II. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение в повышении качества образования.
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 185.04 КБ | |
| 2.07 МБ | |
| 23.23 КБ | |
| 14.56 КБ | |
| 274.77 КБ | |
| 19.66 КБ | |
| 2.65 МБ | |
| 21.52 КБ | |
| 18.82 КБ | |
| 1.29 МБ |





Предварительный просмотр:
Классный час для старшеклассниц.
"Ранняя беременность».
Форма: круглый стол
Цель: способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни, благополучию и счастью в семье.
Задачи:
- Познакомить студентов с физиологическими, психологическими и социальными проблемами ранней беременности.
- Формировать умение самостоятельно анализировать проблемные ситуации, которые возникают в подростковом возрасте.
- Выявить и обсудить причины ранней беременности.
- Профилактика ранних половых связей и беременности
Оснащение: мультимедийная установка
Вступительное слово (слайд 1).
Доброе утро, девушки и уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим о великом предназначении женщины – материнстве и о проблемах, которые связаны с этим предназначением. Каждый из нас знает, что девочка, рожденная на планете Земля, в будущем призвана стать матерью, продолжательницей рода человеческого. Так было, есть и будет. И начать наш классный час хочется словами Пьера Бомарше, обращенными к нашим милым девушкам,
«Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».
Ведущий читает стихотворение С. Острового (слайд 2)
Есть в природе знак простой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
(слайд 3) Ведущий: Действительно, женщина – прекрасное творение природы, она олицетворяет собой начало жизни, любовь, счастье на Земле. А можете ли вы представить себе мать, которая хочет причинить зло своему ребенку? Наверное, нет, ведь нормой для нас матерей, стало бескорыстное самопожертвование во имя своего ребенка
«Мама, я беременна…» – растирая сопли и глотая слёзы, дрожащим голосом говорит девочка-школьница. Она еще вчера играла в куклы, а сегодня взрослая жизнь сыграла с ней жестокую шутку. Даже в страшном сне матери не хотели бы видеть своих дочерей в такой ситуации. Но такое случается сплошь и рядом. Почему так происходи, когда матерями становятся совсем еще юные женщины в 13-14 лет, которым впору играть с куклами, а не воспитывать ребенка?
Как уберечься от такой проблемы как ранняя беременность? Попробуем разобраться.
Как известно, хорошо все то, что происходит вовремя.
(слайд 4) Ранней беременностью (ее еще называют подростковой) принято считать состояние беременности у девочек-подростков 13-18 лет. Именно в этом возрасте у девочки идет гормональная перестройка организма, когда она «уже не девочка, но еще не женщина», Конечно, в некоторых странах Африки или Азии ранняя, по нашим меркам, беременность может восприниматься обществом вполне нормально, но кто в этих странах придает значение шокирующим показателям детской смертности, в том числе во время родов? В конце концов, в наших, европейских широтах нет острой необходимости пораньше рожать много детей-помощников в сельскохозяйственных работах, например, для возделывания плантаций риса, как это было в древнем Китае. А раннюю беременность девочки-подростка не станут считать благословением небес, как это происходит в некоторых африканских деревнях.
В развитых странах большинство подростковых беременностей являются незапланированными и, как следствие, в 70% случаев заканчиваются абортами, причем на поздних сроках, 15% – выкидышами и только 15% приходится на роды. Почему же сейчас, в наш информационный век, существует проблема ранней беременности? Основная причина – отсутствие или недостаточное половое воспитание подростков. Мало кто всерьез задумывается о последствиях беременности несозревшего организма, а их множество.
Мы провели анкетирование старшеклассников нашей школы. На наши вопросы ответили 37 учащихся.
(слайд 5) Ведущий: На вопрос: «В каком возрасте, на ваш взгляд, можно начинать интимные отношения с противоположным полом?» мы получили следующие ответы:
2 человека считают, что интимные отношения можно начинать до 14 лет;
14 решили приступить к ним с 14 до 18 лет;
15 – после 18 лет;
и только 6 – после вступления в брак.
(слайд 6) Преподаватель: Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что весь мир (и в первую очередь родители и общество) отворачивается от юной беременной. Но на самом деле этот "мир" отворачивается от девочки гораздо раньше, и если хотите, беременность часто бывает именно следствием этого, а не причиной. Вот несколько наиболее типичных ситуаций:
(слайд 7) "РИСКОВАННОЕ" ПОВЕДЕНИЕ. Часто беременеют девочки, которые "связываются с плохой компанией". Но попадает подросток в такие компании опять же оттого, что, став в семье и обществе одиноким и отвергнутым, начинает, во-первых, искать "понимания" где только можно, а во-вторых, бессознательно выбирать наиболее рискованный (или как еще говорится – суицидально направленный) тип поведения. И девочке, проводящей время в таких компаниях, вроде бы уже и не до сохранения своего здоровья и своей жизни. Поэтому она особо не заботится о последствиях подобного общения…
БЕРЕМЕННОСТЬ "ЗАПЛАНИРОВАННАЯ". Как правило, девочка стремится решить таким способом собственные психологические проблемы. В частности, утвердить собственную ценность (никто меня не любит, ну так я себе ребеночка рожу, он меня будет любить) или выразить протест против безудержной сверхопеки родителей, которые свою дочь, опять же, психологически не слышат (мама, ну как еще доказать тебе, что я уже взрослая и хватит меня воспитывать?) Понятно, что диалог с использованием подобных методов неконструктивен, к тому же факт беременности такой девочки – доказательство не "взрослости", а скорее инфантильности (она еще не повзрослела настолько, чтобы думать о последствиях своих действий и ответственности за них…).
ИЗНАСИЛОВАНИЕ. Надо заметить, что большую часть таких изнасилований совершают не маньяки, а друзья и знакомые (иногда мамины). Но даже если девочка-подросток стала жертвой нападения незнакомца – то опять же, почему она оказалась, к примеру, одна на улице в поздний час? Ее выгнали из дома или она сама сбежала от своего "домашнего уюта"? Или родителям изначально безразлична судьба дочери, и они не обучили ее основам безопасного поведения? К тому же после факта насилия не были приняты необходимые профилактические меры – во многом потому, что девочка так или иначе не смогла рассказать родителям о том, что с ней произошло…
БЕРЕМЕННОСТЬ ПО НЕВЕДЕНИЮ. Нередко даже в наш просвещенный век девочки на самом деле не ведают, что творят. Часто рассчитывают на "более опытного" партнера, особенно если ей 14, а ему аж 16… А будучи предоставлена в этом вопросе сама себе, девочка окажется неспособной подобрать эффективные средства контрацепции, не свяжет с прошедшей близостью сбои в месячных, а увеличение талии сочтет признаком необходимости сесть на диету… Поэтому "упущенные" подростковые беременности – это результат отсутствия качественного, продуманного сексуального воспитания, и в том числе возможности грамотных диалогов на эту тему в семье.
(слайд 8) Этот вывод подтверждает проведенное нами анкетирование, которое показало, что основным источником информации по вопросам интимных отношений являются друзья и Интернет и другие СМИ. Лишь 19% родителей наших студентов сумели грамотно и доходчиво донести информацию до своих детей.
(слайд 9) Обсуждение вопроса: «Что побуждает подростков к раннему вступлению в интимные связи?»
(слайд 10) Подводя итог нашего обсуждения, хочу познакомить вас с ответами студентов на данный вопрос:
- первой причиной является желание удержать любовь – 57 студентов;
20 респондентов считают, что ранние интимные связи являются нормой; - часть подростков, таким образом, стремятся утвердить свое «Я»;
- для некоторых подростков раннее вступление в интимные отношения является средством избавления от одиночества.
(слайд 11) Вступив в интимные отношения, далеко не все задумываются о последствиях этих отношений. И вот это произошло, ранняя беременность, а с ней и проблемы.
(слайд 12) Это проблемы со здоровьем, психологические и социальные проблемы. Давайте остановимся на каждой из них.
(слайд 13) Проблемы здоровья при ранней беременности.
Основная проблема заключается в том, что тело молодой женщины не готово физически вынашивать ребенка в таком юном возрасте.
Подросток находится в смятении, не знает, прекратить ли беременность или продолжать. Если девочка решается на аборт, она должна понимать, что в последствии, могут возникнуть гинекологические проблемы, вплоть до бесплодия. Если она решает рожать, то подвергнет себя серьезному испытанию, ведь в неокрепшем организме молодой женщины начнут происходить многочисленные сложные изменения, которые способствуют внутриутробному развитию плода, готовят организм к родам и грудному вскармливанию.
Организм беременной женщины начинает накапливать строительный материал для растущего организма: азот (для синтеза белка), жиры (для формирования тканей плода), железо (для образования крови), калий (для работы сердечной мышцы), магний, кобальт, медь. А это все – дополнительная нагрузка на организм будущей матери. Также при беременности значительно усиливается работа сердечно-сосудистой системы, что, в свою очередь, заставляет работать в усиленном режиме печень и почки.
Неподготовленный организм просто может не справиться со столь сложной задачей, как вынашивание и роды здорового ребенка. Вес ниже нормы у младенцев или младенцы с врожденными дефектами – общий печальный результат беременности подростка.
Риск для беременного подростка:
- анемия (снижение концентрации гемоглобина в крови);
- гипертония (повышенное артериальное давление);
- токсикоз;
- преэклампсия (поздний токсикоз),
- недостаточное прибавление веса во время беременности (из-за плохого питания, нездорового образа жизни);
- предлежание плаценты (из-за недостаточного уровня гормонов);
- выкидыш;
- преждевременные роды;
- осложнения в течение родов – непроходимость плода, разрешение кесаревым сечением(из-за клинически узкого таза).
- недоношенность (чем раньше рождается ребенок, тем выше риск развития проблем со зрением, пищеварением, дыхательной системой, общим развитием организма);
- маловесность новорожденного (2,5-1,5 кг);
- внутриутробная гипоксия плода;
- родовые травмы;
- большая вероятность искусственного вскармливания (из-за недостаточной мотивации мам-подростков);
- предрасположенность к отставанию в умственном и физическом развитии.
(слайд 14) Психологическая проблема ранней беременности. Узнав о своем положении, молодые девушки испытывают шок и пребывают в панике. Психологи говорят, что обычной реакцией является чувство вины, гнев и нежелание признать случившееся. Это приводит к опасным последствиям, ведь девочка может остаться без необходимой и своевременной медицинской помощи.
Зачастую, беременным девочкам не с кем поделиться своими переживаниями, они замыкаются в себе, часто бывают подавлены, ощущают вину и страх.
Это неудивительно, ведь происходит резкий переход из детства во взрослую жизнь, девочка сталкивается с первым серьезным решением в своей жизни. Причем принять важное решение нужно ей самой, молодые отцы, обычно, сразу перестают быть «крутыми парнями» и предпочитают уйти в сторону.
(слайд 15) Социальная проблема ранней беременности
Даже в самом прогрессивном обществе беременные подростки часто сталкиваются, как минимум, с осуждением. Девочка часто остается один на один со своей проблемой, боится признаться даже родителям. К тому же, чаще ранняя беременность происходит у детей из неблагополучных семей, когда между родителями и детьми нет нормальных отношений, не говоря уже о каком-то воспитании. Кроме того, забеременев, девочка вынуждена бросить школу или совмещать материнство с обучением, что в большинстве случаев нереально. Нехватка образования «ставит крест» на дальнейшей самореализации девочки, у нее практически нет шансов получить хорошую работу, сделать карьеру. Нет хорошей работы – значит, нет достаточного количества денег, что, в свою очередь, толкает молодую мать на преступления. Беззащитность часто приводит к насилию в семье, безысходность подталкивает к алкоголизму и употреблению наркотиков. Такие женщины, зачастую, повторно беременеют, не достигнув и 20 лет. А их дети, в свою очередь, оказываются никому не нужными и пополняют дома малютки.
(слайд 16) Если это случилось. Что делать?
Таким образом ситуация ранней беременности вполне может быть названа экстремальной (особенно если девочка вынуждена принимать решение в одиночку). И тут, как в случае любой опасности, можно дать четкие рекомендации: что и как следует делать.
1. При подозрении на беременность надеяться, что все рассосется, как известно, бессмысленно. Лучше обратиться к врачу.
2. Если девочка столкнется с тем, что специалисты к ней в принципе относятся несерьезно, читают мораль, стыдят, унижают и т.п., она вполне может обратиться в один из кризисных центров, где работают по этой проблеме.
3. Если беременность подтверждена, то судьбу ее следует решать комплексно. Очень полезно выяснить мнения не только гинеколога, но и других специалистов. Но даже самые объективные консультанты все равно наверняка не сойдутся во мнениях! Каждый будет приводить свои аргументы. И задача девочки – все выслушать, а потом взвесить все "за" и "против" и хорошенько подумать самой.
4. При учете всех мнений нужно постараться исключить из "списка экспертов" тех, кто, не являясь профессионалом в данной области, может откровенно "надавить" и заставить принять не самое адекватное решение. Это могут быть подруги, родственники и т.п.
Обсуждение вопроса: «Если это случилось. Что делать?»
(слайд 17) Ведущий: Итак, можно подвести итог нашему обсуждению: при благополучном исходе, когда молодые люди готовы к созданию семьи и родители их поддерживают – это заканчивается браком; при менее удачном исходе, когда молодой человек не готов к дальнейшей совместной жизни, а родители поддерживают дочь в желании стать матерью или настаивают на сохранении беременности, то в итоге – мать-одиночка; при ситуации, когда родители и молодой человек против, девушка хочет сохранить беременность, она станет матерью – одиночкой, но уже без поддержки близких; и самым печальным вариантом ответа на этот вопрос является – аборт.
Ведущий: Девушка, узнав о своём состоянии, подчас в страхе перед родителями любыми способами пытается избавиться от беременности, исключить столь нежелательные последствия. А это может привести и к смертельному исходу. А иногда, случается и так, что, выносив ребёнка, нерадивые мамы пытаются избавиться от него всеми путями. Так чаще всего «ненужных» детей оставляют в роддоме или подбрасывают в детдом. Горе раскаявшихся матерей можно видеть в художественной литературе и документальных фильмах.
Медицинский аборт никогда не гарантирует полной безопасности, что в последствии приводит к большим проблемам в семье, ставив под угрозу личное счастье девушки. Угрызения совести, нравственное падение, эмоциональная безысходность и, в конце концов, одинокая старость – всё это становится последствием нежелательной беременности в раннем возрасте.
(слайд 18) Так кто же, все таки бывает виноват в ранней беременности? Иногда утверждают, что такая ситуация возникает лишь в "неблагополучных семьях", имея в виду прежде всего неблагополучие, к примеру, социально-финансовое. Однако подобное может случиться и в самой вроде бы с виду благополучной и образцовой семье.. Давайте обсудим этот вопрос.
Обсуждение вопроса: «Кто виноват в ранней беременности?»
(слайд 19) Ведущий: Во время дискуссии прозвучало большое количество версий о виноватых. Давайте сравним мнение присутствующих с результатами анкетирования. Более половины считают, что в случившемся виноваты оба: девушка и юноша, 24 респондента считают, что виновата девушка, 11 возложили вину на юношей. К сожалению, наше исследование выявило, что 7 респондентов обвинили в происшедшем родителей, которые недооценили сексуальную активность своих детей. Трое студентов считают главным виновником ранней беременности учебное заведение, которое не провело соответствующей профилактической работы, которой мы сейчас и занимаемся.
(слайды20, 21) Ведущий: Основная причина ранней беременности заключается в недостаточной информированности подростков о различных аспектах половой жизни и контрацепции. В этом возрасте многие имеют достаточно смутные представления о беременности, среди подростков распространены многочисленные мифы о том, что после первого раза нельзя забеременеть и т.п., которые и имеют результатом раннюю беременность. Кроме того, для подростков характерно достаточно легкомысленное отношение к этому вопросу. Теоретически, они знают, что могут забеременеть и нужно предохраняться, практически же это им кажется далеким, нереальным и не стоящим внимания вопросом. Радует, что наши студенты знают средства контрацепции и возможные заболевания, передаваемые половым путем.
(слайд 22) Ведущий: О том, как предотвратить раннюю беременность своих детей, обязательно должны подумать и родители, вовремя обеспечив их подробной информацией по вопросам беременности и контрацепции, объяснив всю серьезность возможных последствий. Проблему лучше предотвратить, чем после бороться с её последствиями. Не зря говорили отважные разведчики: «Предупрежден – значит вооружен». Подросткам и их родителям нужно стремиться сохранять доверительные отношения. Разговаривайте со своим ребенком на равных, не обходите «запретные» темы стороной. Причем это касается родителей и девочек, и мальчиков. Мальчики нуждаются в общении со стороны отца, поэтому если семья неполная, позаботьтесь о том, чтобы ребенок общался с мужчинами на подобные темы. Это может быть дедушка, дядя, старший брат или другой родственник. Можно дать почитать своему ребенку необходимую литературу. Этот вариант хорош для родителей, которые чувствуют, что не готовы к такому разговору с сыном или дочерью. Неплохой вариант – подбрасывание детям «родительских таблеток от головной боли» — презервативов. Только комбинировать эти действия нужно с половым воспитанием и рассказами о методах предохранения от нежелательной беременности. Конечно, речь тут идет не об изнасиловании, от которого никто не застрахован, к сожалению. И об этой опасности дети должны тоже знать. Большое значение имеет половое воспитание в школе, лекции медицинских работников, демонстрация фильмов об интимной стороне человеческой жизни и о физиологии человека. Девочка, которая уже начала половую жизнь, должна быть проинформирована о последствиях. Кроме того, она должна решить для себя: готова ли она к ранней беременности. Если нет, позаботиться о методе контрацепции. Помните, что половое воспитание подростка – это не нудные и назидательные беседы, от которых сын или дочь норовит побыстрее улизнуть. Дети не должны воспринимать в «штыки» рассказы родителей о методах предохранения от беременности. Лучшее, что могут сделать родители – донести до сознания своего чада, что во взрослой жизни они должны будут принимать решения другого уровня, и за каждое совершенное действие нужно отвечать.
(слайд 23) Ведущий: Исповедь «маленькой мамы»
«Моей самой большой мечтой остается семья»
ЛЕНА (Санкт-Петербург): Мама родила меня после развода и так больше и не вышла замуж, поэтому я совсем не знала, что такое настоящая семейная жизнь. А мне очень хотелось узнать, пусть даже на своем примере.
С Сережей мы познакомились на танцах. Мне было 15, я училась в девятом классе. Сережа мне сразу понравился, он был красивый, высокий и хорошо танцевал. Ему уже исполнилось 16, но выглядел он гораздо старше. Я даже не знаю, почему он обратил на меня внимание, ведь на дискотеке было много красивых девчонок, и одета я была не очень модно. Мама мне не разрешала встречаться с мальчиками на стороне, ну, я стала приглашать Сережу к нам домой. Музыку слушали, смотрели телевизор. Сережа интересовался только музыкой и машинами, хотел быть шофером.
А я хотела семью. И поэтому не сильно сопротивлялась, когда Сергей начал склонять меня к «постельным» отношениям. Я почему-то решила, что он меня любит и тоже хочет семью.
Мы оба испугались, когда я поняла, что беременна. Я очень боялась рассказывать об этом маме, потому что не хотела, чтобы нас ругали. Я думала, она запретит нам видеться. Сережа предложил никому ничего не рассказывать, а дождаться родов, и тогда уже ничего нельзя будет запретить.
А потом живот стал заметен, и мама обо всем узнала. Она меня не ругала, только плакала и все время повторяла, что я сломала себе жизнь. Они договорились с бабушкой, что я поеду к ней в Калининград и там мне вызовут преждевременные роды. Я вернусь в Питер и закончу школу, а потом попробую поступить в институт. Но я не хотела в институт, я хотела семью. Странно, что мама и бабушка не подумали, что ребенок уже живой, ведь он вовсю шевелится, а если искусственные роды, то он будет уже не живой. Но я была на все согласна, только бы меня не разлучали с Сергеем.
Нам назначили обследование и день госпитализации. А я писала Сереже письма, и бабушка видела, как я скучаю. Она позвонила маме и сказала: «Они должны быть вместе, да и дите живое убивать негоже!» Мама вздохнула и пошла к Сережиным родителям.
Родители сначала Сережу отругали, потом обе мамы поплакали, успокоились и решили, что мне нужно рожать и нам с Сережей пожениться. Сергей сидел насупившись и никакой особой радости не выразил. Впрочем, и не возражал. Так я вернулась рожать домой.
Что заставило меня полюбить будущего ребенка? Наверное, сбывающаяся мечта о семье – нас будет трое. Я верила, что Сережа будет добрым, заботливым, будет нас любить и беречь. Ведь он не отказывался жениться. Но Сергей стал поступать в техникум и под этим предлогом приходил все реже и реже.
В конце августа я родила девочку, а 1 сентября пошла в 10 класс. Сережа меня не навещал, но встречать из роддома пришел. Был спокоен, удивительно сдержан, на вопрос об имени дочери ответил: «Как сама решишь».
В школе смотрели на меня кто с осуждением, кто с удивлением. Классная сказала, что я сделала большую глупость, начав так рано жить половой жизнью, но что правильно не стала портить здоровье абортом. И всегда отпускала меня с уроков покормить дочку или посидеть дома, если она хворала.
Сергей учился в техникуме и приходил все реже и реже. На вопросы о свадьбе отговаривался тем, что нужно скопить денег. А потом очередной мамин возлюбленный как-то поссорился с Сережей, заявив, что он мне не пара. Видимо, Сергей только этого и ждал. Или чего-то подобного. Он тоже вспылил, сказал, что никогда меня не любил и не хочет связывать со мной жизнь. Мол, ему еще рано быть отцом и мужем, он хочет встать на ноги, а семья будет ему только мешать. Родители Сережи бегали к нам, уговаривали сына, но он так и не изменил своего решения.
Так и не исполнилась моя мечта. До сих пор я одна, хотя дочери уже шесть лет. Мама тоже рассталась со своим последним мужчиной. И живем мы втроем – три женщины без мужей и отцов. Я очень люблю свою дочь и даже с ужасом думаю, что ее могло бы не быть. И сделала бы это я сама. Однако, по-прежнему, моей самой большой мечтой остается семья, в которой меня и дочь защищал бы и берег мужчина. Но семьи все нет и нет. А дочка любого приходящего в дом мужчину называет папой.
(слайд 24) Ведущий: Безусловно, нельзя сказать, что ранняя беременность имеет только негативные последствия. Есть, конечно, и счастливые исключения, как, например целеустремленная и не сломленная жизненными трудностями юная Катя Тихомирова из любимого многими кинофильма «Москва слезам не верит» в исполнении Веры Алентовой. Но много ли таких Кать? Все-таки, исключительными лучше быть в чем-то другом.
Дорогие девушки, это огромное счастье и огромная ответственность – быть матерью! Здоровье ваших детей в ваших руках. Я знаю, что не все из вас любят прислушиваться к советам врачей, педагогов, родителей. Конечно, жить “своим умом”, а по сути, без всякого рассуждения перелетать с цветка на цветок подобно бабочке, спешащей навстречу своим желаниям, гораздо приятнее. Но мне кажется, что легкомыслие здесь неуместно и даже преступно. Ведь с некоторых пор вы начинаете распоряжаться не только своей судьбой и своим здоровьем, но и судьбой и здоровьем другого человека… Того, который пока еще не родился. Того, который через несколько лет станет хозяином страны…
(слайд 25) Хотелось бы закончить наш классный час словами Авроры Дюпен «Мы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но можем бросить в огонь всю книгу».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории Интересно, что еще несколько веков назад беременность в 13 -14 лет — вполне нормальное явление. До сих пор в странах Африки или Азии ранняя беременность — обычное дело. Но не забывайте о колоссальной смертности при родах в этом возрасте
Чем опасна ранняя беременность? Физиологические проблемы Во время беременности организм работает в усиленном режиме — большая нагрузка падает на сердечно-сосудистую, эндокринную систему и внутренние органы. Подростковая гормональная перестройка организма накладывается на беременную перестройку. У маленьких мам чаще происходят плацентарная недостаточность, анемия, тяжелые токсикозы. Организм девочек еще не готов к таким нагрузкам!
Как уберечься от нежелательной беременности? Большинство ранних беременностей являются незапланированными. Считают, что основной проблемой ранней беременности заключается в недостаточном половом воспитании, или отсутствии как такового. В основном, решение проблемы нежелательной беременности на 90 % зависит от обстановки дома и от воспитания родителей. Если девочка не находит понимания со стороны родителей, то она начинает стремиться вести рискованный образ жизни как бы «назло».
Какая же существует профилактика ранней беременности? Чаще разговаривать с родителями о методах предохранения от нежелательной беременности. Читать книги о половом воспитании. Если девочка начинает половую жизнь, она должна понимать о дальнейших последствиях.
Аборт? За абортом может последовать цепочка гинекологических заболеваний или даже бесплодие. Альтернативой аборту может быть только контрацепция, о которой чем раньше вы узнаете, тем положительнее будет результат.
Ранняя беременность - что делать? Перед тем как принять решение, выслушать мнение старшего поколения и пройти консультацию доктора. Главное, в таких случаях не терять контакт с родителями и не предпринимать радикальных мер самостоятельно.
Итог ранней беременности Нарушение физиологических функций организма. Отсутствие возможности получить образование. Проблема социального характера- как воспримут в обществе. Проблема психологического характера- необходимость принятия решения.
Твой выбор Подумайте, возможно рождение малыша это лучше, чем ранний аборт и угроза бесплодия? В любом случае, помните, что ближе родителей у вас никого нет, и что в этот трудный момент вы должны быть вместе.



Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
«Отношение родителей к школьным отметкам ребенка»
Цель.
- Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.
- Создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьника.
Ход собрания
- Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
- Обучающий тренинг.
Родителям предлагается проанализировать картину И. Репина «Опять двойка» (картина представлена на слайде). Примерные вопросы:
- Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
- Хорошо ли ему живется в родном доме?
- Как к нему относятся родные и близкие?
- Как, по вашему мнению, закончится эта история?
- Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.
Обсуждается предполагаемое поведение родителей в данной ситуации. Выяснение реального поведения родителей в подобной ситуации, а также определение того, насколько родители знают о значении школьной отметки в жизни их ребенка.
- Опыт работы в школе высветил проблему отношения родителей к школьным отметкам ребенка. В первую очередь такой разговор актуален для родителей школьников 2 класса, когда вы впервые сталкиваетесь со школьной отметкой и оценкой знаний вашего ребенка. В этом возрасте дети имеют желание учиться, хотят быть хорошими в глазах своих родителей, подражать родительским успехам.
- Что такое отметка?
- Что такое оценка? (Обмен мнениями.)
Отметка - обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).
Оценка - мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная).
4. Закончите предложения, представленные на слайде. Родители работают устно. Желающие отвечают вслух, другие оставляют своё мнение при себе. Рассматриваются различные варианты ответов.
- Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу, желаю, приказываю (выберите одно слово) ему …
- Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то он …
- Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я…
- Когда мой ребенок получает плохую отметку, то он …
- Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я…
- Если ребёнок обращается ко мне за помощью (в учёбе), то я …
5. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
«Выберите те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка».
- Что ты получил сегодня?
- Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
- Я так и знал! И в кого ты такой родился!
- Марш, в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
- Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.
- Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
- Кто еще в классе получил двойки?
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?
6. Как это ни печально, но родители не всегда правильно себя ведут, анализируя учение ребёнка: одни недовольно обвиняют своё чадо, другие – учителей, третьи – одноклассников. Лишь небольшая доля родителей адекватно ведёт себя в этой ситуации: вместе с ребёнком радуются успеху, переживают неудачу, вместе устраняют пробелы в знаниях. Часто родители считают, что только они хотят хороших успехов, а ребёнку на всё «наплевать», хотя совсем не знают, что творится в душе их ребёнка и какое значение для него имеют школьные отметки. Излишняя строгость родителей заставляет ребёнка, боясь наказания, нервничать, врать, исправлять оценки в дневнике. Бывает, что ребёнок даже не хочет идти домой. Учитель оказывается «между двух огней» - и ребёнка жалко, и хорошие оценки ставить незаслуженно нельзя, ведь от этого тоже пользы мало. Ребёнок должен понимать, что всего в жизни добиваются трудом: каждодневным, кропотливым. Родитель должен реально оценивать возможности своего ребёнка и не требовать от него невозможного. Пусть «тройка», но заслуженная и в этой ситуации важнее всего окажутся знания и умения, которые ребёнок приобретает в результате упорного ежедневного труда.
Наши дети не всегда приносят в дневниках «четыре» и «пять». Порой появляются и «неуды», которые влекут за собой скандалы, детскую нервозность и желание во что бы то ни стало в следующий раз принести в дневнике пятерку. В такой погоне за субъективными цифрами теряется главный смысл учебы — получение знаний. Стоит ли убиваться из-за плохих оценок и наказывать ребенка? Возможно, правильнее будет сменить тактику?
.
Спокойствие, только спокойствие!Ты – мне, я – тебе!
Сравнение с отличниками.
Поняли сами, расскажите ребенку.
7. Как помочь ребенку?
- Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
- Возможно, следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности - например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
- Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющиеся во взрослой жизни.
8. Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости нужно нам с вами:
- Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
- Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.
- Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
9. Притча.
Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
- Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.
- Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
- У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
- Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отметка - обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).
Оценка - мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная).
«Опять двойка!» 1952г.
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу, желаю, приказываю (выберите одно слово) ему … Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то он … Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я… Когда мой ребенок получает плохую отметку, то он … Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я… Если ребёнок обращается ко мне за помощью (в учёбе), то я …
Фразы , которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка: Что ты получил сегодня? Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить. Я так и знал! И в кого ты такой родился! Марш, в свою комнату, и не показывайся мне на глаза! Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится. Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты? Кто еще в классе получил двойки? Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?
Как помочь ребенку? Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
Как помочь ребенку? Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности - например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
Как помочь ребенку? Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющиеся во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости нужно: Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости нужно: Дать возможность ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Помнить , что учебные успехи – это ещё не всё.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости нужно: Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО.
Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС.
Сейчас, в условиях внедрения новых образовательных стандартов, к педагогическому коллективу школы предъявляются требования развития у обучающихся поистине удивительно широкого круга качеств: умения работать с большим объемом информации, способности к самообразованию, высокой социальной активности, психологической и коммуникативной компетентности, внутренней ценности здорового образа жизни и т. д.
До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе образования строилась по следующим направлениям:
- психологическая профилактика,
- психологическое просвещение,
- психодиагностика,
- развивающая и психокоррекционная работа,
- психологическое консультирование,
- психологическая реабилитация.
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным приоритетом его работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. К ним относятся:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения);
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Традиционные направления деятельности, закрепленные Положением о Службе, трансформировались в формы работы педагога-психолога.
Таким образом, основным предметом деятельности психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы.
Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:
- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Деятельность психолога в части обеспечения психолого-педагогических условий реализации программы включает следующие направления:
- психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы начального общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся;
- работа с одаренными детьми, детьми с ОВЗ;
- психолого-педагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы начального общего образования, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;
- психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;
- психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации.
Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
- программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);
- программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- программы коррекционной работы.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению реализации основной образовательной программы определяются исходя из комплексной оценки деятельности образовательного учреждения в области создания комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Результативность деятельности педагога-психолога определяется по следующим критериям:
- достижение обучающимися планируемых показателей освоения основной образовательной программы;
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
- обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Развитие этих качеств у учеников традиционно считается стратегической целью работы школьной психологической службы. Однако их непросто сформировать не только у проблемного, но и у благополучного ребенка. Психологу необходимо избегать наивного идеализма: надо отдавать себе отчет в том, что это длительное и более чем непростое дело, и далеко не факт, что в итоге каждый ученик, а уж тем более из группы риска, будет обладать всеми желаемыми качествами. Кроме того, в практической работе школьного педагога-психолога с трудными учениками возникает ряд специфических проблем:
- Каковы критерии выделения группы риска - педагогические, психологические, социальные, медицинские, юридические? Кто должен находиться в поле пристального внимания психолога - невротичная отличница или веселый хулиган? Вопросы нормы и отклонения, традиционно неоднозначные, требуют особенно тщательной проработки и обязательного четкого освещения в выступлениях и отчетной документации, когда психолог сотрудничает со специалистами других профилей.
- Сложности вовлечения других участников образовательного процесса в работу с проблемными обучающимися. Педагог, обращающийся за консультацией к психологу по поводу трудного ученика, сам находится в чрезвычайно непростых условиях. Почти все школьные специалисты жалуются на перегруженность; на диктат неформального, но жесткого требования внешне гладких и прогрессирующих результатов; на отсутствие заметного эффекта от работы с проблемными учениками, обиду на них, чувство собственного бессилия и т. п. Семьи часто по тем или иным причинам также не могут быть помощниками школы, а в худшем случае становятся хранителями культурной депривации и делинквентных норм.
- Гетерогенность группы риска и соответствующая невозможность выстроить единую (в том числе, с точки зрения внешнего наблюдателя) программу работы. В современных условиях, когда вся деятельность школьной психологической службы должна быть хорошо структурирована и очевидно целесообразна для любого, даже крайне далекого от психологии, лица, оценивающего образовательный процесс, необходимость в скрупулезном и грамотном обосновании своих профессиональных действий очевидна. Проведение экспресс-мониторинга обучающихся группы риска - лишь часть работы с проблемными детьми, ее фрагмент, удобный для представления администрации и позволяющий систематизировать некоторые направления и задачи работы школьного психолога.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса.
Цель работы психологической службы Психологическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС Содействие созданию и поддержанию благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности учащихся в процессе школьного обучения Способствование безконфликтному взаимодействию всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей и педагогов)
Задачи психологической службы в условиях введения ФГОС измерение результатов обучения, определение уровня формирования компетенций учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения;
психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности; оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощь всем участникам образовательного процесса; мониторинг и оценка комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для всех участников образовательного процесса; прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, профилактическая работа.
Содействие организации гармоничной психолого-педагогической среды Коррекционно-развивающие мероприятия, адаптация и сопровождение всех учащихся Реализация индивидуальной поддержки Стартовая диагностика Необходимость индивидуальной работы Итоговая диагностика Мониторинг развития Психологическое сопровождение ФГОС
Практическая реализация психологического сопровождения ФГОС в образовательном процессе 1) Диагностика индивидуальная и групповая («стартовая» и «итоговая») - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 2) Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
3) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. 4) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая ) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 5) Психологическое консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. 6) Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образо- вательной среды, профессиональной деятельности специалистов образова- тельного учреждения.
7) Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 8) Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Эффективность сотрудничества школьного психолога и педагога 1) Психологическое сопровождение процесса адаптации к школе помогает не только быстрее привыкнуть к условиям школьной жизни и настроиться на образовательный процесс, но и создать наиболее мягкие условия для реализации ФГОС в образовательной деятельности. 2) Систематическое сотрудничество психолога и учителя позволяет полностью разработать адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты), а также выработать систему их критериального оценивания.
3) В помощь учителю предлагается карта индивидуального развития каждого ребенка, что позволяет своевременно выделять имеющиеся трудности, корректировать их и прослеживать динамику развития. 4) Поддержание психологической готовности учителей начальных классов в реализации ФГОС НОО. 5) Обоюдная работа психолога и учителя помогает наиболее полно затрагивать все сферы развития личности ребенка и позволяет минимизировать нагрузку за реализацию ФГОС только на одного специалиста. Совместная работа взаимодополняет организацию образовательной среды по ФГОС.
Модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения могут вызвать трудности современного педагога. Вследствие этого психологу в системе образования необходимо: - Оказывать постоянную методическую помощь педагогам на протяжении всего учебного года, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в проектировании урока (совместно организованной деятельности) и составлению технологических карт. - Выстраивать индивидуальную траекторию (индивидуальный маршрут) развития. - Повышать общую психологическую компетентность учителя.
В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования их детей. Современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. Вследствие этого педагогу-психологу необходимо сотрудничать с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе. ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ ПРО ФГОС: Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? Что изучается с использованием ИКТ? Что такое информационно-образовательная среда? Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема: «Причины и последствия детской агрессии».
Цель: познакомить родителей с видами, признаками агрессии и методами диагностики.
Ход собрания:
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел.
Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.
С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Слайд 2. А эпиграфом к нашему разговору могут служить слова Никколо Макиавелли: «Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро». И немного разберем что такое агрессия
Полезная информация.
Слайд 3. Что такое агрессия? Агрессия – это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничение, запреты или неожиданные трудности. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.
Слайд 4. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань).
Слайд 5. В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористою.
- Как вы считаете, это качества равнозначные?
(Ответы родителей).
- Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители в нём.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать повторять делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств, то они в первую очередь связаны с семьёй.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
- Как вы считаете, как можно бороться с детской агрессией?
Слайд 6. В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:
а) преодолевать трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.
Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с разными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Слайд 7. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: как мы можем поощрить своих детей? словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, наказание нужно если:
а) оно следует немедленно за поступком;
б) объяснено ребёнку;
в) оно суровое, но не жестокое;
г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Диагностика
- Предлагаю вам в ходе заполнения диагностической таблицы выявить, подвержен ли ваш ребёнок агрессии?
1. Родители заполняют таблицу «Критерии выявления агрессивности ребёнка», посчитывают баллы, делают выводы.
- Выше было сказано, что причины агрессии часто связаны с семьёй. Предлагаю вам проверить себя: какой вы родитель?
Проведение теста-игры «Какой ты родитель?». Родители выписывают с экрана номера утверждений, которые используют в общении со своим ребёнком (слайд 8), на основании ключа проставляют баллы (слайд 9), подсчитывают сумму баллов, читают вывод.
Подведение итогов.
Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Ваш родительский дневник пополнится сегодня новыми правилами, которые помогут вам, я надеюсь, в воспитании вашего ребёнка. Это «Золотые правила воспитания» (слайд 10) и «Памятка по предупреждению детской агрессивности».
Родители знакомятся с «золотыми» правилами на экране и получают печатные экземпляры памяток в родительский дневник
Слайд 11. Давайте приложим совместные усилия и поможем нашим детям справиться с агрессией.
Критерии выявления агрессивности ребёнка
Ребёнок | Часто | Редко |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Сосчитать количество ответов «часто».
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребёнок является агрессивным.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей.
- Будьте внимательны к своему ребёнку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Умейте принимать и любить своего ребёнка таким, какой он есть.
- Предъявляйте к ребёнку разумные требования.
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.
- Поощряйте своего ребёнка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.
- Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком, объяснено ребёнку (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества; не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.
- Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
- Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия.
Агрессивность ребенка проявляется если:
- ребенка бьют;
- над ребенком издеваются;
- над ребенком зло шутят;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают ребенка друг против друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
- родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с агрессивным ребенком
- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.
- Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.
- Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения.
- Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом.
- Учить мучить домашних животных.
- Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.
- Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его.
- Культивировать вражду между ним и сверстниками.
- Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.
- Не любить его или любить только «оценочной» любовью.
- Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу и психоневрологу
Девять «Если…» воспитания.
- Если ребёнка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть
- Если ребёнок живёт во вражде, то он учится агрессивности
- Если ребёнка высмеивают, то он становится замкнутым
- Если ребёнок растёт в упрёках, то он учится жить с чувством вины
- Если ребёнок растёт в терпимости, то он учится понимать других
- Если ребёнка подбадривать, то он учится верить в себя
- Если ребёнка хвалят, то он учится быть благодарным.
- Если ребёнок растёт в честности, то он учится быть справедливым.
- Если ребёнок живёт в безопасности, то он учится верить в людей.
Родители должны показывать пример своим детям. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Чтобы избавить ребёнка от гнева существуют рецепты.
«Шесть рецептов избавления от гнева».
Содержание | Пути выполнения |
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. | - слушайте своего ребёнка; - проводите с ним как можно больше времени; - делитесь с ним своим опытом; - рассказывайте ему о своём детстве; детских поступках, победах и неудачах; - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё безраздельное внимание каждому из них в отдельности. |
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. | - Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно), - старайтесь не прикасаться к ребёнку во время раздражения. |
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии | - говорите детям прямо о своих желаниях, чувствах и потребностях; «я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогайте меня» |
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. | - примите тёплую ванну, душ; - выпейте чаю, - позвоните друзьям, - сделайте успокаивающую маску для лица; - просто расслабьтесь, лёжа на диване; - послушайте любимую музыку |
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев | - не давайте играть ребёнку теми вещами, которыми вы дорожите, - не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией |
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям | - изучайте силы и возможности вашего ребёнка; - – если вам предстоит сделать первый визит к врачу, отрепетируйте всё загодя, - если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Никколо Макиавелли Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро
Агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности . Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.
Агрессия может проявляться Физически (драки) Вербально (угрозы, ругань, крики)
Виды агрессии инструментальная враждебная Для достижения цели Чтобы причинить человеку боль
Преодолеваем трудности Слышим ребенка Добрые слова, ласковый взгляд, тепло расположение неприятие одиночество Отсутствие обычаев традиций Отсутствие контакта
словом взглядом жестом действием Поощрение Наказание Следует за поступком Объяснено ребёнку Суровое, но не жестокое Оценивает действия, ребёнка, а не его качества
1. Сколько раз тебе повторять! 2. Посоветуй мне, пожалуйста. 3. Не знаю, что бы я без тебя делала?! 4. И в кого ты такой уродился?! 5. Какие у тебя замечательные друзья! 6. Ну, на кого ты похож (а)! 7. Я в твоё время! 8. Ты моя опора и помощница (к)! 9. Ну, что за друзья у тебя?! 10. О чём ты только думаешь?! 11. Какая ты у меня умница! 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 13. У всех дети как дети, а ты? 14. Какой ты у меня сообразительный( ая )!
1 – 2 2 – 1 3 – 1 4 – 1 5 – 1 6 – 2 7 – 2 8 – 1 9 – 2 10 – 2 11 – 1 12 – 1 13 – 2 14 – 1
5 – 8 баллов – Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности . 9 – 10 баллов – Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен . 11 – 12 баллов – Вам необходимо быть с ребёнком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. 13 – 14 баллов – Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
«ЗОЛОТЫЕ» правила воспитания Учитесь слушать и слышать своего ребёнка. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос : «Интересно, что с ним сейчас происходит?»
Что обязательно в воспитании детей ?! Внимание Сочувствие Сопереживание Терпение Требовательность Честность Откровенность Обязательность Доброта Ласка Забота Доверие Сердечность Чувство юмора Ответственность Такт Дружелюбие Надежда и Любовь.
Спасибо за внимание и сотрудничество






