Моя работа с педагогами

Аксёнова  Наталья  Борисовна

На  этой странице сможете ознакомиться с некоторыми материалами из моей педагогической практики. Мне будет очень приятно, если они пригодятся Вам в работе с коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский  сад  № 19 «Звездочка» станицы  Зольской

Сообщение  на  педагогическом  совете

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила  воспитатель  

Аксёнова  Наталья  Борисовна

Дата  проведения: 16.03.2020

 

              

 Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

   «Кейс-технология» — это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:

  • метод игрового проектирования — процесс создания или совершенствования объектов.
  • метод проигрывания ролей (инсценировки) — предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
  • дебрифинг — достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
  • метод инцидентов — поиск информации для принятия решения самим слушателем.
  • групповая дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
  • метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.
  • метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

   Разновидности кейс-технологии:   

— Кейс-ситуации — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Работая по методу кейс-ситуации воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком;

— кейс-иллюстрации — это иллюстрации, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми, мотивирует интерес детей;

— фото-кейс — это кейс, который дает возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. «Фото-кейс» содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

   Кейс должен удовлетворять ряду требований: 

-соответствовать четко сформулированной цели создания;

 -иллюстрировать ряд аспектов; 

-быть актуальным; 

-способствовать развитию аналитического мышления;

 -иметь разные вариации решения; 

-располагать соответствующим уровням трудности; 

-приводить к дискуссии.

Происхождение и сущность технологии. 

   Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. «Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета.

Метод получил название кейс-метод или кейс-технология (обучение на примере конкретных случаев). 

   Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагается конкретная ситуация (case), которая обсуждается на занятиях и служит основой для дальнейшего обсуждения и принятия обоснованного решения. 

  Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: 

проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. 

   Классификация кейсов:

Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов: 

  1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение. 
  2. Вариативность. Эта технология предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора. 
  3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.

    Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

  Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

    Безусловно, для решения этих проблем нужна большая системная работа. Но я хочу остановиться на кейс – технологии. 

Кейс-технология, или метод case study, была выбрана мною для изучения как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников. 

    Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

  1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
  2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
  3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

  Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. 

  Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Кейс-технологии в ДОУ Подготовила воспитатель Аксёнова Наталья Борисовна

Слайд 2

Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Слайд 3

casus (лат.)– запутанный, необычный случай; case ( анг .) – портфель, чемоданчик.

Слайд 4

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Слайд 5

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.

Слайд 6

Кейс – метод развивает: 1. умственные, сенсорные и речевые способности. 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы. 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать). 4. практические умения. 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Слайд 7

Суть кейс-метода Стимулирование познавательной активности через практическую деятельность Ведение диалога с помощью смоделированной ситуации Несколько вариантов решения ситуации Опора на личный опыт детей Взаимодействие всех участников образовательного процесса Развитие инициативы и умения работать в команде, решать сложные задачи

Слайд 8

Метод инцидента; Метод ситуационно-ролевых игр; Метод разбора деловой корреспонденции; Игровое проектирование; Метод дискуссии. Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, фото-кейсы , кейс-иллюстрации); Методы кейс - технологии

Слайд 9

Виды кейсов Кейс-прогнозирование Кейс-инцидент Проблемно-ролевой кейс Эвристический кейс Неоднозначная ситуация Кейс-дискуссия, кейс-диспут Деловой штурм Кейс с добавлением внешней проблемы

Слайд 10

Кейс-метод- вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств Социальные и естественно-научные проблемные ситуации Словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием Фантазийные ситуации и нелепицы Фото- и видеоролики Объекты и явления окружающей действительности

Слайд 11

Подготовка любой кейс-ситуации-процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгори тма Определение цели кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей. Описание кейса: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Кульминация кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения. Момент проблемного включения: вопрос или задание, которые воспитатель предлагает детям.

Слайд 12

Что может содержать кейс? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.

Слайд 14

Ссылки на используемые картинки http://nachalo4ka.ru/vesyolyie-rebyata-deti-shablonyi-dlya-prezentatsiy/ http://www.liveinternet.ru/community/4091266/post278276657/ http://kid-paint.ru/images/kids.png http://luchik.club/wp-content/themes/luchik/img/kids.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/119528728.9b2/0_94215_7941362c_XL http://s3.timetoast.com/public/uploads/photos/3532631/books-clipart.jpg?1361255189 http://0.static.wix.com/media/70804c_0c9a9218f8e4e9377a6b7153961a2bf6.png_512 http://2kinder.ru/image/data/kids_2-1979px.png



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский  сад  № 19 «Звездочка» станицы  Зольской

ПАКЕТ  ПРАКТИЧЕСКИХ  КЕЙСОВ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Подготовила  воспитатель  

Аксёнова  Наталья  Борисовна

Ситуация 1.

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Ваши действия.

Вариант 1.

Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант 2.

Провести беседу с ребёнком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3.

Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4.

Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Вариант 5.

Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

Ситуация 2.

Мальчик, 7 лет.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создаёт необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребёнок в себе».

Ваши действия.

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребёнка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребёнку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребёнка. Предложить им учитывать мнение ребёнка при выборе дополнительного образования, чтобы ребёнок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Ситуация 3.

Мальчик Саша, оставшись ещё на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребёнка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у неё хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребёнка из детского сада, Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.

Как быть?

Вариант 1.

Расспросить ребенка:

- Саша, чья это машинка? Нужно её отдать хозяину.

- Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.

- Сходи завтра к малышам и верни машинку.

- Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик.

- Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.

- Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно.

- Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?

Вариант 2.

Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом.

Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребёнок возвращает машинку, обрадовано говорит:

-Ой, Саша, ты нашёл Димину машинку! А мы её весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай её Диме, спасибо тебе большое.

Вариант 3.

Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.

Ситуация 4.

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 5.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег её стукнул.

Вариант 1.

Объяснять правила игры до её начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.

Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

Ситуация 6.

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Ситуация 7.

Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.

Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

■ С чем связано подобное явление?

Ситуация 8.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы её дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Всё у неё получается, а у тебя...»

■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

Ситуация 9.

Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький ещё, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймёшь!»

■ В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

Ситуация 10.

 «Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — всё в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?»

■ Дайте совет маме.

Ситуация 11.

 Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Вопросы:

1.        Как должен поступить воспитатель?

Сделать замечание детям.

Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.

2.        Как бы вы поступили?

Ситуация 12.         

Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю всё время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

Объясните, почему не получилась игра?

Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Ситуация 13.

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полёт на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

Я буду врачом, — кричала Наташа.

А я- бортмехаником! — сказала Саша.

Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.

Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.

А я первый сказал!

Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

—        Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

Ситуация 14.

     Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у неё минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?