Раздел 3. Научно - методическая деятельность педагога
Консультация для родителей "Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года"
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер - класс для родителей по теме: "Пальчиковый театр - как одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Конспект физкультурного занятия во второй младшей группе по сказке "Колобок"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«КАК РАЗВИВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ
РЕБЁНКА В 3-4 ГОДА»
-Все мы хотим, чтобы речь детей была грамотной, внятной. Но малышам 3-4 лет сложно овладеть сразу и грамматикой речи (умением согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли.
Правильное произношение звуков идёт параллельно с развитием фонематического слуха – как слышит, так и говорит.
Ребёнок 3-4 лет не всегда регулирует своё речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1.Не искажайте слова, не сюсюкайте, говорите правильно и отчётливо.
Речь детей развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
2.Ошибки в речи детей исправляйте мягко, но настойчиво.
Не ругайте сына или дочь.
3.Объясняйте малышам значение новых слов, вводимых в их лексикон.
4.Поощряйте звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Как гудит машина?», «Паровоз».
5.Побуждайте детей к развёрнутым высказываниям.
Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша:
-Что ты сказал?
-Какое хочешь яблоко?
-Где лежит твоя игрушка?
6.Развивайте фонематический слух в играх «Угадай, что звучит?»,
«Кто тебя позвал?»
ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»
Цель игры: развивать фонематический слух.
(Взрослый ударяет в БАРАБАН, гремит МАРАКАСАМИ, играет на МЕТАЛЛОФОНЕ, а ребенок определяет звучащий музыкальный инструмент)
7. Пойте песни.
8. Читайте каждый день детскую художественную литературу.
При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка,
его эмоциональное состояние.
Рассказывайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
9. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще.
Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали.
Например, каждый вечер обсуждайте:
-Как прошёл день?
-Что нового в садике?
Попросите малыша высказать своё мнение.
Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним:
-Какая сегодня погода?
-Какое небо? Что есть на небе?
-В какую одежду мы одеты? С чем это связано?
Можно почитать стихи. Вспомнить песенку. Покормить птиц.
Поиграть в игры.
Играйте в словесные игры по дороге в детский сад или магазин:
«Я ЗАМЕТИЛ», «НАЗОВИ ДЕТЁНЫША», «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»,
«ОДИН- МНОГО», «СКАЖИ ЛАСКОВО».
ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»
Цель игры: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы слова.
Например, ДОМ- ДОМИК.
-А какие пары слов вы назовёте?
ИГРА «ОДИН - МНОГО»
Цель игры: упражнять детей в образовании имён существительных в форме единственного и множественного числа.
Например, МАТРЁШКА – МАТРЁШКИ.
- А какие слова вы можете назвать?
10. Развивайте мелкую моторику.
Она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность детей и прямым образом влияет на речь.
-Научите малыша рисовать на листе пальчиками: можно рисовать пальчиками на подносе с манкой.
- Осваивайте с ребёнком пальчиковые игры.
- Полезны для развития ловкости рук упражнения с массажным мячом,
перебирание круп, нанизывание макарон, деталей от киндер – сюрприза на нитку, обрывание бумаги, лепка.
11. Развивайте длительный плавный выдох.
От силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.
Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить малышу:
- дуть на вертушку,
- надувать мыльные пузыри, воздушные шары,
- дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, которые плавают по воде,
- сдувать снежинки, листочки с ладошки.
ИГРА «ЛОПНУЛ, ХЛОПНУЛ, ВОТ И ВСЁ!»
Цель игры: развивать длительный плавный выдох.
Как играем: предложите ребёнку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар – малыш разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос. Вы сдуваете шар – ребёнок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф».
Такое упражнение можно делать несколько раз в день.
ИГРА «ПУЗЫРИКИ»
Цель игры: развивать речевое дыхание.
Необходимый инвентарь: стаканы с водой, соломинки.
Как играем: предложите сыну или дочке посоревноваться – подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого будет больше пузырей, тот и победил.
-А если соломинку опустить в стакан с соком, много ли будет пузырей?
- А если взять длинную и короткую соломинки – повлияет ли это на результат?
ИГРА « ВОЗДУШНЫЕ ВАТКИ».
Цель игры: развивать речевое дыхание, регулировать его силу.
Необходимый инвентарь: ватные шарики.
Как играем: подуть на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил.
-А можно ватный шарик сдуть в тазик, стоящий на стуле!
12. Развивайте речевой аппарат (подвижность языка, губ) при помощи простых упражнений.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: ребёнок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.
Можно выучить небольшой стихотворный текст:
ИЗ БАНКИ ЕЛИ С НАСЛАЖДЕНЬЕМ
И ПЕРЕПАЧКАЛИСЬ ВАРЕНЬЕМ,
ЧТОБ ВАРЕНЬЕ С ГУБ УБРАТЬ,
РОТИК НУЖНО ОБЛИЗАТЬ.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: предложите ребёнку поцокать, как лошадка. Цокать нужно
язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
Можно вспомнить такое стихотворение:
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ,
ПРИЧЕШУ ЕЙ ШЁРСТКУ ГЛАДКО,
ГРЕБЕШКОМ ПРИГЛАЖУ ХВОСТИК
И ВЕРХОМ ПОЕДУ В ГОСТИ.
-Вот в такие интересные игры можно поиграть вместе с детьми, потому что самый идеальный вариант развития речи дошкольника – это развитие через игру.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. Сухомлинский.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Этапы разучивания игр:
* Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
* Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
* Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
* Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,
который произносит текст;
* Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
* Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
* Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
* Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
* Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
* Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
* Используйте максимально выразительную мимику.
* Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
* Проводите занятия весело, не принуждайте ребёнка.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей по теме:
«Пальчиковый театр –как одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Изготовление кукол для пальчикового театра по сказке «Теремок»
Лев Семёнович Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»
Актуальность выбранной темы:
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника: это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль), а самое главное – это развитие речи (монологической, диалогической).
Цель:
- Познакомить родителей с пальчиковым театром.
-Приобщать к совместной деятельности с детьми посредством театральной деятельности.
-Формировать у родителей практические умения в процессе освоения способов изготовления кукол для пальчикового театра.
- Совершенствовать игровые навыки детей через постановку театральных сказок
Материал: цветная бумага или цветной картон, ножницы, клей, кисточка для клея, тряпочка, фломастеры, линейка.
Размещение: участники мастер – класс садятся за столы, на которых расположены материалы для работы.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребёнок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Неизменной любовью у детей пользуются театрализованные игры. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Дети особенно любят обыгрывать сказки. Ведь язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку и обогатить его словарный запас.
Уважаемые родители!
- Любят ли ваши дети сказки?
- Какие сказки вы читаете дома?
- Знаете ли вы самую любимую сказку своего ребёнка?
Василий Иванович Сухомлинский говорил, что: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли (другими словами говоря, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок)».
Сегодня я вам предлагаю самим изготовить героев для пальчикового театра
«Теремок», которых в последующем вы можете изготовить дома вместе со своими детьми.
Ход работы:
- Берём бумагу нужного нам цвета и чертим прямоугольник размером 6 на 8 сантиметров.
- Теперь рисуем ушки.
- Берём ножницы и вырезаем.
- Сворачиваем в трубочку, что получилось и склеиваем.
- Берём фломастер и рисуем мордочку животного.
- Вот как можно быстро и просто смастерить бумажный пальчиковый театр своими руками вместе с детьми.
- А теперь можно и обыграть сказку.
Приятной вам работы!!!
Предварительный просмотр:
Конспект физкультурного занятия во второй младшей группе по сказке «Колобок».
Цели:
- Развивать двигательные умения в прыжках из обруча в обруч;
- упражняться в равновесии при ходьбе по ограниченной площади;
- приучать детей действовать по сигналу воспитателя и выполнять движения в соответствии с текстом;
- вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в занятии.
Оборудование: игрушка «Колобок», куклы «би-ба-бо» (бабушка, Антошка), мячи по количеству детей, лавочка для ходьбы, обручи, домик.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? А какие сказки вы любите? Сегодня мы пойдём к бабушке из сказки «Колобок».
(Дети подходят к домику, воспитатель надевает на руку куклу би-ба-бо.)
Бабушка: Здравствуйте, ребятки. Испекла я колобок, положила его на окошко студиться. А он взял и в лес убежал. А в лесу его может лиса съесть. Поможете мне его найти?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда стройтесь друг за другом и все вместе пойдём колобка искать.
Раз, два, три, четыре, пять – колобка идём искать,
Выше ноги поднимаем, дружно весело шагаем!
Раз, два, раз, два – дружно весело шагаем! (ходьба в колонне по одному)
Долго очень мы шагали и уже большими стали.
Раз, два, раз, два и уже большими стали! (ходьба на носках)
Зайку встретили в пути, вместе с ним поскачем мы.
Вот так, вот так вместе с ним поскачем мы! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
Мишка по лесу идёт, по тропинке всех ведёт.
Вот так, вот так по тропинке всех ведёт! (ходьба вперевалочку)
Друг за другом побежим и от волка убежим.
(по сигналу «Волк» присесть на корточки «спрятаться» 2-3 раза)
Основная часть:
Воспитатель: Ох, ребята, заблудились мы. Давайте, позовём на помощь.
Дыхательная гимнастика.
1 – вдох, 2 – на выдохе «Ау!» (три раза).
Воспитатель: ребята, посмотрите, кто же к нам навстречу идёт?
Антошка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антошка. А что вы здесь делаете?
Дети: Колобка ищем.
Антошка: Я знаю, где спрятался Колобок, хотите покажу вам? Колобок прячется за этим кустом.
(дети подходят к «кусту» и видят игрушку «Колобка» и мячи)
Воспитатель: Посмотрите, а Колобок здесь не один, а с друзьями.
Спасибо тебе, Антошка, дальше мы с ребятами справимся сами. До свидания.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть с друзьями Колобка.
(дети берут по одному мячу)
ОРУ с мячом.
- Мяч верх.
И. п.: ноги врозь, мяч в обеих руках внизу.
1-2 – поднять мяч вверх; 3-4 – опустить.
- Наклоны.
И. п.: ноги врозь, мяч в обеих руках у груди.
1 – наклониться, коснуться мячом пола; 2 – и.п.
- Приседания.
И. п.: ноги врозь; мяч внизу.
1 – присесть, мяч вытянуть вперёд; 2 – и. п.
- Прокати в сторону.
И. п.: стоя на коленях, мяч на полу в обеих руках.
1-7 – прокатывание мяча вправо и влево.
5.Вперёд к себе.
И. п.: сидя, ноги врозь, мяч перед грудью.
1-2 – наклон вперёд, дотронуться мячом пола; 3-4 – и. п.
- Прыжки.
И. п.: ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой.
Прыжки на двух ногах.
Воспитатель: Ребята, вспомните, от кого убежал Колобок в сказке? (Колобок убежал от зайца, волка, медведя).
А от лисы мы поможем Колобку убежать?
ОВД
- Сначала мы пойдём по тропинке (ходьба с мячом по лавочке).
- А потом будем прыгать по пенькам (прыжки из обруча в обруч).
Воспитатель: Вот мы и убежали от лисы. Смотрите, мы опять пришли к дому, где бабушка живёт. Давайте вернём ей Колобок?
Бабушка: Спасибо вам, ребята! Помогли мне Колобка найти.
(дети подходят к домику и складывают мячи)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вернуться в детский сад и немножко отдохнуть.
(игра в сказку «Колобок»)
