Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Тютрина Анна Константиновна

Перечисление и классификация методов, средств и форм организации деятельности учащихся, применяемых на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений в педагогике является гуманистическая направленность обучения. На сегодняшний день в центре внимания находится ученик, его личность и внутренний мир. Поэтому основной целью учителя является выбор форм и методов организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Как и многие педагоги, я стремлюсь применять такие педагогические приёмы, которые помогают создать для учащихся ситуацию успеха, ориентирую учащихся на развитие их интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной компетентности учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Формы и методы,  которые я  использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Хочется отметить, что у учащихся постепенно повышается интерес к изучению предмета, вырабатываются навыки использования знаний на практике, активизируются различные виды общения.

На мой взгляд, моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы:

  • создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
  • активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.

Методы обучения - важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.

Метод обучения выполняет важные функции в процессе обучения: с его помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Метод также выполняет стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса.

Я использую на уроках следующие методы:

1. Словесные методы обучения школьников английскому языку.

Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

Рассказ – это образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.

Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.

Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий.

Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.

По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.

Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов; сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе мною используются все виды бесед.

Синтезирующие (итоговые или закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях и, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.

Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.

2. Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.

Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность обучающихся носит характер алгоритма. Данный способ существует для усвоения навыков и умений, через систему поручений создается деятельность обучаемых по многократному повторению сообщенных им сведений и изображенных методов деятельности. В зависимости от сложности заданий, от способностей учащегося зависит, по продолжительности, сколько раз и с какими интервалами он обязан повторять работу. Одним словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшим признаком репродуктивного метода.

Репродуктивный метод обучения применяется мною в основном для успешного формирования умений, навыков обучающихся, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность преподавателя.

Для того чтобы повысить эффективность репродуктивного метода преподавателями и методистами разрабатывается специальная структура репродуктивных методов обучения, включает она упражнения и задания (под названием «дидактические материалы»). Однако необходимо помнить давно известную правду о том, что количество повторений совсем не всегда прямо пропорционально качеству усвоенных знаний. При общем значении репродукции использование большого объема заданий, задач, упражнений одного типа понижает интерес обучающихся к усвояемому материалу. Потому необходимо строго дозировать меры по использованию репродуктивного метода обучения, при этом вести учет индивидуальных возможностей обучающихся.

На среднем и старшем этапах можно использовать графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, уроки с использованием интерактивной доски.

Таким образом, обретения ЗУН через систему специальных заданий деятельность учащихся организовывается по не одноразовому воспроизведению данных им знаний их деятельности. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучающегося напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Учеными установлено, что усваивание новых слов при тщательном изучении иностранного языка требует того, чтобы данные слова встретились примерно 20 повторений на каком-то определенном сроке. Одним словом можно сказать, что воспроизведение и повтор метода деятельности по образцу являются основным признаком репродуктивного метода обучения.

Репродуктивный характер мышления характеризует активное принятие и запоминание преподносимой преподавателем и другими источниками новой информации. Использование данного метода не возможно без применения словесных, практических и наглядных способов и приемов обучения, являющиеся материальной основой таких методов. В технологиях обучения репродуктивного направления выделяют следующие основные признаки. Главное и значимое преимущество такого метода – это экономность. За счет этого обеспечивается возможность передачи немалого объема знаний за минимальный срок. При многоразовом повторении прочность полученных знаний может быть крепкой.

При репродуктивных методах наглядность обучения применяется с целью более активного и точного запоминания получаемой информации. Специальные репродуктивные упражнения, применяемые мною на уроках,  наиболее эффективно содействуют обработке практических умений, так как превращение умений в навыки тоже требует многократных действий по заложенному образцу.

Такой метод обучения обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтез, но не может гарантировать развитие творческих способностей.

3. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод.

Данный метод заключается в том, что преподаватель передает обучающимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а обучающиеся воспринимают, осознают, осмысливают и закрепляют в памяти данную информацию. Роль преподавателя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по выполнению упражнений). Если же обучающий воспринял и понял сообщенную ему информацию или грамматический материал и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.

Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (презентации, видео, таблицы и т.д.). Обучающиеся в этот момент слушают, смотрят, манипулируют сведениями, читают, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученными и запоминают. Это метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития обучающихся. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.

Этот метод обучения часто используется мною в начале изучения какой-либо новой темы, когда у обучающихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Моя задача заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, с чего лучше начать формирование знаний — со словесного изложения, чтения текста учебника или учебного материала или с организации наглядного восприятия (учебной презентации, таблицы, рисунка и пр.). Решение этих вопросов зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности группы, т.е. знаний, которые уже накопились у обучащихся к моменту изучения нового материала.

Сильные стороны объяснительно-иллюстративного метода:

  • организационная четкость педагогического процесса,
  • систематический характер обучения,
  • идейно-эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучающихся,
  • разносторонность и обилие информации,
  • богатое использование наглядности, технических средств обучения.

4. Проблемный метод.

В процессе работы стала прослеживаться тенденция повышения качества знаний учащихся по английскому языку, при котором учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания в готовом виде, а в результате мыслительной̆ работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Использование методики проблемного обучения на основе интегральной технологии обеспечивает высокую результативность обучения, включенность каждого ребенка в процесс творческого мышления и совместной творческой деятельности, способствует формированию языковой и коммуникативной компетентности школьников, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр.

Учащихся необходимо научить думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках нужно применять элементы проблемного обучения, как на этапе введения нового материала, так и при его отработке и контроле знаний, умений и навыков.

При работе над грамматическим материалом проблемные задания применяются для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся на место исследователей. Например, у учащихся всегда вызывает трудности усвоение грамматических времен английского языка.

Проблемные задания можно и нужно применять на разных этапах обучения.

Для начинающего этапа (младшие классы) можно применить поисково-игровые задания, направленные на развитие навыков наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления, например:

  • соедините цифры с рисунком;
  • найдите различия между картинками,
  • найдите путь на карте,
  • составьте картинку из компонентов; и т.д.

Для учащихся среднего звена я предлагаю познавательно-поисковые задания, задания на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, например:

  • выберите из текста информацию, которая описывает характер героя;
  • оформите ее в таблицу,
  • составьте по таблице рассказ;
  • составьте вопросы по таблице;
  • восстановите последовательность событий; и т.д.

При обучении говорению научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную атмосферу на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.

Сейчас в методике очень популярен метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими учениками, так как это позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод не просто решает задачу обучения говорению, но и позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию. Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль.

Чтобы повысить уровень проблемности можно попросить ученика представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора.

Например, при изучении географического положения англо-говорящих стран, географических объектов на карте, учащимся можно попросить учащихся сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении страны.

При изучении темы «Health» (Здоровье) предложить участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника, перевоплотившись в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, подобрать соответствующую атрибутику - белый халат, стетоскоп и т.п.

Преимущество проблемного метода также заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный и творческий потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А учитель помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов и ответов.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы, создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

5. Игровой метод.

Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. В настоящее время применение игр широко освещается в различной литературе.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Место игр на уроке (как и любого активного метода) и отводимое время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Выделяют следующие категории игр на уроке английского языка:

  1. лексические игры;
  2. грамматические игры;
  3. фонетические игры;
  4. орфографические игры;
  5. творческие игры.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев в игре объединяются несколько категорий – я использую в своей работе лексико-грамматические, лексико-орфографические, грамматико-творческие и многие другие игры.

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых - постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Но нужно помнить, что игра – лишь элемент урока, и  она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

Средства обучения школьников английскому языку

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.

Главное дидактическое назначение средств обучения - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации:

  1. индивидуальная работа;
  2. фронтальная работа;
  3. групповая форма работы.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть:

  • работа по карточкам;
  • работа с картой;
  • работа у доски;
  • заполнение таблиц;
  • написание рефератов, докладов;
  • работа с учебниками и т. д.

Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:

  • для закрепления полученных знаний;
  • для обобщения и повторения пройденного материала;
  • при самостоятельном изучении нового материала и т. д.

Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть:

  • беседа;
  • обсуждение;
  • сравнение;
  • диктант и т. д.

Данная форма работы позволяет:

  • установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы;
  • активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.

Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.

У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

Групповая форма работы в классе предусматривает:

  • деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
  • количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
  • при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:

  • учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
  • существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п. На своих уроках я стараюсь использовать сочетание индивидуальной и фронтальной работы учащихся.

В заключении хочу сказать, что  выбранные мною методы, средства и формы организации деятельности учащихся, помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении,  обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.