«Наши пальчики играют- говорить нам помогают»

 

Задачи. Познакомить родителей с особен­ностями развития речи детей третьего года жизни, с системой работы в ДОУ по созда­нию развивающей речевой среды. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с це­лью активизации его речи. Через интерак­тивные игры и упражнения сплотить роди­телей для дальнейшей совместной деятель­ности.

                          Подготовительный этап

Оформление стенда «Для вас, родите­ли»:

«Как и при каких условиях формирует­ся речь детей третьего года жизни»; «Поче­му малыш не говорит» и т.д.

 

 

  Изготовление пригласительных биле­тов для родителей.

Подготовка плакатов с крылатыми вы­ражениями.

     Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.)

       Речь - показатель ума. (Сенека.)

Каков ум, такова и речь.

Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

Одно дело говорить, другое - говорить дело.

Подбор оборудования и материала для игр с родителями: цветные зонтики, карточ­ки, подносы с манкой, пластилин, наборы пуговиц, силуэты из картона, наборы при­щепок, разные виды театров.

Организация выставки детских книг.

Составление памятки «Заучиваем стихи с малышами».

План проведения родительского собрания

  1. Вступительная часть.
  2. Теоретическая часть: особенности развития речи детей третьего года жизни.
  3. Практическая часть: игры, упражне­ния, тренинг.
  4. Заключительная часть.

I. Вступительная часть.

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем - развитие речи детей третьего года жизни.   Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.

Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.п.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специаль­ные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно:  пальчиковая гимнастика, упражнения со шну­ровками, застёжками, игры с мозаикой и др.

Играйте с ребёнком в различные разви­вающие игры: сенсорные (знакомство с цве­том, формой, размером), речевые (правиль­ное произношение звуков), театрализован­ные с использованием кукол и др.

Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникатив­ные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, нето­ропливую речь взрослого без повторения детских слов.

II  Теоретическая часть.

Ведущий предлагает родителям поучаст­вовать в интеллектуальном марафоне. Для этого надо объединиться в группы по два- три человека. Каждая группа получит зада­ние: из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей третьего года жиз­ни нужно выбрать один и прокомментиро­вать его.

 

    Показатели речи детей этого возраста:

  • развитие голосовых реакций, подража­ния;
  • понимание, обогащение словаря, актив­ная речь с использованием предложений (правильный ответ);
  • понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи:-уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружа­ющих взрослых.

-обучающее и воспитательное воздей­ствие;

  • собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.

(Все ответы правильные.)

Показатели речевого общения ребёнка:

понимает инструкцию взрослого и де­лает то, что он говорит;

  • слушает взрослого, активно обращает­ся к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ);
  • по своей инициативе вступает в кон­такт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предме­тах окружающего мира.

Словарный запас ребёнка:

-100 слов;

 

 

-1200-1500 слов (правильный ответ).

 

              Особенности словарного запаса:

использует в речи существительные, гла­голы (словарь прилагательных ещё невелик);

отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (пра­вильный ответ);

  • использует простые и сложные предло­жения; пользуется всеми частями речи.
  •  

                 Особенности звукопроизношения:

правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных [р, л]; мо­жет заменять [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [т] (правильный ответ);

  • правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых [л] и [р];
  • речь нечёткая, многие звуки не произно­сит совсем или произносит неверно.

 

  III . Практическая часть.

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.

Ведущий обращается к родителям: «Сей­час мы попробуем определить, какие факто­ры препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формирова­нию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизи­ровать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные. Возьмите по одной кар­точке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».

Одновременно в игре участвуют 10-12 человек

 

          Неблагоприятные факторы.

      1 Нежелание родителей общаться с ре­бёнком (мало времени, перекладывание об­щения на бабушек и дедушек и т.д.).

  1. Замена общения просмотром телевизионных передач.
  2. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.
  3. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
  4. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
  5. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

 

 

                 Благоприятные факторы.

 

  1.   Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
  2.       Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.

3   При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.

  1.  Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
  2. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
  3. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

 

Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.

Ведущий предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребёнком. Затем организует игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

 

«Рисуем стихи».

Каждая пара получает поднос (30x40 см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождём по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребёнок рисует, затем ребёнок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

 

«Пластилиновая сказка».

Каждая пара должна слепить сказку «Колобок»: ребёнок лепит колобка, домик, деревья, деда и бабу. В процессе лепки взрослый стимулирует действия ребёнка, рассказывая ему сказку.

 

 

«Забавные прищепки».

Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож

 

Пуговичный теремок»

Каждая пара получает набор разно­цветных пуговиц разного размера и фор­мы. Взрослый предлагает ребёнку выложить домик (для образца можно исполь­зовать картинки) и голову любого персо­нажа (мышки, лягушки, зайца, волка, ли­сицы, медведя). При этом взрослый рас­сказывает сказку. Затем родители меня­ются ролями.

 

«Театрализованные игры».

 

 

Каждой паре предлагают использовать разные виды театров и дают задание про­играть определённый сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ре­бёнок. В ходе игры взрослый задаёт вопро­сы: «Какую песенку пел колобок?», «Что было дальше?», «Что сказала внучка Жуч­ке?», «Как лягушка позвала зайчишку в те­ремок?» И т.д.

Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

 

Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.

Жили-были дед и баба

(Указательный палец правой руки у пра­вой щеки; затем то же левой рукой.)

На полянке у реки.

(Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль.)

И любили очень, очень

(Гладят живот.)

На сметане колобки.

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Кулаками «месят» тесто.)

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

(В ладонях «перекатывают» колобок.)

Вышел ровный,

(Горизонтальный взмах одной рукой.)

Вышел гладкий,

(Горизонтальный взмах другой рукой.)

Не солёный и не сладкий,

(Грозят указательными пальцами обеих рук.)

Очень круглый,

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Очень вкусный.            (Гладят живот.)

 

 

Даже есть его нам грустно!

(Хлопок в ладоши.)

 

Ведущий рекомендует проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.

 

V. Заключительная часть.

Подводится итог: чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздают памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендуют посетить выставку детских книг, которая организована в зале.

 

 

                                         Памятка

                    «Заучиваем стихи с малышами»

 

 

Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

1.   Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.

2.   Сначала прочитайте два-три стихотворения.

3.   Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три- четыре раза.

4.   Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

5.   Повторите все движения вместе с ребёнком.

6.   Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Родительское собрание

                           в   1младшей группе

                 «Наши пальчики играют-

                         говорить нам помогают»

        

                                                                       Подготовила Хаджарова С.П.

Задачи. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни, с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи. Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.

                          Подготовительный этап

Оформление стенда «Для вас, родители»:

«Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни»; «Почему малыш не говорит» и т.д.

  Изготовление пригласительных билетов для родителей.

Подготовка плакатов с крылатыми выражениями.

     Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.)

       Речь - показатель ума. (Сенека.)

Каков ум, такова и речь.

Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

Одно дело говорить, другое - говорить дело.

Подбор оборудования и материала для игр с родителями: цветные зонтики, карточки, подносы с манкой, пластилин, наборы пуговиц, силуэты из картона, наборы прищепок, разные виды театров.

Организация выставки детских книг.

Составление памятки «Заучиваем стихи с малышами».

План проведения родительского собрания

  1. Вступительная часть.
  2. Теоретическая часть: особенности развития речи детей третьего года жизни.
  3. Практическая часть: игры, упражнения, тренинг.
  4. Заключительная часть.

I. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем - развитие речи детей третьего года жизни.   Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.

Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.п.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно:  пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.

Играйте с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые (правильное произношение звуков), театрализованные с использованием кукол и др.

Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

II  Теоретическая часть.

Ведущий предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого надо объединиться в группы по два- три человека. Каждая группа получит задание: из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей третьего года жизни нужно выбрать один и прокомментировать его.

    Показатели речи детей этого возраста:

  • развитие голосовых реакций, подражания;
  • понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ);
  • понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи:-уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых.

-обучающее и воспитательное воздействие;

  • собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.

(Все ответы правильные.)

Показатели речевого общения ребёнка:

понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

  • слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ);
  • по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

Словарный запас ребёнка:

-100 слов;

-1200-1500 слов (правильный ответ).

              Особенности словарного запаса:

использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик);

отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (правильный ответ);

  • использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.

                 Особенности звукопроизношения:

правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных [р, л]; может заменять [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [т] (правильный ответ);

  • правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых [л] и [р];
  • речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно.

  III . Практическая часть.

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.

Ведущий обращается к родителям: «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».

Одновременно в игре участвуют 10-12 человек

          Неблагоприятные факторы.

      1 Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т.д.).

  1. Замена общения просмотром телевизионных передач.
  2. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.
  3. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
  4. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
  5. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

                 Благоприятные факторы.

  1.   Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
  2.       Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.

3   При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.

  1.  Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
  2. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
  3. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.

Ведущий предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребёнком. Затем организует игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

«Рисуем стихи».

Каждая пара получает поднос (30x40 см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождём по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребёнок рисует, затем ребёнок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Пластилиновая сказка».

Каждая пара должна слепить сказку «Колобок»: ребёнок лепит колобка, домик, деревья, деда и бабу. В процессе лепки взрослый стимулирует действия ребёнка, рассказывая ему сказку.

«Забавные прищепки».

Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож

Пуговичный теремок»

Каждая пара получает набор разноцветных пуговиц разного размера и формы. Взрослый предлагает ребёнку выложить домик (для образца можно использовать картинки) и голову любого персонажа (мышки, лягушки, зайца, волка, лисицы, медведя). При этом взрослый рассказывает сказку. Затем родители меняются ролями.

«Театрализованные игры».

Каждой паре предлагают использовать разные виды театров и дают задание проиграть определённый сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ребёнок. В ходе игры взрослый задаёт вопросы: «Какую песенку пел колобок?», «Что было дальше?», «Что сказала внучка Жучке?», «Как лягушка позвала зайчишку в теремок?» И т.д.

Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.

Жили-были дед и баба

(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.)

На полянке у реки.

(Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль.)

И любили очень, очень

(Гладят живот.)

На сметане колобки.

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Кулаками «месят» тесто.)

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

(В ладонях «перекатывают» колобок.)

Вышел ровный,

(Горизонтальный взмах одной рукой.)

Вышел гладкий,

(Горизонтальный взмах другой рукой.)

Не солёный и не сладкий,

(Грозят указательными пальцами обеих рук.)

Очень круглый,

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Очень вкусный.            (Гладят живот.)

Даже есть его нам грустно!

(Хлопок в ладоши.)

Ведущий рекомендует проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.

V. Заключительная часть.

Подводится итог: чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздают памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендуют посетить выставку детских книг, которая организована в зале.

                                         Памятка

                    «Заучиваем стихи с малышами»

Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

1.        Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.

2.        Сначала прочитайте два-три стихотворения.

3.        Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три- четыре раза.

4.        Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

5.        Повторите все движения вместе с ребёнком.

6.        Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.