Воспитателям

Аллабердиева Оксана Георгиевна

 

Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством

  ср., 22.11.2017

Составитель:

Аллабердиева Оксана Георгиевна,

воспитатель

МДОУ "Детский сад №1"

город Карабаш

Консультация для воспитателей.

Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добр и ласки, духовно обогатят его жизнь. А что может духовно обогатить ребенка? Народное поэтическое слово.

Педагоги Ушинский К.Д., Тихеев Е.И., Флерина Е.А., Усова А.Н., писали о значении устного народного творчества. Они неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средство воспитания культуры речи детей, которые помогают развивать у них чутье к звуковым красотам русского языка,так как фольклорные произведения образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Очень прост поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы. Все это расширяет их словарный запас, и развивает речь детей. Также устное народное творчество способствует и социально- эмоциональному развитию детей.

Народное творчество- это клад для развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат), загадок, которые развивают логическое мышление, множество потешек о животных, временах года, что развивает память и знание детей. Шуточные песенки, скороговорки, небылицы помогают поднять настроение и успокоить ребенка. Известный исследователь детского фольклора Виноградов Г.С., заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о нравственности, о жизни, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: помогает координировать движения, вызывает радостные эмоции, развивает речь, учит преодолевать страх.

Давно уже доказано: чем раньше начинаешь говорить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам. С помощью устного народного творчества взрослому легче установит с ребенком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Детский фольклор способствует активному общению взрослого и ребенка. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. При отборе произведений для работы с детьми следует соблюдать ряд принципов:

-возрастные особенности;

-доступность содержания;

-познавательная и нравственная значимость;

-на основе подобранного материала формирование умения чувствовать   окружающий мир;

Малые фольклорные формы мы широко используем в своей работе, которые помогают во время адаптации. Так как в период привыкания к новой обстановке детки скучаютпо маме, все вокруг незнакомое, не могут, а иногда и стесняются общаться с детьми и взрослыми. Выразительно рассказанная и правильно подобранная потешка, спетая песенка помогает установить контакт с ребенком,вызвать у него положительные эмоции. Ведь народом накоплено множество потешек и песенок, позволяющих вставить любое имя например:

- Кто у нас хороший?

-Кто у нас пригожий?

-Алёшенька-хороший!

-Алёшенька-пригожий!

Слышав спокойный голос, который успокаивает ребенка, называет его ласково по имени, настроение малыша меняется.

Утром во время тяжелых расставаний с родителями встречаем детей с яркими красочными игрушками, потешками и песенками. Кошечка, зайчик, петушок и другие игрушки в сопровождении веселой песенки переключают внимание детей с грустных мыслей. Песенки, потешки, прибаутки помогают и при проведении режимных моментов: прием пищи, одевание, причесывание, умывание, укладывание на сончас.

Например, при умывании читаем потешку:

-Ручки мыли? –Мыли.

-Щечки мыли? –Мыли.

-Все помыли, ничего не забыли?

-И теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Дети легко и быстро запоминают такие простые и веселые потешки и с радостью проговаривают их вместе с воспитателем. Ласковая, колыбельная песенка помогает при первом укладывании спать. Успокаивает его, а со временем дети начинают сами подпевать эти песенки.

Знакомство с новыми потешками начинается с чтения, а затем рассматриваем картинки, игрушки героев. Рассказываем о персонажах потешки, их особенностях, объясняем новые слова.

Работа по ознакомлению с фольклором нужно проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире. Если мы разучиваем потешку о каким-либо животном, нужно вспомнить, где живет, о их детенышах, повадках, та же самая работа проводится и над потешками о природе и человеке. Эта работа развивает речь детей, словарный запас и знание детей об окружающем мире.

С удивительным педагогическим тактом народ ведет ребенка от простых игровых потешек к сложным образам сказок. Трудно себе представить мир без сказки: детство и сказка-понятие неразделимое.

В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определить свое место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе. Дети легко понимают сказки. Они удерживают внимание ребенка, развивают любознательность, вырабатывают усидчивость.

Рассказывая детям сказку, необходимо обеспечивать их активность во время слушания: предложить выполнять имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка, как ее тянут-потянут и т.д.); можно использовать разные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, показ картинок на фланелеграфе); побуждать к инсценировке отрывка из сказки.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как относиться к тому или иному сказочному персонажу: лиса-хитрая, петух-герой и т.д. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом.

Таким образом, сказка является нашим верным помощником в развитии речи и формировании нравственных качеств детей.

Наша задача-вызвать интерес детей к народной культуре и с помощью народного творчества развивать познавательную и речевую активность.

Вместе с приобщением к русскому фольклору в души маленьких детей по капельке входит любовь к нашей земле, к истории и искусству народа, к родным и близким, к самим себе и к России.

Список литературы.

1.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С.-Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

2. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

4. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.

5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

 

  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством

Составитель:

Моргунова Оксана Юрьевна,

воспитатель

МДОУ "Детский сад "

Город Карабаш

Консультация для воспитателей.

Народное творчество- это клад для развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат), загадок, которые развивают логическое мышление, множество потешек о животных, временах года, что развивает память и знание детей. Шуточные песенки, скороговорки, небылицы помогают поднять настроение и успокоить ребенка. Известный исследователь детского фольклора Виноградов Г.С., заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о нравственности, о жизни, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: помогает координировать движения, вызывает радостные эмоции, развивает речь, учит преодолевать страх.

Давно уже доказано: чем раньше начинаешь говорить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам. С помощью устного народного творчества взрослому легче установит с ребенком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Детский фольклор способствует активному общению взрослого и ребенка. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. При отборе произведений для работы с детьми следует соблюдать ряд принципов:

-возрастные особенности;

-доступность содержания;

-познавательная и нравственная значимость;

-на основе подобранного материала формирование умения чувствовать   окружающий мир;

Малые фольклорные формы мы широко используем в своей работе, которые помогают во время адаптации. Так как в период привыкания к новой обстановке детки скучаютпо маме, все вокруг незнакомое, не могут, а иногда и стесняются общаться с детьми и взрослыми. Выразительно рассказанная и правильно подобранная потешка, спетая песенка помогает установить контакт с ребенком,вызвать у него положительные эмоции. Ведь народом накоплено множество потешек и песенок, позволяющих вставить любое имя например:

- Кто у нас хороший?

-Кто у нас пригожий?

-Алёшенька-хороший!

-Алёшенька-пригожий!

Слышав спокойный голос, который успокаивает ребенка, называет его ласково по имени, настроение малыша меняется.

Утром во время тяжелых расставаний с родителями встречаем детей с яркими красочными игрушками, потешками и песенками. Кошечка, зайчик, петушок и другие игрушки в сопровождении веселой песенки переключают внимание детей с грустных мыслей. Песенки, потешки, прибаутки помогают и при проведении режимных моментов: прием пищи, одевание, причесывание, умывание, укладывание на сончас.

Например, при умывании читаем потешку:

-Ручки мыли? –Мыли.

-Щечки мыли? –Мыли.

-Все помыли, ничего не забыли?

-И теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Дети легко и быстро запоминают такие простые и веселые потешки и с радостью проговаривают их вместе с воспитателем. Ласковая, колыбельная песенка помогает при первом укладывании спать. Успокаивает его, а со временем дети начинают сами подпевать эти песенки.

Знакомство с новыми потешками начинается с чтения, а затем рассматриваем картинки, игрушки героев. Рассказываем о персонажах потешки, их особенностях, объясняем новые слова.

Работа по ознакомлению с фольклором нужно проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире. Если мы разучиваем потешку о каким-либо животном, нужно вспомнить, где живет, о их детенышах, повадках, та же самая работа проводится и над потешками о природе и человеке. Эта работа развивает речь детей, словарный запас и знание детей об окружающем мире.

С удивительным педагогическим тактом народ ведет ребенка от простых игровых потешек к сложным образам сказок. Трудно себе представить мир без сказки: детство и сказка-понятие неразделимое.

В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определить свое место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе. Дети легко понимают сказки. Они удерживают внимание ребенка, развивают любознательность, вырабатывают усидчивость.

Рассказывая детям сказку, необходимо обеспечивать их активность во время слушания: предложить выполнять имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка, как ее тянут-потянут и т.д.); можно использовать разные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, показ картинок на фланелеграфе); побуждать к инсценировке отрывка из сказки.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как относиться к тому или иному сказочному персонажу: лиса-хитрая, петух-герой и т.д. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом.

Таким образом, сказка является нашим верным помощником в развитии речи и формировании нравственных качеств детей.

Наша задача-вызвать интерес детей к народной культуре и с помощью народного творчества развивать познавательную и речевую активность.

Вместе с приобщением к русскому фольклору в души маленьких детей по капельке входит любовь к нашей земле, к истории и искусству народа, к родным и близким, к самим себе и к России.

Список литературы.

1.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С.-Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

2. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

4. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.

5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

 

  "Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004510


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для  воспитателей

«Труд детей в природе»

Составитель:

Аллабердиева Оксана Георгиевна,

воспитатель

МДОУ "Детский сад №1 г. Карабаша»

\https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/992060/1e657402-20b5-4276-949e-a7d91e160352/s1200

       Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им и радость.

Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу - это значит бережно относиться к живому, к результатам труда.

Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, где дети могут работать. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений , освоения навыков по уходу за ними.

Рассмотрим программные задачи формирования этих навыков и воспитания детей младшего дошкольного возраста в данном виде труда.

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель— вырастить овощи, ягоды, цветы и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку - можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы -правильная организация труда.

Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание.

У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы).

Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Возможности детей каждого дошкольного возраста для труда их в природе, методы организации этого труда и руководства им различны.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 1 г. Карабаша»

Консультация для воспитателей

«Методы развития сенсорных способностей в процессе обучения аппликации»

2022 год

Планомерность обучения детей -один из важнейших принципов решения комплекса образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.https://st2.depositphotos.com/8416818/11405/i/950/depositphotos_114055340-stock-photo-children-paper-applique-colored-caterpillar.jpg

Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии детей и вызывают большой интерес у них.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Задачами развития сенсорных способностей на занятиях аппликации могут быть следующие:

  • развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
  • научить располагать в узоре несколько форм;
  •  развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
  • развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
  • развивать воображение, творческие способности детей.

Как же сделать обучение детей аппликации интересным, а выполнение детьми изобразительных заданий осмысленным?

Игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно - ролевой игры.

Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста Комарова Т. С. относит информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод.

Информационно-рецептивный метод иногда называют объяснительно-иллюстративный, педагогами он применяется для того, чтобы помочь детям воспринимать предметы и явления окружающего мира, понимать содержание музыкальных и литературных произведений и отражать их в изобразительной деятельности. Для этого организуются наблюдения, обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех

На занятиях детям раздают разную цветную бумагу (в основном, мягкую): гофрированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (разных цветов), папиросную и т.п. При этом обращают их внимание на особенности каждой и предлагают ее пощупать, помять, порвать, пошуршать ею и определить, какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и т.п.

Дети, как правило, занимаются этим с удовольствием. Они наслаждаются производимым шумом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие - скатывают из нее маленькие комочки, третьи - пытаются сделать большой ком, сминая плотную бумагу, но он распрямляется и образует какую-то фигуру и т.п.

К сожалению, в практике почти не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как изобразительного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого.

Для развития восприятия и воображения детей использовала такие игры и упражнения, как «Дети на прогулке», «На что это похоже», в которых дети должны на основе восприятия схематических изображений или заместителей создавать новые образы;«Волшебная мозаика» - научить создавать в воображении предметы, основываясь на схематичном изображении деталей предмета и другие подобные игры.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Карабаша»

Консультация для воспитателей

Тема: «Секреты воспитания вежливого ребенка»

Подготовила : Аллабердиева О.Г.

2023 год

Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них.

От ребёнка мы, взрослые, чаще всего добиваемся послушания и при этом сами далеко не всегда бываем уравновешенными. Ребёнок теряется под нашим напором и замыкается или озлобляется. И чтобы этого не происходило, помимо всего прочего и, прежде всего, ребёнок должен как можно чаще слышать обращённое к нему доброе, мягкое слово. Оно ему необходимо так же, как еда. Ребёнок должен слышать уважительное к нему отношение, сознавать, что он равный среди других, но и, конечно, понимать свои обязанности. Более того, взрослый, обучая ребёнка вежливому отношению к окружающим, сам создаст такие условия, что его требовательность к ребёнку не будет выходить за границы дозволенного. По крайней мере, он это обязательно почувствует и, возможно, задумается о своём собственном поведении. Только в условиях взаимной вежливости можно говорить о воспитании культурного поведения.

Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, что слово, сказанное ребёнком, может быть для него поступком. И чтобы родители в общении с ребёнком, более трепетно и бережно относились к таким словам, поскольку именно на этом строится процесс воспитания.

Очень важно следить за тем, чтобы дети и в повседневной жизни активно пользовались навыками вежливого общения с окружающими. Родители не должны забывать о том, что только личный пример вежливого обращения способен убедить ребёнка в важности и необходимости таких простых и доступных слов, как «Спасибо» «Извините» «Здравствуйте», «До свидания».

C:\Users\1\Desktop\Пчелки\IMG20220823164037.jpg

Памятка

Секреты воспитания вежливого ребёнка.

Ваш ребёнок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведёте себя:

  1. Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
  2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребёнка, не говорите при нём или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
  3. Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребёнка.
  4. Предъявляете к детям единые требования, разногласия выясняете между собой в отсутствии ребёнка.
  5. Предъявляя к ребёнку, какие – то требования, предъявляете их и себе.
  6. Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе ещё рано».
  7. Не        забываете        говорить        ребёнку        «пожалуйста»,        «спокойной        ночи»,

«спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.

  1. Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю:

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе и за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом. С.Брандт.

Рекомендации

Для самостоятельного установления контактов ребенка с другими детьми и окружающими взрослыми необходимо особое внимание уделять воспитанию вежливости и развитию умения употреблять вежливые слова и выражения, закреплять знания детей о формулах словесной вежливости.

При общении с детьми дома не забывайте:

1.        Если в выходной день ребенок проснулся раньше родителей, понаблюдайте за ним, напомните о добрых приветствиях, если он сам забыл. Если нет – обязательно похвалите;

2.        Обращаться с ребенком по имени, а также используя ласковые слова;

Утром говорить «доброе утро», а вечером «спокойной ночи»; Высказывать просьбу со словами «пожалуйста»; Благодарить за помощь; Говорить комплименты; Осторожно высказывать критические замечания.

Почитайте детям: А.Барто «Медвежонок – невежа», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Д.Дриз «Добрые слова», Дж.Родари «Розовое слово

«привет», В.Салоухин «Здравствуйте», Осеева «Вежливое слово» и т.д.

Желаем Вам удачи!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 1 г.Карабаш»

Консультация для воспитателей

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Выполнила: Аллабердиева О.Г.

2023 год

В дошкольном возрасте восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

Остановимся на них более подробно.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте. Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений. В дошкольном возрасте восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

– восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

– зрительное восприятие становится одним из ведущих: воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму,

величину (освоение сенсорных эталонов);

– совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Внимание. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание – это психический процесс, условием которого является успешное осуществление любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2– 3 предметами, оно становится более устойчивым. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Память. Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно – образное мышление.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

– преобладает непроизвольная образная память;

– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

– словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

– формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

– по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Мышление. Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

– ребенок решает мыслительные задачи в представлении – мышление становится внеситуативным;

– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

– возникают попытки объяснить явления и процессы;

– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Воображение. Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого бедностью, смутностью и схематичностью образов. Ведь в основе образов воображения лежит комбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры.

Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Развитие речи. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

– расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

– феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и

языковых структур;

– убывание эгоцентризма детской речи;

развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

– развитие функций речи:

— речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется – от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа не удовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;

– речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения.

Таким образом, дошкольный возраст сенситивен для развития психических познавательных процессов.

C:\Users\1\Desktop\Пчелки\IMG20220831094120.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 1 г. Карабаша»

«Инновационные формы работы по познавательному развитию детей»

Подготовила : Аллабердиева О.Г.

2023 г

Среда развития ребенка дошкольного возраста – это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющей.

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Требования как основа для проектирования и развития предметно-развивающей среды детского сада.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме.  Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки. 

Непременным  условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.

 Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над, а вместе» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

а) Обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру).

б) Радости существованию ( психологическое здоровье).

в) Формирование начал личности (базис личностной культуры).

г) Развитие индивидуальности ребенка (не «запрогромированность», а содействие развитию личности).

Одной из главных задач построения предметно - развивающей среды является обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.

Выполнение этой задачи невозможно без  организации и постоянного обновления развивающей среды для дошкольников.

 Требования к содержанию обновления развивающей среды:

 1 Содержание предметно-развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями - физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественная литература, музыка и обеспечивать  развитие, обучение и воспитание детей.

2 Соответствие программным требованиям, задачам воспитания и образования.

3 Соответствие возрастным особенностям дошкольников.

4 Необходимо учитывать интересы  мальчиков и девочек при организации центров и игровых зон.

Исходное требование к среде – её проблемность и развивающий характер. Она через своё содержание должна создавать для творческой деятельности каждого ребёнка условия, стимулирующее его развитие.

Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

• для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

• четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

• в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;

• в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.

Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.