ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Харебина Маргарита Степановна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

15 советов родителям первоклассника.

1. Будите        ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

2. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

3. Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».  Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

6.  Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.        

7.  Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

9.   После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

11.  Найдите        в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, в этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

12. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

13. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление  это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие -  это показатели трудностей в учебе!

15.  Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание.  Это        успокаивает,        помогает  снять        напряжение,  уснуть.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Экспериментально – исследовательская деятельность с воспитанниками ДОУ"

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы»

        «Новая школа - это школа, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Как показывают исследования, эти способности с возрастом падают, что приводит к снижению учебной мотивации, а в дальнейшем к неумению адаптироваться к социальной жизни.

         Все вышесказанное говорит об актуальности вопроса развития детской познавательной активности. Поэтому педагоги всех образовательных учреждений  должны  учить детей  конкретным способам познания мира,  развивать познавательные способности детей и  воспитывать желание детей добывать знания самостоятельно.        

         Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Одним из перспективных методов является  метод проектирования.

         Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А  какое удовлетворение получает сам  ребенок оттого,  что сделал для себя открытие!

         Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны.  В младших группах проекты короткие, простые. Например, «Грузовик». В течение дня малыши в игре обследуют части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводят опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т.д.  В старших группах проекты сложнее. Они изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей, предметы рукотворного мира и др.

         Тему исследования вам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно ему интересно:

•    Почему в холодильнике холодно?

•    Почему звезды не падают?

•    Почему кошка мяукает?

•    Где растёт пирожное?

•    Почему радуга цветная?

Пути эффективного развития познавательной  активности дошкольников

1.    Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

 Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося  на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.

         Часто взрослые используют форму прямого обучения.  Им  легче самим рассказать детям  определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного  детского исследования. Такое обучение можно назвать,  пассивным т.е. ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении  объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность снижаются.

         Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы познавательный интерес  ребенка был высоким,  нужно, чтобы он сам  был активным участником педагогического процесса.

         Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять.

В  детском саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому, что  здесь дети находятся продолжительное время, и процесс обучения не ограничен занятиями. Все время пребывание ребенка в детском саду должно быть обучающе - развивающим.

2. Предметно-игровая среда в детском саду должна  служить зоной опережающего развития детей.

Оптимальные условия для экспериментально –исследовательской работы детей

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Критерии эффективности детской проектной деятельности

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же  под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.

       Детские исследовательские проекты  –  эффективный, современный, дидактически оправданный  метод обучения дошкольников.

         Положительную роль играет исследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей. Обученные дети в свободной игровой деятельности показывают или повторяют проделанные  вместе с взрослыми опыты с предметами. Сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым, постигая новые  свойства объекта   друг от друга, опосредованным методом. Дети друг друга очень хорошо понимают.  Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.

          Традиционная педагогическая деятельность ориентирована  на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.д. Проектная деятельность  ориентирована  на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение  заранее заданного пути. Даже  спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть  появление новых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по  складу характера – исследователем.

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

-Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.

-Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.

-Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

-Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

-Красители: гуашь, акварельные краски и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1.безопасность для жизни и здоровья детей;

2.достаточность;

3.доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования формируется следующим образом:

-ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

-предлагает различные варианты ее решения;

-проверяет эти возможные решения,

- исходя, из данных делает выводы.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как достать иголку из воды, без помощи рук?» Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.

Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. В уголке экспериментирования может «жить» фокусник, от имени которого предлагаются задания-записки. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков;

- эксперимент «Какая сила у ветра?»;

- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра « Южный и северный ветер».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений

Исследовательская деятельность в детском саду

Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

В возрасте 4 – 6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения. Данный уровень развития, то есть наглядно-действенной мышление, является как бы подготовительным. В процессе его развития возникают предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое, которое является основой для развития логического мышления.

Формируя исследовательскую деятельность, мы способствуем развитию форм мышления, мыслительных операций, поскольку основой их развития является практика.

Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочке: любопытство – любознательность, связанная с исследовательской деятельностью – исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая исследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Для реализации целей и задач исследовательской деятельности в детском саду было подобрано программно – методическое обеспечение.

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.

К ним относятся следующие умения:

• Видеть проблему;

• Выдвигать гипотезу;

• Задавать вопросы;

• Давать определения понятиям;

• Оперировать понятиями;

• Классифицировать;

• Наблюдать;

• Умения и навыки проведения эксперимента;

• Структурировать полученный в ходе исследования материал;

• Делать выводы и умозаключения;

• Доказывать и защищать свои идеи.

Распространенным в педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатами проверки;

• применяет выводы к новым данным;

• делает обобщения.

Линия уточнения — степень самостоятельности ребенка по отношению к различным сторонам решения проблемы.

Уровни реализации исследовательского обучения:

• на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;

• на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск) ;

• на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

на 2-м и 3-м уровнях исследования: «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе воспитанникам, избегая задавать ей определенное направление».

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Исследовательская деятельность должна соответствовать возрасту возможностям детей. Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.

В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке могут быть:

1. Емкости из различных материалов

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера.

3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.

4. Весы, увеличительные стекла, свечи, магниты, лупы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, зеркала, термометр.

5. Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока.

6. Медицинские материалы: Пипетки, шприцы пластиковые (без игл, колбы, мерные ложечки, вата, бинт

7. Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

8. Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.

9. Схемы для проведения опыта

10. Журнал для фиксирования результатов.

11. Схемы опытов работы, карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

12. Мука, соль, сода.

13. Резиновые груши разного размера.

14. Пластиковые, резиновые трубочки.

15. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

16. Пластиковые контейнеры.

17. Рулетка, линейка.

18. Цветные прозрачные стеклышки.

19. Лопатки, грабли, лейки, щетки, совки.

Самостоятельная деятельность детей

Для этой цели в группах могут быть организованы «Детская лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Самостоятельная исследовательская деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.  Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.