В помощь педагогам

Нигаматова Гульнара Мухарамовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Берёзка»

Семинар – практикум для воспитателей

 

«Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры»

 

http://korablik14.krimedu.com/uploads/editor/1190/70187/sitepage_7/3788.jpg

                                                                                   Подготовила и провела:

МДОБУ ЦРР детский сад – «Березка»

                                                                     Инструктор по физической культуре

                                                               Нигаматова Гульнара Мухарамовна


В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5-7 лет.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.

В связи с актуальностью данной проблемы я определила для себя цель: развитие активной деятельности детей посредством подвижных игр.

Задачи:

        1. Совершенствовать  двигательные навыки (быстрота, выносливость).

       2. Активизировать память, воображение.

        3.Воспитывать положительные качества личности (доброту, дисциплинированность).

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

«Маленькие дети играют, как птица поёт— отмечала Н. К. Крупская — Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего, он вновь ускоряет движение. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для подвижной игры характерно самостоятельное использование ребенком своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осторожным шагом и т. п. Таким образом, ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Все это содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Подвижные игры могут быть сюжетными, отражающими в условной форме жизненный или сказочный эпизод, включающими интересные для детей двигательные задания. Эти игры провожу во всех группах детского сада, учитывая возраст воспитанников. Подвижные игры для дошкольников старшего возраста заметно отличаются от подвижных игр для дошкольников младшего возраста.

Движения, включенные в сюжетные подвижные игры, а также правила постепенно усложняются. Так, для детей двух - трех лет использую игры, в которых все участники выполняют одинаковые движения и при этом довольствуются самим процессом действия («Поезд», «Пузырь»); а с детьми 4—5 лет провожу игры, направленные на достижение определенного результата («Медведь и пчелы», «Кто скорей добежит до флажка»).

Дети 5-6 лет достаточно самостоятельны и активны. Их движения становятся боле точными, ловкими, быстрыми. Они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют сообща со сверстниками.

Поэтому  считаю целесообразным и своевременным в этом возрасте обучать детей подлинным простейшим элементам спортивных игр. Например, в игре «Мяч через сетку» дети сначала просто перебрасывают мяч напротив стоящему, а потом учатся отбивать его ладонями. В игре «Забрось мяч в корзину» дети обучаются элементам игры в баскетбол и т.д. Кроме того, воспитанников подготовительной группы учу играть в футбол, серсо и кегли. В целях подготовки к этим играм, даю детям упражнения с использованием различных кольцебросов, корзин, целей и т. п. Так же провожу с ними несложные игры - эстафеты. Эти игры содействуют развитию ловкости, быстроты, выносливости в соответствии с возрастными возможностями. Подбор движений в играх-эстафетах осуществляю, учитывая уровень приобретенных детьми двигательных навыков, физическое состояние и индивидуальные особенности детей. В соответствии с этими показателями делю детей на группы, при этом обращаю внимание на то, чтобы возможности участников игры в группах были равными.

Во время игры дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры они воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

Наилучший  результат  в формировании интереса к физической культуре у детей может  дать  максимально  полное  вовлечение  родителей  в  целенаправленный  процесс  воспитания,  что  эмоционально  обогатит  

отношения  ребёнка -  родителя  в  регламентированной  и  деловой  атмосфере ДОУ. Поэтому совместно с родителями провожу совместные спортивные мероприятия: «Папа, мама и я - спортивная семья», «Будущие  мужчины» совместный праздник, посвящённый 23 февраля, «Весёлые старты», «Дни Здоровья», походы, зимние спортивные  праздники, в которые включаю подвижные игры разной направленности.

В результате целенаправленной работы  была выявлена положительная динамика  состояния здоровья и  физического  развития  дошкольников,   количество случаев по болезни  на одного ребенка 2009 год-17,1 (город 20,4), 2010 год-14,3 (город 20).

  Движения детей  стали осмысленными,  мотивированными  и  управляемыми. Дети осознанно  упражняются  в  различных  действиях, пытаются ставить двигательную  задачу, выбирая разные способы  её  решения. В  процессе  выполнения  двигательных  заданий   проявляют  скоростные, скоростно-силовые  качества, гибкость, ловкость  и  выносливость. Дети  хорошо  приспособлены  к  недлительным  скоростно-силовым  динамическим  действиям (прыжки  в  длину, вверх с места, метание).                  

       Подвижная  игра - самое  лучшее средство для формирования интереса детей к физической культуре и спорту.   Важнейшее  достоинство  подвижных  игр  состоит  в  том, что  в  своей  совокупности  они, по существу  исчерпывают  все  виды  свойственных  человеку  естественных  движений:  ходьбу,  бег,  прыжки,  борьбу,  лазание, метание,  бросание  и  ловлю, упражнения  с  предметами – и поэтому  являются  самым  уникальным   и незаменимым  средством  физического  воспитания  детей.

А сейчас уважаемые коллеги хочу вас попросить встать в круг и поиграть подвижную игру :

Практическая часть :

Подвижная игра: «Хитрая лиса» Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: «Я тут!» и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку

«Положи  платочек»- (платочек)   Дети стоят в кругу. Руку держат за спиной, ладошки открыты, чтобы взять сзади положенный входящим платок.

  Водящий:

Я хожу, хожу по кругу,

Я платок в руках держу.
Я платок свой только другу,
В руки другу положу.
(Ходит за кругом вдоль детей, осторожно, незаметно кладет платок в руки выбранного ребенка и встает на свое место.)
Выбранный ребенок так же с пением идет за кругом и кладет платок в руки другому товарищу. Игра повторяется несколько раз, сменяются водящие.

Физкультминутка «Елочка»- видео по телевизору и проделаем движения под музыку

Тест « Мое здоровье» - буклет  (бумага, ручки)

Электронное пособие: «Угадай что за  мяч и  назови вид спорта, узнай вид спорта»