Литература для коллег

Ульяна Геннадьевна Изволь

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 А классе

Тема урока

Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Удивительная повесть «Ночь перед Рождеством».

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель деятельности учителя

Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на становление творческой личности писателя;

выявление первоначальных представлений о повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Планируемые результаты

Предметные:

Извлекать информацию, представленную в художественном тексте.

Строить рассуждения.

Метапредметные:

Совместно с учителем формулировать цель урока.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Личностные:

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Организационная структура (сценарий) урока

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Задания, необходимые для достижения планируемых результатов

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Целеполагание.

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Очень хочу узнать, понравилось ли вам прочитанное произведение.

Какую повесть прочитали дома? Удивились? Кто написал это удивительное произведение?

Сегодня первый урок по изучению произведения. Как вы думаете, что надо узнать, о чем поговорить?

Сформулируйте тему и цели урока.

Вступают в диалог, формулируют тему и цели урока

Л: самоопределение.

Р: целеполагание.

К: планирование учебного сотрудничества.

Слово о писателе.

Родился Н.В.Гоголь 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Происходил из помещиков среднего достатка. Детские годы провёл в имении родителей Васильевке, в безбедной обстановке и в родительском баловстве.

«Дом – не большой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд. Многочисленная прислуга, сытный обед, приличные экипажи и лошади» - так описывали современники обстановку усадьбы Гоголей-Яновских.

Родители Гоголя были небогаты, но гостеприимны. А их маленькое село  Васильевка вскоре оказалось центром общественности всего околотка. Мать Гоголя Мария Ивановна, женщина очень красивая и добрая, вспоминала: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и мужа был веселый. Мы окружены добрыми соседями». Отец писателя Василий Афанасьевич умел рассказывать занимательно, о чем бы ему ни вздумалось, и приправлял свои рассказы врожденным украинским комизмом».

Сам край был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей).

«Когда юный писатель учился в гимназии, он увлекался театром и рисованием. В гимназии мальчики завели свой театр, рисовали в нем декорации. Мастерили костюмы, разыгрывали пьесы. Гоголь был прекрасным актером, и в памяти многочисленных зрителей остались комические роли, им исполненные: няни Василисы в пьесе И.Крылова «Урок дочкам», Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль» и эпизодическая роль старика, которую Гоголь исполнял так, что зрители покатывались от хохота».

В 1828 году гимназия окончена. Впереди – свобода, Петербург, служба.

Дорога в Петербург из Васильевки длилась целых три недели. Иногда молодому Николаю  Васильевичу казалось, дорога через необъятные просторы России, скованные снежным панцирем, никогда не закончится.

Жизнь в Петербурге, особенно поначалу, оказалась не такой уж сказочной.

Собираясь со своими земляками, приготавливая украинскую пищу, вспоминая родной дом, Гоголь понемногу приспосабливается к жизни в столице. А в письмах к матери просит ее побольше писать о малороссийских обычаях, поверьях, национальных костюмах и другом.

Мысли о родной Украине: «...здесь так занимает всех всё малороссийское» - не покидают юношу Гоголя, живущего в Петербурге.

        Урожденный Николай Васильевич Гоголь-Яновский понемногу начинает печататься в некоторых журналах.

«Вечера на хуторе близ Диканьки». Эту книгу, как объяснял Гоголь, писать его побудила необходимость в деньгах. Но с самого начала энтузиазм художника взяли верх над коммерческим расчетом. Да и чувствовавший себя потерянным и одиноким в холодном, негостеприимном  Петербурге, он вызывал в воображении щедрую землю Украины, купающуюся в солнечном свете, поселян, праздных людей и шутников.

Слушают, рассматривают фотографии на слайдах.

Л: желают приобретать новые знания

Р: принимают познавательную цель

П: понимают информацию, представленную в словесной, изобразительной форме

Выявление первоначальных впечатлений.

Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие — смех?

Какие эпизоды вам показались наиболее смешными?

Как вы думаете, смех Гоголя в «Ночи перед Рождеством» злой, добродушный, ехидный, горький? Свой ответ аргументируйте.

Делятся впечатлениями о прочитанном, высказывают свое мнение.

К: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи

Викторина по повести.

Слайдовая презентация.

Работа в группах.

Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

П: умение структурировать знания.

Итог урока.

В  сентябре  1831 года состоялась публикация первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».  Пушкин, с которым Гоголь познакомился в мае 1831 года, объявил публике о новом, «необыкновенном для нашей литературы» явлении, угадав природу гоголевского таланта. Он увидел в писателе «настоящую веселость, искреннюю» и «чувствительность».

Чем удивляет повесть «Ночь перед Рождеством»? Что в ней необычного?

Народная фантастика в «Вечерах…» переплетается с реальностью, проясняет отношения между людьми, разделяя добро и зло.

Торжество человека над злом – фольклорный мотив. А писатель наполнил его новым содержанием: он утверждал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные, злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

Беседа.

Самостоятельная запись вывода.

Л: смыслообразование.

К: умение полно и точно выражать свои мысли.

Рефлексия

Прием «Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился …

Как работали одноклассники?

Сегодня на уроке я хочу похвалить … за …

Л: умеют давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке;

стремятся к приобретению новых знаний и умений;

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Домашнее задание

Задание по группам и индивидуально

1 группа

Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали ее портрета. Подготовить рассказ о ней.

Какие качества характера Оксаны проявляются в эпизодах: «Оксана перед зеркалом»; «Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?

Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка» до слов «...Вот все, что можно было сделать тогда наилучшего».

2 группа

Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали ее портрета. Подготовить рассказ о ней.

Какие качества характера Оксаны проявляются в эпизодах: «Оксана перед зеркалом»; «Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?

Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану...» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу».

3 группа

Записать ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое.

Что мы узнаем о Вакуле-художнике?

Выразительное чтение 

от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием...» до слов «...и с той поры черт поклялся мстить кузнецу»;

от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это все, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали»;

от слов «А чья это такая размалеванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери».

В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чем это свидетельствует?

4 группа

Как изображена зимняя ночь в повести?

Выразительное чтение эпизодов.

В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?

Выразительное чтение от слов «Последний день перед Рождеством прошел...» до слов «Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение (презентацию) об обычаях сочельника.

Запись в дневник.

Л: стремятся к приобретению новых знаний и умений

П: умение делать выбор и обосновывать его.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс 5

Название предмета: Литература

Тема урока: И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повеcтвование о жизни  в эпоху крепостного права.

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

 Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством И. С. Тургенева и понять  влияние эпохи на своеобразие  рассказа.

 -ознакомление  с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель;

 развитие интереса к личности писателя и его творчеству;

познакомить с историей создания рассказа «Муму». 

- развитие  способностей применять новые знания в учебной деятельности.

-создание мотивации на успех каждого ученика в самостоятельной работе.

Учебно-методический комплекс: Литература. 5кл. В 2ч. Ч.1_Коровина В.Я. и др. М.: «Просвещение», 2014.

 Дополнительный материал:

 видео урок на портале Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/main/244758/, http://spasskoye-lutovinovo.ru/tour-autumn/TourSpasskoe_.html 

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

Развивать умения слушать и понимать других;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;

Регулятивные:

Развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;

Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Осознавать познавательную и личностную рефлексию;

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план/алгоритм); проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

Овладевать навыками работы с источниками информации, навыками смыслового чтения

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;

Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре

Ход урока

Структурный компонент урока

Время

(мин.)

Действия учителя

Действия учеников

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1.Оргмомент

1

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя

2.Мотивация учебной деятель

ности

2

Учитель создает ситуацию успеха для формирования и повышения учебной мотивации: Загадка для учащихся:

У нее четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
и плохих людей кусает!
Она бывает забияка!
Это кто у нас? (Собака!)

Ребята! Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала? «Белый Бим, черное ухо», «Хатико, самый верный друг» – наверняка вы знаете эти истории с печальным концом. А известно ли вам, кто автор первого произведения о дружбе собаки и человека? (Великий русский писатель Иван Тургенев) Только сюжет его рассказа – это больше, чем история про дружбу дворника-крепостного и маленькой собачки…

О чём же этот рассказ?

 

Регулятивные:

 волевая саморегуляция;

Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…)

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3.Подготовка к изучению новой темы

4.Целеполагание

4

4

  Учитель создаёт проблемную ситуацию  

Организует  рассматривание репродукций  картин,  чтение объявлений    о продаже крепостных людей. Что изображено на картинах? Как называется это явление?

Как события крепостного  права связаны с жизнью  и творчествомИ.С.Тургенева? С прочитанным вами рассказом?  

- Сформулируйте тему, цель  и задачи урока. Цель:познакомиться с жизнью и творчеством И. С. Тургенева и понять своеобразие  эпохи крепостного права

Задачи: узнать о творческой деятельности Ивана Тургенева и местах, связанных с его именем; прочитать и проанализировать рассказ «Муму»;

рассмотреть главные образы в произведении «Муму», сопоставить их с реальными людьми, понять причины написания автором этого произведения.

                   

Формулируют тему, цель  и задачи урока, тему записывают в тетради.

Уметь определять проблему урока

Личностные:  формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознание своих трудностей, стремление к их преодолению

Регулятивные:

- умение ставить цели и   учебные задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.-

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Изучение нового материала

(Работа в парах)

8

  Включает видео урок (частично)  с сайта     https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/main/244758/

Просит  сравнить прочитанную  в качестве домашнего задания информацию по биографии из учебника и видеоурока.

Что вам было известно?

Какая информация является  для вас новой?

Ученики просматривают видео урок и кратко делают записи в тетрадях

Познавательные:

- умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-умение извлекать информацию из прослушанных текстов.

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

 контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5. Физминутка

1

Учитель  проговаривает о необходимости сделать паузу

Учащиеся выполняют физ. упражнения

6.Первичное закрепление

(Работа в  группах)

10

1. Учитель организует частично-поисковую работу в группах(http://spasskoye-lutovinovo.ru/tour-autumn/TourSpasskoe_.html.), дает задание ученикам: изучить информацию по группам 

Запись на доске

 1852 год –написание повести

1861г – отмена крепостного права

Предлагает найти ответы на вопросы: Что же такое крепостное право?

Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

Как вы считаете, что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме повести  «Муму?

 2. Учитель участвует в обсуждении результатов групповой работы, корректируя выступления представителей групп.

Ученики в группах работают над заданием карточек: прочитать и ответить на вопрос. Результаты работы в группах представляются классу, учащиеся обсуждают, обобщают и составляют развёрнутое высказывание- ответ на вопрос.

Определение понятия «крепостное право» (крепостной человек, оброк, барщина).

Работа с литературоведч. понятием «прототип».

Обращают на разные источники прототипов Герасима.

 Регулятивные:

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Логические:- анализ, сравнение, синтез.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;  формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме;

7. Применение

знаний

 

10

1.Учитель  обращает  внимание детей, дает задание: назовите  героев повести, какие  из них имеют прототипы, составьте кластер.

2. Демонстрирует слайд для самопроверки и оценивания работы (сравнение со схемой)

 

3.Учитель просит обратить внимание на слова, как и какие героев повести связаны  с этими понятиями.

Необходимо найти в тексте  подтверждение.

Составление кластера

Герасим

                            Муму

Барыня  -  Капитон              

Татьяна  Гаврила

Дворня     Степан

Главные и второстепенные герои

Словарная работа: челядь, дворня, тягловый мужик

Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания 

 Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- анализ, сравнение, синтез

- смысловое чтение

8. Рефлексия

4

1.Рефлексия:

  • Что знал?
  • Что узнал?
  • Чему научился?
  • В чём испытывал трудность?

2.Оцените результаты своей работы, сложив отметки, полученные на уроке.

Ученики  формулируют связный ответ на поставленные вопросы.

Оценивают работу за урок на Листке самооценки.

 

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Регулятивные:- умение  оценивать свою работу

9. Домашнее задание

1

Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание (на выбор).

Выставляет обучающимся отметки за работу на уроке в журнал.

Ученики должны сами сделать выбор, какое задание выполнить,  получают его на   листочках  

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



Предварительный просмотр:

                                                                         

Технологическая карта урока

Предмет

литература

Класс

8

Тема урока

Русское чиновничество в сатирическом изображении

Н.В. Гоголя.  

Цель урока

Сформировать понятие об идейном замысле комедии, понимание того, что  Н.В. Гоголь обличает и высмеивает пороки чиновников, используя сатиру.

Задачи урока

Обучающая: отрабатывать у обучающихся умение работать с художественным текстом, анализировать и систематизировать материал; анализировать драматическое произведение в единстве содержания и формы, характеризовать образы героев, характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения

Развивающая: развивать аналитические умения и навыки, творческие способности обучающихся;

Воспитательная: формировать положительные нравственные ориентиры, воспитывать уважительное отношение к творческому наследию писателя.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты

Личностныеобучающиеся смогут оценить писательский талант Н.В. Гоголя на примере комедии «Ревизор», смогут уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения данного произведения и использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях;

Метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи, а также навыки анализа и систематизации материала;

Предметные: обучающиеся смогут объяснить термины «порок» и «сатира».

Форма работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности. Самоопределение.

Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

- «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».

- Сегодня мы продолжаем работу над произведением Н.В. Гоголя «Ревизор».

Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Слушают

 Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

2.Постановка учебной задачи, цели.

-В каком жанре Гоголь создает его?

 -Вы правы, так как сам Гоголь писал : « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем.  Но Сквозь  смех… читатель услышал грусть…»

  - Как вы думаете, над кем смеется Гоголь?

- Кто такие чиновники?

  - А как он это делает? Добродушно или указывая на пороки?

  - Как в литературе называется такой прием?

  - Как бы вы сформулировали тему урока?

  - Как вы думаете, а о чем же грустит Гоголь? На этот вопрос я предлагаю вам ответить в конце урока.

-Исходя из высказывания Гоголя и нашей сегодняшней темы, попробуем сформулировать цель урока.

Отвечают на вопрос

-комедия.

-Над чиновниками.

- Высмеивая пороки.

- Сатира.

- Русское чиновничество в сатирическом изображении

Н.В. Гоголя.  

Формулируют цель урока.

Личностные: смыслообразования ((«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);

Познавательные: формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование формулирование проблемы;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание  (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно), определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

3.Составление плана, стратегии по разрешению затруднений для достижения целей.

Организует беседу.

 -Где происходят события комедии?

- Что такое уездный город?

- Почему у него нет названия?

- Какие учреждения есть в этом городе?

-Как мы можем судить о положении дел в городе и в частности о данных учреждениях?

Организует работу в группах:

-Для того, чтобы лучше понять,  что они собой представляют,  я предлагаю организовать работу в группах.

Отвечают на вопросы учителя.

-В уездном городе N

-Уезд - административно-территориальная часть губернии

-суд, полиция, больница, почта, приют, училища.

- В каждом учреждении есть чиновники.  

Чиновники – «виновники» всех событий, происходящих в городе.  Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь человека.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Познавательные:  построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- Ребята, вам было дано  домашнее задание по группам. Каждой группе был дан чиновник, образ которого нужно было проанализировать и охарактеризовать. Итог вашей работы я предлагаю  оформить в виде концепт-карты урока с помощью программы

-У нас будет также работать IТ-группа,  которая будет сводить во едино все ваши наработки и формировать концепт-карту.

-Задача групп создать ветвь концепт-карты, раскрывающую личность чиновника.

-Какие основные направления мы возьмем?  

Определяют героя и рассаживаются  в группы, создают ветвь концепт-карты исходя из заполненной дома таблицы об одном чиновнике.

- Должность, говорящая фамилия, яркая цитата, характеризующая отношение к службе.

5.Этап самостоятельной работы над проектом.

Организует работу в группе и отчёт о проделанной работе.

Соединяют всё, что заполнили в концепт-карте и предоставляют отчёт.

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

Познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6.Этап реализации построенного проекта

- Какие отрицательные черты характерны для каждого чиновника? (Кратко охарактеризовать)

- Каким словом- синонимом можно заменить сочетание

«отрицательные черты»?

- Каких чиновников ещё можно было бы включить в нашу концепт-карту?

- Какие пороки мы видим у них?

Подведем итог: какие порядки царят в городе?

- В произведении есть ещё один чиновник, о котором нельзя не упомянуть?

-Разговор о нем вы продолжите на следующем уроке, но в нашей карте мы оставим место для него.

IT-группа составляет общую концепт-карту, учащиеся называют черты по  очереди;  

 –словом  «пороки».

-Хлестаков

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Познавательные: умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: принятие решения и его реализация, умение строить монологические высказывания;

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Обращая внимание на концепт-карту.

-Возвращаемся к нашему вопросу: о чём грустит Н.В. Гоголь?

Отвечают на вопрос.

-Причину Гоголь увидел в том, что современники не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Уменьшается число людей,  обладающих умом, достоинством,  высокими чувствами, и страна теряет духовные силы, становится слабой.  Всё общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть. Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился её предотвратить. Он надеялся смехом потрясти за основания человеческое сердце.  Н.В. считал, что русским людям надо показать, в какой мерзости они живут, как обнищали их души.

8.Этап рефлексии учебной деятельности

-Написанная в 19 веке комедия «Ревизор», остается актуальной и злободневной и в веке 21. С огромным успехом проходят спектакли в театрах всей страны, как вы думаете, почему?

Письменно формулируют  ответ на вопрос:

В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть.

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: построение монологического высказывания, умение слушать;

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

9.Домашнее задание

-Я предлагаю вам выбрать то,  которое показалось интереснее.

1.Составить план 3-5 действий

 2.письменно ответить на вопрос: «Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков,  мог показаться ревизором?»

Записывают домашнее задание по выбору.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации  и к преодолению препятствий.



Предварительный просмотр:

Урок 26. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ». ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ.

Педагогические задачи: Выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца и исторического времени в его движении от патриархального единства человека и природы к разрушению этой гармонии; в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, в верности идеалу свободы и веры даже в трагических условиях поражения; развитие навыка работы со статьёй учебника, выразительного чтения наизусть, анализа литературного произведения в единстве формы и содержания; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления смысла христианской и языческой символики в поэме.

Планируемые результаты

Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения литературы XIX века; связи литера-турного произведения с эпохой его написания

Метапредметные: 

•  познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать выводы;

•  регулятивные – осуществление контроля деятельности; овладение умением оценивать деятельность;

•  коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные: проявление эстети-ческого сознания через освоение творческой деятельности эстети-ческого характера; российской гражданской идентичности; овла-дение коммуникативной компетент-ностью

Образовательные ресурсы: презентация, видеофильм, картины Лермонтов, материалы стенда «Сегодня на уроке»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности

  1. Актуали-зация полученных знаний.

Слово учителя1225270522_oblozhka.jpg

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи.

  • Назовите главные категории, центральные проблемы произведении писателей-романтиков.

Внимательно слушают . Отвечают на вопрос.

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слово учителя

Основа поэмы «Мцыри» — романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир — это чудный мир «тревог и битв».

Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи.

  • Что является символом неволи и живым её воплощением в поэме?

Символ неволи — монастырь. Это не реальный монастырь, а некое условное, противоестественно замкнутое пространство. Живое воплощение неволи — старик монах.

Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков — постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далёкое от природы.

  • Во имя чего бунтует Мцыри?

Цель бунта Мцыри — свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека.Лермонтов. Мцыри

Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев.

  • О чём мечтает Мцыри?

Мцыри мечтает попасть в родные края, увидеть родных людей.

В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого.

Слушают внимательно.

Делают записи в тетради

Отвечают на вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют навыками осознанного чтения Проявляют познавательную инициативу. Формулировка эвристических вопросов, заданий.

3. Этап усвоения новых знаний. Работа с текстом произведения.

  • Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает?
  • Выразительное чтение наизусть глав 6, 7.

347700_original.JPG

Родина для Мцыри — это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина — это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сёстры» — всё, о чём вспоминает Мцыри, — это образы-символы естественного человеческого бытия.

  • В чём видит счастье Мцыри?
  • Выразительное чтение наизусть главы 8.

http://2.bp.blogspot.com/-fS_f8TVGsPc/VhBvZrP037I/AAAAAAAAIfY/jngfhiuCUt8/s1600/illjustracija-Mcyri-Lermontov-Konstantinov-F-2.jpg

Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой».

  • Обращение к иллюстрации Ф.Д. Константинова в учебнике. 

Слово учителя

Герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик и оказывается столь враждебной Мцыри, как и окружающий его мир людей.

Традиционное для романтической поэмы описание бегства героя в мир идеала оказалось обогащено использованием элементов национальной истории, мифологии, фольклора.

Характерной особенностью существования фольклорных образов в поэме является их постоянное соприкосновение с христианской концепцией жизни.

Хронологический рассказ о бегстве охватывает три дня пребывания героя на воле. Помимо этого, достаточно точно он приурочен к определённому периоду его жизни — совершеннолетию.

Достигший расцвета сил, юноша проходит два ряда посвящений во взрослую жизнь: христианское и языческое.

Христианское посвящение — пострижение в монахи с необходимым этапом послушничества, испытаний, странничества, страданий.

  • Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами.
  • Выразительное чтение наизусть 11 главы.

«Кругом меня цвёл Божий сад».

«Ангела полёт // Прилежный взор следить бы мог».

Слово учителя

На третий день герой проходит через испытания и страдания. Вновь звучат библейские мотивы искушения («...змея, сухим бурьяном шелестя... браздя рассыпчатый песок, // Скользила бережно...») и мученичества: «Напрасно прятал я в траву // Мою усталую главу; // Иссохший лист её венцом //Терновым над моим челом// Свивался...».

В этот момент в сознании Мцыри запечатлелся «дальний колокола звон». Герой узнаёт в нём убийцу своих детских снов о далёкой родине. Символика колокольного звона в поэзии Лермонтова очень многозначна. Но здесь возникает ещё одно новое значение — поминальный звон.

В Тифлисе существовал особый обычай колокольного звона. Если кто- нибудь из жителей находится на смертном одре, то на колокольне звучал протяжный колокольный звон. С образом колокольного звона входит в Поэму тема смерти. Переживание её в какой-то момент герой также связывает с христианской концепцией бытия. Смерть — это возвращение души.

  • Когда впервые приходит к Мцыри мысль о смерти?

Мысль о смерти в первый раз приходит к герою в тот момент, когда он понимает, что ошибался, и монастырь вновь возникает перед ним непреодолимой преградой.

Мцыри проходит и языческое посвящение во взрослую жизнь. Для этого обязателен целый ряд условий: изоляция от остальных членов племени, молчание.

  • Выразительное чтение главы 13.
  • Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу?

12110.jpg

Герой не смог приблизиться к «грузинке молодой», не смог выйти к ку рившемуся дымками аулу, поскольку Мцыри оказался внутренне одиноким, чуждым людям, живущим за стенами монастыря.

  • Обращение к иллюстрации в учебнике. Лезгинка на террасах Тифлиса и Литография по рисунку Г.Г. Гагарина. 1857 год.

Слово учителя

Посвящаемый совершает ряд ритуальных действий. В поведении лер монтовского героя сохранены не только отдельные элементы древнего обряда посвящения юноши в охотники, но даже выбор соперника Мцыри, могучего барса, далеко не случаен. Барс — древнее тотемное животное многих народов Кавказа.

Убитый зверь являлся предметом особых забот и поклонения как нечто священное. Крупные хищники, например барс, оплакивались, иногда их одевали в мужскую одежду, совершали над ними траурные церемонии

  • Выразительное чтение наизусть глав 18—19.C:\Мои документы\ИЛЛЮСТРАЦИИ\Лермонтов. Мцыри\Мцыри. Кавказ. Монастырь\0008-008-Mtsyri.jpg
  • Обращение к гравюре Ф.Д. Константинова.

  • Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом?

Сложность переживаемого Мцыри состояния борьбы в том, что он, с одной стороны, уподобляет себя зверю: «И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный... Казалось, что слова людей // Забыл я...» и вместе с тем одухотворяет борьбу и смерть своего соперника как равного себе, мужественного врага. Утверждение себя в поединке есть для него признание себя таким же джигитом, воином, какими помнятся ему отец и братья.

  • Какой символический смысл приобретает схватка с барсом?

         Схватка с барсом — это поединок силы физической с силой духа. Мцыри немощен и слаб  физически, но им движет могучий дух и воля к победе поэтому и зверь и человек — противники, достойные друг друга. Они в состоянии драться на равных, но никто из них не в силах победить.

Слово учителя

Эпизод с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: стремление к свободе, к родине и индивидуализм. Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружён в себя не способен понять правду других людей. Он не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

  • Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите из текста примеры экспрессивно окрашенной лексики, объясните функцию средств художественной выразительности.

Слово учителя

Существование фольклорно-мифологических мотивов и христианских символов мотивируется прошлым героя, его монастырской юностью — пленом и неугасимым желанием вернуться в край отцов. Эти два ряда не только определяют поступки героя, но заметны в его самоощущении, восприятии событий открывшейся ему жизни.

Особенно показательны в этом отношении моменты пограничных — между жизнью и смертью — состояний, которые Мцыри переживает дважды. В предсмертном бреду он слышит «песню рыбки», зовущей его на «дно реки», где «холод и покой».

  • Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»?

  • Выразительное чтение главы 23.
  • Сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии.

Грузинская мифология связывает мир усопших с глубинными водами. Появление образа рыбки вносит в поэму дополнительный смысл. Для грузинских поверий характерно представление, что рыба — исцелительница болезней, существо священное, возвращающее утраченные силы. В Грузии это старинное поверье не было забыто. О нём свидетельствовали  бассейны со священными рыбами, сохранившиеся вплоть до XIX века при многих грузинских соборах, орнаменты из рыб, которые украшали фронтоны церквей. Вместе с тем рыба как мифологический персонаж связана с «нижним миром», с царством мёртвых.

Слово учителя

«Песня рыбки» также связана с обрядом исполнения «смертных песен» , которые, по обычаю горских народов, исполняли над умирающим. И представлении черкесов нельзя оставлять раненых и больных ни на минуту, так как злым духам легче тогда вызвать смерть. «Смертные песни» отгоняли злых духов и поддерживали человека в роковые минуты. Исполнение этого ритуала стало последним желанием умирающего героя. А в развитии основного сюжета рядом с христианским обычаем последней исповеди духовнику, погребальным колокольным звоном возникают черты древнего обряда исполнения «смертной песни».

  • Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»?

Стих поэмы — четырёхстопный ямб с мужскими окончаниями. Композиционно и стилистически эпизод «песни рыбки» выделяется из всей поэмы, ритм которой очень чёток и динамичен, интонации эмоциональны и экспансивны. Эпизод же сна Мцыри отличается плавностью и созерцательностью, спокойным, убаюкивающим ритмом.

  • Приведите примеры звукописи в сне героя.

Напевность и мелодичность речи усиливают аллитерации («Как Лёд  хоЛодная струя, // Журча, вЛиваЛася мне в грудь...», «ВоЛна тесниЛася к воЛне. // И соЛнце сквозь хрустаЛь воЛны // СияЛо сЛадостней Луны...»).

На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда.

  • С чем сравнивает себя герой?
  • Выразительное чтение 21 главы.

Мцыри сравнивает себя с «цветком темничным», не выдержавшим испытания невыносимой «сладостью бытия».

  • В чём причина поражения Мцыри?

Мцыри бежит из христианской обители в мир патриархальной свободы и воли. Однако он не может преодолеть внутренние преграды, которые в нём создала жизнь в монастыре.

  • Выразительное чтение главы 26.

Работают с текстом произведения.

Выразительно читают 6 и 7 главы

Отвечают на вопросы

Выразительно читают 8 главу

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, делятся своими впечатлениями

Отвечают на вопросы

Выразительно читают 11 главу

Отвечают на вопросы

Выразительно читают 13 главу

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, делятся своими впечатлениями

Выразительно читают 18-19 главы

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, делятся своими впечатлениями.

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают , выполняют задание, делают записи в тетради

Бешеный скачок; страшной смертью; смертельный бой; сплетясь, как пара змей, и др.

Метафорические эпитеты, сравнения, передают душевное настроение глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв.

Отвечают на вопросы

Выразительно читают 23 главу

Внимательно слушают, делают записи в тетради

Внимательно слушают сообщение, делают записи в тетради

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают, выполняют задание

Отвечают на вопросы, участвуют в разговоре, делают выводы

Выразительно читают 21 главу

Выразительно читают 26 главу

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуально

го затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

Владеют навыками осознанного чтения

Владеют навыками осознанного чтения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

Владеют навыками осознанного

выразительного чтения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

Владеют навыками осознанного

выразительного чтения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

Владеют навыками осознанного

выразительного чтения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

Владеют навыками осознанного

выразительного чтения.

4. Итог урока.

Рефлексия учебной деятель-
ности

Слово учителя

Поэма «Мцыри» отразила глубинные процессы в жизни кавказских горцев периода гибели патриархальности, которыми были отмечены христианизация, присоединение к России, русско-кавказская война.

Жизнь Мцыри оказалась связана с историческим временем в его движении от прошлого патриархального единства человека и природы к разрушению этой гармонии.

  • Обращение к учебнику. Понятия «тема» и «идея».
  • Определите художественную идею поэмы. Какой смысл приобретает эпиграф поэмы?

В библейской легенде Ионафана спас народ, а в поэме М. Ю. Лермонтова с трагической силой утверждается: «И не освободил народ Мцыри, и умер он». Но в этом нет вины народа, как нет вины и героя. Тут скорее их беда: они пребывают в насильственном отрыве друг от друга. Мцыри рвётся на родину, к своему народу, но не находит пути к нему, и в этом один из истоков его трагической обречённости. Тем не менее даже на пороге смерти он не отказывается от верности свободе, родине и своему народу.

  • Обращение к учебнику. Чтение статьи «Поговорим о прочитанном!».
  • Попробуйте установить связь поэмы «Мцыри» с лирическим стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус».

Домашнее задание.

Подготовить пересказ статьи учебника, посвящённой Н.В. Гоголю.

Индивидуальное задание :

  • Составить рассказ о детстве Н.В. Гоголя, включив материалы рабочих тетрадей для 5—7 классов.
  • Подготовить сообщение о творческой истории комедии (по материалам статьи учебника).
  • Подготовить сообщение о сценической истории комедии (по материалам статьи «Для вас, любознательные!»).
  • Подготовить сообщение о портрете Н.В. Гоголя работы Ф. Моллера.
  • Подготовить сообщение о М.С. Щепкине и И.И. Сосницком  в роли городничего.

Внимательно слушают

Работают с учебником

Делятся полученными сведениями

Работают с учебником, выполняют задание сопоставительного характера

Олицетворённый парус из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» кинул «край родной» ради «страны далёкой». Сравнение даёт возможность почувствовать принципиальную новизну образа Мцыри, стремящегося обрести «потерянный рай» — родину.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками систематизации и обобщения, самоанализа.

Принимают учебную задачу