Сыйныф җитәкчелеге (Классное руководство)

Поташова Светлана Равилевна

Материалы работы с классом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

 

Семейные ценности

 

             Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...

Э. Золя  

 

    Классный  руководитель : Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители,  дети, классные руководители и гости для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу, лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордится.

Тема нашего  классного часа «Семейные ценности».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Ребята, перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? На  каждом пальчике нужно написать по одному определению, характеризующему вашу семью.

Кл. рук : Посмотрите на доску. На ней  изображен  дом, символ семейного очага, ведь недаром  говорят:  «Мой дом – моя крепость» Теперь вам необходимо выйти к доске, зачитать определения, характеризующие вашу семью и прикрепить свою ладошку.

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом  дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Кл. рук: Запомните главную обязанность семьи: (разгадайте фразу)

ИЬМЕС ИМ АН ЕЛЧ ИМЫРАТС И ИМЫНЬЛОБ A3 ДОХУ И   ЙЕТЕД ЕИНАТИПСОВ

Ответвоспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.

Кл. рук:  Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков.  Вам необходимо было составить свою родословную. (представление некоторых)

Кл. рук: В каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но, вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные,  а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени.

Расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье.

Кл. рук: Немалую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. Некоторые из вас готовы поделиться традициями своей семьи.

Кл. рук: У нас на классном часе присутствуют мамы и их дети, для них объявляется конкурс  «Знаю ли я свою маму?» Конкурсантам предлагается ответить на вопросы анкеты. В результате анкетирования мы узнаем,  насколько хорошо знают дети своих мам.

 

- Ваша любимая телепередача

- Ваш любимый цветок.

- Ваш знак Зодиака.

- Ваше любимое блюдо.

- Какой праздник Вы любите  больше всех?

- Как ласково Вы  называете  своего ребенка?

 

 

- Любимая телепередача твоей мамы.

- Любимый цветок твоей мамы.

- Под каким знаком Зодиака родилась твоя мама?.

- Любимое блюдо твоей мамы.

- Какой праздник  твоя мама любит больше всех?

- Как ласково мама  называет  тебя?

Кл. рук:  Пока конкурсанты отвечают на вопросы анкеты,  я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

1.     Родители контролируют школьные дела детей.

2.     Каждый член семьи имеет свои обязанности.

3.     Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

4.     При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

5.     Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

6.     Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Кл. рук:  Конечно же, одно поколение отличается от другого. Вашим родителям для того, чтобы найти своих друзей можно было просто выйти во двор, а не как сейчас в Интернет. Они обходились без сотовых телефонов, и всегда знали, где кто находится. У них не было компьютерных игр, и они забавлялись на свежем воздухе, развлекались,  как могли. Я подготовила подборку картинок. Ребята, сможете ли вы узнать эти предметы.

Кл. рук:  Послушайте одну  притчу «В давние времена жила одна семья, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи, как им удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга. Старец взял лист бумаги и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано одно и то же слово, но 100 раз».

Угадайте, что это за слово ? (понимание).

Конкурс «Пойми меня»

Кл. рук:Родители и дети так много времени проводят вместе и могут понимать друг друга без слов.

Кл. рук: Уважаемые родители и ребята, я вам раздаю карточки с короткими фразами-просьбами, с которыми часто родители и дети во всех семьях обращаются друг к другу. Дети родителям, а родители детям передают пантомимой содержание типичных просьб

Для детей:

1) У меня болит голова/живот. Можно я не пойду в школу?

2) Можно мне пойти погулять/на дискотеку?

3) Тебя вызывают в школу.

Для родителей:

1) Надень шапку! Холодно!

2) Вставай, а то опоздаешь в школу!

3) Выключай компьютер и садись делать уроки!

 

Конкурс «Мамина рука». Сколько добрых, ласковых слов сказано о маминых руках. Они моют, готовят, стирают. Ещё они лечат, успокаивают, ласкают. Сможете ли вы узнать руки своих мам? Задание: с закрытыми глазами узнать мамину руку на ощупь.

Кл. рук:  - Что же такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

- Что же может объединять семью?  (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.



Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в воспитании духовно-нравственной, творческой и здоровой личности обучающихся.

(Из опыта работы   классного руководителя 8 класса МБОУ « Латышовская СОШ» Кадошкинского  муниципального района Поташовой Светланы Равилевны

            Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

     В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

В моей  работе  есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Всю свою воспитательную программу основываю на Программе воспитательной деятельности Латышовской СОШ.                                                                     

      Я – классный руководитель 8 класса, опыт работы ,как классный руководитель более 10 лет, ближайший друг, воспитатель и наставник своих учащихся. Организую и направляю воспитательный процесс в классе, объединяю воспитательные усилия учителя, родителей. Увлечена своей профессией, гуманно отношусь к детям, требовательна к себе и своим учащимся.

В ходе работы решаю следующие задачи:

- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни;

- создание условий для участия семей в воспитательном процессе;

- воспитание общечеловеческих ,духовно-нравственных, национально – культурных ценностей;

- создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном творчестве, спорте;

- воспитание гражданина и патриота своей страны;

- создание субъектных отношений между классным руководителем и учеником;

Самым актуальным на сегодняшний день стал вопрос здоровья, а особенно - здоровья детей. И это не случайно, т. к. дети и подростки составляют большую часть молодого поколения, что является нашим будущим, будущим республики и всей страны. Главная моя задача – формирование модели ученика как нравственно и физически здоровой личности.

Хорошо понимая значимость данной проблемы, я выработала свой метод по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, опираясь на национальные традиции и народную педагогику: участвуя в реализации республиканской программы «Образования и здоровья школьников РМ», разработала творческий проект «В здоровом теле – здоровый дух» на 3 года для учащихся 5-7классов, главная цель, которой определяет направления и пути её реализации: сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья учащихся.    

Я уделяю большое внимание тому, чтобы каждый мой учащийся  занимался в спортивных кружках. Использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья как физического, так и духовного. Уже несколько лет  мои ученики занимают призовые места в районном конкурсе по волейболу, теннису, баскетболу, лыжах. Успешно сдают нормыГТО.Мои воспитанники готовят плакаты, выпускают газеты, пишут рефераты, где раскрывается роль вредных привычек, гигиенические нормы питания, значение физических упражнений и поведения.  Организую встречи с медицинскими работниками, помогаю готовиться к спортивным соревнованиям: «Я-будущий защитник Отечества», «Смотр строя и песни» «Веселые старты», провожу классные часы. Большое внимание уделяю профилактике сколиоза, миопии, кариеса. Работа по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни была бы неполной без проведения традиционных профилактических мер:

- тематических лекториев врачей;

- медосмотров(а так же на предмет употребления наркотических веществ), прививок;

- организации рационального питания;

 - психологической службы и т. д.

 Мои воспитанники занимают призовые места в спортивных соревнованиях по школе, по району, по республике. Успешно сдают нормы ГТО. Я сама – победитель районных соревнований по лыжам и волейболу.

Не менее  актуальным на сегодняшний день стал вопрос духовно-нравственного воспитания. Семья утратила контроль над свободным временем детей и подростков. Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за последние десятилетия существенно сократила время их общения с детьми. В семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в том числе, безнравственными средствами. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом.

     Республика Мордовия уже в течение довольно длительного времени создает собственную региональную систему воспитания, обусловленную его традициями, народно-национальным колоритом.На сегодняшний день республика обладает значительными исходными ресурсами для обновления и дальнейшего развития системы воспитания детей и молодежи, наработанными в предыдущие годы.

   Особая созидательная миссии в поиске образа социально-существенной личности, основ и индивидуальной социальной активности, гражданственности, толерантности, ответственности, исключительная роль в решении задач  духовно-нравственного воспитания принадлежит семье. Семья имеет значительные воспитательные возможности, обладает рядом специфических особенностей как коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельности по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительская любовь – это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

     Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

     Правильно организованная квалифицированная помощь родителям в духовно-нравственном воспитании со стороны школы и классных руководителей является требованием времени.

     Большинство детей моего класса воспитываются в неполных семьях, но в  доброжелательной атмосфере. Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета.

Как классный руководитель, собираю следующую информацию о семье ученика: общие сведения о родителях, жилищные условия семьи и ее материальную обеспеченность, образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка  в школьном коллективе, уровень педагогической культуры родителей, авторитет семьи в глазах ребенка, семейные традиции, обычаи и ритуалы, положения ребенка в семье и воспитательные возможности семьи. Провожу совместные праздники, мероприятия: «Моя родословная», «Традиции моей семьи», «Профессии моих родителей» и т.д.  

 Изучение семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Исходя из этого я уже строю свою работу параллельно работе родителей.

     При этом классному руководителю надо проявлять чуткость, искренность, уважение и особый профессиональный такт, чтобы избежать настороженности у членов семьи, они не должны чувствовать себя объектом изучения, задача педагога - оказание помощи.

     Особенно полезными членами в этом деле  оказываются бабушки и дедушки. Каждый год в день пожилых в классе собирались , эти уважаемые люди.  Они оказывают неоценимую роль в духовно-нравственном воспитании наших детей. Бабушки рассказывают о поведении, одежде, о подготовке к будущей жизни, а дедушки учат наших ребят быть смелыми, стойкими, любить спорт, отвергать вредные привычки.

    Конференции - как  форма  педагогического просвещения призваны расширить, углублять и укреплять знания о воспитании. В нашей школе педагогические конференции проводятся один раз в год, так как они требуют серьезной подготовки, как со стороны организаторов, так и со  стороны родителей.

Они сопровождаются выставкой работ учащихся, книг для родителей, выступлениями специалистов и концертом художественной самодеятельности.

   Самым эффективным способом работы с родителями я считаю индивидуальные тематические  беседы. При этом родители получают представление о школьных делах и поведении их ребенка, классный руководитель получает конкретную информацию об ученике.

   Родительские собрания - одна из форм анализа, осмысления классных и  общешкольных проблем. Эффективность родительских собраний увеличивается, если они используются не только как средство подведения итогов успеваемости, а как широкая возможность для рассмотрения актуальных педагогических проблем, на сегодняшний день – это духовно – нравственное воспитание наших детей.

  Ежегодно избираемый родительский комитет, состоящий из наиболее опытных, инициативных родителей, являются первыми моими помощниками в организации воспитательной работы в нашем классе. Они помогают проводить внеклассные мероприятия, устанавливают контакты с другими родителями.

   Мы учителя и родители должны работать во благо ребенка. Ученик, окончив школу, должен выйти в большую жизнь, зная и уважая семью, традиции семьи, родительский дом. Для них отец и мать должны быть авторитетами, которые всю жизнь поддержат их. А он, в свою очередь, должен уважать старших и младших, помочь старикам и больным, помнить и уважать свою школу, учителей, одноклассников. Он должен уважать труд, знать, что основой всех благ на Земле является добросовестный труд.

    Именно  духовно – нравственное воспитание утверждает семейные и общечеловеческие ценности, повышает культуру семейных взаимоотношений, предупреждает детскую безнадзорность и асоциальное поведение, реализует национальные интересы семей и координирует деятельность государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи в духовно – нравственном воспитании детей.

    К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в храмах, и в мечетях, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.   В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны

Мои дети  активно участвуют в школьных,   районных,  зональных мероприятиях и занимают призовые места..

Результатами моей работы являются:

- создание базы сценариев мероприятий, классных часов, игр, инсценировок, конкурсов, анкет по воспитательной работе;

- презентация «Система работы классного руководителя»;

- творческий проект «Сәламәт тәндә-сәламәт акыл»;

- папка классного руководителя;

- портфолио классного руководителя;

- творческая лаборатория классного руководителя;

- портфолио учеников;

- тематика и схемы проведения классных часов и родительских собраний(особое внимание уделяю  работе с родителями по  антинаркотической программе Вахрушевой И.Г.«Путь к успеху» совместно с психологом, организую проведение собраний и занятий по данной программе);

- диагностика здоровья учащихся;

- мониторинг работы классного руководителя;

- заповеди классного руководителя.

Особенностями моей методики, конкретно-методологическими принципами являются:

- применение разнообразных приемов и форм, средств воспитания;

- наличие методической литературы;

-наличие образовательной перспективы и свободный выбор уровня достижения результатов.

Использую следующие методы и формы воспитания:

-лекции, практикумы, классные часы, диспут, ролевые игры, индивидуальные консультации, анкетирование, мозговой штурм, родительские собрания, конференции.

     Ведущими моими приемами воспитания я считаю, во-первых, постановку задач и проблем, во-вторых - творческий поиск, а затем уже коллективную творческую деятельность.

Результатом моей работы как классного руководителя считаю то,что мои воспитанники ведут здоровый образ жизни ,не состоят на профилактических учётах различного вида,не употребляют алкогольные напитки.Их день всегда насыщен как в учебной,так и внеурочной и внешкольной деятельности.

Анализируя проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.