Методическая копилка

Сценарии, презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_17_maya_bukvar.docx30 КБ
Файл na_breyn-ring.pptx208.59 КБ
Файл na_kvn.docx23.85 КБ
Файл na_pole_chudes.pptx1.02 МБ
Файл sostav_slova.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Прощание с Букварём»

(Зал празднично украшен, звучит музыка, входят дети)

Ведущий 1:

Над страной  весенним утром
Занялась заря.
В школе праздник, славный праздник –
Праздник Букваря!
Первоклассники рядами стройными идут
Первой книге, мудрой книге отдают салют!

Ведущий 2: Дорогие ребята! Уважаемые учителя, родители, гости нашего праздника!  Сегодня праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю.

Ведущий 1: А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга  во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь  помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.

Ведущий 2: Слово для поздравления предоставляется ………….

 Ведущий 2: Много праздников прекрасных
                     На листках календаря,
                     А меж ними тоже праздник
                     Школьный  праздник Букваря.

  1. Хороша сегодня школа!
    Зал горит огнём!
    Мы на праздник наш весёлый
    Всех друзей зовём!
  2. Заходите, проходите,
    Путь свободен, освещён!
    Приглашаем всех сегодня 
    Попрощаться с букварём!
  3. Весь букварь мы одолели,

Потрудились мы не зря.

Здравствуй, праздник!

Школьный праздник!

Славный праздник Букваря!

  1. Беру букварь в последний раз,
    Несу букварь в просторный класс.
    И дорогому букварю
    Я говорю: “Благодарю!
  2. Трудно было нам  в начале, 
    Долго буквы изучали! 
    Но теперь нам очень ясно, 
    Что старанья  не напрасны! 
  3. Ежедневно по утрам заниматься нужно нам.
    Мы с доски не сводим глаз,
    И учитель учит нас.
  4. Буквы – значки, как бойцы на парад,
    В четком порядке построены в ряд.
    Каждый в условленном месте стоит.
    А называется все – алфавит!
  5. Ель, топор, лопата, руки –
    В каждом слове слышим звуки.
    Звуки эти разные:

Все: Гласные, согласные.

  1. Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    В тёмном лесу звать и аукать,
    И в колыбельке Алёнку баюкать,
    Но не желают свистеть и ворчать.
  2. А согласные согласны
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть, 
    Но не хочется им петь.

  1. Дружат гласная с согласной,
    Составляя вместе слог.
    Ма и ша (запомни Маша)
    К нам явились на урок. 
  2. Если слоги встанут рядом,
    Получаются слова.
    Чтоб скорей и лучше было,
    Все читайте по слогам.

  1. Соединили мы два слова
    И предложение готово.
    Дождь идёт. Гремит гроза. 
    Улетела стрекоза.
  2.  Мы знаем буквы, знаем слоги,
    Умеем говорить, считать,
    И постепенно, понемногу,
    Мы научились все читать.
    Мы все сегодня говорим:

Все: Спасибо, букварю!!!

Песня «Чему учат в школе» в исполнении 1-х доп-х классов

(Дети проходят и рассаживаются по местам)

Ведущий 1: Сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Буквы все знаем?

Игра «Назови букву»

1. Вот два столбика наискосок, 
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….

2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла….

3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?

4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….

5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…

6. К единице три приставим...

Что за букву мы составим? (В)

 

7. На прямую палочку

Справа села галочка... (К)

8. Эта буква широка

И похожа на жука... (Ж)

9. И подобно кочерге,

Горбит спину буква... (Г)

10. Подходящие ворота.

Проходи, кому охота.  (П)

Ведущий 1: Молодцы! Все буквы узнали.

Ведущий 1: Игра с шарами.

Ведущий 2: А коль сегодня у нас праздник, все вместе мы будем играть.

Игра «Подскажи словечко».

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе
…(живот)

Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (
зуб)

       В реке большая драка
      Поссорились два
…(рака)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…
(жираф)

           И бежит Айболит к бегемотикам
          И хлопает их по
… (животикам)

Малыши в лесок пошли,                                                                                       Много веток принесли.                                                                                    

Молодцы! Они хотят

Накормить своих ко... (злят).

             Я осла узнаю сам

             По его большим у... (шам).

Из карманов у Аркашки                                                                                                                               Вечно сыплются бу... (мажки).

         Быть должны всегда в порядке

       Твои школьные…..(тетрадки).

Ведущий 1: Букварь со своих страниц учил нас быть воспитанными и дружными. А что такое дружба, вы знаете?

 Сейчас для вас прозвучит песня «Дружба крепкая» в исполнении Рупышева Максима.

Ведущий 2: Вы громко, дружно отвечали. Пришло время отдохнуть.       Физминутка.

Ведущий 2: В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами.

Ведущий 1: Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

( Игра «Отгадай сказочного героя»)

1. Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

 Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит,

 Это доктор... (Айболит)

2. Не лежалось на окошке –

 Покатился по дорожке.

 Перед волком не дрожал.

 От медведя убежал.

 Но лисице на зубок

 Все ж попался … (Колобок)

3. Он весел и не злобен,

 Этот милый чудачок.

 С ним хозяин, мальчик Робин

 И приятель – Пятачок.

 Для него прогулка – праздник,

 И на мед особый нюх,

 Этот плюшевый проказник,

 Медвежонок...(Винни Пух)

4. У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку…..(Буратино)

5. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил 
Догадались это Гена,
Это Гена
…(Крокодил)

 6. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей  подарила.
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?
(Красная Шапочка)

7. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?       (Семеро козлят)

Ведущий 2: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами празднуем первую школьную победу, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы изучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать.

Ведущий 1:  Молодцы, ребята!

Вы прочли Букварь до корки,

Вам по чтению пятерки!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения.

Ведущий 2: От Букваря на память

Медали вам вручаем.
В том, что вы букварь – прочли
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Сможете прочесть любые книжки.

Ведущий 1: Приглашаем ребят на вручение медалей

(Выходит второй ряд, затем первый, вручение медалей)

Ведущий 1:  Слово для поздравления предоставляется родителям….

Ведущий 2:  Песня «Расстаемся с Букварем» в исполнении первоклассников.

Ведущий 2:       Если вам взгрустнется вдруг,

                Не огорчайся слишком:

                Как самый лучший, верный друг,

                Развеет скуку книжка.

 Ребята, пусть на память об этом празднике   у вас в домашних библиотеках появятся эти замечательные книги.

(Каждому ученику выдается на память книга)                                       

Ведущий 1:

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь

Говорим мы: До свидания!

 До счастливых новых встреч!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра « Брейн – ринг» по русскому языку

Слайд 2

Сколько гласных букв в русском языке?

Слайд 3

Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово: Жыил Ански Кьионк Нолс

Слайд 4

Отгадай слово Корень мой из слова СКАЗКА, Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, Приставка в слове РАСХОД, Окончание в слове ДОМ.

Слайд 5

Вопрос – шутка: Чем кончаются день и ночь?

Слайд 6

Конфета в вазе была одна. Мама насыпала, стало полно. Ответьте же мне на вопрос, детвора, Что у конфет изменилось?

Слайд 7

Подберите синонимы ( близкие по значению слова ) Отважный - Холодный - Дом -

Слайд 8

Что это? Его вешают, приходя в уныние; задирают , зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Слайд 9

В каком словосочетании слово « ид ё т » употребили в переносном значении . а ) теплоход идёт б ) время идёт в) малыш идёт г ) поезд идёт

Слайд 10

Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?

Слайд 11

О какой части речи это стихотворение? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь

Слайд 12

Найди общее начало для слов: _______ тина, ______ тошка , ______ та , ______ ман , ______ тон.

Слайд 13

Какое слово не родственное остальным? 1 ) свинья 2) свинопас 3 ) свинец 4) свинство 5) свинарник

Слайд 14

Какие согласные никогда не бывают мягкими?

Слайд 15

Определите род имён существительных: Хрусталь Кофе Такси

Слайд 16

Вопрос-шутка. Какие сто букв могут остановить движение транспорта?

Слайд 17

Отгадай слово Корень в слове СНЕЖИНКА, Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ, Суффикс в слове ЛЕСНИК, Окончание в слове СТОЛ

Слайд 18

Назовите слово, которое состоит из трёх слогов, а указывает на 7 дней.

Слайд 19

Какие согласные всегда только мягкие?

Слайд 20

Что это? Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а чрезмерно доверчивые люди их развешивают.

Слайд 21

Измените по числам имя существительное «пальто»

Слайд 22

Составь меню на обед. В названии блюд все согласные звуки - твердые. Выбери названия блюд. Салат , пюре, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

Слайд 23

Попробуйте разобрать, что было написано: Рыбу нёс котина крыше съел.

Слайд 24

Какая буква не может писаться удвоенно ? 1 ) щ 2 ) ж 3 ) в 4 ) л 5 ) ф

Слайд 25

Дано стихотворение. Укажите, сколько раз в нём встречается звук «ш»? — Ты скажи мне, милый ёж, Чем ежиный мех хорош? — Тем он, лисонька, хорош, Что зубами не возьмёшь!

Слайд 26

Доскажи словечко Я один говорил, Это был монолог. Собеседник вступил, Стала речь —...

Слайд 27

Определите род имён существительных: Рояль Кенгуру Какао

Слайд 28

Восстанови слова, поменяв буквы местами. Акша - ________ Трко - _________ Кожал - _______

Слайд 29

Из разных букв составь название гриба хор + ум + ом = лён + ас + ком =

Слайд 30

С какой частью речи не употребляются предлоги?

Слайд 31

Сколько всего мягких согласных звуков в словах этого предложения? Попугай кричит протяжную мелодию .

Слайд 32

Что это? Есть в яблоке и сливе, а в саду нет. Есть в луке и в салате, а в огороде нет.

Слайд 33

О чём ведётся разговор? - Это чёрная? - Нет, это красная. - А почему она белая? - Потому что ещё зелёная.

Слайд 34

Что это ? Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что – то сказать; на нём вертится то, что вот – вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

Слайд 35

Вставь предлоги. Я ___ утра ___ лесу гуляю, ____ росы я весь промок. Но зато теперь я знаю ____ березку и _____ мох.

Слайд 36

Ответ: Я с утра в лесу гуляю, от росы я весь промок. Но зато теперь я знаю про березку и про мох.

Слайд 37

Сколько глаголов в стихотворении С. Баруздина «Снежинки». Сосчитайте. Зима снегами вьюжится С утра и дотемна. Снежинки вьются, кружатся У нашего окна. Как будто звезды искрами Рассыпались кругом. Несутся , серебристые, Заглядывают в дом. То в комнату попросятся, То снова убегут, За стеклами проносятся, На улицу зовут.

Слайд 38

Когда руки бывают местоимениями?

Слайд 39

Разгадайте ребус .

Слайд 40

Напишите 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.

Слайд 41

Что в человеке есть одна, а у вороны две, в лисе не встретится она, а в огороде три?

Слайд 42

Назови из стихотворения слова, в которых есть звук [ й ]. И вскользь мне бросила змея: «У каждого судьба своя!» Но я – то знал, что так нельзя- Жить, извиваясь и скользя.

Слайд 43

Вставь пропущенные предлоги в стихотворение: ___ утра ___ дома – на лужок, ___ тропке ___ озеру, ____ лесок. ___ такой дороги ___ нас устали ноги!

Слайд 44

Вставь пропущенные предлоги в стихотворение: С утра из дома – на лужок, по тропке к озеру , в лесок. От такой дороги У нас устали ноги!

Слайд 45

В каком слове сорок гласных?

Слайд 46

Разделительный Ь знак пишется : а ) между двумя согласными ; б ) между согласной и гласной; в ) в конце слова; г ) в начале слова;

Слайд 47

Спасибо за игру!!!



Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку

  1. Вступительное слово ведущего

Стихи, представление команд, членов жюри

Конкурсы:

  1. Разминка «Угадай букву»

- Эта буква широка и похожа на жука   (Ж)

- На эту букву посмотри, она совсем как цифра три   (З)

- Ты с этой буквою знаком

  Стоят два колышка рядком,

  А между ними поясок, натянутый наискосок    (И)

- Букву «пэ» перевернули, Справа хвостик пристегнули,

  Завернули на конце, Получилась буква...(Ц)

- Половинку от жука составляет буква …(К)

- Безголосый он добряк, всё смягчает …(ь)

- Обруч, мяч и колесо вам напомнят букву…(О)

- Если сделаю я губки очень тоненькою трубкой,

   Звук потом произнесу, то услышу букву …(У)

- Букву «п» в другую букву можно быстро превратить

  Перекладинку немножко нужно только опустить  (Н)

- Эта буква — это слово, в путь всегда оно готово.

   О себе рассказ начнешь, вот её и назовёшь!       (Я)

  1. «Серпантин фраз»

Первому игроку каждой команды предлагается фраза. Задача каждого игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Например:

  1. Я рисую.
  2. Я рисую картину.
  3. Я рисую яркую картину.
  4. Я рисую яркую картину для мамы.
  1.  «Собери слово» Буквы рассыпались. Вы должны собрать любое слово из данных букв. Побеждает команда, которая соберёт длинное слово.

(магнитные буквы вразброс на доске)

  1. «Слова играют в прятки»  

Задание: найти слова, которые спрятались.  Присмотрись к слову и ответь на вопрос:

- Что за полем, где растёт  гречка?

- Какое блюдо готовит стряпуха?

- Какой цветок вручили чемпиону?

- Кто напугал жужелицу?    

 Игра “Отдохнем!”

- Послушай, доскажи, но не ошибись! Отвечать вы будете молча, вместо ответа встают мальчики или девочки.

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только ….

Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у ….

Коньки по льду чертили стрелочки,
В хоккей играли только ….

При всех померяться силенкой,
Конечно, любят, лишь ….

Боятся темноты трусишки,
Все, как один, они ….

               

  1. Замените выражение одним словом-действием

Совать нос-                                                                Чесать языки -

Надуть губы –                                                              Водить за нос -

Ломать голову –                                                          Унести ноги -

Заговаривать зубы -                                                    Клевать носом -

  1. Конкурс капитанов «Словесная перестрелка»

Назвать существительные на букву Д

  1.  Конкурс «Блиц-опрос»  Команда отвечает быстро и правильно.

Вопросы  1 команде  

   1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

   2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу    (текст)

   3.   Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

   4.   Сколько букв в русском алфавите? (33)

   5.   Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)                              

Вопросы  2 команде  

   1.   Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

   2.   Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

   3.   Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…(сказуемым)

   4.   Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?  

   5. Как переносятся слова?  (по слогам)

  1. Составь как можно больше слов из слова «Грамматика»

Если взять большое слово, вынуть, буквы раз и два.

А потом собрать их снова, выйдут новые слова

Итог: Вот и закончилась игра, результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился и в КВНе отличился?

Подведение итогов членами жюри, награждение.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По страницам Красной Книги Республики Бурятии

Слайд 2

Красная книга Республики Бурятия, является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Республики Бурятия, а также перечень необходимых мер по их охране и восстановлению .

Слайд 3

Значение секторов « Приз » - игрок выбирает: продолжить игру или покинуть её, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. Выбор остается за участником. « Плюс » – игроку предоставляется возможность назвать любую букву, которую мы откроем, если она есть в слове-отгадке. « +1 » - можете назвать две буквы, даже, если первую букву вы не угадали. « Шанс » – игрок может попросить помощь зала. « 0 » - вы теряете возможность ответа, и право хода переходит к другому участнику. « Б » - то можете открыть любую букву в слове, не называя её. (Например, первую, последнюю или др .)

Слайд 4

Крупное животное весом до 100-120 кг. Фигура приземистая, ноги сравнительно недлинные, хвост короткий. Это традиционный герой сказок народов севера. Символ благородства, чести, возрождения, солнца.

Слайд 5

Северный олень.

Слайд 6

Многолетнее водное растение с корневищем богатым крахмалом. Цветки крупные, до 12 сантиметров в диаметре. Находится под угрозой истребления из-за сбора красивых цветов и корневищ для лекарственных целей.

Слайд 7

Кувшинка белая Цветок обладает интересной особенностью в «поведении» — после восхода солнца, около 6-7 утра он раскрывается, а вот вечером, еще до захода, примерно в 19 часов – закрывается и уходит под воду, всплывая лишь на заре.

Слайд 8

Сильный пернатый хищник, способный добывать таких крупных животных как лисицу, косуль и других. Однако основная добыча – суслики, зайцы, тарбаганы, и некоторые птицы. Длина тела достигает одного метра, вес до 5 килограммов, размах крыльев два метра.

Слайд 9

Беркут Беркут обладает чрезвычайно острым зрением — там, где человек видит глянцевую фотографию, птица различает скопление разноцветных точек. Приметив потенциальную жертву, беркут пикирует вслед за ней, при этом его скорость может достигать 240—320 км/ч.

Слайд 10

Байкальский пресноводный тюлень — это единственное млекопитающее Байкала. Её называют символом Байкала, изображения используются на эмблемах, сувенирах.

Слайд 11

Байкальская нерпа Один из трёх пресноводных видов в мире, эндемик озера Байкал. Средняя длина тела 165 см, вес от 50 до 130 кг. Живут до 55 лет. Нерпа-вершина в пищевой цепи в экосистеме Байкала. Единственный источник опасности-ЧЕЛОВЕК!!!

Слайд 12

Речной хищник. За ним закрепилась репутация хозяина реки. Летом вода прогревается и хищник теряет свою активность, становится пассивным – его стихия, это холодная вода горных рек .

Слайд 13

Таймень Таймень - древнейшая на Земле пресноводная рыба, которая является самой сильной в реках. Достигает двух метров в длину, продолжительность жизни превышает 30 лет.

Слайд 14

Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется – природа, Давайте же всегда ее беречь!

Слайд 15

спасибо за игру!



Предварительный просмотр:


Занятие на тему "Состав слова".

Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

I. Обучающие:

  • формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически,
  • закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.

II. Развивающие:

  • тренировать правильное чёткое произношение звуков;
  • расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности;
  • активизировать познавательную и эмоциональную деятельность.

III. Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
  • развивать навык слаженной работы;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: фронтальное логопедическое занятие.

Оборудование:

  • Телевизор
  • Карточки с заданиями

Ход урока

Этапы занятия

Ход урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

 

Прежде чем мы начнем наше занятие, послушайте сказку:

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий.

Ребята, а вы как считаете?

Об этом мы с вами поговорим на сегодняшнем занятии.

Обсуждение данного вопроса

Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова. В нём содержится основное лексическое значение всех родственных (однокоренных) слов.

2. Объявление темы занятия

Для того чтобы узнать тему нашего занятия вы должны разгадать шифровку

АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО

Запишите тему занятия в тетрадях.

Сегодня мы с вами повторим и закрепим тему состав слова.

 

3. Игра «Составь слово». 

А для этого мы выполним несколько игровых заданий.

1. Из данных частей составьте и запишите слова.

              а, к, по, сад; 

  1. еньк, ий, свеж;
  2. и, ед, объ, к

1) а, ушк, корм;

2) под, н, вод, ый;

3) к, за, а, руб

Учащиеся выполняют задание.

Проверка устно

Посадка

Свеженький

Кормушка

Подводный

зарубка

4. Игра

 

5.Игра «Шифровальщики».

Записали. Молодцы! А теперь поработаем устно. Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные слова. (устная работа)

1.Он вошел – никто не видел.
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)

2.Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)

3.Покружилась звездочка 
В воздухе немножко, 
Села и растаяла 
На моей ладошке. (снежинка)

4. Я катаюсь на нем 
До вечерней поры. 
Но ленивый мой конь 
Возит только с горы. 
А на горку всегда 
Сам пешком я хожу 
И коня своего 
За веревку вожу. (санки)

Учащиеся выполняют задание.

Заморозки, приморозить, морозец

Ледоход, подледный

Снег, заснеженный,

Снегопад

Саночки, саночный

Следующее задание очень интересное. С помощью графического обозначения частей слов мы с вами будем зашифровывать слова:

правдивый, дремучий, звать, плечо, редко, глубина, честный, молчу, соломка, перепрыгнул и т. д. (письменно)

6. Игра «Суффиксы пошутили»

Играющие имеют на руках суффиксы. Я показываю пару слов, а вы должны исправить ошибку, подставив требуемый суффикс в каждое слово.

дубик - домок, лесяк - морник, садник - ледик, гвоздёк -стебелик

(устно)

Учащиеся выполняют задание у доски.

 

 

 

7Физминутка

видеозапись

 

8. Игра «Превращение».

  1. Как большой дом превратить в маленький?
  2. Как из маленького хвостика сделать большой?
  3. Можно ли превратить рыбу в человека?
  4. Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
  5.  Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес?
  6.  Можно ли из одного стола построить комнату?

 Устно

(добавить суффикс – ик)

(отнять суффикс – ик)

(добавить суффикс –ак)

(отбросить суффикс – ист)

(отнять суффикс – ник)

(можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)

9. Игра «Кто больше?»

Логопед выставляет перед учащимися табличку с корнем. Играющие, используя всевозможные приставки, составляют новые слова.

Например: шёл

пришел, ушел, перешел, отошел, сошел, вышел, подошел, обошел и т. д.

Письменно

10 «Найди лишнее»

Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. поле, полочка, полевой, полюшко;
  3. поговорка, повязка, подушка, пословица

Устно

11. Итог занятия Рефлексия.

Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Ребята вспомните как началось наше занятие?

А теперь мы можем сделать вывод, какая  часть слова самая главная?

- Нужны ли вам знания, полученные на занятии?

 -И где они вам помогут?

Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова. В нём содержится основное лексическое значение всех родственных (однокоренных) слов.

Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились.

Список литературы.

1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.

3. Бачина О.В.Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- Издательство: АРКТИ, 2006.