Консультации для родителей "Вместе весело играть"

Лидия Юрьевна Орлова

Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/28/s_5e587de1872af/1369249_1.jpeg

Безопасность в Вашем доме

Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить!

Для этого Вам придётся приобрести «привычку к безопасности».

Вот несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить:

  Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир.

  Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине.

  Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике.

  Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка.

  Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся штепсели и подводящие провода.

  Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы.

  Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежание засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому в разных направлениях в одно и то же время!

И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают «яды» в шкафчике под раковиной, Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка.

Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл!

Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает!

Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется!

Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!

Предотвращение несчастных случаев

Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.

По мере того, как ребёнок растёт, меняется его интерес к повседневно окружающим вещам. И именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны превратить свой дом в зону без риска, принять благоразумные меры предосторожности.

Факты

Несчастные случаи - наиболее распространённая причина, угрожающая здоровью и жизни детей. Каждый год несколько сотен тысяч пострадавших детей отправляются в больницы за помощью. Ежедневно в результате несчастных случаев жизни трёх детей угрожает серьёзная опасность.

Много трагедий разыгрывается дома, и проведённые исследования показали, что самые тревожные «домашние» месяцы - летние, чаще всего июль, а самое «подходящее» время - как правило, вечер воскресенья!

Почему происходят несчастные случаи

Несчастные случаи - следствие того, что родители, особенно женщины, находятся под избыточным напряжением или слишком заняты. Это неудивительно, так как большинство из нас выполняет по меньшей мере десять тысяч различных обязанностей, одновременно присматривая за малышами. Но это ещё не всё.

Родителям необходимо спросить себя, какие изменения они могли внести, чтобы обезопасить свой дом. Меры предельно просты. Для начала как-нибудь присядьте на корточки, на уровень роста ребёнка и попробуйте взглянуть на вещи из его положения. Посмотрите на тянущийся провод электрочайника (причину самых ужасных ошпариваний) и рукоятки сияющих сковородок, торчащие над плитой, откройте дверцу, за которой скрыт набор бутылочек разных цветов и форм с отбеливателем, чистящими средствами, возгораемыми жидкостями. Хоть и несколько наивный приём, но он поможет Вам понять, как притягательны для ребёнка окружающие его предметы.

Маленькие дети не осознают риска - у них просто нет опыта,

который подсказал бы им, что может навредить им, а что - нет.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1621476045_13-phonoteka_org-p-fon-s-karandashami-detskii-13.jpg

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.

Существуют специальные упражнения, способствующие развитию захвата щепотью:

Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.

Можно играть с нетугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.

Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!).

Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.

Предлагается еще один простой, но эффективный метод, который поможет вам в этом деле:

Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину. 

Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем.

Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке. 

Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

Немного тренировки и терпения, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»

http://www.detkiuch.ru/pics5/letnie_igry_detej.png

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Однако игра для ребенка — это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать с партнерами (сверстниками или взрослыми) определенные взаимоотношения; в играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не только на развитие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения.

Среди огромного разнообразия игр особое место занимают подвижные игры. Важнейшим их достоинством является то, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание, упражнения с предметами и т. д. и потому являются самым и универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Подвижные игры — лучшее лекарство для детей от «двигательного голода» — гиподинамии.

В силу большой подражательности дошкольников велика роль постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, старших братьев и сестер, других членов семьи — для поддержания стремления регулярно заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные и спортивные игры.

Заниматься с ребенком следует регулярно, систематически. Для здоровья малыша полезно организовать двигательную деятельность утром, через 20—25 минут после завтрака, или в другое удобное время, соблюдая рекомендации врачей: нельзя активно двигаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.

Вашему вниманию предлагаются подвижные игры, в которые можно играть с детьми от трех до семи лет в домашних условиях, в небольшом помещении. Представленные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом (например, «Пилоты», «Удочка», «Запрещенное движение» и другие); игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.

В других играх предлагаются только двигательные задания (например, «Сделай фигуру», «Завернись в ленту» и другие), регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В

третьих — сюжет и действия играющих определены текстом (например, «Дружно по дорожке», «У Меланьи, у старушки» и другие), который определяет и последовательность движений.

В приведенных ниже играх количество играющих ограничено двумя участниками — мамой и ребенком. В зависимости от наличия других членов семьи и их количества число игроков может меняться (папа и ребенок, старший брат и ребенок и т. д.) и увеличиваться (например, папа, мама и двое детей). В этом случае инвентарь для игры необходимо подбирать в соответствии с количеством игроков.

Хочется отметить, что игра сохраняет свое значение и для взрослых: в ней всегда есть элемент нового, необычного, что как бы уводит нас из привычной жизни, и мы попадаем в мир детства, туда, где невозможное возможно. Кроме того, это почти всегда состязание, возможность испытать себя в ином, непривычном в повседневной жизни деле или ситуации.

Радость, которую вы доставите своему ребенку, играя с ним, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Подвижные игры для детей 5-6 лет

«Сделай фигуру»

Инвентарь: записи веселых детских песен («Чунга-чанга», «Жили у бабуси два веселых гуся» и т. п.), музыкальный центр.

Мама и ребенок встают на краю комнаты. Мама включает запись песенки на 15-20 секунд. Под музыку мама и ребенок разбегаются по комнате, выполняют танцевальные движения. Когда песенка перестает звучать, игроки останавливаются и принимают какую-либо позу. Каждый старается угадать, что за фигуру показал его напарник, отмечают наиболее удачную позу. Игру можно повторить 3—4 раза.

«Кто самый ловкий»

Инвентарь: 4 детских стульчика (или 4 подставки высотой 20-25 см), 20-24 пластмассовых кубика (ребро кубика 6-8 см).

На одной стороне комнаты ставятся 2 стульчика на расстоянии друг от друга 1-1,5 м, мама и ребенок встают около каждого из них. На другой стороне комнаты, напротив первой пары стульев, на расстоянии 3-5 м ставятся другие 2 стульчика. На каждый стульчик кладется по 5-6 кубиков. По команде мамы: «Раз, два, не зевай, кубик на пол не роняй!» игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ним к другому стулу. Здесь они забирают второй кубик, ставят его на

первый и несут оба кубика обратно. Этот путь игроки повторяют еще раз с пирамидкой (башенкой) из трех, а затем из четырех кубиков и т. д. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Завернись в ленту»

Инвентарь: лента длиной 4-6 м.

Мама и ребенок прикрепляют концы ленты к своему поясу и расходятся на всю ее длину к краям комнаты. Мама командует:

Будем мы с тобой кружиться,

Будем вместе веселиться!

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

Игроки начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя. Побеждает игрок, намотавший на себя больше ленты, чем соперник.

«Удочка»

Инвентарь: веревка длиной 1,5-2 м, мешочек с песком весом 120-150 г.

Мама встает в центре комнаты, в руках у нее веревка, к которой привязан мешочек с песком — это «удочка». На расстоянии 1,5-2 м от мамы становится ребенок — «рыбка».

Мама читает стихотворение:

Я веревочку кручу,

Рыбку я поймать хочу.

Раз, два, не зевай,

Выше ты подпрыгивай!

Мама начинает вращать «удочку» как можно ближе к поверхности пола, ребенок подпрыгивает вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел его ноги.

Примечания:

  1. Перед игрой мама показывает и объясняет ребенку, как нужно подпрыгивать: сильно оттолкнуться от пола и подобрать ноги.
  2. Периодически в игре нужно делать паузы, чтобы дать ребенку отдохнуть.

http://waldorfhome.ru/wp-content/uploads/2016/08/o-polze.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают, заботится о его здоровье, это естественно заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка - это обучение малыша правилам поведения на дороге, правилам пользования транспортом. Обучать детей правилам дорожного движения надо с самого раннего возраста. Для того чтобы ребенок что-то верно понял и прочно усвоил, ему лучше один раз увидать своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях. Вместе с тем не следует думать будто, показав и объяснив ребенку правила, он их навсегда запомнит, и будет следовать им. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать. Обучение правилам не должно сводиться лишь к призывам соблюдать установленный порядок. Нужно, чтобы эти правила были осмыслены ребенком, стали одним из неприложенных законов его поведения на улице.

По настоящему обучить ребенка дорожной азбуке, благодаря которой он будут разумно вести себя на улице - задача каждого родителя. Прежде чем начать обучать детей правилам дорожного движения, взрослый должен сам хорошо знать их в совершенстве владеть методикой такого воспитания. Несколько примеров того, как знакомить с дорожными правилами.

1. Обратите внимание на разные способы регулирования движения. Используйте для этого каждый выход на улицу. («Видишь, над перекрестком висит фонарь с разными огнями. На верху у него зажигается красный свет, внизу - зеленый, а между ними в середине - желтый. Это светофор. Он управляет движением.»).

2. Не торопитесь пройти мимо перекрестка. Задержитесь здесь и дайте ребенку понаблюдать за работой светофора. То, что кажется для вас само собой привычным, для ребенка - открытие.

3. Обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением.

4. Во время перехода обратите внимание ребенка на огни светофора, на то, что вы и он пересекаете улицу лишь в то время, когда на вас глядит зеленый свет.

Индивидуально занимаясь с ребенком можно использовать и художественное слово, и рисунок, и диафильмы. И особенно большое значение приобретают прогулки взрослых с ребенком, их личный пример поведения на улице. Ничто не может дать столь благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых. Если родители, идя по городу на глазах у ребенка никогда не нарушают правил, переходят перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицу в положенном месте, то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и наоборот, нарушение правил может служить ребенку дурным примером. Для того чтобы обучение ребенка дорожной азбуке родители могли сделать увлекательным и наглядным, можно пользоваться различными пособиями, например: набором красочных рисунков "Пешеходу-малышу" с легкомысленным слоненком, беззаботно катавшимся на велосипеде за грузовиком. Большой популярностью у ребят пользуются альбомы для раскрашивания: "Дорожная грамота", "Еду, еду, еду". Альбомы рассказывают о путешествии игрушек по улицам, где они знакомятся с дорожными знаками, их значением. Дорожная азбука, поданная в игровой форме, вызывает у ребенка большой интерес.

Каждый раз, переходя улицу вместе с ребенком, напоминайте ему, куда и когда он должен смотреть, чтобы не попасть под машину. Часто можно услышать напутствие: "Не перебегай улицу". Об этом взрослые все время напоминают детям. Но мало напомнить, ребенку нужно объяснить, почему улицу следует переходить только шагом, без суеты. Главное, никогда не перебегайте улицу сами, если идете с ребенком. Ваше собственное поведение должно подкреплять ваши слова. Покажите ребенку, что и шагом улицу можно переходить не везде. Для этого отведены определенные места, и соответствующий знак предупреждает не только пешеходов, но и водителей. Проведите ребенка по пешеходной дорожке, отмеченной белыми линиями. Там, где таких дорожек нет, переходить улицу надо на перекрестках по линии тротуара. Покажите ребенку, что значит линия тротуара.

Прежде всего, ребенок должен твердо усвоить, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу: автоматическая дверь может защемить одежду, ногу, руку. Шофер не заметит в зеркало происшедшее, сразу не затормозит и человека может втянуть под колеса. В общественном транспорте возле окон можно встретить надпись "Не высовываться" это в большей степени относится к детям, чем к взрослым, ведь именно они обычно тянуться к окну. Объясните малышу смысл этого правила. Высовываться из окна или выставлять руку опасно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения. Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания. Воспитание будущей культуры поведения начинается на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной "профессии" участника движения - пешехода. В этом возрасте детей знакомят с дорогой, улицей и тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездит в легковых автомобилях, в автобусах. На четвертом, пятом году жизни дети должны знакомиться с некоторыми правилами дорожного движения. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге. Знакомятся о назначении желтого сигнала, красного и зеленого сигнала светофора. Переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора. В более старшем возрасте (6-7 лет) дети знакомятся с дорожными знаками. Проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Закрепляют знания о двустороннем движении. Прежде чем переходить дорогу пешеход должен убедиться в полной безопасности.

Работники ГИБДД проявляют огромную заботу о здоровье и благополучии пешеходов, стремятся к тому, чтобы происходило меньше дорожных происшествий. А это возможно, если все люди и в том числе дети будут хорошо знать и строго соблюдать правила поведения на улице, точно соблюдать запрет, о котором оповещает дорожный знак. Его сигнал равносилен приказу, подлежащему неукоснительному исполнению.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста.

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым. У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности. Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

  • На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;
  • На имя, отчество и фамилию;
  • Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
  • На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими, органами опеки и попечительства, прокурором, судом;
  • На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
  • На охрану здоровья и медицинское обслуживание;
  • На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • На отдых и досуг, участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;
  • Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • Иметь право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
  • С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

- мелкие бытовые сделки;

- сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье.

 Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации.

В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, такие как уборка  в собственной комнате, помощь родителям по хозяйству и так далее, так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Важно знать права ребёнка! Не только знать, но и выполнять!

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 

 Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному  экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.                                                          

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.                                               

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: «Что быстрее растворится?» – морская соль, пена для ванн, хвойный экстракт, – кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила: доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.

 Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.                                                                                                                                     Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку. Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома.

Тема: «Лед-вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно про-вести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое-жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

 

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.                                                        

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести. Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?                                                                                            

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.                                             

                                                                                                                                              

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

 

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»

– Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

– Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

– Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду  деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПДД для родителей с детьми раннего возраста

В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь.

Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:

♦ при перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проезжую часть только в установленных местах, убедившись в безопасности перехода (в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1—1,5 м от взрослого едут детские саночки);

♦ подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходите дорогу спокойным шагом;

♦ при переходе дороги с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге;

♦ при выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.

ПОМНИТЕ! Не будьте равнодушными прохожими, помогите маленькому пешеходу, оказавшемуся в трудной ситуации на дороге. Удержите его от шалостей и опрометчивых действий.

Правила перехода улицы

Обучая ребенка грамотному переходу улицы, объясните ему, что необходимо строго, поэтапно соблюдать следующие правила.

♦ Найдите безопасное место.

Не всегда рядом есть пешеходный переход. Главное, чтобы место для перехода отличалось хорошим обзором: рядом не было поворотов, стоящих машин и других помех для осмотра.

♦ Остановитесь на тротуаре возле обочины.

Всегда нужно делать остановку, паузу для наблюдения и оценки ситуации. Никогда не выходите, а тем более не выбегайте на дорогу с ходу.

♦ Прислушайтесь и осмотритесь.

Прислушаться — значит «выбросить» из головы посторонние мысли. Помните, что транспорт, представляющий опасность, может быть скрыт; осмотритесь, поверните голову влево и вправо.

♦ Если видите приближающийся транспорт, дайте ему проехать.

Всегда пропускайте движущийся автомобиль. И помните: за медленно едущей машиной, может быть скрыта другая; поэтому, пропустив транспорт, снова посмотрите по сторонам.

♦ Если поблизости нет транспортного средства, переходите дорогу под прямым углом.

Нет поблизости — значит, нет ни приближающегося, ни стоящего, т.е. ничто не мешает обзору и не угрожает вашей жизни.

♦ Продолжайте внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдете дорогу.

Смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка на дороге может измениться: внезапно появится автомобиль или транспорт, ехавший прямо, вдруг повернет.

Может так случиться, что обзор будет закрыт, а перейти надо именно в этом месте (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина): в этом случае подойдите к дороге, помня, что обзор ограничен, приостановитесь, осторожно выглянете (что там, за стоящей машиной?) и, если есть опасность, спокойно отойдите назад.

Правила перевозки детей в автомобиле

Примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой ДТП, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

♦ пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто находится в автомобиле, в том числе в чужом, даже при езде на

короткие расстояния (если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в привычку);

♦ дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как отсюда в случае аварии можно безопасно выйти прямо на тротуар; обязательно пользуйтесь автокреслами;

♦ как водитель или пассажир вы являетесь для детей примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий, а спокойно объясните ребенку, в чем их конкретные ошибки (не бойтесь признавать, объяснять детям и исправлять свои собственные ошибки);

♦ во время длительных поездок чаще останавливайтесь: детям необходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дороги;

♦ автомобиль, несмотря на свою привлекательность для детей и удобство для их перевозки, не должен быть единственным средством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту (автобусу, железной дороге, велосипеду, ходьбе) — это способствует развитию у детей наблюдательности, двигательно- координационных навыков, умения контролировать ситуацию.

ПОМНИТЕ! Чтоб никогда не попадать в сложные ситуации, надо знать и соблюдать правила движения!

Тест для родителей

Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте на вопросы предлагаемого теста.

1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до 3 лет;

б) еще до школы;

в) в школе;

г) с 10 лет?

2. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно?

3. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

а) действую, как мне удобнее и быстрее;

б) стараюсь соблюдать;

в) всегда соблюдаю.

4. Есть ли в семье автомобиль:

а) да;

б) нет?

5. При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребенок-дошкольник:

а) на переднем сиденье;

б) стоит позади передних кресел;

в) сидит на заднем сиденье;

г) сидит в автокресле на заднем сиденье?

6. Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге:

а) говорю, чтобы был внимателен на дороге;

б) обсуждаем маршрут движения;

в) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД?

7. С кем гуляет ваш ребенок:

а) один; я наблюдаю из окна:

б) гуляем вместе: ребенок играет, я сижу на лавке и разговариваю с соседкой:

в) нахожусь рядом с ребенком, контролирую ситуацию?

8. Как вы знакомите ребенка с ПДД:

а) в форме игры;

б) в форме советов и предостережений?

9. Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме:

а) есть;

б) нет?

10. Обучение детей правилам безопасности на дороге — это задача:

а) ГИБДД;

б) детского сада;

в) родителей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитание ребенка 4–5 лет»

С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап становления личности. Ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются :

Стремление к самостоятельности.

Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

Этические представления.

• Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций

• Начинает интересоваться своей половой принадлежностью.

• Ранимость – это не проявление индивидуальности, а особенность возраста.

• У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале

• Появляется сосредоточенность на своём самочувствии

Творческие способности.

• Развитие воображения входит в очень активную фазу.

• Появляется оригинально и произвольность.

• Дети начинают фантазировать.

• Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром.

• Боится сказочных персонажей.

Начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, хотя ничего подобного не было.

Страхи как следствие развитого воображения.

Чтобы страх у ребенка не закрепился :

1. Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т. д.);

2. Превращайте злых героев, в добрых;

3. Не перегружайте фантазию ребенка : игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы«страшилки»«ужастики».

Отношения со сверстниками

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу

Важная особенность возраста!

Активная любознательность

Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется вмногочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. Дети пробуют строить и первые умозаключения. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Восприятие.

• Называют форму, на которую похож тот или иной предмет.

• Находят в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздают сложные.

• Способны упорядочить группы по сенсорному признаку.

• Дети пробуют строить первые умозаключения

Память.

• Объем памяти возрастает.

• Запоминают 5-6 картинок

• Способны принят задачу на запоминание.

• Понять поручение взрослых.

• Хорошо учит стихи.

Мышление.

• Наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в развитии ребенка. Решить задачу способен не только в практических действиях с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Внимание.

• Увеличивается устойчивое внимание. Способен 15-20 мин. слушать информацию. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

• Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, "пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка 4-5 лет

1. Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим «почемучкой», какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком. Старайтесь не говорить «не знаю», лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать«Давай-ка вместе разбираться» и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.

2. Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его. Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например«Ты правда думаешь, что?»«А помнишь, мы с тобой читали, что? Значит…» и т. д.

3. Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений. Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.

4. Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он «поступает плохо», и как нужно было себя повести.

5. Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать) : «Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган)», «Ты сегодня задумчивый. Можешь поделиться своими мыслями?» Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.

6. Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов «плохого» поведения в стиле«Почему ты всё ломаешь?» или «Ты опять разбросал игрушки». Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы«Говори, пожалуйста, потише» или мотивирующие фразы«Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять».

7. Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества. Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.

8. Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать – то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности – то на свои места, если выполняет какие-то упражнения – то не отвлекаясь. Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.

9. Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.

10. Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

„Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма“

Если ребенок часто болеет – родители очень переживают, но не знают, что делать. Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям, применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика». В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей – повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:

- дозирование процедур, в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;

- постепенное повышение интенсивности процедур: ежедневное, без перерывов их проведение, начиная с самого раннего возраста; постоянный контроль за влиянием процедур на организм; комфортное тепловое состояние детей, положительная эмоциональная настроенность.

Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание с начала.

Воздушные ванны

Закаливающее действие воздуха связано с разницей температур между ним и поверхностью кожи. Разница между температурой кожи одетого человека и окружающим воздухом. Как правило, невелика, поэтому отдача тепла организмом почти не заметна. Как только тело человека освобождается от одежды, процесс отдачи тепла становится интенсивным. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем большему охлаждению подвергаются дети. Однако закаливающее действие воздуха зависит не только от его температуры. Существенную роль играют влажность и скорость движения воздуха.

Прием воздушных ванн проводят в хорошо проветренном помещении. Первые воздушные ванны для здоровых детей могут длиться 10-30 мин при температуре воздуха 17-240 С в зависимости от возраста. В дальнейшем их продолжительность увеличивается на 10 мин и доводится до двух часов.

Водные процедуры

Водные процедуры, по сравнению с воздушными, безусловно, более энергичное средство закаливания. Применяются следующие их виды: обтирание и общее обливание тела, обливание ног, купание в открытых водоемах и контрастные процедуры.

Обтирание – слегка отжатой салфеткой обтирают вначале верхние и нижние конечности от периферии к центру, затем спину, ягодицы, шею, грудь, живот.

Солнечные ванны

Солнечные ванны представляют собой климатическую процедуру, при которой обнаженное тело ребенка подвергается воздействию солнечной радиации, а также окружающей среды. Солнечные ванны целесообразно принимать утром, -т когда земля и воздух менее нагреты, жара переносится значительно легче. Солнечный свет – мощное лечебное и профилактическое средство. Закаливание солнцем можно начинать с первых теплых весенних дней и продолжать его летом и ранней осенью.

Хождение босиком

Хождение босиком – важное закаливающее средство, поскольку охлаждение ног дает рефлекторную реакцию спазма сосудов кожи, носоглотки, почек и чаще всего бывает причиной возникновения так называемых простудных заболеваний. Кроме того, хождение босиком является профилактикой плоскостопия.

Естественные силы природы – воздух, вода и солнечные лучи – были и остаются нашими союзниками, источниками бодрости и здоровья, непревзойденными средствами закаливания в летний период.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Почему дети становятся равнодушными?"

 

Почему дети становятся равнодушными?

У детского равнодушия есть несколько основных причин.


1. Потеря интереса к происходящему вокруг может быть результатом разлуки с близким человеком, чаще всего с матерью. Мы видим, как дети грустят, скучают, отказываются есть, плохо спят, ждут, когда мама придет. Но скучать ребенок может и по пропавшему котенку, по потерянной игрушке. Такое равнодушие сродни депрессии. Вывести из этого состояния ребенка можно, только вернув потерю – реально или символически (с помощью фантазирования, рисования, разговора о том, что ребенку так важно). Прочные привязанности составляют ядро личности. К ним нельзя относиться с безразличием, как это делают некоторые родители: «Ай, не выдумывай! Лучше посмотри телевизор!»

2. Пресыщенность, удовлетворенность всех детских фантазий впрок приводит к другому виду равнодушия – апатии. Это самая распространенная сегодня причина детского равнодушия. Чтобы мотивационная сфера ребенка развивалась, нужен разрыв между желаемым и реальным. Тогда ребенок будет напрягаться, тянуться, стремиться, искать то, чего не хватает…

3. Слабость желаний, инстинктов ребенка может быть связана с его темпераментом. К слабым типам нервной системы Иван Павлов относил меланхоликов и флегматиков. Внешне равнодушные, эти дети не лишены фантазий и желаний. Но, во-первых, они не готовы за них ввязываться в схватку, идти на открытую борьбу, во-вторых, их желания совсем из другой области, нежели желания холериков и сангвиников. Такие дети не очень экспрессивны, зато очень наблюдательны. Материальный мир и реальные отношения с детьми и взрослыми интересуют их меньше, чем идеи, образы, цифры, рисунки. Если предложить им выбор – поиграть во дворе с ребятами или пойти в зоопарк, – они предпочтут зоопарк. Потому что им очень интересно наблюдать за животными.

4. Причиной равнодушия может быть несформированность самих желаний, а также неумение проявлять свои желания, сообщать о них другим. Желания детей не формируются стихийно, не даются им только от природы. Кто-то должен ребенку показать «желанные» предметы и научить их добывать. Эффект Маугли состоит в том, что дети растут, предоставленные сами себе, а в результате умеют только то, что смогли сымитировать, наблюдая за другими.  Еще одним проявлением эффекта Маугли является эмоциональная бедность жизни ребенка, монотонность поведения, невыразительность мимики.


5. Наконец, причиной внешнего равнодушия может служить строгое обращение, когда эмоции, желания ребенка контролируются взрослым. Не понимая причин родительской агрессии или недовольства, ребенок старается вести себя тише воды, ниже травы.

Как предупредить равнодушие ребенка?

1
Малыша нужно окружать разнообразными стимулами, создавать визуально и эмоционально насыщенную среду.
Именно это делают родители, когда покупают разноцветные игрушки, показывают на прогулках листики, жучков, птичек. Уже тогда заметен темперамент ребенка. Одни дети могут спокойно наблюдать за тем, как колышутся ветки деревьев или вертится волчок. А другие будут плакать и беспокоиться, если им не дать потрогать то, что они видят. Внешне активные дети ярче проявляют эмоции и желания, поэтому они кажутся нам более живыми, включенными в жизнь. Но не стоит ждать такой же реактивности от спокойных детей. Возможно, их внутренний мир более тонок и глубок.

2. 
Чтение сказок и рассказывание историй счастливых и несчастных персонажей развивают детскую эмоциональность. Дети пугаются и радуются вместе с героями, открывают вместе с ними другие страны, побеждают врагов. Мир вокруг ребенка полон приключений и опасностей.
До 8–9 лет дети верят, что все, о чем они слышат от своих родителей, происходит на самом деле.

3. Чтобы развивать эмоциональную чувствительность, 
нужно не только провоцировать детские переживания, но и учить детей делиться ими, рассказывать о своих опасениях, об удивительных фактах. Стоит четко обозначать свои собственные состояния: «Я устал!», «Мне грустно!», «Это так смешно!» Учите ребенка распознавать эмоциональные состояния людей по фотографиям, мимике, жестам: «У него бегают глазки, он что-то скрывает!», «Да она даже не смотрит в нашу сторону, там что-то более интересное!», «Ой, по-моему, они чем-то озадачены, сидят с раскрытыми ртами…» Можно вместе смотреть мультфильмы, в которых герои, как правило, следуют своим чувствам и проявляют их открыто, как клоуны в цирке.


4. Детям и взрослым с любыми проблемами в эмоциональной сфере показана арт-терапия. 
Занятия традиционными видами искусства – рисованием, танцами, драмой, музыкой – гармонизируют внутреннюю жизнь человека. Иногда достаточно дать ребенку краски и альбом. А специалист, предлагая нарисовать что-то важное (например, дом, семью), получает возможность увидеть, в чем именно проблема ребенка. Например, маленькие дети панически боятся называть причины своих страхов, устрашающие их образы. Но зато они охотно их рисуют. Нарисовать «беду» – это уже частично ее вывести за пределы психики и снять напряжение, в котором ребенок может находиться долгие дни, недели, месяцы и даже годы. Негативная эмоция может парализовать внутреннюю жизнь ребенка. А рисунок – прекратить страдания.

5. Мы также недооцениваем роль 
свободного танца (произвольных движений под музыку) в гармонизации и спонтанном, естественном проявлении эмоций. Ошибочно считается, что танцы – это для девочек, а для мальчиков спорт. Но танцы под музыку или ритм барабана тренируют интуицию, поднимают общий уровень витальности (положительных, важных для жизни гормонов). Если помните, языческие племена устраивали ритуальные танцы вокруг костра и тотемов. А детство – это языческий период в развитии человека.

6. Чтобы ребенок вырос неравнодушным, 
он должен получать уроки заботы и вежливости. Объектом детской заботы могут быть игрушки, животные. Но это можете быть и вы, дорогие родители. Почаще просите ребенка помочь и не забудьте его поблагодарить и подчеркнуть, насколько это для вас важно!

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Почему дети становятся равнодушными?"

 

Почему дети становятся равнодушными?

У детского равнодушия есть несколько основных причин.


1. Потеря интереса к происходящему вокруг может быть результатом разлуки с близким человеком, чаще всего с матерью. Мы видим, как дети грустят, скучают, отказываются есть, плохо спят, ждут, когда мама придет. Но скучать ребенок может и по пропавшему котенку, по потерянной игрушке. Такое равнодушие сродни депрессии. Вывести из этого состояния ребенка можно, только вернув потерю – реально или символически (с помощью фантазирования, рисования, разговора о том, что ребенку так важно). Прочные привязанности составляют ядро личности. К ним нельзя относиться с безразличием, как это делают некоторые родители: «Ай, не выдумывай! Лучше посмотри телевизор!»

2. Пресыщенность, удовлетворенность всех детских фантазий впрок приводит к другому виду равнодушия – апатии. Это самая распространенная сегодня причина детского равнодушия. Чтобы мотивационная сфера ребенка развивалась, нужен разрыв между желаемым и реальным. Тогда ребенок будет напрягаться, тянуться, стремиться, искать то, чего не хватает…

3. Слабость желаний, инстинктов ребенка может быть связана с его темпераментом. К слабым типам нервной системы Иван Павлов относил меланхоликов и флегматиков. Внешне равнодушные, эти дети не лишены фантазий и желаний. Но, во-первых, они не готовы за них ввязываться в схватку, идти на открытую борьбу, во-вторых, их желания совсем из другой области, нежели желания холериков и сангвиников. Такие дети не очень экспрессивны, зато очень наблюдательны. Материальный мир и реальные отношения с детьми и взрослыми интересуют их меньше, чем идеи, образы, цифры, рисунки. Если предложить им выбор – поиграть во дворе с ребятами или пойти в зоопарк, – они предпочтут зоопарк. Потому что им очень интересно наблюдать за животными.

4. Причиной равнодушия может быть несформированность самих желаний, а также неумение проявлять свои желания, сообщать о них другим. Желания детей не формируются стихийно, не даются им только от природы. Кто-то должен ребенку показать «желанные» предметы и научить их добывать. Эффект Маугли состоит в том, что дети растут, предоставленные сами себе, а в результате умеют только то, что смогли сымитировать, наблюдая за другими.  Еще одним проявлением эффекта Маугли является эмоциональная бедность жизни ребенка, монотонность поведения, невыразительность мимики.


5. Наконец, причиной внешнего равнодушия может служить строгое обращение, когда эмоции, желания ребенка контролируются взрослым. Не понимая причин родительской агрессии или недовольства, ребенок старается вести себя тише воды, ниже травы.

Как предупредить равнодушие ребенка?

1
Малыша нужно окружать разнообразными стимулами, создавать визуально и эмоционально насыщенную среду.
Именно это делают родители, когда покупают разноцветные игрушки, показывают на прогулках листики, жучков, птичек. Уже тогда заметен темперамент ребенка. Одни дети могут спокойно наблюдать за тем, как колышутся ветки деревьев или вертится волчок. А другие будут плакать и беспокоиться, если им не дать потрогать то, что они видят. Внешне активные дети ярче проявляют эмоции и желания, поэтому они кажутся нам более живыми, включенными в жизнь. Но не стоит ждать такой же реактивности от спокойных детей. Возможно, их внутренний мир более тонок и глубок.

2. 
Чтение сказок и рассказывание историй счастливых и несчастных персонажей развивают детскую эмоциональность. Дети пугаются и радуются вместе с героями, открывают вместе с ними другие страны, побеждают врагов. Мир вокруг ребенка полон приключений и опасностей.
До 8–9 лет дети верят, что все, о чем они слышат от своих родителей, происходит на самом деле.

3. Чтобы развивать эмоциональную чувствительность, 
нужно не только провоцировать детские переживания, но и учить детей делиться ими, рассказывать о своих опасениях, об удивительных фактах. Стоит четко обозначать свои собственные состояния: «Я устал!», «Мне грустно!», «Это так смешно!» Учите ребенка распознавать эмоциональные состояния людей по фотографиям, мимике, жестам: «У него бегают глазки, он что-то скрывает!», «Да она даже не смотрит в нашу сторону, там что-то более интересное!», «Ой, по-моему, они чем-то озадачены, сидят с раскрытыми ртами…» Можно вместе смотреть мультфильмы, в которых герои, как правило, следуют своим чувствам и проявляют их открыто, как клоуны в цирке.


4. Детям и взрослым с любыми проблемами в эмоциональной сфере показана арт-терапия. 
Занятия традиционными видами искусства – рисованием, танцами, драмой, музыкой – гармонизируют внутреннюю жизнь человека. Иногда достаточно дать ребенку краски и альбом. А специалист, предлагая нарисовать что-то важное (например, дом, семью), получает возможность увидеть, в чем именно проблема ребенка. Например, маленькие дети панически боятся называть причины своих страхов, устрашающие их образы. Но зато они охотно их рисуют. Нарисовать «беду» – это уже частично ее вывести за пределы психики и снять напряжение, в котором ребенок может находиться долгие дни, недели, месяцы и даже годы. Негативная эмоция может парализовать внутреннюю жизнь ребенка. А рисунок – прекратить страдания.

5. Мы также недооцениваем роль 
свободного танца (произвольных движений под музыку) в гармонизации и спонтанном, естественном проявлении эмоций. Ошибочно считается, что танцы – это для девочек, а для мальчиков спорт. Но танцы под музыку или ритм барабана тренируют интуицию, поднимают общий уровень витальности (положительных, важных для жизни гормонов). Если помните, языческие племена устраивали ритуальные танцы вокруг костра и тотемов. А детство – это языческий период в развитии человека.

6. Чтобы ребенок вырос неравнодушным, 
он должен получать уроки заботы и вежливости. Объектом детской заботы могут быть игрушки, животные. Но это можете быть и вы, дорогие родители. Почаще просите ребенка помочь и не забудьте его поблагодарить и подчеркнуть, насколько это для вас важно!