подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Баулина Татьяна Владимировна

Подготовка к ЕГЭ - хлопотное и трудоемкое дело. Здесь собраны мои наработки, которые могут пригодиться тем, кто этим занимается.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

познание Задания по теме

Слайд 2

В2. Ниже приведен перечень терминов… Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания». Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рациональное познание». Обобщенность, непосредственность, абстрактность, опосредовательность , отражение.

Слайд 3

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Если представление — это__________ (1) предмета, то понятие — это________ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде (4),которые можно вывести на основе________ (5), так и опосредованным путем — с помощью ______________(6)». А) концепция Е) наблюдение Б) мысль Ж) проблема В) ощущение 3) образ Г) умозаключение И) суждение Д) эксперимент

Слайд 4

Проверяем: «Если представление — это_____ З __ (1) предмета, то понятие — это___ Б ___ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно ___ В ____ (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде___ И ____ (4), которые можно вывести на основе____ Е ____ (5) , так и опосредованным путем — с помощью _______ Г _______ (6) ». ЗБВИЕГ

Слайд 5

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по­ложение которого пронумеровано. (1) По мнению древнегреческого философа Аристотель открытие начинается с удивления. (2) Там, где большинство людей видят обычные факты, исследователь замечает необычное. (3) Наука на каждом шагу рождает парадоксы — положения, которые противоречат обычным. сложившимся понятиям. (4) Представляется, что парадоксы позволяют по-новому формулировать вопрос, я самым способствуя научному познанию. Определите, какие положения текста носят А)фактический характер Б) характер оценочных суждений

Слайд 6

С7. Нередко можно услышать мнение, что для изучения окружающего мира наибольшее значение имеет чувственное познание. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

Слайд 7

истина

Слайд 8

В3.Установите соответствие между формой (видом) познания и ее особенностью: Вид познания особенность А) миф 1) знание является подобным продуктом практической деятельности Б) наука 2) знание существует в форме художественного образа В) обыденное знание 3)знание раскрывается в процессе повествования Г) искусство 4)знание является результатом целенаправленной деятельности 3412

Слайд 9

В3. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и «относительная истина» и их существенными признаками: СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ понятия А) выражает изменчивость знания , его углубление, уточнение 1.абсолютная истина Б) характеризует ограниченность человеческого познания 2.относительная истина В) воплощается предел, к которому стремится знание Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения Д) не опровергается последующим развитием науки 22121

Слайд 10

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) Многообразны пути познания. (Б) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (В) С точки зрения сторонников интуитивизма, она является первопричиной творческого акта, единственным средства познания. (Г) Интуиция представляет собой знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Определите, какие положения текста носят фактический характер характер оценочных суждений 1221

Слайд 11

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

Слайд 12

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «относительная истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.

Слайд 13

С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира»

Слайд 14

Домашнее задание: С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира». С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.

Слайд 15

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка а, которые необходимо вставить на место пропусков. « Наука — (1) образования и накопления знания путем преимущественного использования рациональных_____ (2). При этом можно вспомнить и о неизбежно необходимой роли в ней иррационального, подсознательтельного — на примере, скажем, истории с_______ (З) Д. И. Менделеева. И хотя выработка научного знания сосредоточена на проблеме ______ (4), одновременно постоянно стимулируется стремлением к__________ (5) расширению сферы человеческого понимания. Поэтому образуется и накапливается научное знание не как угодно, а в ответ на человеческое ________ (6) ». А) творчество Е) недоумение Б) факт Ж) форма В) польза 3) процесс Г) изобретение И) открытие Д)способность ЗДИВАЕ



Предварительный просмотр:

 Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 1

Часть А

А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со циальных и психических черт

  1. Человек              в. Личность
  2. Гражданин           г. Индивид

A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

  1. Цель                в. Мотив
  2. Результат           г. Способность

А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, — это

  1. Общение            в  творчество
  2. Понимание          г. познание

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволен ности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

  1. верно только А              в.  верны оба суждения
  2. верно только Б              г.  оба суждения неверны

А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

       А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

       Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро вать свою деятельность.

  1. верно только А              в.  верны оба суждения
  2. верно только Б              г.  оба суждения неверны

А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про цесс его возникновения и развития, называется

  1. Социогенез        в. Антропогенез
  2. Эгоцентризм      г. Дуализм  

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Вне общества индивид не может стать личностью.

Б. Новорожденный младенец является личностью.

  1. верно только А              в.  верны оба суждения
  2. верно только Б              г.  оба суждения неверны

А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

  1. земля             в. выращиваемая культура
  2. техника          г. земледелец

А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

  1. верно только А              в.  верны оба суждения
  2. верно только Б              г.  оба суждения неверны

А10. Агентами первичной социализации являются

  1. сотрудники телевидения        в. коллеги по производственной деятельности
  2. должностные лица              г. родители

Часть В

В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. социальные установки
  1. общение
  1. интересы
  1. игра
  1. потребности .
  1. убеждения

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен — это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер    Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______(4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5).  Он    обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов  различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

А)культура

Б) знание

В)характер

Г) игра

Д) учение

Е) глобализация

Ж) развитие

3) труд

И) общество

К) признак

Часть С

( Дайте развернутый ответ на задания части С. )

«Психические свойства — не изначальная данность; они форми руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока зательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности — ее способности и характе рологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками — весьма мно гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

(С. Рубинштейн)

С1. Считает ли автор, что человек с рождения является личнос тью? Выпишите из текста две фразы, подтверждающие ваш ответ.

С2. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.

СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

С4. Влияют ли, по мнению С. Л. Рубинштейна, объективные ус ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.


Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 2

Часть А

А1. Человека как личность характеризует

  1. тип темперамента                           в.  принадлежность к определенной расе
  2. черты внешнего облика                     г.  умение общаться с другими людьми

A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо го направлена деятельность человека, называется

  1. Цель             в. мотив
  2. Результат         г.  Потребность

А3. Самопознание направлено на

  1. познание общественных норм и ценностей    в.  осознание своих возможностей
  2. отражение объективной действительности    г.  познание законов прекрасного

А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

  1. верно только А          в.  верны оба суждения

б. верно только Б              г.  оба суждения неверны

А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

  1. Самосохранении     в.  самопознании
  2. Самореализации     г.  самообразовании

А5.. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ ного члена данного общества.

Б. Социализация выступает как процесс и результат включе ния ребенка в общество.

  1. верно только А              в.  верны оба суждения
  2. верно только Б              г.  оба суждения неверны

А6. Качества личности проявляются в

  1. чертах человека как биологического организма    в.  особенностях темперамента
  2. наследственной предрасположенности             г.  социально-преобразующей деятельности

А7.Артисты музыкального театра играют классический спек такль. Объектом этой деятельности являются

  1. Декорации        в.  музыкальные инструменты
  2. Исполнители      г.  зрители

А8. Агентами вторичной социализации являются

  1. близкие родственники  в.  учителя
  2. родители                г.  друзья        

А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности

  1. Фантазия     в. мотивация
  2. Интуиция     г. воображение

А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит созна тельный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

  1. верно только А              в.  верны оба суждения
  2. верно только Б              г.  оба суждения неверны

Часть В

В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.

Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. социальные установки
  1. общение
  1. интересы
  1. игра
  1. потребности .
  1. убеждения

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко торого пронумеровано.

I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и  тем, кто воспринимает произведение искусства.

Определите, какие положения текста носят:   А) фактический характер;   Б) характер оценочных суждений.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков

«Способности имеют природные предпосылки —_______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и        (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают        ________(4) к данному занятию. Совокупность

умственных способностей человека и его умения применить их  в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».

  1. Талант           Б) задатки
  2. Личность        Г) человек

Д) гениальность    Е) игра

Ж)интеллект        3) интерес

Часть С

Дайте развернутый ответ на задания части С.

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен  конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

В  свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены  в человеческом организме. Но человек — это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция — частью биологическая, а частью культурная — закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека,  слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек — это  животное , наделенное культурой <...>

Культурное наследие, или унаследование традиций, — это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний  и традиций — результат открытий и изобретений, сделанные  предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком  смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости  черепа, относительно невелики. Однако различия в их  культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со  времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

(В. Грант)

CI. Что, по мнению автора, доказывает биологическую сущность человека? С чем автор связывает основное отличие человеческого со стояния от состояния животного?

С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

СЗ. Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку дает автор?

С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?


Ответы

А.

г

в

в

г

в

в

а

г

б

г

г

а

в

б

а

б

г

в

г

а

В.

В1

В2

В3

В4

 социальные

1356

АББА

ГВДБЗИЖ

сообразительность,

1356

АБАА

БГЕЗЖД

С- 1 вариант

С1.  А) Личностью не рождаются.

  1. личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать:
  2. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом

С2.  «В деятельности личность и формируется, и про является.»

    «В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»

С3. Психические свойства: способности , характерологические черты

Особенности процесса :

  1. Способности людей складываются в работе, учении и труде
  2. Характер формируется в поступках и действиях
  3. Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни
  4. Задатки развиваются в способности в процессе жизни.

С4. Мнение автора: объективные условия существования влияют на психический облик  

                     человека.

Обоснование:…» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,

         в неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.

С- 2 вариант

С1.

  1. «при рождении наделен  конституцией животного»
  2. «это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»

Обоснование: 

  1. «процесс индивидуального развития,
  1. результате обучения в широком смысле.»

С2. Факторы:

  1. «Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле.»      
  2. «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

С3. 

  1. «В  свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»
  2. « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены  в    

    человеческом организме.»

Авторское определение:  Человек — это  животное , наделенное культурой <...>

С4.предположения:

  1. позволяет накапливать знания, представления,  развивать искусство, сохранять обычаи…
  2. Способствует передачи суммы знаний
  3. Обеспечивает обновление и пополнение культуры



Предварительный просмотр:

Контрольное итоговое тестирование по курсу «Обществознание – 10»

Вариант 1.

Часть А.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания (А 1 – А24) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного  вами ответа.

А1. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

  1. Аграрный тип общества
  2. Неразвитость институтов частной собственности
  3. Особая ценность человеческой индивидуальности
  4. Преобладание коллективистских форм сознания

А2. И человек и животное

  1. Свободно определяют цель своего поведения
  2. Имеют индивидуальные интересы
  3. Осознают свою уникальность
  4. Зависят от природных условий

А3. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации?

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

  1. Уровень воспитанности
  2. Вся преобразовательная деятельность человека
  3. Производство материальных ценностей
  4. Художественное творчество

А5. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

  1. Основу хозяйства страны составляет аграрное производство
  2. Население страны многонационально
  3. Слабо развита сеть услуг
  4. Верховная власть в стране передаётся по наследству

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

  1. Миграция сельского населения
  2. Межнациональная интеграция
  3. Разделение труда
  4. Социальная дифференциаци

А8. Экономические системы различаются

  1. Объёмом государственных расходов
  2. Степенью вмешательства государства в экономику
  3. Масштабами социальной поддержки населения
  4. Разнообразием природных ресурсов

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

  1. Растёт безработица
  2. Производители увеличивают предложение
  3. Снижается минимальный размер оплаты труда
  4. Сокращается неравенство доходов населения

А10. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд $. Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы?

  1. В 90-е годы XX века в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли доходы от налогов.
  2. Во второй половине XX века в бюджете страны Ф.  наибольшую долю составляли доходов от внешнеэкономической деятельности.
  3. В 50-е годы XX века бюджет страны Ф. в основном пополнялся за счёт доходов от продажи государственного имущества.
  4. В 50-е годы XX века доходы от налогов составляли большую часть бюджета страны.

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

  1. Получение очередного офицерского звания
  2. Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
  3. Выход на пенсию
  4. Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

  1. Моральных
  2. Правовых
  3. Экономических
  4. Политических

А14. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

  1. Они совместно владеют одной квартирой
  2. Т.и В. Живут вместе 15 лет
  3. У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
  4. Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

  1. Представляет собой волевое действие
  2. Побуждает людей к определённым действиям
  3. Обращается с помощью права ко всем гражданам
  4. Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. Что характерно и для мажоритарной и для пропорциональной избирательных систем?

  1. Выдвижение кандидатов списками от политических партий
  2. Создание одномандатных избирательных округов
  3. Формирование единого общенационального избирательного округа
  4. Тайная подача голосов избирателей во время голосования

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный  избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

  1. Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий
  2. Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах
  3. Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу
  4. Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

А. Президент РФ избирается голосованием обеих палат Федерального собрания.

Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А20. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

  1. Устанавливаются государством
  2. Складываются в течение жизни нескольких поколений  
  3. Регулируют отношения в сфере власти
  4. Устанавливают справедливость

 А21. Гражданским правонарушением является

  1. Дача взятки должностному лицу
  2. Пропуск занятий без уважительной причины
  3. Нарушение условий авторского договора
  4. Нарушение правил дорожного движения

А22. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

  1. Правительству РФ
  2. Администрации Президента РФ
  3. Верховному Суду
  4. Федеральному Собранию

А23. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

  1. Мать с дочерью выиграли приз в лотерее
  2. Отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
  3. Супруги оформили развод
  4. Сын устроился работать в семейную фирму

А24. Верны ли следующие суждения об обязательных условиях трудового договора?

А. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение о режиме труда и отдыха работника.

Б. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение об испытательном сроке.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Часть В.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6) начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в идее слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:__________________________________________________

 В 2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

Ответ:_________________________________________________

В 3. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕ

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) установление денежной единицы РФ

1) конституционное

Б) определение полномочий Председателя Правительства РФ

2) административное

В) нарушение требований промышленной безопасности

Г) нарушение правил рыбной ловли

Д) установление политического режима

 Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

А

Б

В

Г

Д

В4. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. Общественно опасное деяние
  2. Неэтичное деяние
  3. Виновное деяние
  4. Безнравственное деяние
  5. Безрассудное деяние
  6. Противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:_____________________________________

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

  1. Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По вашему мнению, именно благодаря социальной роли  интеграция в социальную среду происходит легко и безболезненно.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

 

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Характеристика общества как _____________(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются_____________(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую_____________(3) общества, ________________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они  обеспечивают производство и распределение различных видов_________________(5), а также управление совместной _______________(6) людей.

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) целостность

Д) сфера

Б)система

Е) производство

В) общество

Ж) культура

Г) социальное благо

З) социальный институт

И) деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

Ключ ответов

Часть А (каждое выполненное задание оценивается в 1 балл)

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А 1

3

А 9

2

А 17

4

А 2

4

А 10

4

А 18

2

А 3

3

А 11

3

А 19

2

А 4

2

А 12

4

А 20

1

А 5

1

А 13

1

А 21

3

А 6

3

А 14

4

А 22

4

А 7

3

А 15

1

А 23

3

А 8

2

А 16

3

А 24

1

Часть В ( В1, В2 – 1 балл, В3 – В6 – 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок)

№ задания

Ответ

В 1

федеративной

В 2

наследственность

В 3

11221

В 4

136

В 5

АААБ

В 6

БДАЗГИ

Контрольное итоговое тестирование по курсу «Обществознание – 10»

Вариант 2.

Часть А.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания (А 1 – А24) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного  вами ответа.

А1. Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

  1. Религиозный характер культуры
  2. Переход  от натурального к товарному производству
  3. Завершение промышленного переворота
  4. Развитие информационных технологий

А2. К социальным потребностям человека относится потребность в

  1. Отдыхе
  2. Общении
  3. Самосохранении
  4. Сохранении потомства

А3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек  приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни.

Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А4. Общим для научного и художественного творчества являются

  1. Стремление к осмыслению действительности
  2. Обоснованность предположений
  3. Стремление к достоверности
  4. Формирование чувства прекрасного

А5  В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

  1. Экономической и социальной
  2. Политической и экономической
  3. Социальной и духовной
  4. Экономической и духовной

А6. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом .

Б. Общество может существовать, не  создавая культуру.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А7. Функцией государства в рыночной экономике является

  1. Увеличение числа частных предприятий
  2. Поддержка стабильности рыночных цен
  3. Регулирование обмена
  4. Обеспечение защиты прав собственности

А8. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

  1. Командной
  2. Рыночной
  3. Традиционной
  4. Смешанной

А9. Развитию конкуренции производителей способствует

  1. Уменьшение производительности труда
  2. Концентрация производства
  3. Свобода предпринимательства
  4. Усиление монополистических тенденций в экономике

А10. Рассмотрите диаграмму «Структура доходов семей государства Д». Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы?

  1. Государственные пенсии, пособия, стипендии занимают второе место в структуре доходов семей государства Д.
  2. Доходы единоличных владельцев фирм, процентный доход и дивиденды составляют четвёртую часть структуры доходов семей государства Д.
  3. Дивиденды являются более весомым элементом структуры доходов семей государства Д., чем государственные  пенсии, пособия, стипендии
  4. Доходы единоличных владельцев фирм занимают более значимое место в структуре доходов семей государства Д., чем процентный доход

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует  

  1. Социальную мобильность
  2. Социальную стратификацию
  3. Социальное неравенство
  4. Социальную адаптацию

А13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

  1. Опираются на силу общественного мнения
  2. Обеспечиваются силой государственного принуждения
  3. Поддерживаются моральным сознанием
  4. Осваиваются в процессе социализации

А14. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

  1. Нарушающего закон поведения
  2. Позитивного отклоняющегося поведения
  3. Соответствующего обычаям поведения
  4. Негативного отклоняющегося поведения

А15. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Политические нормы регулируют отношения между личностью и властью.

Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А16. Что относится к институтам политической системы?

  1. Политические организации, главной из которых является государство
  2. Совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
  3. Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества
  4. Совокупность различных по своему содержанию политических идей

А17. Правовое государство отличает

  1. Развитие культурно-национальных автономий
  2. Наличие разветвлённой системы судов различных уровней
  3. Формирование эффективной системы правоохранительных органов
  4. Верховенство закона, закрепляющего  права и свободы граждан

А18. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.?

  1. Демократический
  2. Тоталитарный
  3. Авторитарный
  4. Диктаторский

А19. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А20. Действующая Конституция РФ была принята

  1. Советом Федерации
  2. Государственной Думой
  3. Государственным советом
  4. Всенародным голосованием

 А21. Одним из видов уголовного наказания является

  1. Административный штраф
  2. Предупреждение
  3. Лишение свободы
  4. Объявление выговора

А22. Основы общественного строя РФ законодательно закреплены

  1. Гражданским кодексом РФ
  2. Всеобщей декларацией прав человека
  3. Конституцией РФ
  4. Трудовым кодексом РФ

А23. Гражданка С. Заказала в ателье свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не могут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. Подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой рассмотрения дела в суде?

  1. Трудового
  2. Административного
  3. Финансового
  4. Гражданского

А24. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

А. Права потребителя включают в себя контроль за производством и распространением товаров.

Б. Права потребителя включают в себя определение рынка сбыта товаров.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Часть В.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6) начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в идее слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:______________________________________

В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Спрос, реклама, технология, ассортимент, страховой полис, сбережения, прожиточный минимум.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:__________________________________________________

В 3. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из  второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

1) ощущение

Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

2) представление

В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

3) восприятие

 Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

А

Б

В

В4. Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет
  2. К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели
  3. Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины
  4. Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя
  5. Супруги могут заключить брачный договор
  6. Ближнего своего нужно любить как себя самого

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:______________________________________

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

  1. Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

 

 

 

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Термин _____________(1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого  значения рассматриваемого термина является понятие «_____________»(2). Во-вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____________(4) для удовлетворения своих неограниченных потребностей. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____________(5). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но всё же главное из действующих лиц, ради удовлетворения нужд которого должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране, - _____________(6).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) государство

Д) ресурс

Б)возможность

Е) сфера

В) экономика

Ж) хозяйство

Г) человек

З) производитель

И) наука

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

 Ключ ответов

Часть А (каждое выполненное задание оценивается в 1 балл)

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А 1

4

А 9

3

А 17

4

А 2

2

А 10

4

А 18

1

А 3

2

А 11

3

А 19

3

А 4

1

А 12

1

А 20

4

А 5

2

А 13

2

А 21

3

А 6

4

А 14

2

А 22

3

А 7

4

А 15

3

А 23

4

А 8

4

А 16

1

А 24

4

Часть В ( В1, В2 – 1 балл, В3 – В6 – 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок)

№ задания

Ответ

В 1

промышленное (индустриальное)

В 2

технология

В 3

321

В 4

236

В 5

АББА

В 6

ВЖИДАГ

 



Предварительный просмотр:

Тест № 1. Общество как динамичная система.   Общество и при рода

Вариант 1

 ЧАСТЬ А

A1 Какой признак характеризует общество как систему?

  1. взаимодействие с природой
  1. неизменяемость с течением времени
  1. наличие подсистем и институтов
  1. мир природы и вещей в целом

А2  Один из признаков, характеризующих общество как дина мическую систему, -

  1. обособление от природы
  1. наличие социальных институтов
  1. сохранение связи с природой
  1. развитие и изменение отдельных элементов

A3  Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество как динамическая система характеризуется постоянным изменением элементов общества и связей между ними.

Б. Общество в широком смысле - это весь материальный мир, окружающий человека.

  1. верно только А
  1. верно только Б
  1. верны оба суждения
  1. оба суждения неверны

А4  Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

  1. существование сословного деления общества
  1. очередные выборы депутатов парламента
  1. создание экологических заказников и заповедников
  1. проведение реформы системы образования

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

  1. рост городов в результате отделения ремесла от сельс кого хозяйства
  1. истощение невозобновляемых природных ресурсов
  1. изменение демографической структуры населения в связи с миграцией
  1. развитие сферы медицинских услуг

А6 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс производства материальных благ, необ ходимых обществу?

  1. экономическую
  1. политическую
  1. социальную
  1. духовную

А7 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Общество выступает творцом "второй природы", как бы

надстроенной над природой естественной.

 Б. Общество возникло одновременно с природой.

  1. верно только А
  1. верно только Б
  1. верны оба суждения
  1. оба суждения неверны

А8 К какой к сфере жизни общества относится проведение оче редных выборов главы государства?

  1. экономической
  1. политической
  1. социатьной
  1. духовной

А9 Организация и проведение международного театрального фестиваля "Черешневый лес", на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

  1. социальной и политической
  1. экономической и политической
  1. духовной и экономической
  1. социальной и духовной

А10  Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Спад производства, как правило, вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может оказывать влияние на эко номическое развитие страны.

  1. верно только А
  1. верно только Б
  1. верны оба суждения
  1. оба суждения неверны

ЧАСТЬ В

В1 Установите соответствие между фактом и сферой обще ственной жизни: к каждой позиции, данной в первом столб це, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТ        СФЕРА ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА

  1. изобретение радио                А) экономическая
  2. оказание медицинских услуг        Б) духовная
  3. рост инфляции
  4. выставка произведений искусства

В2.Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие экономическую (хозяйственную) деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. разработка газового месторождения
  1. оказание услуг страхования
  1. выборы депутатов парламента
  1. художественное чтение стихотворения
  1. изменение ставки банковского процента
  1. покупка в кредит автомобиля

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и природа

Вариант2  ЧАСТЬА

А1    Общество характеризуется учеными-обществоведами как

  1. обособившаяся от природы часть мира
  1. весь окружающий человека живой мир
  1. неотъемлемая часть природы
  1. единство живой и неживой природы

А2 | Природа и общество тесно связаны между собой. Приме ром конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

  1. истощение невозобновляемых природных ресурсов
  1. исчезновение ряда биологических видов в результате хо зяйственной деятельности человека
  1. создание биосферных заповедников, заказников
  1. засоление почв в результате мелиоративных работ

A3 | Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество в широком смысле - это определенный исто рический этап в развитии нации.

Б. Общество включает в себя всю совокупность взаимо связей и взаимодействий людей.

  1. верно только А
  1. верно только Б
  1. верны оба суждения
  1. оба суждения неверны

А4 | Общество, как динамическая самоорганизующаяся систе ма, характеризуется

  1. возникновением и отмиранием определенных институтов
  1. неизменностью способов и форм общественных отноше ний
  1. автономностью от природных процессов
  1. неспособностью приспособления к изменившимся усло виям

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

  1. переезд населения из экономически неразвитых реги онов в динамично развивающиеся
  1. изменение демографической структуры населения в связи с миграцией
  1. установка нового поколения очистных сооружений на теп ловых электростанциях
  1. развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной те лефонии

А6 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Современное общество способно контролировать при родные процессы и регулировать силу землетрясений и цунами.

Б. Общество в процессе своего развития обособилось от природы.

  1. верно только А
  1. верно только Б
  1. верны оба суждения
  1. оба суждения неверны

А 7 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс регуляции общественных отношений?

  1. экономическую
  1. политическую
  1. социальную
  1. духовную

А8.  К какой сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности обществен ного труда?

  1. экономической
  1. политической
  1. социальной
  1. духовной

I Д9 J В современном обществе основное место занимают "сред ние слои". Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за дея тельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

  1. социальной и политической
  1. духовной и политической
  1. духовной и экономической
  1. социальной и духовной

А10 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Ошибочные политические решения способны прервать рост экономики и привести общество к кризису.

Б. Наиболее обездоленные и депрессивные слои населе ния, как правило, уклоняются от участия в политической жизни.

  1. верно только А
  1. верно только Б
  1. верны оба суждения
  1. оба суждения неверны

ЧастьВ

В1. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни:

              Факт                               Сфера жизни общества

  1. принятие закона о выборах               А) политическая
  1. обесценивание национальной  валюты               Б) экономическая
  2. учреждение нового общенационального движения
  1. продажа туристических путевок

В2. Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. производство автомобилей
  1. оказание парикмахерских услуг
  1. выборы депутатов парламента
  1. внесение депутатом поправок в законопроект
  1. назначение губернатора
  1. голосование парламентариев по проекту бюджета

Часть С. Прочитайте текст и выполните задания.


Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…

А.Г.Спиркин

  1. Найдите в тексте два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
  2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
  3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.
  4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».

Часть С. Прочитайте текст и выполните задания.


Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…

А.Г.Спиркин

  1. Найдите в тексте два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
  2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
  3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.
  4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».


Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и пе ренесите в бланк ответов (без пробелов и других симво лов).

Ответ:

ЧАСТЬС

С1 Английский философ Г. Бокль писал: "Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обиль на; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наибо лее деятелен". Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? Оно было произнесено полтора столетия назад. Как с тех пор изменилось общество? Ка ковы, на ваш взгляд, основные ценности современного об щества? Укажите две любых ценности. Ответ запишите на отдельном листе или на обратной сто роне бланка.

14

 15