Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Кайгородова Анжелла Юрьевна

Предварительный просмотр:

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Значения придаточных в сложноподчинённом предложении

Значение

Вопросы, на которые отвечают придаточные

Свойства

Средства связи с главным предложением

Примеры

Определительные придаточные

какой?

Относятся к существительному и всегда стоят после него. К определяемому сущ-ному может прибавляться указательное слово.

который, что, куда, где и др.

Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер

Местоимённо-определительные

какой? кто?

Относятся к местоимениям тот, каждый, весь и др., употреблённым в значении сущ-ного. Могут стоять и перед определяемым словом.

кто, что и др.

Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. Кто ищет, тот всегда найдёт.

Изъяснительные

падежные вопросы

Относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства, чаще всего к глаголам, реже к сущ-ным, прилагательным, словам состояния

Союзы: что, как, будто, чтобы. Союзные слова: кто, откуда, где и др. Частица ли, употреблённая в значении союза

Я сказал мальчикам, что заблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Говорили, будто его видели в городе. Сообщение о том, что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Дети чувствуют, кто их любит. Я не знаю, буду ли дома вечером.

Присоединительные

Похожи на добавочные замечания

что, отчего, зачем, почему

Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.

Придаточные обстоятельственные

Значение

Вопросы, на которые отвечают придаточные

Средства связи с главным предложением

Примеры

Образа действия

как? каким образом?

как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно

Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Меры и степени

сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?

Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил

Места

Где? куда? откуда?

где, куда, откуда

Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт

Времени

Когда? В какое время? С каких пор? До каких пор?

когда, (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор (с тех пор, как), до тех пор пока и др.

Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

Условия

При каком условии? В каком случае?

Если (если…то), когда, раз и др.

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

Причины

Почему? по какой причине?

потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Цели

С какой целью?

чтобы, для того чтобы и др.

Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов.

Сравнения

как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пускай; как ни

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.

Следствия

Так что

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.



Предварительный просмотр:

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова.
    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
  3. Синонимы.
    В лесу мы видели лосяСохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы.
    У природы много друзейНедругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты.
    Построили шоссеШумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.
    1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)
    1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
  4. Союзы (преимущественно сочинительные)
    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)



Предварительный просмотр:

Способы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола (инфинитив)

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

начал читать

такой порядок

движение на дороге

третий слева

старший брат

летел к нам

непривычно тихо

непрекращающиеся дожди

привёз от знакомого

увеличить втрое

первый ученик

принять помощь

немного легкомысленный

эта аллея

гостить у друга

знать наизусть

опустевшая аллея

помощь друга

макароны по-флотски

трёх тетрадей

три тетради

увеличить втрое

встречать опоздавших

поздно ночью




Предварительный просмотр:

Средства связи частей сложноподчинённого предложения

Подчинительные союзы

Союзные слова

Простые

Составные

Относительные местоимения

Местоимённые наречия

Что, как, когда, пока, будто, словно, если, раз, едва, лишь, точно.

Оттого что, как будто, потому что, так как, с тех пор как, в связи с тем что, лишь только с тем чтобы; ввиду того что, вследствие того что.

Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько.

Где, как, когда, куда, откуда, почему.

Союз служит только для связи придаточного и главного предложений, не является членом придаточного предложения.

Союзное слово выполняет функцию связи придаточного и главного предложений, а также является членом придаточного предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я (А.Пушкин). (Что – союз, так как не является членом придаточного предложения и служит только для соединения придаточной части и главной).

Кто может знать, что ждёт меня? (А.Пушкин). (Местоимение что выполняет функцию связи придаточного с главным предложениями и функцию подлежащего в придаточном предложении, поэтому что – союзное слово, выраженное относительным местоимением).

Слова что, как, когда в сложноподчинённых предложениях могут быть и союзами, и союзными словами.

ПОДСКАЗКИ

Как различить союзные слова и союзы в предложении?

Союзы надо попробовать заменить другими, подходящими по смыслу союзами.

Когда писатель уставал, он отправлялся на прогулку.

Мы можем заменить когда союзами едва, лишь только, как только, значит, это тоже союз.

Второй способ: союзы можно опустить, попробовать обойтись без них: Я встретил Гоголя у сестры и объявил ему, что иду в театр. Теперь мы просто опускаем союз: Я встретил Гоголя у сестры и объявил ему: «Иду в театр».

Союзные слова тоже можно попытаться заменить – самостоятельными частями речи, подходящими по смыслу. Например: Стол, вокруг которого на креслах и стульях уселись слушатели, стоял направо от двери.

Мы меняем союзное слово – выделили его в предложении – и предлагаем варианты: вокруг стола, там, везде.

К союзным словам можно задать вопрос: Современники рассказывают, кто присутствовал среди гостей Гоголя. Задаём вопрос: присутствовал кто?


СкачатьВерсия для печати



Предварительный просмотр:

Стилистические фигуры

  1. Анафора (единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин)
  2. Эпифора – вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев:
    Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). Струится нетихнущий 
    дождь, томительный дождь (В.Брюсов)
  3. Антитеза – ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты
    Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов).
  4. Оксюморон – сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению.
    Есть 
    тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). Наступило вечное мгновение. (А.Блок). Нагло скромен дикий взор. (Блок) Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М.Цветаева) Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (Твардовский). Огромная осень, стара и юна, в неистово-синем сиянье окна. (А.Вознесенский)
  5. Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
    Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач).
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
  6. Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.
    А) 
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).
    В 
    сенат подам, министрам, государю» (А.Грибоедов). «Не час, не день, не год уйдёт» (Баратынский). Посмотри, какой дом — большойогромныйгромадный, прямо-таки грандиозный! – нарастает, усиливается интонационно-смысловое напряжение – восходящая градация.
    Б) «Не бог, не царь, и не герой» - слова расположены в порядке ослабления их эмоционально-смысловой значимости – нисходящая градация.
  7. Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи.
    Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье.
  8. Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.
    Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (Жуковский)
    Офицер – из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком. (Твардовский)
  9. Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.
    Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
    Что уж барону время умереть. (Пушкин)
  10. Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.
    Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин).
  11. Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.
    Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь)
  12. Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
    Тонкий дождь сеялся 
    и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.(Гоголь) По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Куприн)
  13. Бессоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
    Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин)



Предварительный просмотр:

Изобразительные средства (тропы)

К числу изобразительных относятся стилистические средства, которые воспроизводят, имитируют, описывают явления окружающей действительности

  1. Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
    А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (А.Некрасов). А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач)
  2. Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого.
    Снежная пыль 
    столбом стоит в воздухе – сравнение выражено творительным падежом. Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов) – сравнительный оборот. Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький) – сравнение выражено лексически (при помощи слов «подобный», «похожий») Тихо прожил, тихо и умру, как в своё время высохнет и свалится лист вот с этого кустика. (И.Бунин) – сравнение выражено придаточным предложением со значением сравнения. «Не лещи, а поросята, - говорит наш хозяин, - а вот не клюют». (И.Северянин) – отрицательное сравнение.
  3. Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
    В
    ой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).
  4. Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
    Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было. Всё поле охнуло. (Пушкин) – не само поле, а люди, которые там находились.
  5. Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
    1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного.
    2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.
    3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.
    4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо «деньги».
  6. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
  7. Литота – троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
    Мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов); Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (Грибоедов).
  8. Аллегория (от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла. На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье).
  9. Ирония – иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно. Как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, люди выражают своё пренебрежительное, насмешливое к ним отношение.
    Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу(о некрасивой женщине).
  10. Олицетворение —такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать.
    Забормотал спросонок гром (Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).
  11. Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь.
    Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова).Царь зверей (вместо лев). Холмогорский мужик = Ломоносов. Царица ночи =луна. Туманный Альбион = Англия. Северная Венеция = Санкт-Петербург.



Предварительный просмотр:

Самостоятельные части речи

Имя сущ-ное

Кто? Что?

Дом, аптека, улица, поле, студент

Образованные от других частей речи:

будущее (от причастия)

мастерская (от прилаг)

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Качественные (+очень; степени сравнения, краткая форма)

полн.форма:

красивый,

молодой, умный

кратк.форма

красив

высока

умён

Простая сравн.степень

Красивее,  больше – (в предложении является сказуемым)

Состав.сравн. ст.

более красивый,

менее интересный

Простая превосх.

красивейший, высочайший

Сост.превосх.

самый красивый

относительные

деревянный, мышиный,

притяжательные

волчий, птицын, мамин

Имя числительное

Сколько? Который по счёту?

Количественные

(целые, дробные)

Пять, сто, полторы, двадцать шесть

Собирательные

трое, пятеро, семеро, оба, обе

Местоимение

Кто?

Какой? Сколько?

 личные

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они (меня, мной, нас, нам, вам, её, его ему и т.д.)

возвратное

себя

притяжательные

мой, наш, ваш, твой, свой; его, её, их

указательные

этот, тот, такой, таков, устаревшие - сей, оный

вопросительные

Кто? Что? Какой? Который? Чей? сколько? (в вопрос. предл. употр.)

относительные

кто, что, какой, который, чей, сколько (для связи частей СПП)

определительные

сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой

отрицательные

никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей

неопределённые

некто, нечто, некоторый, некий,  несколько(+сущ.), кое-кто, что-то, какой-нибудь, что-либо и т.п.

Глагол

Что делает? Что сделает?

Изъявительное наклонение

Рисовал, рисует, будет рисовать

Повелительное наклонение

Рисуй, пусть рисует, давай рисовать

Условное

Рисовал бы

Причастие

Какой?

Что делающий?

Что сделавший?

Действительное

рисующий,клеящий – наст.вр.

 рисовавший, клеивший – прош.вр.

страдательное

зависимый, омываемый – наст.вр.

рисованный, склеенный, сжатый – прош.вр.

Деепричастие

Что делая?

Что сделав?

Прыгая, рисуя, вспомнив, двигаясь, закрыв

Наречие

Как? Где? Почему?

Когда? Куда? и др.

Простая ср.ст

Выше, красивее, глубже, громче - обстоятельство

Превосходная ст.

Выше всех

Красивее всего

Наиболее удачно

Сост.степень

Более красиво, менее высоко - обстоятельство

Категория состояния

Каково?  (является сказуемым в безличных предложениях)

На улице жарко. В лесу тепло. Жаль расставаться.

Пора прощаться.



Предварительный просмотр:

Части речи. Союз

Сочинительные союзы

Соединительные

и, да(=и), ни-ни, тоже, также

Противительные

а, но, да (=но), зато, однако, же

Разделительные

или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Подчинительные союзы

Изъяснительные

как, чтобы, что, будто

Временные

Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока

Причинные

Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что

Целевые

Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы

Условные

Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз

Уступительные

Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что

Сравнительные

Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно

Следствия

Так что



Предварительный просмотр:

Задание А17. Правописание суффиксов

Теоретическая часть

1. Суффиксы прилагательных -ИВ- и -ЕВ-.

В прилагательных суффикс -ИВ- пишется под ударением, а -ЕВ- - без ударения:

краси́вый, правди́вый, краево́й, строево́й, ма́рлевый.

Исключения: ми́лостивый, юро́дивый.

2. Суффиксы прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ-.

Суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- пишутся только с гласной И (в русском языке суффиксов -ЛЕВ- и -ЧЕВ- нет):

насто́йчивый, забо́тливый, оби́дчивый, расчётливый.

НО: эмалевый, диагоналевый, гуттаперчевый (согласные Ч и Л принадлежат корню).

3. Суффикс прилагательных -ЧАТ-.

В суффиксе -ЧАТ- пишется буква А: ступенчатый, перепончатый.

Перед суффиксом -ЧАТ- конечная Ц основы существительного чередуется с Т: крупитчатый (крупица), реснитчатый (ресница), черепитчатый (черепица).

4. Суффикс прилагательных -ИСТ-.

Суффикс прилагательного -ИСТ- пишется только с гласной И:

заливистый, надрывистый, раскатистый, глинистый, плечистый.

5. Суффиксы прилагательных -ОНЬК- (-ЕНЬК-).

В прилагательных после согласных Г, К, Х пишется суффикс -ОНЬК-, после других согласных - ЕНЬК-:

молоденький, тяжёленький, сухонький.

Возможны варианты написания: лёгонький, лёгенький.

Суффикс -ИНЬК- в прилагательных не пишется.

6. Суффиксы глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ИВА- (-ЫВА-)

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ОВА- (-ЕВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс чередуется с -УЮ (-ЮЮ):

беседовал, беседовать - беседую

потчевал, потчевать - потчую

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ЫВА- (-ИВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс сохраняется:

разглядывал, разглядывать - разглядываю

расстёгивал, расстёгивать - расстёгиваю.

Примечание. Глаголы с корнем -ВЕД-, имеющие форму 1-го лица на -УЮ(-ЮЮ)-, пишутся с суффиксом -ОВА- в неопределенной форме и в форме прошедшего времени:

исповедовать - исповедовал, проповедовать - проповедовал, заведовать - заведовал (так как исповедую, проповедую, заведую),

но: разведывать - разведывал, отведывать - отведывал, проведывать - проведывал, наведываться - наведывался, выведывать - выведывал (так как суффикс сохраняется).

Глаголы с суффиксом -ЕВА-, -ИВА- не следует путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ВА- сочетается с предшествующей корневой гласной А или И. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса -ВА-:

обвивать - обвить, заливать - залить, преодолевать - преодолеть.

В глаголах застревать, затмевать, намереваться, продлевать, растлевать пишется суффикс -ЕВА-.



Предварительный просмотр:

Виды односоставных предложений

В таблице систематизирован материал об односоставных предложениях. Можно использовать при решении заданий типа В4 в КИМ по русскому языку.

Типы предложений по наличию и характеру главных членов.

Двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое)

Односоставные (есть только или подлежащее, или сказуемое)

Люблю отчизну я, но странною любовью. (М.Лермонтов)

Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)

Виды односоставных предложений

Назывные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот

Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы

Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошед вр. мн.ч

Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось. Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него

Великолепная погода! Вот и река. !!! Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то одни учёные считают такие предложения двусоставными неполными (с опущенным вспомогательным глаголом), а другие – односоставными назывными. Сегодня жаркий день. У брата экзамен

Спешу домой (1-е л., изъявит. накл.) Спешим в школу (1-е л. изъявит. накл.) Спешите в школу! (2-е л. повелит. накл.)

По радио объявляют посадку. (3-е л. мн.ч.) По радио уже объявили посадку(мн.ч., прош. вр.)

Мне нездоровится (безличный глагол). Светает. (безличный глагол). Веет ветерком. (безличная форма личного глагола). Понаехало гостей. (безличная форма личного глагола ср. род., прош. вр.). Друзей нет. Эту дверь не открытьБыть бычку на верёвочке. На озеро Ивану так и не пришлось съездитьБыло жарко. Об экзаменах уже сообщено.



Предварительный просмотр:

Задание А5. Синтаксические нормы.

Составитель: Захарьина Е.А.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать все варианты ответа.

2. Определить вид предполагаемой ошибки.

3. Найти неверно построенное предложение.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Вид ошибки

Пример с ошибкой

Правка

Ошибки в употреблении падежных форм  

Неверное управление зависимыми словами

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда.

описывать о происшествии

Описывать происшествие

оплатить за билеты

Оплатить билеты

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Участковый указал на то

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)

Вопреки обстоятельств

Благодаря хорошей погоды

Вопреки обстоятельствам

Благодаря хорошей погоде

Предлог ПО  значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом

По окончанию 

По прибытию

По приезду

По истечению срока

По окончании

По приезде 

По прибытии

По истечении срока

Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах

Части двойного союза должны соединять      непосредственно однородные члены.

Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять

 другими словами

не только … но и

если не…, то

 как…, так и

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, так  и в людских нравах.

Ошибки в  употреблении однородных членов

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Натянуть и выстрелить из лука непросто.

Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и  восхищается (кем? чем?) ею.

Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово. )

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь,

Тургенев, Толстой.

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,

Тургенева, Толстого.

Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.


Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных

 членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

        Ошибки в употреблении  имён собственных

Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени

нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется.

В картине   «Спящем пастушке» Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.

В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской  природы.

В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской  природы.

Построение в построении предложений с причастными оборотами

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавшими в чемпионате.  

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавших в чемпионате.  

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Построение сложноподчинённых предложений

В главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д.

Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.

Неверное присоединение придаточной части, создающее

неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет

Сквозник – Дмухановский.

В письме говорилось, что в город, которым управляет   Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

Замена прямой речи косвенной

В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются

только местоимения третьего лица

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым  

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову

ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому

 конфликту.

ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому

 конфликту.


Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного

Кресло-качалка отремонтирована.  

Кресло-качалка отремонтировано.  

Проверь себя:

Готовимся к ЕГЭ. Задание А 05. Синтаксические нормы. Вариант 1 

Готовимся к ЕГЭ. Задание А 05. Синтаксические нормы. Вариант 2 

Захарьина Е.А. ( http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/)



Предварительный просмотр:

Задание А19.

СПИСОК СЛОВ ПО ТЕМЕ

«СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ»

А ТАКЖЕ, союз

БОК О БОК, наречие

БУДТО, союз, частица 

БУДЬ ТО

В ВИДУ (иметь), сущ-ное

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ПРОДОЛЖЕНИЕ, предлог

В СВЯЗИ С, предлог

В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО, союз
В ТЕЧЕНИЕ,
предлог

В-ТРЕТЬИХ

ВВЕРХ, наречие

ВВЕРХУ, наречие

ВВИДУ(=из-за), предлог

ВМЕСТЕ С, предлог

ВМЕСТО, предлог

ВНАЧАЛЕ, наречие – В НАЧАЛЕ (чего?), сущ-ное с предл.

ВПОСЛЕДСТВИИ, наречие

ВО ВРЕМЯ (чего?), предлог - ВОВРЕМЯ, наречие

ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО

ВО-ПЕРВЫХ

ВО-ВТОРЫХ

ВСЛЕДСТВИЕ= из-за, предлог

ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, союз

ВСЁ ЖЕ

ВСЁ-ТАКИ, частица

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, союз

ЗАТО=но, союз

ЗАЧАСТУЮ, наречие

ИЗ-ЗА, предлог

ИЗ-ПОД, предлог

ИТАК, союз

КАК БУДТО, союз, частица

КАК БЫ

НА ПРОТЯЖЕНИИ, предлог

НА РЕДКОСТЬ, наречие

НАВСТРЕЧУ, предлог, наречие

НАИЗУСТЬ, наречие

НАЛЕВО, наречие

НАПЕРЁД, наречие

НАПОДОБИЕ

НАПРАВО, наречие

НАПРОТИВ, наречие, предлог

НАСКВОЗЬ, наречие

НАСКОЛЬКО, наречие

НАСТОЛЬКО, наречие

НАСЧЁТ, предлог

НЕВЗИРАЯ НА, предлог

НЕВЗИРАЯ НА ТО ЧТО, союз

НЕ СМОТРЯ,  деепричастие с частицей «не»

НЕСМОТРЯ НА, предлог

НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО,  союз

НИ ПРИ ЧЁМ

НИПОЧЁМ, наречие

ОТКУДА, наречие

ОТТУДА, наречие

ПО ПРИЧИНЕ, предлог

ПО-МОЕМУ

ПО-НАД, предлог

ПО-РАЗНОМУ, наречие

ПО-ТОВАРИЩЕСКИ, наречие

ПОВЕРХ, предлог, наречие

ПОИСТИНЕ, наречие

ПОНАЧАЛУ, наречие – ПО НАЧАЛУ (чему?), сущ-ное с предл.

ПОСКОЛЬКУ, наречие

ПОТОМУ, наречие

ПОЧЕМУ, наречие

ПОЭТОМУ, наречие

СБОКУ, наречие

СНАЧАЛА, наречие – С НАЧАЛА (чего?), сущ-ное с предл.

ТАКЖЕ=и, союз

ТАК  ЖЕ, КАК …

ТАК КАК, союз

ТАК ЧТО, союз

ТО ЕСТЬ, союз

ТОЖЕ=и, союз

ТО ЖЕ  самое, местоимение с частицей

ТОТЧАС, наречие – ТОТ ЧАС (какой час?) – местоимение + сущ-ное

ЧТОБЫ, союз – ЧТО БЫ, местоимение с частицей


ЗАДАНИЕ А19. ПРАКТИКУМ.

№1.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.
3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

№2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   (В)ТЕЧЕНИЕ   своей   длинной   жизни   Микеланджело   был   близким другом  принцев  и  римских  пап,   а  ТАК(ЖЕ)  многих  кардиналов, живописцев, поэтов. 2)   Боттичелли   обращается   к   извечным   мотивам   народной   сказки,   а ТАК(ЖЕ) к мифическим образам, созданным народной фантазией и (ПО)ЭТОМУ общезначимым. 3)  Роспись Сикстинской капеллы грандиозна (ИЗ)ЗА своих размеров и (В)СВЯЗИ с величием образов. 4)   (ЗА)ЧАСТУЮ  главная   мысль  художественного  текста   понятна  не сразу, ТАК(ЧТО) в трактовке образов, сюжетов, характеров следует избегать поспешности.

№3.  В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1)  Исходя из предопределённости можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался. 2)   (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл. 3)  Поэт тоскует по гармонии, ТАК(КАК) она недоступна для него, и именно (ПО)ТОМУ, что в его душе гордыня борется с желанием, примирения. 4)  И КАК(БЫ) ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать, а ТАК(ЖЕ) пресечь.

№4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
2) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

№5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   Батюшков обладал живым историческим чувством: его поэтического прикосновения   было   достаточно,   ЧТО(БЫ)   прошлое   зазвучало, КАК(БУДТО) пришло в движение. 2)   (НЕ)СМОТРЯ на своё тщедушное сложение, а может быть, именно (В)СЛЕДСТВИЕ этого, доктор питал к цирковым зрелищам острую любовь. 3)   Одни студенты не заканчивали обучения в институте (В)СЛЕДСТВИЕ нехватки средств, другие - (ПО)ПРИЧИНЕ слабого здоровья. 4)   Героям Достоевского Петербург видится (ПО)РАЗНОМУ: кому-то -празднично и весело, кому-то - серо и безысходно ИЗ(ЗА) отсутствия жизненной перспективы.

№6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   Первые   несколько   лет,   прожитых   в   Вене,   стали   для   Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность. 2)   Страсть   к   чтению   у  Башкирцевой   была   ненасытна,   способность работать   -    громадная,    (ПРИ)ТОМ    пищей   для    её   ума   были (КАК)БУДТО все предметы. 3)   (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио. 4)   Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

№7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания. 2)   (В)ДОЛЬ обрыва, ПО(НАД) пропастью, по самому краю, я коней своих нагайкою стегаю. 3)   Призвание поэта - творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший   суд»,   ПО)СКОЛЬКУ   лишь   немногим   дано   оценить   его творения. 4)   (НЕ)СМОТРЯ   на  то   что  большинство  стихотворений  Жуковского является переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

№8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  Трудно сказать (ПО)ЧЕМУ, но мне приснился ТОТ(ЖЕ) сон, что и вчера. 2)  В саду музыка была не слышна, (ЗА)ТО пахло сиренью, и этот запах, казалось, будет всегда, ЧТО(БЫ) ни произошло. 3)  Литература связана с культурой не только своей страны, но и других стран, а ТАК(ЖЕ) с древней культурой, (ПО)ЭТОМУ на страницах книг встречаются и герои разных стран, и мифологические герои. 4)  Хозяйка вышла (НА)ВСТРЕЧУ гостям и (В)ТЕЧЕНИЕ вечера ни разу не покинула их.

№9. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   ПРИ(ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК)БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу! 2)   Известны   варианты   картины   Рембрандта   «Возвращение   блудного сына»,  в  ТО(ЖЕ)  время лучший  вариант хранится  в  Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной. 3)   (В)СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ)ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал. 4)   Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю знаменитого   собора,   и   (В)ТЕЧЕНИЕ   месяца   прилежно   изучала найденные в библиотеке материалы.

№10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  (В)ВИДУ     скорого     окончания     плавания     настроение     команды улучшилось,    ТАК(ЧТО)    последние   дни    путешествия    пролетели незаметно. 2)  Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение,    не    выигранное    (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ    восьми    часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался. 3)   (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали. 4)  (В)ТЕЧЕНИЕ целого утра запах травы и влажных камней проникал в  мою комнату (В)МЕСТЕ с голосами птиц.

 №11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому. 2)   Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, ЗА(ТО) нехорошо, коль пространно и скучно. 3)   На меня, как и на брата, смотрели снисходительно:  ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось. 4)   От выступления докладчика и ОТ(ТОГО), что будет сказано в прениях, можно ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

№12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) ЧТО(БЫ) ни обещал прогноз погоды, (ПО)ВЕРХ пиджака Беликов всегда надевал пальто. 2) (И)ТАК, вывод ясен: ЧТО(БЫ) ни случилось, необходимо собраться с силами и не терять присутствия духа. 3) Известно, что      некоторые частушки,  будучи   (В)НАЧАЛЕ шестистрочными, были преобразованы в четырёхстрочные, (ПО)ТОМУ что эта форма оказалась для частушки наиболее приемлемой. 4)   ЧТО(БЫ)   научиться   плавать,   выполняй   движения   ТАК(ЖЕ),   как инструктор.

№13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны. 2)   (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные. 3)  Баржа двигалась вниз (ПО)ТЕЧЕНИЮ, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной. 4)  Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.

№14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   Снег уже местами (НА)СТОЛЬКО осел, что по насту можно проехать ТАК(ЖЕ), как по твёрдой грунтовой дороге. 2)  Марьяна   улыбалась   редко,   ЗА(ТО)   её   улыбка   всегда   поражала, (ПО)ТОМУ что была невероятно искренней. 3)   Отцветает черёмуха, ЗА(ТО) зацвела бузина, а вслед за нею ТАК(ЖЕ), как и ландыши, забелели цветы земляники. 4)  На следующее утро я проснулся ОТ(ТОГО) непонятного звука, что слышал вчера, и (ПО)ЭТОМУ быстро вскочил с кровати.

№15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)   ЧТО(БЫ)    ни   утверждали    современные    критики,   для   немецких романтиков,     ТАК(ЖЕ)     как     и     для     Жуковского,     характерно отождествление поэзии и религии. 2)  В Татьяне говорят оскорблённые чувства, (ПО)ЭТОМУ она отвергает Онегина (ЗА)ТО, что он не сумел вовремя разглядеть всю глубину её души. 3)  Родина для Блока связана с образом жены, возлюбленной, суженой, но в ТО(ЖЕ) время это и неукротимая цыганка, (ПО)ЭТОМУ образ России в поэзии Блока столь многогранен. 4)  Предсказав   развитие   тоталитаризма   в   мире,   Замятин   предвидел ТАК(ЖЕ) и то, что лучшая часть человечества никогда не смирится с попранием человеческого естества, (ПО)ТОМУ что человек по своей природе свободолюбив.

№16. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  Гуров не спал (В)ТЕЧЕНИЕ целой ночи и ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью. 2)  «Я здесь, ЧТО(БЫ) остановить тебя (НА)КРАЮ бездны и удержать от преступления», - сказал Николай. 3)  Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс. 4)  В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД ЗА(ТЕМ) первым письмом пришло второе.

№17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1)   (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни мы много читаем, но ВСЁ(ЖЕ) у каждого из нас есть любимые книги. 2)   Отец ТО(ЖЕ) целый день налаживал косу, ЧТО(БЫ) утром на заре выйти в поле. 3)   ЧТО(БЫ) ни случилось, нам надо было попасть домой (ЗА)СВЕТЛО. 4)  В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась (В)ДОЛЬ самого берега, ПО(ТОМУ) что вокруг были мины.

№18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Надо   было   (ВО)ВРЕМЯ   собрать   малину   и   (В)НАЧАЛЕ   августа вырезать сухие кусты. 2) Очень хотелось, ЧТО(БЫ) всё шло по плану, (ПО)ТОМУ что от этого зависело многое. 3) Мы устали (ДО)ТОГО, что уже (СО)ВСЕМ не могли идти. 4) Артём    был    согласен    (СО)ВСЕМ,    что    говорил    отец,    Костя, (НА)ПРОТИВ, никогда с ним не соглашался.

№19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?  1)  (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы     огня     над     которым     крутились    (НА)ПОДОБИЕ     вихря, увеличиваясь в размерах. 2)  (НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае. 3)   И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. 4)  Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

№20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие. 2)  В ТО(ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы,     предполагая     ТАК(ЖЕ)     существование     длительных волнообразных движений земной поверхности. 3)   Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире. 4)   (В)ТЕЧЕНИЕ  всей  ночи   шёл  густой  снег -  (НА)УТРО  пришлось расчищать сугробы во дворе.

№21. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  (НА)ПРОТЯЖЕНИИ  нескольких лет  под Петербургом  действовала стекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса и бисера проектировались самим Ломоносовым. 2)   Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одно дело, начатое Ломоносовым, БУДЬ(ТО)    составление    русской    грамматики,    физико-химические исследования, управление стекольной фабрикой или географические проекты, не делалось им против воли или просто равнодушно. 3)  В  воскресенье,  а ТАК(ЖЕ)  в  праздничные  дни  Верди  добирался пешком в родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на органе. 4)  Творчество   Верди   относится   (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ   к   оперному жанру,    в    ТО(ЖЕ)    время    его    перу    принадлежит    «Реквием», посвященный памяти писателя Мандзони.

№22. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение в ушах затрещала канонада. 2)   ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство. 3)   Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным. 4)   Великий   шёлковый  путь  начинался   в  Китае,  (ЗА)ТЕМ  шёл  через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

№23. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?  1)  Юный Чайковский значительно преуспел  в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано. 2)  Многие ещё не умеют мечтать и (ПО)ЭТОМУ никак не могут стать (В)РОВЕНЬ со временем. 3)   Паустовскому пришлось быть (ПРИ)ТОМ, когда Федин начал писать свой роман «Необыкновенное лето», и (ПО)ТОМУ его свидетельства звучат столь убедительно. 4)  Герои Тургенева уже (В)НАЧАЛЕ произведения часто характеризуются прямо и однозначно, (ТАК)ЧТО у читателя сразу складываются их устойчивые образы.

№24. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)  ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов.  2)  (В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову.  3)   В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ)  украшать   быт  людей,   а  ТАК(ЖЕ)   воспитывать   чувство прекрасного. 4)   Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, (ТАК)КАК это было очень важно.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Верные ответы

2

2

2

1

2

4

3

3

3

3

2

3

1

2

4

3

1

2

3

3

3

4

4

3

Евтушенко

+

+

+

+

+

+

+

1

2

+

+

4

+

+

+

4

+

4

4

+

+

+

1

1

16

Запольский

+

1

3

3

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

2

+

18

Лопатина

3

1

4

+

+

+

+

2

2

+

3

2

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16

Петрова

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

23

Шумаков

+

+

4

2

1

3

+

2

1

+

+

4

+

3

3

+

+

+

2

+

+

2

+

+

13

Ястребов

+

1

3

4

+

3

4

2

2

+

+

+

+

3

3

+

2

1

2

1

1

2

-

+

8

Мирошниченко

3

3

+

+

4

+

2

+

1

1

+

4

+

+

+

1

2

+

2

1

+

3

+

+

12

Москаленко

+

+

3

3

+

+

+

2

2

+

+

4

+

3

3

+

+

+

2

+

1

2

+

+

14

Шишов

+

+

4

2

1

3

+

2

1

+

+

4

+

3

3

+

+

+

2

+

+

2

+

+

13

Безруков

3

3

3

2

4

+

2

+

2

1

+

4

+

+

1

+

2

+

+

1

+

2

+

2

10

Булингер

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

23

Рева

3

+

3

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1

+

+

4

19

Фарциус

3

+

3

+

+

+

+

+

2

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

20

Мертес

4

+

+

+

+

+

+

2

2

+

+

1

2

+

2

4

4

1

+

+

1

2

1

+

12

Дубинина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

24

Гребенец

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

24

Гаценбиллер

+

1

3

4

+

3

+

+

+

2

+

4

+

+

3

1

+

+

+

+

+

+

+

+

16

Зыбина

+

+

3

+

+

+

+

1

2

+

+

2

+

+

+

+

2

4

+

+

+

2

+

+

17

Воробьёва

+

+

3

+

+

+

+

1

2

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

19

Ильина

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

?+

+

+

+

?

+

+

+

+

+

+

+

22

Гомзякова

+

+

3

3

+

+

2

+

1

1

+

4

2

+

+

+

+

+

+

+

4

+

3

1

14

Чижов

+

+

3

+

+

1

1

+

+

2

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

19

Дружин

+

4

4

+

+

1

+

4

+

2

+

+

+

+

+

1

+

+

1

+

1

+

2

2

14

 



Предварительный просмотр:

Задание А26. Пунктуация в сложном союзном предложении.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Запятая не ставится, если дальше идёт вторая часть двойного союза ЕСЛИ ... ТО, КАК... ТАК И, ХОТЯ... НО (ОДНАКО).

Сравни:

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А26.

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) – союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) – границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) – нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) – есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.

ОТВЕТ: 1,3,5



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А10. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Составитель: Захарьина Е.А.  

http://www.saharina.ru/

  1. Посчитайте  количество грамматических основ.
  2. Если основа одна, то это предложение простое.
  3. Простое предложение может быть осложнённым 

Осложнено однородными членами

К полудню прогревается и  море,  и окрестный берег.  (Глушкин О.)

Осложнено вводными словами, междометиями

В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. (Соколов-Микитов И.)

Осложнено обращением

Вы откуда будете, молодые люди?

Осложнено обособленными:

определением

На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. (Рыбаков А.)

приложением

Серебристая дымка,  предвестник жаркого  дня,  окутала  город. (Нагишкин Д.)

обстоятельством

И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. (Ахматова А.)

Звезды,  как  вербочки, распухают в  прозрачных облаках. (Пришвин М.)

Дело подвигалось плохо, несмотря на все мои хлопоты. (Тургенев И.)

дополнением

В столовой, кроме играющих, нет никого.  (Чехов А.П.)

уточняющим  членом  предложения

За логом, у болота, сонно журчал родник. (Титов В.)

У болота - уточняющее обстоятельство.

Бессоюзная

Союзная

сочинительная

Подчинительная

интонация

Средство связи - сочинительные союзы

Средство связи - подчинительные союзы и союзные слова ( наречия, относит. местоимения)

Сыр   выпал   с ним была плутовка такова.  (Крылов И.)

[  ] – [  ].

Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались. (Аргунова Н.)

[  ] ,  [  ].

В актовом зале горного техникума свободных мест не было:  народу набилось битком. (Горбачёв Н.)

[  ] :  [  ].

Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды. (Бунин И.)

[  ] ; [  ].

Роса уже пала,  и ночной воздух  пахнет  влажными  травами.  (Бакланов Г.)

[  ] , и [  ].

С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тепел. (Бунин И.)

[  ] , но [  ].

Дедушка всю дорогу кряхтел и вздыхал, Сергей ЖЕ сохранял на лице злое, решительное выражение. (Куприн А.)

[  ] , […же... ].

Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Гребенюк И.)

(Пока…), [  ].

Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. (Каверин В.)

[  ],  (чтобы…).

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. (Куприн А.)

[…, (какие…),  … ].

Бессоюзное сложное предложение

Сложносочинённое предложение

Сложноподчинённое предложение

Виды сложных предложений.

Если в предложении две и более грамматические основы,  то  оно является сложным.  Вид сложного предложения определяется   по средствам связи между его  частями.

Возможно сочетание разных видов связи:

В неподвижном нагретом воздухе крепко пахло медом, и некоторое время мы не могли решить, откуда исходит медвяный запах. (Солоухин В.)- сложное с союзной сочинительной и подчинительной видами связи.

[  ] , и [  ], (откуда…).

Картошка  жарилась на сковороде,  от  нее шел острый вкусный  запах,  и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.  (Паустовский  К.)- сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной видами связи.

[  ] , [  ], и [  ].

Крик далекой иволги звучал почти рядом с Прохором;  слышно  было,  как крадется лиса сквозь чащу. (Шишков В.) – сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

[  ] , [  ], и [  ].

Выстрелов больше не было, но, когда Маркелл добежал до деревьев, он услышал впереди треск сучьев:  кто-то тяжело убегал по тайге. (Бианки В.) -  сложное предложение с союзной сочинительной, подчинительной и бессоюзной видами  связи – все виды связи.

[  ], но [,(когда ….),…]: [  ].



Предварительный просмотр:

Задание А5. Синтаксические нормы.

Составитель: Захарьина Е.А.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать все варианты ответа.

2. Определить вид предполагаемой ошибки.

3. Найти неверно построенное предложение.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Вид ошибки

Пример с ошибкой

Правка

Ошибки в употреблении падежных форм  

Неверное управление зависимыми словами

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда.

описывать о происшествии

Описывать происшествие

оплатить за билеты

Оплатить билеты

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Участковый указал на то

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)

Вопреки обстоятельств

Благодаря хорошей погоды

Вопреки обстоятельствам

Благодаря хорошей погоде

Предлог ПО  значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом

По окончанию 

По прибытию

По приезду

По истечению срока

По окончании

По приезде 

По прибытии

По истечении срока

Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах

Части двойного союза должны соединять      непосредственно однородные члены.

Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять

 другими словами

не только … но и

если не…, то

 как…, так и

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, так  и в людских нравах.

Ошибки в  употреблении однородных членов

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Натянуть и выстрелить из лука непросто.

Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и  восхищается (кем? чем?) ею.

Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово. )

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь,

Тургенев, Толстой.

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,

Тургенева, Толстого.

Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.


Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных

 членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

        Ошибки в употреблении  имён собственных

Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени

нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется.

В картине   «Спящем пастушке» Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.

В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской  природы.

В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской  природы.

Построение в построении предложений с причастными оборотами

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавшими в чемпионате.  

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавших в чемпионате.  

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Построение сложноподчинённых предложений

В главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д.

Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.

Неверное присоединение придаточной части, создающее

неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет

Сквозник – Дмухановский.

В письме говорилось, что в город, которым управляет   Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

Замена прямой речи косвенной

В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются

только местоимения третьего лица

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым  

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову

ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому

 конфликту.

ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому

 конфликту.


Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного

Кресло-качалка отремонтирована.  

Кресло-качалка отремонтировано.  

Проверь себя:

Готовимся к ЕГЭ. Задание А 05. Синтаксические нормы. Вариант 1 

Готовимся к ЕГЭ. Задание А 05. Синтаксические нормы. Вариант 2 

Захарьина Е.А. ( http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/)