Для родителей

Курганова Екатерина Алексеевна

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)»

Подготовила Курганова Е.А.,

учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН»

С точки зрения теории систем, семья является живой системой, которая имеет свою структуру и выполняет определенные функции. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная. Целью является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Понимание семьи как системы приводит в свою очередь к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.

  • Поэтому успех коррекционной работы во многом зависит от той позиции, которую занимают родители. В силу тех или иных причин отношение родителей к своим детям неоднозначно. С позиции отношения к воспитанию и обучению ребенка, выделяют три группы родителей:
  • Активные родители: они интересуются жизнью своего ребенка, постоянно общаются с учителями, воспитателями, правильно понимают свои обязанности, стараются найти специальную литературу, обсуждают и решают со специалистами вопросы, связанные с обучением ребенка, выполняют их рекомендации, проявляют инициативу.
  • Пассивные родители: они, несомненно, заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны; требования педагогов выполняют только под контролем с их стороны; жизнь ребенка в группе или классе этих родителей не волнует, успехи детей не впечатляют.
  • Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребенка в детский сад или школу и забыли о нем; они тяжело переживают непосредственное общение с детьми.

В соответствии с данной классификацией можно сделать вывод, что отношение родителей

к воспитанию и обучению детей является проекцией успешности в целом всей коррекционной работы. Даже самая тщательная работа специалистов не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей или лиц, их замещающих.

В большинстве случаев, родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Поэтому, для того чтобы достичь наилучшего результата в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо включать коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специалистов образовательного учреждения и родителей. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, которые могут в чем-то даже превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистами методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Таким образом, сотрудничество семьи и образовательного учреждения является важным условием успешности воздействий на ребенка.

Многие специалисты, работающие в данной области, считают, что непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять с помощью коллективной и индивидуальной форм работы.

Особенности коллективной формы работы

Коллективную работу нужно проводить в тех случаях, когда родителей можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у ребенка. А также когда образовательное учреждение позволяет это сделать. Вначале проводится общее собрание для родителей, где специалист знакомит их с работой учреждения, программой воспитания и обучения, говорит о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Прочитывается лекция об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и возможностей профилактики педагогической запущенности при неверном воспитании. Родителей подводят к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребенка.

Родителям объясняют, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

  • создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам коррекционного учреждения, так как личные антипатии родителей отражаются на восприятии ребенком педагога;
  • принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у различных специалистов в соответствии с квалификацией дефекта);
  • заинтересованность родителей в жизни детей (спросить у ребенка, чем и как он занимался; поинтересоваться, что запомнилось, что понравилось…).

Стимулом к активному участию родителей в коррекционно-развивающем процессе является демонстрация результатов деятельности родителей, имеющих детей со сходными проблемами развития. Дефектологи отмечают, что показательными в этом отношении могут служить библиотека игр и упражнений, подборка практического материала, предложенная специалистами данного учреждения. Впоследствии многие родители пытаются найти «новые» свои способы обучения детей, делятся опытом. Стимулом может служить и поощрение  специалистами совместного художественного творчества родителей с детьми (сделанное в семье пособие можно использовать на занятии, например, по формированию связной речи или коррекции звукопроизношения).

Особенности индивидуальной формы работы

Индивидуальная форма работы позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Специалистами проводятся индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, формирование связной речи, коррекция звукопроизношения).

Некоторых взрослых, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашают для посещения занятий логопеда или воспитателей. Основное внимание родителей обращают на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

Основной формой взаимодействия родителя и коррекционного педагога является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь служит «телефоном доверия»: взрослый может написать в нее любой вопрос, сомнение относительно качества выполнения заданий ребенком. Тетрадь заполняется коррекционным педагогом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка.

Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребенка, способствует формированию навыков связной речи. Ребенок начинает по-иному оформлять высказывание в зависимости от того, с кем говорит. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы для ребенка и родителей сохранялась «ситуация успеха», чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.

Данные формы работы позволяют сделать коррекционный процесс более эффективным.

Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с учителем-дефектологом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Литература

1.Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта / Л. М. Зальцман. // Дефектология. – 2006. - No 2. – С. 31-35.

2.Мастюкова, Е. М.Они ждут нашей помощи. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. –

М. : Педагогика, 1991. – 160 с.

3.Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

4.Микляева, Ю. В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием

речи / Ю. В. Микляева. // Дефектология. – 2001. - No 4. – С. 77-80.

5.Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной, - 2 изд., -М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.



Предварительный просмотр:

Важнейшим показателем развития и необходимым фундаментом дальнейшего успешного обучения ребенка являются его знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Запас и качество необходимых знаний дошкольника

зависят непосредственно от уровня развития его восприятия и сформированности обобщенных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и других так называемых сенсорных эталонах.

Если взрослые мало разговаривают с дошкольником на «детские темы». Не предлагают ему заданий для развития мышления и речи, его познавательные процессы (восприятие, внимание, память) формируются с задержкой, и это непременно затруднит обучение в школе.

Выполняя с ребенком предложенные задания, придумывая аналогичные, вы научите его внимательно рассматривать изображенные предметы,

правильно определять, сравнивать и сопоставлять их части, признаки, употребляя соответствующие слова - наименования, оперировать представлениями о форме и величине предмета в процессе практических действий в реальной обстановке.

Игра «Чьи игрушки?»

Куклы поссорились, помоги поделить между ними кубики. Кукле в синем платье дай только синие кубики, в зеленом - зеленые и т.д.

Игра «Помоги бабочкам спрятаться»

Понадобятся вырезанные из картона цветы и бабочки четырех цветов, одна птичка. Задача ребенка в том, чтобы разместить бабочек, на цветках соответствующего цвета, чтобы птичка их не могла склевать.

Игра «Какой формы?»

Предложите ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Какой формы предметы на рисунке?» Можно сосчитать сколько предметов квадратной (круглой) формы.

Игра «Геометрическая мозаика»

Ребенок должен сказать, из каких геометрических фигур состоят изображенные предметы.

Игра «Расставь по порядку»

Ребенку предлагается показать сначала самый большой предмет, затем чуть поменьше, затем еще меньше и самый маленький. Можно расставить соответствующие цифры. Количество предметов может доходить до 10.

Игра «В чем отличие?»

Ребенок сравнивает предметы по цвету, форме и величине. Взрослый следит, чтобы ребенок употреблял в речи такие прилагательные как, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий и т.п.



Предварительный просмотр:

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

 У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река – большая река», «тонкий стебелек – маленький стебелек»).

Если ребенок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги.

Желательно, чтобы родители чаще спрашивали о том, что ребенок видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках, употребляли в своей речи слова «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» и требовали того же от ребенка.

Для начала проверьте, знает ли ребенок и может ли правильно назвать части тела.

Попросите ребенка назвать, нарисовать геометрические фигуры, затем спросите, что бывает круглым, овальным и т.д. Попросите определить форму предметов, находящихся в комнате.

Вокруг нас много предметов, которые отличаются не только по форме, но и самыми разными признаками. Отыщите такие предметы и сравните их, старайтесь употреблять точные прилагательные (высокий – низкий, длинный – короткий, легкий – тяжелый, а не только большой-маленький.)

Где бы не находились (в комнате, на улице, в магазине) предложите ребенку определить положение предметов относительно ребенка: что находится справа, слева от него, впереди, позади.

Если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т.д.)

Полезны такие игры как пазлы, мозаика, конструктор, особенно, если ребенок делает постройку по предложенной схеме, плану.

Дети седьмого года жизни сами могут рисовать схемы пути, планы, в том числе, используя условные обозначения. Помогите ребенку нарисовать план комнаты или всей квартиры. Потом можно и поиграть. Спрячьте игрушку, а на плане отметьте ее местонахождение, пусть ребенок ее найдет. 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии»

 

Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Но, ни одно даже «самое лучшее» лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, учителя-дефектолога, логопеда, с обязательным и ведущим участием родителей.
Назначение медикаментозного лечения осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими и коррекционными занятиями. 

В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего, усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит.

Практически все дети с отклонениями в развитии в связи с органическим поражением мозга уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении. Ребенка наблюдает невролог, психиатр, ортопед, окулист, врач ЛФК, логопед и дефектолог.
Но помощь ребенку заключается не только в медикаментозном лечении, это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие.

Взаимосвязь лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности. Например, среди детей, не говорящих в 2 года, встречаются дети с ослабленным здоровьем, повышенной возбудимостью, чрезмерно опекаемые родителями. Когда родители предупреждают каждое желание ребенка, у него не формируется потребность, стремление (мотивация) к речевому общению, так как он знает, что, стоит ему каким-либо способом выразить свое желание – криком, отдельным звукосочетанием, указанием пальцем и т.п., как оно будет моментально выполнено. Эти дети не нуждаются в стимулирующем медикаментозном лечении, для них необходима, прежде всего, правильная система воспитания.

У детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями общения всегда происходит отставание в развитии речи. Это часто возникает у ребенка из семьи, где частые крики, ссоры между родителями.

Ребенок с РДА (ранний детский аутизм) тоже часто не начинает говорить к двум годам. Стимулирующее медикаментозное лечение может только ухудшить его состояние, вызвать общее беспокойство, нарушение поведения, расстройства сна, агрессивность, страхи и др.

А вот неговорящий ребенок с ДЦП требует обязательного медикаментозного лечения с учетом общего состояния его здоровья. Подбором лекарственных препаратов для этих детей должен заниматься только специалист!

Режим дня

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается, прежде всего, в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления. У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они нуждаются в достаточной продолжительности сна. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими приступами, вопрос о продолжительности сна следует решать вместе с врачом.

Важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Большое значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию. 

У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и преодоление преград («перелезание»), а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить правильно захватывать различные по объему, форме и массе предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.

Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной познавательной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Невнимательным, рассеянным детям полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки. 

В тех случаях, когда малыш недостаточно устойчиво передвигается самостоятельно, родители длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что в еще большей степени задерживает совершенствование у него функции равновестия.

Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в «ворота», ящик или корзину.

Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие. Нельзя забывать и о специальных занятиях по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего, ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей и явлений в природе. Нужно планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Сведения об окружающем мире следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. При этом важно, чтобы ребенок сам взаимодействовал с теми предметами, с которыми его знакомят взрослые.
Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание малыша. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.

Учитель – дефектолог

МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН»

Курганова Екатерина Алексеевна


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?

Знает ли он названия пальцев рук?

Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких

движений пальцев рук

1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.

Пять пальцев  на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

Дано ему имя.

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

6.  Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.

3 Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.

4. Увлекательно проходит игра со спичками:

- можно выкладывать узоры по образцу;

- по памяти;

- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).

2  С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.

7.   Игры в лото, мозаику, пазлы.

Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Вот некоторые упражнения.

1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!

8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва ее растянем,

А затем обратно стянем.

10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га!

Очень вкусная трава!»

11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке.

Подобные игры способствуют развитию:

- воображения, мышления, способности к анализу;

- тактильной (кожной) чувствительности;

- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;

- словаря;

- предметной деятельности;

- терпения и усидчивости;

- пространственной ориентации.

Список литературы:

1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С.78 -82.

2. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С.58-60.

3. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.

4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72с.

5. Цвынтарный