I. Продуктивность психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса.
Продуктивность психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Продуктивность психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся.
Целью деятельности педагога-психолога МБОУ СОШ №12 является психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса на всех этапах обучения, развития и социализации.
Задачи сопровождения:
- Отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
- Развитие личности школьника.
- Коррекционно-развивающая помощь учащимся, имеющим проблемы в эмоционально-волевой, личностной, мотивационной сферах развития и воспитания.
- Коррекция проблем ребёнка одновременно с коррекцией семьи.
Первым этапом проведения коррекционно – развивающей работы является диагностика, сбор информации.
Школьная прикладная психодиагностика – традиционное звено работы школьного педагога - психолога – имеет своей целью информационное обеспечение сопровождения ребёнка.
Данный вид деятельности проводится для:
- составления социально-психологического «портрета» школьника (описание его школьного статуса);
- определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психологический дискомфорт.
Принципы построения и организации психодиагностической деятельности школьного психолога:
- соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного сопровождения:
- прогностичность используемых методов:
- экономичность процедуры:
- учёт развивающего потенциала используемых методов.
Диагностическая деятельность педагога-психолога осуществляется в 3 этапа:
1 этап. Диагностический минимум – комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников, направленное на выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, испытывающих и не испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде.
2 этап. Первичная дифференциация нормы и умственного развития школьника. Если проблемы данного ребёнка связаны с нарушениями его психического развития, носящими клинический характер, школьный психолог выполняет диспетчерскую функцию, переадресуя запрос необходимому специалисту.
3 этап. Углубленное психологическое обследование ребёнка «группы риска» и дезадаптации.
Любые формы психодиагностики школьников могут быть проведены только с согласия родителей и собственного согласия детей.
Возрастной период | Измеряемые параметры | Методики |
Младший школьный возраст (6-11 лет). | Особенности поведения и общения Взаимодействие со сверстниками Взаимодействие с педагогами Соблюдение социальных и этических норм Поведенческая саморегуляция
Изучение мотивации ребёнка | Опрос педагогов (основной). Наблюдение за ребёнком в процессе обследования (дополнительно). Адаптация первоклассников Психолого-педагогическая. карта сопровождения школьника. Тест на развитие самоконтроля: «Школа зверей», «Несуществующее животное». Проективные методики «Моя семья». Рассказ по рисунку «Моё заветное желание», «Чего я боюсь». Ситуативные анкеты. Диагностика регуляторного компонента деятельности. «Оценка школьной деятельности». |
Средний школьный возраст (11 – 15 лет) 5 – 8 классы |
| Проективные методики «Несуществующее животное», «Что мне нравится в школе», «Автопортрет». Опросник Спилберга. Социометрическая матрица. Шкала тревожности Кондаша. Изучение личности учащегося в ученическом коллективе: методики «Наши отношения», «Психологический климат в классе». Адаптация пятиклассников. Анкета «Моё отношение к учению. Рейтинг предметов». Тест школьной тревожности Филлипса. |
Старший школьный возраст (15 – 17 лет) 9 – 11 классы |
| Оценка уровня притязаний. Методика изучения способностей учащихся «ШТУР (школьный тест умственного развития). Опросник Айзенка. Тест Шмишека. Социометрический опрос. Методики по профессиональному самоопределению «Мотивы выбора профессии», «За и против», «Карта интересов» А.Е. Голомштока. Опросник Басса - Дарки. Ситуативные анкеты. |
Диагностика учащихся 1 классов.
- Уровень развития познавательной деятельности первоклассников.
год обучения | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
2017 - 2018 | 22% | 61% | 17% |
2018 - 2019 | 28% | 57% | 15% |
2019 - 2020 | 47% | 60% | 4% |
2020 - 2021 | 26% | 67% | 7% |
2021 - 2022 | 41% | 52% | 7% |
- Уровень адаптации, успешности в обучении и наличие учебной мотивации первоклассников.
год обучения | наличие школьной мотивации успешной адаптации | отсутствие школьной мотивации, дезадаптация |
2017 - 2018 | 71% | 29% |
2018 - 2019 | 71% | 29% |
2019 - 2020 | 73% | 27% |
2020 - 2021 | 72% | 28% |
2021 - 2022 | 74% | 26% |
Диагностика учащихся 4 классов.
- Уровень развития познавательной активности.
год обучения | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
2017 - 2018 | 8% | 69% | 23% |
2018 - 2019 | 11% | 69% | 20% |
2019 - 2020 | 7% | 62% | 31% |
2020 - 2021 | 5% | 67%% | 30% |
2021 - 2022 | 29% | 57% | 14% |
- Уровень школьной мотивации учащихся 4 классов.
год обучения | учебно-познавательная | внешняя | низкий уровень мотивации |
2017 - 2018 | 23% | 64% | 13% |
2018 - 2019 | 25% | 60% | 15% |
2019 - 2020 | 24% | 60% | 16% |
2020 - 2021 | 23% | 64% | 13% |
2021 - 2022 | 66% | 26% | 8% |
Диагностика учащихся 5 классов.
- Оценка школьной мотивации
год обучения | наличие школьной мотивации | отсутствие школьной мотивации |
2017 - 2018 | 72% | 28% |
2018 - 2019 | 75% | 25% |
2019 - 2020 | 73% | 27% |
2020 - 2021 | 74% | 26% |
2021 - 2022 | 75% | 25% |
- Адаптация пятиклассников.
год обучения | высокий уровень адаптации | средний уровень адаптации | низкий уровень адаптации |
2017 - 2018 | 20% | 58% | 22% |
2018 - 2019 | 24% | 52% | 24% |
2019 - 2020 | 23% | 51% | 26% |
2020 - 2021 | 21% | 52% | 27% |
2021 - 2022 | 33% | 56% | 11% |
- Уровень школьной тревожности учащихся 5 классов.
год обучения | общая тревожность | переживание социального стресса | фрустрация потребности в достижении успеха | страх самовыражения | страх ситуации проверки знаний | страх не соответствовать ожиданиям окружающих | низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2017 - 2018 | 47% | 56% | 55% | 59% | 52% | 51% | 56% | 57% |
2018 - 2019 | 43% | 49% | 51% | 56% | 49% | 55% | 51% | 57% |
2019 - 2020 | 49% | 48% | 44% | 55% | 46% | 56% | 59% | 56% |
2020 - 2021 | 51% | 46% | 56% | 47% | 47% | 51% | 54% | 51% |
2021 - 2022 | 52% | 47% | 49% | 51% | 43% | 42% | 53% | 47% |
48% | 53% | 51% | 54% | 47% | 51% | 54% | 54% |
- Отношение школьников к учению.
год обучения | активно-положительное отношение | положительное отношение | безразличное отношение | отрицательное отношение | крайне-отрицательное отношение |
2017 - 2018 | 49% | 27% | 16% | 4% | 4% |
2018 - 2019 | 55% | 26% | 14% | 2% | 3% |
2019 - 2020 | 56% | 28% | 11% | 2% | 3% |
2020 - 2021 | 58% | 27% | 11% | 3% | 1% |
2021 - 2022 | 60% | 28% | 10% | 2% | ------ |
Диагностика учащихся 9 классов.
- Выявление уровня агрессии, тревожности, ригидности, фрустрации.
год обучения | тревожность | ригидность | агрессия | фрустрация |
2017 - 2018 | 59% | 55% | 58% | 67% |
2018 - 2019 | 55% | 53% | 57% | 62% |
2019 - 2020 | 56% | 52% | 55% | 59% |
2020 - 2021 | 49% | 48% | 51% | 46% |
2021 - 2022 | 40% | 46% | 49% | 47% |
52% | 51% | 54% | 56% |
- Выявление особенностей поведения, форм агрессии.
год обучения | физическая агрессия | вербальная агрессия | косвенная агрессия | негативизм | раздражение | подозрительность | обида | чувство вины |
2017 - 2018 | 56% | 57% | 56% | 55% | 59% | 53% | 61% | 69% |
2018 - 2019 | 54% | 56% | 56% | 50% | 51% | 50% | 50% | 55% |
2019 - 2020 | 54% | 56% | 55% | 50% | 50% | 46% | 52% | 57% |
2020 - 2021 | 50% | 49% | 49% | 50% | 49% | 48% | 49% | 54% |
2021 - 2022 | 47% | 40% | 48% | 49% | 48% | 47% | 47% | 46% |
52% | 51% | 52% | 51% | 51% | 49% | 52% | 56% |
До 50% - норма
50% – 75% - повышенный уровень
более 75% - высокий уровень
Диагностика учащихся 10 классов.
- Выявление уровня агрессии, тревожности, ригидности, фрустрации.
год обучения | тревожность | ригидность | агрессия | фрустрация |
2017 - 2018 | 51% | 65% | 58% | 61% |
2018 - 2019 | 50% | 53% | 57% | 55% |
2019 - 2020 | 46% | 52% | 55% | 59% |
2020 - 2021 | 47% | 48% | 51% | 56% |
2021 - 2022 | 42% | 46% | 49% | 46% |
47% | 52% | 54% | 55% |
- Выявление особенностей поведения, форм агрессии.
год обучения | физическая агрессия | вербальная агрессия | косвенная агрессия | негативизм | раздражение | подозрительность | обида | чувство вины |
2017 - 2018 | 56% | 57% | 63% | 55% | 59% | 63% | 64% | 59% |
2018 - 2019 | 55% | 56% | 60% | 57% | 63% | 57% | 54% | 55% |
2019 - 2020 | 56% | 58% | 59% | 55% | 63% | 56% | 52% | 54% |
2020 - 2021 | 61% | 57% | 59% | 50% | 61% | 57% | 48% | 54% |
2021 - 2022 | 58% | 52% | 58% | 49% | 61% | 56% | 47% | 54% |
57% | 56% | 60% | 53% | 61% | 57% | 53% | 55% |
Диагностика учащихся 11 классов.
- Айзенк «Тест – опросник»: оценка эмоционального состояния (уровня тревожности, агрессии, ригидности, фрустрации).
год обучения | тревожность | ригидность | агрессия | фрустрация |
2017 - 2018 | 59% | 56% | 57% | 59% |
2018 - 2019 | 52% | 55% | 56% | 55% |
2019 - 2020 | 51% | 55% | 46% | 49% |
2020 - 2021 | 50% | 50% | 42% | 46% |
2021 - 2022 | 50% | 49% | 42% | 46% |
52% | 53% | 49% | 51% |
- Выявление особенностей поведения, форм агрессии.
год обучения | физическая агрессия | вербальная агрессия | косвенная агрессия | негативизм | раздражение | подозрительность | обида | чувство вины |
2017 - 2018 | 56% | 67% | 63% | 55% | 59% | 63% | 64% | 69% |
2018 - 2019 | 55% | 66% | 60% | 57% | 58% | 63% | 64% | 65% |
2019 - 2020 | 56% | 58% | 59% | 55% | 58% | 62% | 62% | 64% |
2020 - 2021 | 51% | 57% | 59% | 50% | 57% | 60% | 58% | 64% |
2021 - 2022 | 51% | 56% | 58% | 49% | 56% | 58% | 59% | 64% |
54% | 60% | 60% | 53% | 57% | 61% | 61% | 66% |
Сравнительный анализ результатов диагностики учащихся 9 – 11 классов.
- Айзенк «Тест – опросник»: выявление уровня тревожности, агрессии, ригидности, фрустрации.
год обучения | тревожность | ригидность | агрессия | фрустрация | ||||||||
9 класс | 10 класс | 11 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |
2017 - 2018 | 59% | 51% | 59% | 55% | 65% | 56% | 58% | 58% | 57% | 67% | 61% | 59% |
2018 - 2019 | 55% | 50% | 52% | 53% | 53% | 55% | 57% | 57% | 56% | 62% | 55% | 55% |
2019 - 2020 | 56% | 46% | 51% | 52% | 52% | 55% | 55% | 55% | 46% | 59% | 59% | 49% |
2020 - 2021 | 49% | 47% | 50% | 48% | 48% | 50% | 51% | 51% | 42% | 46% | 56% | 46% |
2021 - 2022 | 40% | 42% | 50% | 46% | 46% | 49% | 49% | 49% | 42% | 47% | 46% | 46% |
52% | 51% | 54% | 56% | |||||||||
47% | 52% | 54% | 55% | |||||||||
52% | 53% | 49% | 51% | |||||||||
Психологическая коррекция и развитие. Следующим этапом психологического сопровождения учащихся является коррекция.
Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Развивающая деятельность педагога-психолога ориентирована на создание психологических условий для целостного психологического развития школьников.
Психокоррекционная деятельность педагога – психолога направлена на решение проблем обучения, поведения или психологического самочувствия.
Педагог-психолог строит коррекционно-развивающую работу в соответствии со следующими принципами:
- целостности;
- добровольности участия в ней ребёнка (в случае младших школьников и учащихся 5-6 классов с согласия родителей и самих учащихся);
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- соблюдения последовательности и преемственности в формах и методах коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных формах, таких как:
- различные виды взаимодействия психолога и школьников: тренинговые, развивающие, обучающие встречи;
- различные виды взаимодействия психолога и школьников при использовании психологических развивающих технологий на учебных занятиях, в воспитательном процессе и организации внешкольного общения учащихся.
Объектами психологического сопровождения являются все учащиеся школы. Но особое внимание уделяется тем детям, которые обратились за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), по направлению учителя или других специалистов школы:
- учащиеся с нарушением эмоционально-волевой сферы
- учащиеся «группы риска»
- учащиеся с аддиктивным и девиантным поведением
- учащиеся, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия
Проведение психо – коррекционной работы положительно сказывается на росте, динамике познавательной активности учащихся. На таких занятиях ребята учатся правильному поведению в стрессовых и конфликтных ситуациях; получают первоначальные знания по психологии поведения и общения.
По итогам коррекционной работы даются рекомендации классным руководителям, родителям, учащимся.
Коррекционная работа проводится с группой ребят или индивидуально.
Количество учащихся, охваченных коррекционно – развивающей работой.
год обучения | начальное звено | основная школа | учащиеся специальных коррекционных классов |
2017 - 2018 | 37% | 45% | 100% |
2018 - 2019 | 44% | 52% | 100% |
2019 - 2020 | 62% | 69% | 100% |
2020 - 2021 | 64% | 78% | 100% |
2021 - 2022 | 64% | 87% | 100% |
Динамика результатов коррекционно – развивающей работы педагога – психолога.
год обучения | количество учащихся, охваченных коррекционно – развивающей работой | |
индивидуальная | групповая | |
2017 - 2018 | 67 ч | 137 ч |
2018 - 2019 | 74 ч | 134 ч |
2019 - 2020 | 79 ч | 129 ч |
2020 - 2021 | 72 ч | 129 ч |
2021 - 2022 | 41 ч | 129 ч |
333 ч | 658 ч | |
Групповая и индивидуальная коррекционная работа проводится с учащимися по программам, утвержденным руководителем и администрацией школы.
Используемые программы коррекционно – развивающих занятий с учащимися в системе психологической помощи детям с трудностями адаптации, обучения, общения:
класс | Название программы | Автор |
1 класс | «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. |
2 класс | «Психологическая азбука. Начальная школа. Второй год обучения». | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. |
3 класс | «Я учусь учиться». Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. 3 класс | Князева Т.М. |
4 класс | «Я учусь учиться». Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. 4 класс | Князева Т.М. |
5 класс | «Психология». Коррекционные занятия для учащихся 5 классов. | Мухаметова Р.М. |
5 класс | «Я и мы». Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 классов. | Родионов В., Ступницкая М. |
5 класс | «Уроки общения в пятом классе». | Аржакеева Т.А. |
6 класс | «Психология». Коррекционные занятия для учащихся 6 классов. | Мухаметова Р.М. |
7 класс | «Мир эмоций». Коррекционные занятия для учащихся 7 классов. | Микляева А.В. |
8 класс | «Мир эмоций». «Я – подросток. Встречи с самим собой». Коррекционные занятия для учащихся 8 классов. | Микляева А.В. |
9 класс | «Найди себя!» | Семаго В.В. |
10 – 11 класс | «Психология». | Пономаренко А.А. |

Предварительный просмотр:
2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью.
Консультирование школьников и педагогов.
Психологическая служба осуществляет индивидуальную или групповую консультативную деятельность (консультации, собрания, беседы).
Психологическое консультирование и просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования ими социально - психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
Консультативная деятельность педагога - психолога включает:
- оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психологический дискомфорт;
- обучение учащихся навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказание психологической помощи и поддержки школьникам, родителям и педагогам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Консультирование организуется в большинстве случаев по запросу со стороны школьника.
Психолого-педагогическое консультирование и просвещение педагогов – универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных проблем самого педагога. Оно основано на следующих принципах:
- равноправное взаимодействие педагога и психолога;
- формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
- принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
- распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
Направления психологического консультирования педагогов:
- консультирование педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации программ сопровождения, обучения и воспитательного воздействия;
- консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп;
- социально-посредническая работа школьного психолога в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений.
год обучения | консультирование | просвещение | профилактика | |||
учащиеся | педагоги | учащиеся | педагоги | учащиеся | педагоги | |
2017 - 2018 | 38 | 21 | 129 | 53 | 245 | 54 |
2018 - 2019 | 49 | 28 | 145 | 56 | 287 | 61 |
2019 - 2020 | 51 | 33 | 143 | 50 | 301 | 60 |
2020 - 2021 | 67 | 68 | 167 | 58 | 369 | 67 |
2021 – 2022 (1 полугодие) | 69 | 71 | 252 | 98 | 412 | 97 |

Предварительный просмотр:
3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия по психологической разгрузке).
Пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, проводится посредством профилактической и просветительской деятельности педагога - психолога. Данный вид деятельности включает:
- профилактику дезадаптивного поведения, эмоционально – поведенческих расстройств, агрессии и тревожности, бродяжничества, наркомании, токсикомании, правонарушений и других форм асоциального поведения учащихся.
- оказание методической помощи участникам образовательного процесса. Данная деятельность осуществляется посредством проведения групповых и индивидуальных консультативно – просветительских мероприятий (родительские собрания, семинары для педагогов, беседы для учащихся).
Мониторинг психологического здоровья учащихся.
год обучения | количество учащихся | опекаемые | «группа риска» |
2017 - 2018 | 1473 ч | 31 ч | 4 ч |
2018 - 2019 | 1652 ч | 39 ч | 3 ч |
2019 - 2020 | 1863 ч | 50 ч | 4 ч |
2020 - 2021 | 1973 ч | 56 ч | 4 ч |
2021 – 2022 (1 полугодие) | 1984 ч | 45 ч | 3 ч |
Работа с учащимися.
год обучения | мероприятия | количество мероприятий | охват учащихся |
2017 - 2018 | Классные часы | 2 | 5 – 9 класс (621 ч) |
Уроки психологии | 43 | 47 ч | |
Тренинговые занятия | 11 | 131 ч | |
Индивидуальные консультации | --- | 25 ч | |
итого | 56 | 824 ч | |
2018 - 2019 | Классные часы, групповые беседы | 10 | 189 ч |
Акция «Великие психологи». | 1 | 14 ч | |
Тренинг «Я и мой класс!». | 1 | 15 ч | |
Индивидуальные консультации. | 10 | 10 ч | |
Неделя психологии «Психология – удивительная наука». | 1 | 1 – 8, 10 класс (1578 ч). | |
Групповые коррекционно – развивающие занятия. | 20 | 71 ч | |
Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия. | 20 | 20 ч | |
итого | 63 | 1897 ч | |
2019 - 2020 | Классные часы | 4 | 168 ч |
Уроки психологии | 41 | 947 ч | |
Тренинговые занятия | 5 | 118 ч | |
Индивидуальные консультации | 91 ч | ||
Акция | 41 | 947 | |
итого | 91 | 2271 ч | |
2020 - 2021 | Классные часы | 4 | 104 ч |
Уроки психологии | 42 | 960 ч | |
Тренинговые занятия | 12 | 265 ч | |
Индивидуальные консультации | 71 ч | ||
Акция | 3 | 184 ч | |
итого | 61 | 1584 ч | |
2021 – 2022 (1 этап) | Классные часы | 6 | 173 ч |
Уроки психологии | 37 | 849 ч | |
Тренинговые занятия | 5 | 127 ч | |
Консультации | 13 ч | ||
Акция | 6 | 675 ч | |
итого | 54 | 1837 ч |
Работа с педагогами.
год обучения | мероприятия | количество мероприятий | охват |
2017 - 2018 | Семинар «Методы разрешения конфликтных ситуаций». | 1 | 78 чел |
Тренинг «Методы разрешения конфликтных ситуаций». | 5 | 62 чел | |
Индивидуальные консультации | ---- | 20 чел | |
итого | 6 | 160 ч | |
2018 - 2019 | Семинар «Причины и формы проявления суицидального поведения среди несовершеннолетних». | 1 | 70 ч |
Индивидуальные консультации. |
| 16 ч | |
Тренинг «Конструктивное решение конфликтных ситуаций». | 2 | 41 ч | |
итого | 3 | 127 ч | |
2019 - 2020 | Акция «Голосуем за жизнь!» | 1 | 89 ч |
Индивидуальные консультации | 43 ч | ||
Семинар «Признаки проявления суицидального поведения подростков». | 1 | 76 ч | |
итого | 2 | 381 ч | |
2020 - 2021 | Семинар «Проблемы детского суицида». | 1 | 92 ч |
Индивидуальные консультации | 81 ч | ||
Групповая диагностика «Психологический климат в классе». | 1 | 92 ч | |
итого | 2 | 265 ч | |
2021 – 2022 (1 этап) | Акция «Голосуем за жизнь!» | 1 | 85 ч |
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних». | 1 | 97 ч | |
Индивидуальные консультации | 38 ч | ||
итого | 2 | 220ч |

Предварительный просмотр:
4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов).
Цель: сохранение жизни и здоровья учащихся, организация безопасных условий учебного процесса и внеурочной деятельности.
Задачи:
- сохранение жизни и здоровья учащихся;
- организация безопасных условий учебного процесса и внеурочной деятельности;
- профилактика правонарушений, употребления ПАВ и суицидального поведения среди учащихся;
- психологическая поддержка детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками, родителями и учителями;
- снижение уровня тревожности;
- психолого – просветительская работа с родителями, педагогами.
Данный вид деятельности ведется в следующих направлениях:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- коррекция поведения;
- просвещение учащихся, педагогов и родителей по вопросам профилактики;
Для профилактики разных форм девиаций у учащихся используются следующие методы:
- диагностика
- консультация
- беседа
- игры, упражнения
- коррекционно – развивающие занятия
- тренинги
- классные часы
- акции
год обучения | консультирование | просвещение | коррекция | ||||||
учащиеся | педагоги | родители | учащиеся | педагоги | родители | учащиеся | педагоги | родители | |
2017 - 2018 | 38 | 21 | 25 | 129 | 53 | 34 | 245 | 54 | 41 |
2018 - 2019 | 49 | 28 | 31 | 145 | 56 | 39 | 287 | 61 | 50 |
2019 - 2020 | 51 | 33 | 45 | 143 | 50 | 41 | 301 | 60 | 58 |
2020 - 2021 | 67 | 68 | 68 | 167 | 58 | 41 | 369 | 67 | 79 |
2021 – 2022 (1 полугодие) | 69 | 71 | 70 | 252 | 98 | 112 | 412 | 97 | 79 |
Работа с учащимися.
год обучения | мероприятия | количество мероприятий | охват учащихся |
Диагностика | 8 | 227 ч | |
Коррекционные занятия | 43 | 147 ч | |
Тренинговые занятия | 11 | 131 ч | |
Индивидуальные консультации | --- | 25 ч | |
итого | 62 | 530 ч | |
2018 - 2019 | Диагностика | 8 | 231 ч |
Тренинговые занятия | 9 | 221 ч | |
Индивидуальные консультации. | 25 ч | ||
Групповые коррекционно – развивающие занятия. | 39 | 429 ч | |
Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия. | 20 ч | ||
итого | 56 | 926 ч | |
2019 - 2020 | Диагностика | 8 | 268 ч |
Групповые занятия | 41 | 447 ч | |
Тренинговые занятия | 5 | 118 ч | |
Индивидуальные консультации | 91 ч | ||
Акция | 3 | 647 | |
итого | 57 | 1571 ч | |
2020 - 2021 | Диагностика | 8 | 274 ч |
Групповые занятия | 42 | 460 ч | |
Тренинговые занятия | 7 | 165 ч | |
Индивидуальные консультации | 71 ч | ||
Акция | 3 | 184 ч | |
итого | 60 | 1154 ч | |
2021 – 2022 (1 этап) | Диагностика | 4 | 173 ч |
Групповые занятия | 24 | 149 ч | |
Тренинговые занятия | 4 | 127 ч | |
Индивидуальные консультации | 33 ч | ||
Акция | 2 | 175 ч | |
итого | 34 | 657 ч |
Социально - психологическое тестирование учащихся.
Цель проведения СПТ: профилактик незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ (ПАВ).
год обучения | количество участников | количество учащихся «группы риска» |
2020 – 2021 | 625 учащихся | 34 ч |
2021 – 2022 | 588 учащихся | 19 ч |
1213 ч | 53 ч |
Профилактическая работа в этом направлении ведется и с педагогами.
Цель данного вида работы: оказание методической помощи и повышение профессиональной компетентности классных руководителей по предупреждению правонарушений (употребление ПАВ, суицидальное поведение) среди учащихся, проявлению тревожности и агрессии.
Методы, используемые в работе с педагогами:
- Индивидуальные и групповые консультации педагогов:
- Причины и формы проявления невротических расстройств у детей.
- Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся.
- Психологический климат в классе.
- Методы разрешения конфликтных ситуаций.
- Позитивное и негативное в поведении подростка.
- Тренинг личностного роста педагогов:
• «Эмоциональное (профессиональное) выгорание».
• Тренинг с вновь прибывшими и молодыми педагогами.
- Семинары для педагогов
Темы проведённых семинаров, педагогических советов:
- «Психологический портрет учителя».
- «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК. Взаимоотношения. Поведение. Общение».
- «Педагогический такт».
- «Психолого-педагогическая поддержка учащихся во время подготовки к экзаменам
- Диагностика
- Акции
Работа с педагогами.
год обучения | мероприятия | количество мероприятий | охват учащихся |
2017 - 2018 | Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся». | 1 | 78 чел |
Тренинг «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК. Взаимоотношения. Поведение. Общение». | 1 | 62 чел | |
Индивидуальные консультации | ---- | 20 чел | |
итого | 2 | 160 ч | |
2018 - 2019 | Семинар «Педагогический такт и этика». | 1 | 40 ч |
Индивидуальные консультации. | 16 | 16 ч | |
Экспресс - диагностика «Уровень профессионального выгорания». | 1 | 40 ч | |
итого | 18 | 96 ч | |
2019 - 2020 | Акция «Голосуем за жизнь!» | 1 | 89 ч |
Индивидуальные консультации | 43 ч | ||
Семинар «Позитивное и негативное в поведении подростка». | 2 | 156 ч | |
итого | 3 | 288ч | |
2020 - 2021 | Семинар «Проблемы детского суицида». | 1 | 92 ч |
Индивидуальные консультации | 81 ч | ||
Групповая диагностика | 1 | 92 ч | |
итого | 2 | 265 ч | |
2021 – 2022 (1 этап) | Акция «Голосуем за жизнь!» | 1 | 85 ч |
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних». | 1 | 97 ч | |
Индивидуальные консультации | 38 ч | ||
итого | 2 | 220ч |

Предварительный просмотр:
5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях :
опекаемые, жертвы насилия, дети, находящиеся в социально-опасном положении, беженцы (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации).
Цель: профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в ТСЖ.
Система работы в данном направление подразумевает оказание профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка.
Чтобы понимать с какими детьми мы проводим данную работу, необходимо уточнить, кто такие дети, находящиеся в ТЖС и семьи, находящиеся в СОП. Можно придерживаться следующего определения - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья,
- дети - жертвы насилия;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Направления психологического сопровождения учащихся, находящихся в ТЖС:
- диагностика психического развития ребёнка;
- организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (развитие познавательных процессов, коррекция агрессивного поведения, тревожности, замкнутости, развитие коммуникативных навыков и др.);
- оказание консультативной помощи специалистами ОУ семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений;
- просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка;
Работа с семьями проводится в несколько этапов:
- Первый этап - сбор информации о ребенке.
- Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендаций для педагогов и родителей.
- Третий этап: деятельностный, коррекция поведения, общения.
- Четвертый этап - рефлексивный.
Методы психологического сопровождения детей:
- Наблюдение
- Диагностика
- Индивидуальная работа
- Беседа
- Игры, упражнения.
Для оказания психолого – педагогического сопровождения детям, находящимся в ТЖС в МБОУ СОШ №12 реализуются программы:
- «Психологическая азбука» для учащихся 1 – 4 классов.
- «Мозаика радости» для учащихся 5 – 8 класс.
- Программа развития жизнестойкости «От беспомощности к жизнестойкости» для учащихся 9 – 11 классов.
Программа профилактических занятий с подростками,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации
«Мозаика радости».
Пояснительная записка.
Существуют жизненные ситуации, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживаниями не может. Подростки в этой ситуации являются наиболее уязвимыми, и им особенно требуется помощь, чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. В таких случаях необходима психологическая помощь, так как реально может появиться риск суицидального исхода ситуации из депрессивного состояния.
Статистика свидетельствует, что общее количество обращений за психологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает количество обращений связанных с другими возрастами детей. В этот возрастной период резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера со сверстниками и взрослыми до опасности наркомании и алкоголизма. Поэтому для школьного психолога крайне важно, вовремя выявить подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оказать ему психологическую помощь.
Как известно, кризисное состояние требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности. Мысли и чувства подростка в этот период его жизни могут быть болезненными и непонятными не только ему самому, но и близким. Подросток склонен путать необычность своей реакции на кризис с необычностью своего поведения. Если ему будет объяснено, что его реакции – это следствие кризисных изменений, то он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.
Направленность программы.
Программа «Мозаика радости» предназначена для подростков 12-15 лет. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени реализации – краткосрочной.
Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях.
Реализует принцип единства диагностической и коррекционно-развивающей работы. Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.
Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога».
Актуальность программы обусловлена объективной реальностью увеличения количества подростков, переживающих кризисные состояния и необходимостью предупредить их обострение и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты.
Актуальность программы заключается не только в том, что позволяет выявить «группу риска» среди подростков с депрессивным состоянием, но и обеспечивает проведение профилактической работы, позволяющей оказать эффективную помощь детям – обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе. Программа «Мозаика радости» выступает как комплекс тренинговых занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы младших подростков.
Актуальность программы.
В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и развитие внимания к другому человеку, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я”. В ходе работы подростки знакомятся с навыками саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость, что помогает легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Цель программы: развитие и формирование навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций у подростков.
Задачи программы:
- изучение личностных особенностей подростков, с последующим определением группы детей, нуждающихся в психологической помощи;
- восстановление у подростков чувства доверия к себе, к другим, к миру
- восстановление ощущения ценности собственной личности;
- формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, саморегуляции;
- формирование адекватной самооценки, отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- овладение навыками разрешения конфликтных ситуаций;
- овладение способами борьбы со стрессом;
- развитие позитивной картины будущего.
Используемые методы: анкетирование, тестирование, беседы, дискуссии, работа в парах и мини-группах, проективные рисунки, ролевые игры, игры-драматизации.
Организационные условия: для формирования группы необходимо собрать информацию о личностных особенностях подростков, особенностях их взаимоотношений в семье и круге сверстников. После отбора участников, необходимо с каждым провести индивидуальную беседу с целью оценить эмоциональное состояние, уровень интеллектуального развития, уровень зажатости или раскрепощенности, способности работать в группе и придерживаться определенных правил. Необходимо снизить уровень тревожности, сформировать чувство доверия к психологу.
Возраст подростков, участвующих в реализации программы: 12 – 15 лет, количество человек в группе не должно превышать 10 человек.
Сроки реализации профилактической программы – 12 занятий.
Режим занятий: продолжительность занятия - 40 минут, 1 раза в неделю.
Формы занятий: занятия проводится в кабинете психолога, в кругу; каждое занятие начинается ритуалом приветствия и заканчивается ритуалом прощания, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть направлена на разогрев участников, на их активизацию и мотивирование на предстоящую работу. Основная часть содержит упражнения, позволяющие освоить содержание занятия. В ходе заключительной части подводится рефлексия, обеспечивается эмоциональная разрядка и выход из ситуации тренинга, подводятся итоги.
Прогнозируемый результат реализации программы.
Подростки смогут:
- Эмоционально положительно воспринимать себя и окружающих людей.
- Эффективно сотрудничать с другими (родителями, одноклассниками и учителями).
- Адекватно относиться к своим успехам и неудачам.
- Управлять своими эмоциями (навык саморегуляции).
- Освоить техники конструктивного решения конфликтных ситуаций.
- Сформировать позитивную картину будущего.
Реализация программы включает пять этапов:
- Предварительный (запрос, работа с учителями и родителями);
- Диагностический (работа с детьми, тестирование, разработка программы занятий);
- Этап групповой работы;
- Повторная диагностическая работа;
- Консультативно-методическая работа.
Эффективность программы определяется с помощью следующих методик:
- Шкала самооценки депрессии Бека - Ковача
- Тест Филипса по определению школьной тревожности.
- Тест по определению проявлений тревожности (Спилберг)
Тематическое планирование занятий.
№ | Тема | Часы |
1 | Вводное занятие. Привет, это я! | 1 |
2 | Я не такой, как все, и все мы разные. | 1 |
3 | Понимаем ли мы друг друга? | 1 |
4 | Язык общения и его секреты. | 1 |
5 | Хочу стать уверенным. Чувство собственного достоинства. | 1 |
6 | Проблема, как друг. | 1 |
7 | Негативные эмоции – как с ними жить? | 1 |
8 | Стресс. Как я могу себе помочь. | 1 |
9 | Психологическая поддержка. Самооценка. | 1 |
10 | Я могу. Способы преодоления жизненных трудностей. | 1 |
11 | Кто у руля – я или мои эмоции? | 1 |
12 | Как прекрасен этот мир! | 1 |
Содержание программы
№ | Содержание работы. Тема, цель занятия. | Используемые методики, игры, упражнения и психотехники. |
1 | Вводное занятие Представление программы, создание благоприятных условий для работы в группе, принятие правил работы в группе, мотивирование к участию, обучение групповому взаимодействию, создание единого психологического пространства и системы обратной связи. | Знакомство с группой. Беседа «Почему я здесь» Упражнения «Мне нравится…», «Снежный ком», «Атомы и молекулы», |
2 | Я не такой, как все, и все мы разные. Осознание своей индивидуальности и индивидуальности других людей. Осознание себя через других людей. | Беседа «Моя уникальность», Упражнения: «Это я!», «Двадцать «Я», «Я хочу тебе подарить», рисунок «Мой портрет в лучах солнца», «Ассоциации», «Комплименты», «Я глазами других людей». |
3 | Понимаем ли мы друг друга? Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми. Принятие себя и другого как личности, осознание границ личностного пространства. | Упражнения: «Общение в парах» (спина к спине, на расстоянии 4-5 метров лицом друг к другу, стоящий и сидящий, только глаза, глаза и руки). «Мои проблемы», «Горячий стул», «Объявление», «Планеты», «Ищу друга». Групповая дискуссия «Как поддержать дружеские отношения». |
4 | Язык общения и его секреты. Обучение вербальным и невербальным средствам общения, умению эффективно сотрудничать с окружающими. | Упражнения: «Привет! (запоминание невербальных средств по цепочке)», «Умение слушать», «Эмоциональная гимнастика», «Ищу друга». Коллективный рисунок «Радость». |
5 | Хочу стать уверенным. Осознание специфики неуверенного поведения, обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство потерянности, неуверенности, формирование чувства собственного достоинства. | Упражнения: «Уверенно-неуверенно», «Копилка», «Волшебное зеркало», «Чувства», «Групповое давление», «Я могу сказать НЕТ», «Я горжусь». Анализ сказки «Фламинго». |
6 | Проблема, как друг. Актуализация опыта переживания конфликта и разрешения конфликтных ситуаций. Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов. | Упражнения «Детство», «Всё не так!!!», Ролевые игры: «Конфликтные ситуации», «Семейные трудности», «Учимся договариваться». Групповая дискуссия «Глаза ребёнка – глаза взрослого». |
7 | Негативные эмоции – как с ними жить? Осознание своих негативных эмоций, обучение способам преодоления страхов, состояния тревоги. | Упражнения: «Дерево радостей и печалей», «Диалог», «Шаги к успеху», «Ластик», «Перевоплощение». Беседа «Способы преодоления страха, тревоги». |
8 | Стресс. Как я могу себе помочь. Проработка травматических переживаний, осознание своих ресурсов в решении проблем. | Беседа, Упражнения: «Счастливое событие», «Мужество быть». Аппликация/рисунок «Мой Герб» |
9 | Психологическая поддержка. Осознание необходимости психологической поддержки себя и других людей в трудной ситуации, обучение способам такой поддержки, формирование навыков эмпатии. | Упражнения «Скала», «Мой опыт», «Заросший сад», «Слушаю», «Письмо родителям». Доверие к людям, сочувствие, внимание, взаимоуважение. |
10 | Я могу. Обучение умению справляться с трудными ситуациями. Повышение самооценки. | Игры «Удары судьбы», «Мяч». Упражнения: «Липучки», «Золотые мысли», «Надень маску!». Рисунок «Победи своего дракона». |
11 | Кто у руля – я или мои эмоции? Осознание подростками своих желаний и чувств. Развитие способности оценивать собственное состояние, обучение умению управлять собой. | Беседа «Польза и вред эмоций». Упражнения: «Попробуй удержи» «Закончи предложение», «Двадцать желаний», «Разожми кулак!», «Дарим подарки», «Мой круг общения», «Волшебное дыхание», «Визуализация». Дискуссия «Что мне нужно для счастья». |
12 | Как прекрасен этот мир! Осознание своих целей, нравственных и личностных ценностей, смысла жизни. | Анализ сказки «Сказка о милостивой судьбе» (Д. Соколов) Упражнения: «Золотая рыбка», «Линия жизни», «Прожить месяц», «Что изменилось?», «Мой багаж», «Чему я научился», «Письма и пожелания». |
Программа развития жизнестойкости.
«От беспомощности к жизнестойкости»
(для юношей и девушек).
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы определяется высокой степенью значимости места жизнестойкости в структуре качества жизни современного человека. Современное поколение молодых людей живет в беспрецедентный период времени, характеризующийся чрезвычайными переменами и неопределенностью. Они плохо подготовлены к решению возникающих проблем. Согласно докладу ООН «О человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости» в настоящее время уязвимость есть один из самых высоких факторов риска для человеческого развития. Степень риска повышается в особо важные периоды развития, например, у молодежи - это переход от учебы к труду, что имеет труднопреодолимые, долгосрочные последствия. Именно поэтому была разработана данная программа по развитию жизнестойкости, как альтернативе уязвимости и повышению качества жизни старшеклассников.
Цель данной программы:
Сформировать у молодых людей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, и адаптации к самостоятельной взрослой жизни. Развитие жизнестойкости с помощью собственных ресурсов: созидательного творчества, навыков преодолевающего поведения.
Задачи программы:
- Сформировать у юношей и девушек необходимые знания и навыки для успешной адаптации в современном мире; определить ресурсы для развития жизнестойкости
- Содействовать в раскрытии собственных талантов, научить использовать творческие способности как ресурс развития жизнестойкости.
- Информировать участников программы о состоянии выученной беспомощности и способах ее преодоления.
- Сформировать чувство собственного достоинства, помочь юношам и девушкам определить жизненные цели и пути их реализации.
За основу данной программы развития жизнестойкости был принят социально-воспитательный проект «Галатея», который был с успехом апробирован в г. Лобня в апреле-мае 2012 года.
Отличительная особенность программы:
Основное отличие данной программы в том, в рамках ее реализации подразумевается комплексный, системный подход к проблеме развития жизнестойкости, охватывающий все стороны личности, а не хаотичные, бессистемные мероприятия.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
«От беспомощности к жизнестойкости»
Рекомендации по использованию программы:
Признание уникальности, особенности каждого человека, уважение к его индивидуальности.
- Прежде, чем осуществлять реализацию программы по развитию жизнестойкости, необходимо провести психодиагностику, которое позволит выявить особенности ценностной и смысловой сферы личности.
- Реализация данной программы требует от психолога контроля изменения эмоционального состояния в динамике. В процессе занятий предусмотрен контроль в виде тестов, проективных методик, рефлексии. Такой контроль позволяет корректировать задачи программы развития, методы психологического воздействия с учетом индивидуальных особенностей.
4. Для достижения эффективного результата необходимо обучить учащихся методике ведения «Квестов жизнестойкости» для предотвращения обесценивания собственных достижений.
5. Психологу, который реализует программу по развитию жизнестойкости необходимо владеть информацией о психологических и физиологических особенностях развития данного возраста.
6. Успешное применение программы «От беспомощности к жизнестойкости» подразумевает знание и умение практического применения различных психологических методик. Помощь в критическом переосмыслении восприятия мира является мощным инструментом в развитии жизнестойкости у учащихся.
7. В процессе освоения программы предусматривается выбор определенных упражнений на усмотрение психолога, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей членов группы и времени, которое отводится на занятие.
8. Некоторые занятия могут разбиваться на блоки – в зависимости от запроса группы, степени проработанности проблемы, состава участников.
9. Каждое занятие основано на целостной структуре, соответственно, может проводиться отдельно, в зависимости от цели и задачи, которые поставил психолог совместно с участниками программы. Однако, серия таких занятий или воплощение в практику программы целиком, приведет к более высокой результативности по обучению жизнестойкости среди учащихся.
Возраст подростков, участвующих в реализации программы: 14 – 17 лет, количество человек в группе не должно превышать 10 человек.
Сроки реализации профилактической программы – 36 занятий.
Режим занятий: продолжительность занятия - 40 минут, 1 раза в неделю.
Формы занятий: занятия проводится в кабинете психолога, в кругу; каждое занятие начинается ритуалом приветствия и заканчивается ритуалом прощания, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть направлена на разогрев участников, на их активизацию и мотивирование на предстоящую работу. Основная часть содержит упражнения, позволяющие освоить содержание занятия. В ходе заключительной части подводится рефлексия, обеспечивается эмоциональная разрядка и выход из ситуации тренинга, подводятся итоги.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Раздел I. Жизнестойкость как способ преодоления трудных жизненных ситуаций | ||
Занятие 1 | Стили преодолевающего поведения в трудной жизненной ситуации | 4 |
Занятие 2 | Ресурсные компоненты личности и их развитие | 4 |
Занятие 3 | Окружение как ресурс развития жизнестойкости | 4 |
Раздел II. Особенности эмоциональной сферы человека и жизнестойкость | ||
Занятие 4 | Жизнестойкость и психологическое благополучие | 4 |
Занятие 5 | Жизнестойкость как альтернатива выученной беспомощности | 4 |
Раздел III. Творчество как ресурс развития жизнестойкости | ||
Занятие 6 | Созидательное творчество как ресурс развития жизнестойкости | 4 |
Занятие 7 | Личностный потенциал как фундамент творческого созидания | 4 |
Раздел IV. Постановка целей и осознание смыслов | ||
Занятие 8 | Искусство ставить цели | 4 |
Занятие 9 | Формула успеха | 4 |
Итого 36 часов | ||
Список литературы:
- Вроно Е. «Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков», М., 2001.
- Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.
- Гребенкин Е.В. «Школьная конфликтология» для педагогов и родителей»,- Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.
- Коробкина С.А., «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», Волгоград: «Учитель», 2014.
- Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.
- Свешникова Л.В. «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей», Волгоград: «Учитель», 2012.
- Степанов С. «Как помочь себе и другу выйти из кризиса», М., 2001.
- Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. «Работа с телом в психотерапии: практическое руководство», М., Психотерапия, 2006
- Черникова Т.В., Сукочева Г.А. «Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа занятий, методические рекомендации», М., 2006.

Предварительный просмотр:
6. Система работы по профилактике правонарушений.
В целях реализации Федерального Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», план работы педагога - психолога по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ №12 ориентирован на:
- Профилактику безнадзорности несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов;
- Усиление ответственности родителей за выполнение обязанностей по воспитанию детей; раннюю профилактику семейного неблагополучия;
- Защиту жизни и здоровья детей; профилактику негативных привычек;
Цель: оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.
Задачи:
- Выявить детей и подростков, склонных к асоциальному поведению;
- Выработать у детей устойчивую психологическую защиту от различных негативных явлений общества путем развития системы ценностей;
- Проводить профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений;
- Выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового образа жизни;
Профилактика правонарушений и психологическое сопровождение учащихся школы проводится поэтапно:
- Диагностический – осознания сути проблемы;
- Поисковый – сбор информации о путях и способах решения проблемы, доведение этих сведений до всех участников сложившейся трудной ситуации;
- Консультативно-проективный – обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблем, анализ позитивных и негативных сторон разных решений, прогноз эффективности, выбор методов, построение плана решения проблемы, распределение обязанностей по его реализации, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможности корректировки планов;
- Деятельностный или коррекционный – реализация плана;
- Рефлексивный – осмысление результатов деятельности совместного психолого-педагогического сопровождения по решению той или иной проблемы.
Деятельность педагога – психолога по профилактике правонарушений
среди учащихся.
Направление в работе | Содержание | Класс группы | Срок |
Работа с учащимися | 1. Индивидуальная работа с учащимися по профилактике правонарушений:
2. Групповая работа с учащимися по профилактике правонарушений:
| 1-11 | В течение года |
Работа с родителями | 1. Индивидуальное консультирование родителей учащихся «группы риска»; 2. Групповая профилактическая работа с родителями в рамках родительских собраний по темам:
3. Групповая консультативная работа с родителями. 4. Семейное консультирование. | 1-11 | В течение года |
Работа с педагогами | 1. Индивидуальное консультирование по проблемам несовершеннолетних с девиантным поведением, рекомендации по работе с учащимися совершившими правонарушение. 2. Профессиональная коммуникация (психологическое просвещение, семинары).
| В течение года |
Статистический анализ участников мероприятий по профилактике правонарушений
среди учащихся, родителей и педагогов.
год обучения | учащиеся | родители | педагоги | |||
инд работа | групповая работа | инд работа | групповая работа | инд работа | групповая работа | |
2017 - 2018 | 43 ч | 82 ч | 51 ч | 78 ч | 20 ч | 78 ч |
2018 - 2019 | 42 ч | 84 ч | 53 ч | 82 ч | 21 ч | 81 ч |
2019 - 2020 | 38 ч | 80 ч | 48 ч | 89 ч | 18 ч | 83 ч |
2020 - 2021 | 35 ч | 85 ч | 40 ч | 89 ч | 19 ч | 83 ч |
2021 - 2022 | 29 ч | 73 ч | 39 ч | 83 ч | 19 ч | 89 ч |
187 ч | 404 ч | 231 ч | 421 ч | 97 ч | 414 ч | |
По профилактике правонарушений среди несовершеннолетних используются следующие программы:
- «Программа по разрешению конфликтных ситуаций».
- «Пивной алкоголизм».
- «Не разрушай себя!».
- «Психолого-педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся».
- «Коррекция тревожности детей и подростков».
- «Профилактика агрессивного поведение учащихся

Предварительный просмотр:
7. Система работы педагога – психолога с родителями воспитанников.
Цель взаимодействия педагога – психолога: повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
Задачи:
- согласование действий родителей и психолога по адаптации учащихся к школе;
- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- совместное формирование ценностных ориентации и профессиональных интересов;
- выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
- совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Принципы психологического сопровождения родителей.
- Принцип безопасности
- Принцип учета реальной ситуации
- Принцип нейтральной позиции
- Принцип сотрудничества
- Принцип распределения ответственности
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания
- Индивидуальные консультации родителей
- Посещения на дому
Психологическое просвещение родителей (родительские собрания, групповые консультации) представляет собой:
- формирование у родителей (законных представителей) потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах воспитания и развития своих детей;
- создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе;
- своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Консультативная деятельность - это оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Задачи консультирования родителей:
- информирование о школьных проблемах ребёнка;
- оказание консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского общения;
- получение дополнительной диагностической информации от родителей;
- оказание психологической поддержки родителей в случае социально опасной ситуации.
Особенностью консультативной работы педагога - психолога является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи является не ее окончательный адресат -- ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, законный представитель). Таким образом, педагог - психолог оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их - задача взрослых.
В процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психолога максимально содействовать психологическому и личностному развитию школьника.
План психолого – педагогического сопровождения родителей
в МБОУ СОШ №12 города Кызыл.
Срок проведения | Тема | Форма проведения |
сентябрь | Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию культуры поведения и общения. | Родительские собрания |
октябрь | Необходимость сотрудничества семьи и школы в решении проблемы детской преступности и безнадзорности; профилактики правонарушений среди подростков. | Индивидуальные беседы с родителями учащихся, состоящих на всех видах учета. |
ноябрь | Профилактика суицида среди детей и подростков. | Общешкольное родительское собрание. |
декабрь | Социально – психолого – педагогическая служба в школе. Вопросы поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Вопросы воспитания и развития детей в семьях опекунов. | Индивидуальные консультации родителей и учащихся. Совет профилактики. Родительское собрание (классное). |
январь | Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка. | Родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы. |
февраль | Причины школьной неуспеваемости. Как помочь ребенку учиться? | Родительские собрания, индивидуальные консультации. |
март | Требования к выпускнику. Психологическая поддержка выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ, ГИА. | Родительские собрание, рекомендации для родителей (памятки). |
апрель | Проблемы адаптации первоклассников, учащихся при переходе на новую ступень обучения.
| Родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы. |
май | Здоровьесберегающие технологии в школе: как сохранить здоровье школьников? | Родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы. |
Тематика родительских собраний, бесед, групповых консультаций для родителей.
класс | тема собрания |
1 класс | «Как правильно выбрать школу(класс)?». Информация для родителей будущих первоклассников. «Первый раз, в первый класс». «Готовность первоклассников к обучению в школе». «Поощрения и наказания в семье: разумный баланс». |
2 – 3 классы | «Школьная отметка в жизни ребенка». «Детская агрессия или настойчивость?». «Компьютерные игры: возможные опасности». |
4 класс | «Переход в среднюю школу. Психологическая готовность учащихся – будущих пятиклассников». «Стили семейного воспитания». |
5 класс | «Адаптация пятиклассников. Переход в среднюю школу – новый этап в жизни школьника». «Домашнее задание в учебной деятельности школьника». «Роль общения в жизни младшего подростка». |
6 класс | «Первые проблемы подросткового возраста». «Чтобы ребёнок учился». «Давай никогда не ссориться». |
7 класс | «Здоровый ребёнок – залог успеха». «Безопасность детей в сети интернета. Реальное или виртуальное общение?». «Законы жизни семьи, законы жизни класса». «Как развивать чувство ответственности в детях». |
8 класс | «Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения». «Профилактика зависимостей». «Компьютер в жизни подростка». «Особенности взаимодействия: классный руководитель – ученик – родитель». (7 класс). |
9 класс | «Значение выбора в жизни человека. Выбор профессии». «Нравственные ценности и ориентиры старшеклассников». «Помощь психолога в подготовке ГИА». |
10 класс | «Адаптация в новом коллективе». «Нравственное воспитание детей в семье». «Культура старшеклассников глазами родителей». «Мотивация учащихся – путь к успеху». |
11 класс | «Как поддержать ребенка во время подготовки и сдачи экзаменов. Помощь психолога в подготовке ЕГЭ». «Мотивация старшеклассников к успеху». «Значение выбора в жизни человека. Как помочь выбрать будущую профессию». |
Работа с родителями в рамках проведения «Месячника психологической безопасности».
год обучения | мероприятия | количество мероприятий | охват |
2017 - 2018 | Родительские собрания | 5 | 371 ч |
Визитирование семей | 3 | 3 | |
Индивидуальные консультации | 80 ч | ||
итого | 8 | 454 ч | |
2018 - 2019 | Родительские собрания. | 3 | 76 ч |
Индивидуальные консультации | 83 ч | ||
Родительский лекторий | 1 | 80 ч | |
итого | 4 | 239 ч | |
2019 - 2020 | Родительские собрания | 6 | 167 ч |
Визитирование семей | 5 | 5 | |
Индивидуальные консультации | 35 ч | ||
итого | 11 | 207 ч | |
2020 - 2021 | Родительские собрания | 5 | 140 ч |
Визитирование семей | 8 | 8 | |
Индивидуальные консультации | 76 ч | ||
Встреча гостиных | 1 | 18 ч | |
итого | 14 | 242 ч | |
2021 – 2022 (1 этап) | Родительские собрания | 12 | 318 ч |
Визитирование семей | 18 | 18 | |
Индивидуальные консультации | 49 ч | ||
итого | 30 | 385 ч |
Участие родителей в мероприятиях по профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов).
год обучения | мероприятия | количество мероприятий | охват |
2017 - 2018 | Родительские собрания | 5 | 121 ч |
Индивидуальные консультации | 80 ч | ||
итого | 5 | 201 ч | |
2018 - 2019 | Родительские собрания. | 6 | 136 ч |
Индивидуальные консультации | 83 ч | ||
Родительский лекторий | 1 | 80 ч | |
итого | 4 | 299 ч | |
2019 - 2020 | Родительские собрания | 6 | 167 ч |
Родительский лекторий, групповые консультации | 2 | 115 ч | |
Индивидуальные консультации | 35 ч | ||
итого | 8 | 317 ч | |
2020 - 2021 | Родительские собрания | 5 | 120 ч |
Родительский лекторий, групповые консультации | 2 | 118 ч | |
Индивидуальные консультации | 36 ч | ||
Встреча гостиных | 1 | 18 ч | |
итого | 8 | 292 ч | |
2021 – 2022 (1 этап) | Родительские собрания | 4 | 98 ч |
Родительский лекторий, групповые консультации | 2 | 38 ч | |
Индивидуальные консультации | 49 ч | ||
итого | 6 | 185 ч |


