Городской дистанционный экологический конкурс "Эко превращение 2022"

Пономарева Оксана Фаритовна

Городской дистанционный экологический конкурс "Эко превращение 2022"

Проект «Новый год у ворот. Создание новогодних игрушек из бросового материала»

Руководитель проекта: Пономарева О.Ф., воспитатель, 1КК

Участники:  команда «Звездочки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение

о Городском дистанционном экологическом конкурсе

«Эко-Превращение» для воспитанников 5-7 лет муниципальных дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга

Общие положения

  1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Городского экологического конкурса «Эко-Превращение» для воспитанников 5-7 лет муниципальных дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга (далее – Мероприятие) в 2022/2023 учебном году.
  2. Организация и проведение Мероприятия регламентируются Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», подпрограммой «Развитие системы образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов» на 2017 – 2022 годы Муниципальной программы «Развитие системы  образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «город «Екатеринбург» на 2017 – 2022 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2166, нормативными актами Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», муниципальных образовательных организаций, Положением о порядке организации городских мероприятий на базе муниципальных образовательных организаций в 2022/2023 учебном году.
  3. Учредителем Мероприятия является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга.
  4. Координатором Мероприятия является МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» (далее – Координатор).
  5. Организатором Мероприятия является МБДОУ-детский сад № 193 (далее – Организатор).
  6. Информация о Мероприятии (положение, форма заявки или ссылка для электронной регистрации, программа проведения, информация о составе жюри, состав участников и результаты каждого этапа и Мероприятия в целом) оперативно размещается на официальном сайте Организатора ds193.caduk.ru  в специализированном разделе Мероприятия (далее – сайт Организатора).

Цели и задачи Мероприятия

  1. Мероприятие проводится с целью развития в муниципальном образовании «город Екатеринбург» комплекса условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей, реализации их личностного потенциала, социализации.
  2. Задачи:
  • активизация познавательной, интеллектуальной и творческой инициативы одаренных детей в освоении научных, технических знаний;
  • выявление и поддержка способностей и талантов у детей;
  • воспитание, социальная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • распространение эффективных педагогических практик организации результативной познавательной деятельности одаренных детей.

Условия организации и порядок проведения Мероприятия

  1. Направленность Мероприятия соответствует образовательной области художественно-эстетическая. Тематика Мероприятия: «Новый год у ворот».
  2. Сроки проведения Мероприятия.

Мероприятие проводится в два этапа:

Отборочный этап: 24.10-17.11.2022.

Заключительный этап: 05-07.12.2022.

Сроки проведения информационного совещания для педагогов: 19.10.2022.

Сроки подачи заявки на участие: 24.10-14.11.2022.

Сроки приема выполненных заданий: 24.10-14.11.2022

Экспертиза (работа жюри) отборочного этапа: 15-17.11.2022.

Экспертиза (работа жюри) заключительного этапа: 05-07.12.2022.

Подведение итогов: 08-09.12.2022.

Награждение участников, победителей и призеров: до 20.12.2022.

  1. Участники Мероприятия: воспитанники 5-7 лет муниципальных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Екатеринбурга.

Возрастные группы участников: 5-6 лет; 6-7 лет.

  1. Форма участия: командная.
  2. Квоты участия от одной дошкольной образовательной организации:
  • не более 1 команды в каждой возрастной группе;

Состав команды:

  • 5 воспитанников одной возрастной группы, включая капитана, и не более 2 педагогов – руководителей команды.

Организатор оставляет за собой право по окончании сроков подачи заявки на участие в Мероприятии увеличить квоты участия от одной дошкольной образовательной организации за счет неиспользованных квот.

  1. Содержание Мероприятия.

Мероприятие проводится в два этапа: отборочный и заключительный.

Содержание и сложность заданий соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, возрасту участников, целям и видам деятельности с одаренными детьми.

14.1. Отборочный этап.

Отборочный этап проводится дистанционно.

Участникам отборочного этапа предлагается выполнить одно задание.

Задание отборочного этапа представляет собой       создание практико-ориентированного проекта по изготовлению игрушек, атрибутики, персонажей из бросового материала на новогоднюю тематику и представление его в виде презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.

Дифференциация заданий по возрастным группам не предусмотрена.

Задания выполняются коллективно всеми участниками команды под руководством педагога(ов) – руководителя(ей) команды.

Задания выполняются участниками в соответствии с требованиями, установленными Организатором Мероприятия (Приложение № 1).

Выполненное задание направляется участниками на электронную почту Организатора 193-raduga@mail.ru.

Организатор оставляет за собой право не принимать к рассмотрению задания, не соответствующие требованиям.

Оценивание выполненного задания осуществляется в соответствии с критериями, установленными Организатором и указанными в настоящем положении (п. 19).

По результатам экспертизы Оргкомитетом и жюри составляется рейтинг участников отборочного этапа и формируется список участников заключительного этапа.

Список участников, приглашенных на заключительный этап, размещается на сайте Организатора не позднее 5 рабочих дней до начала заключительного этапа. Участники обязаны самостоятельно ознакомиться с размещенной информацией.

14.2. Заключительный этап.

Заключительный этап проводится дистанционно.

Количество и состав участников заключительного этапа согласованно определяется Оргкомитетом и жюри на основании рейтинга результатов участников отборочного этапа. Программа проведения заключительного этапа размещается на сайте Организатора не позднее 5 рабочих дней до начала его проведения.

Участникам заключительного этапа предлагается выполнить одно задание – создание видеоролика с представлением готового продукта (игрушки, атрибутика, персонажи из бросового материала на новогоднюю тематику в творческой форме.

Дифференциация заданий по возрастным группам не предусмотрена.

Задание выполняется коллективно всеми участниками команды.

Задания выполняются участниками в соответствии с требованиями, установленными Организатором Мероприятия (Приложение № 2).

Для выполнения заданий заключительного этапа участники должны иметь уровень подготовки, установленный Организатором Мероприятия (Приложение № 2).

Выполненное задание размещается на официальном сайте Образовательной организации участника (или на любом видеохостинге), адрес ссылки (не требующей скачивания) на просмотр выполненного задания направляется участниками на электронную почту Организатора 193-raduga@mail.ru

Организатор оставляет за собой право не принимать к рассмотрению задания, не соответствующие требованиям.

Оценивание выполненного задания осуществляется в соответствии с критериями, установленными Организатором и указанными в настоящем положении (п. 20).

По результатам экспертизы выполненных заданий Оргкомитетом и жюри составляется рейтинг участников заключительного этапа и формируется список победителей и призеров.

  1. Условием участия в Мероприятии является подача заявок Организатору в установленные положением сроки (п. 11).

Заявки на участие принимаются по ссылке, размещенной на странице Мероприятия в соответствии с Приложением № 3.

Список участников Мероприятия размещается на сайте Организатора не позднее 2 рабочих дней после завершения приема заявок. Участники обязаны самостоятельно ознакомиться с размещенной информацией.

  1. Принимая участие в Мероприятии, участники, родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников соглашаются с требованиями данного положения и дают согласие на предоставление, использование и обработку персональных данных в соответствии с нормами Федерального закона № 152-ФЗ от 27 июля 2006 (в действующей редакции) «О персональных данных» (фамилия, имя, отчество, наименование дошкольной образовательной организации, возраст, контактный телефон, электронная почта, результаты участия в мероприятии, вид и степень диплома).
  2. Принимая участие в Мероприятии, участники, родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников, соглашаются с тем, что фото- и видеосъемка будет проводиться без их непосредственного разрешения. Фото- и видеоматериалы остаются в распоряжении Организатора с правом последующего некоммерческого использования.

Критерии и порядок оценивания

  1. Критерии оценивания на отборочном этапе:

- Соответствие требованиям к содержанию проекта (Приложение № 1).

- Соответствие требованиям к оформлению презентации (Приложение № 1).

  1. Критерии оценивания на заключительном этапе:

- Соответствие требованиям к содержанию видеоролика (Приложение № 2).

- Соответствие требованиям к оформлению видеоролика (Приложение № 2).

- Соответствие техническим требованиям к видеоролику (Приложение № 2).

- Соответствие требованиям к публичному выступлению (Приложение № 2).

Содержание критериев, шкалы оценивания, максимальное количество баллов приведены в Приложении № 4.  

Оргкомитет и жюри

  1. Оргкомитет является основным координирующим органом по подготовке и проведению Мероприятия.
  2. В состав Оргкомитета входят специалисты Организатора.
  3. Оргкомитет:
  • разрабатывает и ведет необходимую документацию по организации и проведению Мероприятия;
  • формирует состав жюри с учетом отсутствия конфликта интересов;
  • оказывает организационную и методическую поддержку участников Мероприятия;
  • организует подведение итогов Мероприятия и награждение победителей и призеров;
  • предоставляет аналитические материалы по итогам Мероприятия Координатору.
  1. В состав жюри входят представители Организатора в количестве не более одной трети от общего состава. Остальные члены жюри – представители Банка экспертов городских мероприятий на базе образовательных организаций, профильных муниципальных дошкольных образовательных и иных организаций.
  2. Жюри:
  • оценивает выполнение заданий в соответствии с настоящим положением;
  • определяет участников следующего этапа, победителей и призеров Мероприятия;
  •  ведет необходимую документацию по организации экспертной работы.

Подведение итогов Мероприятия

  1. Участники Мероприятия награждаются сертификатами Организатора. Сертификаты вручаются участникам в электронном виде не позднее 10 рабочих дней после проведения Мероприятия.
  2. Победители и призеры определяются по общей сумме баллов отборочного и заключительного этапов Мероприятия.
  3. Победители и призеры Мероприятия в каждой возрастной группе определяются не позднее 2 рабочих дней после проведения заключительного этапа Мероприятия.
  4. Возможно присуждение отдельных номинаций по согласованному решению Оргкомитета и жюри.
  5. Победители и призеры Мероприятия награждаются дипломами Организатора, могут быть поощрены призами.
  6. Педагоги, подготовившие победителей и призеров Мероприятия, награждаются благодарственными письмами Организатора.
  7. Информация о победителях и призерах размещается на официальном сайте Организатора не позднее 2 рабочих дней после подведения итогов.
  8. Апелляции по итогам Мероприятия не предусмотрены. Оценочные листы не выдаются. Жюри и Организатор не обсуждают и не ведут переписку с участниками по вопросам оценивания работ и итогов Мероприятия.

Финансирование Мероприятия

  1. Финансирование Мероприятия осуществляется за счет субсидий, выделенных в рамках подпрограммы «Развитие системы образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов» на 2017 – 2022 годы в соответствии с п. 40 «Положения о порядке организации городских мероприятий на базе муниципальных образовательных организаций в 2022/2023 учебном году».
  2. Не допускается взимание с участников организационных сборов, платы за наградную, призовую, подарочную продукцию и прочие услуги, непосредственно связанные с проведением Мероприятия.

Данные об Организаторе

  1. Организатор Мероприятия:

Наименование ДОО

МБДОУ - детский сад № 193

Адрес ДОО

г. Екатеринбург, ул. Испытателей, 25

Адрес проведения Мероприятия

г. Екатеринбург, ул. Испытателей, 25

Сайт ДОО

ds193.caduk.ru

ФИО заведующего

Неволина Татьяна Георгиевна

ФИО ответственного за Мероприятие

Макаренко Лариса Викторовна

Должность

Старший воспитатель

Контактный телефон

252-62-39; 8(912)266-91-68

Электронная почта ДОО

mdou193@eduekb.ru

Электронная почта для отправки заявок и материалов

193-raduga@mail.ru

Приложение № 1

Требования к заданиям отборочного этапа

Содержание проекта:

  • Соответствие тематике мероприятия «Новый год у ворот» (игрушки, атрибутика, персонажи из бросового материала на новогоднюю тематику).
  • Новизна, полнота раскрытия темы.
  • Представление педагогических технологий, методов и приемов работы с воспитанниками.
  • Развивающая и образовательная направленность материала по теме.
  • Структурированность (наличие необходимых элементов: цель, задачи, гипотеза, теоретическая и практическая часть, заключение).

Художественно-эстетическая направленность:

- Эстетичность и оригинальность замысла и исполнения.

- Нестандартный подход к разработке, описанию и воплощению персонажа и атрибутики.

Оформление презентации:  

  • презентация создается в программе Microsoft PowerPoint;
  • количество слайдов - не более 15 слайдов;
  • первый слайд - титульный, на котором размещается информация о дошкольной образовательной организации, название проекта, ФИО и должность руководителя;
  • последующие слайды представляют собой этапы реализации проекта.

Требования к названию файлов:

Имя файла: Название работы_№ ДОО_

Пример: Эко-Превращение_№ 111

Приложение № 2

Требования к заданиям заключительного этапа

Содержание видеоролика:

  • представление готового продукта (игрушки, атрибутика, персонажи из бросового материала на новогоднюю тематику) в творческой форме.;
  • полнота раскрытия темы «Новый год у ворот»;
  • представление детской деятельности, в том числе речевой;
  • оригинальность видеоролика.

Оформление видеоролика:  

  • конкурсные материалы в форме MPEG-4; avi;
  • продолжительность видеоролика - не более 5 минут;
  • допустимо использование фотоматериалов;
  • видеосъемка должна производиться в горизонтальной ориентации. Недопустимо видео низкого качества;
  • на первом кадре должно быть указано авторство материалов видеоролика: название мероприятия, наименование образовательной организации, ФИО и должность руководителя.
  • Видеоролик предоставляется в виде активной ссылки на просмотр (не требующей скачивания) на электронную почту Организатора 193-raduga@mail.ru в указанные Положением сроки.

Приложение № 3

Заявка* на участие в Городском экологическом конкурсе

«Эко-Превращение»

Общие сведения:

Краткое наименование ДОО (в соотв.с Уставом)

Название команды

ФИО руководителя команды (полностью), должность

Контактный телефон руководителя

Электронная почта руководителя

Данные участников:

Район

№ ДОО

Фамилия участника

Имя участника

Отчество участника

Возраст (лет)

1

Кировский

555

Иванов

Иван

Иванович

6

2

Кировский

д/о

Петров

Петр

Петрович

7

3

4

* Заявка заполняется по ссылке, размещенной на сайте Организатора.

На каждую команду оформляется отдельная заявка.

Приложение № 4

Критерии и шкала оценивания отборочного этапа  

Критерии

Содержание критериев

Шкала оценивания

Макс. балл

1

Соответствие требованиям к содержанию проекта

Соответствие тематике мероприятия, новизна

0-4 баллов, где:

0 баллов – не соответствует данному критерию

1-2 балла – частично соответствует данному критерию

3 балла – в значительной степени соответствует данному критерию

4 балла – в полной мере соответствует данному критерию.

20

Структурированность, полнота раскрытия темы

Использование современных

образовательных технологий в процессе реализации проекта

Результативность проектной деятельности (продукты детской деятельности)

Развивающая и образовательная направленность

2

Соответствие требованиям к художественно-эстетической направленности

Эстетичность и оригинальность замысла и исполнения

0-5 баллов, где:

0 баллов – не соответствует данному критерию

1-3 балла – частично соответствует данному критерию

4 балла – в значительной степени соответствует данному критерию

5 баллов – в полной мере соответствует данному критерию.

10

Нестандартный подход к разработке, описанию и воплощению персонажа и атрибутики

3

Соответствие требованиям к оформлению презентации

Орфографическая грамотность

0-2 балла, где:

0 баллов – не соответствует данному критерию

1 балл – частично соответствует данному критерию

2 балла – в полной мере соответствует данному критерию

6

Соответствие количеству слайдов

В презентации представлены все этапы реализации проекта

Дополнительный балл на усмотрение жюри

1-3

Итого макс. балл

45

Приложение № 5

Критерии и шкала оценивания заключительного этапа

Критерии

Содержание критериев

Шкала оценивания

Макс. балл

1

Соответствие требованиям к содержанию видеоролика

Полнота раскрытия темы

0-4 баллов, где:

0 баллов – не соответствует данному критерию

1-2 балла – частично соответствует данному критерию

3 балла – в значительной степени соответствует данному критерию

4 балла – в полной мере соответствует данному критерию

24

Обоснование проблемы

Представление детской деятельности, в том числе речевой

Оригинальность видеоролика

Творческий подход

Практическая значимость

2

 Соответствие требованиям к оформлению

видеоролика

Соответствие формату и размеру файла

0-2 балла, где:

0 баллов – не соответствует данному критерию

1 балл – частично соответствует данному критерию

2 балла – в полной мере соответствует данному критерию

8

Четкость изображения,

звука, положение съемки

Оформление первого кадра

в соответствии с

требованиями

Длительность видеоролика

Дополнительный балл на усмотрение жюри

1-3

Итого макс. балл

38

Итого макс. балл за отборочный и заключительный этапы

83


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 41 Городской дистанционный экологический конкурс « Эко-превращение » Проект «Новый год у ворот. Создание новогодних игрушек из бросового материала» Руководитель проекта: Пономарева О.Ф., воспитатель, 1КК Участники: команда «Звездочки»

Слайд 2

«Новый год у ворот» Наша команда: «Звездочки» Наш девиз: « Мы - звездочки лучистые, сияем и блестим. Мы яркие, искристые и все мы знать хотим!» Цель : привлечение внимания детей к проблемам охраны окружающей среды, овладение умениями преобразовывать и создавать новые вещи из бывших в употреблении материалов. Задачи: -повысить уровень экологического сознания и культуры детей; - познакомиться со способами «борьбы» с мусором; - научиться изготавливать полезные изделия из бытового мусора; - развивать творчество, воображение; - создания новогодних игрушек, объединение детей, родителей, педагогов в активной познавательной, творческой деятельности; - познакомить с использованием бросового материала (картона, коробок, одноразовых стаканчиков и др.) в качестве материала для игры; - использование бросового материала в работе по созданию новогодних игрушек; - воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Тип проекта: исследовательский, творческий. Участники : дети старшей группы, родители воспитанников (законные представители), воспитатель. Срок реализации: 2 месяца. Проблема : возможно ли каким то образом можно использовать бросовый материал в работе по конструированию и по созданию новогодних игрушек. Гипотеза проекта: бросовый материал- вполне пригодный материал для изготовления новогодних игрушек Объект: изготовить новогоднюю игрушку своими руками из бросового материала.

Слайд 3

Перспективный план работы над проектом «Новый год у ворот» 1.Подготовительный этап: -подбор и изучение литературы по данной теме; -беседы с детьми и родителями; -сбор информации о том, что можно сделать из вещей, которые выбрасывают как ненужный материал; -введение в проект. 2.Основной этап: -беседы: «Что такое мусор?», «Мусор это хорошо или плохо?», «Экология в опасности», «Правила поведения в природе», «Помогите природе», «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше», «Экологи, «Скоро будет новый год!». «Новый год», «Новогодние игрушки»; -рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас»; -трудовая деятельность «Чистый участок детского сада»; -дидактические игры: «Собери мусор правильно», «Сортируем мусор»; -НОД: «Планета Земля в опасности», «Мусор – это хорошо или плохо?», «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!» , « Скоро будет Новый год!»; -аппликация «Дед Мороз из ватных дисков», «Наша ёлочка», «Новогодние открытки», «Снеговик из салфеток», «Узоры», «Ёлочные шары»; -лепка «Ёлочные шары», «Снеговик», «Рукавички»; -рисование «Украшаем елочку»; -отгадывание загадок по теме проекта, чтение художественной; -изготовление новогодних игрушк из бросового материала; -консультации для родителей «Экологические проблемы», «Учим детей беречь природу»; - м астер-класс с родителями по изготовлению поделки из бросового материала «Зайка-символ 2023 года». 3. Подведение итогов: - выставка «Новогодние игрушки»; -презентация «Новогодние игрушки».

Слайд 4

Введение в проект Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые выбрасываются на свалку. Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Актуальность: проявляется в экономном и бережном отношении к ресурсам. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Любая работа с природным и бросовым материалом : поделки из шишек, орехов или листьев, губок для посуды или пластиковых ложек, одноразовых стаканчиков – не только увлекательна, но и познавательна. Это даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. 1.Подготовительный этап

Слайд 5

2.Основной этап Беседы: «Что такое мусор?», «Мусор это хорошо или плохо?», «планета Земля в опасности», «Экология в опасности», «Правила поведения в природе», «Помогите природе», «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше », «Экология»

Слайд 6

Беседы : « Скоро будет Новый год !», «Дед Морозы разных стран», «Новогодние игрушки»

Слайд 7

Аппликаця: «Дед Мороз из ватных дисков», «Наша ёлочка», «Новогодние открытки», «Снеговик из салфеток», «Ёлочные шары»

Слайд 8

«Украшаем ёлочку» «Рукавички» «Ёлочка» «Ёлочные шары»

Слайд 9

Мастер-класс с родителями по изготовлению поделки из бросового материала «Зайка-символ 2023 года»

Слайд 10

Выставка «Новогодние игрушки»

Слайд 11

Презентация поделок из бросового материала «Новогодние игрушки»

Слайд 13

Вывод: В результате работы над проектом можно сделать вывод, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты в доме и окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. Таким образом, ненужные вещи, бросовый материал, сделанные поделки из них помогут людям видеть и ценить каждую мелочь. И главное, развивать и включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал. Давая вторую жизнь ненужным вещам, мы сохраняем нашу планету от мусора, изготавливая из них замечательные декоративные вещицы и поделки. Призываю развивать свои творческие способности и делать нужное из ненужного! Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного направления в работе по формированию у детей представлений о проблемах загрязнения окружающей среды мусором. Проект помог постепенно и последовательно решить задачи в экологическом воспитании, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанию и мотивированию систематизировать и закрепить представления по данному направлению. Каждый может сделать своими руками из ненужных вещей нужные и полезные! Дайте новую жизнь старым вещам, уменьшите количество бытовых отходов. Научитесь использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.