3.Научно-методическая деятельность педагога

Тимакова Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Бумажные приключения».

Цель: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной  техники работы с бумагой в развитии мелкой моторики  и  творчества дошкольников.

Задачи:

-  создать условия для творческой активности;

-  познакомить с инструментами и материалами необходимыми для конструирования;

- обучить приемам и способам художественного преобразования бумаги;

-  развивать у педагогов интерес к бумажной пластике и использованию его на творческих занятиях с детьми.

Материалы: полоски бумаги разных цветов, цветная бумага, ножницы клей, линейки, простые карандаши, ширма-декорация, шаблоны для изготовления животных.

Участники: воспитатели детских садов.

Ход мастер-класса.

1.Вступление.

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас на своём мастер – классе, тема которого: «Бумажные приключения».

   Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна.

   Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

     Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги плоских и объемных фигур и  композиций.

        Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

     Современные воспитатели углубили свои знания в технике "бумагопластика" и видах этой техники.

- Какие виды бумагопластики вам знакомы?

- Скажите, а как и где можно использовать поделки из бумаги?

2. Знакомство с технологией.

- Сегодня я вам  предлагаю понаблюдать за чудесными  превращениями  бумажных полосок. Начнем, пожалуй, со сказки.

         

    Жили-были, не тужили, две сестрички бумажные ленточка. Были они абсолютно одинаковые и по длине, и по ширине. Только одна ленточка была красная, а вторая розовая. Жили они на письменном столе у мальчика Пети. И было у них много соседей.

 - Вспомните свой письменный стол и давайте подумаем, с кем рядом жили ленточки? - клей, карандаши, линейка, тетради, книжки

   Делал как-то Петя поделку в школу,  работал неаккуратно, накапал везде клея и за собой не убрал. Вот и склеились наши ленточки друг с другом уголками. И так получилось, что красная ленточка оказалась снизу.
     
А была она очень самовлюбленной (на то она и красная ленточка), не захотела быть снизу, изогнулась, перегнулась и легла поверх розовой ленты.

Розовая лента подумала: «А я что? Хуже?» - и перегнулась поверх красной.

     Так они и перегибались: одна сверху вниз и снизу вверх, вторая слева направо и справа налево, пока не закончились. А потом снова влезли в клей и склеились другими уголками.

    - Давайте посмотрим на получившуюся фигурку. На что она похожа?

(На гармошку, на спиральку, на пружинку.)

     Были у нас две простые бумажные ленты, а теперь можно на гармошке поиграть, можно сжать и потом отпустить пружинку и она весело при этом подпрыгнет.

     А сейчас игра «Мозговой штурм» - что вам напоминает наша пружинка и что из неё можно сделать, учитывая её внешний вид и свойства.

     Если добавить к ней детали, то можно сделать разнообразные поделки – игрушки.

3. Практическая часть.

  - Я вам предлагаю с помощью данной технологии изготовить героев сказки для инсценировки.

 - Название сказки угадаете, если решите анаграммы, в которых зашифрованы имена персонажей (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь). Сказка «Теремок».

- Первая группа будет делать героев сказки. А вторая – декорации. Во время изготовления декорации проявите фантазию и творчество. И здесь тоже вам пригодятся бумажные полоски. Некоторые технологии бумагопластики на слайде. Они помогут вам в создании декораций. Это способ обрывания, мозаика, аппликация из колечек, завитых полосок, бумажных трубочек.

- Но так как действия сказки «Теремок» происходят летом, нам необходимо сказать волшебные слова:

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть.

То из холодной зимы в лето

Можно сразу же попасть

(Звучит музыка весеннего леса, пение птиц)

- Ну вот, можно начинать.

- А теперь я предлагаю вам инсценировать сказку «Теремок»

Инсценировка сказки.

- Теперь пора возвращаться к зиме.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть прыгнуть – не упасть.

То легко обратно в зиму,

Можем снова мы попасть.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Мастер-класс подошёл к концу. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?

- Что вы узнали полезного для себя на этом мастер-классе?

- А сейчас я попрошу вас выразить свое мнение по поводу проведенного мастер-класса.  Если вам понравилось, то пусть на нашей сказочной полянке расцветут разноцветные цветы, а если нет, то тучки начнут закрывать яркое солнце. (цветы на двустороннем скотче приклеиваются на траву, тучки на небо)

- Уважаемые коллеги  благодарю вас за помощь в проведении моего мастер-класса, за вашу активность и творчество. Надеюсь, что мой опыт найдет применение в вашей деятельности.

Спасибо за внимание!

 

     



Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе

«Путешествие в Арктику»

Воспитатель: Тимакова В.Н.

Образовательные задачи:

-дать представление об особенностях географического положения Арктики;

- познакомить детей с природными условиями Арктики и ее обитателями;

- cформировать  представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

- уточнить  и активизировать словарь детей по теме «Арктика» (глобус, северное сияние), способствовать  развитию связной речи;

- упражнять в порядковом и обратном счете до 10 , закрепить состав числа 9; 

- закрепить правила безопасного поведения в транспорте.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, смекалку,  умение рассуждать, доказывать, делать выводы;

-  упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;

- развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

- способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики;

- развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

 Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к исследовательской  деятельности;

- готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде;

 воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Содержание деятельности.

Вводный момент.

Дети приходят после зарядки и обнаруживают на столе большую лужу и нитку.

Воспитатель: Что случилось, откуда здесь вода?

                         Давайте позавтракаем и после завтрака разберемся.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Как вы думаете, как на столе появилась вода? (версии детей)

                       Мне на ноутбук по электронной почте пришло письмо, давайте

                       посмотрим,   кто его прислал.

(Мальчик  Йоко, из Арктики, хотел, чтобы мы  помогли отослать бусы и письмо его подруге Симоне из Африки. В письме Йоко рассказал Симоне о холодной Арктике, о снеге, зиме, льдах, т.к. его подруга никогда не видела снега и зимы).

     - Письмо пропало и бусы куда-то делись. Откуда же вода? (предположение детей, что бусы были изо льда и растаяли)

- Как можем помочь Йоко?

(написать новое письмо и сделать бусы)

- Как мы можем сделать бусы изо льда?

(дети говорят)

- А чтобы в письме рассказать об Арктике, мы должны сначала там побывать.

Воспитатель: Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? Как Вы думаете?

(ответы детей: это самая  северная точка земли). Давайте проверим, действительно ли это так? Что нам может в этом помочь? (глобус).

  - Что такое глобус (глобус – это миниатюрная модель земли).

- Кто может показать Арктику на глобусе? Арктика – это группа островов, покрытых льдом и снегом и окруженная самым холодным океаном – Северным ледовитым.

Воспитатель: Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода (ответы детей: холодная, ветренная, морозная, сырая, много айсбергов)?

- Ребята у нас возникла проблема. Если мы напишем письмо Симоне на русском языке, она поймет, что написано? (нет) Почему? (в разных странах люди говорят на разных языках)

- Что же делать? Как же нам рассказать в письме, чтобы девочка поняла? (нарисовать, наклеить картинки)

Воспитатель: Ну что же теперь можно отправляться в путь.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на глобус,  как далеко расположена Арктика? На чем же мы можем туда добраться? (самолете, корабле, машине, на собаках). Дети выбирают вид транспорта и аргументируют свой выбор.

Воспитатель: Самолет – самый быстрый и безопасный вид транспорта.

(строим самолет из гимнастических палок)

- Чтобы занять места в самолете, нужно предъявить билеты. Наш рейс №9. В самолет нужно заходить парами, числа на билетах должны составить число 9.

Воспитатель:

-Чтобы нам взлететь, давайте посчитаем от 10 до 1.

   Мы отправимся с вами туда,

   Где царство холода и льда!

Воспитатель: на севере очень холодно, и пока летим, я вам предлагаю укрепить свое здоровье и сделать массаж:

(массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(гладим шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(указательными пальцами растираем крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошки держим козырьком.

(ладони ко лбу «козырьком», растираем движениями в стороны)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею.

(растираем точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем мы всегда, нам простуда не страшна.

(потираем обе ладони)

Воспитатель:

Вот мы и прилетели.

Пока летели, устали. Давайте посидим и посмотрим вокру. (дети садятся на стулья покрытые белыми покрывалами)

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель

В Арктике очень холодно. Это место, царство льдов и снегов. Холодные порывистые ветры гуляют по снежным просторам. Это снежная пустыня. Суровая зима длится 10 месяцев, (а у нас сколько?)  Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Земля настолько глубоко промерзает, что за короткое лето не успевает оттаивать. А значит, растений здесь немного (мхи, лишайники и небольшие кустарники).  Мхи, лишайники не имеют больших корней, им не нужна почва, поэтому они могут расти на камнях.  Лето длится всего два месяца, солнце  слабо греет. Зимой наступает полярная ночь, когда солнце совсем не показывается, вокруг всегда темно.  Полярная ночь длится 6 месяцев. Потом  наступает полярный день, когда солнце светит круглые сутки.

Часто в период полярной ночи,  на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Что за чудо чудеса

Загорелись небеса

Ой горит пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный

Золотой костер небесный

Никого за тучей нет

Это с неба льется свет 

Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться и поиграть в игру, в которую играют дети, живущие здесь. Игра называется «Полярная сова и евражки». Кто такие евражки? (телята северных оленей)

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Воспитатель:  Посмотрите, сколько следов. Кто же их оставил?

Кто расхаживал по снегу,                                                                              

догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след

Затаил в себе секрет.

-Чтобы отгадать, чьи это следы , мы разделимся на 3 группы:

1 группа - собирает разрезанную картинку. (изображение песца)

2 группа – из нескольких животных выбирает одного, не похожего на других (северный олень)

3 группа – закрашивает голубой краской лист, на котором воском нарисован белый медведь.

Дети заранее готовят сообщения о животных.

Сообщение о северном олене.

Северный олень-житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. От мороза его спасает густая, теплая шерсть. Копыта северного  оленя очень широкие и могут раздвигаться, поэтому он ходит не проваливаясь в снег. Но края копыт еще крепкие и острые. Копытами северный олень разгребает снег, чтобы добраться до мха. Этот  олений мох называется – ягель.

Белый песец

У белого песца такой густой мех, что этот зверёк не замерзает даже при -50 градусах. Летом шерсть песца приобретает сероватый оттенок. Песец охотится на зайцев, но ловит и  небольших грызунов.


Сообщение про белого медведя.

Белый медведь- самый крупный хищник Арктики. От морозов его спасает толстый слой жира и густой мех. Питается рыбой, тюленями.  Отлично плавает и ныряет. Занесен в Красную книгу.

- Что значит «занесен в Красную книгу»?

-Но есть в Арктике звери, которые не оставляют следов. Как вы думаете, почему?

Узнаете, когда отгадаете загадки.

Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,.
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)

Морж - крупное хищное животное. Питается рыбой,  охотясь на неё в море. Вместо лап у него ласты. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. Его огромные бивни помогают ему не только обороняться от врагов, морж с помощью них выбирается на сушу.

    Игра « Назови одним словом».  (дети встают в круг, кидаю детям снежок по очереди, задаю вопрос)

-У белого медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

-Если у него черный нос, он какой? (черноносый)

-У северного оленя длинные рога, он? (длиннорогий)

-А если у него быстрые ноги? Он какой? (быстроногий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

- У песца длинный хвост, какой он? (длиннохвостый)

- А если у него короткие лапы, то он? (коротколапый).

Воспитатель:

- А как вы считаете, живут ли люди в Арктике? (якуты, ненцы, эвенки, ханты)

- Какие у них дома? Выберите нужный.

(на слайде представлены разные дома: деревянный, кирпичный, шалаш, чум, юрта, иглу, африканская хижина)

- как думаете, из чего сделан чум? Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.

                        Совершаем посадку в самолет.

                       Пока летим, поиграем в игру «Узнай северные слова»

                  Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «северные», вы     хлопните в ладоши.

Снег, ледник, жара, морж, верблюд, холод, цветок, льдина, лес, морской котик, снежинка, поле, колокольчик, северный олень, жираф, северное сияние, радуга.

-Молодцы, внимательно слушали.

 Вот мы и прилетели.

-Теперь нам нужно написать письмо Симоне. Что мы узнали про Арктику?

Дети зарисовывают увиденное (снег, вьюга, круг, разделенный на две части - полярный день-солнце и полярная ночь-звезды, северное сияние, животных наклеивают, рисуют чум)

-Осталось изготовить бусы изо льда (в формочки наливаем воду, закрашиваем ее красками, вставляем нить, несем в холодильник)

- Молодцы, помогли Йоко. Он прислал вам подарки – медали полярников.

Рефлексия: Понравилось ли вам наше путешествие? Если у вас хорошее настроение, положите в ледяную вазочку красную льдинку, если грустное-синюю.

   



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Тайны весеннего леса»

Воспитатель:Тимакова В.Н.

2 младшая группа.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое»
Задачи:
Познание
- Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках.
- Расширение знаний о птицах, их повадках, образе жизни.

Социализация
- Воспитывать чувства доброты и любви к птицам, уважительное и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
Коммуникация
- Расширять и активизировать словарь по теме.
- Развивать диалогическую речь.
Физическое развитие
- Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.
Музыка
- Развивать интерес к музыке, желание слушать звуки природы и птиц по тематике.

Ход занятия.

1.Вводно-организационный этап.

 Колокольчик зазвонил,

В круг собраться пригласил!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

     

      Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Мы вам рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

2. Постановка проблемной ситуации.

Восп. : - Ребята, когда я к вам собиралась, мне на электронную почту пришло видео сообщение. Я хочу вам его показать. Можно? Давайте присядем.

Видеообращение  Каркуши.

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Каркуша. Я живу в лесу. Пришла весна. Но в нашем весеннем  лесу тишина. Птицы не поют. Они куда то пропали. Мне страшно и грустно тут одной. Куда делись птицы. Помогите, пожалуйста, мне. Приезжайте к нам в лес.  Найдите птиц. Ваша Каркуша»

3.Актуализация знаний.

  - Кто к нам обратился?  Где живет Каркуша? Что у нее случилось?

Какое время года наступило? Что происходит весной?

(беседа с опорой на картину)

- Как же нам помочь Каркуше? Нам нужно поехать в лес к Каркуше. На чем можем доехать? На каком транспорте?   Чтобы мы все там поместились? (автобус)

-А где нам взять автобус? (построить из стульчиков)

-Чтобы сесть в автобус, нужно приобрести билет.  Я вам раздам билеты, а вы найдете каждый свое место.

Музыкальная игра «Автобус»

- Вот мы и приехали в лес. Давайте прислушаемся. Что то слышите? Птички поют? (нет)

- Чтобы нам отыскать птичек, давайте сначала вспомним, как они выглядят.

Игра « вот какие птички» с мячом.

 Что есть у птиц? Для чего им это нужно? Что птички умеют делать? Молодцы. Пора отправляться на поиски. Чтобы найти птичек, нам с вами  надо  выполнить задания.

4.Получение новых знаний.

1. Игра «Гнездышки»

- Как называется домик у птиц? Посмотрите, сколько здесь гнездышек? (2) Чем они отличаются? (большое и маленькое) В большом какие птички живут? А в маленьком? Давайте расселим птичек в гнездышки – больших в большое гнездо, а маленьких – в маленькое.

 Вот сколько птичек мы нашли. Я вам сейчас загадаю загадку.  Вам нужно ее отгадать и найти нужную птичку.

- Грач птичка перелетная. Это большая птица с черными перьями и серым клювом. На зиму она улетает в теплые края, поэтому называется перелетной. А питается грач червяками, жучками, гусеницами, мухами. Он кричит кра-кра.  Послушайте, как он кричит (фонограмма)

2.Игра «Собери скворечник»

- Но не все птички живут в гнездышках. Есть птица, которая прилетает к нам, когда становится совсем тепло. Эта птица скворец. Люди строят для скворца вот такие домики. Кто знает, как они называются?  (скворечник)

- Давайте построим  скворечники для скворцов. Может тогда их и найдем?

- А строить мы будем из геометрических фигур.  Назовите их. ( Фигурки скворцов под геометрическими фигурами)

- Собирать скворечники будем по двое.

- А вот и скворцы. Посадите их на скворечники. Какого они цвета?

Послушайте, как поет скворец (фонограмма)

Скворца на доску.

Физкультминутка

3. Игра «Птичкин корм»

- Ребята, а чем питаются птички?  А зимой много корма для птиц? Почему? Как мы помогали птичкам зимой?  Посмотрите, здесь картинки, на которых изображен   корм для птичек. Давайте выберем, какой корм нужен птицам и положим его в кормушку.

- А какая птичка любит сало, вы узнаете, если соберете картинку (синичка)

-Какая синичка? Опишите ее.

Фонограмма Синички.

4. Игра « Узнай по силуэту»

-Посмотрите, что это такое. Тени от птичек. Солнышко светило, вот тени, а где же птички? Давайте разберемся от какой птицы тень.

Дятел, воробей, сорока

Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук,

Доктор сразу: «Тук-тук-тук!» (Дятел)

-Какой дятел? Что он делает? Как помогает деревьям?  (фонограмма)

Я весь день ловлю жучков,

 Уплетаю червячков.

 В тёплый край я не летаю,

 Здесь под крышей обитаю,

 — Чик-чирик! Не робей,

 Я бывалый…

Дети: Воробей.

-Хотите послушать, как чирикает воробей? (фонограмма)

Воробья на доску.

Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? – Длиннохвостая ... 
(Сорока)

-Ну а это сорока. Сорока - белобока. Почему ее так называют? (фонограмма)

-Вот сколько птичек мы собрали.

Подвижная игра «птички и автомобиль»

- Давайте теперь послушаем так же тихо в лесу?

Фонограмма звуки леса.

-Ребята, а давайте, чтобы Каркуша больше не грустила, что у нее мало друзей, нарисуем на дереве еще птиц. А помогут нам наши ладошки.

Продуктивная деятельность.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Рефлексия.

-Давайте сядем на коврик отдохнем с дороги.

Дети и воспитатель садятся в круг.

- Куда мы с вами совершили путешествие?

- Кому помогали?

- Что делали?

- Чем вам больше всего понравилось заниматься?


Предварительный просмотр: