3. Научно-методическая деятельность педагога
"Создание семейных коллекций в детском саду"
(Статья для сайта )
Статья "Экотуризм в ДОУ как средство экологического образования и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
(Выступление в секции на региональном форуме "Здоровье в приоритете" Владимирского института развития образования имени Л.И Новиковой по теме "Экотуризм в ДОУ как средство экологического образования и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 865.19 КБ | |
| 791.22 КБ | |
| 18.05 КБ | |
| 1.44 МБ | |
| 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13»
«Экологическое ассорти»
СБОРНИК
Сценарных разработок
экологических мероприятий
для детей дошкольного возраста
г. Муром 2021 год
Содержание
Сценарий зимнего туристического похода «Там, на неведомых дорожках…» ………………………….....................................................3
Сценарий туристического похода «Цветущая весна» ……………….. 8
Сценарий рейда экологического патруля в зимнее время……….……17
Сценарий праздник «День Земли»……………………………. ……….20
Сценарий театральной постановки «Рогатка» ………………………...28
Сценарий театральной постановки «Маша идет в гости к мишке» …32
Сценарий театральной постановки «Месяц май гостей встречай» ….34
Сценарий туристического похода
«Там, на неведомых дорожках…»
С собой в поход берется: аптечка, чай, сухой паек (в зависимости от времени года). Маршрут проходит по плану со стрелками-указателями, обозначающими остановки.
- Цель похода: Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.
- Задачи:
- Приобретение детьми теоретических и практических туристических знаний.
- Показать детям состояние природы зимой (растения в покое, без листьев, земля покрыта снегом и т. п.); закрепить знания о деревьях
- Продолжать совершенствовать умение детей ориентироваться по карте;
- Закрепить знания о правилах безопасности во время путешествия;
- Воспитывать любознательность, чувство товарищества, взаимопомощи.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам необычную прогулку, предлагаю отправиться в поход. Вы согласны отправиться в путь? (ответы детей). На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте.
Давайте вспомним правила поведения в походе: (ответы детей) - двигаться всем вместе, по необходимости помогать товарищу, на привале не отходить далеко. Перед походом необходимо определить наш маршрут по карте.
Рассматривание карты.
(Краткое сообщение о маршруте, проговаривание остановок, отмеченных определенными знаками)
Воспитатель: Вот мы и узнали, какие остановки нам придётся сделать на своём пути.
«Встали быстро — я вперёд, отправляемся в поход.
Затянули рюкзачки, мы в походе — новички!»
(Построение в колонну друг за другом)
Разминка:
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель:
Хотим узнать мы очень много, отправляемся в дорогу (ходьба на месте).
Побываем тут и там, поглядим по сторонам (повороты корпусом).
Вот надели мы рюкзак и сказали дружно так (круговые движения рук у плеч вперёд и назад):
«Вещи нужные возьмём и в поход скорей пойдём (наклоны вперёд).
Веселей вперёд шагай, от друзей не отставай» (ходьба на месте)!
(Движение соответственно маршрутной карте)
Воспитатель: Вот мы и добрались до первой остановки:
Остановка «Хвойная!»
Воспитатель:
Некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже
загадку придумали, попробуйте отгадать.
Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и рассмотреть,
потрогать, понюхать и рассказать об иголочке, какая она? (Зеленая, острая,
твердая и т.д.). Воспитатель рассказывает детям о том, что «иголочки» ели и сосны — это их листочки, называются они «хвоя», а деревья с хвоей называются хвойными. Наши хвойные - вечнозеленые.
Какие деревья называют хвойными? (ель, сосна у них хвоинки, они не опадают)
Какие деревья называют лиственными? (липа, вишня, береза …у них листья и осенью они опадают)
Давайте придумает о хвойных деревьях загадки. (Хороводы вокруг водим,
зимой на праздник к нам приходит), (Зеленая, пахучая, на ощупь- колючая )
(Движение продолжается соответственно маршрутной карте)
Игра: «След в след» (На равновесие)
Ведущий колонны прокладывает дорогу, остальные дети идут друг за другом, стараясь попасть в след предыдущего ребенка, стараясь удержать равновесие.
Остановка «Долина лесника»
Воспитатель:
- Выяснить роль лесничего
- Вспомнить правила поведения в лесу
Лесник дед Федот:
Здравствуйте дорогие путешественники. Меня зовут дед Федот. Я работаю лесником. А куда вы отправляетесь? (ответы детей).
(дети показывают на маршрутной карте картинку березы в летний период)
Странно, на картинке, на березе, листики зеленые, а тут стоит береза и на ней ничего нет. Что же такое произошло, как вы думаете?
Дети: Листья зеленые на березе бывают только летом, осенью опадают, поэтому зимой береза стоит голая.
Лесник дед Федот: А как вы догадались, что это береза?
Дети: У березы ствол белый с черными полосками.
(Лесник дед Федот предлагает детям рассмотреть ствол дерева через увеличительное стекло).
Лесник дед Федот: Ребята, у меня в руках метр. А хотите ли вы узнать, где снега больше и почему. Дети меряют глубину снега в разных местах.
Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина. В лесу снег лежит сугробами, а в поле тонким слоем, так как в поле открытая местность и ветер равномерно раздувает снег, а в лесу неровная поверхность и мешают деревья.
(Дети прощаются с лесником, движение продолжается соответственно маршрутной карте)
Пункт маршрута «Ручей»
Воспитатель: Перед вами, ребята, ручей. Вам нужно перейти через него, перепрыгивая с кочки на кочку. Не торопитесь!
Дети строятся в колонну и прыгают из обруча в обруч на двух ногах.
Воспитатель: Молодцы! Вы преодолели и это препятствие!
Воспитатель: Посмотрим на карту. Какие еще трудности у нас впереди?
Дети рассматриваю карту, определяют дальнейшее направление пути.
Пункт маршрута — «Меткий стрелок»
Воспитатель: В походе, ребята, очень важно быть готовыми к любым трудностям, в том числе и уметь добывать себе пищу, а значит быть метким охотником.
Воспитатель: Ребята, каждому из вас необходимо попасть в цель.
Дети метают в цель мячи.(шишки)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Продолжаем ориентироваться по нашей карте. (Дети рассматривают карту и определяют дальнейший путь).
Остановка — «Привал».
Воспитатель: Вот и место привала.. Здесь можно согреться, приготовить пищу, посушить одежду. А вы костер с родителями в лесу разжигали? (ответы детей). Из-за костра часто случается беда — лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Поэтому ради забавы жечь костры в лесу нельзя. Но есть такие обстоятельства, когда без костра не обойтись. Я вас сейчас научу разжигать костер, а вы мне поможете уложить поленья для костра.
Воспитатель предлагает детям взять поленья и сложить их для костра знакомым им способом.
Воспитатель «зажигает огонь»: Молодцы, дети, быстро справились с заданием, но только запомните, что настоящий турист-путешественник жечь костер понапрасну не будет, берегите природу!
Воспитатель предлагает детям выпить чаю и перекусить сухим пайком.
Воспитатель: (беседа с детьми о правилах поведения в лесу, если заблудился). Ребята, в походе может случиться непредвиденная ситуация, например, когда один из туристов случайно заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? (ответы детей) Прежде всего, не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать "ау!". С его помощью можно дать взрослым знать о своем местонахождении.
Если обнять понравившееся дерево – оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так взрослым проще увидеть того, кто потерялся. Нужно, чтобы тебя было видно и слышно.
Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне – двигающуюся фигуру легче заметить.
Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное – помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать, нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? Проверим.
(Воспитатель предлагает детям представить, что они потерялись, и показать свои действия.)
Молодцы! А самое главное в походе – быть внимательным, не отвлекаться и
не отставать от группы, и тогда точно не потеряешься! Вы сегодня никого из
своих друзей не потеряли? Проверьте, посмотрите друг на друга. (Дети
смотрят.) Ну, раз все на месте и спасать никого не надо, тогда в путь!
Воспитатель: Уходя с места привала необходимо затушить костер!
Упражнение на развитие дыхания «Затуши костёр»: (дети присаживаются на корточки вокруг «костра», воспитатель предлагает глубоко вдохнуть и сделать глубокий выдох, ровной струйкой в центр «костра»).
Воспитатель: Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.
Дети рассматриваю карту, определяют дальнейшее направление пути.
Остановка «Рябина»
Воспитатель: Посмотрите, что это за дерево? Вы узнали его? (Рябина). Правильно, рябина. Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная». Послушайте стихотворение:
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкую, а она горчит.
То ли это ягодка просто недозрела,
Толь рябина хитрая подшутить хотела?
Вы наверное пробовали на вкус плоды рябины? Они горьковатые и кислые, а вот после крепких заморозков становится слаще.
Вот и завершился наш поход! Молодцы, вы проявили себя как дружная, сплоченная группа, ничего не испугались, помогали друг другу, вели себя как настоящие туристы!
Ребята, природа — наш хороший, добрый, верный друг. Давайте запомним, что разрушать и губить в природе ничего нельзя. И я думаю, что сегодняшний день мы провели с пользой для своего здоровья!
(Дети с педагогом возвращаются по маршруту, следуя карте).
Работа с детьми в группе после экскурсии.
Воспитатель группы заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.
Сценарий туристического похода
«Цветущая весна»
С собой в поход берется: аптечка, чай, сухой паек (в зависимости от времени года). Маршрут проходит по плану со стрелками-указателями, обозначающими остановки.
Цель похода: развивать представления детей о многообразии растительного и животного мира, любознательность, ценностное отношение к природе
Задачи:
- Приобретение детьми теоретических и практических туристических знаний.
- Закрепить знания детей о весенних явлениях природы: назвать приметы весны, знание весенних месяцев, последовательности времён года; расширять представления о цветущих растениях с приходом весны.
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
- Продолжать совершенствовать умение детей ориентироваться по карте;
- Закрепить знания о правилах безопасности во время путешествия;
Предварительная работа:
- беседы с детьми о туристах,
- сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей, сборе необходимого провианта (бутилизированная вода с поильником, печенье, хлеб),
- рисование знаков-правил поведения на природе
- создание карты-маршрута для детей.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в поход. А знаете ли вы, что к походу люди заранее готовятся?
Во-первых, люди, которые собираются идти в поход, должны быть в хорошей физической форме. Вот мы и проверим сейчас, как вы умеете дружить с физкультурой.
Объявляется небольшая «Походная разминка»
1. «Наденем рюкзак» - круговые движения рук у плеча вперед и назад
2. «Определим погоду» - поднести руку ко лбу и поворачиваться то вправо, то влево
3. «Собери ветки для костра» - наклоны вправо и влево
4. «Завяжи кеды» - наклоны то к правой, то к левой ноге
5. «Перепрыгни кочку» - прыжки вперед, вправо, назад, влево
6. «Идем в поход» - ходьба на месте.
Первая остановка на нашем маршруте: «Приметы весны».
- Как ходят по тропинке? (Пешком.) Верно, ведь во время прогулок пешком можно внимательно рассмотреть мелкие детали: кусты, травы, деревья, облака в небе. Согласны? (Ответы детей) Отправляемся в путь.
Нам нужно сделать 6 шагов вперед.
- По каким приметам можно догадаться, что сейчас весна?
(Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы).
- Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.
- Какое солнце? (Яркое, жёлтое, теплое, доброе, лаковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое.)
- Поднимите руки вверх, что вы чувствуете? (Тепло.)
- Да, правильно, весной солнце светит всё ярче и теплее.
Препятствие, которое необходимо преодолеть. «Болото»
Нам нужно перебраться через болото, но передвигаться можно только по кочкам, не наступая в болото. (Ребята прыгают по кочкам.)
Дети продолжают идти по плану- схеме. Подходят к большой клумбе.
Воспитатель: Сейчас мы около клумбы. Можно назвать всю эту красоту «цветник». Как вы думаете, для чего люди сажают цветы?
Дети: -Цветы сажают для того, чтобы было красиво и люди любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.
Воспитатель:
-А на клумбах и цветниках рвать цветы не надо, так не принято. Послушайте стихотворение Т. Собакиной:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты….
И не будет красоты»
-Давайте поздороваемся с цветами. На что похожа наша клумба? (на разноцветный ковер).
-Какого цвета вы видите цветы? Какие цветы вы знаете?
-Я буду загадывать загадки, а вы ищите отгадки на клумбе.
Замечательный цветок,
Он как яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан,
Распускается (Тюльпан)
***
Жёлтый колокольчик,
В белых лепесточках,
Голову склоняет,
Солнце обожает! ( Нарцисс).
***
Зовусь я также как конфета,
Но только я цветок такой.
Цвету в саду и огороде летом,
И глаз ваш радую собой. (Ирис)
***
На зеленой ножке
Выросли сережки,
Белые, душистые,
Как росинки чистые. (Ландыши)
Сирень - это кустарник. Чем отличается кустарник от дерева? Ответы детей… Сирень цветет фиолетовыми и белыми цветами. Это лекарственное растение. Люди используют листья и цветки в виде настоя. Сирень цветет короткое время. Аромат стоит неземной. Совсем скоро цветки сирени сбросят свои лепестки - сиреневый снег покроет дорожки и асфальт, нежные лепестки раздует ветром. Сказочную пору цветения сирени придется ждать до следующей весны.
Воспитатель: Ребята, давайте полюбуемся на нашу сирень! Какая она красивая! Как бы вы её назвали? (Дети отвечают, воспитатель подсказывает: красавица, сказочная, обворожительная, очаровательная, ненаглядная).
Проводится подвижная игра «Садовник и цветы»
Цель — развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры. Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки, а водящий — "садовник" — на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться". С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь.
Воспитатель - Добраться до следующей остановке будет нелегко.
Нам нужно будет выполнить задание.
Физминутка «ТРОПИНКА».
1. Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке (по волнистой линии).
2. Идем спокойным шагом друг за другом. Впереди лужи - идем большими шагами, перешагивая лужи.
3. Вот и пришли к болоту. На пути появились кочки - прыгаем с кочки на кочку на двух ногах.
4. Перед нами брошенное бревно идем осторожно, сохраняя равновесие.
5. Идем спокойно.
Послушайте стихотворение о весне (отрывок Е.Баратынского «Весна, Весна!»)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Воспитатель:
Продолжаем свой маршрут и выйдем за пределы детского сада. Внимательно посмотрите, кто стоит впереди и сзади, запомните своего друга, кто где, не отставайте, внимательно смотрите и наблюдайте за изменениями в природе.
(Дети проходят до дерева «черемуха»)
А сейчас я предлагаю вам рассмотреть дерево, которое называется черемуха, и на его примере понаблюдать за тем как просыпается природа весной. Ребята, обратите внимание на ствол черемухи, потрогайте его. Какой ствол у черемухи – толстый, тонкий, гладкий, шереховатый?
А что еще вы видите на веточках черемухи?
Ответы детей…
Полюбуйтесь ее красотой и послушайте стихотворение поэта Сергея Есенина:
Черемуха душистая с весною расцвела,
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Наша черемуха покрылась листвой, зацвела и цветы у нее очень душистые.
Давайте с вами внимательно рассмотрим цветы черемухи. Какого они цвета ?(белые).
Почему поэт называет их золотистыми?
Ответы детей…
Верно, сами цветы белые, а внутри у них – желтые тычинки, словно маленькие золотистые свечки. Это они придают цветочкам золотистый цвет. Цветы черемухи маленькие. Они расположены отдельно или вместе?
Цветы собранные вместе называются кисть.
А что значит «черемуха душистая»?
Душистая — значит ароматная, пахучая, благоухающая, имеющая приятный запах.
- Если мы будем ломать ветки на черемухе, то на будущий год на дереве не будет ни цветов, ни ягод. А значит, ее вкусными и целебными плодами не смогут полакомиться птицы. Полюбуйтесь еще раз этим красивым деревом.
Продолжаем свой маршрут и отмечаем цветущие деревья. И следующее дерево на нашем пути это….Кто знает?
Ответы детей…
Воспитатель - Отгадайте загадку:
Узнать меня, конечно, можно
Хотя зовусь листом я сложным
Семь пластинок к черешку
Прикрепляю и расту
Весной наряжаю в красивый кафтан
Свое дерево…. (каштан)
Воспитатель. Дерево-долгожитель- может жить до тысячи лет, его высота достигает до 35 метров. Деревья теплолюбивые, требуют много света, каштан боится холодов. Каштаны – красивые стройные деревья. Это высокие деревья с аккуратной округлой кроной, дающей летом густую прохладную тень. Листья каштана крупные, разлапистые. Деревья с такими широкими листьями хорошо очищают воздух и обогащают его кислородом. Когда в конце весны каштаны зацветают, кажется, что на участке наступил многодневный праздник. Белые и розовые «свечи», состоящие из множества цветков, придают деревьям вид величавый и торжественный. Легкий аромат цветущих каштанов манит своей красотой.
Воспитатель: послушайте стихотворение о дереве каштан:
Белые гроздья, как белые свечи,
Тянутся ввысь к небесам.
Это раскинул широкие плечи
Гордый красавец каштан.
Воспитатель - Из каких частей состоит дерево?
Дети - Корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды.
Воспитатель - Какой формы листья?
Дети: крупные, разлапистые.
Воспитатель:
Растение ценится как ранний медонос. Каштановый мёд жидкий, прозрачный и обычно бесцветный.
Древесина конского каштана может применяться для изготовления мебели и дверных полотен, для токарных и резных поделок. В старину переплётчики использовали высушенные плоды конского каштана, для приготовления специального переплётного клея.
По каштану можно предсказывать погоду. Народная примета: Если на листьях конского каштана появились «слёзы» (липкие капельки сока, то через сутки или двое будет дождь.
Ребята, вы сказали, что весна ласковая, а давайте поиграем с вами в игру; вставайте в кружок.
Игра: Сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете говорить, как можно это слово произнести ласково.
(Солнце - солнышко; трава, облако, капля, листок, птица, цветок, ветер, ветка, гнездо).
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу карту и отметим следующий пункт на нашем маршруте. Что у нас там?
Дети: Лес.
Воспитатель: Правильно. На территории нашего сада есть уголок леса, куда дети ходят полюбоваться на цветение деревьев и других растений. Отправляемся в путь!
«Помоги другу»
А вы знаете, что самое главное в походе — быть внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно не потеряешься.
В походе нужно всегда помогать друг другу, приходить на выручку.
Ребята, вам необходимо перебраться на другую сторону оврага.
Посмотрите у нас всего 2 обруча. Я предлагаю вам выбрать двух проводников ,по сигналу они должны помочь перейти на другую сторону оврага своим товарищам (другие участники должны держаться за обруч). По сигналу они бегут на противоположную сторону и товарищи которым помогли остаются там, а капитан возвращается к команде и забирает по очереди всех участников.
Вы сегодня никого из своих друзей не потеряли, пока шли? Проверьте, посмотрите друг на друга.
Дети: (Дети смотрят.) Нет, все на месте.
Молодцы! Справились с заданием.
Вот мы и добрались до назначенного места. Что мы здесь можем наблюдать?
Дети: цветущая яблоня, рябина, ландыши….
Дети рассказывают и описывают, что наблюдают. Любуются красотой цветения и вдыхают ароматы весны.
Воспитатель: посмотрите, какой следующий пункт маршрута?
Дети: привал!
Дети идут по плану в назначенное место для отдыха.
Воспитатель: Знаете, ни один поход не обходится без привала, во время которого неплохо подкрепиться.
Организовывается привал, на траве расстилаются покрывала, дети рассаживаются и пьют воду, перекусывают.
Воспитатель:
Хороший привал не обходится без веселой песни.
Детям предлагается спеть песенки из знакомого репертуара (ранее разученные на музыкальных занятиях).
Воспитатель: Загадки о природе:
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лишь солнца свет обогревал
И дождик поливал.
Он разостлался сам собой,
А называется … (травой).
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)
Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна)
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
Вот и закончился наш веселый турпоход, но вы, ребята, должны запомнить следующие правила поведения в природе. Давайте их вспомним!
• Любите и охраняйте родную природу.
• Тщательно тушите костер. Уходя из леса, не оставляйте после себя мусор.
• Не засоряйте реки и родники.
• Не ломайте деревья – они могут засохнуть и погибнуть.
Конспект наблюдения за природой на территории детского сада.
Рейд экологического патруля – проверка кормушек, маленькой елочки.
(Дети на улице на прогулке)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня готовы к добрым поступкам и делам? Тогда одеваем значки «Зеленый патруль» и смело вперед! Что нужно проверить «Зеленому патрулю»?
Дети: Проверить кормушки, не засыпаны ли снегом, есть ли там корм? Проверить как поживает маленькая елочка.
(Дети с воспитателем останавливаются около дерева)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как зимуют деревья.
Дети: Деревья зимой не растут, а спят.
В: А куда делись листья с деревьев?
Д: Они опали
В: Это хорошо или плохо?
Д: Для деревьев это хорошо, а то прилипнет снег к листочкам зимой и сломаются веточки у дерева. Сброшенные листочки с ветвей, греют и охраняют корни деревьев от морозов, как одеяло.
В: А ещё на каждом дереве есть панцирь, защищающий растение от мороза. Что это за панцирь такой?
Д: Это кора дерева
В: правильно. Кора дерева как пробка, как панцирь. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха и дереву тепло. Чем старше дерево, тем толще у него пробковый слой, вот почему старые толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветками.
В: Может ли мороз убить дерево? (ответы детей)
Конечно, может. Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой середины, оно умрёт.
Но самое лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Поэтому если снега много - это хорошо, тепло деревьям, а если мало - замерзнут наши деревья. А заботливые люди в огороде специально пригибают к земле молодые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. Или укрывают из чем-то теплым, специальным материалом
(Дети с воспитателем подходят к молоденькой елочке)
В: Ребята, проверьте, все ли с нашей елочкой в порядке? Не замерзнет она?
(Дети проверяют не сломаны ли веточки от снега, много ли снега лежит вокруг елочки, делают вывод)
(Дети с воспитателем идут дальше по территории и подходят к дереву, на котором развешены кормушки)
В: Вот мы и пришли к птичей столовой. Посмотрите сколько здесь кормушек. Давайте проверим все ли здесь в порядке?
- убран ли снег с крыши домиков
- имеется ли корм в кормушках
- правильный ли корм лежит в кормушках
(ответы детей, выводы)
(Дети с воспитателем идут дальше и приходят на участок к малышам, у которых тоже есть дерево с кормушками. Дети здороваются и представляются)
Д: Здравствуйте! Мы ребята «Зеленый патруль».
А что это за домики такие у вас висят? (Домики для птичек)
А вы знаете как называются такие домики? (Кормушки)
А чем вы кормите птичек? (ответы детей)
А можно ли давать птицам чипсы, печенье, конфеты? (Такую еду птицам давать нельзя).
Птицы любят клевать зернышки и семена растений. Можно покормить белыми хлебными крошками. А еще они любят сало.
Мы вам принесли немного корму для птиц, насыпьте его в кормушки. Насыпали и отойдите. А то птицы будут вас бояться и не прилетят.
(Дети делают вывод. Что теперь здесь все в порядке. Прощаются с малышами, уходят к себе на участок)
Воспитатель собирает детей на участке. Делается вывод, где были, что сделали, какие были нарушения.
СЦЕНАРИЙ ДЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО МАРАФОНА
«ПРИРОДА – БЕСЦЕННЫЙ ДАР, ОДИН НА ВСЕХ»
ПОСВЯЩЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ЗЕМЛИ.
Звучит музыка ("Большой хоровод"), начало мероприятия.
ВЕДУЩАЯ (старший воспитатель):
День необычный сегодня у нас.
Мы искренне рады приветствовать вас!
На Экологический марафон собралась детвора.
Его начинать настала пора!
Добрый день, жители прекрасной голубой планеты.
Дети: Есть чудеса на белом свете,
Цветёт, как мак, заря вдали.
На голубой своей планете,
Встречают люди День Земли!
Мы не гости на планете,
И земля – наш дом.
Будет в нём светло и чисто,
Если мы спасём:
И прозрачные озёра,
И кедровый бор,
И цветных полей узоры,
И речной простор. (И. Михайлова)
ВЕДУЩАЯ: Здравствуй, наша планета Земля!
Здравствуйте, океаны, реки, моря, озера!
Здравствуйте, насекомые, звери и птицы!
Здравствуйте, луга, леса, поляны, рощи!
Земля — наш общий дом.
И люди, и звери, и птицы — все вместе в нем живем.
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: «Раз, два, три!»
Откроем праздник — День Земли!
ВЕДУЩАЯ: Ребята, как много на нашей Земле прекрасного и удивительного: и
бескрайние просторы; и горы, уходящие в небо; и синие-синие моря.
А жителей на ней не счесть! И каждый из них - маленькое чудо!
Ребенок: Сегодня поздравить спешит детвора
Любимую нашу планету.
Желаем здоровья, всех благ и добра,
Ведь лучше Земли нашей нет!
ВЕДУЩАЯ: К сожалению, люди забывают об этом, и тогда дымят трубы, горят леса, гибнут животные и птицы. Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли и о том, что её нужно беречь, и существует этот замечательный праздник – День Земли.
Дети: Сегодня поздравить спешит детвора
Любимую нашу планету,
Желаем здоровья, всех благ и добра,
Ведь лучше Земли нашей нету!
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой нету на свете.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам всем с вами!
Исполнение "Мы хотим, чтоб птицы пели"
(творческий коллектив МБДОУ)
После песни входит Фея Экология (воспитатель)
Фея Экология: Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Фея Экология.
- Я по земле хожу, да за порядком слежу. Только трудно мне одной стало. Смотрю, то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты. Вот и решила я подыскать себе помощников – пошла по земле в поисках удачи и пришла в ваш Детский сад.
- Хотите вы стать моими помощниками? Не побоитесь пройти испытания? (ответы детей)
- Я предлагаю вам отгадать мои загадки. Если отгадаете их правильно, то отгадки оживут.
Что за дом среди ветвей под открытым небом?
Угощает птичек он и зерном и хлебом? (кормушка)
После ответов детей на середину ставится кормушка
-Молодцы, сразу вижу, что вы подкармливали птиц зимой, заботились о них. Вас по праву можно назвать настоящими друзьями птиц.
Я пришла к вам не с пустыми руками, а с интересными играми. Весной из теплых краев возвращаются птицы. Вот мы сейчас поиграем в игру «Птицы». Если вы услышите название птицы, хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами. Будьте внимательны!
Игра «Птицы»
Прилетели птицы: голуби, синицы, розы и орлы, соколы, столы, гуси, пеликаны, яблоки, фазаны, филины, скворцы, конфеты и щипцы, соловьи и сковородки, воробьи, зубные щетки.
Звучит музыка
Исполнение танца "Весну звали"
(танцевальный коллектив МБДОУ)
Фея Экология: А вы знаете правила поведения в лесу? Для этого мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если так поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Сценка "Рогатка"
(театральный коллектив МБДОУ, старшая группа)
ВЕДУЩИЙ: Да, ребята, птиц нужно беречь, они нам очень нужны, вы согласны? А еще в лесу нужно поддерживать порядок. А как это сделать нам расскажут и покажут наши гости – ребята из детского сада №6.
Сценка " Маша идёт в гости к мишке "
(театральный коллектив МБДОУ, старшая группа)
Ребенок: Мы не будем рвать цветы!
Это капли красоты,
Пусть они растут, цветут.
Радость нам они несут!
Фея Экология: А сейчас я предлагаю свою следующую игру, она называется «Составь цветочек»
Игра «Составь цветочек»
По залу, на ковре разложены разноцветные цветы из картона. Ведущая раздает детям лепестки разных цветов – таких, как на цветах, которые лежат на полу. Звучит веселая музыка – пчелы (дети с лепестками) летают по залу, когда музыка останавливается – пчелы должны подлететь к тому цветку, какого цвета они держат лепесток. Можно играть 2-3 раза, меняя лепестки.
Фея Экология: Лес хранит в себе много тайн и секретов. Если вы бережёте лес, ведёте себя в лесу правильно, то он раскроет перед вами много интересного и многому научит.
Сценка "Месяц май гостей встречай"
(театральный коллектив МБДОУ, подготовительная группа)
ВЕДУЩАЯ: Давайте вместе Землю украшать
Сажать сады, цветы сажать повсюду
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Исполнение "Не обижайте муравья!"
(творческая группа МБДОУ)
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а наши друзья – ученик школы тоже заботятся о природе и украшают свою школу цветами. Они нам прислали фильм, как все это происходит. Давайте посмотрим!
(МБОУ СОШ «Эко-отряд – эко релакс»)
Ребенок: На свете живут разноцветные дети
Живут на одной разноцветной планете,
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Исполнение "Гимн эколят"
(творческая группа МБДОУ )
Фея Экология: А сейчас я загадаю самую главную загадку на нашем празднике:
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад и стар, что она - огромный шар! ( Земля)
Посмотрите, как красива наша Земля! (выносит огромный шар)
Неожиданно слышится голос (в записи)...
Земля: Здравствуйте добрые дети!
Фея Экология: Ой, кто это говорит?
Земля: Я, Земля! И мне радостно слышать ваши слова.
Фея Экология: Земля, Земля, ты услышала нас? Ты говоришь с нами?
Земля: Я слышу вас всегда, и я рада, что у Феи Экологии есть такие помощники! Берегите природу, не давайте меня в обиду и ещё долго будет солнце радовать вас теплом, птицы пением, реки и озёра чистой водой.
Фея Экология: Дорогие дети, и мне хочется попросить вас беречь наш большой дом - планету Земля, заботиться о нем, делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее, чтобы на ней пели птицы и светило солнышко. Давайте возьмем в свои руки заботу о ней! (каждый ребенок прикладывает ладошку к земному шару). Вы заслужили звание моих помощников!
Исполнение "Где живут улыбки?"
(творческая группа МБДОУ)
Ведущий: Любите родную природу
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля!
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Вот и подошел к концу наш ЭКО-марафон. Спасибо всем за участие!
Звучит музыка, гости прощаются, дети покидают зал.
Сценарий театральной постановки «Птицы помогите!»
по сказке А. Вольского «Рогатка»
Ведущая: Потеплело, снег растаял,
Птицы с юга прилетят.
Расцветет, зазеленеет
Скоро наш весенний сад!
Вася: Привет, Егор! Куда идешь?
Егор: Привет! Работал, что есть сил,
Скворечник новый смастерил!
Ведь с юга прилетят друзья,
Им без жилья никак нельзя!
Вася: Не понял я,
Что за друзья?
Егор: Ты что, не заметил?
Настала весна!
Скоро птицы вернутся в наш сад,
Весело их голоса зазвенят!
В саду прилажу я домик для них,
Пусть выводят птенцов в нем своих.
(Уходит)
Вася: И я приготовлюсь к прилету друзей,
Побегу за рогаткой своей поскорей!
(Убегает)
(Летят Скворец, Скворчиха, подлетают к старой скворечне).
Скворец: Поселимся в этой скворечне с тобой,
Счастливой, веселой и дружной семьей!
И вырастим вместе ребят,
Наших чудесных скворчат!
Скворчиха: Я согласна!
Пусть счастливые скворчата
Вырастают здесь у нас!
(Выбегает Вася, в руках рогатка)
Вася: Ну орут! Оглохнуть можно!
Тишины найти здесь сложно!
Ну-ка, Кот, сюда иди,
Коготки им покажи!
(Выбегает Кот, с криком: "Мяу!", разгоняет скворцов. Скворец и Скворчиха прячутся в скворечнике).
Кот: Мяу, мяу, мяу!
Ты видал?!
Всех скворцов поразогнал!
(К Коту подбегает Егор)
Егор: Ах, злодей, ты что надумал?
Прочь отсюда убегай!
Не позволю птиц тревожить,
В раз устрою нагоняй!
(Кот убегает, за ним Егор)
Вася: Это мы еще посмотрим,
Заступаться вздумал он.
Жизнь веселую покажем
Этим птицам мы с Котом!
(Стреляет из рогатки по домику, птицы вылетают)
Скворец: Не рад нам Вася - это факт,
Раз у него рогатка,
Покинуть нужно этот сад,
Не будет здесь порядка!
(Улетают)
(Вася ложится под дерево, нога на ногу, мечтает)
Ведущая: Покинули птицы сад поскорей,
А время идет вперед.
Сад зеленеет, сирень цветет,
Но кто же сюда ползет?
(Выползают "Вредители")
Гусеница 1: Какой чудесный уголок!
Нет не единой птицы!
А зелени сколько,
Ну просто рай!
Тут жить да веселиться!
Жук: Мы - хрущи, мы жу-жуки.
Мы жу-жуки, мы толстяки!
Мы захватим этот сад,
Не вернем его назад!
Зелень любим поедать,
Нас отсюда не прогнать!
Гусеница 2: Мы гусеницы славные,
Вредим садам исправно мы!
Зубастые, лохматые,
Как тигры полосатые!
Вредители хором: Все на пути своем
Источим, изгрызем!
Вася (спрятавшись за дерево):
Со всех сторон ползут, летят,
Шуршат, жужжат, грызут, едят!
И гусеницы, и жуки!
Егорка-а-а, помоги-и-и!
Кот (из-за дерева): Со всех сторон ползут, летят,
Так нас самих они съедят!
Вася: Их тысяч может двести!
Не сладить нам и вместе!
Я ничему уже не рад,
Погибнет наш зеленый сад!
(Выбегает Егор)
Егор: Как такое могло случиться?
Ведь в нашем саду живут птицы!
Вася: Да нет, не живут,
Я вел себя гадко.
В скворцов я стрелял
Из вот этой рогатки.
Егор: Эх ты, стрелок!
Нужно птиц возвращать
Скорее в весенний наш сад
Всех позвать!
(Зовет)
Егор: Мои добрые друзья!
Прилетайте все сюда!
Нужно сад скорей спасать,
Прилетайте помогать!
(Летят скворцы)
Скворец: Погибнуть можно в этом саду,
Недавно из рогатки
В наш домик и в мою семью
Стрелял мальчишка гадкий!
Вася (бросая рогатку): Мне очень стыдно перед вами,
И извиниться я хочу!
Моими станьте вы друзьями,
Спасите сад, я вас прошу!
Теперь я понял, наконец,
Что сада лучший друг - скворец!
Скворец: Ну если нет рогатки,
Тогда вперед, скворчатки!
(Налетают на вредителей и прогоняют их)
Ведущая: Без устали клюют скворцы
И гусениц и мушек,
Чтоб вдоволь ели с вами мы
И яблоки, и груши!
Скворец: Фью-фью, так-так!
Отбой, отбой!
Закончен бой,
Закончен бой!
(Кот выходит медленно, виновато)
Кот: Я тоже не буду птиц обижать,
Иначе враги нападут опять!
А вы меня не забывайте кормить,
И птичек в саду я не буду ловить!
Егор: А что скворцы скажут?
Скворец: Ну что ж, мы согласны остаться!
И гусениц больше не стоит бояться!
Егор: Чтобы от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Вася: Всегда, в любое время года
Берегите птиц, друзья!
Сценарий театральной постановки по экологическому воспитанию в
старшей группе «Маша идёт в гости к мишке»
Действующие лица (Маша, заяц, волки, белка, поросята, медведь)
Цель: формирование экологической культуры детей.
Маша: В гости к мишке я пойду, всех друзей с собой возьму.
Песню поёт: про следы из мультфильма «Маша и медведь»
Навстречу заяц:
— Что поёшь?
куда идёшь?
Маша: К мишке в гости я иду и подарочек несу.
Заяц: Маша, Маша, подожди ведь тебе здесь не пройти!!!!!!! Вся завалина тропинка, разбросала мусор свинка
Что же делать ? как нам быть? Как нам путь освободить
Маша: как же жить возле помойки? Может нам помогут волки?
(Маша достаёт телефон, звонит волкам, эй мальчишки помогайте, лес скорее наш спасайте), раздаётся звук скорой помощи
1 Волк: Друзья, мусор так бросать нельзя,
2. Волк: Вот они следы прогресса, мы как санитары леса , вам поможем , уберём, чистоту здесь наведём (собирают мусор в мешки)
Убрали мусор уезжают
Маша продолжает идти по лесу и напевает песню про следы
Белочка прыгает, кричит
- Ой, скорее помогите, дом с бельчатами спасите
Маша: Есть, не далеко река , ВОДЫ СКОРЕЕ ПРИНЕСИТЕ, Белкин домик потушите!
Маша: Что же тут произошло, кто поджог твоё дупло?
Белка: У поросят, был здесь тур слёт, костёр оставили и Вот(всхлипывает),
Маша: до Мишки надо нам добраться, он то сможет разобраться
Медведь: рычииит р-р-р
Маша: Мишка, Мишка, почему ты такой злой?
Мишка: Как же мне не злится, ведь такое здесь творится, всё в дыму, Ничего я не пойму,
Столько мусора в лесу.
Кто пришел в мой лес густой
И нарушил в нем покой.
Банки, склянки и пакеты,
Ох, не справиться мне с этим!
(держится за голову)
Кто малину поломал пока я в берлоге спал?
Маша: Миша сядь ка на пенёк скушай с мёдом пирожок,
Медведь: Маша, мне не до еды,,, поросят скорей зови.
Прибегают поросята
Медведь: Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны вы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен
Поросята: МЫ всё исправим, уберём и лес в порядок приведём
Сценарий театральной постановки
«Месяц май гостей встречай»
Звучит музыка.
Ведущий: Ждет нас в гости друг зеленый
Ждут березки, липы, клены.
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это лес!
Звучит вступление к песне «Самая счастливая», появляется девочка, которая поет песню и мальчик.
Девочка Маша: Проснулся лес, проснулся луг
Проснулись бабочки вокруг.
Проснулись травы и цветы,
Повсюду столько красоты!
(Под музыку «Май» П.Чайковского входит месяц Май (мальчик).
Май: Здравствуй, девочка!
Девочка Маша: Здравствуйте, кто вы?
Май: Я среди весенних братьев
Третий месяц, самый младший.
Отшумели злые ветры
Начинается «предлетье»
Время сочных, спелых трав,
Зеленеющих дубрав!
В лес весенний приглашаю,
Соком вешним угощаю.
Рад сегодня я гостям,
Моим маленьким друзьям!
(Звучат «звуки природы», щебетанье птиц, журчание ручейка, шум леса.)
Девочка, Мальчик и Май гуляют.
Мальчик: Мы пришли в зеленый лес,
Смотрит солнышко с небес,
Аккуратно нужно сесть
Чтоб цветочки не задеть. (Садятся)
Под музыку «Сладкая греза» Чайковского на лужайку в зал влетает синичка, танцует.
Синичка: Кто такие и откуда
В лес весенний забрели?
Дети: Мы пришли увидеть чудо
Пробуждение земли!
Синичка: Сколько в лес я прилетала
Что то чуда не видала.
Я была здесь в январе,
Прилетала на заре.
Был в лесу такой мороз!
Мерзли перышки и хвост.
Май: Будь и ты моею гостьей
Добро пожаловать, милости просим!
Девочка: Месяц Май! А мы знаем все твои приметы!
- Май лес принаряжает, лето в гости ожидает!
- Месяц Май, под кустиком рай!
- Зеленая травка – молока прибавка1
- Как в мае дождь, так и будет рожь!
Май: Очень я доволен вами,
Да, мое настало время!
Только слышу шум да треск
Кто то там тревожит лес?
(Под р.н.мелодию «Ах вы сени» появляется медведь)
Медведь: Ох! И впрямь я косолапый,
Промочил я в луже лапы!
Девочка: Солнце майское пригрей!
Да медведя обогрей!
(Медведь пританцовывает, подставляя солнцу бока и мокрые лапы)
(Звучит «Полет шмеля», появляются пчелки)
1 пчела: Собираем мы нектар
Меда вешнего отвар!
2 пчела: Есть у пчел одна забота
Наполняем медом соты.
Хором: Медом майским угощаем
Вот, держи, бочонок к чаю!
(Пчелки отдают медведю бочонок с медом)
Май: Косолапый, отдохни
Да подарок мой прими!
На поляне пообедай,
Меда майского отведай!
Медведь: Вот спасибо, мед люблю,
За него благодарю!
Обещаю, что не буду
Больше в ваш я лазить улей! (Уходит)
(Солнышко, пение птиц)
Синичка: Зинь-зинь- зинь
Зинь-зинь- трень
Слышу радостную трель!
Май: А я слышу, с кем то здесь беда
К нам муравей спешит сюда!
(Под р.н. мелодию «Ах, ты береза» появляется, хромая, Муравей)
Май: Что случилось, братец мой?
Вижу ты совсем хромой!
Муравей: Строим в чаще муравейник
И тащил сухой репейник.
Сил своих не рассчитал,
Подскользнулся и упал!
Май: Не беда! Исправим дело,
Мне, малыш, доверься смело!
Поддорожник приложу,
Лапку крепко завяжу.
Будешь скоро, как всегда,
Ты работник хоть куда!
(Достает из своей сумки лист подорожника, перевязывает Муравью лапку)
Муравей: Вот теперь другое дело,
Можно в пляс пускаться смело!
(Муравей пляшет «вприсядку» под музыку «Из-под дуба». Муравей уходит)
Пение птиц.
Май: Что же дети, так и быть
Буду с вами я дружить!
Вы с природою дружите,
Дружбой с лесом дорожите!
Девочка и Мальчик хором: Лес – богатство и краса
Береги свои леса!
Заключительная песня.
Предварительный просмотр:
Создание семейных коллекций в детском саду.
Мы хотели бы поделиться с коллегами одной интересной работой с родителями – семейным коллекционированием. Спросите, почему?
Педагоги детского сада замечают, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…
Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждого отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов. Некоторые коллекции не имеют прямого практического использования, но вызывают человека к размышлению.
Тем не менее, коллекционирование сейчас является традицией, которую уже немного забыли. Нам стало интересно – а существуют ли традиции коллекционирования в семьях наших воспитанников? Для этого мы решили организовать «Выставку семейных коллекций».
На просьбу принести имеющиеся дома коллекции, родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции, рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения. Но что же дает создание таких коллекций в детском саду?
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.
Семейное коллекционирование так же способствует развитию внимания, памяти, гибкости нестандартности мышления, умения наблюдать, сравнивать и анализировать, способности комбинировать, обобщать и видеть главное. В представленных семейных коллекциях можно увидеть коллекцию кукол, слоников, игрушек, бантов. Было большой неожиданностью, когда не только семьи воспитанников приняли участие в нашей выставке, но и сами педагоги с удовольствием предоставили свои коллекции. Это коллекции камней, магнитов на холодильник с фотографиями различных городов и стран мира, коллекция насекомых. Таким образом, семейные традиции, которые человек усваивает в детстве, могут сопровождать человека в течение всей его жизни, оставаясь неизменными, тем самым развивая человека по всем качествам и добродетелям.
Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 13" Николаева Е.И.
Предварительный просмотр:
«Экотуризм в ДОУ как средство экологического образования и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Николаева Е.И.:
Используя в своей работе многие здоровьесберегающие технологии мы продолжали искать инновационные подходы к сохранению и укреплению здоровья малышей. Так, работая в экологическом направлении и имея большую территорию, где есть свободные уголки, которые мало используются, оборудованную экологическую тропу, было решено объединить работу по здоровьесбережению и экологическому воспитанию в одно направление – экотуризм. Экотуризм – это направление туризма, при котором человек всячески заботится о природе и помогает окружающей среде.
Туристические походы редко используются в работе с детьми дошкольного возраста. Но польза таких походов велика: они пополняют багаж знаний дошкольников о поведении в лесу, закрепляют навыки безопасного поведения на природе, воспитывают бережное отношение к окружающей среде, формируют основы здорового образа жизни.
Однако не многие рискнут выводить детей за пределы территории детского сада. Мы нашли выход в организации необычных походов на территории детского сада. Наличие экологической тропинки и различных ее объектов: уголок нетронутой природы, достаточное количество деревьев, кустов и других зеленых насаждений помогают разнообразить сценарии туристических походов и прогулок по территории детского сада.
Приступая к работе по данной теме, на подготовительном этапе, необходимо создать психологический настрой детей на новый вид деятельности. Общая идея объединяет детей в дружный коллектив.
Перед детьми ставилась задача – как можно лучше подготовиться к предстоящим туристическим прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым к трудностям и испытаниям.
На подготовительном этапе с детьми проводились беседы о том, кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, о правилах поведения во время туристического похода. В ходе этих бесед дети обменивались имеющимся опытом семейных походов, делились впечатлениями из этих походов.
Чтобы закрепить знания экологического характера провели познавательные беседы: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения в лесу», «Животные и насекомые леса и их охрана», «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека», «Что мы знаем о птицах».
По итогам таких бесед, совместно с родителями и педагогом были созданы: книжка-малышка «Лекарственные растения», видеофильм-книга «Десять заповедей юного эколога».
Чтобы процесс обучения был активным, интересным и эффективным беседы проводятся в чередовании с практическими заданиями в игровой форме: «Укладка рюкзака», «Завяжи узел», «Одень туриста».
Тренировочный поход можно провести в помещении и закрепить полученные знания, умения и навыки. Например: как собрать палатку и туристическое снаряжение, разбить костер, переправиться через полосу препятствий, пройти эстафету «кто быстрее соберет только съедобные ягоды и грибы», отгадать загадки о правилах поведения в лесу.
Для закрепления материала дети играли в дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу нужно туристу в походе?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Одень туриста», «Найди дорогу», «Найди сокровища», «Составь план местности».
Общая физическая подготовка осуществляется в процессе плановых физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и упражнений на прогулке, тематических физкультурных досугах.
С целью обучения первоначальным основам ориентирования на местности на подготовительном этапе, проводятся игровые занятия, ориентирование по плану-схеме, а перед этим дети учатся рисовать деревья, кустарник, реку, дорогу, изображая все это схематично.
К каждому мини-походу проводится тщательная подготовка. Перед началом каждого похода определяем цель похода, составляем план-конспект туристического похода. Далее и разрабатываем маршрут (схему).
С собой в поход готовится: аптечка, рюкзаки, вода, сухой паек (в зависимости от времени года).
Накануне рекомендуется пройти по маршруту следования, проводя тщательное изучение маршрута, уборку мусора.
При разработке маршрута необходимо продумывать остановки, на которых закрепляются ранее полученные знания, а также учитываются естественные природные условия. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольников. Канавки, деревья, лужицы, пеньки, встреча с героями сказок, игровые упражнения, а также природный материал: шишки, желуди, камешки, веточки стимулируют двигательную деятельность детей.
В конце похода устраивается привал. Во время привала детей ждет вкусный и здоровый перекус на полянке, поются песни, разгадываются загадки, рассказываются стихи. В конце похода дети убирают за собой мусор, очищают полянку, собирают вещи, тщательно проверяя собранное. Обязательно подводится итог: что нового узнали и чему научились, что понравилось и чему больше всего были удивлены. После похода, уже в группе, можно оформить газету с рассказами детей, рисунками, фотографиями, где они делятся своими впечатлениями о походе.
Параллельно проводится работа с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к детскому туризму, как средству здорового совместного семейного отдыха. Подготавливается информация для родителей, рекомендации, информационные листки. Можно пригласить родителей на практические занятия по обучению детей туристическим навыкам. Родителям также отводится роль в подготовке детей к походам. Они подготавливают экипировку юного туриста: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста.
Личный пример взрослых усиливает желание ребенка принимать участие в походах, занятиях - прогулках и добиваться положительных результатов в данном виде деятельности. Созданные фотовыставки на основе семейных фотографий из походов с родителями хорошо мотивируют детей на двигательную активность.
А еще мы планируем провести совместные с родителями туристические походы уже за территорию детского сада.
Спасибо вам за внимание.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тематический педсовет
«Совершенствование условий для формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества через реализацию системно-деятельностной технологии обучения».
Форма проведения: «Педагогический кафетерий»
Цель: Систематизировать работу по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО. Провести анализ условий для формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:
1. Изучить условия, созданные в группах для организации трудовой деятельности.
2. Изучить опыт работы педагогов по ознакомлению детей с трудом взрослых
3. Определить перспективы деятельности педагогического коллектива в вопросах организации трудового воспитания.
План проведения педсовета:
- Приветствие участников педагогического совета. (старший воспитатель)
- Педагогический кафетерий «Совершенствование условий для формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества через реализацию системно-деятельностной технологии обучения»
- РОР – популярное. Результаты тематического контроля.
Теоретические аспекты трудового воспитания детей в условиях ДОО.
- НIT – хит сезона. Правила и приемы организации трудовой деятельности детей.
- THE BEST – идеи в работе. Представление и защита наглядного материала для работы с родителями по трудовому воспитанию
- NEW – новое в работе. Обсуждение опыта работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.
- Рефлексия
3. Подведение итогов. Принятие решений.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1. Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!
Вначале мы подведем итоги выполнения решений предыдущего педагогического совета.
Слайд 2. Добро пожаловать в кафе, но не простое, а педагогическое. В нашем кафе мы вместе попробуем разобрать ингредиенты некоторых блюд.
Для начала предлагаю ознакомиться с нашим меню. Ассортимент у нас пока не большой, так как мы только недавно открылись, но надеюсь, что блюда вам понравятся.
Слайд 3. И так сегодня в нашем кафе следующее меню:
1. Напитки: Чай «РОР - популярное».
2. Салат «НIT – хит сезона» под соусом из вопросов
3 Фирменное блюдо: Суп «THE BEST – идеи в работе»
4. Десерт: «NEW – новое в работе»
Слайд 4. Девиз нашего кафе звучит так - “Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом”.
Поэтому желаю Вам приятного аппетита!
Начну с небольшого вступления. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
Слайд 5. Так какие условия мы можем создать в группах для организации трудовой деятельности?
1. создать положительную обстановку в процессе труда
2. подобрать оборудование для труда
3. создание мотивации трудовой деятельности
4. систематическое включение каждого ребенка в труд, учитывая нагрузку, состояние здоровья, интересов, способностей ребенка.
5. не забываем демонстрировать свою активность и поощрять детей в процессе и по результатам труда
А мне бы еще хотелось напомнить вам, что же такое системно-деятельностная технология обучения. “Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Слайд 6.
1.Позвольте в начале, пока готовиться основной заказ, подать вам напиток, вы сможете спокойно осмотреться, поговорить, отдохнуть.
Какое же чаепитие обойдется без чая? (у вас на столах в чашках на блюдцах есть задание: каждой группе ответить на вопрос и записать ответы на прилагаемых чайных пакетиках, фруктах, ягодах. Я предлагаю вам составить небольшой кластер: что же включает в себя трудовое воспитание в детском саду.
1 стол: Напишите, как трудовое воспитание прописано в программе: какая образовательная область и как сформулировано (по ФГОС). - область «Социально-коммуникативное развитие», формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
2 стол: По своему содержанию труд детей делится на основные 4 вида. Напишите виды труда в детском саду (по ФГОС). – самообслуживание, общественно-полезный труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Пятый вид – уважение к труду взрослых.
3 стол: Напишите формы организации труда. – поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
Педагоги выполняют задания, на доске составляется кластер.
Слайд 7.
2.Ну вот: чай выпили и теоретические аспекты все вместе вспомнили. А вот и наше второе блюдо: Салат «НIT – хит сезона» под соусом из вопросов (Правила и приемы организации трудовой деятельности детей).
Затруднения в ходе организации трудовой деятельности дошкольников
Предлагаю рассмотреть затруднения, которые чаще всего возникают в ходе организации трудовой деятельности дошкольников, и обсудить пути их решения.
Как можно справиться с трудностями, которые указаны в вашей части таблицы? Предложите варианты.
Затруднение 1 | Что делать |
Дети не испытывают положительных эмоций от трудовой деятельности и не проявляют интерес к полученным результатам | Регулировать нагрузку на детей |
Планировать трудовую деятельность | |
Поддерживать интерес детей к труду | |
Развивать чувство значимости результата труда | |
Поощрять, помогать детям во время трудовой деятельности |
Затруднение 2 | Что делать |
Во время трудовой деятельности не все дети задействованы или конфликтуют из-за того, кто и что будет делать | Заранее определять количество детей, объединенных одним видом трудовой деятельности |
Распределять обязанности между детьми | |
Использовать игровые приемы, чтобы включать детей в трудовую деятельность |
Затруднение 3 | Что делать |
Часть оборудования не используется или, наоборот, его не хватает на всех детей | Подбирать удобное, адаптированное к детской руке, травмобезопасное оборудование |
Рассчитывать по количеству детей | |
Обеспечивать свободный доступ дошкольников к оборудованию | |
Привлекать внимание детей к оборудованию во время трудовой деятельности |
(Педагоги самостоятельно определяют, а затем совместно обсуждают правила и приемы организации трудовой деятельности детей. Заполненная таблица – результат коллективной творческой мыслительной деятельности. Один из вариантов заполненной таблицы демонстрируется на слайде. ) Слайд 8.
Таким образом, мы обсудили затруднения и пути их решения.
Слайд 9.
3.Пока мы с вами наслаждались салатом подоспело наше ФИРМЕННОЕ БЛЮДО – Суп «THE BEST – идеи в работе». Это представление и защита наглядного материала для работы с родителями по трудовому воспитанию.
Слайд 10.
Формы и методы работы с родителями (на слайде)
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
Это все в теории, а теперь наши педагоги расскажут, как они работают с родителями по трудовому воспитанию. (Педагоги проходят к выставке наглядного материала). Идет демонстрация: бизиборды, альбомы, газеты, консультации по трудовому воспитанию.
Слайд 11.
4.Пока мы гуляли, нам уже и десерт подали - Десерт: «NEW – новое в работе». (Обсуждение опыта работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.) Я приглашаю педагогов. Кто хочет поделиться своим опытом по ознакомлению детей с трудом взрослых. (Педагоги презентуют свой опыт)
(Ботнарь О.Н. «Работа с бросовым материалом», Солдатова С.В., Кузнецова Е.В. «Фотомодоелирование и труд», Чижова Л.П. «Показ НОД на Пчелке», Смирнова К.С. «Лэпбук Спорт и туризм»,
Слайд 12.
5. Рефлексия. « Книга отзывов и предложений»
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
А напоследок мне бы хотелось вам преподнести комплимент от шеф-повара: (Подведение итогов смотра-конкурса, вручение грамот, благодарностей)
Вывод:
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и творчеству! До новых встреч в кафе…
Проект решения педсовета:
- Воспитателям всех возрастных групп пополнить пособия по знакомству с трудом взрослых. Срок: до 15 апреля 2019 г.
- Старшему воспитателю провести внеплановый семинар для педагогов на тему «Системно-деятельностная технология обучения» Срок: до 10 апреля 2019 г.
- Привести уголки дежурств в соответвие с требованиями программы и критериями конкурса. Срок: до 15 апреля 2019 г.
- Каждой возрастной группе разработать по одному конспекту НОД по данной теме в срок до 15 апреля 2019 г.
- В группах младшего дошкольного возраста дополнить материал схемами для развития навыков самообслуживания (последовательность одевания, проведения КГН).
Срок: до 15 апреля 2019 г.
- 1 раз в месяц обеспечивать сменяемость имеющейся информации в уголках для родителей во всех возрастных группах. Использовать интерактивные формы работы с родителями.
Срок: постоянно
- Для поддержания интереса к трудовой деятельности у детей необходимо шире использовать такие формы организации, как проблемные ситуации, игровые и образовательные ситуации с использованием схем, моделей в ходе трудового процесса
Срок: постоянно









