5.Экспертная оценка результатов профессиональной деятельности
В 2020-2021 учебном году, тема моего самообразования была «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через элементарное музицирование» тема ,выбранная мной, обусловлена педагогическими наблюдениями за детьми. .Анализируя материалы диагностического обследования по музыкальному развитию детей , я сделала вывод о том, что самые низкие результаты наблюдаются у детей по разделу «Развитие чувства ритма». Тем не менее, чувство ритма – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у детей определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме. Поэтому, вся работа по развитию у ребёнка чувства ритма ведётся в соответствии с программой музыкального воспитания в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Большую помощь здесь мне оказывают такие музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой и её методические пособия; технология «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых; «Ритмическая мозаика» Н. Бурениной; кроме того, применяем в своей работе элементы музыкальной педагогики Карла Орфа.Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов.
Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка.
Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении.
Результативность данной работы можно отследить по диагностическому контролю за музыкальным развитием детей. Эта процедура проводится мной два раза в год . Обследование сформированности у детей чувства ритма является составной частью диагностики по музыкальному развитию в целом.
Показателем эффективности деятельности по развитию у детей чувства ритма средствами творческого музицирования является и формирование у них таких личностных качеств, как раскрепощённость, активность, инициативность, творческое самовыражение.
начало года
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Оптимальный |
33,3% | 66,7% | - | - |
конец года
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Оптимальный |
- | 33,7% | 50% | 16,7% |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_cherez_elementarnoe_muzitsirovanie.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования музыкального руководителя
Митрофановой Н.В.
Тема
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через элементарное музицирование»
В 2020-2021 учебном году работала по теме: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через элементарное музицирование»
Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятельности организма ребенка.
Чувство ритма трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та», «ти», «бег», «шаг»).
Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство воспитанников. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, дошкольники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя. В развитии чувства ритма большое значение имеют творческие задания в форме игры. Выполнение этих заданий требует предварительного ознакомления дошкольников с инструментами, их музыкально-изобразительными и выразительными возможностями, техникой звукоизвлечения.
Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.
Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов.
Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка.
Работу по данному направлению я обычно начинаю со словесно - ритмических игр.
Словесно - ритмические игры:
- Игры с именами
* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)
* «Назови и прохлопай своё имя ласково»
* «Угадай соё имя по хлопкам».
* «Назови и прохлопай имя своего друга»
* «Придумай ритмичные движения к своему имени»
Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д.
- Игры по типу «Вопрос - ответ»
(педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).
- Ритмическое озвучивание стихов
* Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).
Следующий этап моей работы включал Ритмические игры с предметами. Здесь я применяла игры и упражнения:
- с деревянными палочками, кубиками, картинками;
(прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).
- использовали приём «ритмическое эхо»;
С детьми 6-и лет начинала работу по ознакомлению с длительностями. Эта деятельность включала в себя формирование у детей следующих понятий:
о двудольном, трёхдольном метре; о сильной и слабой доле; освоение длительностей; знакомство с паузой.
Завершающим этапом работы с детьми по данному разделу является развитие умений по чтению ритмических цепочек и партитур.
Сначала осваивала с детьми одноголосные партитуры, потом постепенно перехожу к простейшим двухголосным. Возможно исполнение ритмических формул с ускорением темпа. Также целесообразно использовать приём построения «живых» ритмоформул. В дальнейшем дети могут сами придумывать ритмические цепочки для исполнения другими детьми. Кроме того, необходимо учить детей выкладывать и узнавать на слух ритм знакомых песенок-попевок.
Творческий уровень освоения детьми музыкальной грамоты включает ритмические игры с музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки; сказки-шумелки; озвучивание песенок-потешек; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов произведений классического и народного репертуара; исполнение несложных музыкальных произведений по графическим партитурам).
Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении. Этот раздел тоже включает в себя несколько компонентов:
Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.
Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использовали как самомассаж и массаж в парах;
Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.
Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению;
Ритмические танцы
Ритмические игры; в правилах этих игр определено задание по воспроизведению или придумыванию определённого ритма.
Ритмические импровизации (придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке; придумать ритмический аккомпанемент музыке;
придумать комбинацию ритмичных движений).
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».
Результаты обследования развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать вывод, что отмечается качественное данного показателя, что говорит об эффективности проводимых мероприятий.
начало года
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Оптимальный |
33,3% | 66,7% | - | - |
конец года
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Оптимальный |
- | 33,7% | 50% | 16,7% |