Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.
Использование элементов конструирования на занятиях в группе компенсирующей направленности
«Движение руки всегда тесно
связано с речью и
способствует ее развитию»
В.М. Бехтеров
Актуальность проекта. С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше, а структура речевого дефекта становится все сложнее и разнообразнее. У детей с тяжелыми нарушениями речи, кроме речевых особенностей, наблюдаются недостатки внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность пространственной ориентации и тонких движений рук.
Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной. И это не просто так. А все потому что центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле) и Зона Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи связаны посредством ассоциативных волокон дугообразного пучка. И доказано что развитие мелкой моторики способствует успешному развитию речи.
Включение в логопедические занятия элементов конструирования оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.
Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.
Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.
Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы конструирования. А именно счетные палочки, напольную мозайку с крупными фишками, и конструктор фирмы Лего, кубики. Применение дидактических упражнений с использованием элементов конструирования достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов и слов. Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв. Применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
Применение элементов конструирования на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует развитию:
- Тактильных ощущений.
- Овладению звуко-буквенным анализом
- Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
- Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- Тренировке тонких движений пальцев и кистей рук).
- Развитию лексико-грамматических категорий;
- Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
- Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются крупные фишки напольной мозайки и счетные палочки);
- Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма).
Цель проекта: создать условия для успешного развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов конструирования.
Задачи проекта:
- пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
- повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
- привлечь родителей к сотрудничеству.
Продолжительность проекта:
9 месяцев (сентябрь 2021 г.- май 2022г.)
Участники проекта:
учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Предполагаемые результаты:
- Положительная динамика речевого развития детей.
- Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
- Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
На подготовительном этапе было проведено:
- Подбор информации о видах конструирования, его значимости в развитии детей.
- Подготовка самих элементов конструирования( счетные палочки, напольная мозайка с крупными фишками)
Основной этап включил в себя:
Время проведения мероприятия | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика речевого развития детей. | Родительское собрание в форме онлайн сообщения «Особенности речевого развития детей 5-6 лет». Проект «Использование элементов конструирования на логопедических занятиях». |
Октябрь | Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели»); Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний; Конструирование изучаемых букв; | Практикум на тему: «Организация и проведение артикуляционной гимнастики». |
Ноябрь | Проведение подгрупповых занятий с элементами конструирования При помощи напольной мозайки с крупными фишками моделирование звуков (гласный – согласный). Дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованиеммозайки. Конструирование изучаемых букв при помощи счетных палочек; моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза. | Онлайн практикум на тему: «Развиваем фонематический слух». |
В своей работе проводила такие игры:
Игра «Колодец»
- Цели:
- 1.Автоматизация звука Ц в предложениях.
- 2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Материал: конструктор Лего , маленькие фигурки киндер яйца.
- Ход игры
- Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем яйца опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упало…» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»
Игра «На полянке»
Цели:
Цели:
- 1.Автоматизация звуков Ж, З.
- 2.Развитие фонематического восприятия.
- 3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Материалы: разноцветные кубики, игрушки муха и жук.
- Ход игры
- Логопед: На полянку пришел жук, начал жужжать.
- Ребенок произносит звук Ж, играя с жуком.
- Логопед: На полянку прилетела муха. Муха начала летать над полянкой издавать звуки ззззз
- Ребенок повторяет за логопедом.
Игра «Найди место звука в слове»
Цели:
1.Развитие фонематического слуха.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, предметные картинки с заданным звуком.
Ход игры.
Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенку предлагаются картинки. Иопределив место звука в слове (например звука л) кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет красный маленький кирпичик либо вначале, либо в середине, либо в конце него.
Игра «Собери букву»
Цели:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
2. Развитие зрительного восприятия буквы.
Материал: счетные палочки
Ход игры.
Ребенку предлагается картинка, на которой изображена буква. Ребенок собирает букву по образцу. Называет ее.
ИГРА «СОБЕРИ СЛОВО»
Цели:
1.Развитие фонематического слуха.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развивать пространственные ориентиры.
Материал: напольная мозайка с крупными фишками (красного, зеленого и синего цветов)
Ход игры:
Ребятам выставляется картинка, в названии которого есть знакомые звуки, которые ранее изучались на занятиях. Заранее им раздаются фишки. И логопед просит назвать каждый звук в слове, если это вызывает затруднение, помогает назвать звуки и просит сказать гласный это звук и почему, или согласный (мягкий или твердый). Ребята раскладывают или скрепляют между собой фишки слева направо. Затем считают сколько звуков в слове, и сколько гласных, согласных звуков.
Игра «Домики для звуков»
Цели:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
2. Развитие эмоционально – волевой сферы;
3. Развитие коммуникативных навыков в процессе коллективной игры.
Материал: большой лего – конструктор, кружки синего, зеленого, красного цвета с изображением буквы внутри.
Ход игры.
Для начала детям предлагается собрать домик для гласных звуков из красного конструктора. А затем для согласных звуков сине- зеленый. Это является предварительной частью занятия. Сама игра продолжается непосредственно на занятии по развитии фонетико -фонематического восприятия. Логопед называет звуки, которые уже знакомы детям. Первый ребенок, который ответил правильно, подходит к логопеду и берет кружок с обозначением звука синего, зеленого или красного цвета (с изображением буквы внутри) и кладет в домик красного цвета, если это гласный звук, и сине-зеленого цвета, если это согласный звук.
В своей работе мне хотелось:
- пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
Логопедическая работа с использованием элементов конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 342.71 КБ | |
| 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: создать условия для успешного развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов конструирования.
Задачи проекта: пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься; повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей; привлечь родителей к сотрудничеству.
Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь 2021 г.- май 2022г.) Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Предполагаемые результаты: Положительная динамика речевого развития детей. Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия. Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению; Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
ИГРА «КОЛОДЕЦ» Цели: 1.Автоматизация звука Ц в предложениях. 2.Развитие мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор Лего , маленькие фигурки киндер яйца. Ход игры Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем яйца опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упало…» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»
ИГРА «НА ЦВЕТОЧНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цели: 1.Автоматизация звуков Ж, З. 2.Развитие фонематического восприятия. 3.Развитие мелкой моторики пальцев рук. Материалы: разноцветные кубики, игрушки муха и жук. Ход игры Логопед: На полянку пришел жук, начал жужжать. Ребенок произносит звук Ж, играя с жуком. Логопед: На полянку прилетела муха. Муха начала летать над полянкой издавать звуки ззззз Ребенок повторяет за логопедом.
ИГРА «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цели: 1.Развитие фонематического слуха. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор Лего , предметные картинки с заданным звуком. Ход игры. Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенку предлагаются картинки, определив место звука в слове (например звука л) кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет красный маленький кирпичик либо вначале, либо в середине, либо в конце него.
ИГРА «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ» Цели: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук; 2. Развитие эмоционально – волевой сферы; 3. Развитие коммуникативных навыков в процессе коллективной игры. Материал: большой лего – конструктор, кружки синего, зеленого, красного цвета с изображением буквы внутри. Ход игры. Для начала детям предлагается собрать домик для гласных звуков из красного конструктора. А затем для согласных звуков сине- зеленый. Это является предварительной частью занятия. Сама игра продолжается непосредственно на занятии по развитии фонетико -фонематического восприятия. Логопед называет звуки, которые уже знакомы детям. Первый ребенок, который ответил правильно, подходит к логопеду и берет кружок с обозначением звука синего, зеленого или красного цвета (с изображением буквы внутри) и кладет в домик красного цвета , если это гласный звук, и сине-зеленого цвета, если это согласный звук.
ИГРА «СОБЕРИ СЛОВО» Цели: 1.Развитие фонематического слуха. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.; 3. Развивать пространственные ориентиры. Материал: напольная мозайка с крупными фишками (красного, зеленого и синего цветов) Ход игры: Ребятам выставляется картинка, где есть знакомые звуки, которые ранее изучались на занятиях. Заранее им раздаются фишки. И логопед просит назвать каждый звук в слове, если это вызывает затруднение, сам называет звуки и просит сказать гласный это звук и почему, или согласный (мягкий или твердый). Ребята раскладывают или скрепляют между собой фишки слева направо. Затем считают сколько звуков в слове, и сколько гласных, согласных. звуков
В своей работе мне хотелось: пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.


