Подготовка и проведение гимнастики после дневного сна

Сон — важный этап режима дня, необходимый для полноценного физического и эмоционального развития ребёнка. Не менее важен и правильный переход от состояния покоя к бодрствованию. Тем более для детей средней группы (4–5 лет), которым ещё непросто даётся такое переключение. С этой целью в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляется практика проведения гимнастики после сна. Для её организации воспитатель должен не только учитывать психолого-педагогические тонкости выбора комбинации физических упражнений, но и методические приёмы работы с малышами.

Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна, бодрящая гимнастика) — это подборка упражнений под негромкую музыку и рифмовки, которая помогает организовать переход ребят от состояния сна к бодрствованию. В работе с детьми средней группы упражнения для пробуждения могут организовываться в сюжетный комплекс, где задачи формулируются от лица сказочного персонажа (игрушки). Физические нагрузки в комплексе группируются таким образом, чтобы в наборе были задания:

  • из положения лёжа в постели (потягивания, прямые и перекрёстные махи ручками, ножками);
  • требующие активных движений (ходьба, бег в умеренном темпе, приседания, элементы пальчиковых игр);
  • из блока дыхательных упражнений.

Гимнастика после сна помогает дошкольникам гармонично войти в этап бодрствования.

На выполнение одного комплекса в среднем уходит 5–7 минут. При рассмотрении сути понятия гимнастики после сна стоит обратить внимание также и на общую образовательную стратегию ДОУ: если детский сад работает по системе закаливания, то комплекс для пробуждения проводится на свежем воздухе или при открытых окнах в любую погоду.

Цели и задачи проведения гимнастики после сна в средней группе ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья маленьких воспитанников является стратегической целью образовательной концепции учебно-воспитательной деятельности в детском саду. В этом контексте миссия проведения комплекса упражнений после сна заключается в:

  • поднятии мышечного тонуса;
  • улучшении общего эмоционального состояния малышей;
  • профилактике плоскостопия, нарушений работы опорно-двигательного аппарата;
  • повышении интеллектуальной работоспособности детей;
  • воспитании привычки правильного перехода от сна к активной деятельности при помощи разминки.

Для реализации поставленных целей необходимо систематическое решение таких задач, как:

  • устранение последствий сна (сонливости, вялости);
  • повышение активности нервной системы;
  • стимуляция работы дыхательной, сердечно-сосудистой систем организма, а также желёз внутренней секреции;
  • подготовка к восприятию нагрузок физического и психического свойства;
  • формирование чувства товарищества при совместном выполнении заданий, а также во время работы в парах.

Воспитателю необходимо следить за качеством выполнения движений малышами: в зарядке после дневного сна не должно быть резких движений. В противном случае возможны растяжения мышц, а также головокружение и перевозбуждение. Как и во второй младшей группе, акцентными элементами гимнастики после сна для детей 4–5 лет являются:

  • ходьба, бег босиком на носочках, на полной стопе;
  • приподнимания.

 

Виды бодрящей гимнастики

В средней группе детского сада практикуется выполнение следующих видов комплексов после сна:

  • упражнения, которые выполняются в постели (в том числе и самомассаж), так называемая ленивая гимнастика;
  • игры (малой подвижности, пальчиковые);
  • задания на тренажёрах;
  • бег или ходьба по массажным коврикам;
  • корригирующие задания или лечебно-восстановительные упражнения (нацелены на закаливание организма, профилактику нарушений в работе опорно-двигательного аппарата и т. д.);
  • дыхательная гимнастика;
  • музыкально-ритмические упражнения с элементами аэробики (обычно разрабатывается инструктором по физическому воспитанию).

Требования к проведению

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены правила проведения бодрящей гимнастики:

  • Выбор комплекса после сна должен быть ориентирован на те занятия, которые предшествовали отдыху. Например, если до сна малыши играли в сюжетно-ролевую игру, то гимнастика пробуждения может включать более активные задания (например, бег).
  • Температурный режим в спальне должен поддерживаться на уровне 16–18 градусов.
  • Поскольку дети просыпаются не одновременно, для «ранних пташек» стоит подготовить комплекс для самомассажа. Например, с использованием массажных мячиков.
  • Для выполнения гимнастики дети должны быть одеты в трусики и маечки. Обувь, как правило, не нужна. Однако если упражнения проводятся в зимний период или комплекс включает элементы аэробики, нужны носки или чешки.
  • Выполнение гимнастики — дело добровольное, поэтому принуждать малышей выполнять задания не стоит. Возможно, просто моцион пробуждения у ребёнка другой. Однако выяснить причины бойкота всё же нужно, поговорив с малышом один на один.
  • Для групп на карантине нагрузки комбинируются в соответствии с рекомендациями доктора. В пик эпидемии гриппа или заболеваемости ОРВИ обычно исключается ходьба босиком.
  • В летний период задания на приседания и бег можно проводить на улице.

Гимнастика после сна имеет большое значение не только для общефизического развития детей, но и для создания положительного эмоционального фона. В средней группе фактор настроения играет существенную роль для успешного проявления детей в той или иной учебно-воспитательной деятельности. К тому же многие малыши после пробуждения начинают ещё сильнее скучать по маме, а весёлые упражнения под спокойную музыку помогают отвлечься от переживаний. Учитывая масштабность решаемых задач, педагогу следует тщательно продумывать и структуру, и содержание бодрящей гимнастики.