Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога
Конспект НОД по конструированию "Мебель для матрешек"
во второй младшей группе
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе"Птицы"
Консультация для родителей "Сенсорное развитие для детей раннего возраста"
Консультация для родителей"Развитие ребенка в конструктивной деятельности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.25 КБ | |
| 24.71 КБ | |
| 33.66 КБ | |
| 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по конструированию «Мебель для матрешек»
2 младшая группа.
Цель: развивать конструктивные способности детей.
Задачи:
Обучающие: закреплять у детей представление о знакомых предметах мебели (стул, стол, диван, кровать).
Развивающие: продолжать формировать умение правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик).
Воспитывающие: воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к постройкам.
Материалы: коробка с матрешками, письмо, строительный материал по количеству детей, мебель из строительного материала.
Ход занятия
1.Вводно – организационный этап.
Дети играют, воспитатель заносит в группу яркую коробку.
Дети обращают на это внимание, спрашивают, что в коробке.
2.Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что в коробке? Давайте тогда ее откроем и посмотрим.
Открывают, в коробке лежат матрешки и письмо.
Воспитатель зачитывает письмо.
«Здравствуйте ребята, мы сестрички-матрешки. Мы узнали, что в этой группе живут очень дружные и добрые ребята. У них есть много игрушек, с которыми они играют. Мы тоже хотим жить у вас в группе».
Воспитатель: Ну что ребята, возьмем матрешек к нам в группу жить?
Дети: да.
3.Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, я думаю, матрешки устали в пути, пока к нам добирались и хотят отдохнуть, но у нас для них нет мебели, чтобы они могли отдохнуть, поесть, посидеть. Как вы думаете, где же мы можем достать мебель для матрешек?
Ответы детей: Мебель можно купить в магазине.
Воспитатель: Правильно, а как будет называться магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин)
Воспитатель: совершенно верно.
Ну что, отправимся в мебельный магазин? (Да)
Ребята, на чем мы можем доехать до магазина? На каком транспорте?
(автобус)
А где нам взять автобус? (построить из стульчиков)
Чтобы сесть в автобус, нужно прибрести билет. Я вам раздам билеты , а найдете каждый свое место.
Музыкальная игра « Автобус»
Вот мы и приехали в мебельный магазин.
Воспитатель подводит детей к столу, накрытым тканью, снимает ткань, на столе стоит мебель (стол, стул, кровать, диван), сделанная из кубиков и кирпичиков.
Воспитатель: Ребята, назовите предметы мебели, которые продаются в нашем магазине? (стол, стул, диван, кровать)
Воспитатель: Ребята, из чего изготовлена мебель в магазине?
( Из строительного материала: кубиков, кирпичиков).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, из каких деталей состоит кровать и из чего они сделаны?
(кровать состоит из основания и двух спинок, сделана кровать из кирпичиков).
Воспитатель: Ребята, из каких деталей состоит стул? (У стула есть ножки, сиденье, спинка)
Воспитатель: Ребята, скажите, из какого строительного материала сделан стул?
(Стул сделан из кирпичиков)
Воспитатель: Да, правильно.
Воспитатель: Какие детали есть у стола, ребята?
( У стола есть ножки и крышка)
Воспитатель: Правильно. Из чего сделаны ножки стола?
(Из кубиков)
Воспитатель: А крышка?
( Из кирпичика)
Воспитатель: Ребята, а это у нас что? (Диван)
Воспитатель: Какие детали есть у дивана? ( спинка, сиденье, ручки)
Воспитатель: Из чего он сделан? ( Из кирпичиков)
Воспитатель: Правильно. Ребята, но у нас в магазине мебель только для одной матрешки, а где же нам достать мебель для всех остальных?
(Можно сделать ее самим из строительного материала)
Воспитатель: Совершенно верно. Но сначала, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка:
В магазин мы прищли (дети ходят на месте)
Чтобы мебель там приобрести:
Высокий шкаф (дети встают на носочки, тянутся руками вверх)
И табурет, (дети приседают)
Кровать – на ней мы будем сладко спать (дети кладут сложенные ладони под левую щёку)
Купим стул (дети к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)
И стол большой (дети разводят руки в стороны)
Все это отвезем домой (дети крутят «руль») (2 раза)
Воспитатель: Ну что, размялись? Теперь вы готовы приступить к работе? (да)
Воспитатель: Тогда берите коробки со строительным материалом и проходите за свои места.
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Но прежде, чем начать, надо пальцы нам размять.
Пальчиковая гимнастика:
Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол – за ним едят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам).
Воспитатель: А теперь, ребята, можете приступать к изготовлению мебели.
Дети приступают к изготовлению мебели.
Воспитатель, подходит к детям, спрашивает: «Что ты строишь? Какие детали тебе для этого понадобились? Как ты это построил? Какого цвета у тебя спинки кровати, ножки стула и т.д.».
Детям, которые закончили работу, воспитатель предлагает взять матрешку и посадить ее за стол, уложить спать на кровать, посадить на диван и т.д.
Рефлексия.
Воспитатель: Куда мы сегодня ездили?
Кому помогали?
Что делали?
Что вам было строить проще всего?
Что вызвало затруднение?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая замечательная мебель теперь есть у наших матрёшек! Они смогут на ней прекрасно отдохнуть, посидеть, покушать.
Предварительный просмотр:
Занятие по физической культуре в старшей группе
«Птицы»
Цель: Обеспечивать гармоническое физическое развитие, формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
-совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
-учить ходить и бегать ритмично;
-упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании;
-закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
-обогащать словарь: перелетные, зимующие птицы, лесовичок, корм, кормушка;
-закреплять умения согласованно выполнять упражнения, сохранять правильную осанку в разных положениях
Развивающие:
-развивать разнообразные виды движений: ходьбу и бег с координированными движениями рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы, энергично отталкиваться двумя ногами и правильном приземлении в прыжках с высоты;
-развивать познавательные интересы через организацию сюжетно-игровой ситуации;
-развивать прыжковую выносливость, ловкость, быстроту;
-развивать инициативу, самостоятельность в ежедневной деятельности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
-развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;
-развивать речь, память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать умения соблюдать элементарные правила в игре;
-воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям физкультурой, дружеские взаимоотношения;
-воспитывать любовь к природе;
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: маски птиц, гимнастическая, скамейка, гимнастические палки, обручи, мат, елочки, следы животных, кочки, аудио-запись « Звуки леса, голоса птиц», мультимедиа «Птицы».
Предварительная работа: Беседа «Птицы - наши друзья» .Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий « Берегите птиц», организация подвижной игры «Снегири», утренняя гимнастика «Птички», просмотр слайдов «Зимующие птицы», прослушивание аудиозаписи «Пение птиц», изготовлении масок «Птицы», подбор атрибутов, наблюдение за птицами во время прогулок, загадывание загадок.
Индивидуальная работа: по развитию основных видов движений.
Приёмы: Показ, подсказ, команды, игровой приём, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа.
Способ организации: поточный.
Одежда детей: шорты, футболки, чешки.
Содержание организованной деятельности
Организационный момент:
Лесовичок: Здравствуйте ,ребята. Я лесовичок –хозяин леса. Лес у меня необычный, в нем можно заниматься спортом и я лесовичок спортсмен. В моем лесу живут разные птицы, они быстро прыгают, летают. Я хочу пригласить Вас в спортивный лес. Вы хотите отправиться в лес? Но прежде чем мы отправимся в путь, расскажите, каких птиц вы знаете? (Предполагаемые ответы: Сорока, ворона, снегирь, ласточка, синица….)
-Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные)
-Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?
(Стало холодно, насекомые прятались или погибли, нечем кормится.)
-Все ли птицы улетают на юг? Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие)
Лесовичок: Правильно, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых и их личинки, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена деревьев. И все-таки птицам было очень тяжело зимой.- Как мы с вами помогали? ( Сделали кормушки, повесили их)
Лесовичок: Я вижу, что вы много знаете о птицах, и я приглашаю вас в сказочный весенний, спортивный лес. Ну что, согласны отправиться со мной в интересный путь? Но в весенним лесу много ручейков и можно ноги промочить. Не боитесь? Чтобы не промочить будете идти по кочкам и перешагивать.
В одну колонну становись. Равняйсь. Смирно. Направо 1-2. В обход по залу шагом марш.
Вводная часть:
Построение в колонну по одному. (Звучит фонограмма «Зимний лес»)
В весенний лес мы все пойдем - ходьба обычная ( 1 круг)
Через лужи мы перешагнем (ходьба друг за другом)
Ноги выше поднимаем – дальше мы шагаем (ходьба широким шагом)
Через кустики и кочки
Через ветви и пенёчки
Аккуратно змейкой все пройдем -ходьба змейкой
Вот смотрите здесь следы
Птичьим шагом нам идти
На следы мы наступаем
И друг друга не толкаем -ходьба по следам
Все старательно шагали,
Не споткнулись , не упали.
Дружно, весело бежали,
И не сколько не устали. - легкий бег.(2 круга)
А теперь мы все шагаем,
Дышим ровно и легко. -ходьба обычная в спортзале .На месте стой 1-2.
В весенний лес мы все пришли.
Оглянитесь, посмотрите и друзей вы здесь найдите. Как красиво и свежо в моем спортивном лесу.( Звуки пения птиц) аудиозапись
- Крибле- крабле-бумс, Мальчики и девочки повернитесь и в птиц превратитесь. – надевает маски птиц.
Полетели птицы, вот они летели и на три ветки сели (построение в 3 колоны)
Основная часть:
Общеразвивающие упражнения « Птицы».
Упражнение 1. Загадка: Желтое брюшко, синяя спинка Птичка- невеличка, звать ее….
Появляется слайд «Синичка».
И.п.- руки на поясе. Наклоны головы вправо-влево.
Дозировка: 6 раз.
Стали синички голову наклонять, свою шею разминать. Влево -вправо наклоняют, друг за другом наблюдают.
Упражнение – загадка: Днем я сплю, ночью летаю, серых мышек добываю?
Появляется слайд «Сова».
И.п.- руки на поясе, ноги вместе.
1.-руки через стороны вверх - « вдох»
2.-вернуться в исходное положение - «выдох».
Дозировка: 5-6 раз.
Художественное слово: Совушка - сова большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит. Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, летит в дупло.
Упражнение 3. Загадка.. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это… Появляется слайд « Снегири».
И.П.- ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, достаем до пола руками.
-Вот на ветках, посмотри. В красных шапках снегири. Распустились перышки греются на солнышке.
Упражнение 4. Загадка: Ходит важно вперевалку. И воркует и клюёт.
Появляется слайд « Голуби».
И.П.- руки на поясе, ноги вместе.
Приседания.
Дозировка 5-6 раз.
Упражнение 5. Загадка: Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит. Появляется слайд « Дятел».
И.п. - сидя с прямыми ногами, руки в упоре сзади.
1.- руки согнутыми ладонями к носкам ног «вдох»
2.-и.п. «выдох»
Дозировка-5-6 раз.
Дятел, дятел постучи, червяков ты поищи.
Упражнение.6. Загадка.
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? Появляется слайд «Воробей».
И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища.
1.- согнуть колени, обхватить колени руками, приблизить их ко лбу «вдох».
2.-и.п. «выдох»
Дозировка:-5-6 раз.
За что люблю я воробья? За то что он такой как я. Когда приходят холода, не улетает никуда.
Упражнение 7. Загадка: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая.
Появляется слайд «Сорока».
И.п.- ноги вместе, руки на поясе.
Прыжки на двух ногах на месте.
Дозировка: 10-12 раз.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгает сорока так. Мы попрыгали немного, а потом шагаем дружно.
Упражнение 8. На дыхание: «Подуем на перышки» 3 раза.
Основные виды движений:
-Полетели мы стайкой дружной, друг за другом встанем дружно.
-построение в одну колонну.
1.Прыгают птицы с ветки на ветку, ищут себе крошки
-прыжки с продвижением на двух ногах, руки вдоль туловища, отведены назад - прыжки из обруча в обруч (под страховку)
2. Ходьба змейкой между предметами «елочками»
- руки на поясе, следить за осанкой.
3. Взлетели на дерево и снова спустились на землю.
-ходьба по гимнастической скамейке, спрыгивание на двух ногах, легко приземляясь на носки (страховка).
Посмотрите вот бревно. К нему мы дружно подойдём и быстро по нему пройдём.
-руки на поясе, следим за осанкой, спина ровная, живот подтянут, подбородок поднят, смотрим прямо перед собой.
-Птичкам хочется поспать, будем гнезда мы искать.
Лесовичок:- А теперь, мои друзья пернатые, займите гнёздышки.
Подвижная игра «Снегири». Повторяется 3раза
Вот на ветках, посмотри, - 4 хлопка руками по бокам.
В красных майках снегири. - 4 наклона головы в стороны.
Распустили пёрышки
Греются на солнышке. - потряхиваем руками
Головой вертят, улететь хотят - наклоны в стороны
- Кыш -ш -ш- ш- ш! Улетели!
За метелью! За метелью! Разбегаются.
Птицы в гнезда улетели.. Дети занимают свои домики.
Релаксация под фонограмму « Звуки природы».
Налетались птицы за день, наигрались, спать захотели. Легли, закрыли глазки. Тихо лежат лапки, расслаблены и спокойны крылья. Стали птицы засыпать. И приснилась им чудесная полянка, зеленая трава, солнце ласково греет все вокруг. Стало птицам тепло и уютно, они посмотрели чудесный сон, проснулись отдохнувшими и бодрыми.
Лесовичок: -Я беру волшебное перышко и говорю волшебные слова : -Крибле – крабле - бумс «Зимующие птицы вокруг себя повернитесь , в мальчиков и девочек превратитесь.
Заключительная часть:
Рефлексия:
- Ну что, понравилось вам в моем волшебном спортивном лесу? Интересно быть птицами?
А кто, какой птицей сегодня был?
Ответы детей: Синичка, снегирь, дятел, сорока.
Лесовичок дарит детям медали за смелость , быстроту, ловкость.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.
Сенсорное воспитание - это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков. Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление. Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.
Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый).
В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.
Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:
• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;
• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;
• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;
• при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);
• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.
Игры для тренировки различных видов восприятия
Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки. Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны.
Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.
«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.
«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и на ощупь определить то, что находится в каждом мешочке.
Наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей от 2 до 3 лет.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Для улучшения сенсорного развития ребёнка мы стараемся использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, включая их в работу с малышами. Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных
представлений. Наша задача, как воспитателей - обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.
Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изодеятельности, развитию речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей нами проводятся занятия с преобладанием сенсорных задач.
В своей работе мы используем следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские. Дидактический материал подбираем с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Исследователь Н. Н. Поддъяков считает, что сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, где, по мнению учёного, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.
Именно поэтому особый акцент мы делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей предметно-пространственной среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно используя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Развитие ребёнка в конструктивной деятельности".
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).
К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.
Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.
Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.
Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.
Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое
удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.
К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки).
После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.
