Подготовка к ОГЭ по литературе

Кайгородова Анжелла Юрьевна

Предварительный просмотр:

6.4.1. Есенин С. А. «Берёза»

БЕРЁЗА

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

(С.А. Есенин, 1913)

1. Каким настроением проникнуто стихотворение С. А. Есенина «Берёза»?

В стихотворении главным поэтическим образом является образ белой берёзы. Этот постоянный эпитет «белая» ассоциируется с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием, он ярко характеризует настроение лирического героя. Лирический герой восторгается зимним пейзажем, радуется вместе с природой. Слова «горят», «золотые», «заря» «серебром» подчёркивают не только игру света и яркие краски окружающего мира, но и внутреннее горение человека, тихую радость и умиротворение.

2.1. Какова роль эпитетов в данном стихотворении?

Изображая картину зимней природы, С. Есенин использует эпитеты. Одним из ключевых слов является слово «белая»: «белая берёза», «снежная кайма», «белая бахрома». Преобладающий белый цвет ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью. Поэт-живописец как бы рисует белым по белому, а это говорит о его мастерстве. Белизна расцвечивается сверканием, сиянием: в сонной тишине снежинки горят «в золотом огне». Благодаря эпитетам поэт в стихотворении нарисовал не просто красивый пейзаж, в образе берёзы, одетой в драгоценный наряд, ощущается лёгкость, изящество, сияние света.

2.2. Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?

Олицетворения, использованные С. Есениным для создания образа зимней природы, оживляют картину: «берёзка принакрылась снегом», «стоит берёза в сонной тишине», «заря … обсыпает ветки новым серебром». Создается атмосфера спокойствия, безмятежности и «сонной тишины». А принакрытая снегом берёзка, стоящая у дома, как бы олицетворяет саму Русь, величавую, гордую, похожую на женщину. В одном её движении угадывается желание сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, лёгкая, изящная, сверкающая белизной. Заботливое внимание зари ещё больше возвеличивает березу.

3. Сопоставьте стихотворение С. А. Есенина «Берёза» и приведённое ниже стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою...» Что сближает эти произведения?

***

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет*
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

(Ф.И. Тютчев, 1852)

*Мещет (устар.) – мечет.

В стихотворениях обоих поэтов нарисована картина природы - зимний пейзаж. Как у Есенина берёза - одухотворённый образ, так и у Тютчева лес «околдован», как живое существо. Жизнь леса «неподвижная», «немая», а потому «чудная». Мотив спокойствия, безмятежности и «сонной тишины», в которой скрыта «чудная» жизнь природы, прослеживается у С. Есенина. Стихотворение «Берёза» звучит лирично, радостно, величественно, в финале появляется образ зари, которая «обсыпает ветки новым серебром». У Тютчева солнце, мечущее стрелы-лучи на лес, словно божество, которого лес должен бояться, он как бы причастен к живому и мёртвому («не мертвец и не живой»), а значит, колдовскому царству – царству природы. В стихотворении С. Есенина, в отличие от стихотворения Ф. Тютчева, нет мотива смерти, вечности.



Предварительный просмотр:

Задание 4. Из древнерусской литературы и русской литературы XVIII в. Темы для развёрнутого письменного рассуждения.

2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1.1. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
2.1.2. Каково авторское отношение к князю Игорю (по «Слову о полку Игореве»)?
2.1.3. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
2.1.4. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)
2.1.5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
2.1.6. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
2.1.7. Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?

3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в.

3.1. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

3.1.1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М. В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
3.1.2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин? (На примере одного из стихотворений каждого поэта)
3.1.3. Какие ценности утверждаются М. В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?

3.2. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

3.2.1. Как в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
3.2.2. В чём смысл названия комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
3.2.3. Какие авторские идеалы воплощены в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
3.2.4. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
3.2.5. Каково значение последнего явления в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
3.2.6. Какова роль положительных персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
3.2.7. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
3.2.8. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
3.2.9. Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
3.2.10. Что могло дать основание писателю В. Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» трагедией? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
3.2.11. Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

3.3. Г. Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и судиям»*

3.3.1. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие поэзии Г. Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
3.3.2. Какие «вечные» вопросы поднимает Г. Р. Державин в своих стихотворениях?
3.3.3. Каковы представления Г. Р. Державина о сущности поэтического творчества?
3.3.4. На какие проблемы откликается поэзия Г. Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
3.3.5. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г. Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

3.4. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

3.4.1. В чём смысл названия повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
3.4.2. Как в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
3.4.3. Какие нравственные проблемы ставит Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
3.4.4. Каким предстаёт повествователь в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
3.4.5. Каково отношение автора повести к Эрасту? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
3.4.6. Что позволяет отнести повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» к такому направлению, как сентиментализм?



Предварительный просмотр:

Задание 4. Из русской литературы первой половины XIX в. Развёрнутое письменное рассуждение.

4. Из русской литературы первой половины XIX в.

4.1. И. А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»

4.1.1. Как в баснях И. А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору)
4.1.2. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И. А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору)
4.1.3. Кого и за что высмеивает И. А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору)
4.1.4. Мастерство И. А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору)
4.1.5. Образы из мира природы и их роль в баснях И. А. Крылова. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору)
4.1.6. Почему басни И. А. Крылова с течением времени не теряют своей актуальности? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору)

4.2. В. А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*

4.2.1. Какие черты романтизма присутствуют в поэзии В.А. Жуковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.2.2. Почему В. А. Жуковского называют родоначальником русского романтизма? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
4.2.3. Почему лирику В. А. Жуковского относят к романтической поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.2.4. Почему, размышляя над вечными законами жизни, В. А. Жуковский обращается к миру природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

4.3. В. А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*

4.3.1. Как сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
4.3.2. Романтические мотивы в балладах В. А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору)
4.3.3. Черты романтизма в балладах В. А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по Вашему выбору)

4.4. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

4.4.1. В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.2. В чём, с Вашей точки зрения, заключается современность звучания комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
4.4.3. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.4. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.5. Значение женских образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4.4.6. Каким предстаёт консервативное московское дворянство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
4.4.7. Каковы причины конфликта между Фамусовым и Чацким? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.8. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
4.4.9. На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.10. Особенности языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4.4.11. Почему А. С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
4.4.12. Почему именно Молчалин становится избранником Софьи? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.13. Почему финал комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
4.4.14. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.15. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
4.4.16. Тема столкновения различных мировоззрений в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4.4.17. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

4.5. А. С. Пушкин Лирика

4.5.1. В чём А. С. Пушкин видит предназначение истинного поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.2. В чём своеобразие свободолюбивой лирики А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.3. Как в лирике А. С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.4. Как в лирике А. С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.5. Как в лирике А. С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.6. Как в лирике А. С. Пушкина раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.7. Как в творчестве А. С. Пушкина проявился интерес к романтизму? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
4.5.8. Как меняется понимание А. С. Пушкиным идеи свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.9. Как соотносятся политическая свобода и внутренняя независимость личности в поэзии А. С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.10. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А. С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.11. Какие «чувства добрые» пробуждает пушкинская лирика? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.12. Каким предстаёт лирический герой любовной поэзии А. С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.13. Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.14. Мир природы в лирике А. С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.15. Своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.16. Тема Лицея и лицейского братства в произведениях А. С. Пушкина. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
4.5.17. Философские раздумья в лирике А. С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.18. Человек и природа в лирике А. С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.19. Что дало основание А. С. Пушкину в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» утверждать, что он «восславил свободу»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.20. Что означает для А. С. Пушкина истинная дружба? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.5.21. Какие особенности творчества А. С. Пушкина позволили современнику назвать его «властителем дум века»? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

4.6. А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы»

4.6.1. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А. С. Пушкина «Цыганы»)
4.6.2. Каково значение образа старого цыгана в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»?
4.6.3. Особенности конфликта в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
4.6.4. Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе? (По поэме А. С. Пушкина «Цыганы»)
4.6.5. Тема любви в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

4.7. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.7.1. В чём истоки «хандры» Онегина? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.2. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.3. В чём смысл противопоставления Ольги и Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
4.7.4. В чём состоит особенность авторского отношения к Ленскому? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.5. Изображение петербургской жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
4.7.6. Как в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
4.7.7. Как изменяется главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
4.7.8. Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.9. Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.10. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А. С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.7.11. Почему А. С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»)
4.7.12. Почему В. Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.13. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.14. Почему А. С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману «Евгений Онегин»)
4.7.15. Почему судьба Владимира Ленского сложилась трагически? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.16. Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
4.7.17. Почему юная Татьяна чувствует себя чужой в среде провинциального дворянства? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.18. Что привлекает Татьяну в Онегине? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
4.7.19. Что сближает и что различает автора и его главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

4.8. А. С. Пушкин. «Повести Белкина»

4.8.1. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)
4.8.2. Как в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?
4.8.3. Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А. С. Пушкина «Повести Белкина»)

4.9. А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

4.9.1. В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
4.9.2. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?
4.9.3. Как проявляют себя Швабрин и Гринёв в ситуации выбора? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
4.9.4. Как эпиграф к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» («Береги честь смолоду») связан с идейным содержанием произведения?
4.9.5. Какие авторские идеалы отражены в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
4.9.6. Каковы важнейшие черты личности Савельича? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
4.9.7. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых. (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
4.9.8. Почему, по Вашему мнению, свой роман А. С. Пушкин назвал «Капитанская дочка»?
4.9.9. Почему русский бунт в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
4.9.10. Роль женских образов в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
4.9.11. Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

4.10. М. Ю. Лермонтов. Лирика

4.10.1. В чём заключается своеобразие патриотизма М. Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.3. В чём своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.4. В чём своеобразие раскрытия темы предназначения поэта в лирике М. Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.5. Как в лирике М. Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.6. Как в лирике М. Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.7. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.8. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.9. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и толпы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.10. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.11. Как в лирике М. Ю. Лермонтова связаны темы любви и одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.12. Как в поэзии М. Ю. Лермонтова тема одиночества связана с размышлениями о творчестве? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.13. Как раскрывается тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.14. Каким предстаёт образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.15. Мастерство М. Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.16. Образ лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4.10.17. Философские раздумья в лирике М. Ю. Лермонтова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

4.11. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

4.11.1.Как в названии «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова отразилось идейно-художественное своеобразие поэмы?
4.11.2. Как в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека?
4.11.3. Как в произведениях М. Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
4.11.4. Какие черты характера царя проявляются в разных эпизодах поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
4.11.5. Каким предстаёт образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова?
4.11.6. Образ Кирибеевича в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
4.11.7. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

4.12. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.12.1. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
4.12.2. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
4.12.3. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
4.12.4. Как смысл эпиграфа к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
4.12.5. Как эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с идеей произведения?

4.13. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.13.1. Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.2. Зачем М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?
4.13.3. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Бэлой? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.4. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.5. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.6. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.7. Каким предстаёт мир горцев в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
4.13.8. Каким предстаёт Печорин в главе «Тамань»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.9. Как раскрывается личность Печорина в его самооценке «Я никогда ничем не дорожу»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.10. Какой смысл вкладывает М. Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
4.13.11. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
4.13.12. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
4.13.13. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.14. Печорин и Вулич в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4.13.15. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.16. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.17. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.18. Своеобразие характера Печорина. (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4.13.19. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4.13.20. Что даёт основание Печорину утверждать: «Я к дружбе неспособен…» (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

4.14. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

4.14.1. Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» раскрывается личность городничего?
4.14.2. Как Вы понимаете слова Н. В. Гоголя о том, что смех – единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор»?
4.14.3. Какие общественные и нравственные пороки обличает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»?
4.14.4. Каким предстаёт мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
4.14.5. Каково значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
4.14.6. Каково значение образа Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
4.14.7. Образ городничего в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
4.14.8. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
4.14.9. Почему мелкого чиновника Хлестакова принимают за важное лицо? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
4.14.10. Почему никто из чиновников города N не осознаёт, что Хлестаков не ревизор? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
4.14.11. Роль женских образов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
4.14.12. Сатирический портрет губернского города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
4.14.13. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

4.15. Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.15.1. Как в повести Н. В. Гоголя «Шинель» раскрывается тема «маленького человека»?
4.15.2. Как в повести Н. В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?
4.15.3. Какова идея повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
4.15.4. Каково отношение Н. В. Гоголя к главному герою повести «Шинель»?
4.15.5. Почему, по Вашему мнению, свою повесть Н. В. Гоголь назвал «Шинель»?
4.15.6. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

4.16. Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

4.16.1. В чём своеобразие жанра «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя?
4.16.2. В чём состоит своеобразие финала первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
4.16.3. В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
4.16.4. В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
4.16.5. Женские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
4.16.6. Как в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?
4.16.7. Как в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»?
4.16.8. Как «Повесть о капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
4.16.9. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
4.16.10. Какие человеческие пороки обличает Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
4.16.11. Каким предстаёт в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
4.16.12. Каким предстаёт Чичиков в сценах покупки мёртвых душ? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
4.16.13. Какова роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
4.16.14. Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?
4.16.15. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
4.16.16. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
4.16.17. Почему «Мёртвые души» Н. В. Гоголь назвал поэмой?
4.16.18. Почему наибольшие затруднения при покупке мёртвых душ Чичиков испытывает с Коробочкой и Ноздрёвым? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
4.16.19. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
4.16.20. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
4.16.21. Тема дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
4.16.22. Что приводит к омертвлению души? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)



Предварительный просмотр:

Задание 4. Из русской литературы второй половины XIX в. Развёрнутое письменное рассуждение.

5.1. А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору.

5.2. И. С. Тургенев. Одна повесть по выбору.

5.2.1. Какие проблемы поднимает в своей прозе И. С. Тургенев? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.2.2. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И. С. Тургенева? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.2.3. Каким предстаёт образ человека из народа в поэзии Н. А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.2.3. Какую роль в рассказах И. С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору)

5.3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза »*, «Ещё шумел весёлый день ...»*, «Чародейкою -зимою...»*.

5.3.1. Как в лирике Ф. И. Тютчева связаны тема природы и философские размышления о мире и человеке? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.2. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.3. Какое воплощение в лирике Ф. И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.4. Какой предстаёт русская природа в лирике Ф. И. Тютчева? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.5. Лирический герой поэзии Ф. И. Тютчева. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.6. Мастерство Ф. И. Тютчева в создании картин природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.7. Над какими философскими вопросами размышляет Ф. И. Тютчев в своих стихотворениях? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.8. Почему многие стихотворения Ф. И. Тютчева относят к философской лирике? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.9. Почему Ф. И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3.10. Почему Ф. И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

5.4. А. А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...»*, «Ещё весны душистой нега...»*, «На заре ты её не буди...»*

5.4.1. В чём заключаются особенности изображения мира природы в лирике А. А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.4.2. Как показана связь мира природы и мира человека в лирике А. А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.4.3. Как связаны темы любви и природы в лирике А. А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.4.4. Как соотносятся человек и природа в художественном мире А. А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.4.5. Лирический герой поэзии А. А. Фета. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.4.6. Почему А. А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору)
5.4.7. Почему А. А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

5.5. Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли...»

5.5.1. В чём своеобразие лирики Н. А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.5.2. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»?
5.5.3. Как в поэзии Н. А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.5.4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»?
5.5.5. Какой предстаёт Муза в лирике Н. А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.5.6. Социальная проблематика лирики Н. А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.5.7. Какие стороны жизни народа вызывают у Н. А. Некрасова чувство сострадания к нему? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*

5.6.1. В чём заключается философский смысл сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»?
5.6.2. Как в названии сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражается её проблематика?
5.6.3. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М. Е. Салтыков-Щедрин? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору)
5.6.4. Какие человеческие пороки осмеиваются в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.6.5. Каким предстаёт образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору)
5.6.6. Какова нравственная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? (На материале одной-двух сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина по Вашему выбору)
5.6.7. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору)
5.6.8. Кого и за что осмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
5.6.9. Образ народа в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5.6.10. Против каких нравственных пороков направлена сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору)
5.6.11. Смысл финала сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5.6.12. Что Вам кажется смешным, а что – грустным в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной из сказок по Вашему выбору)

5.7. Ф. М. Достоевский. Одна повесть по выбору.

5.7.1. Как раскрывается внутренний мир героя в прозе Ф. М. Достоевского? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.7.2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф. М. Достоевского? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.7.3. Какие нравственные ценности утверждает в своём творчестве Ф. М. Достоевский? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.7.4. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф. М. Достоевский? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.7.5. На какие острые жизненные проблемы откликается проза Ф. М. Достоевского? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

5.8. Л. Н. Толстой. Одна повесть по выбору.

5.8.1. В чём Вам видится мастерство Л. Н. Толстого в создании характера человека? (На примере одного произведения по Вашему выбору)
5.8.2. Как в произведениях Л. Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.8.3. Какова нравственная проблематика прозы Л. Н. Толстого? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.8.4. Что более всего ценит в человеке Л. Н. Толстой? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

5.9. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»*

5.9.1. Как в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» тема любви связана с социальной проблематикой?
5.9.2. Как Вы думаете, почему Л. Н. Толстой изменил первоначальное название своего рассказа «Дочь и отец» на «После бала»?
5.9.3. Как рамочная композиция («рассказ в рассказе») помогает воплощению авторского замысла в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»?
5.9.4. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»?
5.9.5. Какова нравственная проблематика рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
5.9.6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л. Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?
5.9.7. Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

5.10. А. П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*

5.10.1. В чём смысл названия рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»?
5.10.2. Как в рассказах А. П. Чехова разоблачается добровольное рабство? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.10.3. Как в рассказе А. П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?
5.10.4. Как в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
5.10.5. Какие человеческие пороки обличаются в сатирических рассказах А. П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.10.6. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А. П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.10.7. Над чем и над кем смеётся А. П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору)
5.10.8. Почему А. П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.10.9. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова. (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору)



Предварительный просмотр:

Задание 4. Из русской литературы XX в. Развёрнутое письменное рассуждение.

6. Из русской литературы XX в.

6.1. И. А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*

6.1.1. Какие проблемы поставлены в прозе И. А. Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.1.2. Каким видится мир главной героине рассказа И. А. Бунина «Танька»?
6.1.3. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И. А. Бунина «Косцы»?
6.1.4. Мир человеческой души в рассказе И. А. Бунина «Танька».
6.1.5. Почему прозу И. А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.1.6. Тема Родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».

6.2. А. А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю...»*, «О, я хочу безумно жить...»*, «О доблестях, о подвигах, о славе...»*

6.2.1. Лирический герой стихотворений А. А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
6.2.2. Что Вас привлекает в поэзии А. А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

6.3. В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*

6.3.1. В чём В. В. Маяковский видит предназначение поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
6.3.2. В чём состоит смысл названия стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
6.3.3. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В. В. Маяковского «Необычайное приключение…»?
6.3.4. Какие ценности утверждаются в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
6.3.5. Каким предстаёт лирический герой в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
6.3.6. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

6.4. С. А. Есенин. Стихотворения: «Берёза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся...»*

6.4.1. В чём особенности изображения природы в лирике С. А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
6.4.2. В чём своеобразие раскрытия темы Родины в лирике С. А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
6.4.3. Как в лирике С. А. Есенина воплотилась любовь поэта к родному краю? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
6.4.4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С. А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
6.4.5. Какой предстаёт Родина в стихотворениях С. А. Есенина «Берёза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?
6.4.6. Какой предстаёт родная природа в лирике С. А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
6.4.7. Какую роль в лирике С. А. Есенина играют картины природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
6.4.8. Фольклорные традиции в поэзии С. А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

6.5. М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

6.5.1. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
6.5.2. Как раскрывается тема подвига в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»?
6.5.3. Какой предстаёт война в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»?
6.5.4. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
6.5.5. Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
6.5.6. Почему, по Вашему мнению, свой рассказ М. А. Шолохов назвал «Судьба человека»?
6.5.7. Тема семьи в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
6.5.8. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

6.6. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата »*, «Поединок»*)

6.6.1. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»)
6.6.2. Изображение народного подвига в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».
6.6.3. Как проявляется сила характера главного героя поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?
6.6.4. Какие характерные черты народа воплощены в образе Василия Тёркина? (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6.6.5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6.6.6. Какую роль в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» играет изображение военных будней?
6.6.7. Почему Василий Тёркин из одноименной поэмы А. Т. Твардовского стал поистине народным героем?
6.6.8. Почему Василий Тёркин сохраняет оптимизм, несмотря на тяготы военных будней? (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6.6.9. Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

6.7. В. М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*

6.7.1. В чём Вы видите особенности героев рассказов В. М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору)
6.7.2. Как Вы понимаете идею рассказа В. М. Шукшина «Срезал»?
6.7.3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В. М. Шукшина «Чудик»)
6.7.4. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?
6.7.5. Почему Василия Князева называют «чудиком»? (По рассказу В. М. Шукшина «Чудик»)
6.7.6. Почему многие герои прозы В. М. Шукшина воспринимаются окружающими «чудиками»? (На примере одного из рассказов по Вашему выбору)
6.7.7. Смысл названия рассказа В. М. Шукшина «Срезал».

6.8. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

6.8.1. В чём заключается смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
6.8.2. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
6.8.3. Какой смысл вкладывает А. И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»)
6.8.4. Какие нравственные проблемы, поставленные А. И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?
6.8.5. Какие характерные черты народа воплощены в образе Матрёны? (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)
6.8.6. Каким чертами наделён праведник в изображении А. И. Солженицына? (По рассказу «Матрёнин двор»)
6.8.7. Образ повествователя в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
6.8.8. Почему автор называет Матрёну праведницей? (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)
6.8.9. Тема праведности и образ праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

6.9. Проза второй половины XX в. Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)

6.9.1. Как в литературе ХХ века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.2. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.3. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.4. Как показан драматизм взаимоотношений человека и природы в русской литературе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.5. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.6. Как раскрывается проблема «человек и война» в произведениях отечественной литературы ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.7. Какие социальные проблемы раскрываются в отечественной прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.8. Какой предстаёт война в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.9. На чём сосредоточивают внимание писатели ХХ века, изображая человека на войне? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.10. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.11. Тема бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.12. Тема нравственного выбора в отечественной литературе второй половины XX века. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору)
6.9.13. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору)
6.9.14. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
6.9.15. Трагедия войны в отечественной прозе второй половины ХХ века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

6.10. Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)

6.10.1. Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века. (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору)
6.10.2. Как в поэзии второй половины XX века раскрывается тема войны? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору)
6.10.3. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
6.10.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
6.10.5. Какой предстаёт война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору)
6.10.6. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору)