Обучение чтению детей с аутизмом.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Обучение чтению детей с аутизмом»
Детям с РАС чтение дается очень медленно. Однако правильный подход, спокойствие и терпение позволят Вам через некоторое время увидеть потрясающие результаты. Букварь – первая книга в жизни малыша. Она закладывает фундамент для осмысленного чтения. Сначала читать сложно, неинтересно, детей привлекают только красивые картинки. Затем процесс автоматизируется, маленький человек начинает любить книги. Стандартный букварь охватывает широкий спектр тем (домашние животные, посуда и т.д.), но он не всегда связан со специфическими увлечениями аутичных детей. Не переживайте на этот счет: ориентироваться только на предпочтения ребенка было бы в корне неверно. Фиксацию на узконаправленных темах не нужно постоянно поощрять Обучение чтению детей с аутизмом бывает:
- глобальным;
- послоговым;
- аналитико-синтетическим (или побуквенным).
Занятия будут эффективными, если Вы станете чередовать все три принципа.
- ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Его суть состоит в том, чтобы читать слова полностью, а не распознавать в них отдельные буквы.Обучение строится на энграммах: автоматизированных фрагментах прошлого запоминания, говоря проще, словах, которые ребенок называет автоматически, не задумываясь. Ими могут быть имена мамы и папы, клички питомцев, любимые игрушки. Чтобы закрепить ассоциативную связь между словом и картинкой, подойдут семейные фото с подписями: мама Алина, папа Виктор. Также сделайте карточки с надписями и наклейте их на картинки или предметы, которые малышу нравятся. Карточки должны быть крупными – не менее 5 см и понятными. Лучше напечатать, чем писать от руки.
- ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
Сначала учим открытые слоги (согласная + гласная), затем – закрытые (гласная + согласная). Чтобы снять трудности, комбинируем одну согласную со всеми гласными: ла, ле, ли, ло, лу, лэ, лю, ля. Затем подставляем другую согласную. По этой схеме прорабатываем все слоги. Ребенок берет карточку со слогом и перекладывает в соответствующую ячейку на большой доске. В этот момент педагог четко озвучивает слог. Закрытые слоги произносятся более протяжно. Учитель подкладывает разные буквы к одной, напечатанной на бумаге.
- АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Это сопоставление букв и звуков. Взрослый берет карточку с буквой, называет ее и показывает на иллюстрацию. Например, держит лист с буквой “У” и картинку, где нарисована утка. Повторяет действие несколько раз. Затем он дает задание ребенку: положить карточку на соответствующую иллюстрацию. Цель упражнения: научиться определять первую букву слова.
Несколько советов:
Читайте малышам вслух, просите показать где читаете и перевернуть страницы. Задавайте вопросы по сказке/истории. Переспрашивайте имена героев, названия предметов. Дети будут взаимодействовать с Вами на том уровне, который им доступен. Не перегружайте. Делайте частые перерывы. Давать ребенку возможность восстановить сенсорное равновесие. Людям с аутизмом проще запомнить информацию, которая дается порционно. Обучайтесь в движении. У многих детей с РАС концентрация внимания повышается во время ходьбы, бега, катания на качелях. Говорите эмоционально, но ни в коем случае не срывайтесь на крик. Не показывайте раздражения. С учебой у ребенка должны быть связаны только позитивные ассоциации.
Список литературы: Подготовила : тьютор
Волина В.В Прокопенко Т.В
Карпова Е. В