Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.

Кандрушина Ольга Николаевна

Открытые НОД :Комбинированное занятие: « Волшебница вода» 

                           Интеллектуальная игра брейн-ринг  

Выступление на семинаре : «Песочная терапия прекрасное средство  для снятия стресса и раскрытия внутреннего мира ребёнка» 

                                               "Воспитание мужественности и женственности у дошкольников" 

 

Обобщение опыта:«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.» 

Проекты:«Капитошке помоги с нами воду сбереги» 

                «Мамочку поздравляй - даром время не теряй» 

Публикации : "Организация здоровьесберегающего пространства для профилактики физических и эмоциональных перегрузок в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комбинированное занятие: « Волшебница вода»

Подготовительная к школе группа № 7 .

Подготовили : Кандрушина Ольга Николаевна.

Программное содержание:

Воспитательные задачи :

1.Воспитывать желание помочь  человеку попавшему в беду.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в команде  (договариваться, помогать друг другу, совместно принимать решения ).

Развивающие задачи :

1. Развивать логическое мышление.

2. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, творчества.

3. Активизировать в речи соответствующие понятия, согласовывать слова в предложении

4. Рассказывать о своих действиях, делать выводы.

Обучающие задачи :

1.Закреплять знания детей о том , зачем нужна вода( пить ,мыть ,чистить ,поливать растения , готовить пищу).

2.Формировать умение использовать знания полученные ранее в разных ситуациях : где можно взять воду (из крана, из реки, из колодца , магазина ).

Материалы и оборудование:

 Демонстрационный материал :  карты  – схемы .

Раздаточный материал :  стаканы с водой, емкости  с сахаром, солью, йод , марганец ,краски акварельные , шприцы для набора воды ,тазик с предметами для игры «Тонет – не тонет».

Взаимосвязь с другими видами деятельности :

До НОД:

 -Познакомить детей с глобусом.

- игра «Назови словечко», дидактическая игра « Какая бывает  вода ?»

Настольно - дидактическая игра   «Кому нужна вода?» .

Чтение художественных произведений : К.И.Чуковский «Федорино горе», Б.В. Заходер «Кит и Кот», Е.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой».

После НОД:

Дидактические игры «Разрезные картинки», « Что лишнее ».

Пальчиковая гимнастика «Раз, два , три , четыре ,пять…».

Взаимодействие с семьей:  Нарисовать иллюстрации   «Кому нужна вода?».

Содержание деятельности :

                    Этапы

                          Содержание

Время проведения

1.Процесс вовлечения

Письмо Незнайки: " Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся»

1мин

2.Процесс целеполагания

Дети высказывают предположения , что мы можем сделать в этой ситуации :

Как мы можем помочь Незнайке ?

Дети -   проведем опыты с водой,  выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель -  я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить  книжечку и отправить Незнайке.

2-3 мин.

3. Процесс планирования

-  А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом , нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят.

5-6 мин

4.Процесс осуществления действий

5.Рефлексия

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Занимайте свои рабочие места.

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада

и брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты,- и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна.

 Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.  

-Нужно слушаться воспитателя.

-Внимательно следить за результатом опыта.

-Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети -  Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – нет.

Воспитатель -  Молоко, лист белой бумаги?

Дети – да.  

(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?

Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?

Дети – Вода  без цвета.

Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети – Вода - бесцветная.

Первое свойство – вода без цвета. (схема).

Опыт2.

Воспитатель - Перед  вами  стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или  палочки, или камешки, или  ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель, – Какой делаем вывод?

Дети - Вода – прозрачная.

Второе свойство – вода прозрачная. (схема)

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?

Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство – вода меняет цвет. (схема)

Вывод: Вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт 3.Вода без вкуса. ( воду даю пробовать из своего стакана )

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

 (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель – попробуем  в воду добавить различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у  Воды?

Дети – Сладкий, соленый и кислый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. 

4-тое свойство – воде можно придать вкус  (схема).

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Всем лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (Закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам  (хлопки в ладоши)

Капля раз,  (прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два.                                       (Прыжок.)

Очень медленно сперва.               (4 прыжка.)

А потом, потом, потом             (8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли   (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли  (руки полукругом над головой.)

Опыт  4.

Цель : Выяснить имеет ли вода  определенную форму.

Воспитатель: Как вы думаете а вода имеет форму?

Возьмите стаканчик с водой и разлейте  в разные емкости.

Вывод: Вода заполняет любую емкость : стакан, тарелку , вазу , банку , т.е.  вода – текуча .

Опыт 5  .Тонет- не тонет .

Перед вами тазик с водой. В тазик будет опускать различные предметы ( гайки, кубик, палочку деревянную , перышко, бумагу – будем определять , что легче , а что тяжелее воды .

Во время эксперимента дети высказывают свое мнение об увиденном.

Можно повторить несколько раз.

5   свойство – вода волшебница ( поставим галочки в таблице около тех предметов, которые тонут).

Подводим итоги, делимся впечатлениями, повторяем свойства воды ,все схемы – объясняем  и складываем в конверт Незнайке .

5-6 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

4-5 мин.

4-5 мин.

2-3 мин.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра брейн-ринг

«Мы знаем всё» для детей старшего дошкольного возраста.

                                   Воспитатель : Кандрушина О.Н.


Интеллектуальная игра брейн-ринг «Мы знаем всё» для детей старшего дошкольного возраста группа №7.

Цель

 доставить детям  радость и удовольствие от игры развивающей направленности.

Познавательные задачи :

- Закрепить знания и представления о животных, бытовой технике . природных явлениях , видах транспорта , овощей . фруктов .

- Актуализировать знания русских народных сказок .

-Учить сравнивать и обобщать, развивать способность применять знания в разных видах деятельности .

Развивающие задачи:

- Развитие связной речи. Обобщение активного и пассивного словаря.

- Развитие воображения, наблюдательности, памяти, творчества.

 - Активизировать в речи соответствующие понятия, согласовывать слова в предложении

- Формировать способность согласовывать существительные с прилагательными.

- Образование существительных во множественном числе, в родительном падеже.

 - Рассказывать о своих действия , делать выводы.

Воспитательные задачи:

Приобщать детей к коллективному взаимодействию, учитывать мнение сверстников.

- Отстаивать свою точку зрения.

 -Поддержать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;

Ход игры

Воспитатель  : Добрый день всем присутствующим в этом зале. Мы рады приветствовать вас у себя в гостях!

Воспитатель:

Распахнул наш садик двери,

Улыбнитесь поскорей

Поприветствуем сегодня

Участников нашей интеллектуальной игры.

Ребенок:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро! (все)

- Доброе утро! (все)

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! (все)

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Интересная игра собрала друзей,

Приготовлено для вас множество затей,

Вам придется постараться,

На вопросы дать ответ.

Вам помогут разобраться,

Ум, смекалка и совет.

Воспитатель: На нашем брейн- ринге встречаются две команды:

Команда "Умники" - капитан команды Толик.

Команда "Знатоки" - капитан команды Алиса.

А сейчас приветствие команд:

Команда "Умники", наш девиз: "Один ум хорошо, а два лучше".

Команда "Знатоки",наш девиз: "Знание-это сила!"

За игрой команд будет внимательно следить уважаемое жюри (представляются члены жюри).

Правила игры.

Командам поочерёдно будут задаваться вопросы, на которые они должны будут ответить, если команда не знает ответ на вопрос, то отвечает другая команда. Не выкрикивать, не подсказывать.

Желаю всем игрокам успехов.

1 раунд "Разминка".

Я буду задавать вопросы, а вы, если знаете ответ, быстро поднимайте флажок. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать. И так начнём с команды «Знатоки»:

-Сколько дней в неделе? (7)

«Умники»

-Сколько времен года? (4)

«Знатоки»

-Сколько месяцев в году? (12)

«Умники»

-Что больше часть или целое? (целое)

«Знатоки»

-Сколько в неделе рабочих дней? (5) Назовите.

«Умники»

-Назовите выходные дни.  (суббота, воскресенье)

«Знатоки»

-Фигура, у которой есть 3 угла и 3 стороны? (треугольник)

«Умники»

-Сколько сторон у квадрата? (4)

«Знатоки»

-Какая фигура катится7 (круг) Почему?

«Умники»

Сколько пальцев  на одной руке? (5). А на двух руках?

2 раунд «Назови одним словом».

Внимание! На столе    изображения предметов , подумайте и скажите, как можно назвать эти изображения одним словом? Теперь начинают

«Умники»:1). Утюг ,фен .газовая плита .стиральная машина ,кухонный комбайн ./ бытовая техника

«Знатоки» 2). Дождь, град .радуга ,гроза , метель /природные явления

«Умники»    3). волк, лиса, заяц, медведь лось , белка  / дикие животные.

«Знатоки»  4).корова , баран ,коза ,собака , лошадь, свинья  /домашние животные

3 раунд «Математический»

1.Состав числа.

У вас на столах лежат кубики  в которых живут цифры 4 - «Знатоки»,

                                                                                              5- «Умники».

1).отложить количество предметов  – согласно цифре.

2). составьте, пожалуйста, из каких чисел могут они состоять.

2. Реши задачу

 «Знатоки» : сколько хвостов у четырех котов? (4)

«Умники»    :из-за забора видны 4 заячьих уха. Сколько зайцев за забором ? (2)

«Знатоки» : сколько ушей у двух мышей? (4)

«Умники»    : пять котят лакают молоко , сколько всего у них языков? (5)

Молодцы! /Жюри оценивают..

4 раунд «Музыкальный»

Отгадай загадку

 команда «Знатоки» :

Сверху кожа, снизу тоже, В серединке пусто.

Деревянные подружки пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит, в ногу всем шагать велит… (барабан).

«Умники» :

Движенья плавные смычка  приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека, поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, её названье (скрипка).

. «Знатоки» :

Заливается трехрядка, и народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха. –есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки под нее поют частушки! ( Гармонь, гармошка)

«Умники»:

Очень весело поет, если дуете в нее.

Ду-ду-ду, да-да-да −так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка. А что же это?..(дудочка )

5 раунд « Путаница.»  (разбор транспорта по видам )

На  столах наборы  карточек всех видов транспорта, по одной карточке- символ- карточка ,который нужно отобрать- водный ,наземный..

Воспитатель: - Ребята , на столах карточки  различных видов транспорта.

-Задача каждой команды подобрать карточки  того вида, что изображено на символе -карточке.

- команда «Знатоки»

Отобрать вид транспорта , согласно символу  , показываю карточку (водный)

- команда «Умники»

Отобрать вид транспорта , согласно символу  , показываю карточку( наземный )

 6 раунд «Сказки»

 1.Отгадай загадку по сказке :

«Умники»

Сидит в корзине девочка

У мишка за спиной.

Он сама того не ведая

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Название этой сказки…. («  Маша и медведь»)

«Знатоки»

Лечит всех друзей подряд,

Лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит,

Добрый доктор….

                              («Айболит».)

«Умники»

 Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку…. (Ш. Перро «Красная шапочка».

«Знатоки»

В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное и какое? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Иванушка превратился в козленочка.)

2.Назовите сказку правильно.

«Умники»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Знатоки»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Умники»

«Сивка-будка»

«Знатоки»

«Гуси-вороны»

7 раунд «Веселая эстафета - Собираем урожай».

«Умники» - собирают в корзину фрукты.

«Знатоки»- собирают в корзину овощи.

По команде –раз . два ,три –начни…/проверка результатов

Меняем задание  : «Умники» »- собирают в корзину овощи.

                                «Знатоки» - собирают в корзину фрукты. / проверка результатов

8 раунд «От команд»

Команды подготовили задание, одна команда задаёт задание другой, а потом наоборот.

«Знатоки»

. Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

«Умники»

Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)

А ответ нарисуйте на листочках.

9  раунд «Физкульт-ура!»

Команды выходят встают в круг. Ваша задача быстрее передать волшебный мешочек по кругу. (в мешочках приз)

Хорошо ребята постарались , раздаем призы. Подводим итоги.

Уважаемое жюри мы ждём от вас результатов.

Слово предоставляется уважаемому жюри….

Награждение команд.



Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Результаты по  1 разделу :  «Представления о природе»    

                  а) об объектах живой природы;

                  б) об объектах неживой природы.

 Начало исследовательской деятельности   29 % - 1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

Начало исследовательской деятельности   50%  - 2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

Начало исследовательской деятельности 21% -  3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

        По итогам исследовательской деятельности показатели изменились в положительную сторону : у 4 % ( 1 человек ) – низкий уровень , 63 % - средний уровень представлений об объектах живой и неживой природы , 33% -высокий уровень ,у детей сформировался широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы ,на поставленные вопросы отвечают аргументировано .

У 17 % на начало исследовательской деятельности – низкий уровеньребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

63% детей на начало исследования - средний уровень,дети с удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

21% детей на начало исследования высокий уровень , – предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общаются с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

По итогам исследовательской деятельности показатели изменились в положительную сторону : С низким уровнем ни одного ребенка , 71 % - средний уровень ,29 % высокий уровень отношения к деятельности с природными объектами.

Результативность диагностики  по 3 разделу   « Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе)».

На начало исследования по з разделу методики получили следующие показатели :

37 %  детей – не умеют ухаживать за живыми объектами, 42 % сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

21 % детей высокий уровень осуществления деятельности с природными объектами.

По итогам проделанной познавательско- исследовательской работы  получили средние 58  %   и высокие 33 %  показатели  ,  старшие дошкольники охотно откликаются на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывает удовольствие от помощи живому.

8 % - низкий уровень ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами (не знает последовательность ухаживания за комнатными растениями).

 Результативность диагностики  по трём разделам  на начало реализации исследовательской деятельности  и итоги :

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

На начало диагностики 38 % детей имеют  низкий (недопустимый) уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

46 % детей средний(допустимый  уровень)  (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

16 % высокий (достаточный) уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

При комплексной работе по познавательно-исследовательской деятельности

Экологическая культура детей вышла на высокие уровни ;

 4 % -низкий уровень, испытывают затруднения в выделении  общих признаков окружающей природы . Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

67 % -средний уровень. Дети  знают признаки живого. Устанавливают частные и некоторые общие связи. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов.

29 % детей- высокий уровень сформированности экологических представлений  .Дети знают основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляют интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе. Готовы оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимают природу, видят ее красоту.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой).

Описание методики.

 Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний и

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий (недопустимый) уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний (допустимый) уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий (достаточный) уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий (недопустимый) уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний (допустимый)  уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий  (достаточный)  уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Анкета

«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1. Что такое экология? ___

2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему? ___

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?