нод " Как играли на Дону"

Злобина Анна Сергеевна

НОД для детей старшей группы «Как играли на Дону»

imageЗлобина Анна Сергеевна
НОД для детей старшей группы «Как играли на Дону»

Цельформирование уважительного отношения к культуре и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Задачи: Способствовать формированию гармоничного молодого поколения.

Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края, гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности, сознательное понимание того, что они являются носителями национальной культуры.

Оборудование: Экран, Ноутбук, проектор, атрибуты к играм.

Ход экскурсии:

Чем дальше в будущее входим

тем больше прошлым дорожим

и в старом красоту находим

хоть новому принадлежим!

В - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в прошлое, познакомимся и посмотреть в какие игры играли наши бабушки и дедушки Поближе познакомиться с правилами игр и предметами с которыми играли наши предки.

Слайд№1

В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди станичных мальчишек и девчонок.

Слайд №2

-Собирались станичные ребятишки на улице, от самых маленьких до больших, вели беседу, песни пели да в игры играли.

Важная особенность организации будущей игры была при помощи специальной речевки или зазывалки.

Зазывалки использовались как зачин, призывающий участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?

Или:

Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как Горелки, Русская лапта, Жмурки, так как в большинстве игр требуется водящий, его выбирали по считалки или жребию.

Слайд№3

Горелки - подвижная игра, в которой ловишка стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него. Горелки начинались с наступлением весны, с Троицы, в некоторых местах обязательно играли на Ивана КупалуНазвание произошло от сопровождающей игру песни«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Слайд№4

Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Слайд№5

Наиболее любима и популярна у наших бабушек и дедушек была игра «Золотые ворота». Двое ловишек взявшись за руки изображают ворота, которые закрываются на последние слова : «Первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз - не пропустим вас!»

«Ворота» закрываются при последнем слове «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается перетягиванием соперников.

Слайд№6

Немало в прошлом было игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Игра «Бабки» - увлекательная, эмоциональная, воспитывающая выдержку и внимание. Старинная игра совершенствует навык метания, развивает скоростно-силовые качества и глазомер.

Слайд№7

Игра «Чехарда» существует более пяти веков, она перешла к нам от Татар. «Чехарда»- это перепрыгивание друг через друга. Играть в чехарду могут только мальчики и не моложе 13 лет, девочки не допускаются. Лучшие места для игры –ровная площадка. Правила игры: перепрыгивание через «козла», меняясь местами до препятствия или пока не устанут.

Слайд№8

Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Игра «Удочка» или её называют «Рыбак и рыбки»Играющие становятся в круг, рыбак вращает удочку (веревка с грузиком, стараясь поймать как можно больше детейИгра на внимание и ловкость.

Слайд№9

Игра «Лапта») — русская командная игра с мячом и битойИгра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику поймать мяч.

Слайд№10

В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Дорогие ребята играйте в народные, казачьи игры в детском саду, на прогулке, с друзьями во дворах. Подвижные казачьи игры имеют свою историю и должны передаваться из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_igrali_na_donu.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для детей старшей группы «Как играли на Дону»

Злобина Анна Сергеевна
НОД для детей старшей группы «Как играли на Дону»

Цельформирование уважительного отношения к культуре и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Задачи: Способствовать формированию гармоничного молодого поколения.

Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края, гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности, сознательное понимание того, что они являются носителями национальной культуры.

Оборудование: Экран, Ноутбук, проектор, атрибуты к играм.

Ход экскурсии:

Чем дальше в будущее входим

тем больше прошлым дорожим

и в старом красоту находим

хоть новому принадлежим!

В - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в прошлое, познакомимся и посмотреть в какие игры играли наши бабушки и дедушки Поближе познакомиться с правилами игр и предметами с которыми играли наши предки.

Слайд№1

В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди станичных мальчишек и девчонок.

Слайд №2

-Собирались станичные ребятишки на улице, от самых маленьких до больших, вели беседу, песни пели да в игры играли.

Важная особенность организации будущей игры была при помощи специальной речевки или зазывалки.

Зазывалки использовались как зачин, призывающий участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?

Или:

Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как Горелки, Русская лапта, Жмурки, так как в большинстве игр требуется водящий, его выбирали по считалки или жребию.

Слайд№3

Горелки - подвижная игра, в которой ловишка стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него. Горелки начинались с наступлением весны, с Троицы, в некоторых местах обязательно играли на Ивана КупалуНазвание произошло от сопровождающей игру песни«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Слайд№4

Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Слайд№5

Наиболее любима и популярна у наших бабушек и дедушек была игра «Золотые ворота». Двое ловишек взявшись за руки изображают ворота, которые закрываются на последние слова : «Первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз - не пропустим вас!»

«Ворота» закрываются при последнем слове «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается перетягиванием соперников.

Слайд№6

Немало в прошлом было игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Игра «Бабки» - увлекательная, эмоциональная, воспитывающая выдержку и внимание. Старинная игра совершенствует навык метания, развивает скоростно-силовые качества и глазомер.

Слайд№7

Игра «Чехарда» существует более пяти веков, она перешла к нам от Татар. «Чехарда»- это перепрыгивание друг через друга. Играть в чехарду могут только мальчики и не моложе 13 лет, девочки не допускаются. Лучшие места для игры –ровная площадка. Правила игры: перепрыгивание через «козла», меняясь местами до препятствия или пока не устанут.

Слайд№8

Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Игра «Удочка» или её называют «Рыбак и рыбки»Играющие становятся в круг, рыбак вращает удочку (веревка с грузиком, стараясь поймать как можно больше детейИгра на внимание и ловкость.

Слайд№9

Игра «Лапта») — русская командная игра с мячом и битойИгра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику поймать мяч.

Слайд№10

В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Дорогие ребята играйте в народные, казачьи игры в детском саду, на прогулке, с друзьями во дворах. Подвижные казачьи игры имеют свою историю и должны передаваться из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.