Технологии

Одинокова Анастасия Константиновна

Технология "Здоровьесберегающая"

Технология "ИКТ"

Технология "Методы нетрадиционного рисования"

Технология "Проектная деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Муниципальное автономное дошкольное

                              образовательное учреждение № 16 «Рябинка»

                                     города Дубны Московской области

        

        

             Здоровьесберегающие  

             технологии

        

                          Воспитатель:

                                                Первой квалификационной

                                             категории ДОУ№16 «Рябинка»

                                Одинокова Анастасия Константиновна

        

             Содержание

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

3.Цель и задача

4.Формы оздоровительной работы

5.Виды здоровьесберегающих технологий

6.Результат использование технологии

7. Используемая литература

                

           Пояснительная записка

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в сои силы».

                                                                                              В.А. Сухомлинский 

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных  технологий по степени влияния на психофизическое  здоровье детей.

Главный их признак – использование психолого - педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно - педагогическая

- психолого-педагогическая

-учебно - воспитательная

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а так же показаний заболеваемости детей.

Очень важно, чтобы каждая из здоровьесберегающих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе  здоровьесберегающая деятельность, в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни, к полноценному развитию.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует  педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление  здоровья воспитанников.

                    Актуальность

 Актуальная тема для разговора во все времена - это здоровье человека.

Здоровье нельзя удержать лекарствами, но есть другое средство - движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с  нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиск механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Здоровые дети - это основа жизни нации. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его, быть здоровым человеком своей страны.

Здоровьесберегающие технологии дадут возможность обеспечить высокий уровень здоровья детей и воспитание валеологической, социально – психологической и духовно – нравственной культуры, применительно к взрослым – поможет становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

 Цель здоровьесберегающих технологий:

 – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

                           Задачи:

- Создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;

-в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;

-развивать двигательные навыки и физические способности детей;

-формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;

-оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.

        

        

  Формы оздоровительной   работы:

            (Описание порядка использование технологии)

1.Специально организованная деятельность.

-гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов,

-гимнастика (сюжетная с предметами, с подвижными играми, ритмическая, на свежем воздухе)

-бодрящая гимнастика, включающая:

корригирующие упражнения на нарушение осанки, дыхательную, пальчиковую, зрительную гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастика на слуховое внимания, игровой массаж.

-гимнастика пробуждение

-закаливающие мероприятия (босохождение, хождение по массажным коврикам, обильное мытьё рук)

- оснащение спортивным инвентарём, оборудование спортивных уголков в группе

2. Совместная деятельность с детьми:

-Индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечение. Коммуникативные игры, минуты тишины, игровые беседы с элементами движений, дни здоровья

3.Самостоятельная деятельность детей:

-в спортивном уголке, на прогулке

4.Интеграция с другими образовательными областями:

-Художественное творчество

-коммуникация, познание

-социализация, музыка, труд

-чтение художественной литературы, безопасность

5.Взаимодействие с семьёй:

-Совместная физкультурно-досуговая деятельность

-оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности

-посещение родителями режимных моментов

6. Взаимодействие со специалистами ДОУ:

-Консультация с зам. заведующего по методической и учебной работе

-консультации музыкального руководителя

-консультация инструктора по физкультуре

-консультация с медсестрой

Все формы работы позволяют повысить двигательную активность детей

           

            Здоровьесберегающие

                    технологии:

1. Народные игры, подвижные игры.

Народные игры- для детей  дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении.Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли развивают нравственные чувства,физически укрепляют ребёнка,создают определённый настрой,интерес к народному творчеству.

В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно- связочного аппарата, мышечной системы. На правильной  осанки детей.

Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, приемущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мыщцы тела. 

Игровые упражнения -имеют большое значение для всестороннего, горманичного развития детей младшего дошкольного возраста. Так же развивает слуховое восприятие детей ориентируясь на звук.

Развивает ориентировку в пространстве.

2.Корригирующая гимнастика после днеыного сна - одна из разновидностей профилактически - лечебной гимнастики, которая проводится для профилактики нарушения осанки, опорно - двигательных систем  и др.

В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом (специально разработанная в физкультурно-оздоровительном центре г.Москвы корригирующая гимнастика для детей дошкольного возраста, д.п.н. Гальпериным А.М.)

3.Пальчиковая гимнастика – является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы.

В ходе пальчиковой гимнастики, дети, повторяя движения взрослых,активизируют моторику рук.Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять  ни одним видом деятельности, а движением и речью .

4.Утренняя гимнастика – является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в длительное состояние,углубляет дыхание, усиливает кровообращение,содействует обмену веществ.

5. Дыхательная гимнастика это гимнастика, которой просто необходимо научить детей, особенно часто болеющих простудными заболеваниями. Цель дыхательных упражнений- учить детей дышать через нос, развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшить кровообращение в лёгких.Дыхание, как «опора жизни», влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме.На физическое и психическое состояние и умственную деятельность.

6. Зрительная гимнастика- для укрепления глазных мышц, снятия с них напряжения и активизации кровообращения глаз. Даже при небольшой её продолжительности, но регулярном проведении, она является  эффективным мероприятием с большими и маленькими мячами, когда ребёнок глазами следит за движением мяча, являются естественной тренировкой  глазных мыщц и развивают аккомодационные функции глаза.

7.Бодрящая гимнастика- это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус .

ренировкой  глазных мыщц и развивают аккомодационные функции глаза.

8.Ритмическая гимнастика – является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое прилагает воздействие на организм ребёнка не только движением, но и музыкой.

Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца.

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики.

        

        

        Результат использования

здоровьесберегающих  технологий

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Применение в работе нашего ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий,  в течение целого дня пребывания детьми в детском саду, повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Мы стараемся, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Используемая методическая

литература:

1.«Программа от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.

2. «Физическая культура в дошкольном детстве» Н.В. Полтавцева, Н.А.Гордова, - М., Просвещение, 2005 г.

3. «Будь здоров, дошкольник» Т.Э.Токаева – М., Творческий центр «Сфера», 2017 г.

4. «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» Н.Н. Ефименко,  Белгород - Днестровский, 1989 г.

5. «Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки» А.М.Гальперин, М., Аркти, 1980 г.

6. «Социально-оздоровительная технология XXI века» Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина, М., Аркти, 2001 г.

7.«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой

8. Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.

9.Сократов Н.В. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

10. Зимонина В.А. «Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым». М.;ВЛАДОС,2003-304 с

11.Кузнецова М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях». М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

12.Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Воронеж, 2005 – 127 с.

13. Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста».  М.: 2004

14.Чупаха И.В. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» М: 2003 - 143 с.

15. Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства»//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

16. «Гимнастика для глаз.» - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.



Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное автономное дошкольное

                                образовательное учреждение № 16 «Рябинка»

                                     города Дубны Московской области

        

                

Информационно-коммуникационные    

                 технологии в ДОУ

             

        

                          Воспитатель:

                                                Первой квалификационной

                                             категории ДОУ№16 «Рябинка»

                                Одинокова Анастасия Константиновна

                     Содержание

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

3. Цель и задачи

4. Описание  порядка  использования  (применения)  технологии  в практической профессиональной деятельности:

5. Результат использования технологии.

6. Используемая литература

        

                1.Пояснительная записка

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,

а на завтрашний день детского развития.

Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития».

Л.С.Выготский.

Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Цифровизация общества, развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.

Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка расширяет и обогащает содержания знаний, умений и навыков ребенка; отражается в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития.

 Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания.

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

"Мультимедийная презентация” - переводится с английского как "представление”.

Презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Интерактивная технология базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология, разрабатывается по какой – либо из изобразительных областей (музыка, художественная литература, познание).

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействие с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышение качества образовательного процесса.

        

                    2.  Актуальность

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация и цифровизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Сегодня выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить его на самостоятельное овладение ими. Для развития у детей устойчивого познавательного интереса педагог должен прилагать немалые усилия.

 Передо мной стоит задача сделать занятие интересными и насыщенными, той информацией, которая побудила бы детей к активной познавательной деятельности. То есть мой материал, должен содержать элементы необычайной, удивительной, неожиданной информацией, такой, что вызывает у дошкольников интерес к образовательному процессу и помогает создать положительную эмоциональную атмосферу обучения.

Только такой подход к организации образовательного процесса будет способствовать развитию умственных способностей детей. Ведь именно удивление пробуждает мысль и ведет к пониманию.

Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в нашей группе - это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов.

Компьютер используем при разработке дидактических игр, сценариев к досугам и диагностики. Кроме того, я использую компьютер в комплексе с интерактивной доской для проведения всякого рода занятий, досугов,  дидактических развивающих игр.

Я использую в своей практике мультимедийные презентации, созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media), в различных областях:

социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

У меня собрано большое количество презентаций: «Бархатцы – цветы для нашей клумбы». «Насекомые», Физкультурно- оздоровительная работа с детьми младшего возраста», «Бодрящая гимнастика и игры с настроением», «Мы играем в театр», «Жуки или жесткокрылые», «Птицы нашего города», «Семейные реликвии», «Эколого –краеведческая работа «Здравствуй, мир» и так далее.

Данные разработки позволяют увеличить восприятие наглядной информации за счёт увеличения объёма иллюстративного материала, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную связь ребёнок - педагог.

3.Цель:

-Доносить до детей полноценную информацию в современной, доступной форме.

- Эффективно развивать все виды восприятия у детей: зрительное, слуховое.

- Задействовать во время организованной образовательной деятельности все виды памяти: зрительную, слуховую, образную.

Задачи:

-Создание единого информационного пространства в ДОУ;

-эффективное использование ИКТ  воспитательно-образовательного процесса;

-интеграция ИКТ в процессе воспитания, образования и обучения;

-создание обучающих компьютерных программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ по работе с дошкольниками;

- повышение заинтересованности родителей во взаимодействие их с ДОУ.

4.Описание  порядка  использования  (применения)  технологии  в практической профессиональной деятельности

Представление информации для детей с помощью компьютерных программ. Представление обучающего и развивающего материала для детей в виде системы ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгометрическом порядке.

1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.

2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.

4.Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчёты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.Создание мультимедийные презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

6. Работа на интерактивной доске как педагога, так и воспитанников (вовлечение детей в дидактические развивающие игры с использованием интерактивной технологии).

7.Просмотр видеозаписей и мультфильмов на занятиях кружка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, я понимаю, что его использование в учебно - воспитательных целях в дошкольных учреждения требует от меня тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых я провожу занятия:

1.Занятия проходят с использованием ИКТ как часть занятия, понимая, что несу ответственность за здоровье  безопасность ребёнка.

2.Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было чётким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

3. Мною также исключается возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы лёгкие шторы.

4. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо проветривание и влажная уборка группы до и после занятий.

5. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше усилий, чем при обычной подготовке.  Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям, да и живое речевое общение с детьми, их рассуждения по тому или иному вопросу не может заменить ИКТ.

 

5. Результат использования технологии.

Применение информационных технологий на занятиях  ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

- дети лучше воспринимают изучаемый тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счёт привлекательности мультимедийных эффектов. Возможности принять любую позу. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;

-полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

-презентации и работа детей с педагогом  на интерактивной доске позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты, превращение куколки в бабочку и др.)

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

6. Список использованной литературы:

1.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.

3.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде.

4.СелевкоГ.К.Педагогические технологии на основе информационно - коммуникативных средств.

5.Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

                              № 16 «Рябинка» города Дубны Московской области

                                     

        

        

        

                   Технология

техники нетрадиционного рисования

             

                         

                          Воспитатель:

                                                первой квалификационной

                                             категории ДОУ№16 «Рябинка»

                                Одинокова Анастасия Константиновна

                   

                        Содержание

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

3. Цель и задачи

4. Описание  порядка  использования  (применения)  технологии  в практической профессиональной деятельности:

5. Результат использования технологии.

6. Используемая литература

                               

                                 

                Пояснительная записка

 Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, раздувать краску трубочкой, разбрызгивать краску по всему листу бумаги, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Многие взрослые полагают, что для дошкольника занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник не имеют практического значения, что - это всего лишь один из видов дополнительного образования дошкольника. Опыт работы с детьми с  использованием нетрадиционных техник опровергает в корне это мнение.

Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, целеустремленность, самостоятельность.

                                     

                         Актуальность

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. 

Нетрадиционные техники  позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психо-эмоциональных процессов и личностной сферы дошкольников.

Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник с детьми двухлетнего возраста.

А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще  не сформирована мелкая моторика пальцев рук, не достаточно развиты графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я  стала использовать нетрадиционные техники рисования. 

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.

 Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим

или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Больше разнообразия вношу и в организацию деятельности.

Дети могут  рисовать сидя за отдельными столами или стоя за мольбертами.

Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.

 Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!

В настоящее время мои воспитанники старшей группы  владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и  фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру.  

 И это не могло не сказаться на результатах работы -  детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и побеждают в  городских, областных  и всероссийских конкурсах.

                            Цель:

Раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.

                           Задачи:

-Сформировать у детей технические навыки рисования

- познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;

-вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

-учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;

-развить у детей мелкую моторику, творческие способности, воображение, пространственное мышление, уверенность в своих силах.

        

Описание порядка использования

(алгоритм применения) технологии техник нетрадиционного рисования в практической профессиональной деятельности

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Новизна опыта работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техниками

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными  материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные. 

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;

  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком, солью;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Результат использования образовательной технологии техник нетрадиционного рисования

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов.

Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

 

    Список используемой методической    

                          литературы

1. Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2009.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

3. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009

4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г

5. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

6. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

7. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009.

8. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС - 2012

9. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010.

10. Интернет ресурсы