5.Экспертная оценка результатов профессиональной деятельности

Митрофанова Наталья Вячеславовна

В 2020-2021 учебном году, тема моего самообразования была  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через элементарное музицирование» тема ,выбранная мной,  обусловлена педагогическими наблюдениями за детьми. .Анализируя материалы диагностического обследования по музыкальному развитию детей , я сделала вывод о том, что самые низкие результаты наблюдаются у детей по разделу «Развитие чувства ритма». Тем не менее, чувство ритма – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у детей определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме. Поэтому, вся работа по развитию у ребёнка чувства ритма ведётся в соответствии с  программой музыкального воспитания в детском саду "От рождения до школы" под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. КомаровойБольшую помощь здесь мне оказывают такие музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой и её методические пособия; технология «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых; «Ритмическая мозаика» Н. Бурениной; кроме того, применяем в своей работе элементы музыкальной педагогики Карла Орфа.Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов.

Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка.

Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении. 

Результативность данной работы можно отследить по диагностическому контролю за музыкальным развитием детей. Эта процедура проводится мной два раза в год . Обследование сформированности у детей чувства ритма является составной частью диагностики по музыкальному развитию в целом.

Показателем эффективности деятельности по развитию у детей чувства ритма средствами творческого музицирования является и формирование у них таких личностных качеств, как раскрепощённость, активность, инициативность, творческое самовыражение.

 

 

 

начало года

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оптимальный

33,3%

66,7%

-

-

 

конец года

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оптимальный

-

33,7%

50%

16,7%

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования музыкального руководителя

Митрофановой Н.В.

Тема

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через элементарное музицирование»

В 2020-2021  учебном году работала по теме: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через элементарное музицирование»

Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятельности организма ребенка.

Чувство ритма трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та»«ти»«бег»«шаг»).

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство воспитанников. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, дошкольники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя. В развитии чувства ритма большое значение имеют творческие задания в форме игры. Выполнение этих заданий требует предварительного ознакомления дошкольников  с инструментами, их музыкально-изобразительными и выразительными возможностями, техникой звукоизвлечения.

Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов.

Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка.

Работу по данному направлению я обычно начинаю со словесно - ритмических игр.

Словесно - ритмические игры:

- Игры с именами

* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)

* «Назови и прохлопай своё имя ласково»

* «Угадай соё имя по хлопкам».

* «Назови и прохлопай имя своего друга»

* «Придумай ритмичные движения к своему имени»

Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д.

- Игры по типу «Вопрос - ответ»

(педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).

- Ритмическое озвучивание стихов

* Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).

Следующий этап моей работы включал Ритмические игры с предметами. Здесь я применяла игры и упражнения:

- с деревянными палочками, кубиками, картинками;

(прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).

- использовали приём «ритмическое эхо»;

С детьми 6-и лет начинала работу по ознакомлению с длительностями. Эта деятельность включала в себя формирование у детей следующих понятий:

о двудольном, трёхдольном метре; о сильной и слабой доле; освоение длительностей; знакомство с паузой.

Завершающим этапом работы с детьми по данному разделу является развитие умений по чтению ритмических цепочек и партитур.

Сначала осваивала с детьми одноголосные партитуры, потом постепенно перехожу к простейшим двухголосным. Возможно исполнение ритмических формул с ускорением темпа. Также целесообразно использовать приём построения «живых» ритмоформул. В дальнейшем дети могут сами придумывать ритмические цепочки для исполнения другими детьми. Кроме того, необходимо учить детей выкладывать и узнавать на слух ритм знакомых песенок-попевок.

Творческий уровень освоения детьми музыкальной грамоты включает ритмические игры с музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки; сказки-шумелки; озвучивание песенок-потешек; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов произведений классического и народного репертуара; исполнение несложных музыкальных произведений по графическим партитурам).

Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении. Этот раздел тоже включает в себя несколько компонентов:

Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.

Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использовали как самомассаж и массаж в парах;

Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.

Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению;

Ритмические танцы

Ритмические игры; в правилах этих игр определено задание по воспроизведению или придумыванию определённого ритма.

Ритмические импровизации (придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке; придумать ритмический аккомпанемент музыке;

придумать комбинацию ритмичных движений).


  Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».

Результаты обследования развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать вывод, что отмечается качественное данного показателя, что говорит об эффективности проводимых мероприятий.

начало года

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оптимальный

33,3%

66,7%

-

-

конец года

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оптимальный

-

33,7%

50%

16,7%