Выступление в рамках "Школы педагога"

Янбекова Татьяна Николаевна

Выступление в рамках "Школы педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikaz_podgotovka_3.docx35.69 КБ
Файл yanbekova.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №5 «МЕЧТА»

(МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта»)

628616, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ,                                                                      

г. Нижневартовск, ул.  Интернациональная, 3а                                                        

Тел.: 8(3466)42-44-54

Факс: 8(3466)42-55-99

Электронная почта: madou5nv@mail.ru

от 21.03.2022 г.                                                                                                №

ПРИКАЗ

О подготовке к педсовету №3.

На основании годового плана работы МАДОУ в 2021-2022 учебном году в целях повышения эффективности образовательного процесса

        

        ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Провести педагогический совет № 3 «Создание условий для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуально-дифференцированного, деятельностного подходов в рамках реализации ФГОС ДО»  28 марта 2022 года по следующей повестке:

  1. Презентация методического пособия для педагогических работников, авторов О.А.Карабановой, Э.Ф.Алиевой. «Организация РППС в соответствии ФГОС ДО»

Ответственный: педагог-психолог В.Ф. Халимова

  1. Результаты тематического контроля о проведении открытых занятий педагогов

Ответственный: и.о. зам.зав. по ВМР В.Ф. Халимова

  1. «Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»

Ответственный: воспитатель  Г.Ю.Лысова

  1. «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС».

Ответственный: воспитатель И.В.Чирикова

  1. «Формирование познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе наблюдения»

Ответственный: воспитатель Т.Н.Янбекова

2. Провести открытые просмотры занятий во всех возрастных группах и профильными специалистами в срок до 31.03.2022 г.

3. Справку по результатам просмотра открытых занятий подготовить педагогу-психологу В.Ф. Халимовой в срок до 04.04.2022 г.

4. Педагогу-психологу подготовить доклад на тему:   «Организация РППС в соответствии ФГОС ДО».

5. Воспитателю Г.Ю.Лысовой подготовить доклад «Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»

6. Воспитателю И.В.Чириковой подготовить доклад о «Познавательном развитии детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»

7. Воспитателю Т.Н.Янбековой подготовить доклад на тему «Формирование познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе наблюдения»

7. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий                                                                Е.В.Радзевика

С приказом №      от 21.03.2022 г. ознакомлены и согласны:

№ п/п

ФИО

Должность

Дата

Роспись

Калимуллина Г.А.

Воспитатель

21.03.22

Янбекова Т.Н.

Воспитатель

21.03.22

Матвиенок А.И.

Воспитатель

21.03.22

Рафикова Н.М.

Воспитатель

21.03.22

Горина Е.А.

Воспитатель

21.03.22

Борисова О.В.

Воспитатель

21.03.22

Камалова Ф.В.

Воспитатель

21.03.22

Устюгова Л.С.

Воспитатель

21.03.22

Лесная А.В.

Воспитатель

21.03.22

Цыпышева С.А.

Воспитатель

21.03.22

Пендерева О.В.

Воспитатель

21.03.22

Бушуева М.Б.

Воспитатель

21.03.22

Лысова Г.Ю.

Воспитатель

21.03.22

Степанова Н.Н.

Воспитатель

21.03.22

Малыхина Л.А.

Воспитатель

21.03.22

Борш А.Г.

Воспитатель

21.03.22

Шайхиева В.Т.

Воспитатель

21.03.22

Чирикова И.В.

Воспитатель

21.03.22

Бейбалаева С.Р.

Воспитатель

21.03.22

Юнусова Н.Г.

Воспитатель

21.03.22

Иванова Н.А.

Воспитатель

21.03.22

Рогозовец А.Ю.

Инструктор ФИЗО

21.03.22

Трясорукова Е.В.

Инструктор ФИЗО

21.03.22

Симон Н.В.

воспитатель

21.03.22

Василенко С.В.

Муз. руководитель

21.03.22

Ильтубаева Н.В.

Муз. руководитель

21.03.22

Белоусова Л.В.

Учитель-логопед

21.03.22

Нежданова И.А.

И.о. зам.зав по ВМР

21.03.22

Халимова В.Ф

Педагог - психолог

21.03.22



Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе наблюдения».

В современном образовании четко намечается тенденция к повышению теоретического уровня знаний как основы для развития творческих способностей и самостоятельности личности. В связи с этим возрастает необходимость обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ – наблюдению, как методу познания окружающей действительности. Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремиться к активной деятельности. Однако, современные гаджеты заполняют все свободное времяпровождение дошкольника вне образовательного учреждения. Таким образом сложившееся противоречие между ценностью реализации наблюдения, как метода познания окружающей действительности и отсутствием методических рекомендаций и практических разработок для решения данной проблемы.

Целью является обучение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ процессу наблюдения.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ умения выдвигать гипотезы, строить предположения;

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ умения выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различный факты;

Развивать умения отбирать средства и материалы для наблюдения;

Развивать умения планировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;

Формировать умения делать выводы в соответствии с результатами наблюдения, обобщать и анализировать их.

Гипотеза исследования обучение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ процессу наблюдения происходит более успешно, если у них сформированы базовые навыки и умения познавательной деятельности.

Новизна исследования состоит в создании системы работы воспитателя по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе наблюдения.

Практическая значимость исследования заключается разработке практических рекомендаций по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ процессу наблюдения.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.

В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

У А.И. Савенкова пособие посвящено описанию методики, позволяющей включать ребенка-дошкольника в исследовательский поиск на занятиях в детском саду. В книге изложены основные методы обучения старших дошкольников практике исследовательской деятельности, даны подробные описания проведения тренировочных занятий. Акцент делается на самостоятельных учебных исследованиях детей.

Этапы проектной деятельности

Задачи по каждому этапу

Мероприятия по реализации каждой задачи

Механизм реализации каждого мероприятия

Ожидаемые результаты по каждому этапу

Подготовительный этап.

(Моделирование ситуации, выявление проблемы)

Вызвать у детей интерес и желание принять участие в наблюдении;

Создать оптимальные условия для проведения наблюдения

Работа с литературой;

Анализ программ;

Работа с сетью Интернет;

Создание схем;

Создание алгоритмов;

Создание картотек

Подготовительные занятия включают в себя:

Рассмотрение проблемных вопросов;

Проведение экспериментов по наблюдению;

Обучение формулированию гипотез наблюдений

Заинтересованность детей;

Создание оптимальных условий для проведения наблюдения;

Вызван познавательный интерес детей

Воспитанники ориентируются по схеме

Основной этап.

(Организационно-педагогический, практический)

Формировать умение вместе со взрослыми формулировать цель наблюдения;

Выделять существенные признаки и связи;

Сопоставлять различные факты

Организация наблюдений;

Создание проблемных и игровых ситуаций;

Разработка рекомендаций родителям по формированию познавательных интересов у детей посредством наблюдения

Практические занятия:

Опрос детей о подтверждении или опровержении гипотезы;

Самостоятельная работа детей по поиску необходимой информации;

Самостоятельное выполнение практических действий;

Самостоятельное составление экспериментальных моделей, схем

Ребенок видит и выделяет проблему;

Принимает и ставит цель;

Анализирует объект или явление;

Выделяет существенные признаки и связи

Заключительный этап.

(Подведение итогов)

Формировать умение детей оценивать результаты своей деятельности;

Формировать умение определять новую проблему и предстоящую деятельность

Итоговая беседа;

Проведение викторины

Итоговые обсуждения с детьми результатов наблюдений;

Презентация деятельности с детьми;

Выступление с докладом на педагогическом совещании

У ребенка сформированы умения:

видеть и выделять проблему;

принимать и ставить цель;

сопоставлять различные факты;

выдвигать гипотезы, предложения;

делать выводы;

фиксировать этапы действий и результаты графически

Система работы воспитателя по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе наблюдения состоит из блока практических занятий. Как компонент, наблюдение включается и в другие формы работы: НОД, экскурсии, прогулки, акции. Наиболее эффективным вариантом для проведения наблюдений является, конечно же, прогулка.

Изучив источники методической литературы по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, опыт педагогов других детских садов, мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. Каждый воспитатель, пользующий картотекой, имеет возможность заменить какое - либо наблюдение, в зависимости от состава воспитанников, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

Результаты наблюдений находят отражение в детских рисунках, аппликациях, поделках. Таким образом, наблюдение – это все исследовательский кладезь по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Список использованных источников:

Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

Богоявленская, Д. Б. Проблема выявления и развития способностей школьников в системе общего и дополнительного образования [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Одаренный ребенок. - 2006. - N 2. - С.  14-23

Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.

Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.

Денисенкова, Н. С. Качество современного дошкольного образования. Взгляд во времени [Текст] / Н. С. Денисенкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 84-87

Димитрова А.Д. Наблюдения за природой на занятиях по экологии в детском саду. – М.: Мысль. – 2008. – 290с.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми //Вопросы психологии. 1982. №4 с. 18-35.

Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. (1 половина) Учебник для студентов педагогических институтов. Учебник для студентов педагогических вузов. Москва, Просвещение, 1988, 256 стр. (1 часть).

Маневцова Л.М. Использование элементов поисковой деятельности для развития познавательных способностей / Л.М. Маневцова // Формирование познавательной активности у старших дошкольников. -Ульяновск, 1985.-С.З-8.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. М.: 2005 АРКТИ

Островская Л.Ф. Детские интересы. Как их развивать? Воспитатель и дети. М., 1985.

Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

С.Н. Николаева Экологическое воспитание в детском саду. М. Мозаика Синтез 2010

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. Ярославль: Акад. развития, 2002. -160 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33.