Для родителей
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)»
Подготовила Курганова Е.А.,
учитель-дефектолог
МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН»
С точки зрения теории систем, семья является живой системой, которая имеет свою структуру и выполняет определенные функции. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная. Целью является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.
Понимание семьи как системы приводит в свою очередь к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.
- Поэтому успех коррекционной работы во многом зависит от той позиции, которую занимают родители. В силу тех или иных причин отношение родителей к своим детям неоднозначно. С позиции отношения к воспитанию и обучению ребенка, выделяют три группы родителей:
- Активные родители: они интересуются жизнью своего ребенка, постоянно общаются с учителями, воспитателями, правильно понимают свои обязанности, стараются найти специальную литературу, обсуждают и решают со специалистами вопросы, связанные с обучением ребенка, выполняют их рекомендации, проявляют инициативу.
- Пассивные родители: они, несомненно, заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны; требования педагогов выполняют только под контролем с их стороны; жизнь ребенка в группе или классе этих родителей не волнует, успехи детей не впечатляют.
- Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребенка в детский сад или школу и забыли о нем; они тяжело переживают непосредственное общение с детьми.
В соответствии с данной классификацией можно сделать вывод, что отношение родителей
к воспитанию и обучению детей является проекцией успешности в целом всей коррекционной работы. Даже самая тщательная работа специалистов не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей или лиц, их замещающих.
В большинстве случаев, родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Поэтому, для того чтобы достичь наилучшего результата в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо включать коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специалистов образовательного учреждения и родителей. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, которые могут в чем-то даже превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистами методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Таким образом, сотрудничество семьи и образовательного учреждения является важным условием успешности воздействий на ребенка.
Многие специалисты, работающие в данной области, считают, что непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять с помощью коллективной и индивидуальной форм работы.
Особенности коллективной формы работы
Коллективную работу нужно проводить в тех случаях, когда родителей можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у ребенка. А также когда образовательное учреждение позволяет это сделать. Вначале проводится общее собрание для родителей, где специалист знакомит их с работой учреждения, программой воспитания и обучения, говорит о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Прочитывается лекция об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и возможностей профилактики педагогической запущенности при неверном воспитании. Родителей подводят к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребенка.
Родителям объясняют, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:
- создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам коррекционного учреждения, так как личные антипатии родителей отражаются на восприятии ребенком педагога;
- принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у различных специалистов в соответствии с квалификацией дефекта);
- заинтересованность родителей в жизни детей (спросить у ребенка, чем и как он занимался; поинтересоваться, что запомнилось, что понравилось…).
Стимулом к активному участию родителей в коррекционно-развивающем процессе является демонстрация результатов деятельности родителей, имеющих детей со сходными проблемами развития. Дефектологи отмечают, что показательными в этом отношении могут служить библиотека игр и упражнений, подборка практического материала, предложенная специалистами данного учреждения. Впоследствии многие родители пытаются найти «новые» свои способы обучения детей, делятся опытом. Стимулом может служить и поощрение специалистами совместного художественного творчества родителей с детьми (сделанное в семье пособие можно использовать на занятии, например, по формированию связной речи или коррекции звукопроизношения).
Особенности индивидуальной формы работы
Индивидуальная форма работы позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Специалистами проводятся индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, формирование связной речи, коррекция звукопроизношения).
Некоторых взрослых, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашают для посещения занятий логопеда или воспитателей. Основное внимание родителей обращают на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.
Основной формой взаимодействия родителя и коррекционного педагога является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь служит «телефоном доверия»: взрослый может написать в нее любой вопрос, сомнение относительно качества выполнения заданий ребенком. Тетрадь заполняется коррекционным педагогом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка.
Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребенка, способствует формированию навыков связной речи. Ребенок начинает по-иному оформлять высказывание в зависимости от того, с кем говорит. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы для ребенка и родителей сохранялась «ситуация успеха», чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.
Данные формы работы позволяют сделать коррекционный процесс более эффективным.
Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с учителем-дефектологом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Литература
1.Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта / Л. М. Зальцман. // Дефектология. – 2006. - No 2. – С. 31-35.
2.Мастюкова, Е. М.Они ждут нашей помощи. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. –
М. : Педагогика, 1991. – 160 с.
3.Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
4.Микляева, Ю. В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием
речи / Ю. В. Микляева. // Дефектология. – 2001. - No 4. – С. 77-80.
5.Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной, - 2 изд., -М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней. У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река – большая река», «тонкий стебелек – маленький стебелек»). Если ребенок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги. Желательно, чтобы родители чаще спрашивали о том, что ребенок видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках, употребляли в своей речи слова «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» и требовали того же от ребенка. |
Для начала проверьте, знает ли ребенок и может ли правильно назвать части тела. Попросите ребенка назвать, нарисовать геометрические фигуры, затем спросите, что бывает круглым, овальным и т.д. Попросите определить форму предметов, находящихся в комнате. |
Вокруг нас много предметов, которые отличаются не только по форме, но и самыми разными признаками. Отыщите такие предметы и сравните их, старайтесь употреблять точные прилагательные (высокий – низкий, длинный – короткий, легкий – тяжелый, а не только большой-маленький.) |
Где бы не находились (в комнате, на улице, в магазине) предложите ребенку определить положение предметов относительно ребенка: что находится справа, слева от него, впереди, позади. |
Если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т.д.) Полезны такие игры как пазлы, мозаика, конструктор, особенно, если ребенок делает постройку по предложенной схеме, плану. Дети седьмого года жизни сами могут рисовать схемы пути, планы, в том числе, используя условные обозначения. Помогите ребенку нарисовать план комнаты или всей квартиры. Потом можно и поиграть. Спрячьте игрушку, а на плане отметьте ее местонахождение, пусть ребенок ее найдет. |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии»
Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Но, ни одно даже «самое лучшее» лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, учителя-дефектолога, логопеда, с обязательным и ведущим участием родителей.
Назначение медикаментозного лечения осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими и коррекционными занятиями.
В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего, усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит.
Практически все дети с отклонениями в развитии в связи с органическим поражением мозга уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении. Ребенка наблюдает невролог, психиатр, ортопед, окулист, врач ЛФК, логопед и дефектолог.
Но помощь ребенку заключается не только в медикаментозном лечении, это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие.
Взаимосвязь лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности. Например, среди детей, не говорящих в 2 года, встречаются дети с ослабленным здоровьем, повышенной возбудимостью, чрезмерно опекаемые родителями. Когда родители предупреждают каждое желание ребенка, у него не формируется потребность, стремление (мотивация) к речевому общению, так как он знает, что, стоит ему каким-либо способом выразить свое желание – криком, отдельным звукосочетанием, указанием пальцем и т.п., как оно будет моментально выполнено. Эти дети не нуждаются в стимулирующем медикаментозном лечении, для них необходима, прежде всего, правильная система воспитания.
У детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями общения всегда происходит отставание в развитии речи. Это часто возникает у ребенка из семьи, где частые крики, ссоры между родителями.
Ребенок с РДА (ранний детский аутизм) тоже часто не начинает говорить к двум годам. Стимулирующее медикаментозное лечение может только ухудшить его состояние, вызвать общее беспокойство, нарушение поведения, расстройства сна, агрессивность, страхи и др.
А вот неговорящий ребенок с ДЦП требует обязательного медикаментозного лечения с учетом общего состояния его здоровья. Подбором лекарственных препаратов для этих детей должен заниматься только специалист!
Режим дня
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается, прежде всего, в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления. У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они нуждаются в достаточной продолжительности сна. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими приступами, вопрос о продолжительности сна следует решать вместе с врачом.
Важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.
Большое значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию.
У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и преодоление преград («перелезание»), а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить правильно захватывать различные по объему, форме и массе предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.
Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной познавательной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Невнимательным, рассеянным детям полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.
В тех случаях, когда малыш недостаточно устойчиво передвигается самостоятельно, родители длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что в еще большей степени задерживает совершенствование у него функции равновестия.
Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в «ворота», ящик или корзину.
Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие. Нельзя забывать и о специальных занятиях по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего, ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей и явлений в природе. Нужно планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Сведения об окружающем мире следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. При этом важно, чтобы ребенок сам взаимодействовал с теми предметами, с которыми его знакомят взрослые.
Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание малыша. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.
Учитель – дефектолог
МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН»
Курганова Екатерина Алексеевна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?
Знает ли он названия пальцев рук?
Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких
движений пальцев рук
1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.
Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется БОЛЬШОЙ. Третий твой палец – Как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ Дано ему имя. | Палец второй – Указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Палец четвертый Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ. Неповоротливый он И упрямый. |
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.
6. Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.
3 Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.
4. Увлекательно проходит игра со спичками:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.
5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным). |
2 С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.
7. Игры в лото, мозаику, пазлы.
Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Вот некоторые упражнения.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. | |
Очень холодно зимой, Мерзнут ручки – ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. | |
2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. | |
Мы постряпаем ватрушки, Будем сильно тесто мять. Колобочков накатаем, Будем маме помогать. | |
3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза. | |
Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш. Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили. | |
4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки. | |
Пилим, пилим мы бревно – Очень толстое оно. Надо сильно постараться, И терпения набраться. | |
5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо. | |
Мы браслеты надеваем, Крутим, крутим, продвигаем, Влево-вправо, влево-вправо, На другой руке сначала. | |
6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо. | |
Мы как древние индейцы Добываем огонек: Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем. | |
7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец) | |
Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее? Все вы, братцы, молодцы, Просто чудо-удальцы! | |
8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз | |
Ножик должен острым быть. Будем мы его точить, Чтобы чистил нам морковку И картошку на готовку. | |
9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой. | |
Мы пружинку нарисуем Длинную и крепкую. Мы сперва ее растянем, А затем обратно стянем. | |
10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю. | |
Гуси травушку щипали, Громко, весело кричали: «Га-га-га, га-га-га! Очень вкусная трава!» | |
11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»). | |
Человечки на двух ножках Маршируют по дорожке. |
Подобные игры способствуют развитию:
- воображения, мышления, способности к анализу;
- тактильной (кожной) чувствительности;
- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
- словаря;
- предметной деятельности;
- терпения и усидчивости;
- пространственной ориентации.
Список литературы:
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С.78 -82.
2. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С.58-60.
3. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72с.
5. Цвынтарный