Проекты

Колосова Анна Юрьевна

В процессе выполнения проектов в старшей группе детского сада воспитанники усовершенствуют навыки взаимодействия в деятельности с педагогом и другими воспитанниками. Проектная деятельность на основе данных тем проектов в старшей группе ДОУ - это осознанный поиск новых знаний, который заинтересует воспитанников и поднимет уровень интеллектуального развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №59»

Проект

«Путешествие в Древний мир»

depositphotos_133191112-stock-photo-cute-prehistoric-family.jpg

Разработала: Колосова А.Ю.

Чита, 2021

Содержание

1. Паспорт проекта………………………………………………………………3

2.Актуальность проекта…………………………………………………………..4

3. Цель, задачи проекта…………………………………………………………..4

4. Этапы реализации проекта……………………………………………………6

5. Список используемой литературы ……………………………………………8

Паспорт проекта

«Путешествие в Древний мир»

1

Вид проекта

Информационно – творческий

2

Продолжительность

4 недели

3

Участники проекта

- Дети старшей группы

- Воспитатель

- Родители воспитанников

4

Общая характеристика проекта

Проект состоит из четырех взаимосвязанных разделов:

  1. Происхождение Земли
  2. Первобытный человек
  3. Пещерное искусство
  4. Итоговое мероприятие – создание макета «Пещерный человек». Презентация проекта.

Актуальность

В формировании всесторонне развитой, общественно активной личности важнейшая роль принадлежит образовательным учреждениям. Именно они осуществляют передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций - воспитание нового человека. Дошкольники — народ любопытный. За обычными сказочными присказками «жили- были», «в некотором царстве, в некотором государстве» они обязательно пытаются увидеть что — нибудь еще: как раньше жили люди, чем питались, как за собой ухаживали. Появляется огромное количество «почему», «когда» и «зачем». Именно с этих вопросов воспитанники вступают на путь познания прошлого человечества. Но если для таких образовательных учреждений, как школа, разработаны программы для реализации учебного материала, созданы учебные пособия, то в детских садах педагоги испытывают затруднения в преподнесении материала по изучению истории древнего мира.

Изучив литературу, опыт работы других педагогов по данной теме, был разработан недельный проект «Путешествие в Древний мир». Этот проект открывает возможность ввести детей в мир истории цивилизации, каким он предстает в освещении современной науки, и вместе с тем показать, что древняя история актуальна и для сегодняшнего дня, составляя глубинное основание современной цивилизации.

Цель проекта - создание благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о человеке в истории цивилизации.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать представления о происхождении человека как одном из звеньев эволюции живых существ Земли.

-  Расширять представления об образе жизни человека в глубокой Древности и Средние века, их материальной и духовной деятельности;

Развивающие:

- Развиваем связную речь, обогащаем и развиваем словарный запас по данной теме.

- Содействовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

Воспитывающие:

-  Воспитывать у детей чувство социальной значимости человека в мире, формирование понимания того, что человек – творец (может многое создать, изобрести).

- Способствовать осознанию детьми своей принадлежности к человеческому роду.

Ожидаемый  результат:

Для детей:

- уметь осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

- уметь анализировать и сравнивать факты, события, личности;

- уметь выполнять данные воспитателем задания;

Для педагогов:

- самореализация, повышение творческого потенциала;

- повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Продукт проектной деятельности: макет «Пещерный человек»

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный (октябрь)

- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- Подбор методической литературы для реализации проекта;

- Составление плана деятельности.

- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

- Работа с родителями по изготовлению экспонатов и материала для реализации проекта

2 этап - Реализация проекта (ноябрь)

1 Блок Происхождение Земли

Задачи:

- познакомить детей с историей происхождения Земли;

- дать представление о первых растениях и животных.

1. Просмотр презентации «Рождение Земли. Появление жизни»

2. Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»

3. Просмотр мультфильма «Ледниковый период эра динозавров»

4. Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

5. Создание и обыгрывание макета-ландшафта «Время динозавров»

2 Блок Первобытный человек

Задачи:

- формировать представления о происхождении первобытном человеке, его внешнем виде, образе жизни, жилище.

1. Просмотр презентации «Древнейшие люди»

2. Творческая деятельность «Украшения древних людей»

3. Просмотр презентации «Охота на мамонта»

4. Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда, орудий охоты

5. Экспериментальная деятельность «Добыча огня»

6. Творческая деятельность «Наскальная живопись»

3 этап - Заключительный:

- Анализ результатов проекта.

- Продукт проекта – макет «Пещерный человек»

 Используемая литература:

1. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. «Аркти», 2005 г.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. «Сфера», 2002 г.

3. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М. «Сфера», 2009г.

4. Энциклопедия «Что было до нашей эры».

5. Справочник дошкольника «История».

6. Детская энциклопедия «РОСМЭН».

7. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст).

8. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад 59»

Педагогический проект

«Хоровод традиций Забайкалья»

        Разработала

Воспитатель средней группы №7

Колосова Анна Юрьевна

38221871.jpg

        

Чита, 2020 – 2021

Разделы проекта

Содержание проекта

1

Общая информация о предоставляемом проекте

1.1

Ф.И.О. исполнителя

Колосова Анна Юрьевна

1.2

Ф.И.О., телефон организации, предоставляющий проект или организации, в котором работает лицо-координатор работ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 59»

Заведующая МБДОУ: Титова Людмила Васильевна

Телефон: 8 (3022)99-83-99

 Электронная почта: mbdou_romashka_59@mail.ru

2

Содержание проекта

2.1

Тема проекта

Хоровод традиций Забайкалья

2.2

Сфера образования, категория обучающихся воспитанников

Дошкольное образование, воспитанники среднего дошкольного возраста

2.3

Участники проекта

Педагог ДОУ, дети средней группы, родители (законные представители)

2.4

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре и традициях народов Забайкальского края

2.5

Задачи проекта

Образовательные:

- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым народов Забайкальского края;

- создать условия для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников нравственно – патриотических чувств;

- учить видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;

- формировать у воспитанников представления об образе жизни, их обычаях, традициях и фольклоре.

Развивающие:

- развивать интерес к народным играм;

- развивать потребность в приобретении новых знаний, об этических особенностях народов.

Воспитательные:

-воспитывать у дошкольников интерес к культуре и  истории, желание знать, понимать, сохранять, становится носителем этнической культуры;

- воспитывать культуру межнационального общения;

- воспитывать чувство уважения к коренному населению родного края, их культурным особенностям.

2.6

Сроки реализации

Октябрь 2020 – май 2021

2.7

Вид проекта

Познавательно – творческий

2.8

Продукт проекта

Проведение фестиваля – «Хоровод традиций»

2.9

Итоги проекта

Дети ознакомлены с культурой и традициями народов Забайкальского края. Организованно сотрудничество с родительской общественностью. Пополнена развивающая предметно – пространственная среда ДОУ  по краеведению. Сформировано толерантное отношение у детей – дошкольников к культуре и традициям иных национальностей

2.10

Реализация проекта

Подготовительный этап: подбор информации, иллюстраций о жизни и труде. Написание плана проекта. Помощь со стороны родителей в подборе изделий народного творчества.

Практический этап:

- рассматривание иллюстраций и картинок с изображением народов Забайкальского края, их быта, рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по картинкам.

- просмотр презентаций

- чтение народных сказок и легенд

- разучивание подвижных игр

- экскурсия в Забайкальский краеведческий музей им. А.К. Кузнецова

Заключительный этап:

- проведение занятий

- выставка макетов жилищ и кукол

- организация фотовыставок

2.11

Ожидаемый результат

-увеличение разработок, дидактического материала, методических памяток;

- у детей расширятся знания о коренных народов Забайкальского края;

- сформируется уважительное отношение к народам нашего края,  к традициям и обычаям;

- расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве, творческие способности детей;

- повысится активность родителей

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Суть проекта:

В течение года, через создание предметно-пространственной  среды, через игры, знакомство с фольклором, народным творчеством, организации экскурсий и других форм работы, дать детям представление о культуре и традициях народов Забайкальского края.

Цель проекта:

Создать условия для патриотического воспитания дошкольников через формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре и традициях народов Забайкальского края.

Задачи проекта:

  1. Ознакомление детей с культурой и традициями народов Забайкальского края посредством различных видов деятельности.
  2. Пополнение развивающей предметно-пространственное среды по краеведению.
  3. Расширение социального партнерства в рамках проекта.
  4. Поддержка детской инициативы и ранней одаренности детей дошкольного возраста.
  5. Духовно-нравственное воспитание детей, через ознакомление с культурой и традициями иных народов.
  6. Организация тесного взаимодействия с родительской общественностью в рамках проекта.

Социальная аудитория: воспитанники ДОУ, родители (законные представители воспитанников).

Социальные партнеры проекта: 

- Забайкальский краевой краеведческий музей им. А. К. Кузнецова,

- Забайкальская детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина,

- учебно-методический центр культуры и народного творчества     Забайкальского края,

      -родительская общественность.

Перспективный план реализации проекта «Хоровод традиций»

№ п/п

Вид деятельности

Сроки

1

Реализация подпроектов на группах

В течение реализации проекта

2

Мастер-класс для детей младшего и среднего дошкольного возраста по краеведению с привлечением краевого краеведческого музея

Ноябрь

3

Совместный конкурс детей и  родителей групп «Макет жилища разных народов Забайкалья», «Традиционный национальный костюм народов Забайкалья»;

Ноябре

4

Ярмарка народных игр

Январь

5

Выставка детского творчества «Праздник белого месяца»

Февраль

6

Детская научно- практическая конференция с защитой детско-родительских проектов «Удивительный народ моего Забайкалья»

Февраль

7

Выставка детского творчества «Масленица – кривошейка»

Март

8

Масленичные посиделки

(с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями)

Март

9

Выездная экскурсия для старших дошкольников в краевой краеведческий музей

Март

10

Спортивный праздник «День Забайкальского казачьего войска»

30 марта

11

Разработка и пополнение альбома детских рисунков «Мы разные, мы вместе»

Апрель

12

Фестиваль «Хоровод традиций Забайкалья»

май

13

Разработка виртуального  альбома детских рисунков «Мы разные, мы вместе» и размещение его на официальном сайте ДОУ

Май

Проект предполагает блочную форму освоения материала.

Информационные блоки

Информационный блок

Сроки

Примечание

(совместные мероприятия в ОУ для старшего дошкольного возраста)

Тема: Эвенкийский народ

Жилье, одежда и быт эвенкийского народа

Октябрь

Культура и традиции эвенкийского народа

ноябрь

Совместный конкурс детей и  родителей групп «Макет жилища разных народов Забайкалья», «Традиционный национальный костюм народов Забайкалья»;

Тема: Бурятский народ

Жилье, одежда и быт бурятского народа

Декабрь

Культура и традиции бурятского народа

Январь-февраль

Ярмарка народных игр

Тема: Забайкальские казаки

Забайкальские казаки

март

Спортивный праздник «День Забайкальского казачьего войска»

Тема: Семейские Забайкальского края

Культура, традиции, обычаи семейских

апрель

Разработка и пополнение альбома детских рисунков «Мы разные, мы вместе»

Тема: Хоровод дружбы 

Повторение и закрепление пройденных тем.

Май

Фестиваль «Хоровод традиций Забайкалья»

Методическое оснащение проекта

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 304 с.: ил.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт-сост.: А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. И дополн. – Спб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 304 с., ил.
  3. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 228 с.
  4. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русскоо народа/авт.-сост.: Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 336 с.
  5. Мотова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 176 с.
  6. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с руччким народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 416 с.
  7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., переаб. и дополн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 400 с., ил.
  8. Граубин Г. Р. Наша малая Родина (1-ая часть): книга для чтения в начальной школе. – Чита: Экспресс-издательство, 2008. – 192 с.: ил.
  9. Граубин Г. Р. Наша малая Родина (2-ая часть): книга для чтения в начальной школе. – Чита: Экспресс-издательство, 2008. – 152 с.: ил.
  10. Дамдинов Д. Г. Легенды и предания этнической Бурятиитопонимика и культурология. – Агинское: Издательский дом «Агын Унэн», 2007. – 160 с.
  11. Забайкалье, мое Забайкалье…: книга для чтения в начальных классах [текст]/ Сост. Э. А. Максименя, Л. А. Павлова. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – 160 с.: ил.
  12. Ильчишина Е. С. «Да как же забайкальцу не любить свой край?..» Краеведческая разработка по творчеству В. Г. Балябиной на рубеже 100-летия писательницы. / Лепные иллюстрации, вступ. Слово и составление Ильчишиной Е. С., послесловие Баширова В. Ш., редактор Куренная Е. Ф. – Чита, «Экспресс-издательство», 20018, 68 с., ил.
  13. Региональный литературно-художественный журнал «Слово Забайкалья» 1(22), 2013.
  14. Региональный литературно-художественный журнал «Слово Забайкалья» 3 (12), 2010.
  15. Региональный литературно-художественный журнал «Слово Забайкалья» 4 (13), 2010.

Результаты реализации проекта:

Итоговым мероприятием станет фестиваль «Хоровод традиций Забайкалья» на базе МБДОУ «Детский сад №59», где дети смогут показать результативность данного проекта, а также создание и оформление мини-музея в холле детского сада «Мой многонациональный край – Забайкалье».  

Для мониторинга удовлетворенности родительской общественности по работе над проектом, по окончанию, будет проведено анкетирование.

Результаты реализации проекта «Хоровод традиций Забайкалья» будут опубликованы на официальном сайте детского сада, а также данный проект (и его результаты) будут опубликованы в открытом доступе в сети Интернет.