Для педагогов

Гордеева Ольга Николаевна

Уважаемые коллеги представляю Вам свои нароботки рабочей документации, надеюсь что Вы найдете что-то полезное для себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»



1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках. 
2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку. 
3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие. 
4. Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д. 
5. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. 
6. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д. 
7. Следить за правильным выполнением детьми движений. 
8. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность. 
9. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии. 

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. 
Итак: 
1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. 
2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д. 
3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. 
4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д. 
5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. 
6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 
7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. 
8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. 
9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. 
10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом). 
11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место). 

И еще одна консультация: 

Консультация — памятка воспитателю 
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике 

1. Знать порядок номеров наизусть. 
2. Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно. 
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения. 
4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли. 
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое). 
6. Четко знать, когда посадить детей, когда поднести оборудование. 
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (смотреть на муз.рук. ). 
8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария. 
9. Если у ребенка нет пары, ее заменяет воспитатель. 
10. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребенка. 
11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу. 
12. Недопустимо держать в руках сценарий . 
От четкой, слаженной работы всех специалистов зависит успех утренника! 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель  

МБДОУ д/с№13«Колосок»  

Гордеева Ольга Николаевна

Использование малых фольклорных форм в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения

Малые формы фольклора, являются наиболее доступными, понятными для детей раннего возраста.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. В период адаптации малыш скучает по дому, родным, еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. Использование фольклора при организации режимных моментов; кормление, одевание, умывание и т.д. увлекает ребенка, помогает ему сосредоточится на определенной деятельности. Мы подбираем такие потешки, которые помогают установить контакт, вызвать у малыша положительные эмоции к малознакомому человеку – воспитателю:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший, Ванечка пригожий,

Наша деточка в дому, Что оладушек в меду,

Красно яблоко в саду!

Если в группе кто-то плачет, дети или воспитатель успокаивают такого ребенка со словами:

Не плачь, не плачь, Я куплю тебе калач.

На шею повешу, А потом тебя, Сашенька, утешу.

При организации двигательной активности используем знакомые потешки. Делая утреннюю гимнастику, приговариваем - так малышу будет интереснее:

Все захлопали в ладоши, дружно, веселее

Заплясали наши ножки, громче и быстрее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише,

Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше

Завертелись наши ручки, снова опустились

Покружились, покружились и остановились.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор (Приложение1).

В играх – забавах вводим известные детям потешки, прибаутки, чтобы дать возможность проявить речевую активность, например в игре с куклой:

Умница Катенька Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую!

В различных областях непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) мы используем малые фольклорные формы. Например, НОД «Познание» - при постройке из строительного материала скамеечки для матрешки читаем стихотворение:

Красные щечки Пестрые платочки.

Хлопают в ладошки Веселые матрешки.

ООД «Коммуникация» - при организации и проведении игр с волшебными бутылочками и водой проговариваем и просим малышей повторить слоги, слова (Приложение 2):

Буль-буль-буль! Журчит водица, Льется из бутылочки она,

Тихо, очень тихо. Да-да-да!

Много лет музыкальное воспитание осуществляем с использованием малых форм фольклора, что способствует развитию у малышей творческой деятельности, раскрывает личность. Именно непосредственно образовательная деятельность (музыкальные занятия), показ кукольного театра, праздники, развлечения воспитывают в детях умение ладить друг с другом. Мы знакомим детей с такими русскими народными песнями как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко» и т.д. (Приложение 3).

Одно из направлений изучения фольклора для маленьких детей в нашей работе мы отводим сказке.

Трудно представить мир ребенка без сказки. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость. Ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета, даже маленькой сказки. Поэтому сначала знакомим детей с потешками, прибаутками, закличками.

У малышей вызывают интерес те произведения, в которых имеются звукоподражания.

Например, в «Теремке»: Тук, тук, тук. Кто там?

Я лягушка квакушка: ква –ква –ква. А ты кто?

А я мышка – норушка: пи – пи - пи и т.д.

Чтобы вызвать радостное настроение у малыша при умывании, этот процесс сопровождаем потешками:

Знаем, знаем, да, да, да. Где тут прячется вода!

Выходи водица, Мы хотим умыться!

Моем ручки дружно, Нам обедать нужно!

Удачно подобранная потешка, помогает во время кормления. Дети, которые отказываются от еды, с удовольствием начинают есть:

Час обеда подошел, Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед.

С аппетитом мы едим. Большими вырасти хотим!

Время гулять! Прогулка неотъемлемый элемент здорового и правильного развития малыша. Чтобы процесс одевания был веселым, мы используем потешки. Например:

Если хочешь прогуляться Нужно быстро одеваться

Дверку шкафа открывай И одежду доставай.

На прогулке, во время проведения экскурсий (Приложение 4) обращаем внимание на природные явления. Через заклички знакомим с природой, учим смотреть и видеть, любоваться и радоваться солнцу, дождю, радуге, и т.д.:

Ах, ты, радуга – дуга, Ты высока и туга!

Не давай дождя, Давай солнышка – колоколнышка!

Наблюдаем за животными, птицами:

Сорока - белобока, Научи меня летать,

Не высоко, не далеко

Чтобы солнышко видать!

Играя с песком мы произносим:

В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись! Наш куличик, получись!


Дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть? На помощь опять приходят потешки или колыбельные песенки, поющиеся ласково нараспев:

«Ай баюшки – баюшки,

Прискакали заюшки»…

А после сна «вернуться» к играм бодрыми и веселыми:

Потягушечки – потягушечки

От носочков до макушечки

Мы потянемся – потянемся

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем!

Приучаем детей к горшку:

Это что стоит? Горшок

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем как надо.

Мама (тетя Люба) будет очень рада.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас - взрослых воспитывающих малыша. Прекрасно если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра, ласки, любви! Наполняют радостью и весельем окружающую среду в которой он растет!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

Цель: развитие речи детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
  2. Учить вступать в общение с взрослым при помощи речи и игровых действий.
  3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с потешкой.

Ход игры:

Ладушки-ладушки,

Звонкие хлопушки, (громко хлопать в ладоши)

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко. Да!

Кашу варили, (водить пальчиком правой руки по

Ложечкой мешали… ладони левой руки)

Куколку кормили. Да! (протягивать правую ладонь вперед,

Кошечке давали. Да! протягивать левую ладонь вперед)

Кулачки сложили, (сжать пальцы в кулачки и ритмично

Кулачками били. постукивать ими друг о друга)

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

Ладошки плясали, (поднять руки вверх и поворачивать

Деток забавляли, ладони вправо и влево)

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да!

Ладушки устали, (складывать ладони рук вместе

Ладушки поспали. и подкладывать их под щечку)

Баю-баю, баюшки,

Баю-баю, ладушки. Да!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тема: «Скамеечка для матрешки»

Цель: развитие конструктивных умений и навыков

Задачи:

образовательная: учить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали, третей;

воспитательная: учить детей играть с постройками, не мешая друг другу, развивать эмоционально положительное отношение к настройкам

Материал: 2 кубика, 1 пластина, маленькая матрешка на каждого ребенка, 1 большая матрешка.

Ход ООД

Воспитатель: «Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел? Вот какая большая, красивая матрешка. Шла она к нам издалека, устала.

Красные щечки,

Пестрые платочки.

Хлопают в ладошки

Веселые матрешки.

У меня в коробочке есть разноцветные пластины и кубики. Из них мы с вами сделаем для матрешки скамеечку, чтобы она присела, отдохнула».

Воспитатель показывает детям пластину, предлагает обследовать рукой ее протяженность: «Я положу пластину перед собой - вот так (кладет на широкую длинную грань). Теперь возьму кубик и приставлю его вот так (приставляет к узкой длинной грани пластины), подровняю, чтобы пластина лежала ровно, а теперь возьму пластину вот так ( берет за узкие короткие грани) и поставлю ее на кубики. Получилась скамеечка. Садись, Матрешка, на скамейку, отдохни».

Дети по очереди строят свои скамеечки. Воспитатель помогает, подсказывает и хвалит детей за результативность, за попытки повторить действия за воспитателем. В конце непосредственно образовательной деятельности постройки обыгрываются с маленькими матрёшками.

Топ, топ, топотушки…

Удивляются игрушки.

На окошко прыгнул кот;

Вот матрешка к нам идет!

Ходит не ладошками,

А топочет ножками.

Маленькими ножками,

Красными сапожками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Кукольный театр «Коза-дереза»

Из-за ширмы появляется Бабушка, в руках у нее корзинка.

Бабушка (обращаясь к детям):

«Здравствуйте милые, здравствуйте хорошие!

Солнышко-то стало припекать,

К нам весна пришла опять!

Детки, давайте споем песенку про весну».

(Пеня «Тает снег» муз. Е. Тиличеевой)

«Я смотрю ребятки наши всех на свете краше! Дети, а я ведь в лес собралась за цветочками и взяла с собой свою любимую Козу-дерезу. Да вот она по травке скакала, скакала, да и совсем от меня убежала. Помогите, пожалуйста, мне ее отыскать».

(появляется коза)

Бабушка (обращаясь к козе):

«Почему ты от меня убежала?

Где же ты побывала?»

Коза-дереза:

«Побежала я по дорожке

Побывала в деревеньке,

Посидела на ступеньке».

Бабушка (обращаясь к козе):

«А где же твой колокольчик звонкий?»

Коза-дереза (обращается к детям):

«Дети, вы не видели мой колокольчик?»

(Дети и воспитатель помогают козе искать колокольчик. Бабушка и коза благодарят их.)

Бабушка (напевая прибаутку):

«Ой, коза, коза,

Лубяные глаза!

Где коза идет,

Там травка растет.

Греет солнышко теплее, стало всем нам веселее.

(Игра-пляска: «Да, да, да»)

Бабушка: «Мы с козой пойдем и цветочков наберем».

(Прячутся за ширмой, возвращаются с цветами.)

Бабушка и Коза-дереза (дают каждому малышу по цветку):

«Коля дружок, я принесла тебе цветок. Таня-дружок, я принесла тебе цветок и т.д.»

Бабушка (по окончании танца):

«До свиданья, до свиданья!

Я от деток ухожу.

Своим деткам на прощанье

Я рукою помашу».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Экскурсия «Яблонька – яблонька!»

Цель: закаливание воздухом.

Задачи:

Развивать основной вид движения (ходьбу); воспитывать бережное отношение к природе.

Ход экскурсии

Воспитатель:

Мы идем к красивому дереву – яблоньке! («Яблонька» - И. Токмакова)

Маленькая яблонька

У меня в саду,

Белая – белая

Вся стоит в цвету.

-Какая красивая, яблонька! (Воспитатель вместе с детьми обходит вокруг яблони, любуясь ее белым «нарядом».) Веточки у яблони все в цвету и они пахнут… (интонация голоса интригующая, воспитатель шумно вдыхает воздух через нос и предлагает повторить это детям). Вкусно пахнет!

Обратить внимание малышей на белый «ковер» под ногами: «Это ветерок сорвал яблоневые цветочки. Как ветер дует? (имитационное движение)

Ах ты, ветер - ветерок,

Ты бы дуть потише мог?

Лучше песню нам пропой:

«Солнышко, свети, свети!

Яблонька, цвети, цвети!»

Мы еще в гости к яблоне придем, а сейчас скажем ей «До свидания!».

На следующих прогулках – экскурсиях можно взять с собою куклу Катю и яблоневые веточки (декоративные).

Я надела платьице с белою каймой.

Маленькая яблонька, подружись со мной!

Веточки зеленые распустились к маю,

С ними мы веселую пляску начинаем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский  сад   №13 «Колосок»

План взаимодействия

музыкального руководителя с воспитателями ДОУ

 на 2022–2023 учебный год.

село Мурзицы

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности в ДОУ

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя.

Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели и решить задачи, поставленные в программе.

Целью образовательной программы является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности детей раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели.

Общепедагогические функции:

1. Информационная.

2. Развивающая.

3. Мобилизационная.

4. Ориентационная.

5. Конструктивная.

6. Организаторская.

7. Коммуникативная.

8. Исследовательская.

Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности:

1. Музыкально-ритмические движения (Муз. руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. В-ль двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает)

2. Слушание музыки (Муз. руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте. В-ль слушает вместе с детьми, следит за осанкой детей)

3. Пение и песенное творчество (Муз. руководитель напоминает, играет на инструменте и исполняет произведение. В-ль исполняет (поет) вместе с детьми, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.)

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах

5. Танец (Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями, В-ль танцует вместе с детьми, работает над движениями. При необходимости становится в пару)

6. Игра (игра-драматизация) (Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте. В-ль участвует в игре, следит за выполнением правил)

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.

Педагогу - воспитателю необходимо:

Развивать самостоятельность, инициативу детей.

Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе проведения дидактических игр.

Привлекать детей к творческим играм.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.

Включать музыкальные сопровождения в организацию занятий и режимные моменты.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка и помогает решать многие задачи:

• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Формы взаимодействия педагога и музыкального работника:

• Организация проведения мониторинга.

• Совместное планирование.

• Методическое сопровождение.

• Практическая продуктивная деятельность.

• Организация взаимодействия с семьей.

• Организация взаимодействия с социумом.

Музыкальный руководитель совместно с педагогами детского сада развивают музыкальные способности детей, организуя индивидуальные и фронтальные музыкальные занятия, самостоятельную музыкальную деятельность, вечера развлечений, праздники, концерты, используя различные виды музыкальной деятельности. Благодаря тесному контакту всех педагогов у детей развиваются музыкальный слух, певческие способности.

Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи, знакомит с материалами - проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т. д.) Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.

Большинство родителей хотят, чтобы их ребёнок занимался интересным делом, творчески развивался, участвовал в различных музыкальных мероприятиях. Музыкальный руководитель составляет консультации для родителей, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребенка.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.