Методические разработки

Игнатьева Мария Алексеевна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока по немецкому языку, посвященному 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт!"

Аннотация: Данный урок был разработан и проведен в МКОУ "Игнатовская основная школа" в рамках подготовки к празднованию 75- летия Победы в Великой Отечественной войне. Целевая аудитория - обучающиеся 9 классов. Цель проведения - развитие коммуникативных умений обучающихся, воспитание чувства патриотизма, чувства долга, гордости за нашу Родину, формирование гражданской ответственности и уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны, сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

Автор: Юденко Татьяна Викторовна

Место работы: МКОУ " Игнатовская основная школа " Людиновского района Калужской области.

Должность: учитель немецкого языка

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании у обучающихся отношения к понятиям: Родина, Патриотизм, Чувство долга.

Благодаря использованию мультимедийной презентации мероприятие получилось ярким и эмоциональным.

Сценарий мероприятия" Niemand ist vergessen! "

Цели:

Образовательная: развитие мыслительной деятельности обучающихся, расширение их филологического кругозора.

Развивающая: развитие творческих и речевых способностей обучающихся.

Воспитательная: совершенствование патриотического и нравственного воспитания у обучающихся.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать словарный запас обучающихся.

2. Познакомить обучающихся с историей нашей страны в годы ВОВ.

3. Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер

3. Экран

4. Микшер для музыкального сопровождения

5.Микрофоны

6. Колонки

Оформление:

1.Стенд с изображением голубя мира «Мы за мир!»

2.Вечный огонь

3.Свечи

4.Георгиевские ленты

5.Воздушные шары

6.Эмблема

Информационное обеспечение:

1.Презентация

2.Видеоролики

3.Музыкальный ряд песен времен ВОВ

ХОД УРОКА

Звучит мелодия песни «День Победы».

Ansager 1: Guten Tag, liebe Freunde! Wir freuen uns sehr, euch alle bei uns in der Schule begrüssen zu können. Heute beginnen wir unsere Veranstaltung, die dem 70. Jahrestag des Groβen Vaterländisсhen Krieges gewidmet ist.

Danke sagt auch jedes Kind

Euch sowjetischen Soldaten,

Denn durch eure Heldentaten ist es,

Dass wir heute glücklich sind!

Ansager 2: Der 9. Mai! Es gibt wohl keinen anderen Feiertag, der den Menschen so viel Freude und zugleich so viel Tränen bringt.

(Der Schüler liest das Gedicht "Vaterland".)

Vaterland

Vaterland, kein Feind soll dich gefährden!
Teures Land, das unsre Liebe trägt!
Denn es gibt kein andres Land auf Erden,
Wo das Herz so frei dem Menschen schlägt.

Nicht mehr Haß der Rassen und Nationen!
Gleiches Recht für jeden, der hier schafft!
Überall, wo unsre Völker wohnen,
Hat das Wort Mensch echte Kraft.


Diese Worte, strahlend wie Kristalle,
Bleiben stehn, dem Feinde zum Verdruß,
Unzerstörbar steht das Recht für alle:
Recht auf Arbeit, Bildung und Genuß!

Ansager 1: Wer sagt, dass es im Krieg nicht schrecklich ist, der weiβ gar nichts über den gehassten Krieg.

(Die Schülerin liest das Gedicht "Gegen den Krieg".)

Gegen den Krieg

Gegen den Krieg,
Gegen die Not
Stehen wir auf die Kinder.
Sonne und Glück,
Frieden und Brot
Nie soll es anders sein!

Ansager 2: Am 22. Juni 1941 überfiel das faschistische Deutschland die Sowjetunion. Zu diesem Zeitpunkt war nahezu ganz Europa von Faschisten besetzt.

Steh auf, mein groβes Land,

Zum Kampf voll Todesmut!

Leist' den Faschisten Widerstand,

Zerschlag die finstre Brut.

Ansager 1: 1 418 Tage und Nächte lang zog sich der Weg von Moskau nach Berlin. Im Kampf gegen den grausamen, tückischen und starken Feind hatte der Sowjetsoldat gesiegt.

Ansager 2: Kriegsjahre waren sehr schwierig für das ganze Volk. In dieser Zeit halfen russische Lieder die Schwierigkeiten überwinden. Das Lieblingslied der sowjetischen Soldaten war "Katjuscha". Hören Sie, bitte, zu!

(Alle singen das Lied "Katjuscha". )

(На экране - видеокадры военных лет.)

Katjuscha.

  1. Schön am Baum die Äpfel und die Birnen

Nebel schweben übern Fluss

An dem Ufer träumend steht Katjuscha

Sehnt sich nach des Allerliebsten Kuss.

  1. Ging hinaus, sang leise, schöne Lieder

Von des Adlers blauem, leichtem Flug,

Von dem Freund, dem treue Liebe suchte,

Dessen Brief sie auf dem Herzen trug.

  1. Lied und Mȁdchen möchte' zur Sonne fliegen

Aber eins nur hat den leichten Fluss,

Bringt dem Helden an der fernen Grenze

Von Katjuscha einen Liebengruβ.

Ansager 1: In der russischen Literatur hatten eine besondere Bedeutung die Gedichte von Konstantin Simonow, die dem Krieg gewidmet waren.

(Die Schülerin liest das Gedicht von Konstantin Simonow "Warte auf mich")


Warte auf mich


Wart auf mich, ich komm zurück,
Aber warte sehr.
Warte, wenn der Regen fällt
Gelb und trüb und schwer.

Warte, wenn der Schneesturm tobt,
Wenn der Sommer glüht.
Warte, wenn die andern längst,
Längst des Wartens müd -

Warte, wenn vom fernen Ort
Dich kein Brief erreicht,
Warte - bis auf Erden nichts
Deinem Warten gleicht.

Wart auf mich, ich komm zurück!
Kalt und stolz hör zu.
Wenn der Besserwisser lehrt:
"Zwecklos wartest Du!"

Wenn die Freunde wartensmüd
Mich betrauern schon,
Trauernd sich ans Fenster setzt
Mutter, Bruder, Sohn,

Wenn sie mein gedenkend, dann
Trinken herbe Wein.
Du nur trink nicht - warte noch
Mutig, stark, allein.

Wart auf mich, ich komm zurück!
Ja, - zum Trotz dem Tod,
Der mich hundert-, tausendfach
Tag und Nacht bedroht.

Für die Freiheit meines Lands
Rings umdröhnt, umblitzt,
Kämpfend fühl ich, wie im Kampf
Mich dein Warten schützt.

Was am Leben mich erhält;
Weißt nur Du und ich:
Daß Du, so wie niemand sonst
Warten kannst auf mich.

Ansager 2: Am 9. Mai 1945 kapitulierte das faschistische Deutschland vor der heldenhaften Sowjetarmee, und der Krieg endete mit dem Sieg der Sowjetunion. Die Faschisten waren besiegt. Wir sind froh, dass wir in Frieden leben können. Wir wissen aber, wie teuer unser glückliches Leben erkämpft werden ist.

((Der Schüler liest das Gedicht "Soldaten, marsch".)

Soldaten, marsch!

Unser Weg ist noch nicht zu Ende,

Kamerad, blick weit voran,

sieh im Wind die Fahne for uns wehn,

sie führt die Marschkolonne an!

Furcht kennt keiner von ihnen allen,

Die im Gleichschritt mit uns gehen.

Heimatland, für dich ziehn wir zu Feld,

bald werden Siegesfahnen wehn.

Heimat, dich soll kein Feind bedrohen,

zu dir stehn wir jederzeit,

zogen kämpfend durch die halbe Welt,

bist du in Not, tun wir's erneut.

(Alle singen das Lied " Tag des Sieges". )

Tag des Sieges

Tag des Sieges war so weit von uns entrückt,
Glühte wie in Asche kleines Kohlestück.
Viele Versten, durch den Staub und durch den Brand -
Diesen Tag erkämpften wir mit aller Kraft!

Dieser Tag des Sieges
Riecht nach Pulverrauch,
Diese Feier -
Mit den Schläfen silbergrau.
Diese Freude -
Mit den Tränen kommt sie auf.
Tag des Sieges!
Tag des Sieges!
Tag des Sieges!

In den Werken, an den Öfen Tag und Nacht -
Hat das Heimatland kein Auge zugemacht.
Tage, Nächte führten wir die große Schlacht -
Diesen Tag erkämpften wir mit aller Kraft!

Dieser Tag des Sieges…

Grüß dich Mama, sind nicht alle wir zurück...
Barfuß durch den Tau zu laufen - welches Glück!
Halb-Europa, halbe Welt durchquert im Marsch -
Diesen Tag erkämpften wir mit aller Kraft!

Dieser Tag des Sieges… (2x)

Ansager 1: Wir sind froh, dass wir in Frieden leben können. Wir wissen aber, wie teuer unser glückliches Leben erkämpft werden ist.

Ansager 2: Wir neigen unsere Köpfe vor vielen Opfern der faschistischen Barbarei in den Kriegsjahren. Und jetzt im 70. Jahr des Sieges über Faschismus, sagen wir deutlich, dass es niemals vergessen wird. Unsere Pflicht ist alles Nötige zu machen, damit der neue Krieg nicht ausbricht.

(На экране - фотографии о Великой Победе.)

(Alle singen das Lied "Hymne der demokratischen Weltjugend". )

Hymne der demokratischen Weltjugend

Jugend aller Nationen!

Und vereinigt gleicher Sinn, gleicher Mut!

Wo auch immer wir wohnen,

Unser Glṻck auf dem Frieden beruht.

In den dṻsteren Jahren

Haben wir es erfahren:

Arm war das Leben!

Wir aber geben

Hoffnung der mṻden Welt!

Unser Lied die Lἃndergrenzen ṻberfliegt,

Freundschaft siegt! Freundschaft siegt!

ṻber Klṻfte, die des Krieges Hader schuf,

springt der Ruf, springt der Ruf:

Freund, reiсh dich ein,

Daβ vom Grauen wir die Welt befrein!

Unser Lied die Ozeane ṻberfliegt :

Freundschaft siegt! Freundschaft siegt!

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку, посвященному 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне Никто не забыт!

- 2019

Ansager 1: Heute ehren wir alle Kämpfer, die ihr Leben für unsere heilige Heimat, für unsere glückliche Zukunft geopfert haben. Niemand ist vergessen! Ehre den Helden!

(Die Schülerin liest das Gedicht «Opa's Freunde kommen».)

Opa's Freunde kommen.

Opa's Freunde kommen,

am Tag des Sieges kommen,

Um Lieder und Geschichten

Wieder noch zu hören,

Um Lieder und Geschichten

wieder noch zu sagen,

Um Orden und Medaillen

Wieder noch zu tragen.

Sei ein Soldat oder Major,

Und andere Gemeinen.

Ich weiß genau:

Es ist schwer,

Wieder zu verstehen,

Wie unsere Soldaten mit Hoffnung

Weiter gehen.

Um Freunde, die so weit sind,

Noch einmal zu sehen,

Ansager 2: Die Heimat ist für jeden Menschen eigene. Viele Dichter besingen die Heimat in Gedichten.

(Die Schülerin liest das Gedicht von Olaf Möller «Ich liebe mein Land».)

"Ich liebe mein Land"

Ich liebe mein Land, das vielfache Grün,
die Seen, die Wiesen, die Walder,
die Blüten im Frühjahr, den herbstfrischen Wind,
Die vollen, die reifen Felder.

Ich liebe mein Land und meine Stadt,
Ihr reges und ständiges Treiben.
Hier sind meine Freunde, hier werd' ich gebraucht.
So soll es auch weiterhin bleiben.

Ich liebe mein Land, die Sorge darum,
ob alles uns auch gelinge,
daß jedes Jahr mit Liebe und Schweiß
uns weiter ein gutes Stück bringe.

Ansager 1: Jeder Mensch hat seine Heimat. Für jeden Menschen bedeutet der Begriff «Heimat» etwas ganz persönliches, besonderes und einmaliges.

(Die Schülerin liest das Gedicht «Mein Heimatort».)

Mein Heimatort

Mein Heimatort, mein Heimatort,

Die Kinderspiele leben dort,

Die besten Freunde leben dort

In einem schönen Ort.

Ansager 2: Ich liebe meine Heimat, mein Haus dafür, dass ich dort geboren bin und lebe jetzt.

(Die Schülerin liest das Gedicht «Mein Heimatland».)

Mein Heimatland

Ein schönes Wort: mein Heimatland!

Du atmest diese Luft seit dem Kindheit,

Erst wenn durch die heimatliche Stadt

Die Mutter mit dem Kinderwagen einen Bummel macht.

Du siehst erhabene Schönheit der Wälder,

Die Ruhe und das weichen Licht der Felder,

Die Sonne geht hier immer wundersam auf,

Am hellsten flämmt das Abendrot da auf.

Im Ausland sind viele Dinge neue,

Interessante Leute, Orte, aber teuer

Ist es, wenn wir in einem Fremstadt fahren

Dort eine Stimme in Muttersprache zu erfahren.

In der Geschichte gab es viele schwere Tage,

Trotzt aller Strapazen ist Russland herrlich. Und ich sage:

Ich bin darauf stolz, das Glück ist mein,

Eine Bürgerin solcher Groβmacht zu sein!

Ansager 1: Vor 75 Jahren endete der Große Vaterländische Krieg. Ich gratuliere Ihnen zu diesem Feiertag und wünsche Glȕck und alles Gute.

(Alle singen das Lied "Ein Sonnenkreis". )

Ein Sonnenkreis

Ein Sonnenkreis
In Blau und Weiß
Das hat ein Junge gezeichnet.
Und aufs Papier
Schreibt er dann hier
Worte, die jetzt singen wir:

Immer scheine die Sonne,
Immer leuchte der Himmel,
Immer lebe die Mutti,
Immer lebe auch ich!

Hör, lieber Freund,
Hör, treuer Freund,
Was Menschen brauchen, ist Frieden,
Bin längst kein Kind,
Doch Herzen sind
Alt oder jung gleichgesinnt.

Immer scheine die Sonne,
Immer leuchte der Himmel,
Immer lebe die Mutti,
Immer lebe auch ich!

Leise Soldat,
Höre Soldat,
Tausenden prüfen den Himmel,
Ob nicht der Tod
Wolken und Blut
Doch unser Lied geht nicht trug.

Immer scheine die Sonne,
Immer leuchte der Himmel,
Immer lebe die Mutti,
Immer lebe auch ich!

Gegen den Krieg,
Gegen die Not
Stehen wir auf für die Kinder.
Sonne und Glück,
Frieden und Brot
Nie soll es anders mehr sein!

Immer scheine die Sonne,
Immer leuchte der Himmel,
Immer lebe die Mutti,
Immer lebe auch ich!

Список использованной литературы:

  1. Кушкумбаева Р.З., Чуракова Л.В. Вечер, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне//Иностр. языки в школе. - 2007. - № 3. - с.59-63.
  2. Савельева В.В. Zum 40. Jahrestag unseres Sieges//Иностр. языки в школе. - 1985. - № 1. - С.97.
  3. wikipedia.org/
  4. de.wikipedia.org/wiki/Tag_des_Sieges
  5. Стихи о Великой Отечественной [Текст] : в 2-х кн. Кн. 1-2; худож. А. Билль. - М.: Худож. лит., 1985. (Подвиг)
  6. Военная литература [ Военная история ] - Великая Отечественная:
    militera.lib.ru/memo/1/new/index.html



Предварительный просмотр:

Проектные методы обучения

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

 

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

 

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

 

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

 

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

 

·                     определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

 

·                     выдвижение гипотезы их решения;

 

·                     обсуждение методов исследования;

 

·                     проведение сбора данных;

 

·                     анализ полученных данных;

 

·                     оформление конечных результатов;

 

·                     подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

 

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

 

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

 

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

 

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов.

 

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.

 

Специфика телекоммуникационных проектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

 

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций? Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

 

·                     предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

 

·                     предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;

 

·                     предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

 

·                     предлагается совместное творческое создание, какая-то разработка, чисто практическая (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

 

·                     предполагается провести увлекательные приключенческие совместные игры, состязания.

 

Телекоммуникационные проекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.

 

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов. При этом главными типологическими признаками являются следующие:

 

1.                Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.

 

2.                Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

 

3.                Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

 

4.                Количество участников проекта.

 

5.                Продолжительность проекта.



Предварительный просмотр:

Физкультминутки на уроках немецкого языка

Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети школьного возраста утомляются очень быстро. Статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении во время занятий, достаточно трудна для подвижного детского организма.

При изучении иностранного языка высшая нервная деятельность учащихся в основном протекает в сфере второй сигнальной системы, наиболее молодой в филогенетическом отношении и в процессе индивидуального развития, возникшей позднее первой сигнальной системы. Она является наиболее ранимой и относительно легко нарушается. При этом в частности, снижается внимание, тормозится акт запоминания. В связи с этим следует помнить, что учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений – приняли участие в акте запоминания. Такие разнообразные методические приемы значительно повышают работоспособность детей, так как вовлекают в работу другие анализаторы, новые, неутомленные участки коры головного мозга. Чтобы снять усталость и повысить работоспособность учащихся, очень полезно проводить на уроках так называемые физкультминутки.

Особое значение физкультминутки имеют на уроках иностранного языка. Творческий диапазон их применения разнообразен. Мною широко используются физкультминутки на уроках немецкого языка в работе с детьми, провожу их в течение всего года, начиная с первых уроков. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки провожу в сопровождении речёвок, рифмовок, стихотворений, песен, которые или произносятся детьми, или прослушиваются в записи. Языковой материал, подбираемый для этой цели, очень несложен, так как лексика на начальном этапе обучения иностранному языку ограничена. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (название движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов.

Я считаю, что хоровое проговаривание речевок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток. Но учитель, проводящий физкультминутки, должен знать некоторые психологические и методические моменты их применения. В частности, нужно помнить, что громкое произнесение текстов отобранных речевок, рифмовок, стихотворений раздражает учащихся, заглушает четкость произношения, монотонная же, тихая речь, наоборот, утомляет их. Поэтому тексты следует произносить четко, но не громко.

Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал необходимо усложнять.

Время для разучивания рифмовок и проведения физкультминуток выкраивается за счет четкой организации урока и высокого темпа работы.

В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:

Eins, zwei, drei, vier

Alle, alle turnen wir.

Затем в рифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen.

Школьники, произнося текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kopfe nick, nick, nick

Mit dem Finger tick, tick, tick

Mit den Händen klapp, klapp, klapp

Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.

Mit dem Kopfe nick, nick, nick

Mit dem Finger tick, tick, tick

Einmal hin, einmal her

Rundherum ist nicht so schwer.

Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках:

Die Arme, die Hände

die Füße und Bein

wir müssen sie üben

um kräftig zu sein.

Можно разучить рифмовки, позволяющие закрепить лексику “Виды транспорта”. Дети с удовольствием имитируют езду на различных видах транспорта. Игровая физкультминутка дает возможность снять усталость, но в то же время закрепляет лексический материал:

Kling, klang Gloribus

wir fahren mit dem Autobus

Kling, klang Glorian

wir fahren mit der

Straßenbahn

Kling, klang Glorio

wir fahren mit der Metro.

По теме „Sport“ использую речевку, под которую можно маршировать:

Wasser, Sonne, Luft und Wind

Uns`re besten Freunde sind.

Alle Kinder, groß und klein

wollen gute Sportler sein

Frühling, Sommer, Herbst und

Winter - Sport ist gut für alle Kinder.

Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,

Sport und Spiel wird groß geschieben.

Эта зарифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.

Для выработки у детей правильной осанки можно использовать рифмовку:

Ins Gymnasium und zu Haus

sitz gerade, Brust heraus.

При работе над темой „der Winter“ необходимо стремиться к тому, чтобы материал физкультминуток органически включался в урок и дал возможность закрепить лексику путем называния выполняемых действий. С этой целью можно заучить следующие рифмовки:

Schön ist der Winter

für Große und Kinder.

Eins, zwei, drei, vier,

Schlittschuh laufen alle wir.

Fünf, sechs, sieben, acht

wir machen eine Schneeballschlacht.

Eins, zwei, drei – juchei,

Wir spielen alle Eishockey.

Eins, zwei, drei, vier

alle, alle rodeln wir

Hurra, ihr Leut

wir fahren Schlitten heut’.

Wir (fahren) laufen Schi, wie fein ist das

Auch Rodeln macht uns großen Spaß.

Hurra, es ist soweit!

Heute nacht hat es geschneit!

Schnell einen Ball gemacht,

und auf, zur Schneeballschlacht.

He – juchhe –

im ersten, weichen Schnel.

При работе над темой „Das Zimmer“ использую рифмовку:

Eins, zwei, drei, vier

unser Zimmer fegen wir

Eins, zwei, drei, vier,

Staub wischen alle wir.

Для проведения физкультминуток при прохождении темы „der Frühling“ использую стихотворение, которое дети рассказывают, берутся за руки при этом, и слегка подпрыгивая, движутся по кругу.

Welche Freude, welche Wonne!

Wieder scheint die liebe Sonne!

Wir lieben die Sonne,

die Blumen, den Wind,

und wollen das alle

so froh, wie wird sind.

К теме „der Sommer“ хорошо подходит рифмовка:

Heute ist das Wetter warm,

heute kann’s nicht schaden

Schnell herunter an der See,

heute gehen wir baden.

Eins, zwei, drei, vier,

alle, alle, baden wir,

schwimmen wir,

tauchen wir,

in der Sonne liegen wir.

Kommt, wir wollen Blumen

pflücken, unser Zimmer

damit schmücken.

Для проведения физкультминуток подходят игры с мячом:

Ball, roll herbei,

1, 2, 3, Ball, roll herbei!

1, 2, 3, und 4, Ball, rolle fort von hier!

1, 2, 3, Ball roll herbei!

Дети стоят попарно друг против друга, бросают или катят друг другу мяч.

Seht meinen Ball mal an!

Seht, wie er springen kann!

Hopp, hopp, ho!

Macht’s auch mal so!

Для проведения физкультминуток можно использовать песенки и стихотворения о животных, сопровождая их соответствующими движениями:

Hopp, hopp, hopp

Pferdchen, lauf Galopp!

Uber Stock und über Steine,

aber brich nicht deine Beine!

Immer im Galopp! Hopp, hopp, hopp!

По мере усвоения рифмовок разумно предлагать детям творческое задание – придумать новые движения для того или иного стихотворения или речевки. Дети с удовольствием участвуют в подобного вида заданиях. Так, например, изучая стихотворение

Es regnet, es regnet, ganz wenig

ganz wenig, immer mehr, immer mehr.

Es blitzt, es donnert, alle rennen weg,

дети с удовольствием превращаются то в капельку дождя, то в молнию, то в гром, то в тех, кто спешит от дождя.

Тем самым логоритмика является основой для различного рода физкультминуток, которые делают возможным изучение иностранного языка для школьников делом увлекательным и интересным.

Указанные стихотворения и рифмовки применяются для проведения физкультминуток на занятиях по изучению немецкого языка, что является немаловажным компонентом при изучении иностранного языка.

Die Schule ist aus,

wir gehen nach Haus!

Bis morgen! Bis bald!

Die Schule ist aus,

Wir fahren nach Haus!

Bis morgen! Bis bald!

Die Schule ist aus,

wir laufen nach Haus!

Bis morgen! Bis bald!

Die Schule ist aus,

wir fliegen nach Haus!

Bis morgen! Bis bald!

Дети встают в круг и поют песенку

«Gibt mir deine Hand kommt,

Gibt mir deine Hand!

Deine Hand in meine Hand,

meine Hand in deine Hand,

und schon sind wir bekannt



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы:

__________________

Приказ № __________

от   «_____» _____________ 20__ г

Программа внеурочной деятельности

«Немецкий язык с

 Детским онлайн-университетом»

Основные характеристики программы внеурочной деятельности

«Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»:

Направленность:

Общеинтеллектуальное

Вид деятельности

Познавательная деятельность

Адресат программы:

Обучающиеся 4-ых классов

Объем программы:

34

Срок освоения:

1 год

Форма обучения:

Очная

Режим занятий (часов в неделю)

1 час в неделю

Пояснительная записка

        В соответствии с ФГОС начального общего образования, основная образовательная программа соответствующего уровня образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Она позволяет учесть индивидуальные особенности и потребности обучающихся, обеспечить достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

        Тем, кто учится сейчас в школе, предстоит по её окончании жить и адаптироваться к условиям постоянно меняющегося мира, в котором востребованы не специализированные знания, умения и навыки, а общие «компетенции 21 века» – когнитивные, социально-эмоциональные, цифровые. В связи с этим должно происходить изменение содержания образования, смещение акцентов в сторону формирования необходимых ключевых компетенций, переосмысление учителями целей изучения отдельных предметов, в том числе и иностранного языка. Целью и основным результатом образования является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС начального общего образования, п. 7).

ФГОС основного общего образования и проекты предметных концепций по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» определяют цель изучения иностранных языков шире, чем только формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Это ещё и создание основы для формирования интереса к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях. Усиливается образовательная и самообразовательная роль предметной области «Иностранные языки». Иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественнонаучных и других наук. В существующих УМК по немецкому языку эти изменения своего отражения пока не получили. Организация внеурочной деятельности по принципам предметно-языкового интегрированного обучения позволяет восполнить возникший пробел.

        При традиционном подходе к преподаванию иностранного языка с исключительным фокусом на язык у многих обучающихся неизбежно снижается мотивация к изучению иностранного языка, поскольку содержание (предмет речи) не является для них новым. Обучающиеся осваивают иноязычные обозначения известных им предметов и явлений, знакомятся с системой изучаемого иностранного языка, а прироста новых знаний об окружающем мире у них не происходит. Изучение языка только ради самого языка для большинства обучающихся быстро теряет привлекательность в силу большой сложности предмета и отсутствия личностных смыслов в его изучении. Предметно-языковой интегрированный подход к изучению иностранного языка (CLIL = Content and Language Integrated Learning), популярный во многих странах мира, позволяет изменить ситуацию, поскольку язык при таком подходе выступает не только как предмет освоения, но и используется как средство преподавания и изучения нового для обучающихся неязыкового содержания. Таким образом, учебный процесс приобретает два фокуса, что позволяет решить сразу несколько задач: создание мотивации к изучению иностранного языка за счёт значимого для обучающихся содержания, создание условий для формирования у них метапредметных умений благодаря интегрированному характеру обучения, расширение информационной, предметной среды, в которой происходит изучение иностранного языка, и за счёт этого – смягчение противоречия между возросшими требованиями к уровню владения иностранным языком в современном мире и довольно ограниченным временем, отведённым базисным учебным планом на его изучение.

Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» отличается высокой степенью новизны для российской системы образования, поскольку предметно-языковое интегрированное обучение, имея практику успешного применения во многих странах, ещё не нашло широкого распространения в российских школах.

Целью реализации данной программы внеурочной деятельности является создание условий для использования обучающимися немецкого языка в качестве средства расширения своего фонда знаний об окружающем мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • создавать условия для активного включения обучающихся в процесс самостоятельного поиска решения проблем, для получения ими разнообразного опыта в процессе познания;
  • развивать умения работать с информацией (поиск информации в различных источниках, умение сокращать информацию, отделять важную информацию от несущественной, умение обобщать и делать выводы);
  • создавать условия для использования обучающимися как эмпирических (наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение), так и теоретических (классификация, аналогия, моделирование) методов познания окружающего мира;
  • способствовать осознанию обучающимися иностранного языка как средства получения новой информации об окружающем мире;
  • развивать элементарные умения аудирования, чтения, письма и говорения на немецком языке;
  • развивать компенсаторные умения обучающихся в восприятии устной и письменной иноязычной речи;
  • развивать умения эффективно взаимодействовать в парах и группах при решении проблем;
  • создавать условия для формирования у обучающихся уверенности в своих силах и способностях.

В основу программы «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» положены принципы предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL). CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет (в нашем случае это «Окружающий мир» и «Искусство»). Занятия представляют собой заседания научного общества. Обучение происходит через исследование. Короткие научно-популярные видеосюжеты с сайта виртуального детского университета позволяют обучающимся погрузиться в проблему, а затем в ходе самостоятельной исследовательской деятельности в сопровождении учителя они углубляют знания в обозначенной в сюжете области и приобретают собственный практический опыт. При изучение разных аспектов проблемы реализуется системно-деятельностный подход в обучении, и у обучающихся формируется более целостная картина мира. Обучение через исследование позволяет разделить ответственность за результаты обучения в равной степени между педагогом и учеником. Учащиеся лучше всего учатся, когда самостоятельно находят решение. Овладение навыками мышления и рассуждения важнее, чем освоение какой-либо конкретной учебной темы.

В настоящее время быстро меняются способы получения обучающимися информации: всё более важную роль в их жизни начинают играть СМИ и, особенно, Интернет. Задача «Детского онлайн-университета» – направить познавательную активность обучающихся, учить их использовать информационные ресурсы для самообразования и саморазвития.

Важная роль на заседаниях общества должна отводиться кооперативному обучению, развивающему умения эффективно взаимодействовать с одноклассниками и с учителем при решении проблем. Решая познавательные задачи, требующие кооперации в парах или в малых группах, обучающиеся получают возможность учиться друг с другом и друг у друга. Учителю данные формы организации занятий позволяют опираться на имеющийся у детей опыт, побуждать их к активной мыслительной деятельности.

Важным условием успешного решения сформулированных выше задач является погружение обучающихся на занятиях в языковую среду. Если учитель ведёт занятия на иностранном языке, максимально используя средства визуализации для обеспечения понимания обучающимися происходящего, если привлекает только аутентичные материалы, разработанные носителями языка, то обучающийся, обрабатывая (слышит и старается понять) большое количество языкового материала, существенно расширяет свой словарный запас, вырабатывает стратегии понимания иноязычной речи, игнорируя незнакомое. Интегрированное обучение делает основной акцент на содержательной стороне речи, а не на формальной (грамматическая корректность), и это позволяет учащимся использовать иностранный язык естественно, с ощущением успешности, без страха сделать ошибку. При использовании иностранного языка для решения конкретных познавательных и коммуникативных задач его изучение приобретает личностный смысл для обучающихся и становится более целенаправленным.

С целью создания ситуации успеха для разных типов обучающихся при организации учебной деятельности используется мультисенсорный подход, учитывающий особенности восприятия информации визуалами, аудиалами и кинестетами. Особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся на занятиях. Максимальное использование разных видов наглядности, включая моделирование, помогает обучающимся лучше понять изучаемые процессы и явления и даёт возможность участвовать в совместных исследованиях всем обучающимся, не зависимо от уровня владения иностранным языком, создаёт условия для формирования у обучающихся уверенности в своих силах и способностях. Активное участие в создании наглядных моделей изучаемых процессов и явлений, включение подвижных игр помогает обучающимся формировать абстрактные понятия и удовлетворяет их потребность в движении. «Мозгу для учебной деятельности нужна энергия, кислород, движение, жидкость и время», ‒ утверждает исследователь мозга, профессор Мартин Корте в книге «Как человек учится?»

Среди занятий курса «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» нельзя выделить аудиторные и внеаудиторные активные (подвижные), поскольку каждое из собраний научного общества будет комбинированным по своей сути: включать просмотр видеосюжетов, естественно-научные эксперименты, нахождение причин наблюдаемым явлениям, художественное творчество, конструирование объектов либо моделирование явлений окружающего мира, подвижные игры.

Программа нацелена на внесение вклада в достижение обучающимися трёх групп результатов.

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

- сформированная мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно­познавательные и внутренние, осознание личностного смысла учения;

- развитые навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Метапредметные результаты:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, производить поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- опыт работы с информационными объектами, объединяющими текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, и которые могут передаваться с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в сети Интернет;

- осознание возможности средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры;

- умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений окружающего мира;

- умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать аналогии, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты (по предметам «Иностранный язык», «Окружающий мир» и «Искусство»):

- приобрести начальный опыт использования немецкого языка как нового инструмента познания мира и культуры немецкоязычных стран;

- осознать личностный смысл овладения немецким языком;

- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении, вербально и невербально реагировать на услышанное;

- воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших научно-популярных видеофильмов.

- находить в видео конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы и словосочетания;

- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

- приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

- готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности;

- участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

- организовывать совместную музыкально-творческую деятельность с друзьями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать опору на наглядность, контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух информации, содержащей незнакомую лексику;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание видеофильма;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • изображать многофигурные композиции и участвовать в коллективных работах;
  • реализовывать собственные творческие замыслы в музыкальной деятельности.

Содержание Детского онлайн-университета распределено по трём «факультетам»: «Человек», «Природа» и «Техника». В течение года обучающиеся собирают свой языковой и исследовательский портфолио, заполняя по окончании работы над каждой темой лист самооценки «Это я уже могу» („Das kann ich schon“). По итогам реализации программы «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» в конце года возможно проведение интеллектуальной игры (по типу «Кто хочет стать миллионером?» или «Своя игра») для обучающихся начальной школы, для одноклассников, не являющихся членами научного общества, для учителей или родителей. Содержание игры разрабатывается членами общества во время итоговых собраний.

Программа «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» адресована обучающимся 4 классов общеобразовательных школ, поскольку содержание видео-лекций Детского онлайн-университета построено с учётом вопросов, которые удовлетворяют познавательный интерес детей именно этого возраста. К тому же ими уже накоплен необходимый лексический материал на немецком языке для осуществления обучения в условиях погружения в языковую среду. Программа носит пропедевтический характер. Она готовит обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла (биология, физика, химия) в основной школе и одновременно мотивирует к изучению немецкого языка. Программа позволяет создать дополнительные возможности для использования языковых средств, изученных на уроках немецкого языка, и тем самым для интенсификации учебной деятельности по немецкому языку. Поскольку знакомство с явлениями окружающего мира происходит на иностранном языке, это производит мощный развивающий эффект на обучающихся.

Принцип набора детей – свободный, по желанию. Рекомендуемый количественный состав группы обучающихся – от 9 до 15 человек, поскольку занятия имеют ярко-выраженный практический и деятельностный характер. При меньшем количестве обучающихся будет затруднена реализация принципов кооперативного обучения, при очень большом количестве участников не будет в достаточной мере осуществлён личностно-индивидуальный подход.

Количество занятий в течение одного учебного года – 34, в режиме один раз в неделю. Длительность одного занятия – один академический час (40 минут).

Тематическое планирование

Название разделов и тем

Общее количество часов[1]

1.

Факультет «Человек»

13

1.1

Правила работы заседаний научного общества

  • Читать правила с извлечением необходимой информации с опорой на картинки

1

1.2

Шрифт для слепых

  • Соотносить значки шрифта Брайля с буквами латинского алфавита.
  • Писать своё имя с помощью шрифта Брайля

2

1.3

Битбокс

  • Кратко передавать содержание видеосюжета, сопровождать битбоксом исполнение песни

1

1.4

Граффити

  • Описывать картинку, используя названия цветов, определять стиль надписи в технике граффити

1

1.5

Игра теней

  • Называть животных по их тени.
  • Проводить эксперимент, следуя инструкциям.
  • Понимать содержание пьесы для театра теней.
  • Представлять публично пьесу в театре теней

4

1.6

Символ сердца

  • Извлекать детальную информацию из инструкции изготовления объемного сердца из бумаги

1

1.7

Американские горки

  • Описывать результаты эксперимента

1

1.8

Донорская кровь

  • Извлекать необходимую информацию из видеоролика и отвечать на вопросы викторины

1

1.9

Мармеладные мишки

  • Устанавливать последовательность действий при изготовлении мармеладных мишек на основе видео

1

2.

Факультет «Природа»

9

2.1

Почему шумит ракушка?

  • Делать краткие записи наблюдений по результатам эксперимента

1

2.2

Как измерить ширину реки?

  • Фиксировать результаты измерений.
  • Понимать на слух и выполнять инструкции учителя по проведению измерений

2

2.3

Как отпугивать птиц?

  • Понимать основное содержание видеосюжета по контексту, игнорируя незнакомое.
  • Кратко представлять основную информацию в виде карточки для каталога

2

2.4

Поворачиваются ли подсолнухи за солнцем?

  • Извлекать необходимое содержание из текста с опорой на контекстуальную догадку

1

2.5

Собаки-поводыри

  • Моделировать ситуации «собака-поводырь и незрячий человек»

1

2.6

Светлячки

  • Извлекать из текста информацию, необходимую для участия в викторине

1

2.7

Паутина

  • Создавать модель паутины на основе информации из видеоролика

1

3.

Факультет «Техника»

9

3.1

Автопилот

  • Находить в видеосюжете подтверждение или опровержение своих предположений

1

3.2

Онлайн-игра

  • Понимать правила онлайн-игры.
  • Воспроизводить последовательность действий по картинкам

2

3.3

Фейерверк

  • Рассказывать с опорой на картинки и ключевые слова о последовательности действий при создании фейерверка

1

3.4

Как рисовать светом?

  • Понимать основное содержание с опорой на контекст и на видеоряд

1

3.5

3D-печать

  • Называть назначение технических средств, используемых в школе.
  • Моделировать принцип действия 3D-принтера по описанию

2

3.6

Автоматический шлагбаум на железнодорожном переезде

  • Моделировать принцип действия шлагбаума на основе информации из видеоролика

1

3.7

Воздушные шары

  • Проводить эксперимент по описанию

1

4.

Подготовка и проведение интеллектуальной игры

3

4.1

Подготовка интеллектуальной игры

  • Выбирать необходимое содержание для составления вопросов.
  • Составлять вопросы для интеллектуальной игры

2

4.2

Проведение интеллектуальной игры

  • Публично выступать и взаимодействовать с публикой в процессе проведения игры

1

Примерное содержание занятий

        Факультет «Человек» (13 часов). Введение в технику безопасности и знакомство с правилами работы во время проведения опытов и экспериментов на заседаниях научного общества. Извлечение необходимой информации из видеосюжетов. Моделирование шрифта Брайля с помощью яиц. Декодирование шрифта Брайля в латинский алфавит. Написание простых слов с помощью шрифта Брайля. Имитация звуков ударных инструментов, сопровождение исполнения песни битбоксом. Извлечение информации из несложных текстов. Проведение эксперимента с распространением звуковых волн. Разработка собственных тэгов в технике граффити. Создание надписей разными стилями граффити. Эксперимент с возникновением тени. Изменение тени при приближении объекта к источнику света и при удалении от него. Создание театра теней. Изучение истории символа сердца. Изготовление объемного сердца из бумаги по инструкции. Написание коротких рассказов с помощью символов (эмодзи). Эксперименты с изменениями пульса. Участие в викторине о донорской крови. Знакомство с технологией изготовления мармеладных мишек.

        Лингвистический компонент:

«Шрифт для слепых»: blind, die Blindenschrift, der Punkt, die Punktschrift, das Alphabet, der Buchstabe, einen Brief lesen/schreiben, die Schreibmaschine, ein Blatt Papier, die Taste, tippen, eine Taste drücken, mit der Fingerspitze fühlen/erkennen, das Zeichen.

«Битбокс»: das Beatboxing, der Beatboxer, beatboxen, das Schlagzeug, die Snare, die Kickdrum, die Hi-Hat, ein Geräusch nachmachen, der Mund, das Mikrophon, der Rhythmus, der Ton, räumlich, klingen, die Lippen zusammenpressen.

        «Граффити»: verboten, erlaubt, die Spraydose, sprühen, die Farbe, der Punkt, die Wand, die Gasmaske, das Raster, die Unterschrift, die Schablone, Graffiti, der Künstler.

        «Игра теней»: der Schatten, das Schattenspiel, das Schattentheater, die Leinwand, das Licht, die Lichtstrahlen, die Lampe, nah, weit, näher, weiter, größer werden, kleiner werden, der Schauspieler.

        «Символ сердца»: das Herz, die Form, die Bedeutung, das Symbol, das Zeichen, die alten Griechen, das Blatt, die Liebe, die Pflanze, der Efeu, die Brust, das Mittelalter.

        «Американские горки»: hochfahren, runterfahren, die Achterbahn, der Herzschlag, Schläge pro Minute, ruhig, aufgeregt, schneller, die Angst, die Panik, die Freude, Spaß haben.

        «Донорская кровь»: das Blut, rote Blutkörperchen, das Blutplasma, Blut spenden, Blut bekommen, die Blutgruppe, die Zentrifuge, die Operation.

        «Мармеладные мишки»: der Fruchtsaft, die Farbe, der Geschmack, die Himbeere, die Erdbeere, die Gelatine, der Zucker, trocknen, kleben.

        Факультет «Природа» (11 часов). Извлечение необходимой информации из видеосюжетов. Эксперимент, объясняющий происхождение шума в ракушке. Запись и презентация «звукового коктейля» из звуков школы. Измерение с помощью измерительных инструментов и фиксирование величин (время, вес, длина, ширина). Эксперименты с чувством времени, с глазомером. Способы измерений без измерительных инструментов. Подвижная игра (моделирование процесса отпугивания птиц). Создание каталога птиц. Определение сторон света с помощью компаса. Моделирование движения Солнца с востока на запад и движения соцветий молодых подсолнухов за Солнцем. Моделирование ситуации «собака-поводырь и незрячий человек». Понимание на слух команд и слов похвалы. Участие в викторине о светлячках. Создание модели паутины.

Лингвистический компонент:

«Почему шумит ракушка?»: das Meer, die Muschel, rauschen, das Tonstudio, klingen, das Verkehr, der Wald, still, leer, das Geräusch.

«Как измерить ширину реки?»: die Breite, die Länge, messen, schätzen, ungefähr, der Fluss, das Ufer, Wie breit? Wie lang? die Stirn, der Arm, Schritte zählen, es stimmt.

«Как отпугивать птиц?»: der Vogel, verscheuchen, die Vogelscheuche, die Weintrauben, im Garten, auf dem Weinberg, reif, schützen, die Pistole, die Rakete, Hunger haben, der Schussautomat, das Netz, am Flughafen, gefährlich.

«Поворачиваются ли подсолнухи за солнцем?»: die Sonnenblume, die Sonne geht auf, die Sonne geht unter, im Norden, im Süden, im Westen, im Osten, am Morgen, am Abend, in der Nacht, die Pflanze, sich drehen.

«Собаки-поводыри»: der Welpe, der Blindenhund, die Hundetrainerin, zuverlässig, einen blinden Menschen führen, loben, einen Fehler machen, die Übung wiederholen, Kommandos geben, Kommandos verstehen, ruhig.

«Светлячки»: das Glühwürmchen, das Weibchen, das Männchen, die Larve, die Schnecke, der Käfer, der Wurm, fliegen, kriechen, leuchten, die Falle, locken.

«Паутина»: die Spinne, das Spinnennetz, das Bein, der Faden, der Ast, kleben, die Warze, die Spirale, kleben.

        Факультет «Техника» (9 часов). Извлечение необходимой информации из видеосюжетов. Моделирование принципа действия автопилота. Разыгрывание ситуаций уличного движения. Тестирование компьютерных игр на Интернет-странице «Передачи с мышкой» („Die Sendung mit der Maus“). Создание рисованного мультфильма в блокноте. Реконструкция по картинкам процесса создания фейерверка. Создание «фейерверка» на молоке. Моделирование принципа действия фотоаппарата. Создание своих картин с помощью света. Моделирование принципа действия 3D-принтера. Умение видеть 3D-картинки. Рисование объёмного изображения руки. Моделирование работы автоматического шлагбаума. Знакомство с последовательностью действий при изготовлении воздушных шаров. Эксперимент «Шашлык из воздушных шаров». Подвижные игры с воздушными шарами.

Лингвистический компонент:

«Автопилот»: der Computer, Daten speichern, das Navigationssystem, das Auto fährt von alleine, den Knopf drücken, Gas geben, bremsen, der Laserscanner, der Laserstrahl, unsichtbar.

«Онлайн-игра»: die Redaktion, testen, das Internetspiel, funktionieren, Spaß machen, Ich habe eine Idee. Ich finde die Idee prima. der Zeichentrickfilm, zeichnen, eine Skizze machen, einscannen, sich bewegen, programmieren, der Programmierer.

«Фейерверк»: das Feuerwerk, das Bild, die Figur, ausschneiden, aussägen, das Holz, Löcher bohren, das Schwarzpulver, das Klebeband, die Brücke, der Geburtstag, das Messer, der Stift, die Säge, die Rakete zünden.

«Рисование светом»: der Pinsel, die Leinwand, die Farbe, das Gemälde, der Lichtmaler, die Taschenlampe, der Fotoapparat, die Kamera, die Farbfolie, das Lichtbild, fotografieren, dunkel, leuchten, beleuchten, das Foto.

«3D-печать»: das Modellauto, der Experte, der Drucker, drucken, der 3D-Druck, der Kunststoff, zweidimensional/ dreidimensional, flach, anfassen, die Patrone, die Tinte.

«Автоматический шлагбаум на железнодорожном переезде»: der Zug, die Schienen, die Schranke, der Bahnübergang, zählen, der Fußgänger, der Autofahrer, die Ampel, der Lokführer, frei, der Schalter.

«Воздушные шары»: der Luftballon, der Gummibaum, die Maschine, der Gummi, die Form, die Mischung, tauchen, der Ofen, trocknen, der Rollrand, elastisch, aufblasen.

        Подготовка и проведение интеллектуальной игры (3 часа). Итог реализации программы. Составление вопросов по содержанию занятий курса. Проведение обучающимися игры для одноклассников, родителей или учителей. Рефлексия результативности курса для учащихся.

Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

        В процессе реализации программы на занятиях используются сценарии, а также раздаточные материалы с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы обучающихся, разработанные методистами Немецкого культурного центра имени Гёте в Москве и размещённые на платформе Немецкого культурного центра имени Гёте в курсе «Kinderuni als extracurriculares Angebot» (https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/kin/kin/leh/ext.html, в разделе «Для учителей» («Für Lehrende») в левом меню при открытии любой видеолекции: https://kinderuni.goethe.de/mod/page/view.php?id=1578).

        Для проведения занятий необходима классная комната с передвигающейся мебелью (наличие возможности расставить столы для работы в группах, отодвинуть столы для организации подвижных игр). Некоторые занятия целесообразно проводить в компьютерном классе.

        Материально-техническое обеспечение программы включает в себя оборудование для проведения экспериментов, фотоаппарат, принтер, материалы для выполнения творческих работ, компьютер с доступом в Интернет, колонки, проектор и экран либо интерактивную доску.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гарант» [сайт]. – Режим доступа http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 30.08.2019).
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [сайт]. – Режим доступа http://fgosreestr.ru (дата обращения: 30.08.2019).
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 года N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Электронный ресурс]. // Центр российского образования [сайт]. – Режим доступа  https://rusedu.center/docs/category/3-pismo-minobr.html (дата обращения: 30.08.2019).
  4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Детский онлайн-университет [Электронный ресурс] // Немецкий культурный центр имени Гёте [сайт]. – Режим доступа https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru (30.08.2019).
  6. Naturwissenschaft kinderleicht [Электронный ресурс] // Nela forscht [сайт]. – Режим доступа http://www.nela-forscht.de/experimentierwelt/ (30.08.2019)

Список рекомендуемой литературы для обучающихся и их родителей

  1. Детский онлайн-университет [Электронный ресурс] // Немецкий культурный центр имени Гёте [сайт]. – Режим доступа https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru (30.08.2019).
  2. Перельман, Я.И. Занимательная физика [Электронный ресурс] // Всё для детей [сайт]. – Режим доступа http://allforchildren.ru/sci/zf_index.php  (30.08.2019).


[1] Все занятия являются комбинированными, поэтому среди них невозможно выделить аудиторные (теория) и внеаудиторные активные (практика), о чём упоминалось в пояснительной записке к программе.