Работа с родителями

Рогатенко Татьяна Сергеевна

Работа с родителями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx612.24 КБ
Файл konsultatsiya.docx47.82 КБ
Файл master-klass.docx1018.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373 «Скворушка» Дзержинского района г. Новосибирска

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Подготовила: Рогатенко Т.С.

 «Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы».

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:

  • Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы    (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)
  • Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.
  • Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений
  • Неспособность грамотно сформулировать вопрос
  • Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате - родители не понимают многих поступков ребенка)
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция

           Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

Нужно активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания;  другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.  

Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много

книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.

Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение.

Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства.

      При покупке обязательно нужно просмотреть текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.

    Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.

 

Список рекомендуемой литературы

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

 Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и . семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С.  Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

 

Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши,  косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;  Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»;                  К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373 «Скворушка» Дзержинского района г. Новосибирска

Консультация для родителей

«Воспитание книгой»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ace118d0f9ffa3f886480c46a6dae48e31f5355e-8497356-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ace118d0f9ffa3f886480c46a6dae48e31f5355e-8497356-images-thumbs&n=13

Подготовила: Рогатенко Т.С.

Если у ребенка слезы и обиды

Не берите, мамы, в помощь телевизор.

Сын не разберется, что там на экране

И добрей и лучше от него не станет.

И не пропустите в этой жизни мига.

Покажите детям, что такое КНИГА.

(из сочинения ребенка)

 Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же, книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества детей.

 

Рекомендации по развитию интереса к книге:

  • прививайте ребенку интерес к книге с раннего детства;


  • покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • систематически читайте ребенку, это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой;


  • обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи;
  • рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;


  • вспоминайте с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст;
  • старайтесь читать ребенку не спеша, объясняя то, что может быть ему не понятно;


  • поощряйте интерес ребенка к художественной литературе, заучивая вместе с ним строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного.
  • в процессе чтения или рассказывания у ребенка может возникнуть желание послушать одно и то же литературное произведение несколько раз. Не стоит отказывать ему, такова особенность детского восприятия литературы: каждый раз ваш малыш получает величайшее удовольствие, он заново «проживает» то, о чем рассказывает сказка или стихотворение, а попутно развивает свою память, воображение, обогащает свой словарный запас;


  • выбирая произведения для чтения детям младшего возраста, нужно стремиться избегать трагических сюжетов и ограждать мир ребенка от зла и несправедливости. (Сказочных персонажей, носителей зла – Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, Чудище – дети очень часто одушевляют и считают, что они могут реально присутствовать в жизни, угрожая им. Ни в коем случае не нужно читать перед сном произведения, где действуют такие персонажи);
  • воспитывайте бережное отношение к книге.


 

Организуйте дома книжный уголок, в котором должны быть разные типы книг:

  • книжка-игрушка;
  • книжка-картинка;


  • книжка-вырубка (книжка вырезана по контуру предмета, о котором идет речь в тексте);
  • книжка-панорама (книжка снабжена движущимися фигурками).


Такие книги ярко иллюстрированы, их игровое внешнее оформление способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

 

При организации книжного уголка важно придерживаться основного правила: в поле зрения ребенка должно находиться не более 5 книг, сюжет которых соответствует возрасту ребенка.

При большом количестве книг, ребенок теряется в них, не понимает, что книги нужно беречь, складывать их на специально отведенное место.

Каждый месяц необходимо обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книге, лучше это делать с поощрением («Я хочу подарить тебе еще одну книжку, ведь ты их очень любишь и бережешь»).

Рассказывая детям сказки, не забывайте о том, что сказку можно нарисовать или слепить; разыграть с помощью театра, который сделан своими руками; их можно сочинять самим и «издавать» собственные книжки-самоделки.

А еще, со сказками можно играть:

«Волшебные дорожки»

Для данной игры потребуется длинная бумажная лента с «говорящими» рисунками – схематичная, графическая зарисовка сказок, прикрепленная к двум крутящимся палочкам – «телевизор». Дети по «говорящим» рисункам рассказывают знакомую сказку, в соответствии с рисунками изменяют ее, либо сочиняют новую сказку.

«Измени конец сказки»

Детям предлагается знакомый текст сказки, но меняется ее конец (Красную шапочку спасли не дровосеки, а волшебная палочка; Колобок спел лисе колыбельную песенку, она заснула, а колобок убежал и т.п.)

«Угадай сказку»

Дети охотно принимают правила этой увлекательной игры, которая воспитывает юмор и ставит ребенка в активную позицию, заставляя сосредоточиться и исправить «ошибки» взрослого: «Жила-была девочка, звали ее Зеленая шапочка…», «Катится Колобок, а навстречу ему – лев…», «Посадил дед свеклу…».

«Салат из сказок»

Соединение нескольких сказок в одну: «Колобок встретил в лесу двух жадных медвежат, и они вместе отправились в гости к трем поросятам…». Ребенок угадывает, герои каких сказок встречались в новой сказке.

 

Все это, несомненно, окажет положительное влияние на развитие фантазии и творчество вашего малыша, на его интеллект и эмоциональное восприятие.

Постепенно формируя в ребенке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, вы воспитываете духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой.



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373 «Скворушка» Дзержинского района г. Новосибирска

Мастер класс «Народная Кукла Счастья»

'Мастер класс

        Подготовила: Кирьянова Е.А., воспитатель,

Рогатенко Т.С., воспитатель.

Новосибирск 2022

Издревле люди верили в силу различных талисманов и оберегов. Не является исключением наше время и не стоит это считать «пережитком прошлого». Правильно изготовленный талисман обладает магической силой. Особой силой обладают вещицы изготовленные своими руками. У славянских народов почиталась тряпичная кукла-оберег. С одной из таких куколок я и хочу вас познакомить. И не только познакомить, но и приглашаю вместе со мной смастерить своими руками.

Речь идёт о куколке-малышке Счастье (или Доля). Это талисман для привлечения женского счастья. Куколка считается личным талисманом и всюду сопровождает свою хозяйку, потому она ростиком всего 5-6 см. Малышка имеет длинную косу, загнутую вверх. Именно коса не даёт своей хозяйке растерять свою жизненную энергетику и притягивает добрую и позитивную. Тем самым даёт женщине силу, удачу, вдохновение. Загнутая вверх коса и устремлённые вверх руки, не дадут обладательнице этого талисмана потерять присутствие духа в трудной жизненной ситуации.

Большинство славянских кукол-мотанок не имеют ног, их основой является столбик. (Туго скрученный валик плотной ткани). А вот у куколки Счастье есть ножки, обутые в лапоточки. Вероятно потому, что она всюду следует за хозяйкой.

Мой урок поможет вам научиться мастерить такую малышку. Я очень люблю этих куколок и с удовольствием поделюсь своим опытом.

Для работы нам потребуется:

  • бязь белая 2 квадрата 10х10 см, на основу и формирование головы и рук;
  • цветная натуральная ткань (ситец, бязь) 4,5 см х 15 см, на сарафан;
  • фетр мягкий, вырезаем два кружочка диаметром 3 см, для лапоточков;
  • небольшой комочек ваты, для формирования объёма головы (Синтепон не рекомендую, всё должно быть натуральным);
  • льняной очёс, прядь длиной 45 см, в ширину если тонко разложить примерно 3см.
  •  лён можно купить в магазинах сантехники. Вместо льна можно взять шерстяную пряжу или шерсть для валяния. Я предпочитаю лён, волосы смотрятся очень натурально.
  • кружево или шитьё шириной 2-3 см, длина 3-4 см для фартука;
  • нитки натуральные желательно красные. Использую пряжу и катушечные.

В хорошем настроении и с добрыми мыслями начинаем работу.

Берём один лоскут белой бязи и начинаем закручивать в тугие валики с двух сторон. В центре валики должны втретиться. Такая закрутка с двух сторон применятся чтобы спрятать осыпающиеся края. Уплотняем ещё раз получившуюся скрутку и концы перевязываем нитью, отступив от края 0,5 см. Берём фетровые кружочки и приматываем на концы скрутки. Это будут лапоточки нашей куколки. Перегибаем получившуюся заготовку пополам и отступив от сгиба 1,5 см перематываем нитью. На сгиб наматываем немного ваты. Это будет голова куколки. Вату тоже желательно по низу перевязать. Берём второй квадрат бязи и располагаем на нём основу куклы так, чтобы голова была по центру лоскута, а ножки на уголке. Затем перегибаем ткань по диагонали накрыв основу куклы. Отгибаем боковые углы вниз и по линии головы перематываем нитью, попутно расправляя морщинки. Желательно чтобы на лице их не было. Выправляем уголки, подправив ещё раз морщинки. Уголки выправляем так, чтобы они «смотрели» вверх. Куколка обрела ручки. У образовавшихся рук подгибаем уголок и края внутрь, чтобы спрятать осыпающийся край. Нижний угол (который прикрывает ноги) тоже подгибаем внутрь. Оформляем ладони, отступив от конца уголков-рук 0,5 см, перематываем нитью. Перематываем куколку по линии талии и по груди крестом. Крест является обережной составляющей куколки. Ещё раз расправим руки, направляя их вверх. Далее будем наряжать малышку в сарафан. Берём цветной лоскут ткани, кладём лицевой стороной вверх и на его лицом вниз по центру кладём куколку, так, чтобы предполагаемо верхний край сарафана оказался на линии груди. Заворачиваем ткань так, что голова и руки куколки оказываются внутри. Края ткани не должны быть встык, а накладываются друг на друга примерно на 0,8 см. Затем приматываем сарафанчик по линии груди под руками, попутно присбаривая сарафанчик.

Не рекомендую делать сборку иглой. Талисманы и обереги не «любят» колющих предметов. И традиционно народная кукла изготавливалась без применения иголки и даже ножниц.

Приятный момент в работе — выворачиваем сарафанчик, отгибая его вниз. Одеваем на девочку фартук, так же приматываем его нитью.

Наступила пора обрести куколке волосы. Берём лён и вынимаем из него очень тонкую прядь, скручиваем в ниточку и этой нитью перевязываем его центру льняную прядь. Перевязку делаем не туго.

Это можно сделать и толстой швейной нитью в тон.

Оборачиваем волосы вокруг головы, располагая перевязку по центру, расправляем на затылочной части и перевязываем нитью по линии шеи.

Туго заплетаем малышке косу. поднимаем её вверх и отводим вперёд.

Вот и «родилась» ваша куколка на Счастье и готова вас оберегать, привлекать удачу, не дать опустить руки.

Рекомендации: Если это ваша первая куколка не дарите её ни кому, она должна оставаться у вас.

Нужно верить в силу талисмана.

Рада если у вас всё получилось

Творческих успехов и вдохновения!

1694608751768.jpg1694608751724.jpg1694608751742.jpg1694608751752.jpg1694608751759.jpg1694608751735.jpg