Консультации для родителей

Татьяна Владимировна Павловa

Скоро в школу? Значит, пора учить ребёнка ориентировке на листе в клетку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УМНЫЕ СТРАНИЧКИ»

На 6-м году жизни ребёнка нужно учить ориентированию на листе бумаги.

«Говорящая страница»

Положите на стол белый лист. Объясните, что у листа есть стороны: правая, левая, верхняя, нижняя; есть и середина. Углы: верхний левый (образовался верхней и левой стороной), верхний правый (последовательно назовите каждый угол и опишите, как он образовался). Дайте ребёнку карандаши и во время вашего объяснения предлагайте ему отмечать разными цветами стороны и углы.

Следующий этап -  обучение малыша фиксированию местоположения предметов на листе. Попросите ребёнка расположить красный круг в центре, зелёный квадрат в верхнем правом углу, синий треугольник на левой стороне. Затем потренируйте ребёнка в определении пространственного расположения предметов на ограниченной плоскости. Например, предложите изобразить орнамент: прямоугольник расположен сверху круга, квадрат снизу круга, треугольник справа от круга, овал слева от круга.

«Найди парную карточку»

Подготовьте несколько пар карточек с разными орнаментами из геометрических фигур. Попросите ребёнка найти одинаковые пары.

«Зрительный диктант»

Ребёнку нужно запомнить, как расположены фигуры (треугольник, круг, квадрат) на образце и нарисовать их в такой же последовательности.

Раз – два клеточка.

Скоро в школу? Значит, пора учить ребёнка ориентировке на листе в клетку.

  • Возьмите тетрадь в клетку. Покажите малышу середину клетки и середины сторон клетки. Попросите ребёнка поставить точку, например, в правом верхнем углу, а затем обвести клеточку.
  • Продемонстрируйте, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Например, проводя линии от верхнего левого к нижнему левому углу; от верхнего левого к верхнему правому углу.
  • Обратите внимание ребёнка, что клеточки можно считать в разных направлениях: сверху вниз, слева направо. Попросите отсчитать 3 клетки сверху вниз и 3 клетки слева направо, и там поставить точку.
  • Проводите слуховые диктанты: предложите малышу от красной точки провести линию снизу вверх, равную 2 клеткам, от неё – линию слева направо, равную 4 клеткам, от неё – линию сверху вниз, равную 2 клеткам, от неё – линию справа налево, равную 4 клеткам. Получился четырёхугольник.
  • Как можно чаще тренируйте ребёнка в написании графических диктантов. Их нужно рисовать на листе бумаги в клетку, не отрывая карандаша от бумаги, под вашу диктовку (на сколько клеток нужно продвинуться вправо, влево, вверх, вниз). Продумайте заранее узор. Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна – вправо, одна – вниз, одна – вправо, одна – вверх, одна – вправо, две – вверх, одна – вправо, одна – вверх, одна – вправо (повторить сначала несколько раз).такой навык пригодиться, когда малыш пойдёт в 1 класс.
  • Приобретите книги из серии «Рисуем и пишем в клеточках». Предложите ребёнку выполнить в них задания. Они развивают зрительно-пространственную память, мелкую моторику рук, произвольное внимание. Например:

- закрась фигуры заданным цветом в зависимости от количества клеток;

- подбери к каждой цветной полоске фигуру с таким же количеством клеточек и раскрась;

- раскрась фигуры с одинаковым количеством клеток одним цветом;

- каждую зелёную фигуру соедини с такой же красной, в которой клеточек на одну меньше;

- дорисуй половинки фигур – ребёнок будет учиться аккуратно воспроизводить по клеточкам симметричные линии, сопоставляя их с образцом;

-  «вышивка» - малыш должен нарисовать предмет, например, домик, заполняя его форму цветным крестиком в каждой клеточке.

«Домики»

Обозначьте квадрат 30 х 30 клеток – это поле. За один ход нужно нарисовать на поле по клеточкам один домик 3 х 2 клетки. Домики не должны касаться друг друга. Кому не хватит места нарисовать домик – проиграл.

«Галочки»

Обведите ряд клеток, например, 1 х 12. в ходе игры рисуйте по очереди с ребёнком в каждой клеточке галочки. Тот, кто начинает игру, может нарисовать 1-3 галочки. Второй игрок за один ход должен нарисовать столько же галочек, сколько нарисовал первый, или меньше. Побеждает тот, кто нарисует последнюю галочку.

«У-лю-лю и Иго-го»

В квадрате 10х10 клеток по очереди с ребёнком за один ход пишите одну букву в любую свободную клеточку. Первый игрок пишет всегда одну из букв: У, Л, Ю. Второй игрок – И, Г, О.

Читать слова можно по вертикали, горизонтали и наискосок в любом направлении. Если в квадрате будет найдено слово «УЛЮЛЮ» - победил первый игрок, если слово «ИГОГО» - второй.

«Три кошки»

Игра похожа на «Морской бой». У каждого игрока – по 2 квадрата 3х3 клетки с пронумерованными клетками (верхний ряд – 1, 2, 3; средний ряд – 4, 5, 6; нижний ряд – 7, 8, 9). В левом квадрате каждый втайне от другого рисует трёх кошек. Чтобы обнаружить нахождение кошек соперника, игроки задают друг другу по одному вопросу, на который можно ответить только «да» или «нет», например: «В седьмой клеточке есть кошка?» или «На первом этаже есть кошка?» узнав, что в клеточке есть кошка, игрок рисует её в соответствующем месте правого квадрата или ставит точку. Побеждает тот, кто первым найдёт всех кошек соперника.

Игры в точки

На листе в клетку нарисуйте игровое поле из 16 точек, каждая сторона которого состоит из 4 точек; приготовьте 2 карандаша.

  • «Соединить точки»

          Игроки ходят по очереди. На каждый ход игрок соединяет любые две    

          ближайшие точки (по вертикали или горизонтали, но не по диагонали).  

          Выигрывает тот, кто соединит две последние точки.

  • «Только вверх, только вправо»

          Игроки ходят по очереди, начиная с крайней точки в левом нижнем

          углу. Первый игрок проводит прямую линию к ближайшей точке,  

          причём двигаться  можно только вправо или только вверх. Следующий  

          игрок продолжает эту линию с тем же условием. Выигрывает игрок,  

          первый добравшийся до правой  верхней точки.

  • «Как придётся»

          Игроки ходят по очереди. Соединять можно любые две точки – выше,    

          ниже, по диагонали и т.д. Правила: линии не должны пересекаться и  

          замыкаться, они должны быть только прямыми; последующий игрок

          чертит свою линию, начиная с любого конца линии предыдущего

          участника. Побеждает тот, кто проведёт последнюю прямую линию.

  • «Муха»

          Нарисуйте игровое поле 5 х 5 клеток, которые через одну окрашены в  

          разные цвета. Центральная клетка занята изображением мухи.

          Приготовьте фишку – вырезанную из картона муху.

          Возьмите на себя роль ведущего. Скажите, что муха решила выползти

          погулять. Назовите, в каком направлении и на сколько клеток муха

          продвинулась (3 – 4 хода). Потом спросите у ребёнка, на клеточку

          какого цвета приползла муха (или между какими цветами оказалась).  

          Ребёнок 5 – 6  лет может играть на двухцветном поле, представляющем

          собой аналог  шахматной доски (где каждая клетка кодируется буквой

          и цифрой).

  • «Футбол»

          Возьмите листок в клетку, который будет служить полем. Играйте

          вдвоём с ребёнком. Нарисуйте ворота размером в 6 клеток. Игру

          начинайте в  центральной точке поля (листка). Первый ход разыграйте

          жребием.

          Начинающий из центра проводит непрерывную линию из трёх частей,

          каждая из которых проходит либо по стороне одной клетки, либо по

          диагонали.

          Потом соперник из конечной точки проводит такую же свою линию.

          Удобно использовать ручки разного цвета. Ход – ломаная, состоящая

          из трёх  отрезков, каждый из которых – диагональ или сторона клетки.  

          Пересекать и касаться уже проведённых линий и границ поля нельзя.

          Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает

          штрафной: прямую линию в 6 клеток (по вертикали, горизонтали или

          диагонали). Если после штрафного мяч остановился на уже

          проведённой линии или игрок не может сделать ход, то пробивается

          ещё один штрафной. Играют до первого гола.

  • «Запри клетку»

          Нарисуйте игровое поле – квадрат в 25 клеток (5 х 5). Углы клеток для

          большей наглядности можно отметить точками. Игроки ходят по

          очереди, и каждый из них за один ход может соединить чёрточкой две

          ближайшие точки.

          Через несколько ходов на игровом поле можно будет увидеть клетки,

          ограждённые такими чёрточками с трёх сторон.

          Кому удастся теперь обозначить чёрточкой четвёртую сторону, тот

          отмечает эту замкнутую клетку первой буквой своего имени (или

          условным значком). Может получиться так, что одна чёрточка замкнёт

          сразу две смежные клетки – тогда отмечают обе. Игра продолжается до

          тех пор, пока остаются незамкнутые клетки. Кто отметит своим    

           значком больше клеток, то  и победил.

  • «Коридорчики»

         На листе па очереди с ребёнком проводите горизонтальные или  

         вертикальные линии в одну клетку.

         Игрок, которому удалось замкнуть линиями клетку, ставит в ней

         крестик (или  нолик) и получает ещё один ход.

         Когда все клетки окажутся занятыми, подсчитайте, кто «захватил»

         больше клеток.



Предварительный просмотр:

Игры с мячом

Непросто научиться ловить мяч. Начните с мяча среднего размера (чуть меньше волейбольного). Киньте (или вложите в руки ребенка) мяч с близкого расстояния. Малыш должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать маме. Научите ребенка...

  1. Встаньте напротив малыша на расстоянии одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.
  2. На расстоянии одного метра поставьте стул. Покажите ребенку, как направлять мяч, чтобы он прокатился между ножками стула. Первый раз направьте его руку, второй раз пусть попробует сам.
  3. Стоя рядом с ребенком слегка толкните лежащий на полу мяч вперед. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.
  4. Киньте мяч ребенку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его. Пусть его вдохновит первая удача. Постоянно увеличивайте расстояние.
  5. Теперь предложите малышу кинуть мяч вам. Подбадривайте его: «Повыше, повыше».
  6. Ударить мяч о землю и поймать его.
  7. Подбросить мяч вверх и поймать его совсем непросто. Придется поупражняться.
  8. Покажите, как ударить мяч о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре. Помогите малышу усвоить это упражнение.

Постепенно уменьшайте размеры мячей. Учите малышей перекладывать, перекатывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимая его. Научите его выполнять команды: прокатить мяч вперед, назад; подбросить вверх, бросить вниз.

Перебросить мяч через препятствия (скамеечку, веревку и т.п.) – очень увлекательная задача. А от вас к ребенку мяч вернется по полу.

Попасть мячом в широкую корзину, стоящую на полу. Малыш будет в восторге, если сможет точно забросить в корзину 2-3 мячика.

        А теперь корзинка (коробка) расположена на высоте.

        Научите ребенка забрасывать мяч из поднятых кверху рук.

       Ударить мячом об стену, а затем поймать отскочивший от пола мяч.

Сбить мячом кеглю, кегли.

Игры с кубиками

Начните с простых образцов: домик, башенка, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка.

Постепенно уменьшайте размеры кубиков и усложняйте задания: ворота, будка, забор, лесенка.

Обязательно приучите малыша складывать кубики в коробку. Это, кроме привычки к порядку, вырабатывает умение располагать предметы в определенной последовательности.

Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребенка. Предложите укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд – желтые кубики, второй – зеленый и т.д. Или: кубики в ряд укладываются в такой очередности: красный, желтый, красный, желтый... Попросите ребенка закончить этот «узор». В дальнейшем можно усложнить узор: два желтых, синий, два желтых...

Игры со скакалкой

Попросите ребенка:

  1. Вытянуть скакалку по прямой линии.

  1. Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».

  1. Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник.

  1. Намотать скакалку на ручку; размотать; сложить вдвое, вчетверо, держа в руках (не раскладывая на столе или на полу).

  1. Простейший способ научить завязывать узел: разложите скакалку или веревку на столе полукругом, затем сблизьте ее концы  и расположите их крест-накрест. Покажите, как один конец, лежащий поверх другого, заправляется под нижний, затем медленно стяните концы в узел.

Игры с мелкими предметами

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

От кубиков крупных размеров, перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

  •    

Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

  •        

Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».

  •  

Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.

  •  

Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

«Волшебный мешочек»

В этой игре ребенок развивает зрительное внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

  •  

Деревянный матрешки – прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Покажите, как разнимаются матрешки, как складываются. Начните с трех матрешек разной величины. Объясните, что большая матрешка не может поместиться в меньшей, и что нижняя часть должна соответствовать по величине верхней. А теперь дайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. Можно помочь ребенку советом, четким указанием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигает своей цели.

  •  

Мозаика, конструктор, разные картинки – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Обратясь к этим играм, вы сможете провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых малышу.

Игры с шариками

Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Научите его простым играм с шариком.

  1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

  1. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

  1. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это –«ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик  к левой ладони.

  1. Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может помочь вам нанизать бусы на нитку. Со временем он сможет нанизывать бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Пластилин

Слегка разогрев, размяв руками пластилин, покажите, как скатать из него шарики, вращая кусочек пластилина между ладонями.

Расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами.

Скатать жгутики. Вылепить из жгутиков баранку, крендель. Сплести из двух жгутиков канатик.

Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок и т.д.

Со временем ребенок научится выполнять более тонкую работу: вылепит тарелку, корзинку...

Легко вылепить змейку. Труднее украсить ее пятнышками из пластилина другого цвета. А потом змея  свернется в кольцо.  

Игры с кольцами

Обязательно предложите ребенку игры с кольцами.

Научите его надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в клак).

Нанизывать колечки на веревку, на шнурок.

Предложите повторить за вами такие действия:

Три кольца уложены на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: «Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно – снизу».

Три кольца уложены горизонтально. «Одно колечко – в середине, одно – слева, одно – справа».

Пять небольших колечек наденем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, и т.д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

Поместите на небольшом расстоянии друг от друга 5 колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно «прошагали» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

Игры со шнурками

Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.

«Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.

Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался...

Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху – на средний, снизу – на указательный, сверху – на большой, и обратно – в противоположной последовательности.

Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звездочки и другие фигурки с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда ребенок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определенной последовательности: цветок, звездочка, кружочек, или: синий, красный, белый.

Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему легче будет научиться справляться со своей одеждой и обувью.

Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек и т.д.  На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом (или специальным инструментом) небольшие дырочки на равных (1 или 1,5 см) расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку красивым узором. Таким способом маленький портной с удовольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушечный коврик.

Маленький коврик можно соткать и таким способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочередно сверху, снизу, сверху, снизу и т.д. «Мастер» будет очень горд подарить вам такую салфетку или, к примеру, подставку под горячее.

В процессе этой работы попросите малыша распутать узелки, «случайно» завязавшиеся в шнурке (не сильно затянутые).  В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.

Пуговицы

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в мелкую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.

Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета... Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).

На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т.д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета – бабочка будет разноцветной.

У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

К пяти годам малыш готов к играм-занятиям, целенаправленно развивающим его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности.

Игры, предлагаемые ниже, объединяют в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенствования тонких движений пальцев рук – мелкой моторики.

Таким образом, неразрывный круг:

- МЕЛКАЯ МОТОРИКА –

- РЕЧЬ –

- МЫШЛЕНИЕ –

развивается более разносторонне и интенсивно.

Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для этих игр ребенок должен получать только на время занятий.  Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные для занятий вещи. Они могут отвлечь ребенка.



Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

                  «Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Родничок»

                                 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                                     на тему:

                       «Обращайте внимание на речь ребенка»

                                                              Учитель – логопед: Павлова Т.В.

                                                 г. Губкин, 2020

                                                               2

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить, - правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли – нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический статус, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно для возникновения  у ребенка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, шел – пошел и т.д. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка и прежде всего артикуляционный аппарат в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. В момент произнесения речевого звука происходит сближение  или смыкание отдельных органов артикуляции (языка, губ, мягкого неба) с неподвижными частями: зубами, альвеолами, твердым небом.

Для произнесения одних звуков требуется  простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому ребенок и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В процессе усвоения звуков речи  существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 – 3 года вместо Ш ребенок  может произносить ТЬ, Т («тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3 – 4 года – звуки С, СЬ («сяпка», «сапка»), затем может быть смягченное звука Ш как ШЬ. К 4 – 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Процесс усвоения правильного произношения звука Р проходит через следующую систему заменителей: Й –ЛЬ – Л – РЬ – Р. Конечно данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до

                                                       3

5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети начинают правильно произносить звуки к 3 – 4 годам, другие к 5 – 6 .

        Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и развития и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, нередко отстают в речевом развитии.

        Если к 4 – 5 годам у ребенка остаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться за помощью к логопеду.

 



Предварительный просмотр:

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

Пространство в философском смысле обозначает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражающуюся им. Пространство – одна из форм существования материи.

Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация, образующаяся из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды организма. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке и образующих сложный системный механизм.

Важной особенностью развития восприятия пространства является постепенное накопление пространственных представлений, овладение специальным опытом, накопленным предшествующим поколением. К трем годам жизни у ребенка должен сложиться системный механизм пространственной ориентировки.

А. А. Люблинская выделяет три категории усваиваемых знаний о пространстве:

1) отражение удаленности предмета и его местоположения, 2) ориентировка в направлениях пространства, 3) отражение пространственных отношений между предметами.

С помощью речи происходит специализация пространственного сигнала – расстояния, выделяемого ребенком из жизненной ситуации независимо от того, знакома или нет ребенку комната, двор и другие открытые пространства.

Освоение детьми пространства и пространственных отношений между предметами постигается ребенком в результате обучения его взрослыми.

Основы развития ориентировки в пространстве закладываются в раннем детстве. В первые месяцы жизни значительную роль играет ориентировочный рефлекс на звук – рефлекс, который расширяет поле зрения и двигательную активность малыша. Позже формирование пространственной ориентировки связано с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего окружения, а затем и со словесной системой отсчета. Уже в два года при нормальном речевом развитии у детей появляется осознание грамматических отношений между словами, а к трем годам формирование и развитие грамматического строя речи способствуют обобщению и произвольному использованию знаний о пространстве.

На первом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах тела, правых и левых его частях. Детей учат называть части своего тела, части тел других детей, кукол.

 На третьем году педагоги должны дать детям представления о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади. В этом возрасте дети должны свободно ориентироваться в групповой комнате, знать расположение игрушек, в спальне находить свою кровать, в раздевалке – шкафчик для одежды.

Педагог может поиграть с детьми в дидактические игры: «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».

Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе». Чтобы помочь запомнить правую и левую руку и ногу, как можно чаще ребенку называйте их: «Даша правильно держит ложку в правой руке» или  «Обуем туфелек на правую ножку».

         В возрасте 3-4 лет надо продолжать учить  различать правую и левую руки и ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части тела. Поиграйте в следующие игры: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман»,  «Послушай как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева» и т.д.

        Обратите внимание на то, что в речи ребенка не должно быть  неточных слов: «та, эта», вместо: «справа, слева» и т.д.

Сформировав у детей представление о схеме собственного тела, можно переходить ко второму этапу – формированию пространственных представлений  о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Непременным условием эффективности этого процесса становится отражение соответствующих представлений в речи, усвоение ребенком пространственных понятий.

Ребенок должен находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа - слева, вверху – внизу, впереди – сзади). В играх дети учатся определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). В этом возрасте дети должны находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога, например: «Возьми пирамидку из шкафа. Посади куклу на диван. Поставь матрешку на верхнюю полку»

В средней группе дети закрепляют полученные знания и учатся словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя: «Дверь позади меня. Шкаф слева от меня. Стол справа от меня». Расширяются представления детей о величине предметов: больше – меньше, длиннее – короче, самый длинный – самый короткий и т. д. После закрепления речевого обозначения ведущей руки и соответствующей стороны тела проводится невербальная и вербальная дифференциация правой и левой части тела и лица. В игровой ситуации можно предложить более трудные задания на перекрестную ориентацию в схеме тела. Игра «Путаница» поможет закрепить эти знания: левой рукой дотронься до правого уха, правой рукой до левого колена и т. д.

На занятиях по математике дети учатся располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине.

Дети моделируют простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

Педагогам рекомендуется играть с детьми в дидактические игры и упражнения: «Расскажи как стоят игрушки», «Иди быстро, медленно», «Кто стоит слева от

тебя, справа», «Поставь игрушку, куда скажу», «Чей мяч прокатился дальше», игра «Обезьянки» поможет детям закрепить названия частей лица: лоб, рот, верхние и нижние веки, подбородок и т. д.

         Неоднократные упражнения в местоположении звучащих предметов необходимы как для запоминания пространственных терминов – справа - слева, впереди - сзади, вверху - внизу – так и для совершенствования умения локализовать звуки в окружающем пространстве. Спросите у ребенка: «С какой стороны от тебя проехала машина?», «Куда покатился мяч?», «Где летает бабочка?».

В старшем дошкольном возрасте пространственно ориентированными видами практической деятельности, в ходе которой у детей формируются соответствующие ориентировки, представления и понятия, являются конструирование и изодеятельность. Во время занятий изобразительной деятельностью дети выполняют занятия по вербальной инструкции педагога, содержащей пространственные характеристики, их учат ориентироваться на пространстве листа бумаги различного формата и размера. В процессе рисования на свободную тему детям объясняют, что изображаемые объекты не разбросаны по листу бумаги, а связаны между собой пространственными отношениями: «Человек не может быть выше дома, а солнце ниже цветка; предмет, изображаемый вдалеке, рисуется маленьким, а вблизи – большим и т. д.». Ребенок приучается располагать на пространстве листа изображаемые предметы в определенных пространственных взаимосвязях и произвольно строить систему координат изображаемого пространства.

        Дети старшего дошкольного возраста долгое время владеют вертикальной линией лучше, чем горизонтальной: у них отсутствует необходимая координация зрительных представлений с движениями руки. Для развития подобных навыков целесообразно предлагать задания на закрашивание, штриховку, обведение изображения по контуру или пунктирной линии. В качестве одной из разновидностей графических упражнений можно использовать метод копирования образца, данного на нелинованном листе или листе в клетку.

С пространственной ориентировкой тесно взаимосвязаны двигательные навыки, а кожно-мышечные ощущения  и ощущения равновесия дополняют друг друга и играют важную роль в формировании представлений о пространстве; поэтому особое внимание следует уделять подвижным играм как на прогулках, так и на занятиях физкультурой. В ходе игр и упражнений обязательно должны закрепляться понятия: «правая рука – правая сторона – справа – направо», «левая рука – левая сторона – слева – налево».

Для закрепления умения ориентироваться в направлениях пространства и осознания их относительности необходимо предлагать детям определить эти направления в различных условиях восприятия: в исходном положении; при повороте на 90 градусов; при повороте на 180 градусов.

Пространственная ориентировка наиболее успешно развивается в ходе дидактических и подвижных игр, в специально созданной игровой ситуации при активности самого ребенка. Для этого широко применяются технологии ЛЕГО.

Использование различных развивающих игр, конструктора ЛЕГО повышает интерес к занятиям, создает игровую мотивацию и положительный эмоциональный фон. Важно, чтобы во время занятий педагог, объясняя детям последовательность выполнения действий, следил за своей речью, точно и правильно употреблял пространственные понятия, четко отражал в речи пространственное взаимоположение элементов поделки. Желательно, чтобы педагог чаще просил самого ребенка рассказать о том, что он сейчас делает, и что будет делать потом. Грамотный педагог не допустит неквалифицированной помощи ребенку, например: «Посмотри, эту линию ведем так, а эту так». Педагогу надо вербализировать процесс: «Начинаем вести линию от уголка. Сначала проводим линию вниз, длиной в три клеточки, а потом направо – длиной в две клеточки и т. д.». Слыша от взрослого четкую инструкцию с точным употреблением терминов, ребенок лучше осознает пространственное расположение линий на листе, пространственное взаимоотношение линий между собой. Постепенно у ребенка вырабатывается правильная стратегия копирования, привычка внимательно анализировать и копировать образец, сверять полученное изображение с образцом. Решить задачи обучения педагогу помогут дидактические игры и упражнения: «Собери рассыпавшихся снеговиков», «Собери карету золушки», «У Аладдина порвался ковер – самолет». При выполнении упражнения «Елочки» детям предлагается последовательно закрасить или заштриховать зеленым карандашом самую высокую елку, затем елку, которая нарисована последней, между самой высокой и самой низкой.

Для копирования образца можно использовать игровые ситуации «Нарисуем домик для Ниф – Нифа», «Помогите сделать ключик для Буратино» и т. д.

Игра «Найди клад» научит ребенка ориентироваться в пространстве, поворачивать направо и налево. На первых этапах игры педагог, стоя перед ребенком, может держать таблички, указывающие направления дороги.

Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» учат детей точному копированию образца педагога и пространственным ориентировкам.

           Для успешности ориентировки   в пространстве важно научить ребенка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их инструкции. В этом поможет игра «Сюрпризы», когда ребенок, выслушав вашу инструкцию, отыщет предмет. Например: «Иди вперед до домика. Поверни налево. Сделай три шага. Повернись назад, дойди до скамейки, и там тебя будет ждать сюрприз».

         В этом возрасте необходимо научить ребенка ориентироваться с помощью схем пространства, плана пути. Для этих целей поиграйте в игры:

«Найди предмет»,  «Найди во дворе дерево, отмеченное на схеме»,  «Найди предметы во дворе, нарисованные на плане», «Расставь по схеме игрушки на столе», «Размести игрушки по схеме на полках и в шкафу».

          Схемы пространства и пути должны быть просты и понятны ребенку. Изображения на схеме или плане делайте четкими контурными линиями, черным

 

фломастером, с минимальным количеством деталей, включая в рисунок элементы, которые передают основные признаки предметов.

Целенаправленная и комплексная работа способствует не только практическому освоению пространства, но и развивает понятийную и коммуникативную функции речи. Дети учатся активно использовать в речи пространственные термины  и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия: В, НА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ОКОЛО, РЯДОМ и т. д.          

         

 

 

Используемая литература:

1. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников

М., МИНКА – ПРЕСС, 2009 г.

2. Титова О. В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП

М., Издательство «Гном и Д», 2004 г.

               



Предварительный просмотр:

             

                                   Консультация

                                для воспитателей массовых групп

                                                     на тему:

                      «Рассказывание по игрушке»    

           

                                                                  

                                              г. Губкин, 2012 г.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий  по развитию речи – рассматривание и описание игрушек.

Занятие по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста проходит в виде дидактических игр: «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?» и т.д. Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и т.д.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель должен обратить внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал)

Описание игрушки должно вестись по вопросам педагога. Дети младшего дошкольного возраста не дают развернутых ответов, поэтому с помощью вопросов педагог объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот рассказ является образцом.

Постепенно дети подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. При составлении описательных рассказов воспитатель может использовать художественное слово: чтение рассказов, прибауток, потешек, стихотворений, загадок. Использование разнообразных литературных вставок очень оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.

        В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец педагога. Место образца (в конце, в начале занятия) определяется уровнем умений детей в рассказывании.

Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план – два – три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней.

1. Расскажите, как называется игрушка.

2. Какая она по цвету.

3. Величине.

4. Как с ней можно играть.

Постепенно можно усложнить план, разнообразив вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»

В средней группе воспитатели широко используют дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Выставка», «Почтальон принес посылку» и т.д.

Интересно проходят те занятия, на которых дети все вместе с помощью педагога придумывают загадки про игрушки. Когда дети научаться достаточно хорошо составлять описательный рассказ по игрушке, можно предложить им составлять сюжетные рассказы по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию. (Девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя должны помочь построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого могла встретить девочка в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?

В образец педагога целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.

Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей: 1) рассматривания игрушек, 2) составления рассказов.

Цель первой научить детей составлять описательный рассказ по игрушке. Во второй части дети учатся составлять сюжетные рассказы по плану воспитателя.

         В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке. В старшей группе шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажем о своей любимой игрушке». Вопрос «Какая игрушка?»должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т.д.).  В старшем дошкольном возрасте можно составлять рассказ в виде инсценировки. Воспитатель обязательно дает образец такого рассказа. Рассказ сопровождается действиями игрушек. Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», Заяц и лиса» и т.д.), напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя дается лишь в том случае, если в нем есть необходимость. Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа – форму, в которой передано содержание.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов.

Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать «историю» про эти игрушки и рассказать ее сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось со слоненком в зоопарке?», «Новогодняя ночь в магазине игрушек».  

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Родничок»

                  ЛЕВОРУКИЕ  ДЕТИ

           

                        Консультация для родителей

                                                       Учитель-логопед Павлова Т.В.

                                         

Ваш ребенок стал тянуть руку к игрушке. Какую? Правую или левую? А может быть то ту, то другую? Какую чаще? Обратите на это внимание. Обратите внимание на то, в какую руку норовит взять ложку ваш ребенок, какой рукой стремится рисовать. Если вы заметили, что ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой и это получается у него гораздо лучше правой, ни в коем случае не старайтесь переучивать его.        

        Работой рук управляет кора головного мозга. За речь, абстрактное мышление отвечает левое полушарие головного мозга и ведущей является правая рука. Если доминирует правое полушарие, отвечающее за образное мышление, музыкальное и художественное творчество, то ведущей окажется левая рука. У некоторых людей ни одно из полушарий не доминирует, и они одинаково пользуются обеими руками, не испытывая при этом никаких неудобств.

        Если вы не можете с уверенностью сказать, какая рука у вашего ребенка является ведущей, предложите ему выполнить несколько заданий:

1.Ударить палочкой по музыкальному инструменту (барабан, металлофон)

2. Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор)

3. Нарисовать круг, квадрат, треугольник правой и левой рукой.

Посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно.

4. Открыть небольшую коробочку, баночку, флакон.

5. Построить башню из кубиков.

6. Подбросить и поймать одной рукой небольшой мячик.

7. Вырезать фигурный рисунок по контуру.

8. Развязать узелки на шнуре.

9. Собрать пирамиду из колец.

10. Собрать матрешку.

11. Разложить карточки с изображением предметов по группам.

12. Обвести контур предмета.

13. Разложите на столе игрушки и попросите ребенка подать вам игрушку. Посмотрите, какой рукой он ее вам подаст.

Для определения ведущего глаза:

- Сложите в трубочку лист бумаги, и пусть ребенок посмотрит в «подзорную  трубу». К какому глазу он ее поднес?

Для определения ведущего уха:

- Предложите ребенку послушать часики и обратите внимание, к какому уху поднесет их ребенок.

Тесты на определение ведущей ноги:

1.Попросите топнуть ножкой и посмотрите, какой ногой он топнул?

2. Толкнуть мяч ногой.

        Если около 70% заданий выполнялись левой рукой, ногой, ухом, глазом, то можно с уверенностью сказать, что у вашего ребенка ведущей является левая рука.

        Руки, степень их силы, ловкости часто, хотя и не во всех случаях, отражают определенные, очень важные особенности в строении головного

                                                           2

мозга. Дело в том, что правой рукой у нас управляет левое полушарие, а левой – правое, т.е. мозговое управление осуществляется перекрестно.

Левое полушарие начинает свою руководящую деятельность позднее правого, примерно к году. В течение первых лет жизни ребенка (до 7 лет) оно набирает силу, зреет, постепенно осваивает свою роль. Происходит распределение сил между правым и левым полушарием. Иначе говоря, полушария мозга в этот период жизни «договариваются» между собой и диалог этот очень важен. Так обстоит дело у правшей, а у левшей? У них все наоборот. Правое полушарие мешает левому стать лидирующим. Многие важные центры психической деятельности природа расположила у левшей не в левом, а в правом полушарии, не сделав его, правда, таким могущественным, как левое полушарие у правшей. У ребенка – левши борьба между полушариями за лидерство еще более бурная, чем у правшей.

 Это возбуждает нервную систему. Можно ли вмешиваться в таинство полушарного диалога? Можно ли безнаказанно переделывать то, что определено природой, вступать с ней в борьбу? Конечно, нет! Природа, как правило, не прощает такого вмешательства. Запреты, как и настойчивые, назойливые перекладывания предметов из левой руки в правую, нередко приводят к серьезным отрицательным последствиям и, прежде всего, к

нервному срыву. Как будто бы ни с того, ни с сего ребенок становится капризным, плохо ест, спит, часто плачет без особых причин. У него может появиться энурез, и даже заикание. Как же быть? Наиболее разумный выход состоит  в следующем: надо научить ребенка действовать двумя руками. Если вы заметили признаки левшества, то, не запрещая и, не мешая делать что-то левой рукой, иногда предлагайте сделать это правой. Таким образом, вы не зафиксируете внимание ребенка на проблеме рук и «подстрахуете» полушария. В этом случае повышается вероятность того, что нервная система не будет страдать. К шести, максимум семи годам нервный аппарат окрепнет, полушария усвоят свои роли, и сбить их с «пути истинного» будет очень трудно.

        Почему же возникает такое явление? Почему рождаются дети – левши? Определенного ответа на этот вопрос наука дать не может. Известно лишь, что наследственный фактор играет здесь большую роль. Но многих левшей переучивают в детстве. И никто не подозревает, что какие-то расстройства нервной системы, головные боли, головокружения, слабость, бессонница и прочее, являются следствием первых лет жизни, когда было совершено насилие над природой.    

        Дети левши, как правило, начинают позже говорить, у них чаще встречаются дефекты речи. Иногда такой ребенок пишет слова также, как их произносит, переставляет, или пропускает буквы. При чтении возможны ускорения, или замедления темпа.

        Дети – левши бывают очень эмоциональны, упрямы, несговорчивы, ранимы, часто излишне смущаются. Очень важно принять особенности своего ребенка как должное, учитывая его повышенную эмоциональность и

                                                       3

 ранимость. Не прозевайте таланта в своем ребенке – левше, будьте внимательны и помните, что эти дети отличаются особой ранимостью.

        Обязательно предупредите воспитателя или учителя, что ребенок левша, не делайте попыток его переучить. Ребенок сам приспособится и научится писать не хуже других.

        Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка.



Предварительный просмотр:

                                                                    1

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно:

 крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Если при нормальном развитии речи дети начинают составлять предложения в возрасте около двух лет, то при различных недоразвитиях речевого развития – лишь после 3-4, а в некоторых – после 5.

        Успешное преодоление речевого недоразвития у детей специализированных групп возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

        Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей в развитии связной речи детей в нашей группе заключается в следующем:

1. В совместном планировании работы: составлении перспективных планов и разработке календарных планов.

2. Решение задач развития связной речи на различного вида занятиях.

3. Проведение коррекционно-воспитательной работы воспитателем по развитию связной речи детей во всех режимных моментах.

        Работу по развитию связной речи детей мы ведем по следующим направлениям:

1.Обогащение словарного запаса и формирование словообразовательных навыков

2.Обучение пересказу

3. Рассказывание по картинам и серии картинок

4. Рассказывание по игрушкам

5. Рассказывание из личного опыта и обучение творческому рассказыванию.

        Любой рассказ по игрушке, пересказ произведения, рассказ из личного опыта и т.д. состоит из различного вида предложений, грамматически правильно построенных и логически связанных между собой. Поэтому на первом этапе работы по развитию связной речи детей мы поставили задачу научить детей использовать все доступные им речевые средства при конструировании различных типов предложений. На первых занятиях учу детей составлять простые предложения с помощью игрушек, по демонстрируемому действию. (Зайка прыгает, грызет, бегает и т.д.) На занятиях и в режимных моментах воспитатели закрепляют умение детей строить простые предложения. Например, при одевании на прогулку, воспитатель предлагает рассказать ребенку, что он сделал. (Я надел шапку, брюки и т.д.). Мы изготовили дидактические игры: «Составь предложение по схеме», «Составь предложение по сюжетной картинке», «Составь предложение по предметной картинке». Для составления предложений используем модели и схемы, мнемотаблицы. В первом периоде старшей группы проводим дидактические игры «Закончи предложение словом, словосочетанием».

        Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и

 

                                                             2

задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать

нужную реплику, дополнить и исправить собеседника. В первом периоде мы не требуем от детей развернутых ответов, но при этом с первых дней обучения обращаем внимание на употребление слов в правильной грамматической форме. Активизации речи детей способствуют различные просьбы и поручения воспитателей: обратиться с просьбой к товарищу, выполнить поручение и рассказать, что он сделал.

        Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, поэтому воспитатели стараются оречевлять их: «Расскажи, как ты моешь руки. Что ты положил справа от тарелки и т д.»

На этапе обучения детей пересказу, рассказыванию по картине, описанию игрушек, предметов, рассказыванию из личного опыта и т.д. на первый план выступает монологическая речь, которая требует от ребенка развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Не закончив одной части высказывания, ребенок переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т.е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Обучая детей с ОНР рассказыванию, мы помогаем находить ему точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Процесс овладения связной речью у всех детей происходит по разному, поэтому приходится проводить больше индивидуальной работы и учителю-логопеду и воспитателям с детьми с более выраженными речевыми дефектами.  

          В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. При ознакомлении детей с литературным произведением в старшей группе мы используем произведения народного творчества: чтение и пересказ сказок, заучивание загадок, потешек, которые мы часто используем для развития мелкой моторики, и где ребенку проще осознать речевое действие. Если на занятии я знакомлю детей со сказкой и учу пересказывать ее по опорным картинкам, на вечернем занятии воспитатель проводит драматизацию сказки, с использованием элементов ряжения. Если ребенок не участвовал в пересказе произведения на занятии логопеда, вечером он обязательно участвует в драматизации сказки. С детьми, которые не справляются с речевым заданием на занятии, мы занимаемся индивидуально: либо логопед на индивидуальном занятии, либо воспитатели в утренние, или вечерние часы. Самое главное правило, которого мы придерживаемся на занятиях по обучению детей связной речи – гуманистическое отношение к каждому ребенку и правильная оценка его речевых возможностей. Проявление речевой активности ребенком, который до этого ничего не говорил на занятии, не должна остаться без положительной оценки взрослого.

                                                            3

 

 Главное в обучении детей с ОНР рассказыванию – умение выбрать для детей посильное задание: литературное произведение для пересказа, тему для составления рассказов из личного опыта, картину с понятным сюжетом и т.д.

Вместе с воспитателями мы стараемся выбрать и посильное речевое задание для каждого ребенка: кто-то только повторит то, что рассказал его товарищ, кто-то продолжит рассказ, а кто-то сможет пересказать все произведение.

        Овладение учителем-логопедом и воспитателями методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию связной речи детей. На таких занятиях мы используем  приемы объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрации наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности детей и др. Вместе с воспитателями мы стараемся найти наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей. В обучении детей с ОНР различного вида рассказыванию  большую роль играет образец взрослого. При составлении с детьми описательных рассказов по игрушкам, предметам, картинкам, серии картин, я всегда даю воспитателям образец их рассказа, чтобы ребенок в меру своих речевых навыков смог им воспользоваться и проанализировал языковой материал, который дал ему взрослый. Большую помощь в обучении детей рассказыванию о различных временах года помогают мнемотаблицы. Мы используем мнемотаблицы для пересказа различных сказок.

                Только планомерная, совместная и систематическая работа с детьми по развитию связной речи помогает достичь положительных результатов.      

 

     

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                 «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

                            Совместная работа

                учителя-логопеда и воспитателей

                по развитию у детей связной речи.

                                   

                                           (доклад из опыта работы)

                                                       

                                                   



Предварительный просмотр:

                         

                                                                                                       

              РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

              у ДЕТЕЙ с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

              ДЛЯ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ГРАМОТЫ

         

                                          Консультация для родителей

                                              Г. Губкин, 2021 г.

                                                           

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

В логопедических группах, помимо коррекции речи, с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, Т. Б. Филичева) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

         Элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на речевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».  

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим  восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.                                                                                                                                                                                                                                                            

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).                                                        

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка и уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

             При  помощи  аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.  Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или              

количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Под звуковым анализом  понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука.                                                                        

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

 От одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

 Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных –согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.  

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

 Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;                                                              

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

- искажение слоговой структуры слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:                                  

- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

- пропуски гласных;

- пропуски согласных в их стечении;

- слияние слов на письме;

- раздельное написание частей одного слова;

- пропуски, наращения или перестановки слогов;

- орфографические ошибки.

        Большую помощь в развитии фонематического слуха у детей и подготовке к обучению грамоте и обучению грамоте могут оказать родители. Во-первых, необходимо выполнять все рекомендации учителя-логопеда, воспитателей группы, ответственно относиться к выполнению домашних заданий.

Во-вторых, постоянно консультироваться с логопедом по вопросам развития речи и обучению грамоте.