Программа саморазвития

Кузнецова Наталья Михайловна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47 "Ладушки»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Кузнецовой Натальи Михайловны

на тему: «Развитие детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников посредством современных педагогических технологий (Клубный час, квест - технология)»

  2023 – 2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

Кузнецова Н.М., воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   г. Заволжье

 

I Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности

 

Диагностика (самодиагностика) умений

Критерии

Владеет полностью

Владеет частично

Не владеет

Владение приёмами организации всех видов деятельности дошкольника

Игровой

 

+

 

Коммуникативной

 

+

 

Познавательно-исследовательской

 

+

 

Восприятие художественной литературы и фольклора

+

 

 

Самообслуживания и элементарного бытового труда

+

 

 

Конструирования из разного материала

+

 

 

Изобразительной

+

 

 

Музыкальной

+

 

 

Двигательной

+

 

 

Владение приёмами выстраивания партнёрского взаимодействия с родителями(законными представителями) детей дошкольного возраста для решения задач

Использование методов и средств для психолого - педагогического просвещения

 

+

 

Владение приёмами педагогической диагностики

Учёт результатов освоения ООП

 

 

 

Ведение документации педагога

Разработка рабочей программы педагога, календарно-тематического планирования, специальной документации

+

 

 

Диагностика (самодиагностика)знаний

Критерии

Обладает в полном объёме

Обладает в недостаточном объёме

Не обладает

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста

+

 

 

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

+

 

 

Общие закономерности развития ребёнка в дошкольном возрасте

+

 

 

Особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте

+

 

 

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста

+

 

 

Современные тенденции системы дошкольного образования

 

+

 

Способы недирективной помощи и поддержки детской инициативы в разных видах деятельности

 

+

 

 

 

Проблемы профессионально-педагогической деятельности:

  1. потребность в развитии умений организовывать игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность детей;
  2. потребность в расширении знаний о современных образовательных технологиях, способах недирективной помощи и поддержки детской инициативы в разных видах деятельности.

 

II Цели и задачи профессионального саморазвития

Цель: компенсация профессиональных дефицитов в области организации детской деятельности и поддержки детской инициативы.

Задачи:

  • Развитие игровой компетенции педагога;
  • Приобретение опыта организации коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности;
  • Повышение компетентности в вопросах поддержки детской инициативы;
  • Определение наиболее эффективных современных образовательных технологий в работе с конкретной группой детей (в зависимости от их индивидуальных особенностей, запросов семей);

 

III Основные направления реализации программы

  • самообразование (теоретическое изучение проблем);
  • самовоспитание;
  • организация детской деятельности;

 

IV Ожидаемые результаты

  • У педагога развита игровая компетенция, готовность к организации игр;
  • Приобретен опыт организации игровой, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности;
  • Педагог владеет способами поддержки детской инициативы;
  • Внедрены в деятельность современные образовательные технологии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V План мероприятий по реализации программы

Направления

Основные мероприятия программы

Форма представления результатов

Срок исполнения

самообразование

Изучение научно-методической литературы вопросам по организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, поддержки детской инициативы:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] : учебное пособие / Б. Г. Ананьев - М.

2. Блонский, П.П. Дошкольный возраст [Текст] / Блонский П.П.. - М.: Педология, 2000. - 119 с.

3. Волосова, Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова - М.: Просвещение, 1999.- 234 с.

4. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с 83 -111.

5. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.

6. Дошкольная педагогика [Текст] /под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 134 с

7. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] : методические рекомендации. / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 1985. - 220с.

8. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под ред. С.Л. Новосёловой . -М.: Просвещение, 1989.-286с.: - (Б-ка воспитателя дет.сада).

9. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей/Под ред.А.В.Запоржца.-М.1976

10. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2002. -79 с.

11.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.

12.Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология

13. С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - № 1-2.

14.Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6(09). – С.138-140

15.Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.

16.Щ е л и н а Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С.146-149

17.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

18.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.

19.Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.

20. Современные технологии зффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие Н.П. Гришаева. — М.:Вентана-Граф, 2015. — 184 с. ‚ (Тропинки).

 

Консультация для педагогов «Детская инициатива».

 

Сентябрь 2023

Наглядно-информационные материалы в родительском уголке «Детская инициатива и способы ее поддержки в семье»

 

Сентябрь 2023

Консультация для педагогов «Педагогические технологии поддержки детской инициативы.» (способы и направления)

 

Октябрь 2023

Рекомендации для родителей (законных представителей) по формированию коммуникативной компетенции дошкольников

 

Ноябрь 2023

Консультация для педагогов

на тему: «Квест- игра как элемент в системе развития ребенка.»

 

Ноябрь 2023

Консультация для родителей

«Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

 

Декабрь 2023

 

 

самовоспитание

Выполнение распорядка дня, отведение достаточного времени на самостоятельные игры.

Включение в игровую деятельность; ориентация на партнерское взаимодействие с детьми; учет возрастных и психологических особенностей детей.

Предоставление детям права выбора игровых материалов.

в течение всего периода

организация детской деятельности

Организация игровой деятельности

Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, адекватной возрасту и потребностям детей, соответствующей ФГОС ДО и особенностям детской субкультуры.

 

в течение всего периода

Создание игровых пособий, атрибутов к играм.

в течение всего периода

Консультация для родителей (законных представителей) «Ребенок – режиссер своей игры»

Декабрь 2023

 

Организация коммуникативной деятельности

Картотека игр по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Декабрь 2023

Организация познавательно-исследовательской деятельности

Предложение родителям (законным представителям) маршрута выходного дня с целью активизации познавательно-исследовательской деятельности

Январь 2024

Создание детской мини-лаборатории в группе

в течение всего периода

Внедрение в практику работы современной образовательной технологии – Клубный час

Разработка сценариев клубного часа

в течение всего периода

Трансляция опыта работы в рамках научно-практических конференций, методических объединений, сетевых сообществах.

в течение всего периода

Внедрение в практику работы квест - технологии

Разработка картотеки квест-игр для детей старшего возраста

Январь 2024

 

Трансляция опыта работы в рамках научно-практических конференций, методических объединений, сетевых сообществах.

в течение всего периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_kuznetsova.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47 «Ладушки»

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Кузнецовой Натальи Михайловны

на тему: «Развитие детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников посредством современных педагогических технологий (Клубный час, квест - технология)»

  2023 – 2024 учебный год

Разработчики:

Кузнецова Н.М., воспитатель

                                                                   г. Заволжье

2023 г.

I Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности

Диагностика (самодиагностика) умений

Критерии

Владеет полностью

Владеет частично

Не владеет

Владение приёмами организации всех видов деятельности дошкольника

Игровой

+

Коммуникативной

+

Познавательно-исследовательской

+

Восприятие художественной литературы и фольклора

+

Самообслуживания и элементарного бытового труда

+

Конструирования из разного материала

+

Изобразительной

+

Музыкальной

+

Двигательной

+

Владение приёмами выстраивания партнёрского взаимодействия с родителями(законными представителями) детей дошкольного возраста для решения задач

Использование методов и средств для психолого - педагогического просвещения

+

Владение приёмами педагогической диагностики

Учёт результатов освоения ООП

Ведение документации педагога

Разработка рабочей программы педагога, календарно-тематического планирования, специальной документации

+

Диагностика (самодиагностика)знаний

Критерии

Обладает в полном объёме

Обладает в недостаточном объёме

Не обладает

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста

+

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

+

Общие закономерности развития ребёнка в дошкольном возрасте

+

Особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте

+

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста

+

Современные тенденции системы дошкольного образования

+

Способы недирективной помощи и поддержки детской инициативы в разных видах деятельности

+

Проблемы профессионально-педагогической деятельности:

  1. потребность в развитии умений организовывать игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность детей;
  2. потребность в расширении знаний о современных образовательных технологиях, способах недирективной помощи и поддержки детской инициативы в разных видах деятельности.

II Цели и задачи профессионального саморазвития

Цель: компенсация профессиональных дефицитов в области организации детской деятельности и поддержки детской инициативы.

Задачи:

  • Развитие игровой компетенции педагога;
  • Приобретение опыта организации коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности;
  • Повышение компетентности в вопросах поддержки детской инициативы;
  • Определение наиболее эффективных современных образовательных технологий в работе с конкретной группой детей (в зависимости от их индивидуальных особенностей, запросов семей);

III Основные направления реализации программы

  • самообразование (теоретическое изучение проблем);
  • самовоспитание;
  • организация детской деятельности;

IV Ожидаемые результаты

  • У педагога развита игровая компетенция, готовность к организации игр;
  • Приобретен опыт организации игровой, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности;
  • Педагог владеет способами поддержки детской инициативы;
  • Внедрены в деятельность современные образовательные технологии;

V План мероприятий по реализации программы

Направления

Основные мероприятия программы

Форма представления результатов

Срок исполнения

самообразование

Изучение научно-методической литературы вопросам по организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, поддержки детской инициативы:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] : учебное пособие / Б. Г. Ананьев - М.

2. Блонский, П.П. Дошкольный возраст [Текст] / Блонский П.П.. - М.: Педология, 2000. - 119 с.

3. Волосова, Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова - М.: Просвещение, 1999.- 234 с.

4. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с 83 -111.

5. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.

6. Дошкольная педагогика [Текст] /под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 134 с

7. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] : методические рекомендации. / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 1985. - 220с.

8. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под ред. С.Л. Новосёловой . -М.: Просвещение, 1989.-286с.: - (Б-ка воспитателя дет.сада).

9. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей/Под ред.А.В.Запоржца.-М.1976

10. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2002. -79 с.

11.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.

12.Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология

13. С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - № 1-2.

14.Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6(09). – С.138-140

15.Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.

16.Щ е л и н а Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С.146-149

17.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

18.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.

19.Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.

20. Современные технологии зффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие Н.П. Гришаева. — М.:Вентана-Граф, 2015. — 184 с. ‚ (Тропинки).

Консультация для педагогов «Детская инициатива».

Сентябрь 2023

Наглядно-информационные материалы в родительском уголке «Детская инициатива и способы ее поддержки в семье»

Сентябрь 2023

Консультация для педагогов «Педагогические технологии поддержки детской инициативы.» (способы и направления)

Октябрь 2023

Рекомендации для родителей (законных представителей) по формированию коммуникативной компетенции дошкольников

Ноябрь 2023

Консультация для педагогов

на тему: «Квест- игра как элемент в системе развития ребенка.»

Ноябрь 2023

Консультация для родителей

«Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Декабрь 2023

самовоспитание

Выполнение распорядка дня, отведение достаточного времени на самостоятельные игры.

Включение в игровую деятельность; ориентация на партнерское взаимодействие с детьми; учет возрастных и психологических особенностей детей.

Предоставление детям права выбора игровых материалов.

в течение всего периода

организация детской деятельности

Организация игровой деятельности

Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, адекватной возрасту и потребностям детей, соответствующей ФГОС ДО и особенностям детской субкультуры.

в течение всего периода

Создание игровых пособий, атрибутов к играм.

в течение всего периода

Консультация для родителей (законных представителей) «Ребенок – режиссер своей игры»

Декабрь 2023

Организация коммуникативной деятельности

Картотека игр по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Декабрь 2023

Организация познавательно-исследовательской деятельности

Предложение родителям (законным представителям) маршрута выходного дня с целью активизации познавательно-исследовательской деятельности

Январь 2024

Создание детской мини-лаборатории в группе

в течение всего периода

Внедрение в практику работы современной образовательной технологии – Клубный час

Разработка сценариев клубного часа

в течение всего периода

Трансляция опыта работы в рамках научно-практических конференций, методических объединений, сетевых сообществах.

в течение всего периода

Внедрение в практику работы квест - технологии

Разработка картотеки квест-игр для детей старшего возраста

Январь 2024

Трансляция опыта работы в рамках научно-практических конференций, методических объединений, сетевых сообществах.

в течение всего периода

Трансляция опыта работы по внедрению в практику работы современной образовательной технологии – детская тележурналистика

(заполняется по мере участия в мероприятиях)

№ п/п

Мероприятие, уровень (ДОО, район, город, область, межрегиональный, всероссийский, международный)

Форма представления материала (статья, мастер-класс, стендовый доклад, видеозапись и т.д.)

Тема публикации

Дата

1

Победитель (1 место) всероссийского конкурса «Педагогика XXI века»

Методическая разработка

«Путешествие по стране «Солнечный зайчик»

Заполняется по мере пополнения