Из опыта работы

Потапова Ольга Александровна

Кейс- метод как один из видов методики проблемного обучения на уроках обществознания и истории.

В помощь организаторам выпускного праздника в начаоьной школе.

Презентация к уроку обществознания .

Тезисы к проектной работе по проблемному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. С.А. Красовского п. Монино Щелковского района Московской области

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

                     Авторская идея в рамках практической части сетевого проекта

                             «Современный урок: кейс-метод»

(выполнила Потапова Ольга Александровна)

Класс-10,  обществознание или ОБЖ.

Время занятия - 2 учебных часа, можно использовать как внеклассное занятие по обществознанию или профориентации.

Вид кейса –  практический

Тип кейса - эвристический

Задание.

 Перед учителем обществознания и обучающимися стоит задача обобщить знания по темам предмета «Гражданин. Воинская обязанность. Долг и честь»и ответить на вопрос «Есть ли такая профессия Родину защищать и насколько она необходима государству и обществу?»

«Сегодня у Сергея с утра отличное настроение. Вечером вместе с одноклассниками он получает аттестат, их ждёт незабываемое событие — Выпускной бал. Ещё в 11 классе он занимался на курсах в институте, и был зачислен абитуриентом, достаточно только привезти аттестат и он — студент. Ровно месяц назад ему исполнилось 18 лет, с аттестатом в руках он — настоящий гражданин своей страны. В дверь раздаётся звонок.  Строго по форме, работник военно-учётного стола сообщает Сергею о явке в военкомат для прохождения службы в рядах Вооружённых сил. Что делать и как поступить в данной ситуации молодому человеку: отправиться в военкомат, «откупиться или  откосить» от армии, представить справки об учёбе или посвятить свою жизнь военной профессии? »

Перед работой в подгруппах ребятам предлагается просмотреть фильм с профориентационной направленностью.

Для решения данной проблемы подготовлен кейс, который включает в себя  Энциклопедические данные из истории создания армии РФ, выдержки из ФЗ об альтернативной службе, законодательные документы об отсрочке, а также данные анкетирования «Стоит ли служить?» и художественное слово «Есть такая судьба».

Работа с кейсом.  На предшествующем занятии  обучающимся озвучивается тема следующего занятия «Есть ли такая профессия Родину защищать?». Также проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода и с приглашением гостей. Ребята не знают данного метода, обучающимся подробно рассказывается о том, как пройдёт занятие и предлагается повторить самостоятельно темы учебного материала по данному разделу, почитать дополнительную литературу, просмотреть похожие темы  в других предметах: история, основы безопасности жизнедеятельности.

Сам кейс выдаётся на занятии . На знакомство с ним отводится 20 минут.

После этого организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует учеников, ученики в подгруппах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Этот этап занятия имеет длительность около 40 минут.

Вопросы для обсуждения по материалам кейсов:

Обсудите в группах главные вопросы задания.  

Опираясь на материалы кейса и результаты исследования  выберите наиболее близкую для вас проблему, обсудите её и оформите в виде презентации.

В итоге  каждая группа выступает с  предложениями  по решению  выбранной проблемы.

 Обсуждение  результатов исследования работы в группах.

Выработка  рекомендаций  по результатам работы.

На следующем этапе организуется анализ и обсуждение вариантов решений подгрупп, заслушиваются все ответы. Ля этого отводится 30 минут.

Затем следуют комментарии специалистов, которые могут быть приглашены в качестве экспертов на открытое занятие, оценка работы групп, подведение итогов.  Длительность этого этапа — 30 минут.

Обсуждение строится на следующих критериях оценки эффективности для предложенных вариантов решений подгруппами:

в выступлении даются чёткие рекомендации о том, как должен вести себя гражданин в подобных ситуациях;

в выступлении предлагаются конкретные советы для того, чтобы реализовать гражданские права, не забыв о своих обязанностях;

в выступлении присутствуют весомые аргументы или опровержения по выбранной проблеме.

Содержание кейса:

1. http://www.allbest.ru/ История создания РФ.

2. http://www.. mdsm.ru Отсрочка от армии.

3.http://www.rg.ru/printable/2009/08/25/perechen-slujba-dok.html Альтернативная служба

4.http://base.consultant.ru/ Законы о воинской обязанности.

Приложение1. Фильм «Собр»

Приложение2. Художественное слово «Есть такая судьба»

Приложение3. Анкета «Стоит ли служить?»

Приложение2.

Художественное слово «Есть такая судьба».

Есть такая судьба, опаленная войнами,

Когда друг погибал на глазах.

Есть такая судьба - быть просто воинами,

Защищать, забывая про страх.

 

Доблесть русской старины! Героические деяния наших предков! О них повествуют легенды и предания, о них поются песни.

История нашей Армии многогранна и уходит своими корнями в далекое прошлое. О тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради блага отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу, о могучей и непобедимой Красной Армии, мы будем помнить всегда.

 Сегодня существуют разные мнения о воинском долге, о военных профессиях, о воинской обязанности, но все они сводятся к одному суждению, что Армия - не только героические и исторические страницы нашей страны, не только наши отцы и деды.

Армия - это современная необходимая структура – неотъемлемая часть государственного устройства, призванная охранять наше отечество, выполнять миротворческие задачи,  воспитывать настоящих патриотов своей страны и встать на защиту государства в военное время.

По каким-то причинам, отношение россиян к армии своего государства остается скорее позитивным, нежели негативным. Однако заметной части наших сограждан армия полностью безразлична.

 Вооруженные Силы России чаще всего вызывают у наших сограждан чувство уважения, причем за прошедшие два года таких респондентов стало больше (с 29 до 35%). Россияне также испытывают по отношению к армии надежду и гордость (27 и 26% соответственно), свидетельствуют данные недавнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

 У 10% Вооруженные Силы вызывают доверие, у 5% - восхищение. Значительно меньше тех, кто указывает на негативные эмоции: разочарование (12%), недоверие (8%), скепсис (4%), осуждение (3%). Позитивные эмоции Вооруженные Силы вызывают, главным образом, у пожилых респондентов. Так, в этой группе чаще встречаются те, кто испытывает уважение (39%) и гордость (31%) по отношению к российской армии.  

 

 


Приложение3.

Данные анкетирования «Стоит ли служить?».

Опрошено 50 человек. Анкета предусматривала ответы «да и нет» с 1 по 3 вопрос, 4 и 5 вопрос — ответ в свободной форме.

Вопросы:

Знаком ли ты с военными профессиями?

Есть ли в твоей семье военнослужащие?

Считаешь ли ты необходимым прохождение воинской службы в рядах Российской армии?

Почему молодежь неохотно идет на службу?

Нужна ли армия государству? Если да, то зачем?

да — 50                нет- 0

да — 35                нет- 15

да — 30               нет- 20

Боится, не верит в результат, не престижно, не хочет связывать жизнь с армией.

Армия — это структура, без которой не может существовать государство, она обеспечивает безопасность границ, регулирует вопросы внутри страны и за её пределами. Неотъемлемая часть любой государственной структуры.

Как эта анкета влияет на выбор героя?



Предварительный просмотр:

Инсценировка для родителей к выпускному празднику из начальной школы.

Сказка о потерянном времени на новый лад.

На улице весна в разгаре. Пышными соцветиями раскинулась сирень по аллеям, на клумбах пестреют тюльпаны, воздух необыкновенно чист и прозрачен. В такие вот дни, в городских парках и скверах собираются любители посудачить, потолковать о насущных проблемах наши любимые бабули и дедули.

Однажды встретились наши герои и, а, впрочем давайте послушаем, что они говорят сами....

(На сцене появляются со своими репликами герои, рассаживаются на лавочке Мария Ивановна и Наталья Петровна).

Н.П.  : Ой, какая ж благодать, Маря Ванна, после зимы, да на солнышке погреться.

М.И.: И не говори, Наталья Петровна. Что-то я давно Семён Семёныча не видела, не заболел ли?

(Неожиданно появляется Семён Семёныч, хромает, охает)

          С.С.: Ой, старушки-подружки, а вы уже тут? Как это вы меня опередили.

  1. Н.П.: Садись, садись, дорогой. Ну, как твои ноги-то?

С.С.: Ноги-то что, это разве проблема?

Н.П.:А ты прошлую осень всё на ноги жаловался, а что теперь прошли?

С.С.: Прошли, не прошли, да только теперь душа болит пуще всяких болячек.

М.И.: А с душой -то что, Семён Семёныч?

С.С.: Вот у тебя, Маря Ванна, в какой классе внучка Машенька?

М.И.: Четвёртый заканчивает.

С.С.: А у тебя Наталья Петровна?

Н.П.: Так у нас внуки у всех равные, и моя четвёртый заканчивает и твой Сёмка тоже в четвёртом финиширует.

С.С.: Вот уж что, что, а уж точно финиширует.

М.И.: Ты, что Семён Семёныч, он разве в пятый не пойдёт?

С.С.: Как же не пойдёт. Только ведь туда не только ходить надо, после пятого, шестой, седьмой, а там и выпускной.

М.И.: Ой, погуляем, на детей полюбуемся.

С.С.: Ты что, старая, из ума что ли выжила? Чтобы на выпускном погулять, надо экзамены сначала сдать.

М.И.: Точно, я слышала у них теперь не экзамен, а этот как его АГА.

Н.П.: Сама ты АГА, у них этот ОГО.

С.С.: Ну вот что, слушайте сюда старые: у них в школе теперь ЕГЕ, поняли?

(Старушки утвердительно машут головами).

С.С.: Чтобы сдать этот ЕГЕ, надо гением быть, а у меня Сенька по математике хромает.

М.И.: А у Машеньки русский язык никак не идёт.

С.С.: Вот я и говорю, надо во чтобы то  ни стало помочь детям.

Н.П.: Семён, а ты дуб старый помнишь, когда то он творил чудеса, пошли к нему: превратимся в четвероклассников, поможем детям доучиться, я

в школе отличницей была.            

 (Все уходят, торопятся побыстрее к дубу).

Автор: «Долго ли, коротко ли... Дошли наши старики до старого дуба, проникли в дупло и превратились в детей-четвероклассников. Побежали быстро по домам и договорились встретиться после первой рабочей недели».

(На скамейке снова собрались все: Маря Ванна из 4А класса - еле дышит, Наталья Петровна из 4Б класса - платком на себя машет, подбегает Семён Семёныч из 4В класса, еле ногами перебирает).

С.С.: Ну что,  девочки, как успехи?

М.И.: У меня пятёрка по математике!

Н.П.: А у меня аж две пятёрки по русскому языку!

С.С.: Отлично, дела на поправку идут.

М.И.: Слушай, Семён, нам задали дома тест решить.

Н.П.: И нам тоже. А как решать его, Семён, я не разберусь никак.

С.С.: Так а я- то почём знаю.

М.И.: А на следующей неделе нам сказали нетбук принести. Вы мне скажите, что это такое?

С.С.: Да, старушки-веселушки, я вот всё думаю, даже если мы с вами это всё освоим, в институт всё равно детям самим поступать, как же они будут?

Автор: Вот что я вам скажу на правах автора: «Заканчивайте эту историю пока не поздно. Время не обманешь, не стоит его догонять, не стоит его опережать.»

С.С.: «Время — самое драгоценное из всех средств. Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным».

М.И.: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится».

Н.П.: «Берегите время — оно бесценно!»

A мы от лица всех родителей говорим огромное спасибо всем педагогам, которые были всё это время рядом с нашими детьми, рядом с нами!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
им. С.А. Красовского
п. Монино Щелковского района
Московской области

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

учитель русского языка и литературы: Потапова Ольга Александровна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №3 п.Монино Щёлковский муниципальный район Московской области Проект-презентация к уроку по теме: «Конфликт» 7 класс — обществознание работу выполнила учитель истории и обществознания Потапова О.А.

Слайд 2

Конфликт!? ? ? ? ? ? ?

Слайд 3

Как «бороться» с конфликтом? Зачем это нужно знать?

Слайд 4

« ОБЩЕНИЕ – единственная настоящая роскошь…» Антуан де Сент- Экзюпири

Слайд 5

Если при общении правила взаимности выполнены нарушены (удовольствие) (неприятность)

Слайд 6

Конфликты в педагогической деятельности

Слайд 7

Какая ситуация называется конфликтной? Конфликт – это столкновение участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов , мнений остальных участников события. 5 ступеней развития конфликта возникновение конфликта осознание конфликта проявление конфликтного поведения углубление конфликта расширение конфликта

Слайд 8

«Барьеры» для возникновения конфликта? 1. «Я хочу посмотреть фильм, а он - хочет футбол» 2.«Сытый голодного не разумеет» 3.«Во что бы то ни стало мне надо выходить, нельзя ли у трамвала вокзай остановить» 4.«Мне в сугробе горе, а ребятам смех» 5.«Говори тише, мы находимся в медицинском учреждении»

Слайд 9

«Барьеры» для конфликта. Противоречивость желаний Разное социальное положение Смысловой барьер Эмоциональное разногласие Разное представление о нормах морали

Слайд 10

«Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони» Конфликтовать или бороться с конфликтом в одиночку – БЕССМЫСЛЕННО.

Слайд 11

Варианты поведения при конфликте. Сотрудничество Компромисс Приспособление Избегание

Слайд 12

Мозговой штурм « Какие конфликты могут возникать у обучающихся школы с администрацией?» Рейд «Внешний вид» Конкурсы «Надо и хочу» Активные и пассивные Прогульщики Успеваемость И т.д.

Слайд 13

В Евангелии сказано: « Не судите, да не судимы будете…» Чтобы конфликт «исчерпал» себя: Рассмотреть ситуацию с разных сторон Принять другого таким, какой он есть Прибегнуть к помощи нейтрального посредника

Слайд 14

Выводы. Изучили причины возникновения конфликта Вскрыли поведение при конфликте Рассмотрели возможные конфликты в школе Нашли пути решения конфликтных ситуаций.



Предварительный просмотр:

Тезисы к работе Потаповой О.А.

МБОУ СОШ №3 им. С.А.Красовского п.Монино

Тема: «Применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания».

Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.

Задачи: - познакомиться с основными приёмами проблемного обучения;

подробно изучить «кейс-метод»;

выявить отличительные особенности данных методик

                 - создать оптимальные пути для реализации приёмов проблемного обучения на указанных дисциплинах.

     Содержание работы:

Введение.

Современная методика преподавания- проблемное обучение:

научное обоснование;

основные приёмы по данной методике;

сущность «кейс-метода» , его отличие и преимущество перед методикой проблемного обучения.

      3. Практическое применение технологий.

   

 

      4. Выводы.

Тезисы:

1.Современное преподавание требует от педагогов изучения и внедрения в свою деятельность множество новых методик и технологий.

2.Одной из таких методик является проблемное обучение.

3. Проблемная ситуация создаётся на основе фактов из реальной жизни, а значит многогранна и неоднозначна, как сама жизнь. Поскольку учитель, используя данную методику на уроке, стремится к реализации важнейших задач по формированию компетентностей, знаний и практических навыков, то все этапы урока или его задания должны быть как можно ближе к жизненным вопросам и ситуациям. Поэтому учитель обязан не только хорошо владеть методикой преподавания предмета, знать приёмы и формы проведения нестандартных уроков, но и обладать эрудицией в широком смысле этого слова, разбираться в вопросах современных требований к преподаванию,  интересоваться проблемами молодежи.

4. Кейс-метод  давно и очень успешно реализуется за рубежом. Изучив структуру метода, пути его реализации, могу сказать, что некоторые составные части или этапы этого  метода давно использую на своих уроках истории и обществознания.

5. Сущность метода заключается в том, что  особое значение приобретает учебное задание, не имеющее однозначного решения. Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке?»

Учебное задание, не имеющее однозначного решения, пожалуй, самая сложная задача, которая стоит перед учителем. С другой стороны, по-иному быть не может, так как суть метода заключается  в том, что обучающимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.  

При формировании задания, учитывать необходимо прежде всего возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся, их способность к мышлению, к умению делать выводы. Нельзя забывать об особенностях классного коллектива. Так, например, если учитель ведёт два или более классов в параллели, то скорее всего придётся готовить задания или варьировать их для каждого класса в отдельности, иначе говоря, применять дифференцированный подход. Задание должно быть рассчитано на всех обучающихся, т. е. средней сложности , понятным, обязательно интересным и полезным.

6. Кейс-метод — представляет из себя смешанную методику, при которой используется часть проблемного урока, часть групповой работы, часть дифференцированного обучения, а также компьютерные  информационные технологии обучения.  Именно с этой точки зрения, в отличиии от всей методики проблемного обучения, кейс-метод является наиболее совршенной методикой, позволяющей более точно и полно решать задачи, которые ставятся в  педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Выводы: Необходимо запастись немалой долей терпения, чтобы освоить способы создания заданий для реализации методики проблемного обучения на своих уроках.  Думаю, что   педагогов выручают в данном случае наблюдательность и умение слушать собеседника. У педагогов, помимо профессионального опыта, есть ещё и колоссальный опыт общения (дети, коллеги, родители, начальство и т.д.) , поэтому необходимо только научиться применять этот опыт, эти знания на уроке, тогда урок будет приближен к жизни, а значит достигнет цели.