Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.

Елена Сергеевна Андреева

Использование элементов конструирования на занятиях в группе компенсирующей направленности

                 «Движение руки всегда тесно

связано с речью и

способствует ее развитию»

В.М. Бехтеров

 

Актуальность проекта. С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше, а структура речевого дефекта становится все сложнее и разнообразнее. У детей с тяжелыми нарушениями речи, кроме речевых особенностей, наблюдаются недостатки внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность пространственной ориентации и тонких движений рук.

Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной. И это не просто так. А все потому что центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле) и Зона Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи связаны посредством ассоциативных волокон дугообразного пучка. И доказано что развитие мелкой моторики способствует успешному развитию речи.

Включение в логопедические занятия элементов конструирования оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

 

Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.

Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.  

Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы конструирования. А именно счетные палочки, напольную мозайку с крупными фишками, и конструктор фирмы Лего, кубики. Применение дидактических упражнений с использованием элементов конструирования достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов и слов. Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв. Применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. 

Применение элементов конструирования на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует развитию:

  • Тактильных ощущений.
  • Овладению звуко-буквенным анализом
  • Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
  • Развитию и совершенствованию  высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • Тренировке тонких  движений пальцев и кистей рук).
  • Развитию лексико-грамматических категорий;
  • Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются крупные фишки напольной мозайки и счетные палочки);
  • Формированию пространственной ориентации  (классическая профилактика нарушений письма).

Цель проекта:  создать условия для успешного развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов конструирования.

         

Задачи проекта:

  • пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
  • повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • привлечь родителей к сотрудничеству.

Продолжительность проекта:

9 месяцев (сентябрь 2021 г.- май 2022г.)

Участники проекта:

 учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты:

  • Положительная динамика речевого развития детей.
  • Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  • Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

На подготовительном этапе было проведено:

  • Подбор информации о видах конструирования, его значимости в развитии детей.
  • Подготовка самих элементов конструирования( счетные палочки, напольная мозайка с крупными фишками)

Основной этап включил в себя:

Время проведения мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика речевого развития детей.

Родительское собрание в форме онлайн сообщения «Особенности речевого развития детей 5-6 лет».

Проект «Использование элементов конструирования на логопедических занятиях».

Октябрь

Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели»);

Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний;

Конструирование изучаемых букв;

Практикум на тему: «Организация и проведение артикуляционной гимнастики».

Ноябрь

Проведение подгрупповых занятий  с элементами конструирования При помощи напольной мозайки с крупными фишками моделирование звуков (гласный – согласный).

Дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованиеммозайки.

Конструирование изучаемых букв при помощи счетных палочек; моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Онлайн практикум на тему: «Развиваем фонематический слух».

В своей работе проводила такие игры:

Игра «Колодец»

  • Цели:
  • 1.Автоматизация звука Ц в предложениях.
  • 2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Материал: конструктор Лего ,  маленькие фигурки киндер яйца.
  • Ход игры
  • Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем яйца опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упало…» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»

        Игра «На полянке»

Цели:

      Цели:

  • 1.Автоматизация звуков  Ж, З.
  • 2.Развитие фонематического восприятия.
  • 3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Материалы: разноцветные кубики,  игрушки муха и жук.         
  • Ход игры
  • Логопед: На полянку пришел жук, начал жужжать.
  • Ребенок произносит звук Ж, играя с жуком.
  • Логопед: На полянку прилетела муха. Муха начала летать над полянкой издавать звуки ззззз
  • Ребенок повторяет за логопедом.

Игра «Найди место звука в слове»

Цели:

1.Развитие фонематического слуха.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, предметные картинки с заданным звуком.

Ход игры.

Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенку предлагаются картинки. Иопределив место звука в слове (например звука л) кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет красный маленький кирпичик либо вначале, либо в середине, либо в конце него.

Игра «Собери букву»

    Цели:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук;

2. Развитие зрительного восприятия буквы.

Материал: счетные палочки

Ход игры.

Ребенку предлагается картинка, на которой изображена буква. Ребенок собирает букву по образцу. Называет ее.

 

ИГРА «СОБЕРИ  СЛОВО»

Цели:

1.Развитие фонематического слуха.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развивать пространственные ориентиры.

Материал: напольная мозайка с крупными фишками (красного, зеленого и синего цветов)

Ход игры:

Ребятам выставляется картинка, в названии которого есть знакомые звуки, которые ранее изучались на занятиях. Заранее им раздаются фишки. И логопед  просит назвать каждый звук в слове, если это вызывает затруднение, помогает назвать звуки и просит сказать гласный это звук и почему, или согласный (мягкий или твердый). Ребята раскладывают или скрепляют между собой фишки слева направо. Затем считают сколько звуков в слове, и  сколько гласных, согласных звуков.

 

Игра «Домики для звуков»

 

Цели:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук;

2. Развитие эмоционально – волевой сферы;

3. Развитие коммуникативных навыков в процессе коллективной игры.

Материал: большой лего – конструктор, кружки синего, зеленого, красного цвета с изображением буквы внутри.

Ход игры.

Для начала детям предлагается собрать домик для гласных звуков из красного конструктора. А затем для согласных звуков сине- зеленый. Это является предварительной частью занятия. Сама игра продолжается непосредственно на занятии по развитии фонетико -фонематического восприятия. Логопед называет звуки, которые уже знакомы детям. Первый ребенок, который ответил правильно, подходит к логопеду и берет кружок с обозначением звука синего, зеленого или красного цвета (с изображением буквы внутри) и кладет в домик красного цвета, если это гласный звук, и сине-зеленого цвета, если это согласный звук.

 

    В своей работе мне хотелось:

  • пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;

Логопедическая работа с использованием элементов конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.

В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


C:\Users\Pk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\i (13).jpeg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Использование элементов конструирования на логопедических занятиях

Слайд 2

Цель проекта: создать условия для успешного развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов конструирования.

Слайд 3

Задачи проекта: пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься; повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей; привлечь родителей к сотрудничеству.

Слайд 4

Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь 2021 г.- май 2022г.) Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Слайд 5

Предполагаемые результаты: Положительная динамика речевого развития детей. Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия. Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению; Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Слайд 6

ИГРА «КОЛОДЕЦ» Цели: 1.Автоматизация звука Ц в предложениях. 2.Развитие мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор Лего , маленькие фигурки киндер яйца. Ход игры Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем яйца опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упало…» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»

Слайд 7

ИГРА «НА ЦВЕТОЧНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цели: 1.Автоматизация звуков Ж, З. 2.Развитие фонематического восприятия. 3.Развитие мелкой моторики пальцев рук. Материалы: разноцветные кубики, игрушки муха и жук. Ход игры Логопед: На полянку пришел жук, начал жужжать. Ребенок произносит звук Ж, играя с жуком. Логопед: На полянку прилетела муха. Муха начала летать над полянкой издавать звуки ззззз Ребенок повторяет за логопедом.

Слайд 8

ИГРА «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цели: 1.Развитие фонематического слуха. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор Лего , предметные картинки с заданным звуком. Ход игры. Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенку предлагаются картинки, определив место звука в слове (например звука л) кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет красный маленький кирпичик либо вначале, либо в середине, либо в конце него.

Слайд 9

ИГРА «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ» Цели: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук; 2. Развитие эмоционально – волевой сферы; 3. Развитие коммуникативных навыков в процессе коллективной игры. Материал: большой лего – конструктор, кружки синего, зеленого, красного цвета с изображением буквы внутри. Ход игры. Для начала детям предлагается собрать домик для гласных звуков из красного конструктора. А затем для согласных звуков сине- зеленый. Это является предварительной частью занятия. Сама игра продолжается непосредственно на занятии по развитии фонетико -фонематического восприятия. Логопед называет звуки, которые уже знакомы детям. Первый ребенок, который ответил правильно, подходит к логопеду и берет кружок с обозначением звука синего, зеленого или красного цвета (с изображением буквы внутри) и кладет в домик красного цвета , если это гласный звук, и сине-зеленого цвета, если это согласный звук.

Слайд 10

ИГРА «СОБЕРИ СЛОВО» Цели: 1.Развитие фонематического слуха. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.; 3. Развивать пространственные ориентиры. Материал: напольная мозайка с крупными фишками (красного, зеленого и синего цветов) Ход игры: Ребятам выставляется картинка, где есть знакомые звуки, которые ранее изучались на занятиях. Заранее им раздаются фишки. И логопед просит назвать каждый звук в слове, если это вызывает затруднение, сам называет звуки и просит сказать гласный это звук и почему, или согласный (мягкий или твердый). Ребята раскладывают или скрепляют между собой фишки слева направо. Затем считают сколько звуков в слове, и сколько гласных, согласных. звуков

Слайд 11

В своей работе мне хотелось: пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.