Дополнительное направление моей работы.

Галина Сергеевна Корягина

Предлагаемая  статья  посвящена вопросу профилактики суицидального поведения у подростков.  Продемонстрирована  специфика работы социального педагога МКОУ ДО "МЦДК"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение  обучающихся, склонных к суицидальному поведению

( из опыта работы социального педагога муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования                                   « Мещовский центр диагностики и консультирования» по результатам социально-психологического тестирования

 в 2022-2023 учебном году)

                                                                       Копилка психолога техники работы с суицидальными тенденциями

Предлагаемая статья посвящена вопросу профилактики суицидального поведения у подростков. В статье рассматриваются современные тенденции причин, подстегивающих суицидальную активность. Представлены также причины авитального поведения у подростков.  Автор статьи демонстрирует   специфику работы социального педагога муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Мещовский центр диагностики и консультирования» (далее Центр) по результатам социально-психологического тестирования в 2022-2023 учебном году. Также в статье приведены примеры проведения профилактических мероприятий для обучающихся и родителей.

     Современная жизнь порой мешает подростку определить  приоритеты и  ценности, реализовать потребности из-за невозможности самостоятельного трудоустройства; низкого материального достаток   родителей; неумение самореализоваться и т.д.

Современный подросток испытывает высокую тревожность в отношении будущего, остро переживает конфликты с родителями, что порождает у него чувства одиночества и незащищенности. У незащищенного взрослым подростка, все это может привести к формированию суицидального поведения.

Специфика работы Цента обусловлена результатами единой методики социально-психологического тестирования в 2022-2023 учебном  году (далее СПТ) и в построении профилактической работы специалистами, владеющими методами углубленной диагностики, выявленных сложностей обучающихся.    

        Профилактика самоубийств- это целая наука вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.

      Целью профилактической работы Центра является: оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся по результатам СПТ.

Педагогическая  профилактика суицидального поведения заключается в том, чтобы помочь подростку справиться с душевными страданиями, стрессом, а также - с реальными физическими и социальными проблемами.

Это могут быть:

  • личностные и внутрисемейные конфликты (недостаток заботы и внимания близких, потеря или смерть родных и друзей, неразделенная любовь, тяжелая психологическая обстановка в семье);
  • острое психическое состояние (одна треть детских суицидов совершается в состоянии психоза и бреда);
  • тяжелое физическое состояние (как правило, причиной является неуточненный диагноз, требующий длительного изнуряющего лечения и лишающий ребенка привычного качества жизни, онкология, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулёз и т.д.);
  • боязнь расплаты за асоциальное поведение (страх позора, наказания и осуждения, а также раскаяние за неблаговидный поступок);
  • внутришкольные конфликты (неуспеваемость, ощущение проявленной несправедливости учителей и одноклассников);
  • материально-бытовые трудности.

В зависимости от ведущего мотива, подросток видит в самоубийстве способ  выразить протест или отомстить ; получить помощь, призвать к диалогу; избежать угрозы наказания, а также физического и психологического страдания; избавиться от чувства вины; отказаться от жизни, где желания не совпадают с реальностью.

Признаки готовности ребенка к суициду:

  • утрата интереса к любимым занятиям;
  • резкие перепады настроения, беспричинные слезы;
  • неряшливость;
  • резкое снижение успеваемости и рассеянность;
  • тяга к уединению, отдаление от близких;
  • склонность к риску, неоправданным, опрометчивым поступкам;
  • потеря аппетита, бессонница, кошмары;
  • неоправданные прогулы, нарушение дисциплины;
  • подведение итогов, приведении всех дел в порядок.

В Центре  была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения  среди несовершеннолетних школ района, в реализации  которой ежегодно принимают участие все участники образовательной деятельности: Социальные педагоги,  педагоги, обучающиеся, родители, психологи.

По совместному решению педагогов школ  специалистов Центра, отвечающих за психолого-педагогическое сопровождение результатов СПТ,  профилактику суицидального поведения в учреждениях образования необходимо строить в направлении оздоравливающего, позитивного мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Также, специалисты в данной области утверждают, что отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие ситуации.

С начала учебного года особое внимание уделяется адаптации  обучающихся 1, 5, 10 классов всех образовательных школ района.  Совместно с классными руководителями ведётся  наблюдение за течением адаптационного периода. По результатам диагностики определяются дети с трудностями, с низкой активностью. С этими обучающимися в течение года проводятся  занятия, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

Далее, по заявке классного руководителя или родителя  в индивидуальном порядке реализуется углубленное обследование учащегося, далее при необходимости коррекционная и просветительская робота.

   В преддверии выпускных экзаменов (9,11классы) с обучающимися проводится диагностическое обследование эмоционального состояния, и склонности к депрессивному состоянию. Со всеми выпускниками проводятся занятия с элементами тренинга, способствующие снятию эмоционального напряжения и обучению способам саморегуляции и самоконтроля.

С педагогическими  коллективами школ района проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида.

На разных ступенях образовательного процесса, направленного на общую профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

          Основная школа - это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости.

          В старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении  проблем (самопознание, поиск смысла жизни, формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

Формами профилактической  работы, являются: мини-лекции,  библиотерапия,  дискуссии, беседы, ролевые игры, тесты, конкурсы,  просмотр  и обсуждение видеофильмов, занятия с элементами тренинга. С целью просвещения родителей совместно с классными руководителями школ  планируются  выступления на родительских собраниях, где предоставляется информация  о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка, имеющего суицидальные намерения, создании безопасной психологической атмосферы в семье. Важно усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств и оружия, информировать об имеющихся психологических, социальных и медицинских службах.

          Приведу пример нескольких занятий различных формы с участниками  образовательного процесса.

  1. Тема: «Как прекрасен этот мир…»

Класс: 7

Форма проведения: Беседа-размышление с элементами тренинга  

Ориентировочное время: 45 минут

Цель: профилактика подросткового суицида, формирование жизнеустойчивых позиций у подростков. 

Задачи:

−       активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу;

−       развивать коммуникативные умения  обучающихся.

Ход занятия

1.Орг. момент.

2.Определение темы и цели занятия (Просмотр  музыкального ролика «О как прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого)

3.  Вступительное слово социального педагога -высказывание Леонардо Да Винчи: Помни, жизнь есть дар, Великий дар, И тот, Кто ее не ценит, Этого дара не заслуживает.

Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. Предлагаю прослушать песню в исполнении Самоцветов «Все, что в жизни есть у меня…»

4. Решение проблем при трудных жизненных ситуациях.

Рассматриваемые ситуации:

1)     Алкоголизм родителей

2)     Финансовые трудности

3)     Необоснованные обвинения

4)     Неразделенная любовь

5)     Насилие со стороны взрослых

6)     Отношение со сверстниками

Пути решения:

1)     Работа «Телефонов доверия»

2)     Помощь профессиональных психологов, социологов

3)     Поддержка друга

4)     Помощь со стороны близких родственников

5)     Помощь со стороны классного руководителя

5.Демонстрация опыта и размышление на тему: «Смысл жизни»

Берется стакан и наполняется  камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивается у  учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда педагог высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз  педагог  спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз  педагог спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.

6.Обсуждение выражения                                                                                                      Ребята обсуждают выражение:  «Смерть не имеет к нам отношения: пока мы живы, ее нет, когда есть она, то нет нас» (Эпикур)

 7. Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения: педагог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

8.   Рефлексия

  У детей  на парте  листочки с разными надписями. Дети должны задуматься над вопросом? « Что для вас смысл жизни?» ,выбрать правильный ответ и закрепить на  лучах СОЛНЫШКИ.  (работа в парах)

9.    Итог занятия                                                                                                                                      Эпиграф урока. (Озвучить) под песню «Как прекрасен этот мир»

       2. Тема: «Жизнь одна»  (Занятие для подростков  по профилактике суицидального поведения.)

Класс: 10-11

Форма проведения: час общения

Ориентировочное время: 45 минут

Цель: повышение адаптационного потенциала несовершеннолетних путем расширения представлений о способах выхода из трудных жизненных ситуаций, раскрытие собственных возможностей и ресурсов.

1.Дискуссия о трудных жизненных ситуациях

Цели: Прояснение уровня информированности учащихся по данной теме; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения обучающихся в сложных жизненных ситуациях.

2.Упражнение «Зато...»

Цель: расширение представлений участников о трудных жизненных ситуациях, представлений о путях выхода из подобных ситуаций

   Каждому участнику игры предлагается вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

 Затем все листки социальный педагог собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения: каждая написанная ситуация зачитывается  и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...».

3.Разминка. «Капкан или замкнутый круг»

Цель: Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.

 Участникам предлагается встать в круг. Одному желающему  встать  в середину с  педагогом!?

Кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет?  Задача людей - выбраться из капкана приемлемыми способами. Задача капкана - держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах.

Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди? О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?

В ходе игры ведущий может показать учащимся, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.

4.Упражнение «Плохое настроение»

Цель: Обучение адекватным способам отреагирования, проработки негативных эмоций.

Обучающимся даётся лист А4 и карандаши. Нужно вспомнить, что  они чувствуют, кода у них плохое настроение и изобразить свои чувства в виде абстрактного рисунка.   Это могут быть кляксы, пятна, черточки и т.д.

Далее им нужно дорисовать рисунок таким образом, чтобы он стал вам приятнее. (дорисовывают).  Если состояние не стало лучше, то  предлагается смять лист и выбросить в мусорку, при этом представляя, что  выбрасывается весь негатив, который  накопился.

5.Упражнение «Мир красок»

Цель: обучение позитивному мышлению

 Каждому даются карточки (МАК «Цвета и чувства») с абстрактным рисунком.  Задача детей: какая бы карточка  не попалась, нужно в ней увидеть нечто позитивное. (раздаются карты, дети смотрят). Затем дети разбиваются по парам. Даётся минута, чтобы представить своему товарищу свою версию. (работа в парах)

Далее педагог, подводя итог упражнения говорит о внутренних и внешних ресурсах детей.  

6.Упражнение «Цветок»

Цель: поиск внутренних и внешних ресурсов личности

Педагог предлагает нарисовать  ромашку  с лепестками и листиками на стебле, и обязательно, чтобы  цветок был заземлен, то есть имел опору, землю откуда прорастает. В каждом лепестке вписывается собственное качество, которым гордится обучающийся  и которое  может помочь.

В листья вписываются те люди, которые  поддерживают в сложных ситуациях. Затем опора-  то на чем стоит наш цветок, из чего растет.

7.Упражнение «Я не один»

Цель: Формирование ресурса «Поиск социальной поддержки»

Педагог просит встать обучающихся, взяться за руки и закрыть глаза, почувствовать тепло рук, поддержку.

8. Заключительное слово

9. Подведение итогов (рефлексия)

Участники получают закладки для книг с метафорическим содержанием занятия.

3. Тема: «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»

Целевая аудитория – родители обучающихся

Форма проведения: родительское собрание с элементами тренинга

Ориентировочное время: 45 минут

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

-  воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;

- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.

Ход родительского собрания

Приветственное  слово психолога

Беседа:

-суицидальное поведение;

-подростковая депрессия;

-особенности подросткового суицида;                                                                                                 -раздача Памяток  для родителей с конкретными рекомендациями по профилактике суицидального поведения подростков.

 Игра «Подарки».

Необходимые материалы: комнатный цветок, шоколад, пачка салфеток, семечки, ручки, листы бумаги, три шкатулки, роза.

Педагог : У меня есть четыре небольших подарка (выкладывает шоколад, пачку салфеток, семечки и розу).Попрошу Вас взять ручки, листы бумаги и присесть. Напишите на листках своё имя и тот подарок, который вы бы хотели получить. Сложите листочки и передайте их мне.

После того как участники написали записки, педагог вручает невпопад каждому из них подарок за участие в игре.

    Обсуждение:                                                                                                                   Вывод: неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что вас не понимают, не учитывают  или не знают наших интересов. И если такая ситуация повторяется несколько раз – это лишь подтверждает мнение, что вас не любят, вами не дорожат. Почему? Потому, что не понимают, что вам нужно, что вас порадует. Наша любовь к детям – это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.

      Письменное задание для всех родителей.

Необходимые материалы: ручки, листы бумаги. Время выполнения задания 3-4 минуты.

Участникам предлагается письменно ответить на вопрос: как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? По каким нашим действиям дети это понимают? Ответы родителей собираются. На данном этапе результаты этого задания не обсуждаются, они будут проанализированы при оценке результативности данного мероприятия.

Информирование родителей о языках любви.

Каждому родителю раздаётся распечатка  «Дети и языки любви».

Работа в парах «Определи язык любви».

Необходимые материалы: конфеты по две штуки каждого сорта, находятся в непрозрачном  мешочке, ручки, ситуации.

Педагог предлагает более подробно рассмотреть  каждый из языков любви. А сделаем это в необычной форме. Я подойду к каждому из вас, а вы достанете из этого мешочка себе конфету, тем, у кого одинаковые конфеты нужно сесть рядом в пару.

Вниманию родителей предлагаются ситуации.

Язык любви ребёнка

1. «Я не уверен, что мои родители любят меня. Они никогда не делали мне сюрпризов, как родители Паши, они покупают то, что мне не надо, не знают, что бы я хотел даже на мой день рождения»                                                                                 2. «Вы никогда не помогаете мне делать домашнюю работу, вот почему у меня плохие отметки»                                                                                                                      3«Вчера мама сказала, что я безответственный и что, если я не изменюсь, я никогда не поступлю в колледж. Она говорит, что я неповоротливый и невежливый»                                                                                                                4«Когда я пытаюсь поговорить с тобой, ты никогда не уделяешь мне внимания. Ты то шьёшь, то читаешь книгу, то работаешь, то смотришь телевизор. Ты всегда чем-то занята. У меня такое чувство, словно я тебе мешаю. Когда пытаюсь поговорить с тобой, мне хочется, чтобы иногда ты просто посидела со мной и поговорила, ничего больше не делая в это время»                                     5Двенадцатилетний Паша спрашивает: «Папа, когда мы пойдём в поход?»  6.Мария, 15 лет: «Мой папа больше не обнимает меня, как раньше. Но мне не хватает его объятий. Они заставляют меня чувствовать себя особенной».

Обсуждение ответов к ситуациям.

Педагог : читает родителям отрывок из книги Г.Чепмэна «Пять путей к сердцу подростка»

Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».

Необходимые материалы: ручки, бумага.

Ведущий: Закончите предложения:

 «Вначале мероприятия я чувствовал (а)….»,

«Сейчас я чувствую……»,

«Я уверен (на), что ….»,

«Я понимаю, что…»

«Теперь я знаю…»

«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»

«Думаю, что…».

Подведение итога

.

Список литературы

  1. Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. Организация Всероссийского родительского собрания «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» // Образование личности. 2017. № 2. С. 2848.
  2. Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.
  3. Единый урок безопасности // Дети в информационном обществе. 2017. № 4(26). Специальный выпуск. URL: http: //detionline.com/j ournal/numbers/26
  4. Сыроквашина, К.В. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков / К.В. Сыроквашина, Е.Г. Дозорцева // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24. - № 3. - С. 8-24.
  5. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / Под ред. Вихристюк О.В. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015.
  6. Калинина Н.В.,Игумнов С.А.,Артамонова Е.Г.,Ефимова О.И., Коренский Н.В Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — 48 с.                                                                                                                                                                                                           7. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. — СПб.: Речь, 2007. — 368 с., 52].

Полезные ресурсы:



Предварительный просмотр:

 Роль родителей и педагогов в профилактике наркозависимости у детей школьного возраста

За последние годы в России увеличилось количество наркозависимых детей и подростков. Эта социальная проблема стала видоизменяться и нести более тяжелые последствия для нашего общества. Индустрия психотропных и психоактивных препаратов стала интригующей, интересной, привлекательной для детей. Теперь наркотики маскируют в конфетах, они имеют яркие оболочки и обертки  и это привлекает. Детям рассказывают мифы о том, что современные наркотики не вызывают  привыкания и  от них  можно отказаться  в любой момент.

 Активизировалась деятельность неформальных групп, пропагандирующих и вовлекающих подростков в потребление наркотических веществ, постоянная вербовка детей в ряды правонарушителей (сбыт наркотиков).

Перед педагогическим сообществом проблема профилактики наркомании среди детей и подростков встала особенно остро. С каждым годом информационное поле антинаркотической направленности растет, все сложнее стало работать с детьми. Подросткам в интернете не сложно найти список запрещенных к применению препаратов, инструкцию к их потреблению, и даже заказать «наркотовар» на дом. Существует свободный доступ для подростков и молодежи.

      Первичной профилактикой наркомании подростков сегодня преимущественно занимается система общего образования – средние школы, где подрастающее поколение проводит большую часть времени. И хотя любое образовательное учреждение обладает всеми возможностями для профилактической работы с подростками, никакие превентивные мероприятия, проводимые образовательными учреждениями, не будут эффективны, пока в эту работу не включатся родители подростка, поскольку, во-первых, именно родители, являясь первыми педагогами, закладывают основы здорового образа жизни ребенка; во-вторых, в своем поведении подросток зачастую опирается на родительский пример; в-третьих, родители являются самыми заинтересованными субъектами профилактики.

     Первичной универсальной профилактикой внутри семьи является безусловная позитивность, настрой родителей (законных представителей) на раскрытие ресурсов личности ребенка, поддержку и помощь ему в жизненном самоопределении и построении жизненного пути, опираясь на рекомендации специалистов: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.

В процессе антинаркотического воспитания подростка родители не должны регулярно обрушивать на него поток устрашающей информации. Все беседы желательно приурочивать к подходящему событию или ситуации, информация должна быть достоверной и убедительной. В ходе разговора у подростка обычно возникает немало вопросов, и задача взрослых  быть готовыми к аргументированным и обоснованным ответам, не оставляющих никаких сомнений. В противном случае, интересующую их информацию подростки могут получить во дворе, в школе от своих сверстников. Искаженные же, недостоверные сведения могут стать провокационными, возбуждающими интерес к наркотикам.

Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков, и профилактические действия должны начинаться примерно в 12 лет.

          Употребление наркотических веществ подростками – это симптом психологических и социально-педагогических проблем, в связи с этим  профилактика наркомании должна быть нацелена не на уничтожение симптома, а на устранение глубинных проблем переходного возраста. Педагоги и родители должны действовать незамедлительно. Ведь именно в подростковом возрасте особенно заметны дефекты интеллектуального, речевого, физического развития, нарушения поведения и школьной адаптации.

Существует несколько форм воздействия.

1. Профилактическая работа с детьми:

индивидуальная – беседы, психотерапия;

групповая – тренинги, дискуссии, круглые столы, ролевые игры.

2. Антинаркотическое просвещение (учащихся, родителей и учителей).

3. Шефство (постоянный контроль за детьми группы риска);

4.Альтернативное воспитание (помощь в организации свободного времени подростков).

- Беседа. Содержанием беседы, является, как правило, разъяснение пагубности немедицинского приёма наркотиков, а также разъяснение существующего законодательства, направленного на борьбу с распространением наркомании. Учителям, занимающимся профилактической работой с потребителями наркотиков, в первую очередь необходимо знание личности воспитуемого, уровня его развития, его личного отношения к проблеме. При проведении беседы могут быть использованы следующие приёмы:

 «Тактика испуга». Прибегая к ней, важно помнить о необходимости реального освещения фактов. В случае же преувеличения последствии наркотизации, можно добиться противоположного результата. Нужно подбирать случаи, которые затрагивают данное лицо. Необходимо оперировать более близкими для восприятия подростка фактами статистики, а не отдельными «страшными» случаями, которые воспринимаются с убеждением, что «со мной такого не произойдёт». Из практики воздействия на наркоманов известно, что из всех отрицательных чувств, которые можно вызвать у него (стыд, вина, ущемление самолюбия) в противовес удовольствию, получаемому от потребления наркотика, наиболее действенным оказывается более глубинное чувство – страх. Формирование его зависит от интенсивности воздействия. Поэтому можно использовать сильные раздражители – показать одурманенного наркомана или даже умершего от передозировки.

Обращение к эгоистическим чувствам. Здесь подразумеваются нравственные черты (совесть, сострадание, благодарность) в отношении не только к близким людям, но и к обществу в целом. Мы имеем дело с личностью, круг интересов которой по мере злоупотребления ещё не сузился до представлений, связанных только с наркотизацией.

 Убеждение. Оно эффективно для подростков, которые ещё не потеряли способности критически оценивать своё поведение.

 Способ привлечения к беседе профессионалов. Для убеждения начинающих потребителей, которые ещё не испытывают болезненного привыкания к наркотикам, можно привлечь врачей, психологов, социологов. Это особенно целесообразно для подросткового возраста, когда всё подвергается сомнению и проверке. Привлекая различного рода специалистов к беседе с потребителями наркотиков, нужно помнить, что в зависимости от возраста слушателя, различен уровень доверия и интереса. При работе с молодёжью следует иметь в виду, что подростки обычно больше доверяют информации, полученной от лиц, близких по возрасту. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики. Учитель обязан рассказать ребёнку о существовании наркотиков и о вреде, который они приносят. Беседа с подростком состоит из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо рассказать о наркотиках что-нибудь интересное. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы нужно показать всё самое страшное о зависимости, её последствиях и ранней смерти от наркотиков. Общаясь с детьми, надо помнить, что разговор об ужасах, связанных с приёмом наркотиков, не способен удовлетворить свойственное ребёнку любопытство и изложенная информация не будет иметь эффекта. 

Возможно полезным будет привлечение в качестве своеобразных «экспертов» бывших наркоманов. Однако при этом необходим очень осторожный подход. С одной стороны, человек должен быть достаточно умелым пропагандистом пагубности наркомании, с другой стороны – само его появление в здоровом виде доказывает возможность возвращения в нормальную жизнь. Следовательно, у воспитуемых может возникнуть мысль, что и они могут пройти тот же путь.    

Антинаркотическое просвещение. Учителя доводят до каждого несовершеннолетнего информацию о пагубном влиянии наркотических веществ на организм, особенно детский, о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатит, сифилис. Последнее может послужить дополнительным аргументом против начала или продолжения употребления, особенно внутривенного, психоактивных веществ.

Шефство. Чтобы уберечь детей от возможной наркотизации необходимо оказывать подросткам, склонным к наркомании усиленную социально-педагогическую помощь и наладить тщательный контроль за их образом жизни.

Учитель может содействовать организации полезного время препровождения, помощи учёбе, поддержанию душевного равновесия. На школу и семью ложится ответственная задача – помочь подростку научиться жить без наркотика, оказать реальную помощь в адаптации к про-социальным условиям. С одной стороны, человек физически может жить без наркотика, с другой – состояние наркотической эйфории очень притягательно для подростка, несмотря на известные ему последствия. Со стороны учителей и родителей необходим полный контроль.

Из семьи в многообразной форме на ребёнка воздействуют импульсы, которые находят отражение в его личности, в манере его поведения, в отношении к различным жизненным обстоятельствам. Часто семья не в состоянии оказывать положительное влияние на подростка, поскольку является неблагополучной или отсутствует вообще.

Учителю необходимо знать, какова ситуация в семье подростка. Педагог, хорошо знающий свой класс, имеет представление о трудностях проблемных детей, и при обычном общении с родителями ребёнка, он может по-дружески выяснить обстоятельства нарушения семейных отношений.

 Педагог, общаясь с подростками, разговаривает о них самих и о том, что их волнует, при этом не поучает, а показывает разнообразие мнений и позиций. Учитель замечает малейшие проявления педагогических и социальных проблем у детей. Он ставит перед собой определённые цели: изучение проблемных подростков, организация педагогической помощи и свободного времени «трудных» детей. Каждый педагог составляет для себя индивидуальный план взаимодействия с учащимися, который включает следующие пункты:

– выявить всех проблемных детей, их интересы, потребности, трудности;

– установить характер педагогической запущенности детей путём систематических наблюдений за ними, изучением результатов их деятельности;

– путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним;

– изучить склонности и способности ученика, возможные включения его во внеурочную кружковую, общественно полезную деятельность;

– установить, в какие группы, компании объединения входит подросток, направленность этих групп, характер их влияния на учащегося;

– определить положение ребёнка в семье;

– вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;

– организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;

– установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями данной категории детей, оказывать им помощь в организации воспитательного процесса;

– вести постоянный учёт особо сложных неблагополучных семей;

– проводить лекции о здоровом образе жизни, о профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, о последствиях потребления психоактивных веществ;

– вести индивидуальные беседы по интерпретации правил гигиены с проблемными детьми;

– проводить беседы в классах по правовому воспитанию, в начальных классах – на уроках чтения проводить работу по нравственному обучению, в 5–11-х классах – антинаркотическое просвещение и воспитание проводить на уроках литературы, истории, обществоведения, на классных часах;

– привлекать подростков к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней;

– организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени.

Альтернативное воспитание. На современном этапе развития основным направлением альтернативного воспитания молодого поколения, как одного из методов антинаркотического воздействия, является организация досуговой деятельности детей (спортивные игры, соревнования, походы, экскурсии, викторины, концерты и ярмарки). Всё это проводится в образовательных учреждениях с целью нормализации отношений подростка с обществом. В результате чего развиваются его задатки способности; формируются необходимые навыки культурного поведения, которое предполагает строгое соблюдение суверенитета и равенства в общении, терпимость к чужому мнению, умение отстаивать свои убеждения, сдержанность, способность вовремя остановить бесполезный спор. Правильная, умелая организация свободного времени учащихся развивает инициативу, целеустремлённость и творчество ребят; воспитывает у них такие социально ценные качества, как самоконтроль и взаимопомощь, что в свою очередь является защитным фактором.

Трудность профилактики наркомании заключается в том, что недостаточно констатировать неблагополучие и нащупать болезненную точку, тормозящую личностный рост ребёнка, необходимо компенсировать этот дефицит.

Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество, спорт) с различными формами образовательной и профилактической деятельности (тренинги, круглые столы, дискуссии) позволяет решать проблему занятости детей и сокращать пространство девиантного поведения.

Важнейшим направлением профилактической работы является воспитание антинаркотической убеждённости у школьников силами педагогов в учреждениях системы образования. Убеждённость даёт возможность детям самостоятельно распоряжаться своей жизнью, не идти на поводу у любопытства и сомнительных компаний.

 Как выше было сказано педагогическое сопровождение осуществляется на основе принципов индивидуального подхода и активной позиции семьи подростка и требует от педагога гуманистической позиции: понимания, принятия личности ребенка, реализации диалоговых форм общения с семьей, поощрения их инициативы. Осуществляя педагогическое сопровождение, взрослый не руководит семьей, а выступает в роли организатора, инициатора действий.

Таким образом, педагогическое сопровождение семьи в профилактике наркомании подростков определяется как организация взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых (педагогических работников, родителей и подростка), позволяющая создать наиболее благоприятные педагогические условия для обеспечения эффективности профилактики наркомании подростков.

В наше время педагогическое сопровождение становится главным инструментом в успешном осуществлении семьями своих профилактических функций и развитии профилактического антинаркотического потенциала. Поэтому концепция педагогического сопровождения должна являться базовой концепцией семейной профилактики наркомании подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Булычева Е.С. Педагогическое сопровождение семьи в профилактике подростковой наркомании//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013.№ 2. С. 246-251.

2.     Зорина Л.М., Закиров И.Г., Зарипова Д.И., Кудряшова Л.А. Профилактика наркотизации населения через информационную и правовую помощь семье как первичной социальной среде формирования личности//Вестник НЦБЖД. 2011. № 1. С. 60-66.

3.     Личутина М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профилактики наркомании у подростков в семье//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 226.

4.     Орлова И.А. Роль семьи и школы в профилактике подростковой наркомании//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 2. С. 434-438.