если ее внести в теплую комнату «потеет»?

( В теплом воздухе комнаты содержаться водяные пары, они и конденсируются на холодных стенках банки)

  1. Что необходимо сделать, чтобы суп приготовился быстрее: сделать сильнее огонь или плотно накрыть кастрюлю крышкой? Почему?

 ( Накрыть плотно крышкой, тем самым мы увеличим давление внутри кастрюли, что позволит получить выигрыш во времени)

Физика в профессии водителя.

Умело он ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везёт.

  1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?  

(любое движущееся тело нельзя мгновенно остановить      из-за проявления инерции)

  1. Что такое тормозной путь?

(расстояние, которое прошел автомобиль при торможении до полной остановки)

  1. Когда выгоднее заправить машину: ранним утром или днем?
                       (Ранним утром, т.к. прохладно, а бензин при охлаждении  

                   сжимается сильнее и в бак его вместится больше).

  1. Зачем у сельскохозяйственных машин делают колёса с широкими ободами?

(Для уменьшения давления на поверхность)

  1. Зачем в темное время суток водители встречных автомобилей переключают свет фар с дальнего на ближний?

( Так как глаза человека болезненно реагируют на  быстрое изменение интенсивности света в темное время суток.)

  1. Как должен движется автомобиль в течение  некоторого промежутка времени, чтобы по счетчику его спидометра можно было определить  модуль перемещения, совершенного автомобилем за этот промежуток времени?

( По прямой)

  1. Для чего радиаторы автомобилей зимой надевают утеплительный чехол?
                           (Чехол является теплоизолятором. Он предохраняет    

                       двигатель от переохлаждения)

  1. Зачем при повороте водитель замедляет ход машины?    

( При повороте начинает действовать центростремительная сила, при сильном значении которой автомобиль может занести)

Физика в профессии рыбака.

Рыбак-профессия морская.

Выносливым быть должен он.

Он средства лова рыбы знает

И с навигацией знаком.

  1. При переходе из  пресного озера в море осадка корабля уменьшается или увеличивается?

(Уменьшается, поскольку увеличивается плотность воды, и соответственно увеличивается сила Архимеда, которая выталкивает корабль.)

  1. Какое свойство света помогает подводникам пользоваться перископом?                  

                           (Отражение света)

  1. На одинаковом расстоянии от берега находятся лодка с грузом и такая же лодка без груза. С какой лодки легче прыгнуть на берег?

( Лодка с грузом)

  1. В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

(Морской, т.к. плотность у этой воды больше)

  1. Почему трудно попасть в рыбу, стреляя в нее из ружья с берега, если она находится на глубине нескольких десятков сантиметров от поверхности воды?

( При прохождении через границу двух сред световые лучи преломляются. Это  необходимо учитывать при попадании копьем в рыбу)

          Физика в профессии врача.

Я врачом, наверно, буду,

Стану я лечить людей!

 Буду ездить я повсюду

 И спасать больных детей!

  1. Зачем в процедурном кабинете, операционном блоке часто используют ультрафиолетовые лампы?

(Ультрафиолетовый свет обладает обеззараживающими свойствами)

  1. Для чего больным с высокой температурой назначают потогонное средство?

(для выделения пота: он испаряется с поверхности кожи, при этом температура организма понижается)

  1. Какое физическое явление применяют при измерении температуры тела?

( Явление теплопроводности)

  1. Почему капельки воды на теле человека могут в летнюю жару причинить вред?

(Капельки дождя, подобно линзам, собирают свет в фокусе, что увеличивает световое воздействие на кожу)

  1. Назовите устройство, физические свойства которого помогают людям с нарушением зрения.

 (Очки или линзы)

Физика в профессии агронома.

Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.

  1.  Почему в парниках температура заметно выше, чем у окружающего воздуха, даже в отсутствие отопления?

(Возникает парниковый эффект)

  1. Почему огородные культуры поливают вечером? 

(В жаркое время суток испарение поверхности почвы  происходит интенсивней, что для растений плохо)

  1. Почему агрономы очень сильно переживают за озимые посевы, если в декабре долго не  выпадает снег и стоят сильные морозы?

 ( Снежный покров – пористое тело, которое плохо пропускает тепло, что позволят  в значительной мере сохранить урожайность)

  1. Для чего у косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных машин режущие части должны быть остро наточены?

 ( Для увеличения давления)

Второй этап  «Быстро и в точку!».

Кроссворд-загадка про профессии. Командам нужно отгадать загадки, а слова вписать в соответствующие клетки, если правильно отгадаешь, в выделенных клетках можно прочитать название профессии.

           

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Шьёт рубашки, платья, брюки, все с иголочки одеты.

 2. Выезжает на дорогу, на педаль поставив ногу, а рукой крутя баранку.

3. Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз – и помним вас.

 4. Несёт он службу, но притом вооружён  багром и топором. С огнём бороться должен, и людям всем он нужен.

5. У него в руках ведро, красит краской он на крыше железо.

6. Ходят шумно поезда. А кто ведёт их?

 7. Ведёт он классно самолёт, безопасен с ним полёт.

 8. Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать.

9. Напишет писатель повесть; в ней такое закрутит, что все жители Земли и представить не могли.

10.  Водит он вокруг Земли и суда и корабли .

 11. Нужно ему для работы на пюпитр поставить ноты.

                        О  Т  В  Е  Т  Ы

1.   Портниха.   2.   Шофёр.   3.   Фотограф.    4.    Пожарник.                      5.   Маляр. 6.   Машинист.   7.   Пилот.   8.   Учитель.   9.   Фантаст.     10.      Капитан. 11. Музыкант.

Третий  этап   «Угадай мелодию».

Знаете ли вы, что физика  и музыка очень тесно связаны? Давайте проверим, сможете ли вы блеснуть своими знаниями по физике и музыке одновременно. Командам будут даны подсказки, с помощью которых вы должны угадать песню. Если у вас это не получиться, зазвучит мелодия. За верно отгаданную песню с помощью подсказки – 2 балла, с помощью мелодии – 1 балл.

  1. Песня про перемещение зеленого предмета, подверженного воздействию холодных масс в естественной среде в зимнее время года.    ( В лесу родилась ёлочка…)
  2. Песня про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на одну астрономическую единицу. (Солнечный круг)
  3. Песня про отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. ( Мальчик хочет в Тамбов)
  4. Песня про обман зрения, который приводит к личным переживаниям   (Девочка-видение)
  5. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере.  (Тучи)
  6. Песня о гибели белого предмета в результате переохлаждения на окне.     (Белые розы)

Четвертый  этап  «За всякое дело берись умело!».

В микроскоп учёный смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки -

Весь в работе, весь в науке.

У нас внеклассное мероприятие по физике. Поэтому необходимо поговорить о профессии, которая непосредственно связана с этой наукой. Профессия – ученый. Что делают ученые? Сначала наблюдают, потом  выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, а затем делают выводы.

Командам предлагается провести эксперимент: «Прилипчивый стакан» Необходимо прилепить к воздушному шарику простой пластиковый стакан так, чтобы он не падал. Затем объяснить результат.

(Необходимо, приложив к слабо надутому шарику стакан, продолжать надувать шарик какое-то время.

Объяснение:

когда ты прикладываешь стаканчик к шарику и надуваешь его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом объём воздуха внутри стаканчика слегка увеличивается, однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается. Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте.)

Вот и закончилась игра, результат узнать пора.

Игра заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы.

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!