Дидактические материалы

Истбаева Альмира Сергеевна

Предварительный просмотр:

Класс Птицы.

Карточка №1.      «Внешнее строение птицы»

Что обозначено под цифрами:

Какие внешние особенности птицы имеют приспособление к полёту?

Класс Птицы.

Карточка №2.      «Виды перьев. Строение пера»

Что обозначено под цифрами:

Какое значение имеет перьевой покров в жизни птиц?

Класс Птицы.

Карточка №3.      «Скелет птицы»

Что обозначено под нечетными цифрами:

Какое значение имеет в жизни птицы образование под цифрой 21?

Класс Птицы.

Карточка №4.  «Дыхательная система птицы»

Что обозначено под цифрами:

Какое значение в жизни птиц имеют образования под цифрой 6?

Класс Птицы.

Карточка №5.  «Пищеварительная система птицы»

Что обозначено под цифрами:

Какое значение в жизни птицы имеет образование под цифрой 4?

Класс Птицы.

Карточка №6.  «Нервная система. Строение головного мозга»

Что обозначено под цифрами? Какой отдел мозга у птиц наиболее развит? Почему?

 

Класс Птицы.

Карточка №7.  «Половая и выделительная системы птицы»

Что обозначено под цифрами? Какое значение имеет образование под цифрой 6?

Класс Птицы.

Карточка №8.  «Строение сердца птицы»

  1. Что обозначено под цифрами?
  2. Какая кровь находится в левой половине сердца?
  3. Какая кровь находится  в правой половине сердца?

Класс Птицы.

Карточка №9.  «Малый круг кровообращения»

Что обозначено под цифрами? Опишите путь крови по малому кругу кровообращения.

Класс Птицы.

Карточка №10.  «Большой круг кровообращения»

Что обозначено под цифрами? Опишите путь крови по большому кругу кровообращения.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: «Многообразие одноклеточных и многоклеточных животных»   Вариант 1

При выполнении заданий (1-10) выберите один верный ответ.

    1.У какого животного клетка выполняет все функции живого организма?

1. у многоклеточного организма                                 2. у простейшего

3. у колониального организма                                4. у любого живого организма

     2. Стрекательные клетки характерны

1. для кишечнополостных                                        2. для плоских червей

3. для круглых червей                                        4. для моллюсков

     3. К двустворчатым моллюскам не относятся

1. перловица                                                                   2. жемчужница

3. беззубка                                                                      4. Кальмар

   4. Человек заражается бычьим цепнем:

1. при питье из грязных водоемов

2. при поедании недостаточно прожаренного или проваренного мяса

3. при поедании плохо вымытых овощей или при недостаточной чистоте рук

4. при купании в грязных водоемах

   5. Кольчатые черви ведут образ жизни:

1. водный                                                2. почвенный

3. паразитический                                        4. все ответы правильные

   6. Скорпионы относятся к классу

1. ракообразных                                                  2.паукообразных

3. насекомых                                                          4. ни к одному из перечисленных

   7. Кровеносная система у ракообразных:

1. замкнутая                                                2.незамкнутая

3.лестничного типа                                        4.отсутствует

   8.  Паукообразных  среди других членистоногих можно узнать по наличию у них

1. хитинового покрова                                  2. четырёх пар ног

3. членистых конечностей                              4. отделов тела

   9. У насекомых с полным превращением

1. личинка похожа на взрослое насекомое

2. за стадией личинки следует стадия куколки

3. во взрослое насекомое превращается личинка

4. личинка и куколка питаются одинаковой пищей

   10.  Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?

1. вид                                                   2. род

3.  класс                                       4. Тип

При выполнении задания 11 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

11. Найдите соответствие между отрядами насекомых и их представителями

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ

А

муха

1)

Двукрылые

Б

комар

2)

Перепончатокрылые

В

колорадский жук

3)

Жесткокрылые

Г

слепни

Д

пчела

Е

божья коровка

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, объясните их

  1. Осьминог – представитель класса Насекомые
  2. Обитает в солёных водах
  3. Ведет паразитический образ жизни
  4. Наиболее высокоорганизованный моллюск
  5. Тело осьминога надежно защищает известковая раковина

13. Дайте развернутый ответ.

Ротовой аппарат какого насекомого изображен на рисунке? Чем питается животное с таким ротовым аппаратом?

C:\Users\Люба\Desktop\img12.jpg

Проверочная работа по теме: «Многообразие одноклеточных и многоклеточных животных»   Вариант 2

При выполнении заданий (1-10)  выберите один верный ответ.

    1. У кого из перечисленных простейших сочетаются признаки и растений и животных?

1. амёба обыкновенная                                2. инфузория туфелька

3. эвглена зелёная                                        4. малярийный плазмодий

     2. Тело каких животных состоит из двух слоев клеток?

1. кишечнополостных                                2. моллюсков

3. членистоногих                                        4. простейших

    3. К головоногим моллюскам не относятся

1. кальмар                                                       2. жемчужница

3. осьминог                                                     4. каракатица

 

   4. Человек заражается  человеческой аскаридой:

1. при питье из грязных водоемов

2. при поедании недостаточно прожаренного или проваренного мяса

3. при поедании плохо вымытых овощей или при недостаточной чистоте рук

4. при купании в грязных водоемах

   5. Кровеносная система впервые появилась у:

1. плоских червей                                2. круглых червей

3. кольчатых червей                                3. кишечнополостных

 6. Клещи относятся к классу

1. ракообразных                                            2.паукообразных

3. насекомых                                                  4. ни к одному из перечисленных

   7. Большинство ракообразных дышат с помощью:

1. лёгких                                             2.легочных мешков

3.лёгочных мешков и трахей                      4. Жабр

 

   8.  Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них

1. хитинового покрова                                  2. трех пар ног

3. членистых конечностей                            4. отделов тела

   9. К насекомым с полным превращением не относится

1. бабочка капустница                                        2. колорадский жук

3. кузнечик зеленый                                            4. комнатная муха

   10. Какая систематическая группа организмов наиболее крупная?

1. вид                                                   2. род

3.  класс                                                       4. Тип

При выполнении задания 11 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

11. Найдите соответствие между отрядами насекомых и их представителями

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ

А

пчела

1)

Перепончатокрылые

Б

махаон

2)

Чешуекрылые

В

майский жук

3)

Жесткокрылые

Г

оса

Д

моль

Е

божья коровка

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, объясните их

  1. Речной рак – представитель класса Насекомые
  2. Обитает в пресных водоемах с чистой водой
  3. Питается разными беспозвоночными, растениями, падалью
  4. Имеет две пары усиков
  5. Тело членистое, состоит из головы, груди и брюшка

13. Дайте развернутый ответ.

 Ротовой аппарат какого насекомого изображен на рисунке? Чем питается животное с таким ротовым аппаратом?

C:\Users\Люба\Desktop\img12 - копия.jpg



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: « Системная организация живого» Вариант 1

1.Способность организмов передавать из поколение в поколение свои признаки потомству называют:

А)наследственностью, б) изменчивостью, в) обменом веществ, г) размножением.

2.Живые организмы, которые используют в пищу готовые органические вещества называются:

А)автотрофы, б) всеядные, в) хищники, г)гетеротрофы.

3.Среди клеток этой ткани есть клетки выделяющие слизь. Например, скользкое тело рыбы. Как называют такую ткань?

А)мышечная, б) нервная, в) эпителиальная,  г) соединительная.

4.Распределите данные живые организмы по царствам живой природы. Запишите название царств и названия живых организмов:

Рябина, молочнокислые бактерии, мышь, комар, мухомор, груздь, карп, крапива.

5.Распределите животных по средам обитания. Запишите названия сред обитания и животных:

Медведь, акула, крот, заяц, дождевой червь, паразиты в кишечнике человека.

6.Какая схема классификации записана правильно?

А)вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Б) род, семейство, вид, отряд, класс, тип, царство.

В) вид, род, семейство, отдел, класс, тип, царство

7.Опишите признаки сходства растительной и животной клеток.

C:\Users\Люба\Desktop\013.jpg

Проверочная работа по теме: « Системная организация живого» Вариант 2

1.Способность организмов приобретать признаки и свойства, отличающие их от родителей называют:

А)наследственностью, б) изменчивостью, в) обменом веществ, г) размножением.

2.Живые организмы, которые создают органические вещества из неорганических называются:

А)гетеротрофы, б)хищники, в)всеядные,  г) автотрофы.

3.Клетки этой ткани входят в состав скелета, поддерживают тело, создают его опору и защищают внутренние органы. Как называют такую ткань?

А)мышечная, б)нервная, в)эпителиальная, г)соединительная.

 4.Распределите данные живые организмы по царствам живой природы. Запишите название царств и названия живых организмов:

Азотобактерии, береза, лось, крот, паук, одуванчик, опенок, подберезовик

 5.Распределите животных по средам обитания. Запишите названия сред обитания и животных:

Простейшие в желудке коровы, крот, карп, лиса, пчела, дельфин.

6. Какая схема классификации записана правильно?

А)вид, род, семейство, отдел, класс, тип, царство.

Б) род, семейство, вид, отряд, класс, тип, царство.

В) вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство

7.Опишите признаки различия растительной и животной клеток.

C:\Users\Люба\Desktop\013.jpg



Предварительный просмотр:

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вариант I

1.        Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

А. Выделение слюны при показе пищи

Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

Г. Утренний подъем по звонку будильника

2.        К высшей нервной деятельности относят:

А. Мыслительную, речевую деятельность и память

Б. Группу ориентировочных рефлексов

В. Инстинкты

Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)

3. В период медленного сна

А. Повышается температура тела

Б. Снятся сны

В. Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками

Г. Понижается кровяное давление

4.        Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности  внес

А. И.И. Мечников

Б. И.П. Павлов

В. Луи Пастер

Г. Н.А. Семашко

5.        Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна

Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе

Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

6. Инстинкт — это:

А. Генетически закрепленное поведение

Б. Приобретенный в течение жизни опыт

В. Поведение,   обусловленное   целенаправленным обучением

Г. Условный рефлекс

7. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна

Б. Быстрого сна

В. В обоих случаях

Г. При засыпании

8. Ухаживание кошки за котятами — это:

А. Условный рефлекс

Б. Сложная цепь безусловных рефлексов

В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

Г. Рассудочная деятельность

9. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:

А.Эмоции

Б. Внимание

В. Память

Г. Сознание

10. По Гиппократу и Павлову, сильный, уравновешенный, невозмутимый человек – это :

А. Холерик

Б. Флегматик

В. Сангвиник

Г. Меланхолик

11. Известно, что А.С. Пушкин некоторые свои стихотворения сочинил во время сна, а Д.И. Менделеев утверждал, что окончательно периодическая система сложилась у него, когда он спал. В этих случаях нет ничего сверхъестественного. Почему? (Ответ обоснуйте)

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вариант II

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при приёме пищи

Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

Г. Зажмуривание глаз при ярком свете

2.        Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы

Б. Безусловные рефлексы

В. Абстрактное мышление

Г. Элементарная рассудочная деятельность

3. В период быстрого сна

А. Снижается температура

Б. Замедляется дыхание

В. Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками

Г. Понижается кровяное давление

4.        Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:

А. Гуморальной регуляцией

Б. Рефлексом

В. Автоматизмом

Г. Сознательной деятельностью

5.        Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна

Б. Увеличивается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе

Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

6. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Почему?

А. Сработало внешнее торможение

Б. Сработал условный рефлекс

В. Сработал зрительный анализатор

Г. Решил обдумать сложившуюся ситуацию

7.        Основы  учения о высшей нервной деятельности  заложил

А. И.И. Мечников

Б. И.М. Сеченов

В. Луи Пастер

Г. Н.А. Семашко

8.Рассудочная деятельность — это...

А. Высшая форма приспособления к условиям среды

Б. Способность говорить

В. Способность использовать орудия труда

Г. Умение реагировать на звук

9. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна    Б. Быстрого сна     В. В обоих случаях     Г. При засыпании

10. По Гиппократу и Павлову, подвижный, возбудимый и страстный человек – это :

А. Холерик       Б. Флегматик      В. Сангвиник        Г. Меланхолик

11. К ребенку во время болезни приходил врач, который делал ему уколы. Вскоре, когда ребенка впервые привели в детский сад, и он увидел воспитателя в белом халате, то побледнел, задрожал и бросился бежать. Почему? (Ответ обоснуйте)



Предварительный просмотр:

Тест по теме «РЫБЫ»

1 вариант

Выберите один правильный вариант ответа из предложенных.

1.  Хорда- это:

А)  спинной мозг без сформировавшихся вокруг него костных или хрящевых защитных образований;

Б)  плотный эластичный тяж, играющий роль внутреннего скелета;

В)  эластичная трубка, в канале которой находится головной мозг,

Г) зачаток головного и спинного мозга.

2.Основной функцией плавательного пузыря является… 

А)  переваривание пищи                            Б) дыхание рыб под водой 

В)  обеспечение плавучести рыб                 Г) скорость движения рыб. 

3.  К парным плавникам относятся:

А)  спинной и хвостовой;                Б)  только брюшные;    

 В)  грудные и брюшные;                  Г) все плавники парные

4.Жаберные тычинки
А) помогают поглощать кислород                  Б) помогают усваивать переваренную пищу 
В) препятствуют выскальзыванию пищи через жаберные щели 

Г) к ним крепятся жаберные крышки
5.   Кровеносная система у рыб:

А)  замкнутая;                                                         Б)  незамкнутая;      

 В)  замкнутая у костных, незамкнутая у хрящевых;        Г) отсутствует

Выберите три верных ответа из шести.

6. Какие признаки характерны для костных рыб?

  1. Наличие плавательного пузыря,
  2. Хрящевой скелет,
  3. Костный скелет,
  4. Отсутствие плавательного пузыря,
  5. Наличие жаберных крышек,

      6) Отсутствие жаберных крышек.

7. Расположите в правильном порядке стадии развития окуня:

1) зародыш,                            2) икринка,                                3) малек,

4) взрослый окунь,                                                                   5) личинка.

8.Распределите животных в соответствии с расположением их по классам:

Вид животного

класс

А) сельдевая акула

  1. Хрящевые Рыбы

Б) скат-хвостокол

  1. Костные Рыбы

В) морской окунь

Г) пиранья обыкновенная

Д) европейская белуга

Е) химера европейская

Задания со свободной формой ответа:

9.Что такое боковая линия? Объясните ее значение для рыб

10. Правильно ли суждение – рыбы не всегда ведут водный образ жизни. Свой ответ обоснуйте.

Тест по теме «РЫБЫ»

2 вариант

Выберите один правильный вариант ответа из предложенных.

1.  Хорда  в течение всей жизни сохраняется у:

А)  ланцетника;                     Б)  пираньи;

В) щуки;                         Г) морского окуня.

2.  Плавательный пузырь имеется:

А)  у всех видов рыб;                                   Б)  только у хрящевых;              

В)  у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных;

Г) у ланцетников

3.  К непарным плавникам относятся:

А)  спинной, хвостовой, анальный;                Б)  только брюшные;    

 В)  грудные и брюшные;                                  Г) все плавники парные

4.Чем прикрыты снаружи жабры? 

А) жаберными тычинками                          Б)  жаберными лепестками 

В)  жаберными дугами                                Г)  жаберными крышками 

5.Кровеносная система у костных рыб состоит из:

А) двухкамерного сердца и одного круга кровообращения,

Б) двухкамерного сердца и двух кругов кровообращения,

В) однокамерного сердца и незамкнутой системы сосудов,

Г) двухкамерного сердца и незамкнутой системы сосудов.

Выберите три верных ответа из шести.

6. Какие признаки характерны для хрящевых рыб?

1) Наличие плавательного пузыря,

2)Хрящевой скелет,

  1. Костный скелет,
  2. Отсутствие плавательного пузыря,
  3. Наличие жаберных крышек,

      6) Отсутствие жаберных крышек.

7.Расположите в правильном порядке стадии развития карася:

1) зародыш,                            2) икринка,                                3) малек,

4) взрослый карась,                                       5) личинка.

8.Распределите животных в соответствии с расположением их по классам:

Вид животного

класс

А) атлантическая сельдь

  1. Хрящевые Рыбы

Б) золотистый карась

  1. Костные Рыбы

В) электрический угорь

Г) носатая химера

Д) скат манта

Е) полярная акула

Задания со свободной формой ответа:

9. Почему кистеперую рыбу латимерию называют живой «ископаемой»?

10. Правильно ли суждение – рыбы ведут исключительно водный образ жизни. Свой ответ обоснуйте.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Пищеварение»

Вариант 1 Часть А

Выбери один правильный ответ

1 Пищеварение – это:

А) измельчение пищевых продуктов в желудке;

Б) механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном тракте;

В) обработка пищи соком слюнных желез;

Г) усвоение питательных веществ

2 Всасывание воды происходит:

А) в толстом кишечнике;                          В) в ротовой полости;

Б) в тонком кишечнике;                        Г) в желудке

3 Какой зуб изображен на рисунке и какую функцию он выполняет:

А) коренной зуб, он служит для разжевывания и перетирания пищи;        

Б)  клык, он служит для откусывания пищи;

В) резец, он служит для откусывания пищи;                                

Г) клык, он служит для разжевывания пищи

4 Печень играет большую роль в пищеварении, так как:

А) содержит много ферментов;

Б) в ней всасываются питательные вещества;

В) выделяет желчь, эмульгирующую жиры;

Г) расщепляет питательные вещества

5 Причиной возникновения ботулизма  являются:

А) испорченные (бомбажные) консервы;

Б) бактерии, вызывающие инфекционные заболевания;

В) употребление в пищу недоброкачественного мяса;

Г) гельминты

Часть В

1 Установите последовательность между питательными веществами и продуктами их расщепления:

А) белки                                1) глюкоза

Б) жиры                                2) аминокислоты

В) углеводы                                3) глицерин и жирные кислоты

А

Б

В

Часть С            

        Какой орган пищеварения изображен №5? Опишите его роль в пищеварении.

Проверочная работа по теме «Пищеварение»

Вариант 2 Часть А

Выбери один правильный ответ

1 Нервная регуляция пищеварения заключается:

А) в химическом взаимодействии органов и систем через кровь;

Б) в передаче нервного импульса железам, выделяющим ферменты;

В) в удалении ядовитых веществ из организма;

Г) в процессе расщепления веществ под действием ферментов

2 Соляная кислота входит в состав:

А) поджелудочного сока;                        В) желудочного сока;

Б) слюны;                                        Г) содержимого толстого кишечника

3 Какой зуб изображен на рисунке и какую функцию он выполняет:

А) коренной зуб, он служит для разжевывания и перетирания пищи;        

Б)  клык, он служит для откусывания пищи;

В) резец, он служит для откусывания пищи;                                

Г) клык, он служит для разжевывания пищи

4 Одна из функций печени:

А) поддержание постоянства состава глюкозы в крови;

Б) расщепление питательных веществ;

В) регуляция пищеварения;

Г) способствует перевариванию белков

5 Причиной возникновения дизентерии являются:

А) испорченные (бомбажные) консервы;

Б) бактерии, вызывающие инфекционные заболевания;

В) употребление в пищу недоброкачественного мяса;

Г) гельминты

  Часть В

1 Установите последовательность между питательными веществами ферментами участвующие в их расщеплении:

А) белки                                        1) липаза

Б) жиры                                        2) пепсин

В) углеводы                                        3) амилаза

А

Б

В

 

Часть С            

Какой орган пищеварения изображен №5? Опишите его роль в пищеварении.