Опросы для различных категорий участников образовательного процесса

Козлова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Анкета «Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. 

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.

                       

                                 Подсчет результатов.

 За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Слайд 30.

50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка.      Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
     0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

"Ваша воспитательная система"

По результатам ответов на эту анкету можно определить, правильно ли выбран принцип воспитания детей

Можете ли вы:

1.  В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3.  Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.  Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13.Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.

Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

В – не могу – 1 балл.

 От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

 



Предварительный просмотр:

Опросник для родителей

Ответы на вопросы помогут Вам увидеть картину взаимоотношений в семье.

1.Рождение вашего ребенка было желанным?

2.Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете « по душам» и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю Вы организуете с ним семейный досуг ( кино, концерт, театр, посещение родственников, поход и т.д.)

5. Вы обсуждаете с ним его внешний вид?

6. Вы знаете его друзей ( чем они занимаются, где живут)?

7. Вы в курсе его симпатий?

8.Вы знаете о его недругах, недоброжелателях?

9. Вы знаете, что он любит больше всего?

10. Вы первыми идете на примирение с ребенком, разговор?

11. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка (действиями, словом)?

Если на все вопросы вы ответили « Да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.

А если у вас большинство «Нет», то необходимо менять стиль общения, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилось беда!



Предварительный просмотр:

Тecm

 «Темперамент вашего ребенка»

Внимательно понаблюдайте за своим ребенком, а потом ответьте на вопросы этого теста. Будьте честны, не пытайтесь приукрасить поведение сына или дочери. Отвечайте так, как есть на самом деле, а не так, как вам хотелось бы. Узнав темперамент ребенка, вы сможете понять его характер, что позволит вам в дальнейшем избежать конфликтов и недоразумений.

 

На вопросы отвечайте словами "да" или "нет".

1. Ваш ребенок очень интересуется различными играми?

2. Ваш ребенок импульсивен?

3. Случается ли, что настроение ребенка резко меняется от хорошего к плохому и наоборот?

4. Старается ли ребенок получить незаслуженную похвалу?

5. Любит ли он общаться с новыми, незнакомыми людьми?

6. Часто ли он требует, чтобы ему немедленно что-то купили?

7. Случалось ли вам замечать, что он грустен, подавлен, хотя никаких причин к этому нет?

8. Часто ли он проявляет свою жадность?

9. Он аккуратен?

10. Считаете ли вы своего ребенка очень жизнерадостным?

11. Ваш ребенок сильно огорчается, когда другие люди (родственники, друзья, герои книги или фильма) страдают?

12. Он очень переживает, если у него что-то не получается?

13. Всегда ли он сдерживает свои обещания?

14. Он боится высоты?

15. Комфортно ли ребенок чувствует себя в большой компании?

16. Ваш ребенок раздражителен?

17. Имеет ли он привычку перекладывать свою вину на других людей?

18. Любит ли он новые знакомства?

19. Ваш ребенок доверчив?

20. Он легко обижается?

21. Есть ли у него плохие привычки?

22. Ему нравится быть на вторых ролях?

23. Не пытается ли он совершать рискованные поступки?

24. Быстро ли ему надоедают одни и те же игры и занятия?

25. Берет ли он чужие вещи без разрешения?

26. Ему нравится ходить к кому-нибудь в гости?

27. Случалось ли ему обижать своих близких и друзей?

28. Часто ли он ощущает себя виноватым?

29. Способен ли он говорить на темы, которые плохо знает? Например, может ли он ответить урок, если не читал учебник?

30. Часто ли он отказывается от игр с друзьями ради того, чтобы побыть в одиночестве и почитать книгу?

31. Часто ли у него случаются конфликты со сверстниками?

32. Считаете ли вы своего ребенка нервным, ранимым?

33. Извиняется ли ваш ребенок за свои проступки?

34. У вашего ребенка много друзей?

35. Вы когда-нибудь замечали, что ваш ребенок высмеивает своих друзей или устраивает им злые розыгрыши?

36. Считаете ли вы своего ребенка беспокойным?

37. Ваш ребенок послушен (всегда ли он сразу выполняет то, что ему велят)?

38. Можете ли вы назвать своего ребенка беззаботным?

39. У вашего ребенка хорошие манеры?

40. Часто ли ваш ребенок тревожится за близких, опасается ли он, что с ними может произойти что-нибудь плохое?

41. Брал ли ваш ребенок когда-нибудь чужую вещь, а потом ломал ее?

42. Ваш ребенок первым проявляет инициативу в знакомстве со своими сверстниками?

43. Ваш ребенок выражает сочувствие, когда кто-то рассказывает ему о своих проблемах?

44. Часто ли он расстраивается и обижается?

45. Если поблизости нет урны, может ли ваш ребенок бросить обертку от мороженого прямо на тротуар?

46. Находясь в компании, ваш ребенок в основном молчит?

47. Сильно ли ребенок привязан к родителям?

48. Имеет ли он привычку жалеть себя?

49. Он часто хвастается?

50. Ваш ребенок бывает лидером в компаниях?

51. Его трудно назвать осторожным?

52. Случалось ли вашему ребенку выражать беспокойство по поводу своего здоровья?

53. Ваш ребенок часто говорит плохо о своих друзьях или одноклассниках?

54. Вашему ребенку нравится пересказывать веселые истории, которые он прочитал или услышал от других?

55. Ваш ребенок ест все, что ему предлагают?

56. Часто ли у него бывает плохое настроение?

57. Часто ли он дерзит взрослым?

58. Ему нравится общаться с большим количеством людей?

59. Переживает ли он, что сделал ошибку в контрольной работе?

60. Случаются ли у него бессонницы?

61. Всегда ли он моет руки перед едой?

62. Всегда ли он может ответить на вопрос без долгих раздумий?

63. Ваш ребенок старается не опаздывать?

64. Часто ли он ощущает себя очень усталым без особых причин?

65. Способен ли он действовать быстро и активно?

66. Разговорчив ли он?

67. Он никогда не обижается на свою мать?

68. Часто ли ему бывает скучно?

69. Имеет ли он особенность использовать чужие ошибки в своих целях?

70. Всегда ли он успевает выполнить все запланированные дела?

71. Существуют ли люди, с которыми ваш ребенок принципиально старается не общаться?

72. Переживает ли он по поводу своей внешности?

73. Всегда ли он вежлив?

74. Задумывается ли он о своем будущем?

75. У него когда-нибудь возникало желание умереть?

76. Мечтает ли он стать богатым?

77. Нравится ли ему быть в центре внимания?

78. Пытается ли он сдерживать грубость, хотя это дается ему нелегко?

79. Если над ним посмеялись, он долго переживает?

80. Настаивает ли он, чтобы окружающие поступали так, как ему хочется ему?

81. Он часто опаздывает?

82. Случалось ли ему говорить то, что было неприятно для другого человека?

83. Беспокоит ли вас нервозность вашего ребенка?

84. Ваш ребенок избегает общения с язвительными людьми?

85. Часто ли он теряет друзей?

86. Приносит ли ему страдания одиночество?

87. Ваш ребенок всегда старается довести начатое дело до конца?

88. Он любить дразнить животных?

89. Он болезненно воспринимает замечания в свой адрес?

90. Любит ли он приключения?

91. Он считает, что можно опаздывать на уроки?

92. Ему нравится, когда окружающие интересуются им?

93. Считают ли сверстники его жестоким?

94. Случаются ли у него резкие перепады настроения?

95. Имеет ли он привычку откладывать дела в долгий ящик?

96. Окружающие считают его веселым человеком?

97. Страдает ли он, когда его обманывают?

98. Сильно ли он зависит от внешних обстоятельств?

99. С готовностью ли он признает свои ошибки?

100. Он очень жалеет бездомных или больных животных?

А теперь сравните свои ответы с ключом по нескольким параметрам.

1. Шкала психотизма. Отрицательные ответы на вопросы 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100. Утвердительные ответы на вопросы 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 53.

2. Шкала экстраверсии/интроверсии. Отрицательные ответы на вопросы 22, 30, 46, 84. Утвердительные ответы на вопросы 1, 3, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50.

3. Шкала нейротизма. Утвердительные ответы на вопросы 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

Высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии соответствуют экстравертивному типу, низкие – интровертивному.

Дети-экстраверты общительны, имеют широкий круг знакомств, контактируют с большим количеством людей. Им свойственны импульсивность, доброжелательность, оптимистичность.

Дети-интроверты застенчивы, спокойны, сдержанны. Общаться они предпочитают в узком кругу друзей. Все свои поступки обычно долго и тщательно продумывают.

Показатели по шкале нейротизма отражают эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Высокие показатели говорят о психической неустойчивости, слабой приспособляемости и склонности к резкой смене настроений.

Высокие показатели по шкале психотизма указывают на наличие у ребенка склонности к демонстративному поведению. Такие дети часто бывают эгоцентричны и конфликтны.

Психологи утверждают, что возбудимый интроверт (то есть ребенок, обладающий неустойчивой психикой) по типу темперамента чаще всего обнаруживает особенности и черты меланхолика.

У интроверта с устойчивой психикой преобладают черты флегматика.

У возбудимого экстраверта (ребенка с неустойчивой психикой) доминируют особенности холерика. Экстраверта с устойчивой психикой можно отнести к сангвиникам.

Если при тестировании обнаружились высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии и шкале нейротизма, ребенок – холерик. Если показатели по шкале первой шкале низкие, а по второй высокие, значит, он меланхолик.

Если показатели по шкале экстраверсии/интроверсии высокие, а по шкале нейротизма низкие, ребенок – сангвиник. Если показатели низкие по обеим шкалам, в его характере преобладают черты флегматического типа.

Дети-сангвиники общительны, контактны и без труда адаптируются к новым условиям. Они любят общаться с большим количеством людей, сравнительно легко переживают неудачи и быстро о них забывают. Ребенок с таким темпераментом подвижен и очень любознателен, он не способен придерживаться строгих правил и часто нарушает запреты взрослых. Его трудно назвать усидчивым, он может начать новое дело, не завершив старого, о котором уже забыл. Если ребенка-сангвиника не заинтересовать, через короткий промежуток времени он потеряет интерес к своему занятию. Таких детей следует приучать ставить перед собой цели, если у ребенка есть цель, он изо всех сил будет стремиться к ней.

Дети-холерики обладают возбудимой нервной системой, не способны долго размышлять над своими поступками и действуют импульсивно. Чрезмерно активные, они быстро тратят свои силы, в результате чего период активности сменяется апатией. У ребенка с холерическим типом темперамента очень богатое воображение, он умеет ставить цели, которые пытается достичь, однако родители должны знать, что он не способен объективно оценить личные возможности. В результате этого цель так и остается недостижимой, а ребенок испытывает горькое разочарование. Свои неудачи такие дети переживают очень тяжело, поэтому родители должны быть с ними чрезвычайно внимательными и тактичными.

Дети-флегматики медлительные, спокойные, эмоционально уравновешенные, их трудно вывести из себя. Если такой ребенок увлечен каким-либо делом, он обязательно доведет его до конца. А вот чтобы переключиться на новое занятие, ему потребуется довольно много времени и усилий. Флегматики общительны, однако не склонны к пустой болтовне. Они ответственны и надежны, но временами проявляют лень и апатию.

Так как дети-флегматики не отличаются инициативностью, родители должны постоянно возбуждать в них интерес к тем или иным занятиям. Если такой ребенок поймет, что данная цель ему нужна, он будет идти к ней упорно и старательно. Флегматик может обладать хорошими способностями, однако его медлительность часто становится причиной средней и даже слабой успеваемости, особенно когда педагоги и родители не проявляют терпения. К не самым лучшим показателям в учебе большинство детей-флегматиков относятся довольно спокойно, они не стремятся быть первыми и не видят причины, по которой им следовало бы добиваться лучших результатов. Флегматик не лидер, ему нравится быть на вторых ролях.

Дети-меланхолики обладают очень неустойчивой нервной системой, они с трудом приспосабливаются к изменению обстоятельств, и это касается как печальных, так и радостных событий. Ребенок с таким типом темперамента робок, застенчив, нерешителен и малообщителен, во всех мероприятиях предпочитает оставаться в тени. В то же время он не лишен ответственности и целеустремленности, что во многих случаях позволяет ему успешно преодолевать трудности. Родители должны обращаться с такими детьми очень бережно и деликатно. Меланхолики нуждаются в поддержке окружающих, им нужно помогать, хвалить, а не ругать и не формировать у них чувство вины.

 



Предварительный просмотр:

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым)

 

Цели: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

 

1.Я иду утром в школу с радостью.

2.               В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.               В нашем классе хороший классный руководитель.

4.               К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5.               У меня есть любимый учитель.

6.               В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7.               Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.               У меня есть любимые школьные предметы.

9.               Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.          На летних каникулах я скучаю по школе.

 

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.



Предварительный просмотр:

Анкета для учеников «Как я отношусь к классному руководителю»


1. С каким настроением ты идешь в школу?

с радостью
мне все равно
думаю о будущих неприятностях
скорей бы все это кончилось


2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

постоянно
редко
никогда


3. Если бывают, то кто их доставляет?

учителя
классный руководитель
одноклассники
ученики из других классов


4. У тебя бывают конфликты с классным руководителем?

часто
редко
никогда


5. На твой взгляд, какую роль выполняет в классе твой классный руководитель?

следит за успеваемостью и дисциплиной
вторая мама
организует досуг
помогает ребятам в трудных делах
старший товарищ
другое


6. Как относится к тебе классный руководитель?

хвалит
подбадривает
делает замечания
ругает
жалуется родителям
заботится
дает добрые советы


7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

8. Что тебе хотелось бы от него перенять:

манеру поведения
хороший характер
умение всегда хорошо выглядеть
разносторонние знания
другое


9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?

10. Ты считаешь, что твой класс:

сплочен и дружен
разбит на группы
каждый живет сам по себе


11. Какие классные мероприятия тебе нравятся?

12. Что ты знаешь о своем классном руководителе (хобби, увлечения, мечты)?

13. Ты можешь сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?



Предварительный просмотр:

Анкета «Мой режим дня»

Ф.И.учащегося_____________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

 а) всегда;

 б) иногда;

 в) иногда;

 г) никогда.

2. Завтракаете ли вы утром?

 а) всегда;

 б) иногда;

 в) никогда;

3. В какое время вы обычно учите уроки?

 а) сразу, как прихожу из школы;

 б) отдыхаю и только потом начинаю делать уроки;

  в) обедаю и сажусь за уроки.

  4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?

  а) до 1 часа;

  б) 1 - 2 часа;

  в) 2 -3 часа;

  г) 3 -4 часа 5.

 5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

 а) всегда;

 б) иногда;

 в) никогда.

  6. Вы ложитесь спать?

 а) в 21-22.00;

 б) в 22-23.00;

 в) после 23.00

 в) после 23.00.

7.Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?

 а) всегда;

 б) иногда;

 в) никогда.

8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

 а) 1 - 2 часа;

 б) 3- 4 часа;

 в) все свободное время.

9. Как обычно вы проводите воскресный день?

 а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры;

 б) слоняюсь по дому;

 в) гуляю, занимаюсь спортом;

 г) другое (укажите что именно).

10.Как часто вы стараетесь спланировать свой день?

 а) всегда;

 б) иногда;

 в) никогда

 



Предварительный просмотр:

Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин)

        Цель: исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья. Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

  • хорошие вещи, материальное благополучие;                             общение с природой;
  • общение с друзьями и другими окружающими людьми;          • любовь и семейная жизнь;
  • здоровье, здоровый образ жизни;                           • труд (профессия, учёба, интересная работа);
  • духовность (нравственность, саморазвитие)

Наиболее важные для меня:                       Наименее важные для меня:

1. _________________________                1. ________________________

2. _________________________                2. ________________________

3. _________________________                3. ________________________

Обработка результатов

Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй - второй, третьей - третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй - шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.

Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.



Предварительный просмотр:

 

        Анкета «Мое отношение к школе»

 

(1 класс)

(ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)

1. Нравится  ли тебе ходить в школу?

 

Да – красный      

 

нет – синий      

 

 не знаю – желтый

 

 2. Больше всего тебе нравится:

 

Заниматься со взрослыми – красный

 

Смотреть телевизор – синий

 

Играть в игрушки – зеленый

 

Затрудняюсь ответить – желтый

 

 3. В школе больше всего тебе нравится:

 

Друзья – синий  

 

      урок – зеленый    

 

      затрудняюсь ответить – желтый

 

4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?

 

Да – синий          

 

 нет  - красный        

 

не знаю -   желтый

  

5. Если   бы   была   возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?

 

 Да – синий        

 

 нет  - красный      

 

  не знаю -   желтый

 



Предварительный просмотр:

КАРТА ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(Модифицированная )


Дорогой друг !

Прочитай вопросы в таблице затем в столбике «Ответы» выбери нужный и обведи кружком соответствующую букву.

Вопросы

Ответы

1. Как  ты ведешь себя, когда тебе  задан вопрос на сообразительность

А) предпочитаешь помучиться, но сам находишь ответ (5б.)

Б) когда как (3 б.)

В) предпочитаешь  получить готовый ответ от других (0 б.)

2. Много ли ты читаешь дополнительной литературы по предмету (или стараешься найти информацию в интернете)?

А) постоянно (5 б.)

Б) читаю мало (3 б.)

В) не читаю совсем (0 б.)

3. Часто ли ты задаешь вопросы по новой или пройденной теме  на учебных занятиях?

А) часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) не задаю совсем (0 б.)

4. Насколько  ты эмоционально положительно относишься  к интеллектуальной деятельности?

А) очень эмоционально (5 б.)

Б) средний уровень выраженности эмоций (3 б.)

В) эмоции ярко не выражены или отрицательны (0 б.)

5. Просишь ли ты  и затем выполняешь (на уроке, дома) дополнительные задания повышенной сложности?

А) просишь часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) никогда (0 б.)

6. При выполнении любого задания ты подходишь  к нему творчески?

А) часто (5 б.)

Б) не всегда (3 б.)

В) никогда (0 б.)

7. Стараешься ли ты  при выполнении работы на компьютере воспользоваться возможностью и попробовать другие методы и приемы работы?

А) стараюсь сделать это сам, без участия педагогов, друзей, родителей (5 б.)

Б) перед тем как сделать интересуюсь у опытного специалиста(3 б.)

В) дальше предложенного метода ничего не делаю (1 б.)


Интерпретация результатов.

Подсчитай сумму баллов по каждому вопросу, в столбике «Ответы»

Уровни познавательного интереса и творческой активности:

35 – 30 - высокий

20 – 29 – средний

0 – 19 – низкий



Предварительный просмотр:

                       Диагностика адаптации первоклассников к школе.

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Для более быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, и учителю и родителям необходимо знать заранее, как проходит процесс адаптации ребенка к школе, с какими проблемами ребенок столкнулся или может столкнуться в будущем, а самое главное как ему можно помочь и что необходимо сделать, для того чтобы создать благоприятную  атмосферу и соответствующие условия успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Описание методов. Экспресс-диагностика адаптации первоклассников состоит из трех методик:

1. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой . Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург . Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)  . С помощью методики определяется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

Условия проведения экспресс-диагностики.

Экспресс-диагностика может проводиться как психологом, так и учителем начальных классов.

Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре-ноябре, т. к. нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. Поэтому в сентябре школьный психолог может просто присутствовать на уроках, и проводить наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен.

1. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.

Качественный анализ:

Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие  ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.

Изучение внутренней позиции школьника.

1. Представьте, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Давай я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц?». Что вы ответите маме? Если, откажитесь, то  в первый столбик вам надо будет поставить букву А, а если согласитесь, то  в первый столбик вам надо будет поставить букву Б. (По необходимости можно повторить этого задание). Теперь возьмите ручки и запишите свой ответ в первый столбик таблицы (в это время психолог проходит по рядам и смотрит, чтобы в одном столбике у ребенка не было 2 ответа).

2. Представь себе, что мама все-таки договорилась с директором школы и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал – в школу идти не надо, делай что хочешь. Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе? Если бы вы начали писать, читать, считать, то во второй столбик поставьте букву А, а если играть, рисовать, смотреть мультики, то во второй столбик поставьте букву Б.

3. Представьте себе, что вам предложили учиться так, чтобы не вы ходили в школу, а наоборот, к вам домой приходила бы каждый день учительница и учила вас всему, чему учат в школе. Если откажитесь, то поставьте в третий столбик букву А, если согласитесь, то поставьте в третий столбик букву Б.

4. Представьте себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы». Как, по-вашему, будет лучше – чтобы пришла другая учительница – А или чтобы мамы заменяли учителя – Б? Поставьте свой ответ в четвертый столбик.

5. Представьте себе, что есть две школы – школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки грамоты, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывают физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, то в пятый столбик напишите букву А, если в школе Б, то в пятый столбик напишите букву Б.

6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встаешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

Количественный анализ:

Преобладание ответов «А» - внутренняя позиция сформирована. (1)

Одинаковое количество ответов «А» и «Б» – внутренняя позиция сформирована средне. (2)

Преобладание ответов «Б» – внутренняя позиция не сформирована. (3)

2. Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург.

Качественный анализ:

Внешний мотив (рис. а) – внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. Проявляется тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

Учебный (познавательный) мотив (рис. б) – для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов. Если при этом недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют неровный, прерывистый характер: ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен; если учитель рассказывает о том, с чем он уже знаком, или(и) ему это не интересно, то он отвлекается, может заниматься посторонними делами, разговаривать с соседом по парте. При выполнении домашних заданий такие школьники быстро и легко выполняют то, что им интересно и нравится, другие задания выполняют с большим трудом или не делают вовсе. Как правило, эти учащиеся не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости и добросовестности (написание букв, например), усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности (заучивание таблицы сложения и умножения). Чаще всего такие учащиеся в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего, у них могут быть пробелы в знаниях. Про них учителя говорят: «Умный, но ленивый». В средних классах эти ученики нередко учатся лучше, чем в начальной школе.

Игровой мотив (рис. в) – игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

Позиционный мотив (рис. г) – основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Особое внимание следует обратить на детей, в структуре мотивов которых позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального мотивов. В этом случае формирование собственно мотивов учения в учебном процессе сильно затруднено, так как отсутствует необходимая для этого основа. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотив эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться. С этими детьми работу по формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Социальный мотив (рис. д) – для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается. Их не нужно заставлять выполнять домашние задания, они, как правило, выполняют их в полном объеме, переживают, если что-то не успевают сделать или получается не так, как «задавала учительница». При условии достаточного развития познавательных процессов учатся ровно, без провалов, успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением одноклассников. У учащихся с доминирующим социальным мотивом, но недостаточно развитой познавательной мотивацией характерно сочетание добросовестного выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию знаний, они, как правило, не выходят за рамки задания, не ищут новых способов решения учебных задач, главное для этих учеников -- точное следование инструкциям учителя, скрупулезное воспроизведение предложенных им образцов.

Оценочный мотив (рис. е) – оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка. У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Эти учащиеся постоянно спрашивают у педагога правильно ли они делают, при ответе не столько думают о том, что они говорят и делают, сколько пытаются уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение). Нередко возникают конфликтные отношения с одноклассниками, учебные успехи которых выше, чем у них (одна ученица начальной школы жаловалась маме, что ненавидит свою одноклассницу, потому что у той больше пятерок, чем у нее).

 Изучение учебной мотивации.

Перед вами картинки. Сейчас я буду по ним рассказывать вам рассказ, а вы слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить все, что сказал каждый ребенок. Мальчики и девочки разговаривали о школе. Первый ребенок сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил” (рис. 1). Второй сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился” (рис. 2). Третий сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть” (рис. 3). Четвертый сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким” (рис. 4). Пятый сказал: “Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения, ни какого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь” (рис. 5). Шестой сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки” (рис. 6).

Посмотрите, под картинками у вас нарисована таблица из 3 столбиков (психолог показывает на таблицу на бланке-образце и на доске). Вам надо ответить на мои вопросы и записать ответ в соответствующий столбик таблицы.

1. Выберете из этих ребят, того кто, по-вашему мнению, прав? Номер той картинки запишите в первый столбик.

2. А теперь выберете того, с кем из них вы хотели бы вместе учиться? Номер той картинки запишите во второй столбик.

3. А теперь выберете того, с кем из них вы вместе хотели бы дружить? Номер той картинки запишите в третий столбик.

Количественный анализ:

Внешний мотив (рис. а) - 0 баллов;

Игровой мотив (рис. в) - 1 балл;

Оценочный мотив (рис. е) - 2 балла;

Позиционный мотив (рис. г) - 3 балла;

Социальный мотив (рис. д) - 4 балла;

Учебный мотив (рис. б) - 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе выявляются уровни мотивации:

10 – 15 баллов - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов. (1)

5 – 9 баллов - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. (2)

0 – 4 баллов - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива. (3)

3. Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.

Качественный анализ: 

Данная методика имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; не желание ребенка учиться и посещать школу; проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания  и т.п. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка в школе. В связи с этим интерпретация ответов детей будет складываться из двух составляющих: осуществляя диагностику школьной тревожности, мы одновременно выявляем показатели дезадаптации ребенка в школе.

Картинка № 1 – дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или не желание учиться. Данная картинка, является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: «ему грустно, так как все дети идут в школу, а он нет», «у нее плохое настроение, он болеет и не может идти в школу» оцениваются в 0 баллов. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность, оцениваются в 1 балл: «настроение веселое, так как все дети идут в школу, а он нет, он остался дома», «он радуется, так как не хочет идти в школу».

Картинка № 2 – приход в школу. Можно определить общее отношение ребенка к школе, а так же его желание или не желание приходить в школу.

Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: «настроение грустное, не хочется учиться», «она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет», оцениваются в 1 балл. Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 0 баллов «пришла в школу, она любит уроки делать», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться».

Картинка № 3 – ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания. Положительные ответы, которые оцениваются в 0 баллов: «они хотят учиться хорошо», «он много читает», «сидит за партой хорошо», «он в школе, он всему учиться», «она сидит на уроке». Отрицательные ответы, в которых наблюдается не желание ребенка учиться, плохое настроение, страх оцениваются в 1 балл: «она учиться, ей трудно», «у нее плохое настроение, она не то написала», «настроение плохое, неправильно держит руки за партой», «не знает что писать», «не хочет заниматься», «настроение плохое, устал».

Картинка № 4 – ответ у доски. Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске. Так же картинка помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: «у него грустное лицо, он не знает ответа», «учитель просит нарисовать, а он не знает что», «учитель ругает его за то, что он баловался на уроке», «у него печальное лицо, он боится, что не получится задание», «учитель ругает за то, что она уроки не сделала», «учитель говорит уроки делать, а он не делает», «учитель заставляет ее писать, а он не хочет», «учитель ругает, что-то сделал», они оцениваются в 1 балл. Ответы, оцениваемые на 0 баллов давали дети, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: «учитель говорит ей что-то хорошее», «вышел к доске решать задачу», «она отвечает на вопрос», «она отличница», «у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске», «учитель его учит», «ему интересно отвечать», «ее похвалили за уроки», «он хочет писать на доске».

Картинка № 5 – общение с учителем. С помощью этой картинки можно выявить умеет ли  ребенок общаться со взрослым, а так же подчиняться его требованиям. Так же обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы. Положительными ответами были такие: «учительница его хвалит» - 0 баллов. Отрицательные ответы: «учитель ругает, не правильно уроки сделал», «плохо учился, учитель ругает» оцениваются в 1 балл.

Картинка № 6 – ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома. А так же оценить желание и интерес ребенка выполнять домашнее задание. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: «она не хочет заниматься», «ее заставляет мама делать уроки», «она грустная, ей могут поставить ''2''», «она не смогла сделать уроки» за подобный ответ ставиться 1 балл. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: «она пишет, ей нравиться», «она сделала уроки на ''5''», «она сидит, занимается», «настроение хорошее, она делает уроки» - 0 баллов.

Изучение школьной тревожности.

Посмотрите на изображения. Картинки здесь не совсем обычные. Посмотрите, дети – нарисованы без лиц. Это сделано специально, для того, чтобы было интереснее придумывать. Я буду рассказывать вам рассказ по картинкам, а вы должны придумать какое у мальчика (девочки) на картинке настроение. Вы знаете, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое (психолог рисует на доске в первом кружочке веселый смайлик), а когда плохое – грустное, печальное (психолог рисует на доске во втором кружке грустный смайлик). Посмотрите возле каждой картинки такие же смайлики как у меня на доске. Вам надо будет обвести в кружок смайлик, в соответствии с тем как вы считаете, какое настроение у ребенка на картинке.

  1. Мальчик дома, он смотрит в окно, там дети идут в школу, а он нет. Какое у него настроение? Рядом с картинкой выберете, и обведите в кружок смайлик.
  2. Девочка пришла в школу. Какое у нее настроение? Рядом с картинкой выберете, и обведите в кружок смайлик.
  3. Мальчик и девочка сидят на уроке. Мальчики отмечают, какое настроение у мальчика на картинке. А девочки отмечают, какое настроение о девочке на картинке.
  4. Учительница вызвала мальчика отвечать к доске. Какое у него настроение? Рядом с картинкой выберете, и обведите в кружок смайлик.
  5. Учительница остановила мальчика в коридоре школы и что-то ему говорит. Какое у него настроение? Рядом с картинкой выберете, и обведите в кружок смайлик.
  6. Девочка дома делает домашнее задание. Какое у нее настроение? Рядом с картинкой выберете, и обведите в кружок смайлик.

Количественный анализ:

Если ребенок дает 1, 2 «неблагополучных» ответа – то это соответствует нормальному уровню школьной тревожности, и, скорее сего, причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе. (1)

Если в выборе ребенка оказывается 3 «неблагополучных» ответа, то это свидетельствует о несколько повышенном уровне школьной тревожности и означает, что в его школьной жизни постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

 Если в выборе ребенка оказывается 4 и более «неблагополучных» ответа, то в таком случае у ребенка диагностируется высокий уровень школьной тревожности.  Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Рисунок 1                                          Рисунок 2

C:\Documents and Settings\Психолог\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (1).png                C:\Documents and Settings\Психолог\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).png       

Рисунок 3                                              Рисунок 4

C:\Documents and Settings\Психолог\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (1).png                 C:\Documents and Settings\Психолог\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (1).png

                                                                       

     Рисунок 5                                             Рисунок 6

       C:\Documents and Settings\Психолог\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).png                       C:\Documents and Settings\Психолог\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).png   

Список литературы.

  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб. 2005 г.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М. 2006 г.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М. 2004 г.
  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб. 2004 г.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 2005 г.
  6. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. – М. 2003 г.
  7. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – СПб. 2004г.
  8. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. 2002 г.
  9. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб. 2003 г