3. Научно-методическая деятельность.

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром

Владимирской области Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 39 комбинированного вида»

Методическая разработка на тему:

«Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста с ТНР положительного отношения

к своему здоровью и здоровому образу жизни»

познавательно-развлекательный журнал

для детей и взрослых

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!

или БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»

https://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/3/2793146/inx960x640.jpg

2

Содержание работы.

  1. Сведения об авторах…………………………………………………….4
  2. Описание работы………………………………………………………...5
  3. Список литературы……………………………………………………..19

3

Сведения об авторах

Карпова

Анна Александровна

педагог-психолог

соответствие занимаемой должности

образование высшее

стаж педагогической работы 5 лет

в данной должности 5 лет

C:\Users\Вера Васильевна\Desktop\ФОТО моё.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.png

Танская

Наталья Валерьевна

воспитатель

1 квалификационная категория

образование высшее

стаж педагогической работы 24 года

в данной должности 24 года

4

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста с ТНР положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни

          Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития.

          В Федеральных Государственных Образовательных стандартах к структуре основной примерной образовательной программы дошкольного образования усилен акцент на содержание образовательной области «Физическое развитие».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберагающие технологии, без которых немыслима педагогическая деятельность современного дошкольного учреждения.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Исследования ряда педагогов, занимающихся проблемным ребенком (И.П. Павлов, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия) показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально-

5

личностном развитии. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребенка.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует сохранению   и   укреплению здоровья, повышает качественный уровень физической подготовки, развивает личностные и творческие способности и возможности дошкольника.

Здоровье детей дошкольного возраста возможно сохранить и укрепить через включение во все виды деятельности дозированных и индивидуально-направленных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов оздоровления.

Следует помнить, что в группах детей с тяжелыми нарушениями речи основной целью коррекционной работы является преодоление речевых нарушений. Поэтому в основе всех форм двигательной деятельности детей лежит принцип «логопедизации», который реализуется в подвижных играх, логоритмических упражнениях, физминутках, спортивно-досуговой деятельности с использованием речевого материала в соответствии с изучаемой лексической темой. 

Образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

6

  • развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела;
  • зрительно-моторную координацию;
  • способность перемещаться в пространстве на основе выбора объекта по заданному признаку;
  • способность к точному управлению движениями в пространстве, то есть чувство пространства;
  • формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Основной формой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи остаются специально организованные занятия, утренняя гимнастика. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, для нормализации ЖКТ, адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники.

Наряду с общефизическими упражнениями, в работе с детьми с ТНР, исходя из их индивидуально-типологических особенностей, широко используются упражнения с элементами логоритмики. 

Занятия эти очень полезны для физического, интеллектуального, речевого и эмоционального развития малыша.  Они стимулируют двигательные функции, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, развивают чувство ритма, темпа, развивают моторные функции и речевое дыхание.

 Элементы логоритмики применяются на логопедических занятиях, в психологических играх, на музыкальных и физкультурных занятиях, в подвижных играх, в коррегигующей гимнастике после сна, в игровой деятельности.

В.А. Гринер указывала, что особенность метода «заключается в том, что в

7

   двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, ... музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».

 Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей с тяжелыми нарушениями речи происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности. Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

          Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхательная гимнастика используется в физминутках, на физкультурных занятиях, дидактических и подвижных, психологических играх, в индивидуальной работе.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в образовательную деятельность включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный

активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку

8

испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, находящиеся в статическом состоянии, они несут эмоциональный заряд. Существует несколько видов физминуток: оздоровительно – гигиенические, танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые. Физминутки используются в  НОД, развлечениях, соревнованиях.

          Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Используются мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.  Музыкотерапия используется с целью эмоционального настроя, релаксации. Музыкотерапия используется при отходе ко сну, на любых занятиях, в утренней гимнастике.

 Релаксация – это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать   внимание,  снять возбуждение,    расслабить  мышцы,   что необходимо для исправления речи.

         Пальчиковая гимнастика.  В процессе логопедической работы необходимо развитие мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ТНР.     У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии

движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения

9

пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Пальчиковая гимнастика, как физминутка, используется во всех видах НОД, на индивидуальных занятиях, в режимных моментах, на прогулке, в психологических играх.

Пальчиковый массаж с предметами - развивают  мелкую моторику, тактильные ощущения, создаёт метроритмическую пульсацию и   вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, точности ответной реакции на них).  Движения и речь воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения и речь во времени, развивает мелкую моторику.

  При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Пальчиковый массаж с предметами может использоваться на всех видах НОД, в индивидуальных занятиях, в режимных моментах, как  результат продуктивной деятельности (работы с  мелкими предметами), в театрализованной деятельности, при экспериментировании, в изодеятельности, в познавательных играх.

Игры в сухом бассейне развивают  тактильно-кинестетическую чувствительность  и мелкую  моторику рук, создают дополнительный  массаж, снимают тревожность, гиперактивность, мускульное  напряжение (рук или всего тела); нормализует психофизическое состояние, стимулирует дыхание и кровообращение.

Гимнастика для глаз позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз

10

развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, развивают координацию, ориентировку в пространстве, развивают зрительное восприятие, воображение.

Гимнастика для глаз используется в физминутках, дидактических играх с элементами движения, психологических играх, подвижных играх имитационного движения.

       Артикуляционная гимнастика укрепляют  мышцы артикуляционного аппарата, развивают силу, подвижность органов, участвующих в речевом процессе. Способствует развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.

Применяется на логопедических занятиях, в любой продуктивной деятельности, в  физминутках, подвижных играх имитационного характера, индивидуальной работе.

          Моделирование, знаки – символы, мнемотаблицы снижают  риск перегрузки психических процессов, несут  эмоциональный заряд, создают комфортные условия  обучения, развивают память, мышление,  создают соответствие зрительного образа со словом,  развивают зрительное восприятие. Они применяются во время НОД коммуникативного блока; в любой продуктивной  деятельности (рисование, лепка и т.д.), интегрированных занятиях, при наблюдении, в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, познавательно - развивающих играх.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов и упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Они развивают  мимическую  мускулатуру, снимают спастичность мышц,  укрепляют лицевые мышцы, развивает психомоторику, формируют кинестетическую основу артикуляторных движений, Дети

обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

11

         Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются во время динамических пауз на занятиях в психологических играх, в сюжетно - ролевых играх.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением: напряженных и расслабленных; резких и плавных; частых и медленных; дробных и цельных гармоничных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни. 

Здоровье сберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и

жизнерадостности  детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

        На современном этапе развития российского общества проблема

12

сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

          У детей с ТНР воспитывающихся в нашей группе, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с ТНР – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинского работника и психолога, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В нашей группе этот процесс осуществляется в трех направлениях:

  1. Оздоровительная работа, создание благоприятной для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
  2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
  3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ  мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье,

обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды,

13

способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей являются:

В сфере физического здоровья –

  • физическое развитие соответственно возраста;
  • закаливание;
  • соблюдение рационального труда и отдыха;
  • осмысление требований личной гигиены;
  • правильное питание.

В сфере психического здоровья –

  • соответствие умственной деятельности календарному возрасту;
  • развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;
  • наличие адекватных положительных эмоций;

В сфере духовного здоровья –

  • приоритетные моральные ценности;
  • трудолюбие;
  • наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;
  • ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья –

  • положительно направленная коммуникативность;
  • отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;
  • ответственность за собственные действия и поступки.

     В работе с нашей категорией детей, мы акцентируем внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

В процессе деятельности по формированию положительного отношения к своему здоровью и приобщению детей к здоровому образу жизни проводится

14

большая планомерная и целенаправленная работа.  Чтобы увлечь,

научить и дать знания в соответствии с возрастом детей мы используем множество разнообразных форм и методов работы (см. приложение 1), среди которых главное место занимает ведущий вид деятельности - игра.

Применение игровых технологий в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей открывает новые возможности для духовного роста личности ребёнка, способствует развитию его творческих способностей, повышению образовательного уровня, вызывает улучшение физического и психического состояния путем благотворного влияния на его эмоциональную сферу.

Игровая технология представляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.

К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие педагоги в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов» -  так писал К.Д. Ушинский.

Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся

15

поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии.

Игра формирует нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, развивает интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу личности.

Таким образом, игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе при работе с детьми нашей группы компенсирующей направленности «Говорушки» с ТНР, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников.

Применение игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей нашей группы показывает положительное влияние на получение знаний о ЗОЖ, при этом знания поступают в форме игры, естественным образом для данного возраста.

Использование нами игровых технологий  во всех видах детской деятельности способствует не только развитию жизненно важных двигательных качеств, но и развитию интеллектуальных, творческих способностей наших воспитанников, их морально-волевых качеств.

Работу по укреплению здоровья, формированию навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитию личности ребёнка и социальной компетентности мы осуществляем через изучение 6 тем (см. приложение 1):

- Принимаемся за дело – изучаем наше тело!

- Знать ребёнок должен каждый – безопасность это важно!

- Спорт ребята, очень нужен, мы со спортом крепко дружим!

16

- Будешь правильно питаться - со здоровьем будешь знаться!

- Запомнить нужно навсегда: залог здоровья - чистота!

- Береги свою планету ведь другой на свете нету!

При составлении перспективного планирования мы учитывали особенности детей нашей группы, поэтому игровая деятельность пронизывает все формы  и методы ежедневной работы с воспитанниками.

В ходе рассматривания данных тем родилась идея создания периодического познавательно-развлекательного журнала для детей и взрослых «Здравствуйте!» или «Будьте здоровы!». Журналы тематические и отражают весь пройденный материал. В содержание журнала мы включили рубрики:

  • Думаем, гадаем -  вместе обсуждаем…
  • Скажем всем вам по секрету - очень любим мы вот ЭТО! ....
  • Хотим все знать, чтоб друзьям рассказать…
  • Раз играем, два играем - дружно знания получаем…
  • Будем мы тренироваться - вместе с мамой упражняться…
  • Вместе с папой поиграем и задачки порешаем…
  • Всей семьёй мы почитаем - всё запомнить обещаем…
  • Это наш, это наш распрекрасный вернисаж…
  • Наше «Звездное» событие – увидеть, не хотите ли?....
  • С психологом вместе восстановим равновесие....

        В журнале содержится интересная и полезная информация о здоровье, Разнообразные игры и упражнения, стихи, загадки и сказки, фотовыставки художественного творчества, доступная форма повествования помогут пробудить интерес детей и их родителей здоровому образу жизни и приобщению к спорту.

       Журнал способствует развитию речи и логического мышления, активизирует внимание и память. Данное издание адресовано воспитателям,

17

специалистам, родителям и может быть использовано в коллективной и

 индивидуальной работе с детьми, как в условиях дошкольного учреждения, так и дома.

         Мы считаем, что наша тема: «Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста с ТНР положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни», одна из важных тем для формирования  у детей  и взрослых физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

        Думаем, выбранная нами игровая технология через создание и использование в работе периодического издания является одним из перспективных методов на данном этапе в условиях сложившейся обстановки в обществе.

18

Список литературы

  1. Баскалова Н.А. Здоровью надо учить/ Н.А. Абаскалова.- Новосибирск, 2000.
  2. Басов, А. В., Запорожченко, В. Г., Тихомирова, Л. Ф. Образ жизни и здоровье [Текст] / А. В. Басов, В. Г. Запорожченко, Л. Ф. Тихомирова.– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1989. – 178 с.
  3. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: Учитель, 2013.
  4. Дорофеева С. М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3, ГГМУ, 2007г. - С.1.
  5. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150
  6. Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы// М., НЦЗД РАМН, 2002. 280с.
  7. Лукашева М. Вестник ЗОЖ: журнал №13, М., июль 2007г. - С.1.
  8. Сергеева, И.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методическое пособие / И.С. Сергеева. - М.: КноРус, 2018.
  9. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  10. Тихомирова, Л. Ф. Об отношении детей дошкольного возраста к своему здоровью [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. – 2002. – № 1. – С. 7.
  11. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
  12.  Томчикова, С. Н. Игровые технологии в ДОУ / С.Н. Томчикова. - М.: Флинта, 2015.
  13. Турик, Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - М.: Феникс, 2012.
  14. Н. Н. Шапцева. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  15. Чернякова В. Н. Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / Чернякова Валентина Николаевна. - М.: Сфера, 2018.
  16. www.znopr.ru – всероссийский форум «Здоровье нации – основа

процветания России;        

  1. www.openclass.ru – «Открытый класс» (сетевые образовательные

сообщества);

  1. www.zdd.lseptember.ru – сайт научно-методической газеты «Здоровье

детей»;

  1. www.edu.ru – «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

(раздел «Здоровье, физическая культура и спорт»);

  1. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие

образовательные технологии.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром

Владимирской области Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 39 комбинированного вида»

Материалы на конкурс инновационных проектов и 

методических разработок 

педагогов образовательных учреждений

«ПЧЁЛКА – 2019»

Формирование позитивных установок к труду через ознакомление с профессиями

взрослых у детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта

 «Калейдоскоп профессий»

http://eduportal44.ru/Kostroma_EDU/gcoko/doshk/SiteAssets/default/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0.png

Номинация:

«Формирование у детей позитивных установок

к различным видам труда через разнообразные виды

культурных практик в ДОО»

2

Содержание работы

  1. Сведения об авторах…………………………………………………….3

  1. Краткая характеристика детского дошкольного образовательного учреждения………………………………………………………………4

  1. Описание работы………………………………………………………...6

  1. Список литературы……………………………………………………..15

  1. Приложения……………………………………………………………..17

3

Сведения об авторах

Филькова

Елена Владимировна

воспитатель

1 квалификационная категория

образование средне-специальное

стаж педагогической работы 5 лет

в данной должности 5 лет

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-bb026273f743424461f3622146c6467c-V.JPG

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.png

Танская

Наталья Валерьевна

воспитатель

1 квалификационная категория

образование высшее

стаж педагогической работы 23 года

в данной должности 23 года

4

Общие сведения о ДОУ:

        МБДОУ «Детский сад № 39» открыт в ноябре 1964 года. С первого ноября 1994 года передан в муниципальную собственность управления образования администрации округа Муром.

          Адрес МБДОУ «Детский сад № 39»: 602262, г. Муром, ул. Московская 107а и филиал , созданный при реорганизации учреждения, расположенный по адресу: г. Муром, ул. Куйбышева 32а. Телефон: (8-49234)4-40-70

          В детском саду имеются медицинский блок, в который входит: процедурный кабинет, изолятор, кабинет врача и медсестры. Так же в детском саду имеются два спортивно – музыкальных зала, методический кабинет, кабинет учителя – логопеда.

          В 8 группах имеются спальни, во всех группах есть туалетные комнаты и приемные.  

          Всего в ДОУ воспитывается 236 детей. Общее количество групп – 12.

  Комплектование групп:

Возрастная категория

Направленность групп

Кол-во групп

Кол-во детей

Группа раннего возраста

(с 1года до 2 лет)

Общеразвивающая

             1

              20

Первая младшая группа

(2-3 года)

Общеразвивающая

              2

              40

Вторая младшая группа

(3- 4 года)

Общеразвивающая

              2

               40

5

Средняя группа

(4-5 лет)

Общеразвивающая

              2

               30

Старшая группа

(5-6 лет)

Общеразвивающая

              2

               40

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Общеразвивающая

              2

               50

Старшая группа (5-6 лет)

Группа компенсирующей направленности с ФФНР

              1

                16

 Всего: 12 групп  

       236 детей

Сведения о квалификации педагогических кадров:

- Музыкальный руководитель – 2

- Старший воспитатель – 1

- Инструктор по физической культуре – 1

- Воспитатели – 14

- Учитель – логопед – 1

Всего: 19 педагогов.

         Образовательный уровень педагогов:

Образование

2017-2018 год

%

Среднее

Средн.– проф.

                13

                  68

Высшее

                 6

                  32

н/з высшее

6

Формирование позитивных установок к труду

через ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с профессиями взрослых.

          Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития.

          В Федеральных Государственных Образовательных стандартах к структуре основной примерной образовательной программы дошкольного образования усилен акцент на содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (Развиваем ценностное отношение к труду). В данном документе труд рассматривается многоаспектно: как ценность, как средство приобщения к человеческой культуре, как средство социализации дошкольника, как средство формирования личности. В ФГОС поставлена цель приобщения к труду – формирование положительного отношения к труду и обозначены задачи приобщения к труду.

           Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». - Л.Толстой).

            Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К.Д. Ушинский, А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

           Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей,

7

открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

          Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. (В.А. Сухомлинский)

          А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

         Как и Н. К. Крупская, А.С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу,— писал он.— Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».

8

         В работах А.С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

          Ознакомление согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

           Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи в своих исследованиях выявили социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессий, определили ее как общность людей, занятых определенным видом труда. В их работах показано, что от престижа профессии часто зависит социальный статус человека.
           К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
           Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные в 70-80-е года под руководством  профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивает информация.

           Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его.

9

Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

         Однако за последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате воспитатели отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

           Для того чтобы проявить у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.

          Мы считаем, что наша тема: «Формирование познавательных установок к труду через ознакомление детей старшего возраста с профессиями взрослых»,  одна из важных тем для социализации ребенка.

         Наш проект «Калейдоскоп профессий» является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным, стимулирует развитие,

10

коммуникативных, творческих способностей, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Тип проекта: Групповой, познавательный.

Участники: Дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, специалисты ДОУ, родители, представители разных профессий.

Срок: сентябрь  – май

Цель нашего проекта: ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека.

Задачи:

  • Формировать восприятие целостной картины мира, расширять представления детей о труде взрослых, продолжать знакомить с профессиями.
  • Развивать интерес к различным профессиям, особое внимание уделять профессиональной деятельности родителей, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу.
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, речь детей в различных формах и видах детской деятельности
  • Развивать творческую инициативу детей
  • Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
  • Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Воспитывать уважение к людям труда.

Прогнозирующий результат:

  • Получение знаний о профессиях;

11

  • Формирование бережного отношения к труду;
  • Совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей

и родителей.

Актуальность  проекта:

     Обусловлена тем, что он позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о труде взрослых.

      Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детской саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Все это помогает детям расширить представления о действующих профессиях. Работу по ранней профориентации целесообразно организовать в виде сетевого взаимодействия внутри ДОУ и в группе отдельно, по созданию  предметно пространственной профориентационной среды.

       Таким образом, реализация проекта предполагает закрепление представлений дошкольников о профессиях, развитие познавательных и творческих способностей, формирование интереса к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений.

Первый этап - подготовительный.

В ходе данного этапа была проведена предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов разнообразных видов деятельности по ознакомлению детей с профессиями, оформление тематических уголков для сюжетно-ролевых игр детей и информационных стендов для родителей, изготовление дидактических игр и пособий.

 

12

 Второй этап – основной

        В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

        Нами было проведено анкетирование родителей и детей. Информация, полученная из этих анкет, даёт нам представление о чертах трудового воспитания в семье. Полученные в результате анкетирования сведения помогли оказать квалифицированную помощь родителям и детям в ознакомлении с профессиями взрослых, постепенно включить родителей в образовательный процесс.

        Родители принимали участие в проекте «Калейдоскоп профессий» демонстрируя свой профессиональный опыт (швея, фермер, почтальон, пожарный и др.).

         При ознакомлении детей с трудом взрослых, мы пользовались наглядными способами, умело сочетая их со словесными методами (рассказами, беседами). Особое место среди словесных методов занимало использование детской художественной литературы. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

        В нашей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений нашего микрорайона (магазин, аптека, поликлиника и др.). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, портного, сапожника, пожарного, библиотекаря и т.д.). Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

13

         Основной акцент в проекте «Калейдоскоп профессий» мы сделали на экскурсии. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, в мастерскую по ремонту обуви, в банк, в пожарную часть, на железную дорогу дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям.

Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

        В процессе экскурсий мы фиксировали внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для формирования у ребенка правильного отношения к труду, их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказали положительное влияние  на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

Третий - Заключительный этап: включил в себя - оформление фотовыставки «Экскурсии по профессиям», презентацию «Профессии наших родителей»,  КВН «Калейдоскоп профессий», обобщение результатов работы и анализ деятельности в ходе реализации проекта.  

 Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с разными профессиями людей, особенностями трудовой деятельности своих родителей.

2. Были организованы тематические выставки для детей и родителей.

3. Родителями и детьми были созданы атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

4. Родители воспитанников получили положительный опыт совместной

    поисково-творческой деятельности, пополнили информационный багаж,

    оценили значимость ознакомления детей с трудом людей разных профессий.

14

Заключение

     Проект «Калейдоскоп профессий» был направлен на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, сформировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно – следственные связи.      

         Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - это необходимый процесс, который, несомненно, координирует воспитатель, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности ребенка. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления детей с профессиями взрослых и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.

      Таким образом, анализ проекта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

15

Список литературы

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.

3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2014.

4. Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2013. - №4

5. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айресс-Пресс, 2009. — 128с.

6.  Жаренкова Н.З. «Знакомимся с профессиями». 2014 г.

7. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н. Н. Захаров. - М., Педагогика, 2012. - 223 с.

8. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.

9. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3−7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 276с.

10. Жаренкова Н.З. «Знакомимся с профессиями». 2014 г.

11. Кугаева Н. А. Все профессии нужны, все профессии важны. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», №8, 2014.

16

12. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-синтез, 2007.

13. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

14. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.

15. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

Используемые сайты интернета:
www.Viki.rdf.ru
http://pochemu4ka.ru/www.SkyClipArt.ru!
http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html

https://www.vospitatelds.ru/

Управление образования администрации округа Муром

Владимирской области Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 39 комбинированного вида»

Материалы на конкурс инновационных проектов и 

методических разработок 

педагогов образовательных учреждений

«ПЧЁЛКА – 2019»

Формирование позитивных установок к труду через ознакомление с профессиями

взрослых у детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта

 «Калейдоскоп профессий»

(Приложения)

http://eduportal44.ru/Kostroma_EDU/gcoko/doshk/SiteAssets/default/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0.png

Номинация:

«Формирование у детей позитивных установок

к различным видам труда через разнообразные виды

культурных практик в ДОО»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 39 комбинированного вида»

Обобщение опыта

Формирование коммуникативных и речевых навыков

у детей с ФФНР

 через использование приёмов мнемотехники

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 39»:

Танская Наталья Валерьевна

о. Муром, 2019

Содержание

  1. Условия возникновения и становления опыта………………………1

  1. Актуальность и перспектива опыта…………………………………..3

  1. Ведущая педагогическая идея………………………………………...6

  1. Теоретическая база опыта……………………………………………..7

  1. Новизна опыта…………………………………………………………9

  1. Технология опыта……………………………………………………...10

  1. Результативность………………………………………………………15

  1. Адресная направленность……………………………………………. 16

Литература……………………………………………………………..17

Приложение

Условия возникновения и становления опыта

Работая воспитателем в группе компенсирующей направленности с детьми, имеющими  различные речевые нарушения, в ходе ежедневных наблюдений за воспитанниками, я обратила внимание на их недостаточно сформированные коммуникативные и речевые умения. А поскольку неполноценное коммуникативно-речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), поэтому дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Также воспитанникам было сложно наладить контакты со сверстниками и вступить во взаимодействие. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи и коммуникативных навыков, но и всех психических процессов.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по

1

данному направлению, я обратилась к мнемотехнике как  эффективному средству развития коммуникативно-речевого развития дошкольников.

2

Актуальность и перспектива опыта

     В процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании эффективных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний. Таким образом, основной целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Коммуникативно-речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано

3

наглядно образное мышление, воображение, развита способность ребенка к

замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.  

В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи требует большого внимания.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

В данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

С целью повышения уровня речевого развития детей группы, я использую приёмы наглядного моделирования (мнемотехнику).

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях

4

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

5

Ведущая педагогическая идея

Сущность моего педагогического опыта заключается в организации системы использования методов и приёмов по коммуникативно-речевому развитию  речи детей  посредством использования «мнемотехники».

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • Развитие связной и диалогической речи.
  • Развитие  у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам  и коллажам.
  • Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
  • Развитие  у детей умственной  активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
  • Развитие  у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
  • Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Идея моего опыта - развитие коммуникативных и речевых навыков детей с речевыми нарушениями через использование приемов мнемотехники.

Если в систему работы педагога по речевому развитию детей дошкольного возраста будет включен прием мнемотехнологии, то дети смогут самостоятельно выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

6

Теоретическая база опыта

Мнемотехника известна с давних времен. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по этой теме приписывают Цицерону. Владели этим искусством в совершенстве Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.

 На процесс становления связной речи влияют ряд факторов.

Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В.Эльконина- является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Существует много подходов к использованию мнемотехники в детском саду. Так Т.В. Большова предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов и заучивания стихов. Л.Е. Белоусова считает, что для лучшего запоминания дети сами должны зарисовывать символы в предложенную схему.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному :

7

В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно- схематическими моделями, В.П. Глухов блоками- квадратами, Т.В.Большева  - коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

Ученые - педагоги, занимающиеся проблемой развития связной речи на разных возрастных этапах,  обращают внимание на тот факт, что развитие связной речи должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент развития личности,  умеющей четко и правильно формулировать и  излагать свои мысли.  

8

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что « мнемотехника» рассмотрена как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников коммуникативно-речевых навыков. Разработанное мною перспективное планирование и дидактический материал позволяют повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, а в свободной деятельности можно использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

В  ходе  работы  над  опытом   осуществляется  индивидуальный подход к детям  с учетом их особенностей и потребностей. Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

9

Технология опыта

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в работе  по обучению детей связной речи я стала применять  новую образовательную технологию - мнемотехника.

 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинала  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. 

 Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи  детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • при заучивании стихов

Опираясь на опыт педагогов (схемы-модели Ткаченко Т.А)  разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках,

10

посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • - строение рассказа,
  • - последовательность рассказа,
  • - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

11

Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 
Описательный рассказ.
 Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). 
Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку 
дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

12

Работу по мнемотаблицам строю в три  этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно. Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры: « Скажи по-другому", «Кто? Что?» «Потерялись слова», «Кто больше увидит?», "Расскажи по картинке", "Волшебная цепочка" "Кто это?"и др.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

    Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даём готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели.

13

Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Параллельно с этой работой использую речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми использую серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.

14

Результативность

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

15

Адресные рекомендации по использованию опыта

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами в работе.

Перспективы развития опыта

В дальнейшем планирую продолжить использование  приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их  диапазон собственными наработками.

16

Литература

  1. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.
  2. Большева Т.В. "Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники". - СПб: Детство-Пресс, 2005.
  3. В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» - М., 2005.
  4. Выготский Л.С «Мышление и речь» М.1999
  5. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  6. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998.
  7. Ефименкова Л.Н. « Формирование речи у дошкольников». М. Дрофа 1985.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008. 4. С.102 -115.
  9. Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технолигии в системе образования - М.: 2001
  10.  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста..-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
  11.  Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание, 1990, №10.
  12.  Иструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного

17

образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году» [Электронный ресурс]

 

18

Приложение 1

Игра «Копилка слов»

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Отгадай, какое время года?»

Содержание игры: детям предлагаются мнемодорожки: ребенок определяет время года и составляет по мнемодорожке короткий описательный рассказ.

Игра «Угадай животное»

Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное, после чего предлагается составить связный рассказ об этом животном.

Игра «Какая сказка спряталась?»

 Содержание работы: 1.Узнать сказку по главным героям. 2.Вспомнить содержание сказки. 3.Рассказать сказку по мнемотаблице.

Игры с разрезанными мнемотаблицами.

Задания:

-восстановить последовательность картинок по памяти и составить рассказ;

-отобрать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

-определить, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

-найти лишнюю картинку;

-найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

-”распутать” два события (предъявлялись две разрезанные мнемотаблицы);

Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”

Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Приложение 2

Мнемотаблица для разучивания потешек:

http://psihdocs.ru/konkursa-vospitatele-goda-2011-r-azvitiya-svyaznoj-rechi-doshk/56742_html_43eb445a.jpg

Водичка, водичка, умой Саше личико, 

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, 

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Приложение 3

Учим стихи, используя мнемотаблицы:

Компот.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. 

http://omel.ucoz.ru/stichi/frukti2.jpg

http://900igr.net/up/datas/209395/026.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ff9/000985d8-2a58582d/img19.jpg

Приложение 4

Пересказ сказки:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03d3/0009c7d2-9729836c/hello_html_m67b2f8eb.jpg

http://lukomorie.edumih34.ru/wp-content/uploads/2017/10/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA.jpg

Приложение 5

Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0748/000118b7-b36118fd/img12.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d6e/00168f25-10063dde/img2.jpg

Приложение 5

Составление описательных рассказов:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d93/00146c6a-00c79fab/img12.jpg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/05/22/k_5b04246bda147/470629_10.jpeg

Приложение 6

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f80/00198aef-3bbe4568/img34.jpg

Приложение 7

Автоматизация звуков:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0660/0004adc7-2997f52c/img46.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d24/00023003-02c680fd/1/img7.jpg

Приложение 8

Заучивание поговорок по мнемотаблицам:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/16/s_58f3c7b83a8c7/img9.jpg

Приложение 9

Формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.

(Алгоритм обучения детей)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/05/22/k_5b04246bda147/470629_3.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/05/22/k_5b04246bda147/470629_4.jpeg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум Тема: «Условие развития коммуникативной активности дошкольников посредством эффективного внедрения педагогических технологий развития связной речи»

Слайд 2

«Игра как средство социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста» Тема

Слайд 3

- интегративное личностное образование воспитанника, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие ему быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением Социальная компетентность

Слайд 4

- предполагает проявление субъектных качеств ребёнка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнёра по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника. Коммуникативная компетентность

Слайд 5

желание вступать в контакт с окружающими умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника умение менять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию умение решать конфликтные ситуации умение конструктивно взаимодействовать и сотрудничать (договариваться, обмениваться, распределять действия) навыки диалогической и монологической речи знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими Социально-коммуникативная компетентность дошкольников подразумевает развитие умений:

Слайд 6

составляет социально-коммуникативное развитие Формирование социальной и коммуникативной компетентностей, положительного отношения к себе, к другим людям, к миру

Слайд 7

Общение является важным элементом любой игры Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум Тема: «Условие развития коммуникативной активности дошкольников посредством эффективного внедрения педагогических технологий развития связной речи»

Слайд 2

Задачи : 1. Способствовать активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков. 2. Привлечь внимание педагогов к инновационным технологиям, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. 3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата. Цель : повышение качества профессиональной деятельности, развитие творческих способностей и любви к профессии

Слайд 3

Послушай - и ты узнаешь, Посмотри - и ты поймешь, Сделай - и ты научишься. Девиз :

Слайд 4

«…Послушай - и ты узнаешь …». Блок №1.

Слайд 8

Игра 1

Слайд 10

Возьми лист бумаги с названием «Игра 1» Нарисуй в клетках предметы, которых не хватает на втором рисунке. Предметов всего шесть. Задание:

Слайд 11

Правильный ответ:

Слайд 12

Нет ошибок – 10 баллов 1-2 ошибки – 8 баллов 3-5 ошибок – 5 баллов 6 ошибок – 1 балл Оценка ответа в баллах:

Слайд 13

Игра 2

Слайд 15

Возьми лист бумаги с названием «Игра 2» Нарисуй в клетках падающие предметы или напиши их названия в той последовательности, в которой они упадут со стола! Задание:

Слайд 16

Правильный ответ:

Слайд 17

Нет ошибок – 10 баллов 1 ошибка – 8 баллов 2 ошибки – 6 баллов 3 ошибки – 4 балла 4 ошибки – 2 балла 5 и более ошибок – 1 балл Оценка ответа в баллах:

Слайд 18

Цель: определение объема запоминания слов путем их кодирования в рисунок . Задание : 10 слов, необходимо зарисовать «закодировать в рисунок», потом по их изображениям назвать перечисленные слова . Слова: радость, любовь, доброта, грусть, мечтательность, веселье, уют, аккуратность, нежность, счастье. Тест-игра «Пиктограмма»

Слайд 19

в норме взрослому человеку необходимо запомнить 8-9 слов ; - человеку, запомнившему менее 8 слов, необходимо развивать свою образную память. Интерпретация :

Слайд 20

«… Посмотри - и ты поймешь …» Блок №2.

Слайд 21

Игра 3

Слайд 22

Правильный ответ:

Слайд 23

Игра 4 Раскодируй поговорки

Слайд 24

Игра 5

Слайд 25

Однажды козочка пошла в лес погулять. А в лесу на опушке жил медвежонок. Увидал он козочку, да как зарычит: «Э – Э – Э !» Козочка испугалась и закричала: «МЭ – Э – Э !» Медвежонок тоже испугался и снова зарычал : «Э – Э – Э!» В это время на опушке показались дети: девочка Эмма и мальчик Эдик. Они подошли к козочке и успокоили её. Всем стало весело. Примерный рассказ

Слайд 26

Прочтите текст стихотворения: «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик». Вам необходимо его закодировать с помощью символов и нарисовать мнемодорожку или мнемотаблицу . Игра 6 Задание:

Слайд 27

Вариант ответа

Слайд 28

Использование приѐмов мнемотехники делает разучивание весѐлым , эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: - развитие мелкой моторики рук, - совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, - расширение словарного запаса, - развитие связной речи детей и коммуникативных навыков. Вывод:

Слайд 29

«...Сделай - и ты научишься!» Блок №3.

Слайд 30

Технология «Острова » Рефлексия

Слайд 31

1. Сложите из бумаги кораблики-оригами, напишите на них 1-3 из предложенных фраз, которые необходимо закончить: - «Среди этапов работы, мне особенно понравилось…»; - «Во время работы я приобрел….»; - «Работа заставила меня задуматься….» Задание:

Слайд 32

2. Причальте свой кораблик к одному из островов… о. Воодушевления о. Удовольствия о. Разочарования