Научно-методическая деятельность
В период с 2018-2021гг я активно участвовала в конференциях, круглых столах, проблемных семинарах, мастер-классах.В 2019 г. в составе рабочей группы ДОУ я участвовала в работе экспериментальной апробации и внедрению в практику работы программно-методического комплекса "Азы финансовой культуры для дошкольников".В 2021г. мной обобщен педагогический опыт по теме:"Поддержка детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.19 КБ | |
| 23.91 КБ | |
| 16.77 КБ | |
| 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
на тему:
« Создание и использование аудиофайла « Звуки бытовой техники и приборов» в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Выступающий :
воспитатель
МБДОУ « Детский сад №6»
пос. Механизаторов
Тарасова Светлана Евгеньевна
май 2019 г.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию аудиофайл « Звуки бытовой техники и приборов».
Идея создания его пришла мне, участвуя в мастер – классе в рамках муниципального сетевого проекта « Виртуальный детский мир». Для создания аудиофайла я использовала программу « Audacity». Определение темы аудиофайла соответствует тематическому планированию работы с детьми на учебный год.
Раздел: «Предметное окружение».
Темы: «Предметы, облегчающие труд человека в быту», « Что предмет расскажет о себе».
Наряду с основными задачами этой темы:
- формировать представление детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, их назначении;
- побуждать детей выделять особенности предметов( размер, форма, цвет, материал, части, функции, назначении)
этот аудиофайл помогает научить детей определять технику и приборы по звучанию. Это в свою очередь расширяет сенсорные представления детей и оживляет процесс организованной образовательной деятельности.
Данный аудиофайл можно использовать как часть НОД, так и в индивидуальной работе с детьми, в подготовке к утренникам и развлечениям.
Для того, чтобы дети могли использовать его в самостоятельной игровой деятельности я его доработала, включив голос.
Таким образом, дети самостоятельно организовавшись и используя магнитофон, играют без участия взрослого.
( предлагаю прослушать аудиофайл)
Такая работа заинтересовала меня и вызвала интерес у детей.
У нас в группе уже накопилась подборка аудиофайлов.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №6» ПОС.МЕХАНИЗАТОРОВ, О.МУРОМ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ: «МЫ ЕДЕМ В ЗООПАРК».
Авторы составители: Тарасова С.Е., воспитатель
Язева Т.В., воспитатель
Дата проведения: 27.01.2017г.
Цель: расширять представления детей о диких животных жарких стран.
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать расширению знаний о диких животных, их внешнем виде, характерных особенностях;
- закреплять знания о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на улицах города;
- закреплять знания и навыки культурного поведения в общественных местах;
- продолжать учить рисовать на заданном силуэте.
2. Развивающие:
- развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения
- развивать познавательные процессы: память, воображение, речь, внимание
- стимулировать творческую активность детей в игре;
- развивать двигательную активность.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру общения, интерес к играм, эмоциональную отзывчивость к участию в коллективной музыкально- игровой деятельности;
Оборудование:
Технические средства: магнитофон и аудиозаписи.
Демонстрационный материал: коллаж «Веселый зоопарк», Буратино, мольберт, эскиз жирафа для образца.
Раздаточный материал: гуашь, эскизы жирафов на каждого ребёнка, влажные салфетки, клеёнки, ватные палочки, баночки.
Предварительная работа: беседы о животных, рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: « Дикие животные», дидактические игры «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», «Светофор», «Чей малыш?», игры - перевоплощения в животных, заучивание стихов о животных, загадывание загадок, чтение стихов С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», сюжетно-ролевая игра «Шофёр», подвижная игра « Воробушек и автомобиль».
Содержание деятельности
Этапы | Содержание | Время проведения |
1.Процесс вовлечения | Мой звонок звенит заливается, И ребята вокруг собираются. В интересную игру поиграем? Никого не оставляем, всех принимаем. Воспитатель: Слышите, кто- то с нами разговаривает. Кто это может быть? (Буратино). Он был в зоопарке. Там было интересно, ему очень понравилось. Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (Парк, где живут животные). Хотите побывать в зоопарке? Я сегодня в зоопарк, приглашаю всех ребят. Мы отправимся туда на автобусе. Мы будем пассажирами. Какие правила нужно соблюдать? (Не шуметь) | 2 минуты |
2. Процесс целеполагания | Звучит песенка «Про автобус» (сопровождают слова соответствующими движениями). Остановка «Зоопарк». Воспитатель: Зоопарк находиться на противоположной стороне дороги. Где нам перейти дорогу? (Ответы детей) Очень, очень осторожно Через улицу иди. И налево, и направо Непременно посмотри. Проигрывание сюжета «Зоопарк» Мы шагаем в зоопарк Побывать там каждый рад В зоопарке жизнь кипит Кто- то роет, кто- то спит. Ходят, плавают, летают И за ними наблюдают. На доске появляется коллаж с изображением зоопарка. Прежде, чем войти в зоопарк, вспомним правила поведения. 1.Не кормить животных. 2. К клеткам не подходить близко. 3. Не кричать, не шуметь. 4. Не дразнить. Чтобы узнать, какие животные находятся в этом зоопарке, Буратино вам приготовил необычные загадки. Воспитатель загадывает детям загадки про льва, слона, крокодила, жираф. (Ответы детей) Буратино предлагает исполнить танец «У жирафа пятна пятна». -Теперь мы не ребята, а весёлые зверята. | 5минут |
3. Процесс планирования | Слышится плач. На мольберте - жирафы без пятен. А чем так жирафы опечалены? Чего у них на теле нет? (пятнышек). Наши жирафы резвились с нами, вот и пятнышки свои растеряли. Как мы можем им помочь? Сделаем доброе дело, подарим пятнышки жирафам, чтобы больше они не грустили. На что похожи пятнышки? (на круги) Нарисуем в воздухе круги. Какого они цвета? (коричневого) Сколько их на теле? (много). Объяснение способа рисования ватной палочкой. (На мольберте – жираф). А чем мы будем рисовать? Краски есть, а кисточек нет. Как же быть? Ответы детей. Можно нарисовать ватными палочками. Для этого возьму в руку ватную палочку и опущу ее в гуашь коричневого цвета, затем аккуратно буду на теле жирафа ставить пятна, оставляя отпечатки, много, много. Чтобы у нас всё получилось, разогреем пальчики. Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?». | 2 минуты |
4. Процесс осуществления действий | Самостоятельная работа детей. Дети приступают к работе. Звучит песня «Веселый зоопарк». Во время работы воспитатель следит за осанкой детей. Индивидуальная работа с каждым ребёнком. (Уточняет, какой формы пятна, сколько их , рисовать необходимо по всему телу, оказывает помощь затрудняющим детям). После выполнения задания напомнить детям вытереть руки влажной салфеткой. | 5 минут |
5. Рефлексия | Выставка работ. Какие получились у вас жирафы? (нарядные, красивые, пятнистые) В благодарность жирафы дарят раскраски. Дети благодарят. Воспитатель: А нам, ребята пора возвращаться в детский сад, наше путешествие подошло к концу. Дети садятся в автобус. Звучит песня «Мы едем, едем» (в исполнении взрослого и детей) Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? Что узнали нового, интересного? Что больше всего запомнилось? (Ответы детей.) Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными, активными, дружными, вежливыми, а это самое главное. Спасибо вам большое. Мне очень понравилось с вами играть. | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Выступление на проблемном семинаре на тему:
«Использование финансовых мини- спектаклей в рамках реализации Программы «Азы финансовой культуры для дошкольников».
Автор:
Тарасова Светлана Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №6»
пос.Механизаторов.
о.Муром, 2020г.
В нашем детском саду с сентября 2019 года апробируется Программа дошкольного образования «Азы финансовой культуры для дошкольников»ё . Педагоги прошли обучение на семинаре ВИРО г. Владимир в рамках инновационной федеральной площадки и продолжают обучение через участие в веб-семинарах.
Проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, т. к. это время когда закладываются азы будущего финансового здоровья. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально - психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» разработана авторским коллективом (Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.В.Рыжановская) с целью формирования финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, эстетически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» составлена в соответствии с ФГОС.
Под эту программу подготовлена серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников», « Читаем и обсуждаем», « Рассуждаем и решаем», «Играем вместе», «Мини – спектакли», « Говорим с детьми о финансах», «Методические рекомендации».
Программа предлагает вариативные формы обучения – каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание тематического плана.
Содержание программы включает 7 тем, содержащих 36 занятий. Все предлагаемые формы и методы проведения занятий, носят инновационный и интегративный характер, позволяют решать задачи из двух и более образовательных областей.
Одно из форм работы с детьми предлагается использование авторских мини - спектаклей. Финансовые мини-спектакли - особое сказочное представление, которое раскрывает для ребенка удивительный мир экономики и финансов, знакомит с экономическими понятиями и терминами, обогащает его словарный запас и является примером правильного произношения, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления, независимости, показывает взаимоотношения между людьми.
Мини—спектакли–постановки для детей старших и подготовительных групп детских садов. Сюжеты их очень компактны, рассчитаны на 20-30 минут и направлены на закрепление основных понятий, включенных в программу «Азы финансовой культуры для дошкольников». Каждая обучающая постановка создается в соответствии с конкретными задачами обучения и воспитания, которые обозначены перед сценарием. Эпизоды сказочных постановок фиксируются в сознании ребенка и помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, а также учат различать важнейшие нравственные категории. В конце каждой постановки даются вопросы, которые необходимо обсудить детям в группе с воспитателем и по возможности дома с родителями, чтобы закрепить и проконтролировать правильность понимания и степень усвоения материала ребенком.
Сейчас я предлагаю вам побыть немного детьми и посетить волшебный край театра. Мы разыграем спектакль «Долг платежом красен».
Желающим педагогам раздаются тексты по ролям шапочки персонажей воздушные шарики.
Закрепляем понятия: долг занимать возвращать отдавать. Осознаем, что если взял что—то в долг на время, обязан вовремя вернуть.
Воспитываем ответственность: если не уверен, что получится сделать или вернуть, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
После спектакля обсуждение с детьми:
- Почему обещание тоже называют долгом?
- Как понять поговорку: «Бери да помни! Не штука – занять, а штука – отдать».
- Если друг тебе помог, считаешь ли ты своим долгом помочь ему?
- Как понять поговорку: « Кто дает – не должен помнить об этом, а кто берет – не должен об этом забывать».
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации округа Муром
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6» пос. Механизаторов
Педагогический опыт на тему:
«Поддержка детской инициативы
детей старшего дошкольного возраста
через театрализованные игры».
Автор :
Тарасова Светлана Евгеньевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №6»
пос. Механизаторов
о. Муром
2019г.
Содержание.
- Условия возникновения опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры ………………...………………………………………………………...стр.3
- Актуальность опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры………………………………………………………………………..5
- Идея опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры…………………...6
- Теоретики и практики о проблеме поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры..7
- Новизна опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры………………….10
- Технология опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.…………………11
- Результативность опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры…… ...19
- Адресная направленность опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры..21
- Список литературы……………………………………………………….22
Приложение
- Условия возникновения опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.
Почему я выбрала данное направление? А потому что театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в театральных постановках, ребенок учится видеть прекрасное в жизни и в людях, у него зарождается стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, сохраняя уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии личности ребенка.
Как стимулировать развитие ребенка? Психологами доказано, что с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с другими детьми и воспитателями. Задача педагога заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешной, разносторонне развитой, инициативной личностью.
Наблюдая за играми, театрализованной деятельностью детей, общаясь с коллегами, проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью развития инициативы детей, используя театрализованные игры.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие ловкость, силу, третьи – конструктивные навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.
Именно поэтому мой выбор остановился на теме «Поддержка детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры». Глубоко этой темой я занимаюсь на протяжении трех лет.
2. Актуальность опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста
через театрализованные игры.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС. Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на создание благоприятных условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, инициативы и творческих способностей, поддержка самостоятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. С особой полнотой самостоятельность, инициатива, самоорганизация и творчество детей дошкольного возраста проявляются в театрализованной деятельности. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой, дает большой простор для творческих проявлений ребёнка. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии творческих способностей, инициативы у детей.
3. Идея опыта по поддержке детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих у него инициатив.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность.
Основная цель работы: создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.
Для ее реализации были определены следующие задачи:
- Создание всех необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности;
- Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
- Создание ситуации успешности для каждого ребенка
- Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
- Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
4. Теоретическая база опыта.
Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.).
В педагогике инициативность трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям. Эта позиция поддерживается рядом психологов, которые инициативность рассматривают и как мотивационную (Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров, И. Э. Плотник и др.), и как поведенческую составляющие личности (А. И. Высоцкий, Л. С. Рубинштейн, А. И. Щербаков и др.).
Вопрос поддержки детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества рассматривают Н.А.Модель, Т.Н.Гусева, К.Ю.Белая и др.
Одним из основных принципов дошкольного развития выступает поддержка детей в различных видах деятельности через самостоятельность и инициативность, которые проявляются как в свободной деятельности, так и в организованной: самообслуживание и бытовой труд, продуктивная деятельность, самоорганизация, коммуникация и т. д.
Стимулируя развитие самостоятельности и инициативности, мы показываем новые возможности детям через самооценку и самоконтроль, раскрываем успешную перспективу не только в школе, но и на протяжении всей жизни. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастливым. А счастье – это ощущение успешности собственной жизни.
Проблема детского творчества исследуется в трудах известных ученых и педагогов (Л.А. Венгера, О.М.Дьяченко, Т.С. Комаровой А.И.Савенкова, Н.П. Сакулиной, Е.А.Флериной и других).
Ученые сходятся в одном – необходимо прививать детям свободу мышления, будить их творческую активность. Элементы творческой активности в дошкольном возрасте возникают в самых простых формах. Творческие элементы зарождаются в игре как ведущей деятельности в период дошкольного детства. Игра - наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки знаний и эмоций, выражения впечатлений и эффективное средство личностного развития (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия,Д.Б.Эльконин).
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. По выражению Л. С.Выготского, « творчество на деле существует … и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что- либо новое». По мнению Н.А. Ветлугиной, ребенок в своем творчестве «открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе».
Ценность детского творчества не в практических результатах, а в том, что в процессе творческой деятельности раскрываются детские возможности.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Старший дошкольный возраст – период расцвета игры-фантазирования. Психолого-педагогическую характеристику этой игры дали А. Н. Леонтьев, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает сюжет в идеальном плане (в виде представлений). Игра чаще всего разворачивается вокруг какого-нибудь вымышленного героя – игрушки, персонажа сказки, мультфильма. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимики, жесты, экспрессивные проявления. Основа игры-фантазирования – сотворчество педагога и детей в придумывании игровых событий, последовательно связанных между собой. Плодотворным является обучение детей изменению сюжета знакомой сказки (сочинение новой концовки, включение персонажей из других сказок и др.).
Направить фантазию ребенка в новое русло можно с помощью моделирования (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко): создания схем сказочного сюжета, использования символического изображения персонажей. Творческое начало в игре всегда глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей играющих. В силу этого игра выступает как средство развития творческих способностей дошкольников.
Уровень развития инициативы у детей позволяет отследить диагностика «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе» Коротковой Н.А., Нежнова П.Г.
5. Новизна опыта
«Поддержка детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры».
Новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития инициативности, творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как в рамках НОД, так и вне их, в обозначении основных направлений организации театрализованной деятельности.
6. Технология опыта.
Основная цель работы: создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.
Для ее реализации были определены следующие задачи:
- Создание всех необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности;
- Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
- Создание ситуации успешности для каждого ребенка
- Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
- Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
Технология опыта «Поддержка детской инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры» включает разработку перспективного плана (см. приложение №1), конспектов занятий по театрализованной деятельности (см. приложение № 2), работу с педагогами и родителями воспитанников.
Формирование творческих способностей, инициативы детей в театрализованной деятельности я начала с проведения специальных игр-упражнений с детьми на развитие воображения, мимики, пантомимики, интонации и артикуляции. Это небольшие игры, которые можно использовать в соответствии с комплексно-тематическим планом работы при проведении занятий по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим миром, экологией; при проведении физкультминуток, организационных моментов и т.д., т.е. во всех формах педагогического процесса.
К таким играм относятся творческие игры – упражнения:
- Игры-имитации.
Имитация действий, особенностей поведения, эмоций людей и животных, сказочных персонажей. Например, неуклюжий медведь, храбрый петушок, хитрая лиса, грустный зайчик, радостный медвежонок. Изображая различные персонажи, дети учатся азам перевоплощения.
- Творческие игровые ситуации.
«День рождения у мишки», «Веселая рыбалка», «Цирк зверей», «Играют зайчики на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет их поймать».
- Игры-импровизации под музыку.
«Снежинки медленно падают или вдруг закружатся в снежном вихре», «Просыпаются цветы на полянке», «Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок» и т.д.). Дети с удовольствие создают игровые образы в соответствии с настроением музыки, ее темпом.
- Этюды-импровизации:
«Надо съесть кашу, которая не нравится», «ученый-изобретатель необычной машины», «робот-воспитатель», «инопланетянин в детском саду» и т.д.
- Театральные этюды по изображению различных сказочных животных на основе стихотворных текстов.
- Мини-постановки по текстам произведений малых фольклорных форм (потешек), авторских стихов.
При проведении таких игр-упражнений, я обращала внимание детей на использование мимики, жестикуляции, движений и таких средств выразительности как ритм речи, темп, особенности голоса, которые помогают передавать различные оттенки чувств: удивление, радость, обиду. Перевоплотиться в образ детям помогают элементы костюмов и декораций, которые они сами и подбирают для своих игр. Каждый ребенок по-своему проявляет характер изображаемого героя, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Говоря от имени определенного лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером по игре или этюду. А после исполнения даже самой маленькой роли и пассивный ребенок начинает проявлять активность, у него появляется радость творчества.
На следующем этапе развития инициативности, творческих способностей детей переходим к инсценировке фрагментов русских народных и авторских сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу?», «Как цыпленок голос искал», «Под грибом» др.).
Проигрывали эти фрагменты сказок несколько раз с разными детьми-актерами. Это способствовал разностороннему развитию детей в театрализованной игре, раскрывающей индивидуальность каждого ребенка. Обмен ролями дало детям возможность осваивать новые роли, самостоятельно подбирать средства выразительности, характерные для данного образа, его эмоций, переживаний и черт характера.
На данном этапе дети начали более ярко проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Задача здесь усложнилась воплощением в роли без важного выразительного средства – слова, но зато появилось больше возможностей проявить свои способности в движении, опираясь в основном на музыку.
Инсценировка детских песен: «Кузнечик», «Лев и брадобрей», «Лягушки» и др. Пластикой своего тела, движениями дети передают эмоциональный строй песен.
В результате систематического целенаправленного применения таких игр дети стали более уверенными, а их движения приобрели гибкость, подвижность и выразительность.
Развитию творческих способностей детей способствовало также их участие в подборе необходимых костюмов для изображения различных героев, атрибутов для игры, а при необходимости их изготовлении, подборе и расстановке декораций.
В самостоятельной деятельности дети разыгрывают небольшие сценки и представления, используя такие виды театра как пальчиковый театр, би-ба-бо, театр на ложках, настольный театр, театр на фланелеграфе, магнитный и др.
Следующим этапом было развитие творческих способностей детей в процессе постановки спектакля. На данном этапе я старалась соблюдать следующие условия:
- свобода в выборе деятельности, приемов и способов реализации собственного замысла
- создание атмосферы личностного эмоционального комфорта для ребенка
- обогащение предметно-развивающей среды, ее разнообразие, насыщенность, сменяемость
- создание педагогом положительной мотивации, поддержка всех творческих начинаний ребенка, отсутствие всякой критики.
Готовясь к показу спектакля, дети имели возможность попробовать сыграть любой понравившийся им образ. Каждый ребенок по-своему отображал особенности характера изображаемого героя. Обращая на это внимание, дети учатся друг у друга использовать такую жестикуляцию, мимику, темп и ритм речи, которые наиболее полно отражают образ героя.
В спектакле обязательно играют все дети группы. Пусть сначала эта роль будет маленькой и незначительной, но она доставляет ребенку огромную радость участия в коллективном творческом деле и способствует обогащению его личного опыта, помогает самым стеснительным и робким детям преодолеть робость и неуверенность в себе.
С огромным интересом дети участвовали в обсуждении, выборе и изготовлении необходимых декораций для спектакля, элементов костюмов; придумывали и рисовали афишу спектакля, разрабатывали проект программки спектакля, пригласительных билетов.
Самореализации творческих способностей, проявления инициативы, самовыражения личности способствовали такие приемы, как
- импровизация непосредственно во время театрализованной игры, инсценировки
- придумывание сказки на основе нескольких сюжетов, произведений
- введение в известную сказку новых персонажей, проблемных ситуаций
- перенос героев одной сказки в другую
- придумывание продолжения сказки или изменение ее конца
- постановка самостоятельно придуманной сказки
- самостоятельное изготовление театральных кукол, декораций на основе собственного замысла.
Создание ситуации поиска, раскованности и свободы побуждает детей фантазировать, комбинировать и импровизировать. В ходе таких игр приветствуется любая самостоятельно выдвинутая идея, оригинальное предложение и нестандартное решение. Дети могут переиначить начало и концовки знакомых сказок или мультфильмов, придумать новые события, в которые попадает герой, ввести в действие новых персонажей.
В результате чего возникает качественно иной сценарий, образ, открываются новые возможности роли. Таким образом, была придумана сказка «Теремок дружбы» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»), в которой дети не только добавили новых сказочных персонажей – собаку Кузю, львенка, дракончика, но и обогатили нравственный смысл сказки. Звери не только сами жили дружно в теремке, но и всегда помогали другим животным, попавшим в беду. Теперь все звери в лесу знали, куда им идти, если случится беда.
Добавив новых персонажей в сказке «Два жадных медвежонка», дети изменили сюжет данного произведения. В гости к медвежатам приходили их друзья – ежик, белочки, зайчик, говорили, что они очень голодные, не ели целый день и просили хотя бы кусочек сыра, но медвежата ничего им не дали и, в конце концов, были наказаны за свою жадность.
Все эти сказки, придуманные детьми, легли в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети играли особенно эмоционально и непосредственно.
Главной моей задачей являлась необходимость овладения способами поддержки детской инициативы, тактичного сотрудничества с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п., а создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Успешности использования театрализованных игр для развития творчества детей способствует соответствующая организация предметно-развивающей среды. В нашей группе создана «театральная» зона, в которой имеются разнообразные костюмы, детали которых могут использоваться для различных персонажей, т.е. такие костюмы, которые предполагают вариативность использования; театральные ширмы и различные атрибуты для игр по разным сюжетам, элементы декораций, наличие различных видов театра и материалов к нему. Наличие творческой мастерской в группе дает возможность детям изготовить всё необходимое для своих творческих игр и реализовать свое видение оформления инсценировки или спектакля.
Исходя из своих наблюдений, я могу сделать вывод, что театр, будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предоставляет детям возможность проявить свою инициативу, индивидуальные творческие способности в самых разнообразных областях.
Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи, а в свете требований ФГОС ДО, родители - это постоянные участники образовательных отношений, партнеры дошкольной организации. Поэтому в своей деятельности по поддержке детской инициативы через организацию и проведение театрализованных игр большое внимание уделяю сотрудничеству с родителями воспитанников. Взаимодействие с семьями разделила на следующие этапы:
- объяснение значимости театрализованных игр для развития инициативности, творческих способностей детей.
- расширение знаний родителей о проведении специальных творческих игр- упражнений по формированию творческих способностей детей.
- обучение приемам развития и поддержки детской инициативы через театрализованные игры дома.
Многие родители не знают, как помочь ребенку в формировании и развитии инициативности, с этой целью я пытаюсь знакомить родителей с видами и приемами проведения театрализованных игр через консультации (см. приложение№ 3), индивидуальные беседы, проектную деятельность (см. приложение № 4), где нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии театрализованных игр на развитие и формирование детской инициативы и творческих способностей являются предметом обсуждения на родительских собраниях (см. приложение № 5).
Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческой инициативы, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Плодотворное сотрудничество с педагогами ДОУ по данной теме способствует обогащению опыта работы. Это и демонстрация мастер-классов (см. приложение № 6) и консультации по данной теме (см. приложение № 7).
Только систематическая и целенаправленная работа по развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста позволяет достичь положительных результатов.
- Результативность опыта.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих у него инициатив. Наиболее ярко инициативность детей проявляются в процессе театрализованной деятельности.
С целью выявления уровня развития инициативы у детей проведена диагностика («Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе» Коротковой Н.А., Нежнова П.Г.) с группой детей 6-го года жизни на основе наблюдений в театрализованной деятельности. Для оценки использовались те сведения, которые уже есть в сознании каждого ребенка (тот "образ" ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.
По итогам наблюдений были заполнены карты развития (см. приложение № 8), разделенные на 4 бланка - по сферам инициативы:
- творческая инициатива;
- инициатива как целеполагание и волевое усилие;
- коммуникативная инициатива;
- познавательная инициатива – любознательность.
Развитие творческих возможностей – процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех ребят группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по поддержке инициативы детей дошкольного возраста через театрализованные игры во взаимодействии с родителями дала следующий результат:
- дети проявляют способность создавать широкое разнообразие замыслов;
- у детей отсутствует стереотипность мышления – новые, оригинальные, нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми нормами и стандартами;
- дети способны к созданию ассоциаций неоднородных понятий;
- проявляют творческое воссоздающее воображение;
- проявляют умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с ними новыми способами.
Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод о том, что театрализованные игры являются эффективным средством поддержки инициативы дошкольников.
8. Адресная направленность опыта.
Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни ДОУ, а также интересующимися этой темой родителями.
Диапазон опыта охватывает организацию образовательного процесса в системе индивидуальной и групповой НОД с детьми дошкольного возраста.
9. Список литературы
О театрализованных играх можно узнать из следующих источников:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ, 2003.
- Буренина А.И. Театр всевозможного, Выпуск 1. От игры до спектакля. Учебно-методическое пособие – СПб,2002.
- Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности.- Москва,1997.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие работников дошкольного учреждения – М.; ТЦСфера,2001г.
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий, развлечений, праздников.-М.:АРКТН,2002.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Школьная пресса,2000г.
- Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 3. Диагностика креативности детей и педагогов. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
- Галицкая В.И. Для чего театр детям? //Игра и дети – 2002, №6.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду – М.: Мозаика –Синтез, 2008.
- Н. Сорокина, Л. Миланович «Куклы и дети» Москва «Обруч» 2012 год.
- А. И. Буренина «Театр всевозможного. От игры до спектакля» Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2002 год.
- Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду» Москва, творческий центр «Сфера», 2009 год.
