Точка Роста

Михалева Наталья Александровна

Точка Роста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает необходимость ориентации «образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся»

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть кружок «Проектная деятельность», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, приобрести уверенность в своих силах.

Исследовательская деятельность  школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.

Содержание кружка «Проектная деятельность» направлено на воспитание интереса к предмету математика, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цели Программы:

  • создание условий для развития личности обучающегося, способной:

-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

-проявлять социальную ответственность;

-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; -конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

-генерировать новые идеи, творчески мыслить.          

  • формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.;
  • формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах,
  • формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.
  • практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.

Задачи реализации данного курса:

  1. развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
  2. овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
  3. развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
  4. обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
  5. обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
  • Формирование проектного отношения к действительности и способности использовать проектный подход при решении личных и профессиональных задач;
  • Формирование         аналитической         модели         процессов,         происходящих         в         конкретных         сферах  профессиональной деятельности (исследование, организация, творчество);
  • Ориентация в современных экономических, политических, культурных процессах и возможных ресурсах личностного и профессионального роста;
  • Поддержка принятия учениками решений о своем уровне личных притязаний и профессиональном будущем.

Общая характеристика внеурочной деятельности.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения проектов дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход ответ.

Кружок «Проектная деятельность» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе обсуждения этапов  выполнения математических проектов. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

Место  в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика проектов отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

предлагаемая программа занятий  позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?”  используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д.

Группы умений, которые формирует внеурочная деятельность «Проектная деятельность»:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Формы обучения:  

  • индивидуальная
  • парная
  • групповая
  • коллективная
  • фронтальная

Методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности:

  • словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
  • наглядные методы  (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
  • практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
  • логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
  • проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
  • методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).

Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Проектная деятельность».

Предметные результаты:

  • развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
  • овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
  • развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
  • обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
  • Личностные: 

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  

-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;  

-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.  

Метапредметные.  

 Регулятивные:  

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  

        -прогнозирование         –         предвосхищение         результата         и         уровня         усвоения;         его         временных

характеристик;  

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;  

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;  

-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

  Познавательные:  

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  

-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  

-умение структурировать знания;  

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;  

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. 

Коммуникативные:  

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;  

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;  

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности. 

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Логические общеучебные умения и навыки 

  • Разностороннее   рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей.
  • Выявление  различий   при сравнении объектов.
  • Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
  • Классификация     объектов множества по некоторому основанию.

 Подведение объектов под известные понятия.

  • Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.

-Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.

  • Определение причинно-следственной зависимости.
  • Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
  • Приведение  контрпримеров для неверных утверждений.
  • Формулирование выводов по результатам анализа.
  • Формулирование утверждения в форме условного предложения.
  • Формулирование  утверждения, обратного данному.
  • Формулирование утверждения, противоположного данному.
  • Формулирование гипотезы.
  • Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
  • Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
  • Моделирование и построение эскизов будущего проекта.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу - Четкое и правильное осознание цели своей работы.

  • Составление плана своей работы (достижения цели).
  • Разработка режима дня.
  • Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
  • Контроль за правильностью результата работы.

-Оценка правильности выполнения задания.

  • Самооценка уровня овладения учебным материалом.
  • Умение работы с текстом 
  • Постановка вопросов к прочитанному тексту.
  • Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
  • Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
  • Разбивка текста на смысловые части.
  • Составление плана текста.

Информационно-библиографические умения и навыки 

-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.

  • Нахождение в учебнике ответов к задачам.
  • Умение пользоваться терминологическими словарями - Умение пользоваться каталогами библиотеки.
  • Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.

Культура устной и письменной речи 

- Выступление с докладом на заданную тему

- Рецензирование текста или выступления.

  • Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.
  • Описание рисунка или картины.
  • Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.
  • Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.
  • Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.
  • Написание отзыва на прочитанный текст.

Принципы отбора содержания.

  1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
  2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействие с:

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
  • информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);  
  • с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика

Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект покажет все те навыки, которыми овладел старшеклассник за все года школьного обучения.  

По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.

        Учащиеся  учатся самостоятельно:          

-определять и формулировать задачу;

-планировать свою работу;

-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);

-искать необходимую информацию;

-применять коммуникативные способности;

-организовывать работу других людей;

-профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации; -выступать с докладом;

-к нужному сроку доводить работу до запланированного результата.

Требования к уровню подготовки учащихся старших классов: Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»  Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:  

-сформированность         навыков         коммуникативной,         учебно-исследовательской         деятельности, критического мышления;

-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; -сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

-способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;  
  • способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и

осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;  

  • способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;  
  • способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;  
  • сформированность умений использовать многообразие информации  и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

В ходе изучения курса учащиеся должны знать:

-способы обработки текстовых источников информации; -способы анализа текста и записи прочитанного.

Учащиеся должны уметь:    

-работать с текстом;

-анализировать источники информации;

-комбинировать разные способы обработки текстовой информации.

 6. Содержание программы  «Индивидуальный проект» .

Содержание учебного материала.

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 часа)

  1. Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования ( часов)

  1. Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.
  2. Практическая работа № 1.
  3. Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.
  4. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.
  5. Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.
  6. Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.
  7. Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
  8. Практическая работа № 4. Представление отчета.

Раздел 3. Оформление работы ( часов)

  1. Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.
  2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.
  3. Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (2 часов).

  1. Подготовка к защите. Требование к докладу.
  2. Практическая работа № 6. Составление текста доклада.
  3. Культура выступления.
  4. Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.

Методические особенности организации занятий

  1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
  2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
  1. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Предполагаемые результаты:

  1. повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  2. формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
  3. развитие коммуникативной компетентности детей

Используемая литература:

Список используемой литературы для педагогов:

  1. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
  2. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
  3. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
  4. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60. 

Тематическое планирование 10 класс

 

Перечень

разделов

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

специальные

общеучебные

1

2

Раздел 1:

Введение

 2

 Введение в курс. Исследовательская работа. Проект. 

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Типология проектов.

Учебный план.

Новый курс.

Задачи курса. Выбор  и индивидуализация учебного процесса.

Характеризовать проект, проектную деятельность, проектную культуру. Раскрывать структуру проекта, типологию проектов. Определять основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных проектов.

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей, структурирование знаний, осознанное и произвольное выстраивание речевого высказывания в устной и письменной форме.  

3

4

 

2

Индивидуальный образовательный проект. Проекты волонтерские, социальной направленности, бизнес-планы.

Типология проектов: волонтерские, социальной направленности , бизнес- планы, проекты - прорывы

Сравнивать различные типологии проектов. Сделать выбор. Поиск из различных источников о проектной деятельности

Исследовательские  умения - планировать исследование или проект, выдвигать гипотезу, формулировать тему Умение работать с текстом, находить

информацию из текста, анализ и переработка информации.

5

6

 

 

 

2

Проекты в современном мире проектирования , научные школы

 Проекты в современном мире проектирования

. Цели, задачи  проектирования в современном мире, проблемы.  

Работа         с понятиями, анализ и сравнение,  

Найти информацию необходимую информацию, организовать работу на диске Google

7

8

Раздел 2:

Инициализация проекта.

 

2

Инициализация проекта, курсовой, исследования.  

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);  методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Умение выбрать тему из личного опыта и интереса ученика.

Умение анализировать, сравнивать, слушать объяснение учителя и вести записи.

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей,

структурирование знаний. 

9

10

 

 

2

 Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы.  

Тьюторская технология разработки и выбора темы. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел.  

Умение анализировать

        информацию о личностях, выявлять         роль конкретной

        личности в истории

Планирование

своей деятельности в рамках курса,

постановка

учебной

проблемы         и определение задач.

11

12

 

 

2

Конструирование темы и проблемы проекта  

Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

Поиск информации, преобразование в другую знаковую систему, уметь давать характеристику социальным группам

Использование информации для решения учебной и проектной задач; работа с интересом ученика

13

14

 

2 

 Формулирование проектного замысла  

Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию.          

Формулировать проектный

замысел

 

Самостоятельное вы-деление и формулировка познавательных целей, структурирование знаний.

      15

      16

 

 

2 

Разработка критериев без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта.  

Критерии без отметочной  самооценки и оценки продуктов проекта.

Критерии оценки курсовой и исследовательской работы

Характеризовать проект, проектную деятельность, проектную культуру. Раскрывать структуру проекта, типологию проектов. Определять основные требования, предъявляемые к выполнению учебных проектов.

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей, структурирование знаний, осознанное и произвольное выстраивание речевого высказывания в устной и письменной форме.

17

18

 

2 

Проведение

мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов.  

Защита первоочередного замысла. Определение важности темы проекта для проектанта

Умение донести до аудитории  свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде

Уметь  выявлять главную мысль, ставить обще учебные задачи проектов, формулировать актуальность темы и проблемы

19

20

 

 

2 

 Логика действий и

последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов.  

Логика действий и

последовательность шагов при планировании индивидуального проекта

Умение донести до

аудитории  свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде. Уметь

пользоваться ИКТ

Поиск и переработка

информации; организация своей работы по подготовке устного представления найденной информации

      21

      22  

 

 

2

 Разработка  концепции и целей индивидуального проекта  

Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем. выделение и формулировка познавательных целей, структурирование знаний.

Умение

анализировать

        информацию         о

личностях, выявлять         роль конкретной

        личности         в

истории

Планирование

своей деятельности в рамках курса,

постановка

учебной

проблемы         и определение задач.

23

24

 

 

2

Картирование личностно - ресурсной карты  

Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих

процессов.

Поиск информации, преобразование в другую знаковую систему, уметь давать характеристику социальным группам

Поиск и переработка информации; организация своей работы по подготовке устного представления найденной информации

25

26

 

 

2

Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов  

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.  

Умение донести до аудитории  свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде. Уметь

пользоваться ИКТ

Поиск и переработка информации; организация своей работы по подготовке устного представления найденной информации

27

28

 

 

2

Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля.  

Составление и заполнение плана графика работы над исследованием

Умение донести до аудитории  свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде. Уметь

пользоваться ИКТ

Поиск

информации         в интернете,         его фиксация         и использование для решения учебной задачи.

29

30

 

2

Расчет календарного графика. Создание кейса

Расчет календарного графика проектной деятельности. Поиск информации из различных электронных и печатных источников,

использование IT технологий

Рассчитать  и построить календарный график свой деятельности Умение выделять главное в потоке информации и создание кейса для продуктивной работы над

проектом, анализ и переработка информации

Умение  аргументированно излагать свои действия., четко и ясно формулировать ответы на вопросы, умение использовать таблицы, графики и диаграммы, умение их составлять

31

32

 

2

Образовательная экскурсия по запросу учащихся или Индивидуальные и групповые консультации  

Научные документы и издания.  

Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.

Методика работы в музеях, архивах.

Характеризовать основные источники информации, методы работы в музеях, архивах и с научной литературой

Сравнение и классификация объектов;  выдвижение версий;  изложение своего мнения и понимание позиции другого.

33

34

 

 

2

Образовательная экскурсия по запросу учащихся или Индивидуальные и групповые консультации  

Образовательные экскурсии и методика работы в  Госархиве современной истории ЧР, музеях и предприятия, госучреждения, администрацию

Характеризовать основные источники информации, методы работы в музеях, архивах и с научной литературой

Сравнение и классификация объектов;  выдвижение версий;  изложение своего мнения и понимание позиции другого.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 11-14 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 4 - 5 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружкового занятия по математике «Школа юного исследователя» в 4-5 классах.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Актуальность программы заключается в том, что она создавалась на основе мониторинга обучающихся и их родителей, для удовлетворения запросов в обучении математике, создания условий по закреплению известного материала и получению новых знаний, умений.

Отличительной особенностью данной программы является то, что обучение проходит в разновозрастной группе.

Программа является социальным заказом родителей, который определен через мониторинг деятельности учреждения.

Требования к уровню подготовки по математике очень высокие, поэтому возникает необходимость в такой программе дополнительного образования, которая способствовала  развитию в детях математических умений и навыков.  

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Содержание программы.

Основные принципы и идеи.

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Диференцированность и интегрированность обучения.

3. Принцип наглядности.

4. Приоритет практической и игровой деятельности.

5. Единство обучения, воспитания и развития.

Цель программы - создание условий для развития интереса обучающихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора школьника в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Образовательные задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- расширять математические знания в области математики;

- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

- учить применять математическую терминологию;

- учить проектной деятельности;

- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;

- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;

- выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.

Развивающие задачи:

- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по  математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам,  связанными с математикой (задача «о кенигсбергских мостах», запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач метод решения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Отличительной особенностью ее является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.

Возраст детей.

Данная программа рассчитана на средний школьный возраст: 11 - 14 лет. В группе занимаются дети с разным уровнем способностей.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей , органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Сроки реализации программы.

Программа  рассчитана на 1 год обучения (34 часа).

Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Формы и режим занятий.

Работа кружка проводится 1 раз в неделю по 40 мин в соответствии с расписанием  образовательной программы. Формы проведения кружка различны. Предусмотрена как теоретическая, так и практическая работа.

Основными формами образовательного процесса являются:

- практико-ориентированные занятия; внеурочной деятельности

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

Ожидаемые результаты  обучения и способы их проверки.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностными результатами в работе кружка «Юный математик» является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться  с уважением относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

По окончанию первого года обучения  учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки
  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
  • ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения
  • иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики.

 уметь:

  • логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • научиться новым приемам устного счета;
  • познакомиться с великими математиками;
  • познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
  • научиться работать с кроссвордами и ребусами;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении задач
  • применить теоретические знания при решении задач;
  • получить навыки решения нестандартных задач;
  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.

Предметные результаты:

По окончанию второго года обучения  учащиеся должны

знать:

  • о развитии науки математики в разные исторические периоды;
  • о математических открытиях и изобретениях некоторых великих математиков;
  • об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
  • о свойствах геометрических фигур  и их элементов;
  • принцип золотого сечения, способ его построения и применение золотого сечения в некоторых областях человеческой деятельности;
  • об особенностях и уникальности задач народов мира;
  • о возникновении оригами его применение в современном мире;
  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;

уметь:

  • логически рассуждать при решении задач;
  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • применять нестандартные методы при решении задач
  • применить теоретические знания при решении задач;
  • получить навыки решения нестандартных задач;
  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
  • складывать базовые фигуры оригами;
  • находить точку золотого сечения некоторых объектов
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
  • знать старинные меры измерения длин, площадей;

Формы подведения итогов.

Оценивание результатов деятельности обучающихся.

Реализация программы подразумевает выполнение индивидуального (группового) проекта. В соответствии с целями подготовки проекта разрабатываются план, программа подготовки проекта, которая включает в себя требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная    работа     (эссе,   реферат,   аналитические     материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать мультимедийные продукты.

Критерии оценки проекта:

1. Сформированность   познавательных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и   реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с   рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Содержание материала

дата

корректировка

История возникновения чисел 

1

История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления.

2-3

Задачи, решаемые без карандаша и бумаги.

4

Из истории интересных чисел. Свойства интересных чисел.

5

Защита проектов

Логические задачи  

6

Решение  логических  задач.  Задачи – таблицы

7-8

Решение задач на переливание

9

Решение задач методом  с "конца"

10-11

Задачи на разрезание

12

Защита проектов

Графы

13

Графы

14

Биография Леонарда Эйлера

15-16

Решение задач с помощью графов

17

Защита проектов

Ребусы  

18

Решение числовых ребусов

19-20

Решение магических квадратов

21-22

Создание ребусов

23

Защита проектов

Математика в реальной жизни

24-25

Решение задач по теме" Расчет коммунальных услуг "

26

Расчет коммунальных услуг своей семьи

27-28

Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты»

29

Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю)

30-31

Создание проекта «Математика в жизни человека»

Загадка бумажной полоски. Оригами.

32-34

Создание моделей различных предметов окружающего мира в технике сгибания листа бумаги.

Оценочные материалы

Критерии оценивания проектов учащихся

Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят учащиеся (самооценка)  и учитель.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

1

Соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания проектной работы

выводы работы соответствуют поставленным целям

2

оригинальность, неповторимость проекта

2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1

есть ли исследовательский аспект в работе

2

есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

1

текст легко воспринимается,

1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до 2

ФИ обучающегося

Тема проекта

Критерии оценки проекта

Количество баллов

Актуальность

Ценность

Методы исследования

Качество содержания

Качество продукта

Компетентность участника при защите

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

"Школа юного иссдедователя"

Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные. Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающий подход, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия. Кроме этого, нельзя забывать об информационных технологиях, благодаря которым возможности самореализации в современных условиях неограниченны.

Материально-техническое обеспечение: Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:

Тестирование online: 5–11 классы:

http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

 Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru,

http://www.zavuch.info/,

 http://festival.1september.ru,

http://school-collection.edu.ru,

http://www.it-n.ru,

http://www.prosv.ru.

Новые технологии в образовании:

https://oge.sdamgia.ru/ - решу ОГЭ