Раздел 3. Научно - методическая деятельность педагога

Жагрова Ирина Владимировна

Консультация для родителей "Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года"

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для родителей по теме: "Пальчиковый театр - как одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Конспект физкультурного занятия во второй младшей группе по сказке "Колобок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «КАК РАЗВИВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ

РЕБЁНКА В 3-4 ГОДА»

          -Все мы хотим, чтобы речь детей была грамотной, внятной. Но малышам 3-4 лет сложно овладеть сразу и грамматикой речи (умением согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли.

Правильное произношение звуков идёт параллельно с развитием фонематического слуха – как слышит, так и говорит.

Ребёнок 3-4 лет не всегда регулирует своё речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.Не искажайте слова, не сюсюкайте, говорите правильно и отчётливо.

Речь детей развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

2.Ошибки в речи детей исправляйте мягко, но настойчиво.

Не ругайте сына или дочь.

3.Объясняйте малышам значение новых слов, вводимых в их лексикон.

4.Поощряйте звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Как гудит машина?», «Паровоз».

5.Побуждайте детей к развёрнутым высказываниям. 

Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша:

-Что ты сказал?

-Какое хочешь яблоко?

-Где лежит твоя игрушка?

6.Развивайте фонематический слух в играх «Угадай, что звучит?»,

«Кто тебя позвал?»

ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»

Цель игры: развивать фонематический слух.

 (Взрослый ударяет в БАРАБАН, гремит МАРАКАСАМИ, играет на МЕТАЛЛОФОНЕ, а ребенок определяет звучащий музыкальный инструмент)

7. Пойте песни.

8. Читайте каждый день детскую художественную литературу.

При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка,

его эмоциональное состояние.

 Рассказывайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

9. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. 

Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали.

Например, каждый вечер обсуждайте:

-Как прошёл день?

-Что нового в садике?

Попросите малыша высказать своё мнение.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним:

-Какая сегодня погода?

-Какое небо? Что есть на небе?

-В какую одежду мы одеты? С чем это связано?

Можно почитать стихи. Вспомнить песенку. Покормить птиц.

Поиграть в игры.

Играйте в словесные игры по дороге в детский сад или магазин:

«Я ЗАМЕТИЛ», «НАЗОВИ ДЕТЁНЫША», «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»,

«ОДИН- МНОГО», «СКАЖИ ЛАСКОВО».

ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель игры: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы слова.

Например, ДОМ- ДОМИК.

-А какие пары слов вы назовёте?

ИГРА «ОДИН - МНОГО»

Цель игры: упражнять детей в образовании имён существительных в форме единственного и множественного числа.

Например, МАТРЁШКА – МАТРЁШКИ.

- А какие слова вы можете назвать?

10. Развивайте мелкую моторику.

 Она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность детей и прямым образом влияет на речь.

-Научите малыша рисовать на листе пальчиками: можно рисовать пальчиками на подносе с манкой.

- Осваивайте с ребёнком пальчиковые игры. 

- Полезны для развития ловкости рук упражнения с массажным мячом,

перебирание круп, нанизывание макарон, деталей от киндер – сюрприза на нитку, обрывание бумаги, лепка.

11. Развивайте длительный плавный выдох. 

От силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.

Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить малышу:

  • дуть на вертушку,
  • надувать мыльные пузыри, воздушные шары,
  • дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, которые плавают по воде,
  • сдувать снежинки, листочки с ладошки.

ИГРА «ЛОПНУЛ, ХЛОПНУЛ, ВОТ И ВСЁ!»

Цель игры: развивать длительный плавный выдох.

Как играем: предложите ребёнку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар – малыш разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос. Вы сдуваете шар – ребёнок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф».

Такое упражнение можно делать несколько раз в день.

ИГРА «ПУЗЫРИКИ»

Цель игры: развивать речевое дыхание.

Необходимый инвентарь: стаканы с водой, соломинки.

Как играем: предложите сыну или дочке посоревноваться – подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого будет больше пузырей, тот и победил.

-А если соломинку опустить в стакан с соком, много ли будет пузырей?

- А если взять длинную и короткую соломинки – повлияет ли это на результат?

ИГРА « ВОЗДУШНЫЕ ВАТКИ».

Цель игры: развивать речевое дыхание, регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: ватные шарики.

Как играем: подуть на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил.

-А можно ватный шарик сдуть в тазик, стоящий на стуле!

12. Развивайте речевой аппарат (подвижность языка, губ) при помощи простых упражнений.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель упражнения: развивать подвижность языка.

Как играем: ребёнок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

Можно выучить небольшой стихотворный текст:

ИЗ БАНКИ ЕЛИ С НАСЛАЖДЕНЬЕМ

И ПЕРЕПАЧКАЛИСЬ ВАРЕНЬЕМ,

ЧТОБ ВАРЕНЬЕ С ГУБ УБРАТЬ,

РОТИК НУЖНО ОБЛИЗАТЬ.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА»

Цель упражнения: развивать подвижность языка.

Как играем: предложите ребёнку поцокать, как лошадка. Цокать нужно

язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Можно вспомнить такое стихотворение:

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ,

ПРИЧЕШУ ЕЙ ШЁРСТКУ ГЛАДКО,

ГРЕБЕШКОМ ПРИГЛАЖУ ХВОСТИК

И ВЕРХОМ ПОЕДУ В ГОСТИ.

-Вот в такие интересные игры можно поиграть вместе с детьми, потому что самый идеальный вариант развития речи дошкольника – это развитие через игру.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. Сухомлинский.

          Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

          Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

          По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

          Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.

Этапы разучивания игр:

* Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

* Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

* Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

* Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,

который произносит текст;

* Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

* Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

* Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

* Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

* Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

* Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

* Используйте максимально выразительную мимику.

* Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

* Проводите занятия весело, не принуждайте ребёнка.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по теме:

«Пальчиковый театр –как одно из средств развития    речи детей старшего дошкольного возраста»

Изготовление кукол для пальчикового театра по сказке «Теремок»

          Лев Семёнович  Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

Актуальность выбранной темы:

            Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника: это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль), а самое главное – это развитие речи (монологической, диалогической).

Цель:

- Познакомить родителей с пальчиковым театром.

-Приобщать к совместной деятельности с детьми посредством театральной деятельности.

-Формировать у родителей практические умения в процессе освоения способов изготовления кукол для пальчикового театра.

- Совершенствовать игровые навыки детей через постановку театральных сказок

Материал: цветная бумага или цветной картон, ножницы, клей, кисточка для клея, тряпочка, фломастеры, линейка.

Размещение: участники мастер – класс садятся за столы, на которых расположены материалы для работы.

          Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы.

          Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребёнок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Неизменной любовью у детей пользуются театрализованные игры. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Дети особенно любят обыгрывать сказки. Ведь язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку и обогатить его словарный запас.

Уважаемые родители!

- Любят ли ваши дети сказки?

- Какие сказки вы читаете дома?

- Знаете ли вы самую любимую сказку своего ребёнка?

          Василий Иванович Сухомлинский говорил, что: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли (другими словами говоря, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок)».

Сегодня я вам предлагаю самим изготовить героев для пальчикового театра

«Теремок», которых в последующем вы можете изготовить дома вместе со своими детьми.

Ход работы:

- Берём бумагу нужного нам цвета и чертим прямоугольник размером 6 на 8 сантиметров.

- Теперь рисуем ушки.

- Берём ножницы и вырезаем.

- Сворачиваем в трубочку, что получилось и склеиваем.

- Берём фломастер и рисуем мордочку животного.

- Вот как можно быстро и просто смастерить бумажный пальчиковый театр своими руками вместе с детьми.

- А теперь можно и обыграть сказку.

Приятной вам работы!!!



Предварительный просмотр:

Конспект физкультурного занятия во второй младшей группе по сказке «Колобок».

Цели:

- Развивать двигательные умения в прыжках из обруча в обруч;

- упражняться в равновесии при ходьбе по ограниченной площади;

- приучать детей действовать по сигналу воспитателя и выполнять движения в соответствии с текстом;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в занятии.

Оборудование: игрушка «Колобок», куклы «би-ба-бо» (бабушка, Антошка), мячи по количеству детей, лавочка для ходьбы, обручи, домик.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? А какие сказки вы любите? Сегодня мы пойдём к бабушке из сказки «Колобок».

(Дети подходят к домику, воспитатель надевает на руку куклу би-ба-бо.)

Бабушка: Здравствуйте, ребятки. Испекла я колобок, положила его на окошко студиться. А он взял и в лес убежал. А в лесу его может лиса съесть. Поможете мне его найти?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда стройтесь друг за другом и все вместе пойдём колобка искать.

Раз, два, три, четыре, пять – колобка идём искать,

Выше ноги поднимаем, дружно весело шагаем!

Раз, два, раз, два – дружно весело шагаем! (ходьба в колонне по одному)

Долго очень мы шагали и уже большими стали.

Раз, два, раз, два и уже большими стали! (ходьба на носках)

Зайку встретили в пути, вместе с ним поскачем мы.

Вот так, вот так вместе с ним поскачем мы! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

Мишка по лесу идёт, по тропинке всех ведёт.

Вот так, вот так по тропинке всех ведёт! (ходьба вперевалочку)

Друг за другом побежим и от волка убежим.

(по сигналу «Волк» присесть на корточки «спрятаться» 2-3 раза)

Основная часть:

Воспитатель: Ох, ребята, заблудились мы. Давайте, позовём на помощь.

Дыхательная гимнастика.

1 – вдох, 2 – на выдохе «Ау!» (три раза).

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто же к нам навстречу идёт?

Антошка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антошка. А что вы здесь делаете?

Дети: Колобка ищем.

Антошка: Я знаю, где спрятался Колобок, хотите покажу вам? Колобок прячется за этим кустом.

(дети подходят к «кусту» и видят игрушку «Колобка» и мячи)

Воспитатель: Посмотрите, а Колобок здесь не один, а с друзьями.

Спасибо тебе, Антошка, дальше мы с ребятами справимся сами. До свидания.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть с друзьями Колобка.

(дети берут по одному мячу)

ОРУ с мячом.

  1. Мяч верх.

И. п.: ноги врозь, мяч в обеих руках внизу.

1-2 – поднять мяч вверх; 3-4 – опустить.

  1. Наклоны.

И. п.: ноги врозь, мяч в обеих руках у груди.

1 – наклониться, коснуться мячом пола; 2 – и.п.

  1. Приседания.

И. п.: ноги врозь; мяч внизу.

1 – присесть, мяч вытянуть вперёд; 2 – и. п.

  1. Прокати в сторону.

И. п.: стоя на коленях, мяч на полу в обеих руках.

1-7 – прокатывание мяча вправо и влево.

5.Вперёд к себе.

     И. п.: сидя, ноги врозь, мяч перед грудью.

     1-2 – наклон вперёд, дотронуться мячом пола; 3-4 – и. п.

  1. Прыжки.

И. п.: ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой.

Прыжки на двух ногах.

Воспитатель: Ребята, вспомните, от кого убежал Колобок в сказке? (Колобок убежал от зайца, волка, медведя).

А от лисы мы поможем Колобку убежать?

ОВД

  1. Сначала мы пойдём по тропинке (ходьба с мячом по лавочке).
  2. А потом будем прыгать по пенькам (прыжки из обруча в обруч).

Воспитатель: Вот мы и убежали от лисы. Смотрите, мы опять пришли к дому, где бабушка живёт. Давайте вернём ей Колобок?

Бабушка: Спасибо вам, ребята! Помогли мне Колобка найти.

(дети подходят к домику и складывают мячи)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вернуться в детский сад и немножко отдохнуть.

(игра в сказку «Колобок»)