Работа с одаренными детьми

Абдрахманова Эльвира Миниамеровна

  Работа с одарёнными детьми на уроках

русского языка и литературы

и во внеурочное время.

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение максимально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во-вторых, для выявления скрытой до определённого времени одарённости других учащихся. Если одарённого ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить его от примесей.

Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми. Прежде всего это должен быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).

Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно-исследовательские, игровые ( групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).

Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения (например, Пушкинские, Лермонтовские), литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ.

Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.

Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.