Статья "Возрождение традиций семейного чтения посредством проекта "Читаем вместе с мамой"

Данная статья посвящена актуальной проблеме семейного чтения как одного из важных факторов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Именно в семье начинает закладываться приобщение ребенка к литературе, культурным традициям. На сегодняшний день совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением. Дошкольная организация взяла на себя ответственную миссию по приобщению родителей и детей к семейному чтению, разработав проект «Читаем вместе с мамой». Реализация проекта успешно проходит посредством активных форм взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_soobshchenie_alekseeva_novoe.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Алексеева (Красноярский край, г. Красноярск)

Возрождение традиций семейного чтения посредством проекта

"Читаем вместе с мамой"

Данная статья посвящена актуальной проблеме семейного чтения как одного из важных факторов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Именно в семье начинает закладываться приобщение ребенка к литературе, культурным традициям. На сегодняшний день совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением. Дошкольная организация взяла на себя ответственную миссию по приобщению родителей и детей к семейному чтению, разработав проект «Читаем вместе с мамой». Реализация проекта успешно проходит посредством активных форм взаимодействия родителей, детей и педагогов.

«Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Я. Корчак

 Семейное чтение или чтение в кругу семьи в настоящее время утрачивает свою культурную, духовную роль в обществе. Испокон веков книга была неотъемлемой частью жизни человека и была не только источником информации, но и источником духовного становления, способом формирования нравственных принципов. Духовность проявлялась в народном творчестве, литературе, культурном наследии в целом, накопленном веками.

 Некогда наша страна была самой читающей в мире. Сегодняшняя статистика демонстрирует обратное. По данным исследовательского центра Юрия Левады (2013г.), 44% россиян вообще не читают (в 2003г. их было 40%).  Доля российских семей, не имеющих дома книг, составляет 24%. Данные всероссийского центра изучения общественного мнения: свою жизнь без чтения не представляют всего 6 % россиян. Утрата традиций семейного чтения, повлекло за собой изменение семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях близких людей, приоритет развлекательных предпочтений перед духовными очевиден. Совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением.

Если говорить об образовании, то тревога учителей, психологов весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Касаясь вопросов семейного чтения, мы рассматриваем тесную взаимосвязь  "родители – книга - ребёнок".

   Попробуем разобраться, в этом нелегком, но актуальном вопросе.

  Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Маленький ребенок не способен еще выстраивать приоритеты в выборе семейного досуга, и если родители предлагают ему просмотр мультфильмов или игры на компьютере, чаще всего в одиночестве, что остается чаду, пользоваться этими забавами - это реалии сегодняшнего времени.

Семейное чтение, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, как читателя, который начинается задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения. Если этого не происходит, для детей чтение в будущем становится тяжкой повинностью, которую они пытаются избежать, для родителей  неприятной необходимостью.

Здесь актуализируется проблема семейного чтения как процесса общения и сближения родителей и детей. Ушинский К.Д. отмечал: "Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело".  Именно родители изначально вводят ребенка в мир книжной культуры, читают ему его первые книжки, вместе переживают за судьбы любимых литературных героев, вместе рассматривают книжные иллюстрации.  

Чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь родитель выбирает не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Это театр одного актёра, в котором только от него зависит, что останется в памяти и в душе его ребенка. Его сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник родительского вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это могут подарить только близкие люди,  а не современный гаджет.

Заставить ребёнка читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ним. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. 

Также необходимо подчеркнуть и нравственную составляющую семейного чтения.

 Ребёнок, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить его к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?

        Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: "Школа - это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения”.

        В том и заключается волшебная сила художественной литературы, обсуждая с ребенком поступки героев, взрослые учат его высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Это учит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он учится задумываться о том, как они влияют на чувства и настроение других людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье. 

 «Мы не знаем ни одного человека, которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!»

                                                                                                     В.П.Острогорский. 

    Во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Здесь хочется упомянуть высказывание В.А. Сухомлинского:        «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность».                                                                       

В МБДОУ «Детский сад № 84» активно происходит ознакомление детей с художественной литературой. Перечень литературных источников для детского чтения достаточно обширен и разнообразен. Но снижение интереса  у детей к книге все-таки наблюдается. Дети затрудняются назвать героев известных сказок, описать их характерные черты, проанализировать поступки. Чтение книг только в детском саду недостаточно для развития познавательного, духовного воспитания дошкольников.

Мы провели анкетирование среди родителей на предмет важности семейного чтения, наличия детских книг или библиотеки в целом. Опросы детей, личные беседы, анкетирование показали, что лишь 12% родителей читают своим детям книги.

В результате опроса  выяснилось, что домашние библиотеки есть не во всех семьях.

25% семей имеют  взрослую и детскую библиотеки;

23% семей имеют только взрослую библиотеку;

16% семей имеют только детскую библиотеку.

Включение семейного чтения в образовательный процесс как важной составляющей приобщения детей и родителей к семейному чтению, подвиг нас на  создание проекта «Читаем вместе с мамой», начало реализации, которого происходило в преддверье года литературы. Активными участниками стали не только дети, но и члены их семей.

Мы определили ряд задач, которые необходимо было решить, в ходе реализации проекта:

  1. Изучить информационные потребности родителей и детей по вопросам семейного чтения.
  2. Способствовать приобщению детей и родителей к совместному чтению, как средству духовного обогащения.
  3. Создать комфортную среду для общения родителей и детей в стенах созданного центра.
  4. Координировать деятельность с дошкольными организациями, библиотеками, другими социально-культурными институтами.
  5. Развивать активные формы  и методы взаимодействия участников проекта.

Центр «Читайка» был создан на базе группы "Одуванчик" МБДОУ «Детский сад №84». Это своего рода интерактивная детская библиотека. Его среда сосредоточила в себе: читальный зал, творческую мастерскую, видеозал.

Началась творческая всеохватывающая деятельность по наполнению детскими книгами интерактивный библиотечный фонд.  Читальный зал включил в себя различные книги по темам, каждая тематика обозначена в виде условных значков, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться в библиотеке: сказки отечественных авторов, зарубежных, стихи, рассказы, книги о космосе, энциклопедии, книги с экспериментами для детей. Отдельно выделена полка с книгами, любимого детьми автора К.И Чуковского, здесь можно встретить одноименные книги, но разные по оформлению.

        Приобщая детей к культуре и истории нашей страны, города, края в библиотеке определилась подборка  книг о малой и большой Родине.

Тематика книжного фонда пополнилась книгами, благодаря детским увлечениям, например, ребенок, проявляющий интерес к машинкам, принес в группу коллекции, раскраски, журналы о машинах, тем самым заинтересовав многих мальчиков, так появилась подборка соответствующей тематики. Увлечения детей вулканами, другими природными явлениями способствовало появлению книг естественно-научного содержания. Таким образом, детский центр «Читайка» помог не только активизировать увлечения детей, но и выявить предпочтения ребят, а это очень важный аспект в развитии ребенка.

Затем в группе возникла идея приносить любимые книги детей из дома, для совместного чтения  перед сном, эта идея поддержала уже сложившуюся традицию в детском саду  чтения перед сном.

В центре появилась коллекция необычных книг. Наличие такого рода книг вызвано также интересами детей,  когда один из воспитанников принес необычную книжку и тогда дети решили приносить свои книги из дома, которые отличались от обычных книг, это книги трансформеры, музыкальные, книги-пазлы и другие развивающие источники.

Так как в детском саду реализация образовательной программы происходит по принципу тематического планирования, в детском центре «Читайка» имеется подборка книг, иллюстраций, раскрасок по теме недели. Ребята знакомятся не только с книжными изданиями, но и могут почитать детские журналы на различные темы, отражающие календарные праздники, времена года, другие актуальные для развития детей книги.

Имеется книжный резервный фонд, систематизированный по жанрам.

Нашим проектом заинтересовалась и краевая детская библиотека, на ее базе организуются мастер-классы по изготовлению рукописных книг, встречи с писателями, посещение ежегодной книжной ярмарки и другие познавательные мероприятия.

Во время экскурсий в детскую библиотеку дети заинтересовались профессиональными функциями библиотекарей и решили в центре создать формуляры читателей, стали самостоятельно их заполнять, разработали правила поведения в библиотеке, в виде условных обозначений и организовали дежурство. Ответственный ребенок за работу в центре может презентовать новинки книг, рассказать о значимости определенной темы.

На кабинках ребят имеются «напоминалочки» в виде книжки, с информацией какого числа нужно вернуть книгу в библиотеку.

Кроме того в центр "Читайка" приходят ребята из других групп, график посещения можно увидеть у входа в  группу "Одуванчик". Ребята из других групп сами изготовили для себя формуляры.

В режиме работы библиотеки выделены семейные посещения, когда родители  нашего ДОУ вместе с детьми  могут посетить «Читайку». А выбирая книгу, могут вместе с книгой выбрать себе и задание. Посещают центр «Читайка» вместе с мамами, ребята из группы кратковременного пребывания «Солнечные дети». Мамы ребят сделали формуляры читателей своими руками.

 Отвечая современным потребностям детей оборудован видеозал, для просмотра мультфильмов, сказок, используется проектор, можно посмотреть диафильмы, с помощью фильмоскопа, сохранившегося с давних времен. В центре можно самостоятельно создавать и просматривать   презентации, принимать участие в комьютерных литературных викторинах. Ребята, уединившись, могут прослушать аудиозаписи сказок, записать свои мысли, истории с помощью диктофона.

В секции настольных игр ребята могут взять любую настольную игру, собирать  пазлы, рассмотривать иллюстрации к сказкам и рассказам.

Для разыгрывания сказок в библиотеке имеется передвижной чемодан с кукольным театром, фланелеграф, в виде книжки с различными формами и фигурами.

Ребята могут поиграть и в сюжетно – ролевую игру, для этого имеются атрибуты к играм: «Библиотека», где знакомятся с профессией библиотекарь, «Книжный магазин» - продавец книг.

Творческая мастерская представлена «Книжкиной больницей», где ребята с помощью взрослого ремонтируют (лечат) книги, требующие реставрации и «Детской типографией», здесь происходит творческий процесс по созданию авторских книг. Посетив краевую. детскую библиотеку где провели с детьми мастер – класс по изготовлению рукописных книг, ребята проявили инициативу изготавливать свои книги, так появилась детская типография, где имеются различные материалы, заготовки для книг, блокноты, наклейки, трафареты, карандаши.  Для того, чтобы дети, не умеющие читать и другие ребята, могли самостоятельно выбрать задание, используются простые карточки с символами: нарисовать, смастерить, написать, рассказать. Первоначально мы ребятам предлагали заготовки, которые располагались в свободном доступе. Ребята в саду начинали создавать свои книги и дома вместе с родителями завершали процесс их создания. В результате появились такие книжки, как Красная книга «От сердца к сердцу» результат творчества выпускников и воспитанников детского сада, которые стали соавторами этих книг.

В результате реализации семейного проекта «Книжки своими руками» появилась выставка рукописных книг.

По истечению двух лет успешного функционирования и развития центра «Читайка», назрела необходимость расширения библиотечного фонда. Организация во внегрупповом пространстве детского сада буккросинга, позволило обмениваться книгами для чтения в домашних условиях или на базе центра.

Проект набирает силу и становится долгосрочным. В рамках проекта прошла замечательная акция  "Подари книгу", в результате которой библиотечный фонд пополнился. Силами родителей детей и педагогов были организованы  выставочные экспозиции: «Необычные книги», «Энциклопедии – для юного ученого», "Книга месяца",  «Любимая книга моей мамы». Проходила видеотрансляция  в холле детского сада презентация книжных новинок. Особенно хочется сказать об акции «Любимая книга моей мамы».  Родители приносили из семейного сундучка свои детские книги, с удовольствием показывали и читали книжки своего детства детям. Кто бы мог подумать, что потрепанные корешки старых книг могли вызвать такой эмоциональный отклик детей и родителей.  Результатом такой акции стало формирование подборки книг «Книги маминого детства».

Литературно-познавательный квест  "Путешествие со сказочными героями" стал уникальным событием, в котором активность родителей и детей проявилась на высоком уровне.  Во время квеста дети вместе с родителями сражались со Змеем - Горынычем, проходили через паутину большого Паука, бегали на перегонки с Котом в сапогах, отгадывали загадки и ребусы Бабушки - загадушки,  доставая  из  ларца  волшебные  вещи,  вспоминаая  кому они принадлежат и их чудесные свойства, смотрели и показывали фокусы с магами и чародеями.  И самое главное дети с родителями общались друг с другом, и все это рядом с книгой.

        В 2017 году мы активно присоединились к Всероссийскому проекту «Читающая мама — читающая страна».  Проект начался с городской акции «Читающая мама».  

23 ноября 2017 одновременно, в 10 часов утра мамы в школах, детских садах, городских библиотеках начали читать детям лучшие книги. У нас в детском саду мамы в группах "Одуванчик» и  "Радуга» так же включились в эту акцию.  Дети вместе с мамами проживали истории котенка Финдуса, написанные шведским писателем Свеном Нурдквистом, рассматривали иллюстрации, беседовали, как хорошо иметь друзей, что такое взаимопомощь - вот она духовно-нравственная составляющая.

Появился интерес и у родителей других групп, посмотрев в детском саду видеотрансляцию «Читающая мама".          Такие чтения продлятся в течение учебного года.  Мы продолжаем вместе знакомиться с новыми книгами, учиться получать удовольствие от чтения, общаться, обсуждая содержание книги.

Результатом проекта стала повышенная заинтересованность родителей к семейному чтению. Наблюдается детская инициатива в чтении детских книг, в выборе их содержания. Центр «Читайка» пополнился семейными фотографиями, где запечатлены детские эмоции во время семейного чтения.

Что касается перспектив, хочется надеяться, что проект «Читаем вместе с мамой», прочно вошел в жизнь дошкольной организации и семьи детей, посещающих ее, и станет традицией в области семейного чтения. Детский сад в свою очередь будет развивать новые активные формы взаимодействия с родителями, культурными учреждениями города, другими детскими садами. И кто знает, может появится новый актуальный проект «Читаем у папы на руках».

Всё начинается с семьи.

Когда-то в детстве раннем

Мне дверь открыла в книжный мир

Читающая мама.

Стихи с утра

. В обед – рассказ,

А на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз

Наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё

Сидеть могла часами.

За это чтение вдвоём

Признательна я маме.

Она дарила мне любовь,

Прижав меня руками…

Я вслушиваюсь вновь и вновь

В любимый голос мамы.

Я помню тот волшебный звук,

Исполненный покоя,

И в хороводе чёрных букв

Рождался мир героев.

Он наши души тормошил

Сюжетами историй,

И мы смеялись от души

И плакали от горя…

И было ясно: хочешь стать

Успешной и великой –

«Читать» должно быть как «дышать»,

Ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет

Во мне живет упрямо,

Ведь мой читательский билет

Мне выписала мама.

Т. Бокова

Библиографические сведения

  1. Лебедева Т.Г., Сафонова Н.К., Чтение - дело семейное// Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник/ Сост. В.Я. Аскарова.- М.:МЦБС, 2007. - С.194-204.
  2. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Сост.В.Балязин. - М.: Олма-пресс, 2007. - С.119.
  3.  МяэотсО.,Что читаешь, приятель? // Библиотека в школе. - 2006. -№ 10.
  4. Родительское собрание по детскому чтению/ Сост.Т.Д.Жукова.- М.: РШБА, 2007.- С.19-23.
  5. Челышева А.В., Любовь к чтению // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1. - С.43.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики Х1Х века/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000. - С.604.