Система оценивания образовательных достижений


Предварительный просмотр:

Диагностический материал для определения школьной зрелости выпускника ДОУ

 Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе

  • Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).
  • Тест "Способность к обучению в школе" Г.Витцлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет.
  • Методика Н.И. Гуткиной "Домик" предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методика    "Образец    и    правило" (разработана    А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
  • Методика "Графический диктант" Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
  • Методика "Лабиринт" предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
  • Методика "Последовательность событий" предназначена для диагностики мышления.
  • Методика "Найди звук" служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).

 Психологические тесты для диагностики познавательной сферы

Методика "Узнавание фигур" предназначена для диагностики особенностей восприятия.

Методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов" предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

Психологические тесты для диагностики  эмоциональных состояний

  • Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
  • Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности..
  • Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
  • Тест "Сказка". Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
  • САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
  • Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
  • Методика "Кактус" М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.

Психологические тесты для диагностики межличностных отношений

  • Социометрическая игра "Секрет" (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
  • Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
  • Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
  • Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкина.
  • Методика "Изучение сплоченности коллектива" (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
  • Методика "Диагностика родительского отношения" А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал:  1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) "Маленький неудачник". Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок  представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
  • Рисуночный тест "Рисунок семьи" (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.
  • Тест К.Маховера "Нарисуй человека" предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.
  • ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.  



Предварительный просмотр:

                                                                                  Педагогическая диагностика.

Реализация  программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Задачи педагогической диагностики:

*Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);

*Оптимизация работы с группой детей.

  Инструментарий  для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка.  

Диагностический материал включает два блока:

1)    Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;

2)    Диагностика развития базовых личностных качеств.

.Побуждения оцениваются по критериям:

4 -  устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

3-    неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;

2 -    ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

1 -    не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:

4 -    четкие, содержательные, системные;

3 -    четкие, краткие;

2 -    отрывочные, фрагментарные;

1-    не оформлены.

Умения, навыки оцениваются по критериям:

4 -    выполняет самостоятельно;

3 -    выполняет с помощью взрослого;

2 -    выполняет в общей со взрослым деятельности;

1 -    не выполняет.

Критерии вносят в диагностические карты.

Карта наблюдений детского развития /индивидуальная динамика.

Социально – коммуникативное развитие.

Социализация, развитие общения,

нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

         Формирование основ

              безопасности.

Фамилия,

имя

ребёнка

Социа-лизация

Развитие

общения

Нравст-

венное

воспи-тание

Образ Я

Семья

Д/сад

Родная

страна

КГН

Самооб-

служива-

ние

Труд

Безопас-ное поведение в природе

Безопас-ность на дорогах

Безопас-ность собственной жизнедеятельнос-

ти

Пока-

затель

на начало

года

Пока-

затель

на

конец

года

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

*Умеет сообща играть, трудиться, заниматься; умеет находить общие интересные занятия.

*Уважительно относится к старшим.

*Проявляет заботу о младших, помогает им, защищает тех, кто слабее.

*Проявляет заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания.

*Умеет  оценивать свои поступки и поступки сверстников.

*Имеет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

*Употребляет в речи вежливые слова, использует фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

 Образ Я. 

*Имеет представления об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим).

*Имеет представления о себе в прошлом, настоящем и будущем.

*Соблюдает уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья.        

*Имеет представления о семье и её истории.

*Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

*Знает свои обязанности по дому, принимает посильное участие в подготовке семейных праздников.

Детский сад.

*Проявляет интерес к окружающей среде детского сада, умеет замечать изменения в оформлении помещений, объяснять причины изменений, высказывать своё мнение.

*Стремится поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать её произведениями искусства, рисунками.

*Имеет представления о себе как о члене коллектива, участвует в проектной деятельности, взаимодействует с детьми других возрастных групп.

*Принимает участие в мероприятиях детского сада, в том числе совместно с родителями.

 Родная страна.

 *Имеет представления о малой Родине; о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.

*Имеет представления о родной стране, о том, что Россия – многонациональная страна; о государственных праздниках.

*Имеет представления о Российской армии.

  Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание.

  Культурно-гигиенические навыки.

*Соблюдает культурно – гигиенические навыки: следит за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком.

*Умеет правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание.

*Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу, опрятно заправлять постель.

*Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, убирать их.

Общественно-полезный труд.

*Проявляет желание выполнять посильные трудовые поручения, участвовать в совместной трудовой деятельности.

*Имеет необходимые навыки в разных видах труда, самостоятельность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

*Умеет оценивать результат своей работы.

*Помогает взрослым поддерживать порядок в группе и на участке.

*Добросовестно выполняет обязанности дежурных по столовой.

Труд в природе.

*Проявляет желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями и животными в уголке природы.

*Участвует в посильном труде в природе (осенью, зимой, весной и летом).

*Имеет представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.

Уважение к труду взрослых. 

*Бережно относится в предметам, сделанными руками человека.

Формирование основ безопасности.

Безопасное поведение в природе. 

*Имеет понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

*Знает и называет явления неживой природы, знает правила безопасности при грозе.

*Знает правила оказания первой помощи при укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

*Знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

*Знаком с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «»Дорожные работы» и т.д.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

*Знает и соблюдает правила безопасного поведения во время игр в разное время года.

*Имеет и соблюдает правила безопасного поведения в быту (обращение с электроприборами..)

*Имеет знания о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

*Знаком с работой МЧС.

*Знает, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

*Знает своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

                                                                                   Познавательное развитие

Фамилия имя ребенка

Познавательно – исследовательская деятельность

Ознакомление с миром природы

Первичные представле-ния об объектах окружаю-щего мира

Сенсорное развитие

Проект-ная деятель-ность.

Дидакти-ческие игры

Знания о живот в т.ч. о пресмыкающихся, образе жизни

Растения ближайшего окруже-ния

Комнат-ные растения

и уход за ними

Знания о насеко-

мых

Взаимо-связь природ-ных явлений

Знания о значении солнца и воздуха

Чередова-ние времен года, их характеристики

Правила поведе-ния в природе

Н.

г.

К.

г.

                                                                                  Познавательное развитие

Формирование элементарных

математических представлений

        Приобщение к социокультурным ценностям

Фамилия имя

ребенка

Количество

Величина

Форма

Ориентировка  в пространстве

Ориентировка во времени

Труд и орудия труда

Знания о культурных явлениях

Деньги и  их функция

Знания о профессиях и результатах  их труда

Элементарные представления об истории человечества

Н г

К. г

Познавательно-исследовательская деятельность.

*Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

*Умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.

*Умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Сенсорное развитие.

*Развито восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и тд.)

* Знает цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Умеет различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.

*Знает и называет геометрические фигуры, умеет использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

*Умеет обследовать предметы разной формы. Имеет представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).

 *Развит  познавательно-исследовательский интерес при показе занимательных опытов, фокусов.

Проектная деятельность.

* Стремится принимать участие в проектной деятельность исследовательского типа,  организовывать презентации проектов. Имеет представления об авторстве проекта.

 Дидактические игры.

* Умеет сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

*Стремится действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

*Умеет подчиняться правилам в групповых играх.

Ознакомление с миром природы.

*Умеет наблюдать, развита любознательность.

 *Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знаком с понятиями «лес», «луг» и «сад».

  *Знает и называет комнатные растения, умеет  ухаживать за растениями.

  * Имеет представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

  *Имеет представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

  *Знает и называет птиц (ласточка, скворец и др.).

  *Имеет представления о пресмыкающихся и насекомых.

  * Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

  *Знаком с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

  *Знает, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

  *Знает  о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

  * Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

  *Знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Речевое развитие

Развитие речи

Художественная литература

Фамилия имя ребенка

Развивающая речевая среда

Формирова-ние словаря

ЗКР

Граммати-ческий строй

Связная речь

Интерес и эмоциональ-ное отношение к содержанию произведения

Участие в драматизации произведения

Выразитель-ное чтение

стихов

наизусть

Проявление интереса при рассматрива-нии иллюстраций  к произведениям

Н.г.

К.г.

Развивающая речевая среда.

*Владеет речью как средством общения.

 *Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточняет источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

 *Умеет использовать в повседневной жизни, в играх  формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

 *Умеет решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

 Формирование словаря.

*Употребляет в речи  существительные, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду.

 *Умеет подбирать существительные к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слова со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

 *Употребляет слова в точном соответствии со смыслом.

 Звуковая культура речи. 

 *Правильно, отчетливо произносит звуки.

 *Умеет различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,

с — ш, ж — з, л — р.

 *Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец).

 *Развита интонационная выразительность речи.

 Грамматический строй речи.

 *Умеет согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

 *Владеет разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

 *Умеет образовывать однокоренные  слова (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

 *Правильно употребляет существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

 *Умеет составлять по образцу простые и сложные предложения.

 *Умеет пользоваться прямой и косвенной речью.

  Связная речь. 

 *Умеет поддерживать беседу.

 *Высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

 *Умеет  связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

 *Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

 *Умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

 *Умеет составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература.

*Развит интерес к художественной литературе.

*Развито эмоциональное отношение к литературным произведениям.

*Читает  стихи выразительно, с естественными интонациями; участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках.

     

                                         

                                                 Художественно – эстетическое развитие.

Фамилия имя ребенка

Приобщение к искусству

Изобразительная

деятельность

Конструктивно-модельная

деятельность

Пока-

затель

на

начало

года

Пока-

затель

на

конец

года

Рисование

Лепка

Аппликация

Приобщение к искусству.

*Имеет интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

*Умеет соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

* Умеет выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

*Имеет представления о жанрах изобразительного и музыкального искусства.

*Знаком с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.

*Имеет представления о графике (ее выразительных средствах). Знаком с творчеством художников-иллюстраторов детских книг

 (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин и др.).

*Имеет представления об  архитектуре. Знает о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

*Развита наблюдательность, умеет внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

*Имеет представления  о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

*Бережно относится к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность.

*Проявляет интерес детей к изобразительной деятельности.

*Развито эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

*Умеет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

 *Проявляет способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

 *Умеет организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для занятий; работать аккуратно.

 *Умеет рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Конструктивно-модельная деятельность.

*Умеет устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что он видит в окружающей жизни, создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).  

*Умеет  выделять основные части и характерные детали конструкций.

*Умеет заменять одни детали другими.

*Умеет  создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

*Умеет строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

                                                                                            Физическое развитие.

Фамилия имя ребенка

Формирование начальных

 представлений о ЗОЖ

Физическая культура

Начало года

Конец

года

Имеет представление о ЗОЖ

Имеет представле-ния об особеннос-тях собственно-го здоровья

Имеет потребность в  ЗОЖ

Имеет представления о технике безопасности в работе со спортивным инвентарем

Проявляет сочувствие к болеющим

Имеет интерес к спорту и физкультуре

Подвижные игры

*Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

*Имеет представления о правилах ухода за больным (заботиться о нём, не шуметь, выполнять его просьбы).

*Проявляет потребность в здоровом образе жизни, имеет интерес к физической культуре и желание заниматься физкультурой и спортом.

*Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, проявляет инициативу и творчество.

* Стремится участвовать в играх с элементами соревнования, играх – эстафетах.

        

                                         Примеры описания инструментария по образовательным областям.

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

       1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

       Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

       Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

       Ситуация: В гости к детям пришли две девочки из соседней группы.

       Задание: как ты (вы) поступите?

       2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям.

       Методы: беседа, проблемные ситуация.

      Форма проведения: подгрупповая.

       Ситуация: случившаяся ссора детей.

       Задание: «Что случилось?», «Как ты считаешь, кто виноват?», «Как можно исправить ситуацию?».

       3. Имеет представления о семье, родном крае, стране.

       Метод: беседа.

       Форма проведения: индивидуальная.

       Вопросы:

       Назови домашний адрес.

       С кем ты живёшь?

       У тебя есть бабушка, как её зовут?

       Кто ты для бабушки и дедушки /внук/?

       Назови село, в котором ты живёшь?

       Как называется наша страна?

      Сможешь назвать главный город страны?

     

       Образовательная область «Познавательное развитие».

       1.Предметное и социальное окружение.

       Знает  и называет свойства и качества различных предметов.

       Методы: дидактическая игра, вопросы.

       Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

       Материал: предметы разного качества – резиновые, стеклянные, деревянные, пластмассовые.

       Задания:

       *Объедини предметы, сделанные из стекла, резины и т.д.

       *Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала (твёрдая или мягкая, хрупкая или прочная и т.д.)

       

      Ознакомление с природой. Методы: наблюдения, игровые задания, беседы.

      2.Знает и называет зимующих птиц.

      Метод. Игра «Кто лишний».

      Форма проведения: индивидуальная.

      Материал: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц.

      Задание: какая птица лишняя и почему?

      Формирование элементарных математических представлений.

      3. Умеет ориентироваться в окружающем пространстве.

      Метод. Игровое упражнение «Сделай так, как я скажу»

      Форма проведения: индивидуальная.

      Задания: «Сделай 2 шага вперёд, один шаг влево, 3 шага назад, 2 шага вправо.

      Что ты видишь справа (слева) от себя?

      Возьми куклу и посади справа от себя.

      Посади куклу перед собой и т.д.

      Образовательная область «Речевое развитие».

      1.Умеет определять место звука в слове.

      Метод. Дидактическая игра.

      Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

      Материал: предметные картинки подобраны так, чтобы один и тот же звук находился в начале, середине и в конце слова.

      Задание: рассмотреть картинки и разложить по группам: картинки, где заданный звук в начале слова; картинки – в середине слова;

      картинки – заданный звук в конце слова.

       2. Связная речь. Умеет придумывать концовку к сказке.

      Метод. Игра – задание «Придумай свою сказку».

      Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

      Материал: начало сказки.

      Задание: «Придумай конец сказки».

      Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

      1.Приобщение к искусству.

      Методы: игра – задание «В мастерской художника». Наблюдение (как ребёнок воспринимает содержание картины, её выразительные  

      средства), вопросы.

      Форма проведения: индивидуальная.

      Материал: картины различных жанров, предметов прикладного, народного и декоративного искусства, живопись, книжная графика,

      различные средства художественной выразительности.

     Задание: Какие предметы нравятся, почему? Какие изобразительные материалы использованы?

      2.Умение лепить по представлению, передавать характерные особенности.

     Методы: наблюдение. Анализ детской работы.

     Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

     Материал: доска для пластилина, пластилин.

     Задание: вылепить кого – либо из зверей в соответствии с сюжетом из сказки «Теремок», объединить в композицию.

      3. Умеет выполнять постройку по рисунку, самостоятельно подбирает необходимый строительный материал.

     Методы: игра, наблюдение.

     Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

     Материал: рисунок постройки, строительные детали, игрушка.

     Задание: «Построй такой же дом игрушке».

     Образовательная область «Физическое развитие»

     Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.

     Методы: игра, наблюдение.

     Форма проведения: индивидуальная.

     Материал: сюжетные картинки, имеющие положительное и отрицательное влияние на здоровье.

     Задание: выбрать картинки, которые «рассказывают» о пользе для здоровья человека.

     Умеет соблюдать правила в подвижных играх, развита двигательная активность, проявляет инициативу, творчество.

     Методы: игра «Затейники», наблюдение.

     Форма проведения: подгрупповая, групповая.

     Результаты педагогической диагностики (обследования)  используются исключительно для решения образовательных задач:

     • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной  

     коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей.

     Выводы и предложения:

     Индивидуальная работа с детьми по:

Обр. обл. «Речевое развитие»________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Познавательное развитие»_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Социально-коммуникативное развитие»_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие»_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Физическое развитие»___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Цели и задачи на учебный год____________________________________________________________________________________

         

По результатам диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут.

п/п

Ф. И. ребенка

Основное направление развивающей, коррекционной работы 
(например, развитие речи,
формирование основ экологической
культуры, развитие мелкой моторики и т. д.)

Цели, задачи

развивающей,

коррекционной

работы

Методы и средства 
развивающей, 
коррекционной 
работы

Основное

содержание

развивающей,

коррекционной

работы

Прогнозируемый
результат

Контрольные сроки

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей второй младшей группы «Мой ребенок»

1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно? (подчеркните)

а) может б) не может в) иногда

2. Дома мы, родители, играем с ребёнком в такие игры как (напишите названия игр):

3. Вспомните и напишите две самые любимые игры Вашего ребёнка:

4. Напишите (подчеркните, пожалуйста, чем чаще всего любит заниматься Ваш ребёнок? (играть, трудиться, рисовать, активно двигаться.)

5. Каким играм отдаёт предпочтение Ваш ребёнок? настольные: конструктор, мозаика, кубики и т. п., ролевые, подвижные игры (подчеркните или допишите свой вариант)

6. Мы читаем ребёнку книги (подчеркните нужный вариант)

а) ежедневно, т. к. это традиция;

б) когда есть время;

в) когда ребёнок попросит

7. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребёнка Вы хотели бы получить? Это важно для дальнейшего планирования. (Напишите, пожалуйста).

8. Сколько времени ежедневно Ваш ребенок проводит за компьютером, гаджетом?

от 10 до 30 минут; от 30 до часа; не засекаем, играет и смотрит, пока сам не устанет; ни сколько, т.к. не разрешаем (подчерните нужный вариант)

9. Сколько времени примерно ежедневно Ваш ребёнок смотрит телевизор? 10-30 минут; от 30 минут до часа; смотрит редко; категорически не разрешаем смотреть телевизор (подчеркните нужный вариант)

10. На какие продукты есть аллергия у Вашего ребёнка? Что ему категорически нельзя кушать? Напишите их:

11. В какой области необходима индивидуальная помощь Вашему ребенку: развитие речи; физическое развитие; познавательное развитие (логика, внимание, память, восприятие); художественно-эстетическое? (напишите или подчеркните)

12. Ваши пожелания и предложения воспитателям нашей группы.

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты

1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:

• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

• образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д.;

• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

5. Опиши его.        

• Какое оно по размеру, цвету?

• Каково его строение?

• Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

2. Анализ рассказа

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое), а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня...).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый), а не описание (лохматый, с хвостом, большой...).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить...).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой), а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на..., как..., такой же, как...).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

3. Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:

• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

• тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оригинальность

0—2 балла

2—6 баллов

свыше 8 баллов

Гибкость

1—2 балла

3—4 балла

свыше 5 баллов

Беглость

0—9 баллов

10—13 баллов

свыше 14 баллов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

4. Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов

• 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

• 2—3 балла — средний уровень;

• свыше 4 баллов — низкий уровень.

Ниже дан пример рисунка 7-летнего ребенка с низким уровнем зрительно-моторной координации.

Если рисунок сильно отличается от образца, как в этом случае, необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психологом, психоневрологом.

5. Диагностика специальных способностей детей

Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.

Инструкция

Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.

Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.

Таблица ответов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждения

1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.

12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша), может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.

35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.

38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.

40. Бегает быстрее своих сверстников.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.

53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.

59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка и анализ результатов

Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.

I. Интеллектуальные, познавательные способности.

II. Творческие, креативные способности.

III. Академические, учебные способности.

IV. Способности к художественному творчеству.

V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.

VI. Литературные способности.

VII. Артистические способности.

VIII. Технические, конструкторские способности.

IX. Лидерские, коммуникативные способности.

X. Спортивные, физические способности.

Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:

0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);

5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);

9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);

13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).

С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.