Подготовка к ОГЭ по литературе
Подготовка к ОГЭ по литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
6.4.1. Есенин С. А. «Берёза»
БЕРЁЗА
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С.А. Есенин, 1913)
1. Каким настроением проникнуто стихотворение С. А. Есенина «Берёза»?
В стихотворении главным поэтическим образом является образ белой берёзы. Этот постоянный эпитет «белая» ассоциируется с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием, он ярко характеризует настроение лирического героя. Лирический герой восторгается зимним пейзажем, радуется вместе с природой. Слова «горят», «золотые», «заря» «серебром» подчёркивают не только игру света и яркие краски окружающего мира, но и внутреннее горение человека, тихую радость и умиротворение.
2.1. Какова роль эпитетов в данном стихотворении?
Изображая картину зимней природы, С. Есенин использует эпитеты. Одним из ключевых слов является слово «белая»: «белая берёза», «снежная кайма», «белая бахрома». Преобладающий белый цвет ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью. Поэт-живописец как бы рисует белым по белому, а это говорит о его мастерстве. Белизна расцвечивается сверканием, сиянием: в сонной тишине снежинки горят «в золотом огне». Благодаря эпитетам поэт в стихотворении нарисовал не просто красивый пейзаж, в образе берёзы, одетой в драгоценный наряд, ощущается лёгкость, изящество, сияние света.
2.2. Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?
Олицетворения, использованные С. Есениным для создания образа зимней природы, оживляют картину: «берёзка принакрылась снегом», «стоит берёза в сонной тишине», «заря … обсыпает ветки новым серебром». Создается атмосфера спокойствия, безмятежности и «сонной тишины». А принакрытая снегом берёзка, стоящая у дома, как бы олицетворяет саму Русь, величавую, гордую, похожую на женщину. В одном её движении угадывается желание сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, лёгкая, изящная, сверкающая белизной. Заботливое внимание зари ещё больше возвеличивает березу.
3. Сопоставьте стихотворение С. А. Есенина «Берёза» и приведённое ниже стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою...» Что сближает эти произведения?
***
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет*
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф.И. Тютчев, 1852)
*Мещет (устар.) – мечет.
В стихотворениях обоих поэтов нарисована картина природы - зимний пейзаж. Как у Есенина берёза - одухотворённый образ, так и у Тютчева лес «околдован», как живое существо. Жизнь леса «неподвижная», «немая», а потому «чудная». Мотив спокойствия, безмятежности и «сонной тишины», в которой скрыта «чудная» жизнь природы, прослеживается у С. Есенина. Стихотворение «Берёза» звучит лирично, радостно, величественно, в финале появляется образ зари, которая «обсыпает ветки новым серебром». У Тютчева солнце, мечущее стрелы-лучи на лес, словно божество, которого лес должен бояться, он как бы причастен к живому и мёртвому («не мертвец и не живой»), а значит, колдовскому царству – царству природы. В стихотворении С. Есенина, в отличие от стихотворения Ф. Тютчева, нет мотива смерти, вечности.
Предварительный просмотр:
Задание 4. Из древнерусской литературы и русской литературы XVIII в. Темы для развёрнутого письменного рассуждения.
2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
2.1.1. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»? |
3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в. |
3.1. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» |
3.1.1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М. В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле? |
3.2. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». |
3.2.1. Как в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания? |
3.3. Г. Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и судиям»* |
3.3.1. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие поэзии Г. Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
3.4. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» |
3.4.1. В чём смысл названия повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»? |
Предварительный просмотр:
Задание 4. Из русской литературы первой половины XIX в. Развёрнутое письменное рассуждение.
4. Из русской литературы первой половины XIX в. |
4.1. И. А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей» |
4.1.1. Как в баснях И. А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору) |
4.2. В. А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»* |
4.2.1. Какие черты романтизма присутствуют в поэзии В.А. Жуковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
4.3. В. А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»* |
4.3.1. Как сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»? |
4.4. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» |
4.4.1. В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») |
4.5. А. С. Пушкин Лирика |
4.5.1. В чём А. С. Пушкин видит предназначение истинного поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
4.6. А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы» |
4.6.1. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А. С. Пушкина «Цыганы») |
4.7. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» |
4.7.1. В чём истоки «хандры» Онегина? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») |
4.8. А. С. Пушкин. «Повести Белкина» |
4.8.1. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель») |
4.9. А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» |
4.9.1. В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») |
4.10. М. Ю. Лермонтов. Лирика |
4.10.1. В чём заключается своеобразие патриотизма М. Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
4.11. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
4.11.1.Как в названии «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова отразилось идейно-художественное своеобразие поэмы? |
4.12. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» |
4.12.1. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») |
4.13. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» |
4.13.1. Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») |
4.14. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» |
4.14.1. Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» раскрывается личность городничего? |
4.15. Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» |
4.15.1. Как в повести Н. В. Гоголя «Шинель» раскрывается тема «маленького человека»? |
4.16. Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» |
4.16.1. В чём своеобразие жанра «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя? |
Предварительный просмотр:
Задание 4. Из русской литературы второй половины XIX в. Развёрнутое письменное рассуждение.
5.1. А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору. |
5.2. И. С. Тургенев. Одна повесть по выбору. |
5.2.1. Какие проблемы поднимает в своей прозе И. С. Тургенев? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) |
5.3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза »*, «Ещё шумел весёлый день ...»*, «Чародейкою -зимою...»*. |
5.3.1. Как в лирике Ф. И. Тютчева связаны тема природы и философские размышления о мире и человеке? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
5.4. А. А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...»*, «Ещё весны душистой нега...»*, «На заре ты её не буди...»* |
5.4.1. В чём заключаются особенности изображения мира природы в лирике А. А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
5.5. Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли...» |
5.5.1. В чём своеобразие лирики Н. А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»* |
5.6.1. В чём заключается философский смысл сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»? |
5.7. Ф. М. Достоевский. Одна повесть по выбору. |
5.7.1. Как раскрывается внутренний мир героя в прозе Ф. М. Достоевского? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) |
5.8. Л. Н. Толстой. Одна повесть по выбору. |
5.8.1. В чём Вам видится мастерство Л. Н. Толстого в создании характера человека? (На примере одного произведения по Вашему выбору) |
5.9. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»* |
5.9.1. Как в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» тема любви связана с социальной проблематикой? |
5.10. А. П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»* |
5.10.1. В чём смысл названия рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»? |
Предварительный просмотр:
Задание 4. Из русской литературы XX в. Развёрнутое письменное рассуждение.
6. Из русской литературы XX в. |
6.1. И. А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»* |
6.1.1. Какие проблемы поставлены в прозе И. А. Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) |
6.2. А. А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю...»*, «О, я хочу безумно жить...»*, «О доблестях, о подвигах, о славе...»* |
6.2.1. Лирический герой стихотворений А. А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
6.3. В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»* |
6.3.1. В чём В. В. Маяковский видит предназначение поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) |
6.4. С. А. Есенин. Стихотворения: «Берёза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся...»* |
6.4.1. В чём особенности изображения природы в лирике С. А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору) |
6.5. М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» |
6.5.1. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») |
6.6. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата »*, «Поединок»*) |
6.6.1. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата») |
6.7. В. М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»* |
6.7.1. В чём Вы видите особенности героев рассказов В. М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору) |
6.8. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» |
6.8.1. В чём заключается смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»? |
6.9. Проза второй половины XX в. Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.) |
6.9.1. Как в литературе ХХ века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору) |
6.10. Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.) |
6.10.1. Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века. (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору) |
